2
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Череповецкий Государственный Университет»
Институт педагогики и психологии
Курсовая работа
Тема: Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива
Содержание
- Введение
-
- Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива
- 1.1 Коллектив как фактор развития и воспитания учащихся
- 1.2 Характеристика и этапы развития ученического коллектива
- 1.3 Работа социального педагога по формированию ученического коллектива
- 1.4 Основные формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива
- Глава 2. Система работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива
- 2.1 Программа изучения опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива
- 2.2 Описание опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива в МУСОШ №18 г. Череповца
- 2.3 Методические рекомендации для социального педагога направленные на сплочение ученического коллектива
- Заключение
- Список литературы
Введение
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания.
Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является
формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно — эстетических отношений. Поэтому в процессе социально-педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Коллектив — контактная группа, характеризующаяся общностью общественно значимых целей ее членов, высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости.
Ученический коллектив — группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающиеся сплоченностью, общей ответственностью.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании и становлении личности в советские времена стало одним из главных отличий отечественной системы от зарубежных систем. То, что стратометрическая концепция А.В. Петровского получила всемирную известность в психологической науке так же, как и теория поля Курта Левина, было обусловлено повышенным вниманием советских ученых к феноменологии коллектива.
Динамические характеристики коллектива рассматривались Е.Н. Каменской, А.А. Деркача, А.Н. Сухова, Т.А. Ивановой и В.В. Ивановым. Количественные характеристики малых групп, такие как сплоченность, экспансивность, конформность, ценностно-ориентационное единство, референтность, нашли описание в исследованиях В.С. Агеева, М.И. Еникеева, С.А. Богрецова, Я.Л. Коломинского, В.М. Козубовского, В.А. Семиченко, Н.Н. Обозова и других.
Особенности развития ученических коллективов раскрыты в трудах Е.Н. Каменской, В.А. Чикер, Л.Г. Почебут, Н.И. Шевандрина, И.Н. Фридмана.
Не смотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в сокровищнице социальной психологии групп, современные руководители всех уровней испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата.
Анализ социальной и педагогической литературы позволяет выявить противоречие между необходимостью обоснованного применения различных форм работы по сплочению ученического коллектива в учебно-воспитательном процессе и недостаточностью изученности данного вопроса в теории.
Для преодоления возникшего противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы формы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива?
Существование объективной проблемы, необходимость ее решения и наличие для этого определенных теоретических предпосылок свидетельствуют об актуальности выбранной темы исследования: «Формы работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива».
Объект исследования: система работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива.
Предмет исследования: формы работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива
Цель исследования: выявить формы работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать ученический коллектив;
2. проанализировать работу социального педагога школы по формированию ученического коллектива;
3. изучить формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива;
4. разработать программу изучения опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива;
5. разработать методические рекомендации, направленные на сплочение ученического коллектива.
Методы исследования:
теоретические: анализ и синтез, сравнение и обобщение;
эмпирические: анализ литературы и документов, опрос, беседа, изучение опыта.
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Череповец, ул. Чкалова д. 20а
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива
1.1 Коллектив как фактор развития и воспитания учащихся
Для работы педагога по созданию коллектива учащихся большое значение имеет правильное представление о том, что следует понимать под словом «коллектив» и какой коллектив выступает фактором развития и воспитания учащихся.
Коллектив (лат. kollectvus — собирательный) представляет социальную общность людей, объединенных на основе общественно значимых коллективных и личных целей, интересов и общения.
На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством организации. Поэтому к основным характерным признакам коллектива относятся:
наличие общественно значимых целей;
их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;
систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;
соответствующая организация совместной деятельности;
систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;
наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;
атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
развитые критика и самокритика;
сознательная дисциплина.
Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные акции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным питателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива:
организационную — детский коллектив становится объектом управления своей общественно полезной деятельностью;
воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
стимулирующую — коллектив способствует формированию нравственных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Поэтому в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников. Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.
Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Диалектика педагогического процесса такова, что педагогическое требование, будучи сначала методом в руках педагогов, в своем развитии становится методом деятельности воспитательного коллектива и одновременно превращается во внутренний стимул деятельности детей, отражается в их интересах, потребностях, личных стремлениях и желаниях.
Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива, опираясь на них. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния может актив, поэтому так важно его воспитание.
Общественное мнение в коллективе — это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить, только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности; проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов и, наоборот, воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним.
Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников. А.С. Макаренко разработал «закон движения коллектива». Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен
постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями заданного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне обшей коллективной перспективы выделить и свою личную. [7]
1.2 Характеристика и этапы развития ученического коллектива
Школьный ученический коллектив представляет особую организационную форму коллективного объединения всех учащихся на основе учебной деятельности. Большое место в жизни школьного коллектива, кроме того, занимает внеклассная деятельность учащихся, которая осуществляется по классам, а также охватывает учащихся всей школы или нескольких классов.
Ученический коллектив имеет признаки любого коллектива. Однако ему присущи специфические особенности, в качестве которых можно выделить следующие.
1. Деятельность ученического коллектива направлена на самих себя, на воспитание каждой личности и всех учащихся, подготовку их к труду и общественной работе, тогда как деятельность других коллективов направлена на объекты, лежащие за их пределами (производство, спорт, оборона страны и т.д.).
2. В ученическом коллективе объектом и субъектом обучения и воспитания являются учащиеся, а центральной фигурой этого процесса выступает педагог, так как деятельность учащихся не сводится к самообучению и самовоспитанию. Процесс обучения и воспитания невозможен без взаимодействия «учащийся — педагог».
3. Особенность ученического коллектива состоит и в том, что основной вид деятельности школьников — учение, которое организует и сплачивает их единством цели, формами и методами обучения и воспитания.
4. Ученический коллектив характеризуется однородным возрастным составом, обеспечивающим общность интересов, взаимопонимание и относительную психологическую совместимость.
Указанные благоприятные особенности ученического коллектива реализуются не сами по себе, а в результате разнообразной совместной деятельности. И коллектив становится фактором воспитания учащихся не сразу, а в результате целенаправленной и систематической работы.
Педагогический коллектив совместно с общественными организациями воспитывает и сплачивает коллектив всей школы. Однако наряду с задачей создания общешкольного коллектива ставится и задача воспитания и сплочения отдельных классных коллективов, которые рассматриваются как первичные коллективы. Школьный (или классный) ученический коллектив является не просто организованной формой объединения учащихся, направленного на совместную учебу и внеклассную работу, но он одновременно является и важнейшим средством воспитания коллективизма.
В педагогическом понимании только тот классный или школьный коллектив может считаться коллективом, который действительно является средством воспитания коллективизма, воздействуя на каждого отдельного ученика и всех учеников вместе, и деятельность которого имеет ярко выраженную социальную направленность.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
Первая стадия (педагог как субъект управления) — становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организаций.
На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. [7]
Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии. [8]
Показателем сформированного коллектива А.С. Макаренко считал также внутри-коллективные отношения, имеющие особые отличительные признаки:
1) мажор — постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;
2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
3) дружеское единение его членов;
4) ощущение защищенности каждого члена коллектива;
5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;
6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.
Большое внимание А.С. Макаренко уделял возникающим, крепнущим на всех стадиях развития коллектива традициям. Традиции — это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Он полагал, что они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь. [7]
1.3 Работа социального педагога по формированию ученического коллектива
Проблема формирования и развития коллектива — одна из важнейших проблем современной педагогики. Обусловленный определенными взаимоотношениями, уровнем сознательности и морального воспитания коллектив является важным фактором и средством воспитания, развития и формирования личности человека.
Наличие сильного, дееспособного коллектива справедливо принято считать критерием оценки воспитательной работы любого образовательного учреждения. Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, продолжает выступать фактором формирования социальной сущности индивида. Кроме того, сегодня, когда происходит решительная смена образовательных парадигм, задачи воспитания учащихся, ориентированные на общечеловеческие и гражданские ценности, могут быть успешно реализованы только при активной творческой деятельности коллективов.
Процесс формирования коллектива требует постоянной и систематической работы, как коллектива педагогов, так и самих учащихся.
