Формирование адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника средствами подвижной игры

Формирование адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника средствами подвижной игры

?

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника средствами подвижной игры 6

1.1. Формирование адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника в теории и практике специальной педагогики и специальной психологии 6

1.2. Роль подвижной игры в развитии дошкольника с отклонениями в развитии 12

1.3. Педагогические условия формирования адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника средствами подвижной игры 19

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника средствами подвижной игры 31

2.1. Оценка уровня сформированности адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника 31

2.2. Организация и содержание экспериментальной деятельности по включению подвижной игры в процесс формирования адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника в ДОУ и ее результаты 39

Заключение 52

Литература 54

Приложение 57

Введение

Личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общения с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – то есть самооценка. Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения к окружающим.

Формирование самооценки обусловлено тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.

5 стр., 2188 слов

Исследование влияния самооценки на тревожность старших до-школьников

... Составить психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике тревожности и формированию адекватной самооценки старших дошкольников. Методы и методики исследования: 1. Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы ...

По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств, а также – партнеров по общению.

Наиболее ранние работы (Н. Е. Анкулова, В. А. Горбачева), посвященные исследованию самооценки детей дошкольного возраста, обнаруживают ее зависимость от оценочного отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности.

В более поздних исследованиях самооценка ребенка дошкольного возраста рассматривается в структуре его образа «Я», представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (Е. О. Смирнова, Л. П. Почеревина, С. Г. Якобсон).

Анализируя литературу, оказалось, что вопрос о формировании самооценки в игровой деятельности детей дошкольного возраста остается еще недостаточно изученным. В частности, экспериментально не исследовалась роль ожидаемой оценки в процессе выбора детьми игровых ролей.

В то же время, как известно, игровая деятельность выступает как реальная практика отношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую он выбирает (Д. Б. Эльконин).

Подвижная игра имеет большое значение и для нравственного воспитания дошкольника. В такой игре дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям и правилам. Подвижная игра обращает внимание ребенка на самого себя, ставит его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным правилам и требованиям, проявлять те или иные качества личности.

Однако, практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что богатые потенциальные возможности для развития адекватной самооценки дошкольника, существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно – без специального руководства игровой деятельностью между детьми складывается такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию адекватной самооценки ребенка.

Известно, как значимо формирование в старшем дошкольном возрасте адекватной самооценки. Адекватная самооценка играет важную роль в формировании личности ребенка дошкольного возраста.

В связи с вышесказанным мы нашли актуальным рассмотрение вопроса взаимосвязи подвижной игры и самооценки у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста, что и определило тему нашего исследования: «Формирование адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника средствами подвижной игры».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить сформированность адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника средствами подвижной игры.

Объект исследования: воспитательно – образовательный процесс в дошкольной организации.

22 стр., 10624 слов

Формирование межличностных отношений старших дошкольников посредством ...

... проверить эффективность процесса формирования межличностных отношений старших дошкольников посредством театрализованной игры. Объект исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: психолого- ... себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости. Поэтому взрослым необходимо помочь ...

Предмет исследования: процесс формирования адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника средствами подвижной игры.

Гипотеза: мы предположили, что формирование адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника средствами подвижной игры будет эффективно, если:

— будет учёт индивидуальных особенностей детей;

— будет создана ситуация успеха;

— будут соблюдены правила игры;

— будет педагогически грамотное распределение ролей;

— будет оборудование и оснащение игровой площадки.

Задачи:

1. Определить формирование адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника в теории и практике специальной педагогики и специальной психологии.

2. Изучить значение подвижной игры в развитии дошкольника с отклонениями в развитии.

3. Рассмотреть педагогические условия формирования адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника средствами подвижной игры.

4. Подобрать и апробировать в опытно-экспериментальной работе комплекс подвижных игр для формирования адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника.

Глава I. Теоретические основы формирования адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника средствами подвижной игры

1.1. Формирование адекватной самооценки слабовидящего старшего дошкольника в теории и практике специальной педагогики и специальной психологии

Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка представляет собой сложный по психологической природе феномен. В психологической литературе самооценке уделено большое внимание. Ее обсуждали в своих работах, Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Б. В. Зейгарник, И. С. Кона, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина, B. C. Мерлин, В. С. Мухина, П. М. Якобсон и др. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы А. В. Захаровой, О. А. Белобрыкиной, Л. И. Божович, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Е. И Савонько, Л. И. Уманец и др. Вместе с тем, особенности проявления самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.

В исследованиях отечественных психологов, акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, ее подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. Проблема самооценки рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки, а также – самосознания и самооценки.

Проблема становления самосознания и самооценки как его компонента, рассматривались в работах: Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, A. H. Леонтьева, B. C. Мерлина, С. Л. Рубинштейна, В. В. Столина, И. И Чесноковой.

В. В. Столин выделяет три уровня строения самосознания, в соответствии с этими уровнями различает и единицы самосознания: на уровне органического самосознания имеет сенсорно-перцептивную природу; на уровне индивидного – воспринимаемая оценка себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность; на уровне личностного – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

4 стр., 1811 слов

Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста ...

... считается ведущая деятельность. В старшем дошкольном возрасте решающее значение в формировании самооценки имеет игра. Изучая развитие самосознания в онтогенезе, отечественные исследователи уделяют преимущественное внимание самооценке детей дошкольного возраста (Л. М. Боришевский, ...

