ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК

Выпускная квалификационная работа студентки

направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия»)

5 курса группы 02021153

БЕЛГОРОД 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………..………………..…………………………….3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК

1.1. Характеристика просодической стороны речи и её развитие в онтогенезе…………………………………………..……….………………7

1.2. Особенности просодической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………..……………………19

1.3. Логопедические сказки как средство формирования просодической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..………………24

ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК

2.1. Диагностика просодической стороны речи у старших дошкольников

с общим недоразвитием речи………………………………………………34

2.2. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок……..…………………..……………..46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..76

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….78

ВВЕДЕНИЕ

Ученые отмечают, что в последнее десятилетие заметно вырос процент детей с различными речевыми нарушениями. В настоящее время одной из важных проблем логопедии являются нарушения речи у детей и, в частности, проблема развития просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.

Важной характеристикой звучащей речи является голос и ритмико-интонационная сторона речи. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи. Его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей (Е.С.Алмазова, И.И.Ермакова, Е.В.Лаврова, О.С.Орлов и др.).

11 стр., 5395 слов

Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи

... речи детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи 2.1 Цель, задачи, организация исследования 2.2 Результаты экспериментального изучения связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи Заключение Литература Приложение Введение Связная речь, ... содержательной стороне связного высказывания [13]. Воробьева рассматривает связную речь на ...

Совокупность ритмико-интонационых свойств обеспечивает интонационную выразительность речи, играющую немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние. (Е.С.Кубрякова, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Н.Д.Светозарова и др.).

Речевая просодика представляет собой комплекс ритмико-интонационных элементов речи: мелодики, относительной силы произнесения слов и их частей, соотнесения отрезков речи по длительности, общего темпа, паузации, тембральной окраски, тона, ударения, интонации и ритма. Наиболее часто нарушения этих элементов просодической стороны речи наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Понимая свою особенность, ребенок на фоне этого либо замыкается, либо пытается проговорить требуемый материал быстрее, не заостряя внимание на выражении речи, на логическом ударении, на речевом дыхании, не придавая значение ритмичности, то есть просодическая сторона речи старших дошкольников недостаточно сформирована.

Многие исследователи подчёркивают, что просодическая недостаточность сопровождает многие нозологические формы, как детского речевого недоразвития различного генеза, так и случаи распада речи (А.З.Андронова-Арутюнян, Г.В.Волкова, Л.И.Белякова, Н.Н.Трауготт, В.К. Воробьёва, Л.С.Волкова и др.).

Многие педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи.

Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).

Актуальность этих исследований обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше места занимают специальные техники, куда входят такие направления как: логопедические сказки. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми-логопатами. Она позволяет совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность ребенка, положительно влияет на звуковую культуру речи, ее интонационный строй, содействует обогащению активного словаря детей. Кроме того, работа над логопедической сказкой, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей сказки усиливают впечатление детей от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Все это постепенно формирует и развивает интонацию, силу и высоту голоса, тембр – то есть просодические компоненты речи.

10 стр., 4833 слов

КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ ...

... общим недоразвитием речи. Цель исследования: теоретически и экспериментально выявить эффективность воздействия сказки в логопедической коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Объект исследования: связная речь ... как произносительной, так и смысловой сторон речи [22]. В группу с общим недоразвитием речи объединяются дети с различными формами ...

Необходимо также отметить, что вопрос использования логопедических сказок при обучении дошкольников с общим недоразвитием речи, в том числе и в коррекции нарушения просодической стороны речи остается недостаточно разработанным как в теории, так и в практике логопедии.

В связи с вышесказанным, выбранную нами тему выпускной квалификационной работы «Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок» следует считать актуальной.

Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: определение направлений и содержания коррекционно-педагогической работы по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием логопедических сказок.

Объект исследования: особенности формирования просодической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию просодической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием логопедических сказок.

Гипотеза исследования: одним из средств, оптимизирующих коррекционно-педагогическую работу по формированию просодической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, могут выступать логопедические сказки, так как они позволяют не только создавать её психофизиологическую базу, но содержат мотивирующий и психоэмоциональный потенциал.

