Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте
1.1 Познавательный интерес как средство развития и обучения дошкольников…………………..…………..……………………………….4
1.2Характеристика и своеобразие мотивационно-познавательного развития в дошкольном возрасте………….…………………….……..….9
1.3Познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….15
Глава 2. Занимательный материал как основа формирования познавательного интереса на занятиях
2.1 Формирование познавательного интереса на занятиях по формированию элементарных математических представлений………………………………………………………………20
2.2 Формирование познавательного интереса на занятиях по развитию речи………………………………………………………..……23
2.3 Формирование познавательного интереса во время ознакомления детей с природой …………………………………………………………..26
2.4 Формирование познавательного интереса на занятиях по изобразительной деятельности……………….……………………………27
2.5 Разработка методического материала по формированию познавательного интереса старших дошкольников……………………………29
Заключение………………………………………………..………………32
Список использованных источников………………………………….33
Приложение……………………………………………..…………………34
Введение
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.
Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка, а дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. И задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях. Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Стремление к знаниям от этого не появится. Необходимо стараться всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Общение с родителями это огромная ценность для ребенка. Если своим вниманием они поддерживают интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть.[2] К сожалению, иногда родители, вместо того чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов. Сын пытается выяснить у папы, почему плывут по небу облака. «Смотри под ноги, а не на небо», — раздраженно отвечает папа. После нескольких подобных ответов охота спрашивать пропадает. А папа недоумевает: «Отчего он такой пассивный, ничем не интересуется?»
Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным ...
... делом. Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – наименее? Обоснуйте ответ. 7. ОПЯТЬ ОБЕЗЬЯНА! Однажды ... ЗЕРКАЛО ГЕЗЕЛЛА В ходе исследования пытались установить взаимосвязь познавательных потребностей детей 8-9 лет и стратегии воспитания. Детей с мамами пригласили, якобы для эксперимента, и попросили ...
Педагогам и родителям надо включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он бы сам смог обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Хочется выделить особо: «сам обнаружить…» Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми ответами, а дать возможность приобрести их самостоятельно — крайне важно в умственном воспитании дошкольника.
Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи — все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса.
Предмет исследования: формирование познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте на занятиях.
Цель исследования: выявить и изучить основы формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести содержательный анализ понятия «познавательный интерес».
2. Выявить основные этапы формирования познавательного интереса.
3. Охарактеризовать виды игрового занимательного материала как средства формирования познавательного интереса.
4. Выявить педагогические возможности содержания различных образовательных областей в формировании познавательного интереса.
5. Разработать методический материал по формированию познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация материала.
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте
1.1 Познавательный интерес как средство развития и обучения дошкольников.
МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... 42 41. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ. СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С ДРУГИМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ 43 42. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ 44 1. Общее представление о мышлении. Основные ...
Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям[3].
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи[4].
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное, необходимое средство в обучении дошкольников. Классическая педагогика прошлого утверждала — «Смертельный грех педагога — быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по- другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.[5]
Познавательный интерес — это один из важнейших для педагога мотивов развития дошкольников. Под его влиянием занятия даже у слабых детей протекает более продуктивно. Но познавательный интерес дошкольника не может быть основан только на явлениях, предметах новых, удивляющих. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти новым, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно развивать у дошкольников умение в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на занятиях. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением. Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса дошкольника к познанию. Именно поэтому педагогу необходимо переводить дошкольников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире — на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.[5]
Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания — важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания — основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.
влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека.
... стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяется общим законом психического развития человека - высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших ... эмоции, как психический процесс. Предмет исследования: влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека. Цели курсовой работы: -изучение особенностей эмоций; -изучение роли ...
Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, проявляется его пытливость, любознательность. Возникновение вопроса — есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. В настоящее время учеными доказано, что нет ни одной области действительности, которой не интересовался бы ребенок. На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию.
