ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение 3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения младших школьников

с ЗПР 7

1.1. Проблема клинико-психолого-педагогического анализа задержки психического развития в теории и практике дефектологии 7

1.2. Основные понятия и принципы сопровождения в современной научной психолого-педагогической литературе 17

1.3. Особенности развития внимания младших школьников с ЗПР 28

Выводы 32

Глава 2. Пути организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР при формировании у них внимания как одного из компонентов познавательной деятельности 34

2.1. Организация, содержание экспериментального исследования 34

2.2. Подбор методик для исследования свойств внимания у экспериментальной группы 36

2.3. Анализ результатов первичной диагностики 39

2.4. Организация системы психолого-педагогического сопровождения у детей с ЗПР 41

2.5. Организация исследования психолого-педагогического сопровождения у детей с ЗПР 55

2.6. Сравнительный анализ результатов исследования субъектов сопровождения 58

Выводы 59

Заключение 60

Литература 71

Введение

Проблема содействия развитию ученика в процессе обучения актуальна в данное время. Она интересовала еще мыслителей античности, педагогов и психологов разных столетий. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля. Но только 10-12 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребёнка.

В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровождения: городские, областные психолого-медико-педагогические консультации; районные ППМС — центры; консилиумы в образовательных учреждениях.

Но зачастую вне системы сопровождения оказываются дети, с задержкой психического развития, обучающиеся в общеобразовательной школе. Участие специалистов сопровождения ограничивается лишь отбором детей в классы коррекционно-развивающего обучения, в редких случаях осуществляется диагностика развития детей, разрабатываются специальные коррекционно-развивающие программы, причем без учета форм ЗПР (из письма Министерства образования РФ от 27 июля 2003 г.).

3 стр., 1184 слов

Вальце М. Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска

... сопровождения детей и подростков группы риска состоит в использовании потенциала воздействия всех реалий, определяющих существование и развитие человека. Источник: Вальце М. Основы психолого-педагогической ... психической деятельности. Они базируются на стыке теоретических положений, выдвигаемых в исследованиях по физиологии высшей нервной деятельности и общей психологии, согласно которым ...

Причиной этого является, на наш взгляд, отсутствие апробированных моделей комплексного сопровождения детей с ЗПР в общеобразовательной школе.

Мы считаем, что для достижения положительных результатов в обучении и развитии детей с задержкой психического развития необходимо профессионально сконструировать систему их комплексного сопровождения и реализовать ее с учетом формы ЗПР, индивидуальных особенностей ребенка, результатов диагностики и с учетом возможностей образовательного учреждения.

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

Таким образом, проблема психолого-педагогического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития остается актуальной и на сегодняшний день. Это и обусловило выбор темы нашего исследования.

Цель исследования — разработать систему психолого-педагогического сопровождения, направленную на развитие познавательной деятельности, в частности внимания, у младших школьников с ЗПР.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1) Раскрыть теоретические и методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития на основе современных научно-практических трудов.

2) Разработать психолого-педагогические методики, которые в экспериментальных условиях изучения младших школьников могли бы позволить диагностировать уровни развития внимания, как одного из компонентов познавательной деятельности.

3) Опираясь на результаты исследования разработать систему психолого-педагогического сопровождения младших школьников по развитию у них внимания и апробировать ее в условиях общеобразовательной школы.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

Глоссарий к теме: Информация – сведения о чем-либо; в отличие от знания, как правило, обезличена. Знания – результат познавательной деятельности человека. Знание всегда системно, инструментально. Выделяют знания о сущем и должном (нормативные знания).Выделяют: - эмпирические знания – об объективных реальных фактах, которые можно зафиксировать; для этого применяются эмпирические методы ...

4) Определить условия, при которых можно достичь эффективного развития внимания у детей.

5) Оценить эффективность предложенной системы и разработать психолого-педагогические рекомендации по использованию предложенной системы.

Для решения поставленных задач были проведены исследования на базе средней школы №18 г. Уфы во 2«E» классе коррекционно-развивающего обучения, всего 12 человек.

Объект исследования — психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с ЗПР.

Предмет исследования — процесс формирования свойств внимания.

Проведенное исследование было направлено на проверку гипотезы — формирование внимания, как одного из компонентов познавательной деятельности, у младших школьников с ЗПР может быть успешным при четко спланированной, систематической, комплексной, индивидуализированной психолого-педагогической работе с детьми в сочетании с коррекцией, т.е. в условиях психолого-педагогического сопровождения.

В своей работе мы опирались на теоретические положения о личностно-ориентированном обучении (Н.А. Алексеев, И.С. Якиманский и др.); об индивидуальном и дифференцированном обучении (П.П. Блонский, А.М. Гельмонт, Л.С. Выготский и др.); на идею о психологическом сопровождении учащихся (Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Т. Чередникова); на идеи гуманистической психологии о самоактуализации как важнейшей цели развития личности (А. Маслоу, К. Роджерс); на учение Л.С. Выготского о развитии личности в процессе обучения.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

· анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;

· наблюдение за учебно-воспитательным процессом во 2«E» классе КРО;

· беседы с учителем, учащимися, родителями;

· Изучение специальной документации;

· экспериментальные методы и обработка полученных данных.

Новизна и практическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Определены психолого-педагогические подходы к формированию процессов внимания у младших школьников с ЗПР.

2. Разработана и апробирована система психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие познавательной деятельности, в частности внимания, у младших школьников с ЗПР в условиях общеобразовательной школы.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

3. Показана позитивная динамика развития процессов внимания у младших школьников с ЗПР в процессе компенсирующего психолого-педагогического воздействия.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения…………….

Литература

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982.

2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М., 1990.

3. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997.

4. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): Практические материалы. — М., 2001.

5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1997.

6. Битянова М.Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения.// Директор школы. — 1997. -№3.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.

8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,1956.

9. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

10. Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной, М., 1984.

11. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. — М.: Школьная Пресса, 2005.

12. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. — М., 1999.

13. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психол.-пед.комис. — М., 2003.

14. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — М., 2005.

15. Компенсирующее обучение в России: Действующие нормативные документы и учебно-методические материалы. — М.,1997.

16. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.М. Шипициной. — СПб., 2003.

17. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

18. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М., 2005.

19. Лубовский В.И. Психологические проблемы аномального развития у детей. — М., 1989.

20. Малафеев Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения. // Дефектология. — 2005. — №5.

21. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПб., 2004.

22. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994.

23. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. // Школьный психолог. — 2004. — №1.

24. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. — М., 2005.

25. Науменко Ю. Концепция образования, формирующего здоровье школьников. // Директор школы. — 2004. — №5.

26. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. — М., 2004.

27. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2002.

28. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1972. — №3.

29. Переслени Л.И., Фокетова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. — 1993. — №5.

30. Пособие по выполнению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ по олигофренопедагогике. — Уфа, 2004.

31. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2003.

32. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. — М., 1997.

33. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.

34. Темина С. Вести или сопровождать? Разные пути решения многовековой дилеммы. // Директор школы. — 1990. — №6.

11 стр., 5037 слов

Развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление с окружающим миром(живая природа)

... своеобразия проявлений этого отставания” (1984). Изучение детей с задержкой психического развития началось, в 60-х годах в НИИ дефектологии под руководством Т.А.Власовой и ... от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи между единицами ...

35. Тржесоглава З. Легкая дисфункция в детском возрасте. — М., 1986.

36. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития. // Дефектология. — 1997. — №4.

37. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.

38. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. — М., 2003.

39. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. — М., 2003.