Формирование у младших школьников умения сравнивать

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников умения сравнивать

1.1. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте 6

1.2. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста 14

Глава 2. Эмпирическое изучение формиования у младших

школьников умения сравнивать

2.1. Организация и методы исследования 21

2.2.Анализ результатов исследования 24

Заключение 31

Литература 33

Приложение 36

Введение

Начало обучения ребенка в школе – это важный этап в его развитии. Новое окружение, новые требования, новые группы сверстников и окружение из взрослых влияют на ребенка в этот период. В зависимости от того, как ребенок начал учиться, насколько успешно он осваивает новый материал, где начинает проявлять особенные способности, какие оценки получает ребенок – зависит его дальнейшее успешное обучение.

В педагогике проблема обучения ребенка в начальной школе – рассматривается как одна из важнейших задач, реализация которой стимулирует дальнейшее развитие ребенка. Школьная успеваемость, в этом смысле, является критерием успешности ребенка. Данный аспект обусловливает социальную актуальность изучаемой нами проблемы.

Изучение развития познавательной сферы и мышления в младшем школьном возрасте являются предметом исследований как отечественных, так и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, В.С. Мухина, М.А. Холодная, Д.Б. Эльконин и др.).

В отечественной научной литературе также большое внимание уделялось и уделяется вопросам влияния познавательной сферы на процесс и успешность обучения ребенка в начальных классах. Исследованиями в этой области занимались и занимаются С.П. Бочаров, А.М. Гельмонт, Д.Р. Кадырбаева, В.С. Мерлин, Л.С. Славина и др. Однако как показывает анализ литературы специальные вопросы изучения формирования у младших школьников умения сравнивать и влияние этого умения на процесс школьной успеваемости в исследованиях разбирается лишь косвенно, в контексте общих исследований мышления и познавательной сферы. Это предопределяет научную значимость данной работы.

Практическая значимость работы объясняется возможностью использовать данные теоретического и эмпирического исследования практическими психологами, социальными работниками и педагогами системы обязательного и дополнительного образования.

15 стр., 7168 слов

Развитие логического мышления у детей с задержкой психического развития

... мышления у детей с задержкой психического развития; -определить педагогические средства развития логического мышления у детей с задержкой психического развития. Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у детей с задержкой психического развития .1 Логическое мышление Мышление ... сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, ...

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.

На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что проблема формирования у младших школьников умения сравнивать исследуется в психологической литературе только в контексте общего изучения мыслительных операций ребенка в этот возрастной период. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным вопрос изучения особенностей умения сравнивать у младших школьников, а также влияния этих особенностей на фактор школьной успеваемости успеваемости ребенка.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение особенностей формирования у младших школьников умения сравнивать.

Объект исследования – умение сравнивать как характеристика мыслительной деятельности ребенка в возрасте 7-9 лет.

Предмет исследования – взаимосвязь сформированности умения сравнивать и успеваемости младших школьников.

Гипотеза исследования – умение ребенка младшего школьного возраста сравнивать понятия и предметы влияет на их успеваемость при обучении в школе.

Задачи:

1. Изучить основные характеристики младшего школьного возраста и особенности его учебной деятельности.

2. Подобрать пакет диагностических методик для выявления взаимосвязи умения сравнивать и успеваемости младших школьников.

5. Провести эмпирическое исследование проблемы формирования умения сравнивать у младших школьников и влияние этого умения на школьную успеваемость.

Экспериментальной базой исследования явилась средне образовательная школа № 4122 г. Москвы. Выборочную совокупность исследования составили дети в возрасте 7-9 лет в количестве 20 человек (12 девочек и 8 мальчиков) учащихся 2-3 классов.

Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы………

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и все еще в настоящее время мало разработанной теме исследования формирования у младших школьников умения сравнивать.

Теоретический и эмпирический анализ проблемы позволяет сделать нам ряд следующих выводов.

Младший школьный возраст в научной литературе рассматривается как период развития ребенка от 6-7 до 10-11 лет. Этот период относится большинством исследователей к наиболее важному периоду, в течение которого начинают бурно развиваться психофизиологические, характерологические и психоэмоциональные процессы. Основная деятельность младших школьников – это учебная деятельность, в основе которой лежит не просто получение ребенком определенной суммы знаний, но и закладывания фундамента для дальнейшего обучения, как в школе, так и в других учебных заведениях. Именно поэтому важным аспектом для анализа является в этом возрасте проблема успеваемости.

