История развития психологических знаний

Лекция № 4.

История развития психологических знаний.

План.

  1. Проблема психики в трудах античных философов.
  2. Становление психологии как науки о сознании.
  3. Современные психологические теории и подходы к пониманию личности.

  1. Проблема психики в трудах античных философов.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anyma — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая живыми и неживыми предметами.

Позднее в философских учениях античности затрагивались психологические аспекты, которые решались идеалистически или материалистически.

Так, философы-материалисты древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Однако с позиций этого подхода нельзя было объяснить возникновение у человека абстрактного логического мышления, воображения, целеполагания, воли и ряда других психических особенностей. Это создало предпосылки для развития идеалистических взглядов на психику человека.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427−347 гг. до н.э.), душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и истечение мировой души. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда последнее заковывает ее.

Великий философ Аристотель (384−322 гг. до н.э.) в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений.

11 стр., 5082 слов

Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей

Д.А.Леонтьев ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ Понятие потребности является одним из ключевых объяснительных понятий психологии личности. Все побудительные силы человеческой деятельности выводятся в конечном счете из тех или иных потребностей, понимаемых как источники человеческой мотивации. Само понятие потребности при этом, как правило, оказывается не требующим объяснения, т.е. ...

Если бы глаз был живым существом, то душой было бы зрение. Так и душа человека — это сущность живого тела, осуществление его бытия.

В эпоху Средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

  1. Становление психологии как науки о сознании.

С XII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественны наук, благодаря опытно-экспериментальным методам стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать и назвали таковым. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

Рене Декарт (1596−1650) пришел к выводу о различии между душой человека и его телом. Он создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели.

Согласно ей, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозге, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в головном мозге, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются. Этим вызвано то, что, подвергнувшись раздражению, конечность отдергивается или совершает то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты.

12 стр., 5802 слов

Башляр научное призвание и душа человека

... программой действий. Башляр научное призвание и душа человека - Стр 2 Научная мысль по своей ... Эдисон – электрик. Но существует ли животная психология и можно ли выдрессировать умную собаку или ... открывает одновременно всю исто­рию предшествующей работы сознания». Итак, возника­ет необходимость определить дух ... знает так мало, какая неожиданная ра­дость стать наставником! Справедливо или нет (чаще всего, ...

Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм: тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в «разум», а позднее и в «сознание» как знание души о самой себе.

Знаменитая декартовская фраза: «Я мыслю — значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание, следовательно, основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания.

Исходя из этого и стала развиваться психология; она сделала своим предметом сознание.

Немецкий ученый Готфрид Лейбниц (1646−1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики.

Английский философ Джон Локк (1632−1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой время может написать любые письмена. В язык психологии Дж. Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Психология стала изучать, каким образом с помощью ассоциаций человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает место вниманию к умственной деятельности и сознанию.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в.

2 стр., 515 слов

Взгляды Р. Декарта на мышление и их значение для психологии сознания.

Декарт прибегал к методу сомнения. Единственное, в чем он не сомневался – это в том, что он сомневается. «Мыслю, следовательно, существую». Он нашел при источника знания: ощущение (восприятие не гарантирует истинности); мышление (также не свободно от ошибок); чужое авторитетное мнение. По Декарту существует две субстанции: мыслящая и протяженная. Собственное сознание всегда непосредственно дано. ...

Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений: психологических лабораторий и институтов, кафедр высших учебных заведений, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832−1920).

В 1879 г. В. Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

В.Вундт разбил сознание на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии заключалась в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Это направление назвали структуралистским подходом.

Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления или ощущения. Они являются объективными составляющими. Есть еще и субъективные — чувства. В. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Из их комбинации образуются все чувства человека, например радость — это удовольствие и возбуждение; надежда — удовольствие и напряжение; страх — неудовольствие и напряжение.

Однако идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной. Поэтому к 20-м гг. XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

3. Современные психологические теории и подходы к пониманию личности.

Американский психолог Уильям Джеймс (1848−1910) предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он писал: «Психология — это наука о функциях сознания». У. Джеймс выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям. Это происходит либо при повторении уже выработанных форм поведения, либо при изменении из в зависимости от обстоятельств, либо при освоении новых действий, если того требует ситуация. Данный подход получил название функционального.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... идет на контакт с ними, оказывает позитивное воздействие на их личность. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I - Стр 2 Результаты большого числа исследований говорят о ... лектора, смысл которой не совсем доходит до сознания слушателей, нарушает внимание аудитории. В среднем человек легко воспринимает и осмысливает слышимое при скорости ...

У.Джеймс полагал, что когда человек воспринимает ситуацию, возникает инстинктивная физическая реакция, а затем и осознание эмоции. Последняя, с точки зрения ученого, основана на узнавании этого физического чувства, а не исходной ситуации. «Мы чувствуем печаль, потому что плачем. Улыбайтесь — и вам будет весело.» С легкой руки У. Джеймса сейчас улыбается вся американская нация.

Американский психолог Джон Уотсон (1878−1958) провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только определенное поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) определил облик американской психологии XX в. Дж. Уотсон сформулировал кредо этого направления так: «Психология — это наука о поведении».