В соответствии с темой, объектом, предметом исследования нами были поставлены следующие задачи иследования:

1. Теоретически обосновать проблему развития просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе анализа литературных источников.

2. Изучить состояние просодической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Разработать методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием логопедических сказок.

Для реализации поставленных цели и задач исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

1) теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические: педагогический эксперимент;

28 стр., 13705 слов

Логопедические занятия по совершенствованию связной речи дошкольников ...

... исследования - связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Предмет исследования - логопедические занятия по совершенствованию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи ... и семантической (смысловой) сторон речи создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Характеристика связной речи и ее особенностей содержится ...

3) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные представления о становлении речевой деятельности и формировании интонационной системы в процессе онтогенеза речи (Р. В. Тонкова-Ямпольская, О. И. Яровенко; концепция Н. И. Жинкина о механизмах речевой деятельности).

База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20 п.Разумное Белгородского района Белгородской области».

Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК

1.1. Характеристика просодической стороны речи и её развитие в онтогенезе

Речь, как языковое явление, рассматривается в современном языкознании в качестве коммуникации, как средство общения между людьми. Человек, живя в обществе, с помощью речи передает и получает необходимую для него информацию. Для точного выражения смысла высказывания необходимо владеть умением использовать просодические компоненты речи (15).

Речь человека, богатая различными интонационными характеристиками, считается выразительной. Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи (Гвоздев А.Н., Архипова Е.Ф., Корзун Н.В., Борисова-Лосик Н.И и другие).

Просодика представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку (3).

Просодическую сторону речи в педагогической литературе объединяет сложный комплекс элементов. О.В. Правдина включает в этот комплекс, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций: мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение (16).

Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является наивысшим уровнем развития языка (8).

Рассмотрим более подробно просодические свойства речи.

Интонация представляет собой сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение, которые на уровне предложения служат не только для выражения различных синтаксических значений и категорий, но также и для передачи экспрессивной и эмоциональной окраски (4).

Понятие мелодика речи включает в себя совокупность тональных средств, характерных для данного языка, т. е. является модуляцией высоты тона при произнесении фразы (4).

Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная – резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная – повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная – свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Одним из важнейших компонентов просодической стороны речи является ее темп. Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего. Ускорение или замедление темпа речи обуславливает степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Темп речи зависит от возраста говорящего и определяется содержанием текста (4).

11 стр., 5013 слов

Глава I. Теоретические вопросы развития просодической стороны ...

... ёнка без нарушений речи. Глава I. Теоретические вопросы развития просодической стороны речи у детей с ринолалией Понятие «ринолалия» в психолого-педагогической литературе Ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное ...

Специфическим просодическим компонентом речи является ее тембр, индивидуальная окраска, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно (4).

Сила голоса определяется как умение давать голос тихо, средне и громко. Сила голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых складок, что обусловлено силой выдоха, и от величины резонирующих полостей (легкие, гортань, глотка, ротовая и носовая полости) (4).

Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса – это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах…

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль просодической стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

По результатам проведенной работы можно сделать ряд выводов:

Просодическая сторона речи играет важную роль для осуществления коммуникативной функции речи, поскольку именно просодическими средствами обеспечивается выразительность и эмоциональная окраска речи.

Многообразие просодических компонентов определяет выразительность речи и влияет на эффективность коммуникации.

Интонационные характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

У детей с ОНР отмечаются нарушения просодической стороны речи. Эти нарушения проявляются в снижении интонационно-выразительной окраски речи. При этом страдает голос (он либо тихий, либо чрезмерно громкий, не удаются модуляции по высоте, силе голоса, ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитирую голос животных).

