Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи

1.1. Предикат в структуре порождения речевого высказывания. Онтогенез становления речевой деятельности.………………………………………8

1.2. Психологические основы речевого развития………………………….18

1.3. Клинические виды общего недоразвития речи. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня…………………………..25

1.4. Особенности предикативной функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………33

Выводы по первой главе………………………………………………….39

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1. Анализ методик изучения и формирования глагольной лексики…41

2.2. Констатирующий этап эксперимента по изучению состояния глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………….……48

2.3. Описание экспериментальной работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………62

2.4. Анализ результатов экспериментальной работы…………………..78

Заключение………………………………………………………………..83

Список использованной литературы…………………………………….86

ВВЕДЕНИЕ

Нарушения речи наблюдаются при различных вариантах психического дизонтогенеза. В раннем и дошкольном возрасте при различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика, и недоразвитие речи может быть: у ребенка с алалией, с нарушенным слухом, у умственно отсталого ребенка, у ребенка с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом. В каждом конкретном случае недоразвитие речи в структуре нарушений занимает особое место и особым образом влияет на психическое развитие в целом.

14 стр., 6979 слов

Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи 2

... лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи План работы Введение ГЛАВА 1. Цели задачи методики и организация исследования лексической стороны речи ... мебели - спинка, сиденье, ножка и т. д.) Глагольный словарь: Употребление глаголов при ответах на вопросы ( с 5 ... зашёл, перешёл) или с помощью одной приставки от разных глагольных основ (например: пришёл, прилетел, прибежал). Другой вид работы ...

Лексико-грамматические нарушения: ограниченный словарный запас, несформированность словообразовательных операций, недостатки синтаксической системы (ошибки в построении предложений) и морфологической системы (недостатки словоизменения и словообразования) — отмечаются у детей с различными отклонениями в развитии. Если перечисленные недостатки не выявлены и не преодолены в дошкольный период, то в условиях школьного обучения они становятся причиной трудностей, а порой и стойкой неуспеваемости ребенка по русскому языку.

Проблема речевого недоразвития, а также разработка методов диагностики и коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста является важной и актуальной для теории и практики логопедии и специальной педагогики.

Особого внимания заслуживает овладение детьми глагольными категориями, что связано с усвоением большого числа языковых обобщений. Словоизменение глагола является важным компонентом морфологической системы языка, кроме того, усвоение глаголов способствует формированию синтаксической структуры предложений, т.к. глагол чаще всего выступает в этой структуре в качестве предиката. Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня анализа, синтеза, сравнения обобщения. Количественный и качественный анализ употребления глаголов детьми может свидетельствовать об уровне развития их познавательной деятельности. Отечественные и зарубежные лингвисты отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.А. Пешковский, Э. Сепир и др.).

Определено значение предиката как термина языкознания, обозначающего конститутивный член суждения, то есть то, что высказывается, утверждается или отрицается о субъекте.

Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, А.И. Максаков, С.Н. Цейтлин, В.В. Гербова, Т.В. Туманова, Р.И. Лалаева, С.Н. Коновалова, Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова и другие.

По признанию многих специалистов (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи является развитие лексико-грамматической стороны речи. Вместе с тем, специфические приёмы, направленные на формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи представлены в научно-методических источниках недостаточно. Также в настоящее время педагогами и логопедами не в полной мере учитываются особенности формирования глагольной лексики и освоение словоформ глагола, недостает конкретных рекомендаций, раскрывающих возможности использования различных видов деятельности в целях совершенствования лексико-семантической и морфолого-синтаксической систем языка. Методика формирования предикативной лексики должна осуществляться для детей с общим недоразвитием речи в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к коррекционной работе в специальных дошкольных учреждениях, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии.

28 стр., 13705 слов

Логопедические занятия по совершенствованию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

... исследования - связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Предмет исследования - логопедические занятия по совершенствованию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи ... логопед. В качестве опорных слов- глагольные словосочетания, наименование предметов; - найди ... Таким образом, в связи с недоразвитием лексики, у детей нарушаются коммуникативные, ...

В результате выявленных противоречий была сформулирована тема нашего исследования: формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Цель нашего исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-логопедического обучения, направленного на формирование предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Объект исследования – предикативная лексика и пути ее формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – процесс формирования глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Гипотеза исследования: возможно, работа по формированию предикативной лексики будет более эффективной, если:

а) с учетом представления о языке как о системе со сложной иерархической структурой и о системности лексики целесообразно вести работу по формированию навыков словоизменения и словообразования глаголов;

10 стр., 4569 слов

Лексика у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

... общего недоразвития речи, характеристика структуры дефекта при общем недоразвитии речи 1.2 Особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня Глава 2. Анализ методической литературы по проблеме исследования ... работы по преодолению нарушения лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методологическая основа исследования: ь учения Р.Е ...

б) с точки зрения системного подхода использовать дифференцированную методическую систему, направленную на адекватное понимание и употребление предикативных единиц в самостоятельных высказываниях различной длины, и применять пиктографический код с учётом онтогенетического становления парадигматических, синтагматических связей и деривационных отношений;

в) с позиции связи речи с другими психическими процессами проводить работу по развитию зрительного внимания.