Эта работа связана, прежде всего, с реализацией следующих психолого-педагогических условий:
поддержанием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
учетом личностных особенностей каждого учащегося;
реализацией отношений сотрудничества педагога и коллектива учащихся;
использованием форм и методов, позволяющих поставить учащихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.
Реализация этих условий предполагает построение системы работы с коллективом, которая может включать в себя различные формы организации внеучебной деятельности. Такие, как:
специально подобранные тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи, повышение активности членов коллектива;
деловые игры, главная цель которых — выработка совместного коллективного решения, вовлечение всех членов коллектива в дискуссию;
организация и проведение общественных мероприятий и т.д.
Важнейшее условие формирования — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем:
1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;
2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;
3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;
4) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.
Формирование коллектива будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления с учетом той стадии развития, на которой он находится. Этот процесс протекает в два этапа:
сбор информации о коллективе и входящих в него членах;
2) организация адекватных его состоянию воздействий, главная цель которых — оптимизация влияния коллектива на личность каждого отдельно взятого члена и совершенствование коллектива.
Коллектив — это не просто система, это, прежде всего динамическая система. Он постоянно меняется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Социальный педагог должен менять тактику управления по мере развития коллектива. Не подавлять и командовать, а направлять и сотрудничать. Высокой эффективности социальный педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив педагогов, включает группу в общественную деятельность и сотрудничает с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. [13]
Не менее важной задачей является формирование устойчивой нормативно-ценностной основы взаимодействий и взаимоотношений в ученическом коллективе. Сплочение коллектива на уровне норм и ценностных ориентаций происходит по мере того, как учащиеся все активнее объединяются между собой в совместной общественно-полезной деятельности, которая препятствует замкнутости коллектива и включает его в более широкие связи и отношения. В этой деятельности группа сплачивается и объединяется с другими коллективами — так закладывается фундамент ее последующего развития.
Важнейшим содержанием этого процесса является развитие групповой сплоченности. В ходе этого развития группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности самой предметной деятельности все в большей степени разделяются отдельными индивидами потому, что они включены в их совместную деятельность. Особое значение здесь приобретает сочетание общественной направленности совместной деятельности ученического коллектива с ее эмоциональной привлекательностью.
После того, как достигнуто мотивационно-целевое сплочение коллектива, можно приступать к следующей задаче — поиску единства мнений относительно путей и средств достижения поставленных целей. Сначала коллектив обсуждает пути и средства предстоящей работы, составляет единый план действий. На этой основе вырабатываются способы общения и взаимодействия, обеспечивающие последующее развитие коллектива и эффективность его работы.
Одним из кардинальных вопросов в процессе формирования коллектива учащихся является коррекция психологического климата в нем. В данном случае можно говорить об основных (традиционных) и специальных (вспомогательных) средствах управления психологическим климатом. К основным средствам относятся: материально-бытовые условия, четкая организация учебно-воспитательного процесса, направленность деятельности коллектива, единство требований, перспективы коллектива, традиции коллектива, характер руководства коллективом, соответствие формальной структуры неформальной структуре коллектива, стиль взаимоотношений и другие. [14]
Специальные средства представлены следующими видами воздействия: педагогические ситуации, в частности, создание ситуации успеха на занятиях; педагогические игры создание эстетически привлекательных условий для совместной деятельности, направленных на повышение жизненного тонуса членов коллектива и общего уровня активности; создание благоприятной психологической атмосферы, при которой каждая личность чувствует себя защищенной и не боится максимально проявить свои способности.
Таким образом, формирование коллектива — это сложный и многоплановый процесс, который связан с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение личности в системе внутриколлективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важным является понимание того, что коллектив — это динамическая система, в которой постоянно происходят какие-то изменения. Тем не менее, формирование коллектива — это, безусловно, педагогически управляемый процесс, эффективность которого во многом зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно социальный педагог диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.
1.4 Основные формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива
Формы работы социального педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия — уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно — эстетическая деятельность, ролевой тренинг.
Групповые занятия — тренинги по формированию сплоченности коллектива являются своеобразным мостиком в личностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего в настоящем. Они способствуют развитию рефлексии, навыков групповой работы, креативного стиля мышления. Также способствует формированию положительной групповой динамики и соответствующего благоприятного социально — психологического климата. На занятиях происходит усвоение и закрепление ценностей (норм) коллектива, как неотъемлемой составляющей класса. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час является прямой формой общения социального педагога с учениками.
