СТРУКТУРА ВВЕДЕНИЯ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вы ответили правильно на 6 вопрос(ов) из 6 просмотренных.

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Структура курсовых и выпускных квалификационных работ одинакова, и совпадает со структурой научных работ любого уровня. Основные требования изложены в методичке (Касимова, Салимова) и в папке «Требования к оформлению курсовых и дипломных работ».

Курсовая/ выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:

1. Введение

2. Глава 1 (теоретическая) – 2-3 параграфа.

3. Глава 2 (описание и анализ результатов эксперимента)

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложения

Рассмотрим более подробно структуру второй главы – она зависит от характера эксперимента.

Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент
2.1. Организация исследования и характеристика психодиагностических методик
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования ОБЩЕГРУППОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2.2. Характеристика коррекционно-развивающей программы (системы занятий)…
2.3. Психолого-педагогические рекомендации 2.3. Анализ эффективности коррекционно-развивающей программы (системы занятий)…ОБЩЕГРУППОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Типичные ошибки:

1. Включение теоретических выкладок во введение (со ссылками на первоисточники)

2. Описание методов исследования и коррекционных программ в одном параграфе (при формирующем эксперименте)

3. Включение результатов исследования в параграфы-описания методов. Результаты приводятся только общегрупповые (средние, стандартные отклонения, критерии значимости различий и корреляции) – в 2.2 при констатирующем эксперименте и в 2.3. – при формирующем.

4. Включение индивидуальных результатов в основной текст работы. Индивидуальные результаты испытуемых собираются в сводные таблицы и приводятся в приложении.

Отсутствие психолого-педагогических рекомендаций при проведении констатирующего эксперимента.

 

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вы ответили правильно на 8 вопрос(ов) из 8 просмотренных.

СТРУКТУРА ВВЕДЕНИЯ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ

1. Актуальность

2. Степень разработанности (фамилии исследователей, отечественных и зарубежных)

3. Противоречие – проблема – выбор темы (указанные противоречия, недостаточная разработанность проблемы привели к выбору темы…)

4. Цель (выявление взаимосвязи, проведение сравнительного анализа, осуществление диагностики и коррекции)

5. Объект и предмет исследования (предмет – часть объекта, его отдельная сторона, подробно изучаемая в данной работе).

Пример: тема – «Коррекция самооценки у подростков». Объект – самооценка у детей подросткового возраста, предмет – динамика самооценки подростков в процессе коррекционной работы. Типичные ошибки: меняют местами объект и предмет (можно по алфавиту); вместо предмета указывают выборку (пример: предмет – ученики младших классов в количестве…)

6. Гипотеза – предположение, которое проверяется с помощью научного метода. Если она сформулирована некорректно – исследование провести невозможно (Примеры некорректных гипотез: внутренний мир студентов меняется в процессе обучения; восприятие рекламы зависит от степени экстравертированности личности)

7. Задачи: теоретическая (анализ литературы); экспериментальная (по исследованию); практическая (разработать рекомендации).

8. Методологические основы исследования

9. Методы исследования (обязательно указываются основные, к каждому основному по необходимости – вспомогательные).

Пример: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, математико-статистический анализ и интерпретация данных.

10. Экспериментальная база исследования (указывается не только общее количество испытуемых и название организации, но и распределение испытуемых по группам).

!!!Название учреждения лучше указать полностью, без использования аббревиатуры!!!

11. Новизна исследования

12. Практическая значимость (для кого результаты представляют интерес, для чего могут быть использованы)

13. Апробация результатов исследования

14. Структура работы

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

История развития групповых качественных методов часто рассматривает­ся на примере истории метода фокус-групп, так как, во-первых, данный метод является базовым для групповых качественных методов, а, во-вторых, именно этот метод начал применяться как один из первых (и на тот момент единствен­ный) групповых методов качественного исследования

ФОКУС-ГРУППА – качественный метод, при котором исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования.

В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов. При отборе участников фокус-группы стараются подобрать незнакомых между собой людей

Среди наиболее часто используемых групповых качественных методов выделяют следующие:

Реег-группы можно считать переходным методом между индивидуаль­ными и групповыми интервью. Суть этого метода заключается в глубинном ин­тервьюировании, но не одного, а двух-четырех человек.

Десантные группы отличаются от остальных групповых методов качест­венного анализа тем, что они проводятся в реальной обстановке, например в магазине, в офисе и т.д.

Номинальные группы — это группы только по названию. Каждый участ­ник группы интервьюируется индивидуально, а обобщение ответов и мыслей предоставляется другим участникам. Номинальные группы используют, когда невозможно собрать определенную интересующую группу: ученых, руководи­телей, правительственных официальных лиц высокого уровня. Иногда участни­ков группы собирают вместе, но их просят отвечать на вопросы по одному, т.е. они могут слышать ответы других участников и дополнять их, когда придет их черед, но им не разрешается непосредственно взаимодействовать друг с другом.