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул — реакция» являлась ведущей в бихевиоризме. Личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.

Гештальт-психология возникла в Германии благодаря усилиям Т.Вертгеймера, В. Келера и К.Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Понятие о гештальте (от нем. gestalt — целостный образ) появилось, когда стали изучать сенсорные образования. Тогда и обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям).

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях. Деятельностный подход Школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым ... к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного IV этап ...

Построение сложного психического образа происходит в инсайте. Это особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле.

В начале XX в. появился психоанализ, или фрейдизм. Свое название он получил по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856−1939).

Ни одно направление не приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ. Психоаналитическое направление обратилось к изучению неосознаваемых психических процессов. Импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя тот и не подозревает этого, он часто сам не знает, почему совершает что-то. Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, оставаясь неосознанными из-за работы двух механизмов — вытеснения и сопротивления. Сознание сопротивляется им, то есть человек не пропускает в него всю правду о себе. Поэтому бессознательные представления, имея большой энергетический заряд, прорываются в сознательную жизнь индивида, принимая искаженную или символическую форму (три проявления бессознательного — сновидения; ошибочные действия: оговорки, описки, забывание вещей; невротические симптомы).

Таким образом, сущность фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма между вытесненным переживанием и сознанием, который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой.

Связать природу бессознательного ядра психики человека социальными условиями его жизни пытались Карен Хорни, ГСалливан и Эрих Фромм — реформаторы психоанализа, предложенного З. Фрейдом (неофрейдисты).

Человеком движут не только биологические, предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (К.Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Г.Салливан), влияния социоэкономической структуры общества (Э.Фромм).

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... носителя данных процессов - человека. Психология разделяет человека на три "сущности": личность, индивид, индивидуальность. Данные понятия раскрывают характерные стороны индивидуальной жизни человека. Личностью называют конкретного человека, отличающегося определенными особенностями ...

Кроме того, ближайшие ученики З. Фрейда пришли к выводу, что не сексуальные влечения сами по себе, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А.льфред Адлер) либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (Карл Юнг), определяют психическое развитие личности.

Гуманистическая (экзеистенциальная) психология, виднейшими представителями которой являются, Карл Роджерс (1902−1987), Абрахам Маслоу (1908−1970), предметом психологических исследований полагает здоровую творческую личность человека. В противовес фрейдизму и бихевиоризму, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

Представители когнитивной психологии (от лат. cognitio — знание) Джордж Келли (1905−1966) и др. отводят решающую роль в поведении субъекта знаниям. Дж. Келли считал, что любой человек — это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон.

Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Благодаря бессознательному он соединен с бессознательной психикой других людей, а также с космической информацией, с «мировым разумом».

Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главная характеристика которого — общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии — изучать законы взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфликтов (Э.Берн).

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось.

Структурный подход (К.К. Платонов). К.К.Платонов понимал под личностью некую биосоциальную структуру, в которой он выделял следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента.

Системный подход (Алексей Николаевич Леонтьев). Личность, по мнению А.Н.Леонтьева, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

К понятию «личность» А.Н.Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе и профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. данные свойства могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности, а составляют лишь предпосылки и условия ее формирования.

А.В.Петровский понимает личность как особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе выступления его в общественные по своей природе отношения. При таком подходе прослеживаются два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека. Во-вторых, личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами, а следовательно. Можно сделать вывод о том, что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.

Борис Герасимович Ананьев, в отличие от других, выделяет следующие уровни организации человека: индивид — субъект деятельности — личность — индивидуальность. Вместе с тем, по мнению Б.Г.Ананьева, личность — это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса, то есть свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. В вопросе о структуре личности Б.Г.Ананьев разделяет точку зрения К.К.Платонова. Кроме того, он полагает, что все четыре основные стороны личности тесно связаны друг с другом. Однако детерминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

Комплексный подход (Б.Ф.Ломов). Б.Ф.Ломов попытался вскрыть всю сложность и неоднозначность соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводились к следующим основным положениям:

— все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. В этой связи проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема соотношении организма и личности;

— каждое из этих понятий одновременно относится к человеку как представителю вида Homo sapiens, и как к члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий отражены разные системы свойств человека: в понятии организм — структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии личность — включенность человека в жизнь общества;

— объективным основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается;

— формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени.

Исходя из этого можно сделать вывод: факторы. Определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, то есть на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Связи между ними многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т. д.

Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

Психика и личность человека столь многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности человеческой психики. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну теорию и отвергать все другие недопустимо. Максимальная полнота и всесторонность, комплексность познания предполагают, что необходимо знать и учитывать все существующие концепции и подходы, рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани. (Весьма вероятно, далеко не все они известны современной науке.)

Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности следует учитывать биологическую (тело, врожденные инстинкты) и социальную природу человека (социальные отношения, интериоризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную психические сферы, единство познавательно-интеллектуальной, эмоционально-мотивационной, поведенческо-волевой областей, а также сущность личности. Ее центр — самость.