Возможны совершенно различные виды классных часов. Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа, экскурсии или тематические лекции. Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидна. В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, социальный педагог часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого. Организация и проведение общественных мероприятий также является формой работы по сплочению ученического коллектива. В процессе общих дел у учащихся появляется взаимопонимание и взаимоподдержка друг друга. [18]
Глава 2. Система работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива
2.1 Программа изучения опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива
Данная программа была разработана с целью изучения опыта работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива. Базой для ее реализации стало МОУ СОШ №18 г. Череповец. Данная программа состоит из трех этапов.
Объект изучения: опыт работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива.
Предмет изучения: опыт реализации форм работы по сплочению ученического коллектива в деятельности социального педагога в МОУ СОШ №18 г. Череповец.
Цель программы: изучить опыт реализации форм работы по сплочению ученического коллектива в деятельности социального педагога в МОУ СОШ №18 г. Череповец.
Задачи программы:
1) изучить опыт работы по сплочению ученического коллектива в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18.
2) изучить формы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива.
3) обобщить полученную информацию и сформулировать методические рекомендации.
Субъект изучения: социальный педагог
Методы изучения: анализ документации, беседа, анкетирование, наблюдение.
Содержание программы.
Ориентировочный этап.
Цель: изучить опыт работы по сплочению ученического в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18».
Направление изучения:
1. Сбор информации о микросреде школы.
2. Выявление основных направлений воспитательной работы в школе.
3. Характеристика ученического состава школы.
Методы: Анализ документации, беседа с директором школы.
Методики: Изучение годового плана школы.
II. Диагностический этап.
Цель: изучить формы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива.
Направление изучения:
1. Анализ опыта работы социального педагога по сплочению ученического коллектива
2. Характеристика форм работы социального педагога по сплочению ученического коллектива.
Методы: Изучение документации, беседа с социальным педагогом.
Методики: изучение отчета о работе по сплочению ученического коллектива 6в класса.
III. Аналитический этап.
Цель: обобщить полученную информацию и сформулировать методические рекомендации.
Направление изучения:
1. Формулировка выводов.
2. Разработка методических рекомендаций.
Методы: Метод интерпретации и обобщения результатов, методы экспертных оценок.
2.2 Описание опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива в МУСОШ №18 г. Череповца
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» расположена по адресу: ул. Чкалова д. 20а, телефон 57-51-39. Микрорайон находится на западной окраине города. Школа расположена в непосредственной близости с проезжей частью. Около школы находятся: кожно-венерический диспансер, правоохранительное отделение милиции, строительный магазин «Некс», напротив школы расположены авто-рынок «Панькино», небольшие продуктовые павильоны. В районе школы на ул. Чкалова находится большое количество общежитий, также наблюдается большой поток автомашин, так как рядом расположены различные предприятия города, а также автоцех АО «Северсталь». Улица Чкалова является объездной дорогой для крупногабаритного автотранспорта.
В школе обучается 388 детей, из них мальчиков — 226 (55,5%), девочек — 181 (44,5%), из них из них:
в традиционных классах — 273;
в специальных коррекционных VII вида-97;
в классах компенсирующего обучения-18;
детей-инвалидов — 4;
обучаются на дому-6 учащихся.
Педагогический состав школы — 44 человека. Директор школы: Красикова Вера Михайловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Фалёва Елена Станиславовна, заместитель директора по воспитательной работе: Самойлова Марина Викторовна, педагог-психолог: Юферицына Юлия Сергеевна,
учитель-логопед: Зайкова Виктория Вячеславовна, социальный педагог: Лебедева Марина Анатольевна.
Образовательное учреждение работает по следующим образовательным программам:
образовательная программа начального общего образования;
специальная (коррекционная) образовательная программа для детей с задержкой психического развития начального общего образования;
образовательная программа основного общего образования;
специальная (коррекционная) образовательная программа для детей с задержкой психического развития основного общего образования;
образовательная программа основного среднего (полного) образования.
В школе ведется воспитательная работа по следующим направлениям:
деятельность по формированию правосознания и гражданской ответственности;
нравственная и патриотическая деятельность;
трудовая и профориентационная деятельность;
экологическое воспитание;
спортивно-массовая работа;
санитарно-просветительская деятельность;
культурно-массовая работа;
школьные традиционные дела.
Воспитательный процесс в школе осуществляется под руководством воспитательного центра в составе:
1. Заместитель директора по воспитательной работе — Самойлова Марина Викторовна.
2. Социальный педагог — Лебедева Марина Анатольевна.
3. Старшая вожатая — Исакова Елена Сергеевна.
В системе воспитательной деятельности такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности, демократизация школьной жизни, то есть вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и родителей, позволяет решать ученическое самоуправление.
Формы организации воспитательной деятельности разнообразные:
воспитание в процессе обучения;
внеурочная деятельность;
внутриклассная деятельность;
межклассная деятельность;
внеклассная деятельность;
участие в работе творческих объединений;
массовая, общешкольная;
работа с семьей и общественностью.
Эти формы реализовываются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система школьных традиций.
Традиционные общешкольные праздники: День знаний, День Учителя, Посвящение в ученики (первоклашек), пятиклассники и старшеклассники, Новогодний марафон, День Победы, Прощание с начальной школой, Последний звонок, Выпускной вечер.
Одной из задач в работе социального педагога является создание здорового климата в школьном коллективе, основанное на сплоченности и взаимопонимании учащихся. Для реализации данной задачи социальный педагог использует различные формы работы, такие как организация и проведение общественных мероприятий, ролевые игры, групповые тренинги, беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы.
Для работы с определенным классом, социальный педагог составляет социальный паспорт класса, в котором отражены такие показатели: количество учеников, их фамилии, состав семьи и материальное положение семьи, определяет учеников их категории «группы-риска». На основе анализа данных составляет программу работы с классом, с учениками. Подбирает определенные формы работы для данного класса, коллектива.
2.3 Методические рекомендации для социального педагога направленные на сплочение ученического коллектива
Базовая цель поведения ученика — чувствовать свою причастность к жизни школы — означает «чувствовать свою важность и значимость». Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу. Именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности — осознанию себя полноценной личностью». [12]
Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т.е. строить и поддерживать приемлемые отношения с педагогом и одноклассниками, были разработаны следующие рекомендации:
1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.
Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:
Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?
Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
Какие традиции есть в нашем классе?
Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.
Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?
Ввести традицию обратной связи.
В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого социальный педагог планирует воспитательную работу.
Создать «ящик пожеланий».
Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий.
Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир».
Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.
Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.
2. Особую работу следует вести с » отвергнутыми» детьми.
Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.
Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.
Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
3. Работа в группах.
На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.
4. Распределение между учащимися поручений.
Для этого ученики на доске пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Затем ребята определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять.
дежурные по классу, по школе, по этажу;
медицинская служба класса — фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуют посещение больных ребят;
библиотечная служба класса — помощь в подборе литературы для сценариев классных дел, анализ читательских интересов класса;
дежурные по столовой и гардеробу;
хозяйственная служба класса;
служба озеленения;
сценарная группа и т.д.
От социального педагога требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Социальный педагог должен уметь поддерживать инициативу детей. Самое главное — социальный педагог должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его. [16]
Заключение
В курсовой работе рассмотрены формы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива. Также рассмотрены понятия коллектив, ученический коллектив, сплоченность. Описаны этапы развития ученического коллектива. Изучена работа социального педагога в школе по формированию ученического коллектива.
Формирование сплоченности ученического коллектива является одной из задач в работе социального педагога.
Сплоченность понимается как устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей, трактуется как такое состояние группы, к которому она приходит в результате возрастания взаимодействия между членами группы, причем, чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот.
Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности.
Сплоченность коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.
В создании, сплочении и всей жизнедеятельности коллектива главная роль принадлежит социальному педагогу. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни.
В работе представлен анализ опыта работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива на основе программы изучения опыта. Также разработаны рекомендации для социального педагога направленные на сплочение ученического коллектива.
