Проблема психологического климата коллектива в современной научной литературе.Исследование влияния стиля управления руководителя на межличностные отношения

Содержание

Введение 3

1. Проблема психологического климата коллектива в современной научной литературе. 6

1.1. Сущность и понятие группы и межличностных отношений 6

1.2. Классификация стилей руководства в коллективе 9

1.3. Психологический климат трудового коллектива 13

2. Исследование влияния стиля управления руководителя на межличностные отношения сотрудников 18

2.1. Постановки проблемы и задач экспериментального исследования 18

2.2. Методики исследования 20

2.3. Обработка результатов исследования 24

Заключение 42

Глоссарий 45

Список использованных источников 48

Приложение 1 52

Приложение 2 55

Приложение 3 64

Приложение 4 66

Приложение 5 69

Введение

С течением времени круг вопросов, рассматриваемых при исследовании организации, постоянно расширяется. В настоящее время образуется множество организаций, которых интересуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. И в то же время, не все они принимают во внимание психологическую основу, играющую в развитии не менее значимую роль. Значительным и немаловажным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители зачастую уделяют им малое внимание или вообще не придают им значения.

Сегодня в психологической печати немало говорится о межличностном взаимодействии в организации, но разработаны не все аспекты этой проблемы, в том числе, не затронуты особенности межличностных отношений и как на эти отношения влияет стиль управления. Нужно иметь в виду, что организация не стоит на месте, она развивается, переходит от одного этапа развития к другому, и на каждом этапе формируются свои межличностные отношения, которые обладают определённой спецификой. Следовательно, существует потребность в регулировании межличностных отношений, что и является научной новизной.

В ходе работы над темой исследования была выдвинута гипотеза: характер стиля управления руководителя влияет на межличностные отношения в коллективе.

Для доказательства выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и межличностных отношений в коллективах трёх предприятий с помощью методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлёвой и методики диагностики межличностных отношений Т. Лири. Для математической обработки результатов был выбран коэффициент линейной корреляции Пирсона.

12 стр., 5938 слов

Анализ взаимосвязи между индивидуально — типологическими особенностями личности педагогов и индивидуальным стилем межличностного отношения

... индивидуально - типологическими особенностями личности педагогов и индивидуальным стилем межличностного отношения. Методологической основой исследования явились основные теоретические положения основанные на теории интегральной ... "Лири" с целью изучения стилей межличностного отношения педагогов [3], методы математико-статистической обработки данных. Методики представлены в приложениях 1,2. Данные о ...

В результате обобщения полученных данных можно сделать вывод о том, что взаимосвязь между стилем управления руководства и межличностными отношениями значима и проявляется в разных характеристиках, это подтвердили и результаты математической обработки, выполненной путём расчёта t-критерия Стьюдента.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение влияния стиля управления руководителя на межличностные отношения сотрудников.

Объект исследования – трудовой коллектив.

Предмет исследования – межличностные отношения в трудовом коллективе.

В качестве рабочей гипотезы выступило предположение о том, что оптимизация стиля руководства при помощи методов обратной связи и спецификации цели снижает уровень конфликтности в процессе межличностных отношений сотрудников.

Теоретические и экспериментальные задачи исследования:

• Изучить понятие межличностных отношений как психологической категории;

• Рассмотреть классификации стилей управления руководителя;

• Эмпирически изучить влияние стиля управления руководителя на межличностные отношения сотрудников;

• Разработать рекомендации по оптимизации межличностных отношений в трудовом коллективе.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по психологии личности, межличностного взаимодействия, социальной и организационной психологии, психологии труда и эргономики: Андреевой Г.М., Бодалева А.А., Леонтьева А.А., Каспаряна В.Н., Коломинского Я.Л., Дейка Т.А., Майерса Д., Лассуэла Г. и др.

Современный подход к изучению личности специалиста и психологических основ его межличностных отношений в коллективе, предопределил необходимость применения совокупности методов: теоретического анализа различных источников, методов психодиагностики, количественного и качественного анализа данных, а именно:

19 стр., 9260 слов

Особенности отношений межличностной значимости в условиях общеобразовательной школы

Содержание Введение Глава I. Теоретические основы отношений межличностной значимости в условиях общеобразовательной школы 1.1 История разработки отношений межличностной значимости в психологии 1.2 Своеобразие отношений межличностной значимости в условиях общеобразовательной школы Глава II. Экспериментальное исследование отношений межличностной значимости в общеобразовательной школе 2.1 Программа ...