Также на выразительность речи у данной категории детей отрицательно влияет нарушения тембра; темп речи ускорен. Речь отличается монотонностью, невыразительностью, затруднена передача основных видов интонаций: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Обобщение полученных данных в первой главе послужило основанием для проведения нами исследовательской работы по изучению просодической стороны речи у старших дошкольников с нормативным речевым развитием и у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Диагностика выявила ряд особенностей, позволяющих выделить наиболее типичные затруднения: у детей возникают трудности в идентификации интонационных рисунков, часто делаются ошибки в определении повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения; допускают ошибки при воспроизведении фразы с логическим ударением по образцу, при сравнении двух предложений, отличающихся только логическим ударением; не сформированы способности продуцирования интонации, отражающей эмоциональное состояние, преобладание в репликах интонации сообщения; трудности переключения с одного типа интонации на другой (застревание на одной интонации); ограничение способности к преобразованию интонационного рисунка предлагаемых фраз, проявляющееся в повторении интонационного рисунка фразы, произнесенной экспериментатором.

13 стр., 6253 слов

Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет

... и охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности усвоения грамматического строя речи младших дошкольников. Гипотеза - уровни сформированности грамматически правильной речи детей 5-го года жизни определяются их возрастными и индивидуальными ...

Были разработаны направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Использование логопедических сказок помогает решать задачи воспитательно-обучающего процесса, направленного на обогащение речи детей и формирование просодической стороны речи.

Целенаправленная работа по использованию устного народного творчества оказывает положительное влияние на развитие речи детей: улучшается интонационное оформление высказываний, темпо-ритмическая организация речи, расширяется высотный и силовой диапазон голоса. Дети сознательно и адекватно используют различные средства выразительности речи, передавая свои эмоции, чувства и состояния.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. – М. : Просвещение, 1991. – 150 с.

2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями Монография. – М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.

3. Архипова Е.Ф. стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 331 с.

4. Ахманова О.С. словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 576 с.

5. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] кн. для логопеда / Г.А. Быстрова. Э.А. Сзова, Т.А.Шуйская – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.

6. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: книга для логопеда / Е. Н. Винарская. – М. : Просвещение, 1997. – 160 с.

7. Екименко, В.А. Логосказки, как вид коррекции речевых нарушений дошкольников [Текст] / В.А. Екименко, Н.Л.Столярова // Логопед. – 2008. — №1. – С. 32-43.

8. Жинкин, Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи / Н. И. Жинкин // Вопросы психологии. – 1978. — № 4. – С. 73–83.

9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – 2-е изд., перераб. – М. : Лабиринт, 2001. – 370 с.

10. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]: кн. для логопеда / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева – СПб.: Речь, 2015. – 320 с.

11. Кузькина, Л.Е. Авторская сказка как средство развития грамматического строя речи старших дошкольников [Текст]: Л.Е. Кузькина // Логопед. – 2012. — № 4.

12. Лопатина Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. // Дефектология. – 1986. — № 2. – С. 13-17.

13. Лопатина, Л.В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стёртой дизартрией / Л. В. Лопатина, Л. Н. Позднякова // Логопедия. – 2004. — № 1. – С. 36-43.

14. Нищева, Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для логопеда / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство ПРЕСС, 2002. – 47 с.

17 стр., 8197 слов

Развитие речи детей дошкольного возраста

... речи детей. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка литературы. речь дошкольный готовность обучение 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1.1 Развитие речи у дошкольников Речь ... языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка: Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. ...

15. Попова Т.В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией: автореф. дис. канд. пед. наук: 02.04.2009/ Т.В. Попова; Пед. академия последипломного образования. – Москва, 2009. – 27 с.

16. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пос. для ст. деф. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Владос, 2004. – 272 с.

17. Рубинштейн С.Л. Леушина А.М. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) с.93.

18. Савченко, В.И. Педагогическая сказка [Текст]:пособие для логопеда / В.И Савченко. – СПб.: Детство –Пресс, 2015. –

19. Сазонова, Л.В. Сочиняем сказку [Текст] / Л.В. Сазонова // Логопед. — 2012. — № 4.

20. Тихонова, Е.С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с ОНР [Текст]: пособие для логопеда / Е.С. Тихонова. – М.: АРКТИ, 2014. — 96с.

21. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. — 1968. — № 3. – С. 24-29.

22. Хватцев, М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи детей / М. Е. Хватцев. – М. : Владос, 2000. – 14 с.

23. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной–– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ

24. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у дошкольника ВЛАДОС, 1995.-198 с.

25. Яровенко, О. И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста / О. И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребёнком: сб. науч. тр. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. –33-46.