Познавательная и интеллектуальная сферы развития в младшем школьном возрасте являются основой успешного обучения ребенка в школе. Согласно теории Пиаже дети в этот период в своем развитии переходят на стадию операционального мышления, характеризующуюся более высоким уровнем мыслительных операций (способность к логическим операциям и т.д.).

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... ­мают общие критерии оценки и способы ее использования с такой легкостью, как младшие школьники. Учебная деятельность, имея сложную структуру, прохо­дит длительный путь становления. Ее развитие ... лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. Ребенок, становясь младшим школьником, несмотря на предварительную под­готовку, больший или меньший опыт учебных занятий, по ...

Также существенное развитие имеют процессы памяти, воображения, восприятия, внимания. Наиболее изученными в научно-психологической и педагогической литературе являются проблемы развития у младших школьников мышления, но такой узкий вопрос как формирование умения сравнивать в литературе широко не рассматривается.

В эмпирической части исследования нами были исследованы дети в возрасте 7-9 лет, в количестве 20 человек.

В ходе исследования по 4 методикам изучения уровня сформированности умения сравнивать мы выявили, что данное умение по отельным методикам имеет высокую степень выраженности у 6 младших школьников (30%), средние оценки по большей части шкал получили 9 детей (45%), а низкий уровень данного умения оказался выявлен у 5 учащихся начальной школы (25%).

В целом мы можем отметить, что развитие сформированности умений сравнивать у младших школьников имеет в основном среднюю степень выраженности.

Второй этап исследования показал наличие у определенной части младших школьников низкой успеваемости (8 детей – 40%).

Однако в целом средние (9 учеников – 45%) и высокие (3 школьников – 15%) показатели в данной группе детей имеют большую выраженность.

Для того чтобы определить, существует ли взаимосвязь между уровнем сформированности у младших школьников умения сравнивать и успеваемостью, нами был проведен корреляционный анализ по методике Пирсона.

Анализ показал наличие устойчивой взаимосвязи не только между отдельными парами факторов вербального и невербального интеллекта и успеваемостью по письменным и устным предметам, но и прямопропорциональную зависимость общих показателей интеллекта с общими показателями успеваемости. Наиболее выраженная связь была выявлена между факторами развития умения сравнивать предметы в группе и успеваемости по устным предметам (0,701 и 0,71 балла).

Таким образом, нами была подтверждена гипотеза о том, что умение ребенка младшего школьного возраста сравнивать понятия и предметы влияет на их успеваемость при обучении в школе.

Эти данные позволяют говорить нам о том, что для повышения успеваемости младших школьников необходимо развивать их мышление, выраженное в умении сравнивать.

Литература

1. Аксенова Т.В. Развитие интеллекта младших школьников. – Томск, 2005.

2. Алексеева М.И. Влияние оценки результата учебной деятельности школьников на их отношение к ней. – Материалы 3 Всесоюзного съезда психологов. — М., 2003, Т.2.

3. Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности/ Вопросы психологии, 1995, № 4.

4. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 1999.

5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов н/Д, 2003.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2004.

7. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. — М., 2001.

8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. — Киев, 1995.

9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 2002.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития и тд. 4.Психика: сущность, ...

10. Волокитина Н.М. Очерки психологии младших школьников. — М., 1995.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996.

12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.- М.: Изд-во МГУ, 1995.- 45 с.

13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.

14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006.

15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М., 1991.

16. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.

17. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 2004.

18. Зыкова В.И. Познавательная деятельность учащихся со стойкой неуспеваемостью в условиях работы экспериментальных классов // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А.Менчинской.- М.: Педагогика, 2001.- С. 206-252.

19. Каткова Л.В. Развитие познавательных потребностей младших школьников на уроках.- В кн.: Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников. — Волгоград, 1999.

20. Клименко А.И. Индивидуально-типологические различия во влиянии метода обучения на динамику и продуктивность умственной деятельности учеников 4-х классов // Типологические исследования психологии личности.- Пермь,1997.

21. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996.

22. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000.

23. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 2001.

24. Мухина B.C. Детская психология. — М., 2006.

25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 1996.

26. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.

27. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1996.

29. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.

30. Соловьева Т.А. Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе//Начальная школа. — № 12, 1997.

31. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. — М.: Рольф, 2000. — 142 с.

32. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант).

Методическое руководство. – СПб.: Иматон, 2001.- 112 с.

33. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 2006.

34. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб.и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 264 с.

35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).

– СПб.: Питер Пресс, 1997.

36. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.,1994.