Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

План.

Введение. 3-4

Глава 1. Психолого- педагогические основы коллектива.

1.1. Сущность понятия «коллектив». 5-6

1.2. Особенности коллектива. 6-7

1.3. Пути развития коллектива. 7-9

Глава 2. Проектная деятельность как средство развития коллектива. 10

2.1 Основные требования к проекту. 11

2.2 Классификация проектов. 11-12

2.3 Паспорт проектной работы. 12-13

2.4 Виды презентаций проектов. 13-14

2.5 Готовность младших школьников к проектной деятельности.

15-20

Глава 3. Опыт формирования коллектива младших школьников средствами проектной деятельности.

3.1 Изучение особенностей развития коллектива. 21-24

3.2 Опыт организации проектной деятельности. 24-29

3.3 Условия эффективности формирования коллектива средствами проектной деятельности. 29-31

Заключение. 31-32

Литература. 33

Приложение.

Введение.

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив — пожнёшь личность».

Каким станет наше общество завтра — зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс.[8, с.3]

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) — это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

Учредить коллектив невозможно. Поскольку он представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников, для его создания необходимы определённые условия. Надо сплотить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди сплачиваются тогда, когда им необходимо сообща выполнить важное для них дело. Чтобы закрепились коллективные отношения, требуется время.

Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... управление – составление и доведение до микро коллективов и отдельных исполнителей оперативных планов; расстановка исполнителей ... определенной проблемы, когда цель достигнута, члены проектной группы возвращаются в функциональные подразделения. Недостаток: ... среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и ...

Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает. [3,с. 34, 11]

Проектная деятельность является практически первой возможностью для учеников начать коллективную работу. Хотя по базовым характеристикам проектной деятельности она совершенно необязательно должна быть коллективной, в учебных целях, как правило, проекты реализуются в групповой работе. Поэтому именно в этой деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками.

Огромную роль в развитии ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая участников. Замысел объединяет группу, а его реализация ещё больше сплачивает её участников.

Таким образом, организация проектной деятельности — важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые далее могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей, формированию коллектива.

[10, с. 129]

Цель работы:

Изучить принцип проектной деятельности, его влияние на формирование коллектива младших школьников

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести диагностики по изучению особенностей развития коллектива.

3. Применить метод проектов в воспитательной работе с классом.

4. Проанализировать результат проведённой работы с помощью анкетирования.

5. Отметить условия эффективности формирования коллектива средствами проектной деятельности.

База исследования: МОУ ООШ с. Чмутово Павловского района, Нижегородской области. Начальные классы (1-4).

Классный руководитель: Веретенникова И.П.

Глава 1. Психолого — педагогическое понятие коллектива.

Сущность понятия «коллектив».

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова даётся следующее толкование данному слову: «Коллектив- группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами». Такое толкование не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и вполне неточным. Ему соответствует, например, группа ребят, ворующих яблоки в чужом саду.

А.С.Макаренко писал: «…Только социальное единство, построенное по социальному принципу, может быть названо коллективом».

Ещё в 20-х годах исследователи- педагоги- психологи — отмечали, что коллектив есть не простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте. «Класс- коллектив, — размышлял в этой связи известный педагог и психолог П. П. Блонский, — не является простой суммой отдельных учеников». [8, с. 23]

В Российской педагогической энциклопедии дано следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив» (от лат. Collectives -собирательный) рассматривается как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения»

Коллектив как психолого — педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом- высокую степень развития группы.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу); закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми процессами. Развитие бытовой деятельности ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой — формирование способности личности поддаваться влиянию других.

Большую роль в социальном становлении учащихся призваны сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстниками. Именно в процессе развития групповых отношений формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся, с другой — раскрытие его потенциалов, сохранение его автономности. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества) создаёт условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.

[11, с. 89-90]

Каждый ребёнок включается в отношения со многими окружающими людьми и испытывает много различных влияний — полезных, вредных или нейтральных, с точки зрения воспитания. Среди этих влияний личное воздействие воспитателя лишь одно из многих. Оно может быть довольно заметным, но всё-таки недостаточным для гарантии положительного развития личности. Педагогу необходимо найти такое средство, которое резко усилило бы его воспитательное воздействие на каждого ребёнка.

Школьник всегда включён в некоторую группу (класс, кружок, секцию и т.д.) Сила влияния на него воспитателя во многом зависит от отношения группы к педагогу. Если она настроена против воспитателя, то его влияние на школьника слабеет. Если же группа уважает, любит и поддерживает воспитателя, то степень его влияния на школьника многократно возрастает, и тогда детская группа превращается в педагогический инструмент и усилитель.

