Влияние большинства, конформизм

Вопрос № 32

Нормативное поведение в группе: групповая норма, влияние большинства и конформизм. Влияние меньшинства

Литература:

— Майерс «Социальная психология»

— Кричевский, Дубовская «Социальная психология малой группы».

Нормативное поведение — это поведение, связанное с реализацией групповых норм.

//Предупреждаю — информация про групповые нормы отчасти взята из Интернета//

Групповая норма

Групповые нормы — это совокупность правил и норм, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Групповые нормы являются специфическим видом и своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего общества в целом.

Общая характеристика функционирования норм в малой группе (По книги Кричевского и Дубовской):

— Во-первых, нормы — это продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (например, организацией).

При этом возможны, как считают исследователи, три типа норм:

  • институциональные — их источником является организация или ее представители в виде фигур власти (руководителей);
  • добровольные — их источником являются взаимодействия и договоренности членов группы
  • эволюционные — их источником являются действия одного из членов группы, со временем получающие одобрение партнеров и в виде неких стандартов прилагаемые к определенным ситуациям групповой жизни

— Во-вторых, группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.

— В-третьих, нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т. е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения.

3 стр., 1411 слов

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков группового взаимодействия

... у детей старшего дошкольного возраста навыков группового взаимодействия. Объектом исследования является процесс развития навыков группового взаимодействия дошкольников. Предмет исследования–дидактическая игра как ... деятельности; -сотрудничество Организации с семьёй; -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; -формирование познавательных интересов и ...

— В-четвертых, нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе.

— В-пятых, нормы различаются также по степени допускаемой ими девиантности (отклонения) и соответствующему ей диапазону применяемых санкций.

Изучение нормативного поведения ведется по терм основным направлениям:

♦ исследования, изучающие влияние норм, разделяемых большинством членов группы;

♦ исследования, изучающие влияние норм, разделяемых меньшинством членов группы;

♦ исследования, изучающие последствия отклонения индивидов от групповых норм.

Функция групповых норм. Групповые нормы регулируют процессы, протекающие в группе, они направлены на установление согласия между членами группы, что способствуют ее устойчивости и стабильности, способствуют достижению групповых целей. Кроме того, они могут быть диагностическим показателем изменения этих процессов. Групповые нормы нередко порождают ригидность и неспособность группы к перестройке своей жизнедеятельности в необычных условиях.

Контроль осуществляется за счет позитивных санкций (похвала, моральные и материальные вознаграждения) по отношению к тем, кто следует этим нормам и негативных санкций (невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, а порой и исключение из группы) для тех, кто от них отступает.

Формирование групповой нормы.

Групповые нормы формируются в результате взаимодействия членов группы или вводятся в нее более крупной социальной общностью (например, организацией).

11 стр., 5442 слов

9. Сдвиг к риску в группе — эксперименты Джеймса Стонера

... из второй ответили, что видели. Эксперимент 4 Три группы по 50 испытуемых смотрели трехминутный фильм о проносящихся мимо машинах ... анекдотичный характер, а другие относятся к специфичным социальным нормам выражения эмоций, а не к непроизвольной мимике, ... позиции группы, мера "подчинения" индивида групповому давлению. Проявляется в изменении мнения человека в направлении большего согласия с группой ...

М.Шериф первым исследовал процесс возникновения групповой нормы.

Классические эксперименты по изучению конформизма (Майерс).

— Эксперименты М. Шерифа, формированию групповых норм и конформизм.

Он просил испытуемого, находящихся в темной комнате, определить, на сколько сместилось пятно света (на самом деле движения не было, наблюдался так называемый автокинетический эффект).

Испытуемый высказывал свое предположение. На следующий день он снова приходил на эксперимент и встречался там с еще несколькими испытуемыми (которые ранее участвовали в этом же эксперименте).

Когда участники стали озвучивать свои предположения, оказалось, что называемые ими величины достаточно сильно отличаются друг от друга. Но постепенно, через несколько повторений, все участники стали называть приблизительно одну длину — сформировалась групповая норма.

Годом позже испытуемые были повторно приглашены для участия в подобном эксперименте, причем каждый тестировался отдельно от других. Оказалось, что они все еще продолжали придерживаться групповой нормы.

— Эксперименты Аша, конформизм.

