Отклоняющееся поведения детей и подростков как социально-педагогическая проблема

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Отклоняющееся поведения детей и подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………..5

1.1 Понятие и сущность «отклоняющееся поведение»……………………5

1.2 Причины возникновения отклоняющегося поведения……………..16

Глава 2.Работа социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения…………………………………………………………………………………………………20

2.1 Нормативные правовые основы по профилактике детей и подростков с отклоняющимся поведением…………………………………………………20

2.2 Основные направления социально-педагогической работы по профилактике с детьми отклоняющего поведения в государственных учреждениях……………………………………………………………………………………………..23

2.3. Программа исследования по профилактике отклоняющегося поведения……………………………………………………………………………………………26

2.4.Результаты исследования по профилактике отклоняющегося поведения……………………………………………………………………………………………27

8 стр., 3558 слов

Проявление девиантного поведения у младших школьников и подростков

... девиантного поведения подростков. Цель исследования: определить условия профилактики и предупреждения девиантного поведения подростков и детей младшего школьного возраста. Объект исследования: дети подросткового и младшего школьного возраста. Предмет исследования: проявление девиантного поведения подростков и детей ...

Заключение…………………………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………………………….31

Приложение…………………………………………………………………………………………33

Введение

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, — старые разрушены, новые — не созданы.

Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения поведения трудных подростков привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ.

8 стр., 3640 слов

Особенности адаптации подростков в обществе

... для современного общества является адаптация подростков в обществе. Цель работы - определить особенности проблемы социализации подростков, с чем ... Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности ... иных категорий граждан; - относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для ...

Объект исследования — девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования — социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением.

Цель исследования — изучить социально-педагогическую профилактику с отклоняющимся поведением детей и подростков.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие и сущность «девинтного поведения» как социально — педагогическое явление;

2. Рассмотреть виды и формы «девиантного поведения»;

3.Рассмотреть причины «девиантного поведения»;

4. Рассмотреть направления социально-педагогической работы по профилактике с детьми отклоняющего поведения в государственных учреждениях;

Метод исследования:

1. Теоретические : изучение и анализ научной и учебной литературы;

2. Эмпирические : беседа;

3. Интерпретационные : анализ полученных результатов

Глава 1. Отклоняющееся поведения детей и подростков как социально-педагогическая проблема

1.1 Понятие и сущность «отклоняющееся поведение»

В любом обществе существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение от норм столь же естественно, как и следование им. Во все времена человечество боролось со всеми формами и видами отклоняющегося поведения, потому что резкие отклонения от нормы, как в положительную, так и в отрицательную сторону, грозили нарушением стабильности общества, а стабильность всегда ценится прежде всего.

Для того, чтобы выяснить причины девиантного поведения, нужно как минимум выяснить что же вообще такое девиантное поведение. Отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам или нормам психического здоровья.

В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.

Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Если воспользоваться научным определением, то девиантное поведение, девиантность (лат.deviatio — отклонение) — это:

· поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (соц.группе) нормам и ожиданиям;

4 стр., 1924 слов

Профилактическая работа с подростками девиантного поведения в ...

... Данные актуальные вопросы, стоящие перед специалистами и современным обществом определили тему нашего исследования: «Профилактическая работа с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних». Цель исследования: теоретически ...

· социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям;

В первом значении — как индивидуальный акт — девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой и другими поведенческими науками. Во втором значении — как элемент социального бытия — девиантность служит предметом социологии и социальной психологии.

Отклоняющееся поведение выражается конкретно в пьянстве, алкоголизме, наркомании, токсикомании, проституции, насилии, преступности, самоубийстве, социальном паразитизме, бюрократизме, отклонениях в сфере морали.

Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер из-за динамизма социальных процессов, кризисных ситуаций во многих сферах общественной жизни, роста социальной незащищенности граждан. Поэтому оно стало объектом внимания многих социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Следовательно, возрос спрос на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей, а также на объяснение причин, условий и факторов, способствующих их возникновению.

Отклоняющееся поведение имеет свои этапы постепенного развития, которые сам индивид не замечает, но всегда заметит психолог, наблюдающий за ним. Зная последовательность этих этапов, можно предотвратить каждый из них. Девиация начинается с невозможности реализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, направленная на других или на самого себя. Если человек долго не выходит из этого состояния, то формируется невроз — болезнь, которая возникает в результате столкновения желаний человека и печальной действительности. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данной ситуации выделяется несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, послеконфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта цели достигаются, то девиация прекращается. Если нет, то она продолжается в формах преступности и противоправных действий.

Изучая отклонения в поведении, важно помнить, что они бывают как позитивные, так и негативные, а соответственно имеют разные з……..

Список использованной литературы

I.Законы и иные акты

Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, принятый Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года

II.Научная литература

1. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. — Мн., 1988. — 182 с.

2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения).

— М.: Академия, 2003. — 288 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М: 1997.

4. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 64 с.

5. Касаткин В. Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. — М.: 2003. — 132 с.

15 стр., 7455 слов

Факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков

... зависимое (аддиктивное) и девиантное поведение. 3. Рассмотреть причины возникновения зависимого поведения. 4. Проанализировать особенности девиантного поведения у подростков. 5. Раскрыть основые формы зависимого поведения и факторы, влияющие ... зависимостью, но не любое зависимое поведение можно назвать аддиктивным. Мы хотим привести такой пример: любой ребёнок, особенно младенец, находится в ...

6. Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. — М., 2003. — 136 с.

7. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. — Минск, 1988.

8. Личко А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. — Л.: 1983.

9. Кравчук В.Н. Обеспечение права ребёнка на жизнь и воспитание в семье в свете рекомендаций Комитета ООН по правам ребёнка //Гражданин и право, 2009, № 10, с.16-24

10. Алемаскин, М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей / М.А. Алемаскин. — М., 1968. — 114 с.

11. Басаева, Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе /Н.В Басаева. — М.: Изд-во АПН СССР. — 149 с.

12. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростка: метод. пособие / Г.Ф. Бедулина, А.Д. Григорьев, И.И. Прочакова; Бел. респ. молодеж. об-ние «Звеставанне». — Мн., 2001. — 288 с.

III. Прочие источники

13.Конвенция ООН о правах ребенка < law/>

14.Девиантное поведение [< 84/1520-2-deviantnoe-povedenie.html>]