Понятие о воспитании в педагогической психологии

1. Введение

2. Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности.

3. Качества личности как единство мотива и формы поведения.

4. Деятельность как главный фактор формирования личности. Роль ведущей деятельности в формировании личности.

5. Формирование социально ценных мотивов личности (по А.Н. Леонтьеву).

6. Заключение

7. Список литературы

Введение.

Целью данной работы является рассмотрение важнейшего процесса формирования и развития человеческой личности – воспитания. Человек становится человеком только среди людей и именно они с первых дней жизни ребёнка оказывают на него наибольшее воздействие. Эта внешняя сила формирует и корректирует любого из нас. Поэтому очень важно, чтобы процесс воспитания имел целенаправленный характер, направленный на подготовку ребёнка ко взрослой полноценной самостоятельной жизни.

Успешное воспитание невозможно без достижений мировой педагогической науки, но приоритетное направление должно иметь корни в отечественной культуре. Наши дети будут жить в России, поэтому и готовить их нужно к жизни в своей стране. Опора на традиции национальной педагогики, психологии и культуры поможет детям вырасти полноправными гражданами Родины. Каждый народ имеет свои особенности, поэтому общечеловеческие ценности хорошо ложатся только на почву, характерную для определенной нации. Как показали прошедшие 20 лет, западный индивидуализм не может быть принят нами успешно без чувства коллективизма. Русские всегда отличались высоким патриотизмом, который невозможен без общей сплочённости.

Мы также убеждены в том, что прошедшие 70 лет Советской власти показали полную несостоятельность чисто атеистического воспитания. Человеку часто просто невозможно объяснить, почему нельзя причинять зло другим людям или государству. Под любое преступление можно подвести идеологическую базу и оправдать его. Когда в 30-е годы 20 века проводилась коллективизация, то государство узаконило грабёж наиболее работящей, непьющей и деловой части сельского общества. Так называемые кулаки, всего добившиеся своим трудом и предпринимательской смекалкой, были объявлены врагами и ограблены до нитки. Пионер Павлик Морозов фактически совершил предательство своей семьи, но советская пропаганда назвала это подвигом. Ребёнок поверил в другие идеалы и нанёс удар в спину самым близким людям, думая, что совершает благо.

12 стр., 5634 слов

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в ...

... исследования: психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на ... 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....57 БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………... ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………... ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования. На сегодняшний день, когда ... (стратегические цели рассчитаны на всю жизнь, на их основе выдвигают тактические цели, ...

Можно приводить много примеров попытки безбожного воспитания, но всё можно свести к смыслу слов из Священного Писания. Если над нами нет Бога, то значит и нет беззакония, то есть, нет греха. Следовательно, для любого поступка можно найти оправдания. Советские люди говорили, что воруют у государства, потому что оно само их обкрадывает. К какому мы пришли результату? В нашем селе до Великой Отечественной войны ни одна дверь не закрывалась. В 60-х годах начали появляться замки. Сегодня везде, начиная со школы и заканчивая крупными организациями, воровство стало обыденным делом. До революции в Рязанской губернии количество полицейских исчислялось несколькими десятками, сегодня правоохранительная система нашего региона насчитывает тысячи сотрудников. Они не могут победить преступность, потому что люди не понимают, что нельзя совершать преступления. Для того, кто не верит в Бога, всё можно. Последние события на Украине это красноречиво подтверждают.

Поэтому мы считаем, что воспитание детей должно, прежде всего, опираться на религиозную основу. Дети должны знать, что есть Тот, кто знает всё и любит человека вместе со всеми его недостатками. Однако при этом мы все несём ответственность за свои дела, даже если о них никто из людей не знает. Именно возможность сохранения тайны подталкивает многих людей совершать неблаговидные поступки. Не пойман – не вор. А Богу не нужно ничего доказывать, он и так обо всём осведомлён лучше всех и воздаёт по заслугам. Да, мы не всегда понимаем события нашей жизни, но вера в то, что всё идёт во благо, помогает пережить трудные времена. Когда ребёнок видит отсутствие двойной морали и пример взрослых, соблюдающих Божьи заповеди, то он лучше понимает, что такое хорошо, а что такое плохо.

Все передовые достижения педагогической психологии основаны на глубоком человеколюбии, то есть полностью подтверждают одну из основных заповедей христианства «Возлюби ближнего своего как самого себя». Искренняя любовь к детям, опирающаяся на знание возрастных особенностей разных периодов детства и прочно стоящая на убеждённой вере в Бога позволяет рассматривать процесс воспитания не как борьбу с ребёнком, а как творческий процесс помощи формирующейся личности. Наука и религия в этом вопросе только помогают друг другу и дополняют знания воспитателя.

Опираясь на данные психологии, мы видим, что даже советские учёные, такие как А. Н. Леонтьев, по сути, не опровергают, что основные идеи педагогики воспитания совпадают со смыслом Евангельского повествования. Высшие цели формируют мотивы поведения, направляющие на продуктивную деятельность на благо общества. Это позволяет ребёнку обрести основу в жизни и понять, что он никогда не бывает один, даже если вокруг на сотни километров нет ни одного человека. Тогда он будет осознавать, что поступать хорошо нужно, прежде всего, из любви и стремления изменить этот мир к лучшему, а не под страхом наказания. Пусть совесть, как голос Божий, подскажет мальчику или девочке правильный путь. Мы знаем, что истинно верующие люди как раз и отличаются своей воспитанностью. Человек без Бога не видит над собой никакого Воспитателя, а значит, сам принимает решения о позволительности поступка. Часто такие поступки становится глубоко эгоистичным стремлением достигать свои цели за счёт других. Вера помогает ответить на вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо?». Имея прочную основу для принятия решений, человеку легче осуществлять самовоспитание.

11 стр., 5389 слов

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ ...

... с более широким по содержанию понятием культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, куда кроме концепции входят гипотезы, ... III. Функциональный анализ 1. Отношение психических функций к личности <виды>: 1) осознание (рефлексия, самосознание, интеллектуализация) 2) ... II. Структура (строение) высших психических функций 1. Задача и цель   2. Знак как психологическое орудие (стимул - ...

В данной работе религиозный вопрос идёт как незримый фон и является основанием для исследования основных моментов формирования личности. Человеку нужно выбрать жизненную цель, как главнейший мотив своего поведения и существования в обществе. Нужен вектор, имеющий определённое направление, потому что любой из нас складывается под воздействием конкретного исторического периода и своего окружения. Социально ценностные мотивы личности не могут формироваться без определения важнейших направлений деятельности. В борьбе мотивов побеждают те, что становятся приоритетными на данный момент. А как определить, какой из них выбрать? На этот вопрос даёт ответ мировоззрение человека и если оно имеет четкое направление, то личность часто будет ему следовать. Однако направления бывают разными, от стремления удовлетворить свои низшие потребности, до фашистской идеологии насилия. Или напротив, начинаться они могут с осознания того, что жить нужно для того чтобы действовать, а придут к осознанию необходимости человеколюбия как основы любой деятельности. Как видим, в таком случае Православие только поможет сформировать личность, готовую трудиться и сражаться на благо Родины. Примером такой личности стал князь Александр Невский.

Мотивы его поведения были направлены на сохранение своего народа и государства на основе веры в Бога. Высшие цели и личность формируют такую, что величественно возвышается среди многих поколений даже спустя почти 800 лет.

………….

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. Наука. 1980

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. Просвещение. 1968

3. Люблинская А. А. Детская психология. М. Просвещение. 1971

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Издательство политической литературы. 1975

5. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И. В. М. ТЦ Сфера. 1997

6. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. М. Семья и школа. 2000