Возраст от 3 до 5 лет является сензитивным периодом для развития познавательной потребности. В целом дошкольный возраст — важный период в жизни человека, так как в нем закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Адекватной дошкольному возрасту творческой познавательной деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре детьми осуществляется своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировка в них и в общественных смыслах деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра является одним из видов детской самостоятельной деятельности, интегрирующим многие достижения психического развития ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети могут самостоятельно применять и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает разнообразные детские игры важнейшим средством всестороннего воспитания дошкольников. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но сюжетно-ролевая игра его имеет более значительный смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к формированию нужных навыков и умений.
В старшем дошкольном возрасте преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста — познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.[6]. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...
... основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Цель работы: изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи работы: 1. Рассмотреть задачи и ...
Что же такое познавательный интерес? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо сначала разобраться в понятии «интерес».
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях и рассматривается как:
· избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
· проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
· активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
· активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова); специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам и формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которым способствует познавательный интерес. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Необходимость воспитания у детей познавательных интересов убедительно доказывается результатами исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с детьми младшего школьного возраста. Если обратиться, например, к анализу причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся младших классов, то определенную категорию среди таких учеников составляют «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной, мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» этих детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Пятилетний возраст ребенка является сензитивным периодом развития познавательного интереса дошкольника, но также в этом возрасте сюжетно ролевая игра достигает своего пика. Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка этого возраста потребность в партнерском взаимодействии, которая реализуется в более длительном общении с другими детьми. У ребенка возникает необходимость в цепочке ролей (грузчики — водители — продавцы-покупатели), в согласовании ролевых действий (грузчики разгружают привезенный водителем товар, продавец уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умении сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета. Игровые действия могут быть обобщены, схематичны, но знания, приобретенные в сюжетно-ролевых играх и при подготовке к ним, помогают ребенку воссоздать мир взрослого.
Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса ...
... влияние на все развитие психологических процессов человека. Тема данной курсовой работы: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста». Цель исследования: определить значение познавательного интереса дошкольников и условия его развития. Задачи ...
Благодаря познавательному интересу человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач. Познавательные интересы создают у человека уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. В сферу познавательного интереса исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими. Познавательный интерес не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействует эмоциональному подъему, развитию творчества. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса:
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
• интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
• эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
• регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
• творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:
• укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
• развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;
• развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
• использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.
Познавательный интерес — средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать. Для того чтобы, «разбудить» познавательный интерес ребенка необходимо сделать обучение занимательным. В данной ситуации можно сказать о занимательности в обучении.
Важнейшее значение познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.
Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности». Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от ребенка активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Итак, познавательный интерес является обширным и многогранным понятием. Благодаря ему ребенок оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач; у ребенка создается уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. Формирование и развитие познавательного интереса часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Совершенствование работы по интеллектуально–познавательному развитию ...
... познавательного развития детей и дидактической игры как средства его совершенствования. 2.Выявить уровни интеллектуально-познавательного развития у детей раннего возраста. .Сравнить уровни развития речи у детей, с которыми проводилась работа по совершенствованию интеллектуально-познавательного развития ... В течение десятков лет не утихает интерес к данной психологической категории в самых ...
1.2 Характеристика и своеобразие мотивационно-познавательного развития в дошкольном возрасте
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детск……..
уд. дошк. факультетов высш. учеб. заведений — М.: 2003.-400 с.
6. Абашина, В. В. / Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики) / Абашина, В. В.// учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — Сургут: РИО СурГПИ, 2005. — 137 с.
8. Д. Сели. Очерки по психологии детства / Д. Сели — М., 1909, с 78
9. А. К. Маркова. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова — 1983, с.7.
10. Л.А. Венгер. Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А. Венгера — М., 1978, с.67.
11. Л.И. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович — М., 1968 с.213-227.
12. Е.А. Морозова. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях / П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова, Е.А. Морозова — Смоленск, 2004 с. 158
13. Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович — М., 1968 с.225.