Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Введение …………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития познавательной сферы детей в психическом развитии ребенка …………………………..……..8

1.1 Особенности формирования познавательной сферы в старшем дошкольном возрасте …………………………………………..…………………8

1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста ..14

1.3. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ………………………..…………..21

Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста ………..…….34

2.1 Выбор и описание методов исследования ……………………..…34

2.2. Анализ результатов педагогического эксперимента ………..…….42

2.3. Практические рекомендации для педагогов и родителей по развитию познавательной сферы старших дошкольников ……………..……52

Выводы …………………………………………………………………….55

Заключение ……………………………………………………………….58

Список использованной литературы ……………………………………61

……………………………………………………………….

В психолого-педагогической литературе имеется огромный подъем экспериментальных исследований познавательной сферы ребят старшего дошкольного возраста.

Одним из направлений исследования познавательной сферы ребят дошкольного возраста считается исследование и проявление ее с применением дидактических игр. Игровая работа представлена последующими играми: игры с правилами, сюжетно-ролевые, строительные, словесные и дидактические, но конкретно обучающие игры считаются средством формирования познавательной сферы деток.

Неувязка становления познавательной сферы рассматривалась в разных трудах преподавателей и специалистов по психологии. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо характеризовали познавательную сферу как природное рвение старших дошкольников к познанию. А.К. Маркова, В.П. Лозовая, Ж.Н Тельнова, Г.И Щукина и прочие исследовали отличительные черты познавательной работы и приемы ее активизации у старших дошкольников.

Голицын В.В., Щербакова Е.Н. замечают, что без сформированных в дошкольный период познавательных интересов, изучение не будет носить удачный характер.

Козлова С.А. считает, что в течение всего дошкольного юношества, покуда малыш подрастает и развивается, приобретает новейшие познания и умения, сюжетно — ролевая игра остается более отличительным видом его работы ( Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика-М., 2001 г.-283 с.

12 стр., 5925 слов

Развитие познавательной сферы умственно отсталого ребенка дошкольного ...

... данной категорией дошкольников. Цель исследования - показать особенности развития познавательной сферы умственно отсталого ребенка дошкольного возраста и необходимость дифференцированного подхода к обучению детей с нарушением интеллекта. Задачи исследования: –Исследовать активную речь ...

Игра, это отличительная форма основания настоящей реальности методом ее воссоздания эмоциональной основой ребяческой игры ( Леонтьева А.Н. и неувязка становления психики — БЕЗВОЗВРАТНОМ , 1981.600с.

Теоретический тест трудности форм и развивающихся игр отражено в работах отечественной психологии — в работах Эльконина Д.Б., Божович Л.И., Выготского Л.С., Рубинштейн С.Л. и других.

В нынешнее время исследования в данном направлении водят научные работники, как Маркова Т.А., Лисина БЕЗВОЗВРАТНОМ. И. и другие.

Задачами познавательной активности деток приурочены к работы Давыдова В.В., Эльконина Д.Б. и других.

В последнее время в педагогике, аналогично как и во почти всех иных областях науки, наблюдается перестройка практики и способов работы, в частности, все более обширное распространение получают разного семейства игры.

Завышенный энтузиазм воспитателей к использованию игровых способов в обучающем процессе связан со последующими действами. В первую очередь, введение в практику игровых методик напрямую соединено с рядом совместных социокультурных процессов, нацеленных на поиск новых форм общественной организованности и культуры отношений меж воспитателем и ребенком. Потребность увеличение уровня культуры общения ребят в дидактическом процессе диктуется потребностью увеличения познавательной сферы деток старшего дошкольного возраста, стимулирования их энтузиазма к изучаемым предметам.

На современном шаге существенным звеном социального становления считается система образования в целом, и дошкольное образование как шаг изучения подрастающих членов сообщества, на котором формируются ключевые умения и умения, нужные в последующем обучении. Темпы подъема размеров учебного материала устанавливают собственные условия к использованию способов изучения ребят старшего дошкольного возраста. И способы данные часто ориентированы на число усваиваемого материала, а никак не на его качество.

Такой расклад, конечно, не содействует успешному усвоению программного материала и увеличению уровня числа познаний. Напротив, материал, дурно усвоенный детками, не имеет возможности являться надежной опорой для усвоения новых познаний. Чтоб решить данную делему нужно будет применять способы изучения старших дошкольников, что базируются на первых представлениях ребяческой психологии. И одним из своевременных способов изучения ребят дошкольного возраста считается игра.

