Детский самодеятельный коллектив субъект творческого развития личности

Содержание

Введение……………………………………………………….………………….3

Глава 1. Теоретико-методологические основы детской коллективной деятельности………………………………………………………………………8

1.1. Детский самодеятельный коллектив: понятие, сущность,

закономерности развития……………………………………….………………..8

1.2. Социально-культурное функционирование детского самодеятельного коллектива…………………………………………………………….…………14

1.3. Роль детского коллектива в творческом развитии личности……………17

Глава 2. Педагогическая организация коллективно-творческой

деятельности – определяющее условие сплочения коллектива…….….……21

2.1. Педагогическая поддержка в процессе формирования коллектива…………………………………………………….……………….…21

2.2. Анализ деятельности самодеятельного ансамбля «Мушэхэн» Енгорбойской средней школы Закаменского района……….………..………30

2.3. Программа социологического исследования детского творчества в условиях детского самодеятельного коллектива…………….…….…………39

2.4. Социально-культурная программа оптимизации коллективно-творческой деятельности детского ансамбля «Мушэхэн»…………………………………42

Заключение…………………………………………………….…..……………50

Глоссарий……………………………………………………….……………….52

Библиография………………………………………………….…..……………54

Приложения………………………………………………………………….…..58

Введение

Актуальность темы. Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением в теории воспитания. Воспитание же в детском самодеятельном коллективе способствует не только развитию личностных качеств ребенка, но а также и его нравственного, художественного и эстетического вкуса.

Общество создает социокультурную среду, в которой происходит формирование подрастающего поколения. Поэтому на личность ребенка неизбежно проецируются все плюсы и минусы сегодняшней жизни.

Необходимость изучения явлений, связанных с проблемой влияния коллективной среды на духовное, физическое развитие и выживания человека в период сложных общественных потрясений, определила актуальность выбранной темы.

В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя термины: общность, группа, ассоциация, кооперация и т. п. Но и сейчас коллективное воспитание — одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группами (как бы их ни называли).

12 стр., 5991 слов

Влияние трудового коллектива на деятельность организации

... гостиницы. РАЗДЕЛ 1 Трудовой коллектив, как основа деятельности организации 1.1 Психологические характеристики трудового коллектива Все трудовые коллективы различаются по психологическим особенностям. ... общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.). Исходной социологической предпосылкой изучения трудового коллектива является представление о нем ...

За рубежом идея совместной жизнедеятельности детей всегда являлась и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых отношений. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек — существо социальное, и начиная с малых лет он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.

Зарождение самодеятельного начала в народном художественном творчестве связано с его становлением как осознанной формы эстетического освоения действительности и способа социального самовыражения. Творческая деятельность в любой из ее форм включает элемент самодеятельности как способа свободного и нерегламентированного проявления личности. На раннем этапе развития общества ростки, элементы самодеятельности проявлялись в фольклоре, традиционных формах народного искусства. Более поздние формы творчества развивались как бы внутри их, подспудно, оставаясь «вещью в себе», постепенно обретая свои специфические проявления, укрепляя и обогащая формы и способа взаимодействия с ними, наследуя их традиции, опыт. Под воздействием коренных изменений, происходящих в экономической, социальной, духовной сферах, самостоятельные начала в художественном творчестве получили условия не только для всесторонней реализации, но и для формирования самостоятельной, качественно новой по содержанию и организации формы творчества – художественной самодеятельности.

Поэтому, говоря о самодеятельности как всеобщем признаке народного художественного творчества, необходимо отличать ее от самодеятельной специфической формы творчества. Немаловажным необходимо упомянуть и о роли самодеятельного детского коллектива на развитие личности ребенка, на становление его духовного мира.

Степень научной разработанности: В данной работе мы использовали теоретические изыскания отечественных и зарубежных исследователей в области психологии, педагогики, социально-культурной деятельности, затрагивающие проблемы формирования личности ребенка в социокультурном аспекте.

Использован опыт комплексного изучения проблемы личности ребенка и ее взаимосвязи с социально-культурной средой. Различные аспекты изучения личности в детском коллективе были выделены в работах по психологии научными деятелями Асмоловым А.Г., Коджаспировой Н.М., Аркиной Е.А., Берштейном М.С., Бодалевым А.А., Макаренко А.С., Смирновым В.И.