Экспериментатор демонстрировал группе испытуемых (студентам) эталонный отрезок и три отрезка разной длины. Требовалось определить, какой из отрезков соответствует эталонному образцу. Вся группа (подсадные испытуемые) давали неверный ответ и настоящий испытуемый, отвечавший последним, с ними соглашался. (В контрольном эксперименте испытуемые давали верный ответ).

В 37% случаев испытуемые проявили конформизм.

Ричард Кратчфилд автоматизировал эксперимент Аша (классический эксперимент был труден для проведения, требовал участия команды подсадных испытуемых).

13 стр., 6151 слов

Влияние возраста людей на уровень их агрессивности, враждебности и несдержанности

... выборки В исследовании, были задействованы испытуемые в количестве 21 человека. Все испытуемые условно были разделы на три возрастные ... гипотеза: «Чем старше человек, тем он менее агрессивен и несдержан» подтвердилась. Наш эксперимент подтвердил существование высокой отрицательной ... пришли к тому, что, возможно наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые ...

Пятеро участников — каждый из них настоящий испытуемый — находятся в индивидуальных кабинках, расположенных рядом, и смотрят на фигуры, проецируемые на противоположную стену. В каждой кабинке есть пульт с лампочками и переключателями, позволяющий испытуемому сообщать свой ответ экспериментатору и видеть ответы других. После серии разминочных заданий каждый из участников обнаруживает, что он отвечает последним, уже зная (фальсифицированные экспериментатором) ответы других испытуемых. Проводя эксперимент на армейских офицерах, он получил 40−46% конформизма.

Даже идеологически неприемлемые взгляды могут быть признаны верными, если они приняты группой. В то время, когда в 60-гг проходило Движение за свободу слова, Кратчфилд провел эксперимент на своих студентах и выявил, что 58% из них готовы присоединиться к мнению группы и согласиться с тем, что «свобода слова скорее привилегия, чем право, и обществу следует приостановить действие свободы слова, если оно почувствует угрозу для себя».

//Майерс относит сюда же эксперименты Милграма, хотя они и направлены на изучение подчинения//

Критика экспериментов Аша (По книге Кричевского и Дубовской) :

Американские и европейские критики подчеркивают незначимость для испытуемых экспериментальной ситуации, случайность подбора испытуемых и отрыв их от естественной для них социальной среды, отсутствие какого бы то ни было намека на совместную деятельность и хотя бы рудиментарных признаков социальной группы.

Тем не менее, в исследовании А. П. Сопикова, проведенном на выборке в 550 человек с использованием как оригинальной процедуры С. Аша, так и ряда ее модификаций, конформные реакции очень ярко обнаружились и в поведении членов достаточно сложившихся социальных групп. Таковыми являлись, например, оркестры Дворцов пионеров различных городов бывшего СССР.

10 стр., 4684 слов

Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного человека в толпе

... благополучия/неблагополучия 4. Мотивационная - эмоции определяют поведение человека, становятся кратковременными мотивами его деятельности, заставляя стремится ... пищеварительной, секреторной систем. Корковые отделы оказывают регулирующее, тормозящее влияние на подкорковые структуры и, т.о., тормозят проявление ... , но он категорически отказывается работать в группе. Тогда в качестве первого шага на ...

Кроме того, В. Э. Чудновский, изучавший конформное поведение школьников и подростков, заметил, что ситуация эксперимента является для них значимой — отстаивание своей оценки приобретает нравственный характер, для многих школьников подставная группа была референтной.

Конформизм и его виды

(Кричевский и Дубовская, параграф «интерпретация конформного поведения».)

Конформизм — это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Исследователей всегда интересовало — что представляет из себя конформное поведение, в результате чего оно проявляется и насколько глубоко или поверхностно влияет на подчиняющегося человека.

Традиционно выделяют две разновидности конформизма. Первый называется уступчивость — при этом мы ведем себя также как все, но внутренне с этим не соглашаемся. В этом случае подчиняются чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Второй — одобрение — это когда мы искренне верим в то, что вынуждает нас сделать группа.

В начале 50-е годов Л. Фестингер предположил, что публичная конформность будет сопровождаться личным одобрением норм только в том случае, если субъект хочет остаться в группе. Причем угроза наказания вызовет лишь внешнее согласие с группой, не затрагивая подлинного изменения во взглядах.