Номинальные группы позволяют избежать влияния мнения группы, влия­ния большинства на мнения отдельных участников. Этот метод подходит для ситуаций, когда есть основания полагать, что уровень конфликта между участ­никами достаточно велик, чтобы препятствовать групповому обсуждению.

Брэйнсторминг (или «мозговой штурм») применяется для творческого продуцирования новых идей. Участников группы инструктируют выдвигать идеи, не взирая на стоимость, практичность и реальность их осуществления, и не критиковать идеи, выдвигаемые другими. Этот метод исполь­зуют для проблем, не имеющих однозначного решения. Такие группы могут обходиться и без модератора.

Синектика представляет собой более структурный подход к выработке идей. Такие группы ведет подготовленный модератор, который старается под­вести участников к новому видению проблемы. Одним из важных принципов этого метода является сфокусированность на общей проблеме, а не на ее реше­нии. В качестве техник используются:

1) «личные аналогии» — участник ставит себя на место физического объекта и дает описание своих чувств, будучи предметом;

2) «заглавие книги» — участник дает фразу из двух слов, которая содержит сущность и парадокс, заключенный в определенной вещи или чувствах, напри­мер «знакомый сюрприз»;

3) «примерное отступление» — группа обсуждает тему, по внешнему виду не связанную с основной проблемой;

4) «Force Fit — Jet Fired» — участник думает о какой-нибудь нелепой идее, пы­таясь насильно соединить два ее компонента.

Delphi группы — группы, в которых выдвигаются идеи о будущем, с це­лью получения прогнозов (например, развитие средств массовой коммуника­ции), основанных на коллективном мнении хорошо осведомленных экспертов. Метод дельфи-групп получил название в честь древнегреческих Дельфийских оракулов, которые были известны своей способностью видеть будущее. Созда­ется список экспертов, которых просят высказаться о событиях, которые, по их мнению, должны произойти, и обосновать, на чем основаны их предположения. Эти прогнозы суммируются в статистической форме, и определяются ключе­вые предположения. Затем эти резюме предъявляются всем участникам группы и каждого участника просят дать новый прогноз, основанный на этой новой информации. Эти новые прогнозы снова суммируются и докладываются участ­никам группы, которых снова просят пересмотреть свои прогнозы. Это много­кратный процесс продолжается до тех пор, пока не достигается консенсус или когда в индивидуальных прогнозах не происходит дальнейших изменений. Обычно требуется три-четыре повторения.

Группы обсуждения без лидера — это средство для оценки умения инди­вида давать распоряжения и получать результаты в такой ситуации. В таких группах нет модератора или лидера. Группе даются инструкции, которые варь­ируются от общих и нечетких (например, «сделайте что-нибудь продуктивное в течение ближайших 90 минут») до очень специфичных, таких как представить результат или отчет. Во время выполнения задачи за группой ведется наблюде­ние, и модели взаимодействия членов группы записываются. Такие группы в исследованиях средств массовой коммуникации практически не используются.

Группы конфликта формируются из людей с ярко выраженными противо­положными взглядами. Например, читатели разных газет. Такое столкновение противоречивых мнений в ситуации, когда каждый участник старается убедить противника, очень часто дает много новых продуктивных идей.

Сензитивные группы больше всего похожи на тренинговые. Их особен­ность заключается в том, что участников обучают определенным образом вос­принимать то или иное явление. В результате таких групп исследователь узна­ет, насколько вероятны ожидаемые им реакции.

Группы модификации поведения используют для изучения того, насколь­ко необходим респондентам тот или иной предмет, например газеты, телевиде­ние и т. д. Участников групп лишают этих предметов и анализируют их поведе­ние. Иногда возможен обратный вариант, когда респондентам предлагают но­вые предметы и анализируют, как они вписываются в их повседневную жизнь.

Адаптационные группы применяются для того, чтобы определить, чем обусловлено отношение к тому или иному предмету, товару. Респондентам по­следовательно предъявляют «фирменные» и немаркированные товары и просят, так или иначе, выразить свое отношение к ним. Например, в исследовании газет можно предложить участникам статью или фотографию из определенной газе­ты и попросить оценить ее. Затем предъявить статью из той же газеты без объ­явления названия газеты.

Самыми популярными являются расширенные творческие, или креа­тивные группы (ECG). Организация и основные процедурные моменты этих групп такие же, как и в фокус-группах. Главное их отличие состоит в том, что основное внимание уделяется различнымпроективным техникам. При этом выполнение проективных заданий сопровождается обязательным обсуждением. Длительность расширенной творческой группы около 3-4 часов.