Важное значение в исследовании проблемы нашли труды культурологов, специалистов в области социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, самодеятельного творчества, А.Д. Жаркова, О.И. Фроловой, А.Ф. Воловик, Г.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, затрагивающие проблемы общения в сфере досуга, досуговых объединений, и выделяющие умение общаться, строить отношения между людьми, как одного из элементов профессионального мастерства специалиста СКД. Широко раскрыли тему о значении самодеятельности в развитии ребенка Бакланова Т.И, Смирнова Е.И., Каргин А.С.

4 стр., 1764 слов

Педагогические условия профилактики конфликтных взаимоотношений ...

... Но частные конфликты мешают нормальному развитию коллектива и личности и требуют разрешения и профилактических мер. В детском и подростковом коллективе большая роль в этом процессе отводится ... межличностных отношений достаточно сложна, особенно это касается коллектива детей и подростков. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, ...

Анализ литературы показывает, что целый ряд проблем, связанных с развитием личности ребенка в условиях социокультурной среды и их взаимосвязь с самодеятельностью в современной России остается недостаточно изученным.

Цель исследования: создание педагогической модели оптимизации процесса воспитания личности ребенка в условиях детского самодеятельного коллектива.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

— определить сущность детского самодеятельного коллектива, выявить

закономерности его развития;

— установить педагогические возможности детского самодеятельного коллектива в развитии личности ребенка;

— рассмотреть социально-культурное функционирование детского коллектива;

— изучить роль руководителя самодеятельного коллектива на развитие художественного вкуса ребенка;

— осуществить социологическое исследование;

— разработать проект социально-культурной программы оптимизации коллективно-творческой деятельности детского объединения.

Объектом исследования является детский самодеятельный коллектив.

Предметом исследования выступает направленный на ребенка воспитательный процесс, осуществляемый в ходе творческой, художественной деятельности детского самодеятельного коллектива.

Эмпирическая база исследования: детский самодеятельный ансамбль «Мушэхэн» Енгорбойской средней школы Закаменского района Республики Бурятия.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что развитие личности ребенка в условиях детского самодеятельного коллектива эффективно, когда:

— учитывается конкретно-историческая, социально-культурная, социально-образовательная ситуации, в которых происходит развитие личности ребенка;

— осуществляется целенаправленная взаимосвязь художественного и эстетического в процессе руководства самодеятельным коллективом.

Методологической основой исследования явились теоретические труды известных педагогов и психологов, А.С. Макаренко, А.С. Каргина, И.П. Подласого, М.Н. Поволяева, Л.С. Выготского и других.

Кроме того, при изучении процесса творческого развития личности ребенка мы опирались на труды известных музыковедов Барышникова Т. «Азбука хореографии», Бакланова Т.И. «Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности», Каргин А.С. «Народное художественное творчество», Лыткина И. «Хореографический коллектив в художественной самодеятельности».

Также в дипломном исследовании нами использованы теоретические обобщения Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д., Жаркова А.Д., Вишняка А.И., Тарасенко В.И. и других о роли социально-культурной деятельности в процессе развития творческих способностей.

8 стр., 3724 слов

Теория воспитания в коллективе и через коллектив. Взаимоотношения ...

... вывод о том, что детское объединение (коллектив) является могучим воспитательным инструментом, поэтому главной задачей воспитания должно стать сплочение детей на основе разнообразной интересной детям деятельности. А.С.Макаренко указывал на то, ...

Методы исследования: литературный анализ, наблюдение и опрос.

Базой исследования стал самодеятельный ансамбль песни и танца «Мушэхэн» Енгорбойской средней школы Закаменского района.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные выводы и рекомендации могут быть внедрены в организацию работы самодеятельного ансамбля песни и танца «Мушэхэн» Енгорбойской средней школы Закаменского района, а также для других педагогов учреждений дополнительного образования.

Положения, выносимые на защиту:

— объединение детей в творческий коллектив способствует оптимальному раскрытию способностей ребенка и реализации его социальных потребностей.

— Социально-культурное воздействие на ребенка детского самодеятельного коллектива характеризуется организацией его досуга, воспитанием эстетического, нравственного и художественного вкуса.

— Характер ребенка, его образ жизни и поведения во многом зависят от его творческой деятельности. Помощь в данном вопросе ребенку оказывают педагоги детского самодеятельного коллектива.

Структура дипломной работы: введение, две главы основной части, заключение, библиография, глоссарий, приложения…………

Библиография

1. Алферов А.А. Развитие профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся в контексте информационно-музыкальной аналитической деятельности. Автореферат дисс. канд. пед. наук. – М., 2002 г.

2. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие. – М., 1992, с. 55.

3. Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб., 1996.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

5. Буданова Г., Попова Г. Дом. Дворец пионеров и создание комплекса внешкольных учреждений //Воспитание школьников. – 1987. — № 5.

6. Вапилова С.Ф. Организационно-педагогическое основы формирования социально-психологической самозащиты подростков в СКС: Автореф. дис. канд. пед. наук /Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2000. – 21 с.

7. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988 — 53 с.

8. Волков Ю. Воспитание деятельностью //Клуб. — № 1. — 2000. – С. 6-7.

9. Волкова Г.А. Развитие творческой индивидуальности ребенка //Внешкольник. – 2001. — № 8.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967. – 23 с.

11. Гаганов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. – М., 1998.

12. Горбачева Т.А. Единство учебной внеурочной и внешкольной работы – это основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие.//Классный руководитель. — №6. – 2002. – С. 55-56.

13. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980. – С. 5-27.

14. Давыдов В.В. В помощь клубному работнику. – М., 1991, с. 25.

15. Демина С.С. Теория и методика народно-сценического танца. – Улан-Удэ, 2002.

16. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996. – 49 с.

17. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Под. ред. О . Е. Лебедева. – М., 2000.

7 стр., 3185 слов

Влияние развода на развитие ребёнка

... опровергнута Хотя не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, все же наличие в ней обоих родителей помогает успешнее решать многие ... не определяющим. Воспитание ребенка в этой ситуации практически полностью ложится на материнские плечи. Поэтому отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития. Несомненно, каждая ...

18. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.

19. Ерошенков КН. Работа клубных учреждений с детьми и подростками.- М, 2002.

20. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М.: Профиздат, 2002.

21. Жарков А.Д., Чижиков В.М. «Социально-культурная деятельность», М., 1998.

22. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

23. Калугин Ю.Н., Яркова Н.Н. Опыт формирования образовательной системы нового типа //Дополнительное образование. – 2002. — № 3.

24. Каргин А.С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. – М.: Музыка, 1990. – 143 с.

25. Киселева Т.Г.,Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Издат-во Моск-го госуд-го унив-та культуры, 1995. – 136 с.

26. Климов А.А. Основы русского танца. – М., 1994.- С. 27.

27. Коджаспирова Н.М. Педагогика: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352 с.

28. Концепция российского образования на период до 2010 года //Внешкольник. – 2002. — № 6.

29. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. // Сов. педагогика. – 1989. — №5. — С. 10-14.

30. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: «Мысль», 2000.

31. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. //Воспитание школьников. – 2001. — № 3.

32. Лыткина И. Хореографический коллектив в художественной самодеятельности. – М., 1957. – 133 с.

33. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.

34. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса //Пед. соч.: в 8 т. – М., 1983. Т. 1.

35. Никитина А.Б. Ребенок на сцене //Научно-методическое пособие. — №12. – 2003. – С. 6 – 9.

36. Никитина А.Б. Я вхожу в мир искусств // Научно-методическое пособие. — № 12. — 2003. – С. 26 – 35.

37. Озерская О.В. Взаимодействие основного и дополнительного образования в формировании воспитательной системы школы. //Классный руководитель. — № 6. – 2002. – С. 31-35.

38. Поволяева М.Н. Роль воспитания в развитии самодеятельных объединений учащихся. //Воспитание и доп. образование детей и молодежи. – 2003. — № 4.

39. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с.

40. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. – М., 1993.

41. Русских Г.А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся //Дополнительное образование. – 2001. — № 7.

42. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999.

43. Солнышкина В. Этническое и эстетическое воспитание детей как основа формирования культуры личности //Дополнительное образование. – 2002. — № 7. – С. 36-37.

44. Степанов В.М. Дар ребенка плюс талант педагога: Организация дополнительного образования в системе единого образовательного пространства: научно-метод. пособие. – Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2001. – 176 с.

45. Сухомлинский В.А. Развитие личности школьника в воспитательном процессе // Воспитание школьников. — №25. — 2001. – С. 6 – 9.

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста. Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного ...

46. Сущенко Т. И. Педагогический процесс во внешкольном учреждении: Учебн.- метод. пособие.- Киев, 1986.

47. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999.

48. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие для ин –тов культуры.- М., 1986.

49. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. – М. 1991.

50. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М.: «Просвещение», 1991.

51. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: «Новая школа», 1994.

52. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. / Под ред. В.И. Панова. — М., 1997.