Несколько позднее М. Дойч и Г. Джерард выделили две причины конформности (два типа влияния большинства).

Первая — человек может стремиться присоединиться к группе, чтобы быть принятым. Вторая — человек может копировать действия других, если у него недостаточно информации и он не знает, как следует вести себя в данной ситуации. Они назвали эти причины соответственно нормативным и информационным влиянием.

Нормативное влияние группы (нормативный конформизм) подразумевает необходимость «следовать за толпой», чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Нормативное влияние обычно приводит к уступчивости. Нормативное влияние порождается заботой о социальном имидже.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей ... . Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в ...

Информационное влияние. При этом точка зрения, или образец, норма поведения других людей, оказывается как бы эталоном, в соответствии с которым человек строит свое отношение или поведение. (Ведь в социальной реальности нельзя определить, верно ли какое-то утверждение просто «подойдя и измерив» его, во многом человек вынужден ориентироваться на других).

Например, в опытах Шерифа по наблюдению автокинетического эффекта, участники эксперимента не были уверены, что они правильно разглядели траекторию движения пятна света, поэтому изменяли свое мнение, соотнося его с мнением других участников. Оно вызывает у людей одобрительный конформизм. Информационное влияние порождается желанием быть точным.

В реальных условиях нормативное и информационное влияние часто встречаются одновременно.

Хотя эти Дойч и Джерад не обсуждали роль различных типов влияния применительно к проблеме публичного согласия и внутреннего одобрения, тем не менее, в литературе высказывается предположение, что информационное влияние с большей степенью вероятности будет вести к приватному изменению взглядов, чем нормативное влияние.

Дальнейшее развитие обсуждаемый вопрос получает в работе В. Э. Чудновского, выделяющего два типа конформного поведения: внешнее и внутреннее подчинение.

Внешнее подчинение может быть двух видов:

— сознательное приспособление к мнению группы, сопровождающееся острым внутренним конфликтом.

— сознательное приспособление к мнению группы без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта.

Внутреннее подчинение состоит в том, что часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами. Внутренне подчинение также может быть в двух формах:

8 стр., 3787 слов

Группа и групповое поведение в организации

... собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб ... и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы. В-третьих, конформность зависит от количества ... от них. Нормативное влияние это конкретизация более общей проблемы - влияния группы на поведение индивида, которая может ...

— бездумное принятие неверного мнения группы на том основании, что «большинство всегда право».

— принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора.

По мнению автора, подобная логика выполняет функцию примирения двух противоречивых тенденций: стремления индивида быть в согласии и с группой, и с самим собой.

Далее анализ конформизма занимается Г. Келмен. Он выделил три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение, идентификация, интернализация.

При подчинении принятие влияния другого лица или группы носит чисто внешний характер, а сама продолжительность подобного поведения ограничивается ситуацией присутствия источника влияния. Человек соглашается с группой потому, что это выгодно ему, в действительности оставаясь при своем мнении.

В случае классической идентификации субъект идентификации стремится частично или полностью уподобиться агенту влияния в силу испытываемой к нему симпатии и наличия у него желательных для усвоения черт.

При реципрокно-ролевом отношении каждый участник взаимодействия ждет от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера (или партнеров), причем, если сложившиеся отношения удовлетворяют человека, он будет вести себя так вне зависимости от того, наблюдает за ним партнер или нет, поскольку для его собственного самоуважения существенно оправдать ожидания другого.

Идентификация может частично напоминать подчинение, если имеет место принятие личностью навязываемого поведения, не вызывающего у нее чувство удовлетворения. Вместе с тем идентификация отличается от подчинения тем, что в этом случае, как считает автор, субъект большей частью верит в навязываемые ему мнения и формы поведения.

При интернализации воспринятое мнение интегрируется в ценностную систему личности.

Позже Г. Джерард, после его первоначальной попытки связать рассмотрение конформного поведения с процессом поиска информации в группе, создал информационную теорию конформности. Она позволяет рассматривать конформность в контексте процессов социального сравнения, трактуя ее как одно из проявлений тенденции сравнения.