Таким образом, по В. В. Столину, самооценка является единицей индивидуального уровня самосознания [33].

М. И. Лисина изучала в основном условия развития когнитивной стороны самосознания, однако в ее работах выделяется также аффективная часть образа «Я» и указывается, что самооценка является механизмом переработки данных представлений на уровне аффективного процесса[20].

Заключение

Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.

Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания адекватной самооценки.

Кроме этого был осуществлен подбор методики для исследования самооценки у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и применена в нашем исследовании. Нами было организовано исследование, направленное на выявление особенностей проявления адекватной самооценки у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.

Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями формирования адекватной самооценки у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.

Отметим, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям:

— возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;

— самооценка от общей переходит к дифференцированной;

— возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.

Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.

К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).

Таким образом, нами была подтверждена гипотеза исследования, о том, что существует определенная зависимость между особенностями формирования адекватной самооценки у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и уровнем ее развития.

Для формирования адекватной самооценки у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей. Кроме этого был подобран комплекс подвижных игр, способствующих повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.

Учитывая полученные данные можно проводить подвижные игры с слабовидящими детьми старшего дошкольного возраста по формированию адекватной самооценки у большинства слабовидящих детей.

Литература

1. Абрамян Л. А., Антонова Т. В., Артемова Л. В. Игра дошкольников / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989. – с. 161 – 165.

5 стр., 2001 слов

Сюжетно — ролевая игра как средство развития самооценки ...

... дошкольного возраста. Объект исследования - процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) провести теоретическое обоснование изучаемой проблемы развития самооценки детей старшего дошкольного возраста; 2) провести психолого - педагогическую диагностику с целью изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста; ... формирования адекватной самооценки детей ...

2. Аксенова Л. И., Архипов Б. А., Белякова Л. И. и др. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002. – с. 279 – 287.

3. Алексеева Л. И., Архипова Б. А., Белякова Л. И. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002. – с. 279 – 287.

4. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – с. 31– 38.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2007. – с. 387.

6. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004. – с. 344.

7. Волков Б. С. Возрастная психология. Кн. 1.- М., 2005. – с. 170.

8. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с нарушением зрения. – М., 1973. – с. 32 – 37.

9. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии / Словарь специальных терминов. – М., – с. 166.

10. Доронина М. А. Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – с. 10 – 15.

11. Емельянова М. Подвижные игры как средство формирования самооценки // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – с. 29 – 33.

12. Ермаков В. П., Якушин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения // Основы тифлопедагогики. – М., – 2000. – с. 5.

13. Запорожец А. В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии. – Смоленск, 1998. – с. 3 – 10.

14. Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1987. – с.7.

15. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – М., 1993. – с. 97, 156.

16. А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1985. – с. 136 – 158.

17. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. – М., 1973. – с. 207.

18. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Проблемы развития психики. – М., 2005. – с. 499.

19. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. – М. – 2005. – с. 396.

20. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001. – с. 187 – 189.

21. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М., 2001. – 50 – 52.

22. Мижериков В. А. Словарь – справочник по педагогике. – М., 2004. – с. 329.

23. Миллер В. Ф. Актуальные проблемы социальной адаптации инвалидов по зрению и некоторые пути их решения // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2015. – №6. – с. 56 – 62.

24. Мухина В. С. Детская психология / Под ред. Л. В. Венгер. – М., 1999. – с. 216 – 223.

25. Мухина В. С. Психология дошкольника. – М., 2005. – с. 388.

26. Немов Р. С. Словарь – справочник «Психология». – М., 2004. – 2 часть. – с. 200.

27. Рапацевич Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. – М., 2005. – с. 512, 514, 530.

28. Репина Т. А. Хрестоматия: Психология дошкольника. – М., 1995. – с. 155 – 170.

29. Репина Т. А., Смолева Т. О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции. – М., 1995. – с. 143 – 155.

19 стр., 9146 слов

Развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

... дошкольника. Предмет: процесс развития детей дошкольного возраста в дидактической игре. Гипотеза: развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру будет протекать эффективно если: процесс педагогического руководства будет строиться с учетом современных требований педагогики ...

30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.

31. Смирнова Е. О. Детская психология. – М., 2003. – с. 333 – 339.

32. Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки детей дошкольного возраста. – М., 1977. – с. 123 – 134.

33. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.- с. 56 – 58.

34. Стребелева Е. А., Венгер А. Л., Ектакова Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2001. – с. 125 – 145.

35. Уманец Л. И. От самооценки в игре – к познанию себя // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 4. – с. 20 – 21.

36. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 1999. – с. 216 – 223.

37. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. – М., 1998. – с. 43 – 58.

38. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

39. Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка – дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. – М., 2004. – с. 384.

40. Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопр. психол. – 1986. – №6. – с. 23 – 28.

41. Якобсон С. Г. Почеревина Л. П. Роль субъектного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников // Вопр. психол. – 1982. – №1. – с. 15 – 18.

42. Якобсон С. Г., Морева Г. И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии. – 1983. – № 8. – с. 55 – 61.

43. Якунин В. А. История психологии. – СПб., 1998. – с. 121 – 135.

44. Якунин В. А. Педагогическая психология. – СПб., 1998. – с. 99 – 105