Но такой может стать только группа высокого уровня развития, т.е. коллектив. Слово «коллектив» часто употребляется в обыденном, ненаучном смысле и тогда может обозначать любую реальную группу людей. Если любое детское объединение называть коллективом, то бесполезно ожидать от него такого воспитательного влияния на личность, которым обладает настоящий детский коллектив. Поэтому педагоги должны чётко отличать истинные детские коллективы от других групп детей.

Коллектив является одним из видов реальных контактных групп.

Коллектив — это организованная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.[3, с. 106]

Особенности коллектива.

Для чёткого уяснения особенностей коллектива психолог Л. И. Уманский разработал типологию и построил некоторый контиуум (протяжённость) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют, а, скорее, разъединяют своих членов, и кончая коллективом. Типология эта в несколько доработанном и сокращённом виде выглядит так.

11 стр., 5118 слов

Тема 6. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике

... психику членов группы, как это всегда бывает с элементами любых систем. Психология человека в группе – это уже не полностью независимое явление. Подвергаясь влиянию психологии группы, она ... бедного, инспектора дорожно-патрульной службы и водителя автомобиля, студенческого и педагогического коллективов и пр.; поведенческие взаимоотношения. Их психологические особенности возникают в опыте совместной ...

1.Антиколлектив. Это группа, для которой характерна внутригрупповая агрессивность. Каждый хочет добиться своей цели за счёт других членов группы («пауки в банке»).

В группе царствует внутригрупповая апатия, жестокость и групповая травля слабого. Естественно, что длительное пребывание ребёнка в такой группе наносит тяжёлую травму его психике.

2.Диффузная группа (конгломерат).

Это случайно собравшаяся группа

( например, пассажиры одного автобуса).

Она разнородна и нестабильна. Говорить о серьёзном влиянии её на развитие личности не приходится.

3.Номинальная группа. Малая группа, имеющая некоторое общее название и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы. ( например, школьный класс, только что созданный из учеников, пришедших из разных школ).

Наличие формального объединения уже начинает влиять на членов группы, но это влияние мизерно, поскольку взаимоотношения ещё не сложились.

4. Ассоциация. Группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой начинается совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое сплачивающее влияние на своих членов.

5.Кооперация. Группа, для которой характерно успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определённое воспитательное влияние на своих членов.

6.Автономия. Группа, для которой характерны признаки кооперации, но сверх того её члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное влияние группы приближается к влиянию коллектива.

7. Коллектив. Это высший тип группы. Это организованная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

У всех этих групп есть немало различий. Но самое важное — они по-разному влияют на личность. Чтобы грамотно и эффективно влиять на развитие личности, воспитатель должен отчётливо представлять, с каким типом группы он взаимодействует. Если это не коллектив, то целесообразно помочь группе быстрее подняться на уровень коллектива.

Как и всякая группа, коллектив — это часть среды, в которой развивается ребёнок. Коллектив включает ребёнка в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно неупорядоченное, разнонаправленное, случайное влияние на ребёнка, то в воспитательном коллективе такое влияние в значительной мере упорядочено и целенаправленно. Потому что детский коллектив — это педагогизированная среда. [3, с. 107-108]

Пути развития коллектива.

Формирование коллектива — сложный и, как правило, длительный процесс. В своём развитии коллектив проходит несколько стадий (этапов).

10 стр., 4700 слов

Социально-психологические особенности общения в группах и коллективах.

... нарушать. Вместе с тем следует учитывать, что далеко не каждая группа представляет собой коллектив. Коллектив – это группа людей, объединенных общей целью, которая не может носить антисоциальный ... делового общения включает в себя две группы правил: - нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); - наставления, определяющие характер контакта ...

Для выделения этапа надо определить критерии, по которым процесс развития коллектива можно разделить на стадии. Здесь существует нес……..

Литература

1. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л, Сидалева Т.Н и др. Преподавание в начальных классах. Психолого — педагогическая практика. Учебно — методическое пособие\ М.: ЦГЛ, 2003.-208с.

2.Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Ярославль, Академия развития, 2007. — 336 с.: — (Методика воспитательной работы)

3.Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство Владос — пресс; 2002. — 176 с.

4.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «Вако», 2004, 240 с. — (Педагогика. Психология. Управление.)

5.Комратов Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2007. — 2008 с. — (Растим патриотов России)

6.Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/ Под редакцией Е.Н.Степанова. — М., Центр «Педагогический поиск», 200. — 160 с.

7. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Ч.1, 2./М.: Центр «Педагогический поиск», 2002./160 с.

8.Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». Москва, «Просвещение», 1978.-159 с.

9. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения).

— М.: Педагогика, 19988. — 144 с.

10.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. — 3-е издание., испр. и доп.- М.: Аркти, 2008. — 112 с. (Методическая библиотека)

11.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.

12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. — 256 с.

13. Сергеева в.п. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 256 с.