Ряд попыток объяснения феномена конформного поведения встречается в рамках известных в социальной психологии теорий психологического обмена. Так, распространяя свое понимание обмена на феномены группового поведения, Дж. Хоманс утверждает, что личность ведет себя конформно не ради соответствия групповой норме, но с целью заслужить одобрение других членов группы. И если, по оценке личности, конформность не принесет ожидаемого одобрения со стороны окружающих, конформное поведение не будет иметь места. Поскольку, как полагает этот исследователь, люди находят, что конформность других и их собственная к релевантным групповым нормам является полезной, они вознаграждают ее соответствующим психологическим одобрением.

Сходная точка зрения была высказана Е. Холландером и Р. Уилли-сом, подчеркивающими инструментальную функцию конформности как специфического вознаграждения для других членов группы, облегчающего процесс взаимодействия и содействующего дальнейшему обмену вознаграждениями. Приверженцы обсуждаемого подхода считают его полезным теоретическим средством исследования проблемы конформного поведения, позволяющим рассматривать во взаимосвязи и динамике одновременно и источник влияния, и испытывающего влияние субъекта.

Факторы, оказывающие влияние на проявление конформизма:

(Майерс, Кричевский и Дубовская)

  1. Размер группы. Аш и Милграм в своих экспериментах определили, что влияние группы возрастало, когда ее численность увеличивалась до 5 человек, но после 5 конформность начинала спадать. Этот эффект можно объяснить следующим: социальное влияние возрастает с ростом степени близости членов группы. Когда в группе становится больше 5−6 человек, каждый из них уже не может общаться со всеми ее членами одновременно, он начинает уделять большее внимание только нескольким людям, группа как бы «распадается».

Если человек сравнивает свою точку зрения не просто с мнением людей из группы, а с мнением нескольких групп, возникает тот же эффект. Был проведен эксперимент, в котором человеку предлагалось принять решение, выслушав предварительно мнение четырех человек. При этом в первом случае говорилось, что эти люди принадлежат к одной группе из 4 человек, а во втором — что к двум группам по 2 участника. В итоге, во втором случае испытуемые чаще проявили конформизм.

  1. Единомыслие. Когда вся группа высказывала мнение, с которым участник эксперимента был не согласен, он проявлял конформизм в достаточно большом проценте случаев (В экспериментах Аша — 37%).

    Но если хотя бы еще один человек из группы выражал несогласие, испытуемый почти всегда присоединялся к своему «единомышленнику» и смело высказывался. В экспериментах Милграма, когда он просил повышать силу ударов током по «испытуемому», дающему неправильные ответы, 63% испытуемых продолжали это делать до наивысшей величины напряжения. Но в том случае, когда в эксперименте участвовали еще двое подсадных испытуемых, и они отказывались выполнять требования экспериментатора, 90% участников также отказались от дальнейшего участия в эксперименте. По данным М. Шоу, в случае появления в группе инакомыслящего, процент конформности падает с 33% до 5,5%.

Аш также провел исследование уменьшения конформизма, вызванное двумя типами отклонений от мнения большинства — социальной поддержки, когда давался ответ правильный, совпадавший с оценкой испытуемого, и участника, стоявшего на крайней позиции и дававшего ответы еще более неверные, чем единодушное большинство. В результате оказалось, что если речь идет о простых суждениях (как мнение о длине отрезков), то участник, стоящий на крайней позиции вызывает почти такое же уменьшение конформизма, как и социальная поддержка, но если речь идет о сложных мнениях, убеждениях, то крайняя степень разногласий намного менее эффективна, чем социальная поддержка.

Еще один факт — сопротивление давлению группы, вызванное социальной поддержкой, сохраняется иногда даже после того, как этот человек ушел. Это происходит, если выполняются два условия: во-первых, если после ухода партнера испытуемые продолжают обсуждать стимулы того же типа, и, во-вторых, если партнер никогда не отказывается от своей позиции инакомыслия.

Оказание социальной поддержки уменьшает информационное и нормативное влияние.