В соответствии с выдвинутой гипотезой определились задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования глагольной лексики в общей и специальной психолого-педагогической литературе и выявить особенности формирования предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

2. Разработать оптимальную методику изучения глагольной лексики и экспериментальным путем изучить уровень развития глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию предикативного компонента лексической системы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

4. Оценить эффективность предложенной системы логопедической работы по формированию глагольной лексики.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы исследования: изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.

Методологической основой нашего исследования являются: представления о закономерностях речевого онтогенеза (А.Н. Гвоздев); положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка Л.С. Выготского; теории Л.С. Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянии на ход психического развития, о компенсации вторичных дефектов, о «зонах ближайшего развития»; представления о системности языка, его иерархическом строении, системности лексики (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев); лингводидактический подход, учитывающий смысловую сторону языка и определяющий предикат как центральную синтаксическую единицу (Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, С.Д. Канцельсон); психолингвистический подход к изучению механизмов формирования предикативной лексики (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, А.М. Шахронович); положение о взаимосвязи речи и других высших психических процессов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Блонский П.П., А.Р. Лурия); концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

3 стр., 1287 слов

Общее недоразвитие речи у детей

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика). Произношение звуков. У детей несформированные 4-5 групп звуков (свистящие - С, 3, Ц, шипящие - Ш, Ж, Щ, Ч, сонорные - Р, Р', ...

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что исследования могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями, психологами при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с речевой патологией. Предлагаемая система методических приёмов может быть рекомендована к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения экспрессивной речи. Также на основе экспериментального обучения были предложены педагогические приемы, способствующие формированию предикативной лексики, что позволяет сделать более эффективным процесс коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Экспериментальная база исследования – МДОУ №122 «Кораблик» и МДОУ №124 «Весенний» г. Кургана. Контингент испытуемых представлен старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня в количестве 12 человек.

Организация исследования. Исследование проводилось с февраля 2010 года по сентябрь 2010 года. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе (февраль – май 2010г.) проходило изучение литературы по проблеме исследования и выполнение констатирующей, формирующей и контрольной части исследования. На втором этапе (июнь — сентябрь 2010 г.) был выполнен качественный и количественный анализ результатов исследования, сделаны выводы.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), включающих гистограммы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман, Р. Память и внимание – компоненты психического здоровья//Здоровье детей. «1-е сентября» — 2006. — №19. – с.12-16.

13 стр., 6483 слов

Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

Валявко С.М., Белая К.Ю. Ежедневник логопеда детского сада. М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. Оглавление Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ Раздел II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Выдержки из официальных документов Приложение 2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской ...

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов ВУЗов/Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ,2007. – 319 с.

4. Бойко В.В. Стереотип эмоционального поведения // Практическая психология и логопедия. – 2008. — №1

5. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя (на примере словообразования и словоизменения глаголов) // Логопедия сегодня. — 2009. — №2 (24).

– 48-53 с.

6. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Обогащение глагольной лексики детей с речевыми нарушениями в процессе предметно-практической деятельности // Логопедия сегодня. — 2009. — №3 (25).

– 39-42 с.

7. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Формирование умения строить простые распространенные предложения с опорой на предметно-практическую деятельность дошкольникам с задержкой психического и речевого развития // Логопедия сегодня. — 2009. — №4 (26).

– 53-57 с.

8. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: Учебник для студ. дефект. и психологич. факультетов вузов / Т.Г.Визель. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 384с.

9. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144с.

10. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158с.

11. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

12. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.

13. Выготский Л.С. собрание сочинений: в 6-ти т/гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982 г. – Т: 2 Проблемы общей психологии / Под.ред. В.В. Давыдова; 1982. – 504 с.

14. Гальперин П.Я. Формирование внимания //Хрестоматия по общей психологии; Психология мышления. — М.: Просвещение, 2001 — 488 с.

15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 154с.

5 стр., 2253 слов

Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление речи, логопедия

О роли микросоциального окружения в процессе нейропсихологической реабилитации пациентов с афазией Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление речи, логопедия Одной из актуальных проблем нейропсихологической реабилитации является оптимизация восстановительного обучения людей с очаговыми поражениями головного мозга. Поражения мозга приводят к тяжелым нарушениям речи, ...

16. Глухов В.П. Из опыта работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. — №4 – С.56-59.

17. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология – 1986. — №6 – С. 73-79.

18. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351с.

19. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: уч. пос. — М., 1997. – 224с.

20. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы предложения // Дефектология № 3, 1999 г.

21. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум: пособие для логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателям и родителям. – М.: Просвещение, 2009. — 160 с.

22. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. – М.: Аспект – Пресс, 1999. – 373 с.

23. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия — 2006. -№4

24. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. – 370 с.

25. Жукова, Н.С.и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников: книга для логопеда / Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева, Т.Б. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003. – 320 с.

26. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990, — 206с.

27. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуматитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 279 с.

28. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А.Калягин, Т