Задолго до того как игра стала предметом научных изысканий, она обширно применялась в роли кого-то из главных средств воспитания и изучения ребят. В самых разных системах преподавания игре отводится необыкновенное место. Игра будет являться средством воспитания и изучения, ежели она будет срабатывать в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь деток в игре, воспитатель повлияет на все стороны становления персоны ребенка: на чувства, на понимание, на волю и на поведение в целом.

Этим образом, значимость и актуальность рассматриваемой трудности, ее недостающая разработанность в практике, обозначили выбор темы исследования.

11 стр., 5026 слов

Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста

... у детей старшего дошкольного возраста» можно считать актуальной, поскольку развитие разных видов памяти в значительной степени влияет на психическое развитие ребенка. Цель исследования: выявить особенности зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: память ...

Исходя из актуальности трудности, была определенна задача исследования: исследование необыкновенностей познавательной сферы ребят старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования выступает познавательная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путем применения дидактических игр.

Гипотеза: использование в педагогической работе дидактических игр будет способствовать развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза конкретизируется в следующих задачах:

1. Изучить и проанализировать проблему развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

4. Экспериментально изучить особенности познавательной активности дошкольников и проанализировать полученные в ходе результаты.

5. Составить рекомендации по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных целей и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:

1. теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме; систематизация полученной информации; синтез;

2. эмпирические: изучение психолого-педагогической и медицинской документации детей; наблюдение за познавательной активностью детей в разных видах детской деятельности, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент.

Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.

Методики исследования: исследование было построено на основе следующих диагностирующих методиках: методика анализа уровня сформированности интеллектуальных умений Дж. Равена. Методика «Мотивы умственной деятельности» Д.Б Эльконина. Методика «Определение мотивационного компонента». Методика «Изучение познавательной потребности» В.С. Юркевич.

База исследования: исследование проводилось на базе детского сада № ………….

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания — М.: Наука, 2010. — 351с.

2. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: изд. «Ось-89», 2010.

3. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д.Б. Богоявленская Вопросы психологии. — 2014. — №2. — С.35 — 41.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. — М.-Воронеж, 2015. — 520 с.

5. Бокшиц Е.А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. — Л,2014.

6. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, — 2015, — №8, с. 66-74

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 2011. — 93 с.

5 стр., 2197 слов

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного ...

... овладевая отдельными операциями, ребенок старшего дошкольного возраста становится способным осуществлять действия по сбору, фиксации и обработки информации, необходимые в познавательно-исследовательской деятельности. Освоение ... с. 8. Гончарова, Е.Ю. Педагогические условия развития основ культуры познания у ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону. – 247 ...

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология / Д.Б. Эльконина — М.: Педагогика, 2014. — 432 с.

9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 2013.

10. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии [Текст] / П.Я. Гальперин — 2012. — №5.

11. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: перспективное планирование[текст]/Н.С.Голицына-М.,Скрипторий,2012. — c.53.

12. Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения — М., АПН РСФСР, 2014.

13. Гуревич, К.М. Принцип коррекционности в методиках психологической диагностики научно-методические основы использования в школьной психологической службе психодиагностических методик / К.М.Гуревич. — М., 2013. — 312 с.

14. Гуровец Г.В. Ленок Я.Я Коррекционно развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике//Дефектология, 2014 .

15. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей./Под. Ред. Головчиц.- М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС» 2013.

16. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей [Текст] / В.Н.Дружинин. — М.: Академия, 2014. — 224 с.

17. Дубровина И. В. Практическая психология образования: учеб. пособие. 4-е изд. СПб.: Питер, 2016. — 592 с.

18. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М. / Н.Д. Виноградова — М.: Совершенство, 2010. — 208 с.

19. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей [Текст] / А.З. Зак — М.: Новая школа, 2011. — 252 с.

20. Зубкова П.И. Исследование познавательной активности детей джошкольного возраста — М.: Просвещение, 2015. — 363 с.

21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии — М., 2011.

22. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 2010.

23. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. — М.: Академия,2011. — 320 с

24. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М.-Воронеж, 2014.

25. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Н.С. Лейтес — М.: Знание, 2014. — 80 с.

26. Леонгард Э.И. Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М: 2015.

27. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. —М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.: ил.

28. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И.

29. Лисина. — СПБ.: Питер, 2014. — 320 с.

30. Лурия А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 2013. — 64 с.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

... данные известные и неизвестные, последние приобретают статус вопроса.Этот вопрос делает мышление целенаправленным. В ходе решения задачимышление выступает как процесс. ... ребенка. ***  В настоящее время на парвое место выходятобщеучебные умения – продуктивно приобретать и эффективно использовать знания вразличных ситуациях. Важно научиться проводить сравнения изучаемых понятийдетской психологии, ...

31. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Тбилиси, 2000. 29.Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка/ А.А. Люблинская —