  1. Сплоченность. Чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над ее членами. Влиянию больше подвержены те члены группы, для которых значима принадлежность к ней. Таким членам не нравятся разногласия внутри группы, и, опасаясь быть отвергнутыми людьми, которые им нравятся, они предоставляют им определенную власть над собой.
  2. Структура коммуникативных сетей в группе. Были выявлены также позитивные зависимости между усилением децентрализации коммуникативных сетей и групповой сплоченности, с одной стороны, и ростом конформного поведения, с другой.
  3. Гомогенность группы. Гомогенные, т. е. однородные по какому-либо признаку, группы отличаются большей конформностью, чем гетерогенные группы, причем влияние фактора гомогенности на усиление конформности связано с тем, насколько релевантен для последней признак, лежащий в основе гомогенности группы.
  4. Компетентность. Важным условием конформного поведения является, кроме того, оценка «наивным субъектом», олицетворяющим собой групповое меньшинство, как собственной компетентности, так и компетентности группового большинства. В частности, высокая степень уверенности «наивного субъекта» в собственной компетентности уменьшает его зависимость от мнения группового большинства. Однако эта зависимость будет возрастать, если компетентность группового большинства оценивается «наивным субъектом» высоко.
  5. Статус. Люди с высоким статусом обладают наибольшем влиянием. Человек может быть представлен как высокостатусный, либо он может создавать такое впечатление своим видом, например, представительной одеждой, манерой держаться. Важно не то, каков человек на самом деле, а то, какое мнение складывается о нем у испытуемых. Также нужно помнить, что человек оценивает статус другого относительно своей позиции. Так, например, сварщик в эксперименте Милграма безоговорочно подчинялся ему, а профессор богословия стал спорить с экспериментатором, так как чувствовал себя «на равных» с ним.
  6. Публичный ответ. Более высокий уровень конформизма люди демонстрируют тогда, когда они должны выступать перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в одиночестве.
  7. Отсутствие предварительных заявлений. Предварительное заявление уменьшает степень конформизма. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться, даже, если им дают возможность его изменить, после того, как оказалось, что все те, кто высказывался после них, выразили другую точку зрения. (Однако, возможна более поздняя переоценка взглядов, например, следующих участников спортивный судья начинает оценивать более строго).

    При этом, люди не просто хотят казаться надежными в глазах окружающих, но и сами становятся увереннее в своей позиции, как бы берут обязательства за свои слова (эффект изменения установки через поведение).

  8. Гендер. Эксперименты не выявляют особенных (женщины чуть более конформны, чем мужчины) различий между поведением мужчины и женщины. Существуют специфически женские темы (мода) и мужские (автомобили), и в этом отношении, если попросить группу высказать свое отношение к различным маркам машин, женщины будут проявлять большую комформность из-за неуверенности, плохой ознакомленности с темой обсуждения, и наоборот. В жизни мужчины чаще, чем женщины стремятся достичь положения с высоким статусом, поэтому мы часто видим, что мужчины оказывают влияние, а женщины поддаются ему.
  9. Культура. Европейская и Американская культура поощряет индивидуализм. Азиатские культуры и культуры стран третьего мира более склонны к коллективизму. Люди, выросшие в стране с коллективистской культурой более склонны к конформизму. Например, когда Джеймс Уиттейкер и Роберт Мид повторили опыты Аша в нескольких странах, в большинстве случаев они обнаружили совпадение уровней конформизма: 31% в Ливане, 32% в Гонконге, 34% в Бразилии, но 51% у племени банту в Зимбабве — у сообщества, где нонконформизм строго карается.
  10. Личностные черты. Существуют данные, свидетельствующие об отрицательной зависимости между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными особенностями, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность.
  11. Возраст. Согласно М. Шоу и Ф. Костанзо, между возрастом и конформностью имеет место криволинейная зависимость, причем своего максимума конформность достигает к 12—13 годам, а затем постепенно снижается (они исследовали людей только от 7 до 21 года).

    Несколько иные данные получены А. П. Сопиковым (он работал с испытуемыми в возрасте 7—18 лет): в его экспериментах степень конформности с возрастом снижалась и наименьшие ее проявления приходились на 15—16 лет, после чего заметных изменений в падении конформности не наблюдалось. Приведенные различия, по-видимому, объясняются как спецификой использовавшихся экспериментальных процедур, так и социокультурными особенностями испытуемых (в бывшем СССР и США).

  12. Особенность деятельности испытуемых. А. П. Сопиковым была выявлена высокая степень конформности подростков-оркестрантов (в среднем по оркестрам она равнялась 67,5%), более чем вдвое превысившей конформность мальчиков того же возраста, не играющих в оркестре. В то же время победители физико-математических олимпиад имели довольно низкие показатели конформности (всего лишь 23%).