• Методика «Определение стиля межличностного взаимодействия руководителя» С.В. Максимова, Ю.А. Лобейко;

• Методика «Диагностика склонности к определенному стилю руководства» Е.П. Ильина;

• Тест Томаса «Доминирующие стратегии конфликтного поведения, направленный на выявление предпочитаемых индивидом стилей поведения в конфликтной ситуации;

• Методику Ф. Фидлера, предназначенную для оценки психологической атмосферы в коллективе;

• Коэффициент ранговой корреляции по методу Манна – Уитни.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней обобщены материалы, касающиеся понятий межличностных отношений, трудового коллектива, рассмотрены типы управленческих стилей, изучены методы оптимизации межличностных отношений и стиля руководства в коллективе.

Практическая значимость работы заключается в том, что изучены возможности применения технологии использования обратной связи и спецификации цели в процессе формирования межличностных отношений в трудовом коллективе, оптимизации психологического климата и снижении уровня конфликтности. Данные исследования имеют широкую практическую значимость и могут быть использованы в работе руководителя, менеджеров по улучшению качества работы персонала, повышению эффективности взаимодействия внутри коллектива и как следствие будут способствовать увеличению качества и производительности труда.

………………..

Список использованных источников

1.Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н. Социология и психология управления / Под общ. ред. С.Н. Епифанцева. – Ростов н/Д., 2001

2.Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента. – М., 2000

3.Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2001

4.Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – СПб., 2007

5.Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С. 122-127

6.Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. – М., 2001

7.Бурнс Т.Ф., Сталкер Г.М. Культура менеджмента. — М., 2008

15 стр., 7042 слов

Социально-психологические методы управления персоналом: социологическое обеспечение эффективности применения

... психологические методы управления используются для решения следующих задач: оптимального подбора и расстановки кадров; наиболее рационального формирования персонала; регулирования межличностных отношений в коллективе; повышение ... : ТетраСистемс, 2006. - 288 с. Батаршев, А.В. Психология управления персоналом: пособие для специалистов, работающих с персоналом / А.В. Батаршев, А.О. Лукьянов. - М.: ...

8.Васильев Г.А., Деева Е.М. Организационное поведение. — М., 2010

9.Веснин В.Р. Менеджмент для всех – М., 2006

10.Becнин В.Р. Многомерные стили управления. – М., 2008

11.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2002

12.Воеводина Н. Управление персоналом в России: на пути к достижению стратегических целей компании // Управление персоналом. — 2008. — № 14. — С.41 – 42

13.Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала организации // Управление персоналом. – 2005. — № 4

14.Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

15.Громова О. Н. Конфликтология. – М.:, 2001

16.Громова О.Н., Мишин В.М., Свистунов В.М. Организация управленческого труда. — М., 2006

17.Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. – СПб., 2001

18.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2004

19.Еникеев М.И. Социальная психология. – М., 2000

20.Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления. — М., 2006

21.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2004

22.Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – СПб., 2011

23.Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. — М., 2007

24.Каспарьян Г.И. Формирование стабильного трудового коллектива. – Ростов-н/Д., 2000

25.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М., 2009

26.Козлов В.Д. Управление организацией — М., 2006

27.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2001

28.Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 1997

29.Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. — М., 2007

30.Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1999

31.Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М., 2002

2 стр., 941 слов

Особенности управления женским коллективом

... управления женским коллективом. Объект исследования: основы управления коллективом. Предмет исследования: сущность и особенности управления женским коллективом. Задачи исследования: 1. Рассмотреть сущность понятия «управление персоналом ... исследования проблемы управления женским коллективом. Знание основных закономерностей женской психологии и управления женским коллективом позволит руководителям ...

32.Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации, или мотивация без секретов // Управление персоналом. – 2009. — № 13-14

33.Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2005

34.Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М., 1982

35.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996

36.Максвелл Д.С.. Шеф и его команда. – М.: СПб., 2004

37.Морозов А.В. Психология влияния: Хрестоматия. – СПб., 2000

38.Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. – М.; Воронеж, 2002

39.Носырев И.И. Стиль управления как основа взаимодействия руководителя и подчиненных // Кадровый менеджмент. – 2005. — № 7

40.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.– М., 2006

41.Овчинникова Т. Новая парадигма управления персоналом в условиях переходной экономики // Управление персоналом. — 2001. — №7. — С.34 — 39.

42.Организационная психология / Сост. и общ. ред. Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка. – СПб., 2000

43.Основы социального управления / Под ред.В.Н. Иванова. — М., 2001

44.Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. – СПб., 2006

45.Персикова Т. Н. Международная коммуникация и корпоративная культура. – М., 2002

46.Петровский А.В. Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. — М., 2007

47.Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. куликов. – СПб., 2000

48.Психология профессионального здоровья / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб., 2006

49.Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб., 2003

50.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2008. — № 3. – с. 85 – 95

51.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998

52.Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Моти