В заключении, можно сделать вывод, что поставленные в начале работы цели и задачи, выполнены.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991.
Понятие о воспитании в педагогической психологии
... Издательство политической литературы. 1975 5. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И. В. М. ТЦ Сфера. 1997 6. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. М. Семья и ... что совершает благо. Можно приводить много примеров попытки безбожного воспитания, но всё можно свести к смыслу слов из Священного Писания. Если над нами нет Бога, то ...
Психология родительства (детско-родительские отношения)
... ожиданий, а также репродуктивное поведение, взаимоотношение супругов, родительское отношение, стиль семейного воспитания. Родительское отношение. Эмоционально-ценностное отношение к ребёнку. Реализуется в эмоциональной дистанции. Часто ... Включает представления о родительских ожиданиях и представлениях в отношении ребёнка, роли в воспитании супруга, о возможных способах взаимодействия с ребёнком ...
СТРУКТУРА ВВЕДЕНИЯ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ
... на 8 вопрос(ов) из 8 просмотренных. СТРУКТУРА ВВЕДЕНИЯ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ 1. Актуальность 2. Степень разработанности (фамилии исследователей, ... РЕЗУЛЬТАТЫ Типичные ошибки: 1. Включение теоретических выкладок во введение (со ссылками на первоисточники) 2. Описание методов исследования ... «заглавие книги» - участник дает фразу из двух слов, которая содержит сущность и парадокс, заключенный в определенной ...
Психологические условия воспитания бережного отношения к животному ...
... к животным», необходимо рассмотреть определение понятия «воспитание бережного отношения к животным». М.К. Ибраимова под воспитанием бережного отношения к животным подразумевает ... сказок. Предметисследования:психологическиеусловиявоспитаниябережногоотношениякживотнымудетей5-6летпосредством экологических сказок. Гипотеза: Воспитание бережного отношения к животным у детей 5-6 лет посредством ...
Нравственно-эстетическое воспитание в учреждениях НПО
... противоречий порождает тему исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся в учреждениях НПО». Цель работы: теоретически проанализировать и ... – М.: Мастерство, 2002 – 288 с. 14. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., «Сфера», 1997 – ... Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение запрета на цензуру резко расширили и преобразили ...
Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...
... человеке. Исследуя свой предмет, получая факты, формулирую закономерности, строя гипотезы и теории, психология вынуждена помнить об общности психики животных и человека. В первую очередь это ... к стиранию качественных различий психики животных и человека (широко известное направление в психологии — бихевиоризм, где результаты исследований психики животных прямо переносились на человека), либо к ...
Разработка урока по дисциплине "Психология малых социальных групп"
... наук, доцентов. Факультет имеет следующие подразделения: • Кафедры (общей и прикладной психологии, клинической психологии, социальной психологии) • Центр переподготовки и повышения квалификации • Психологический центр университета " ... 6. Стратометрическая модель развития группы Артура Владимировича Петровского. 7. Типология групп А.В. Петровского. 8. Параметрическая концепция Льва Ильича Уманского 9. ...
Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...
... учреждений в сельской местности Заключение ВВЕДЕНИЕ. Практика работы отделения срочной социальной помощи нуждающимся гражданам. 1. Отделение срочного социального обслуживания 2. Задачи, стоящие перед отделением ССО ... приема детей в дошкольные учреждения 1.4 Документация дошкольного учреждения 2. Педагогический коллектив и его состав 2.1 Воспитатель дошкольного учреждения 2.2 Заведующий - организатор ...
2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. /И.П. Иванов — М., 1984.
3. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. — Минск, 1995.
4. Каменская Е.Н. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. — М., 2008.
5. Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996.
6. Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.
7. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. — М., 1977.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. — Москва: Академия, 1997.
9. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. — М., 1998.
10. Ночевник М.Н. Человеческое общение. — М.: Просвещение, 1986.
11. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995.
12. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М., 1982.
13. Пидкасистый П.И. Воспитание как педагогическое явление. — М., 1995.
14. Пидкасистый П.И. Педагогика. — М., 1998.
15. Сухомлинский В.А. О Воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. — 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982.
16. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1988.
17. Чикер В.А., Почебут Л.Г. Организационная социальная психология — М., 2002.
18. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.