    В опытах А. В. Баранова, проведенных со студентами педагогического и технического вузов, оказалось, что будущие педагоги вели себя в экспериментальных ситуациях более конформно, чем будущие инженеры.

Влияние меньшинства

Исследования влияния меньшинства начались в последней четверти 20 века в школе Московичи. Он попытался посмотреть на поведение личности в группе не как на адаптивный процесс (что подразумевается в старых теориях), а как на двухстороннее влияние. Он ссылается на примеры из истории, когда лидеры-одиночки меняли общественный строй, историю, т. е. меньшинство изменяло большинство.

Классический эксперимент, доказывающие влияние меньшинства (другие эксперименты — в книге Кричевского и Дубовской):

С.Московичи и К. Фошо предъявляли группам испытуемых из шести человек тест цветового восприятия, будто бы с целью установить их перцептивную компетентность. Стимульным материалом служили слайды голубого цвета. Однако сообщники экспериментатора при каждом предъявлении постоянно называли зеленый цвет, оказывая тем самым влияние на большинство.

Полученные результаты состояли в следующем. Во-первых, «сообщники», т. е. меньшинство, действительно оказывали влияние на ответы «наивных» субъектов (8,42% выборов в экспериментальной группе относилось к зеленому цвету, тогда как в контрольной группе таких выборов оказалось лишь 0,25%).

Во-вторых, менялся порог цветового различения. При предъявлении испытуемым последовательного ряда оттенков между чисто голубым и чисто зеленым цветом в экспериментальной группе зеленый цвет обнаруживался на более ранней стадии, чем в контрольной. Таким образом, влияние меньшинства выступило не только как одномоментно фиксируемый факт, но и характеризовалось определенной устойчивостью.

Если большинство обычно побуждает нас использовать эвристический анализ информации (например, «такие эксперты как они наверняка знают больше»), то меньшинство заставляет нас задуматься о своей позиции. Столкнувшись с разногласиями внутри своей собственной группы, люди ищут дополнительную информацию, обдумывают ее с новой точки зрения и зачастую принимают более удачное решение.

Московичи полагает, что следование меньшинства за большинством означает просто публичную уступку, а следование большинства за меньшинством отражает истинное одобрение.

Факторы влияния меньшинства (Майерс):

  1. Последовательность. Меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Если в описанном выше эксперименте меньшинство колеблется, называя «голубыми» третью часть голубых полосок и «зелеными» — остальные, практически никто из большинства никогда не назовет их «зелеными».
  2. Уверенность в себе. Последовательность и настойчивость свидетельствуют об уверенности в себе. А кроме того, любой действие меньшинства, выражающее уверенность — такое, например, как намерение занять место во главе стола, — склонно порождать у большинства сомнения в себе. Ощущение сильной и непоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобы пересмотреть свою позицию.
  3. Отступники со стороны большинства. Если в группе царит единомыслие, все свои сомнения члены группы подавляют, подвергают цензуре. Когда кто-то начинает высказывать мнение, противоречащее с позицией большинства, остальные люди уже не стесняются делиться собственными мыслями, и могут даже присоединиться к меньшинству. Как только в группе появляются перебежчики, зачастую за ними сразу тянутся все остальные, вызывая эффект снежной лавины.

Большинство и меньшинство.

Некоторые исследователи считают, что одни и те же социальные силы работают как на большинство, так и на меньшинство. Информационное и нормативное влияния порождают как групповую поляризацию, так и влияние меньшинства. И если последовательность, уверенность в себе и перебежчики из стана противника усиливают меньшинство, то эти же факторы будут усиливать и большинство. Социальное воздействие любой позиции — занятой большинством или же меньшинством — зависит от силы, непосредственности влияния и количества тех, кто ее поддерживает. Меньшинство менее влиятельно, чем большинство, просто потому, что его меньше.

Тем не менее:

— для меньшинства более характерно привлечение сторонников, действительно одобряющих его взгляды (т.е., меньшинство оказывает скорее информационное влияние, чем нормативное).

— чувство принадлежности к меньшинству порождает стресс, а к большинству — уверенность, спокойствие.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector