Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»
Факультет образовательных технологий и дизайна
Контрольная работа
по этике
на тему: «Юмор и общение»
Выполнила
студентка 1 курса,
группы 1121-01
направление начальное образование
Агурьянова Алина Юрьевна
Псков, 2015
Несомненную педагогическую ценность, как одна из новых техноий, несет в себе юмор и его естественное выражение смех. Использование данного средства может стать опорной точкой повышения эффективности процесса воспитания, обучения и развития личности. В истории педагогики ученые постоянно акцентировали внимание на значении юмора в образовании и воспитании. Разработкой данной проблемы занималисьзарубежные и отечественные философы, социологи, психологи и педагоги (М.Ф. Квинтилиан, Ю.Б. Борев., О.А. Кривцун, А Бергсон, В.Я. Пропп, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, А.Н. Лук, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, В.С. Кукушин, Н.Н. Никитина, С.Д. Якушева и др.).
Однако проблема значения юмора как учебно-воспитательного средства еще недостаточно разработана в педагогике и психологии. Существует ряд противоречий, преодоление которых будет способствовать повышению эффективности воспитания и обучения подростков средствами юмора. Это противоречия между:
·потребностью общества в новом типе специалистов психолого- педагогического направления, обладающих умением использовать юмор в педагогической деятельности и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке;
·необходимостью применения юмора в педагогической практике, в системе профессионального образования и отсутствием должной подготовки педагогов к решению этой задачи;
·возможностью юмора в развитии ассоциативного мышления и кругозора подростка в образовательном процессе и недостаточной актуализацией юмористической составляющей содержания образовательного процесса.
Возникшие противоречия определили тему нашей работы, цель которой — юмор в воспитании и обучении современного подростка.
Значимость юмора в человеческом общении трудно переоценить. Понимание людьми друг друга, их сотрудничество, совместный процесс созидания и организации общения на различных уровнях во многом зависит от того, как применяется юмор участниками общения.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
... жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Поэтому проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательного процесса в средней школе является как никогда актуальной. Сегодня школа является главным ...
Роль юмора для человека огромна. Для него это одно из важнейших профессиональных качеств и средство актерского мастерства. Владение юмором — это прежде всего умение импровизировать, поддерживать дружескую обстановку в классе и интерес к предмету.
Педагог, который умело применяет различные средства юмора (каламбуры, пословицы, поговорки, исторические анекдоты, травести, бурлески, метафоры, гиперболы и т.д.), тем самым снижает напряжение на уроке, освежает внимание, развивает ассоциативное мышление слушателей, расширяет их кругозор, оказывает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Что же такое юмор? Одно из самых простых и точных определений принадлежит В.И. Далю: «Юмор — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов». И хотя юмор шире любого определения, он указал на существенную его особенность: это свойство психики человека, состоящее в умении «подметить странности».
Многие события окружающего мира воспринимаются как естественные, логичные, правильные. Способность же обнаруживать странности в своем окружении помогает ориентироваться в мире, повышает приспособляемость к жизни в обществе. Поскольку человеку присуща способность самоотражения, то ему приятно сознавать, что он в состоянии обнаруживать ошибки и несуразности. Так создается одна из предпосылок формирования чувства юмора — вкус, желание, нацеленность (установка) на отыскание нелепого и смешного в повседневном окружении.
А. Квинтилиан говорил, что обучение должно быть радостным. Сторонником создания школы радости был один из выдающихся отечественных педагогов В.А. Сухомлинский, которому принадлежит приоритет в постановке проблемы юмора в воспитании. Важную роль в обучении он отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми маленьких рассказов и сказок, проникнутых жизнерадостным юмором. В.А. Сухомлинский считал юмор сильным средством воздействия. Он утверждал, что способность увидеть в нарушении дисциплины смешное и пристыдить смешным — в этом заключается умение проникнуть умом и сердцем в духовный мир ребенка: «Ребенок жить без смеха не может. Когда дети смеются, нельзя сердиться, ненужный и не к месту смех нужно пристыдить юмором, т.е. смехом же».
Способность смеяться — подлинно человеческая черта; чувствительность к смешному, внутренняя «готовность» смеяться требуют большого развития, бурной деятельности, игры умственных сил. Смех — это оборотная сторона мышления. Развивать в ребенке способность смеяться, утверждать чувство юмора — значит укреплять его умственные силы и способности, учить тонко думать и мудро видеть мир.
Педагог не должен терять чувство юмора, когда имеет дело с детскими шалостями. Стало быть, нужно пытаться рефлексивно увидеть себя юного в контексте сегодняшней ситуации шалости, может быть, и более серьезных проявлений недисциплинированности или разгильдяйства. Чувство юмора — качество для педагога весьма необходимое.
Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и тогда, когда сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора могут свидетельствовать как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии.
Развитие чувсва юмора у дошкольников
... улыбкой, здоровой улыбке надо учить с детства, развивать способность смеяться, развивать чувство юмора. Дошкольный возраст — лучшее время для развития ... у животных и человека” высказал свои соображения о роли и значении смеха как реакции приспособления организма к окружающей ... длительный, а выдохи короткие и прерывистые [24, c.83]. Роль мимического компонента в смехе, в частности растягивание губ ...
Нередко на конференциях и съездах участники начинают серьезный доклад веселой притчей. Это неизменно помогает завоевать доброжелательное внимание аудитории не только силой аргументов, но и искрящим юмором, с помощью которого можно обесценить все хитроумные доводы противников, не затрачивая на них ни времени, ни сил. Поэтому здесь важна способность перешагнуть через привычные рамки, сковывающие мысль; эта способность не ограничивается одной лишь наукой. Это скорее свойство личности, а не только особенность мышления.
Шутка, умение с ней встречать неприятности и поражения, улыбчивость, добросердечие притягательны для окружающих, привлекают к нам людей. Как заметил немецкий писатель Л. Берне: «Юмор — не дар ума, это — дар сердца, сама добродетель, исходящая из богато одаренного сердца, если ему не позволено следовать своим побуждениям». Одним — это дано в большей степени, другим — в меньшей, а кому-то совсем не дано.
В.Я. Пропп высказал мысль о существовании профессий, которые лишают людей способности смеяться. По его мнению, это относится к тем профессиям, которые связаны с определенными властными функциями, в частности педагогическим [9, с. 163]. Действительно, дидактичность педагогических профессий, нередко становится назойливой, а в сочетании с присущей им долей власти может сильно приглушать и подавлять у носителей этих профессий чувство юмора. Дефицит юмора в педагогике связан с ее спецификой, которая включает в себя обязанность поучать, указывать, вразумлять, а также решать, что правильно, а что неверно.
Прекрасно эта профессиональная особенность передана, например, в фильме «Дневник директора школы», где актриса Ия Савина играет завуча. После нескольких ее реплик среди незнакомых людей — гостей на свадьбе ее бывшей ученицы — один из персонажей довольно-таки уверенно говорит ей:
«Вы, наверное, в школе работаете?» К сожалению, многие считают школу и юмор несовместимыми. Иногда туго воспринимают шутку озабоченные своим авторитетом преподаватели второстепенных, непрофилирующих дисциплин в высших и средних учебных заведениях; они подозрительно относятся к юмору, опасаясь насмешек.
Юмор способствует разрядке напряженной психологической атмосферы, разрежению конфликтной ситуация. Говоря о юморе в общении, нельзя не отметить того, что шутка часто служит защитной психической реакцией, оберегающей психику человека от сильных эмоциональных воздействий. С помощью юмора осуществляется экономия психической энергии и обеспечивается душевный комфорт. Понимание человеческих слабостей, снисхождение к ним, умение прощать их также во многих случаях связано с применением юмора. Таким образом, в основе юмора лежит любовь к людям, глубокое понимание души и человеческой природе вообще.
И. Кант считал, что юмор обозначает именно талант произвольно приходить в хорошее расположение духа.
Роль юмора огромна. Без него невозможно провести никакое совещание, выстроить отношения, сгладить житейские шероховатости и обходить острые углы, создавать благоприятную дружественную атмосферу, комфортность в обучении и воспитании. Воспитательный процесс включает в себя разнообразные формы общения, и роль юмора здесь очень действенна.
Психология юмора
... с теми, ни с другими; ибо всего более переменчивее петербургская атмосфера!» В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. С.Л. Рубинштейн отмечал, ... к самому шутнику. Целью курсовой работы является изучение психологии юмора. Объект исследования - чувство юмора. Предмет исследования - психология юмора. Задачи: 1. изучить эмоциональные состояния и высшие чувства 2. ...
Ю.Б. Борев заявлял, что чувство юмора — разновидность эстетического чувства, которое обладает рядом особенностей:
· опирается на эстетические идеалы, противопоставляя их воспринимаемому комическому явлению (в противном случае юмор превращается в скепсис, цинизм, сальность, пошлость, скабрезность);
· присуще эстетически развитому уму, способного быстро, эмоционально- критически оценивать явления;
· предполагает способность хотя бы эмоционально в эстетической форме схватывать противоречия действительности;
· предполагает склонность к богатым и неожиданным сопоставлениям и ассоциациям;
· рассматривает явление критически с точки зрения его общечеловеческой значимости.
Активная, творческая форма чувства юмора — остроумие. Чувство юмора — это способность к восприятию комизма; остроумие — к его творению, созиданию. Остроумие — это талант так концентрировать, заострять и эстетически оценивать реальные противоречия действительности, чтобы нагляден и ощутим, стал их комизм.
С.Л. Рубинштейн заметил однажды, что с юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным и во всяком случае безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними скрыты реальные достоинства. Он говорил, что улыбка и смех, будучи первоначально выражением — сначала рефлекторным — элементарного удовольствия, органического благополучия, вбирают в себя в конце концов все высоты и глубины, доступные философии человеческого духа; оставаясь внешне почти тем же, чем они были, улыбка и смех в ходе исторического развития человека приобретают все более глубокое и тонкое психологическое содержание [8, с. 578].
В.А. Сухомлинский говорил, что неумение видеть мир с улыбкой, проникнутой сочувствием к человеку, — это одна из важнейших причин эгоизма, бессердечности, равнодушия. Чем тоньше развита в душе каждого члена коллектива доброта, тем меньше ребенок боится быть высмеянным. Именно боязнь быть объектом насмешек, постоянного высмеивания сковывает многих детей, парализует их мысль и речь. Это особенно опасно в младшем возрасте, когда детская психика такая гибкая и легко поддается воспитательным влияниям. Ребенок приходит в школу с беззащитной душой. Если детская беззащитность встречается с равнодушием, с несочувственным и недоброжелательным отношением, выраженным к тому же смехом, у маленького человека постепенно вообще утрачивается чувствительность к воспитательным влияниям, он становится невосприимчивым, невоспитанным.
Нередко педагог высмеивает кого-либо из учеников за неумелость, непонимание предмета, это смех злой, и он не уместен в школе. Такой смех необходимо исключить из образовательной деятельности.
При анализе высказываний учащихся и студентов о юморе бросается в глаза четкое разделение юмора на добрый и злой. Добрый, по мнению учащихся, организует учитель, чтобы можно было немного отдохнуть, отвлечься, чтобы урок не казался таким нудным и долгим. Если юмор связан с темой урока, он помогает лучше усвоить материал, т.к. вспоминая, чем был вызван смех, учащийся волей-неволей вспоминает материал, с которым он был связан. Добрый юмор объединяет людей в понимании сложностей и ответственности, не ищет виноватых, смеется над собой, а не над другими, помогает найти решение, укрепляет уверенность в своих силах и радует всех вокруг, способствует снятию напряжения, стресса и укреплению здоровья. Недаром существует известная поговорка, что несколько минут хорошего смеха продлевают жизнь на несколько лет. Еще мудрый царь Соломон говорил, что веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
Социальная работа как профессиональный вид деятельности
... в органы государственной власти и местного самоуправления. Основные направления (виды) социальной работы. ✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия; ✓ реабилитация; ✓ профилактика; ✓ контроль: ✓ страхование; ✓ обслуживание; ... виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся; 7.Социально-медицинская функция — ...
А. Бергсон считал, что юмор развенчивает не только стандартное понимание фразы, но вообще всякую косность и стандартность. Он высоко оценивал воспитательный потенциал смеха, считая его чем-то вроде меры общественной выучки, лекарством от тщеславия. Подчеркивая общественный характер смеха, А. Бергсон говорил, что смешное не может оценить тот, кто чувствует себя одиноким, ибо смех остро нуждается в отклике [1].
Ю.Б. Борев заявлял, что смех заразителен и тяготеет к коллективности, на людях он более интенсивен.
Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов проводили опрос обучающихся и преподавателей. На основе полученных данных они сделали вывод о том, что ребята ценят юмор в школе больше, чем их педагоги, примерно в семь раз. В числе предпочтительных качеств педагога юмор назвали 35% опрошенных старшеклассников и только 5% — преподавателей.
Они приводят примеры высказываний студентов педагогического вуза и учащихся колледжа о смехе и юморе в школьной жизни:
Человек, лишенный чувства юмора, кажется ограниченным, у него не хватает широты восприятия мира. Такой человек чаще ставит свое собственное мнение, переживание выше всего происходящего.
Две минуты хорошего смеха снимают напряжение на уроке. Нет ничего плохого в том, что ученики подшучивают друг над другом и над учителем, и учитель, в свою очередь, над ребятами, но не злоупотребляя своим положением. Очень здорово, когда учитель совмещает урок и развлечение.
Если бы не было смеха, жизнь в школе или других учебных заведениях становилась бы ужасно скучной. Юмор помогает ученикам справляться со сложностями, возникающими в процессе обучения, помогает высидеть большое количество часов за партой. Ученики смеются над учителями, и именно это зачастую помогает им найти общий язык, особенно если учителя смеются вместе с ребятами.
Смех и юмор стоят не на последнем месте в школьной жизни. Только с каждым годом смех становится все злее и ожесточеннее. Дети на переменах и на уроках стараются побольнее уколоть своего соученика. В большинстве случаев это защитная реакция — если ты не обидишь, тебя обидят. Иногда и учителя могут оскорбить ученика, зло над ним посмеяться, хотя это, конечно, исключение, а не правило.
Из приведенных фрагментов можно увидеть, что проявления смешного весьма разнообразны. Многое в его восприятии зависит от ситуации: кто смеется, над кем или над чем, каковы взаимоотношения между объектом и субъектом смеха.
Итак, можно выделить следующие средства юмора: разрядка напряженной психологической атмосферы, разрежение конфликтной ситуации, создание эмоционального фона.
В процессе взаимодействия в различных социальных сферах подросток не только обогащается социальным опытом, но и раскрывает себя в обществе как личность.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
... только после их совершения. То есть целерациональноь уступает место рефлексивности. Сегодня личность предстает как идентичность. Идентичность (от лат. identificare – отождествлять, позднелат. ... смысле говорят о личностях рядовых, талантливых, выдающихся, гениальных. Социальный тип личности. Личность – это явление частое, закономерное, повторяющееся. Личность представляет собой единство ...
Личность как результат социальных отношений прежде всего характеризуется индивидуальностью, определённой степенью независимости от общества и способной гармоничному сотворчеству с обществом. Личная обособленность сопряжена с самодостаточностью, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления, а способности к самоанализу, адекватной самооценке и уверенностью в себе.Другими словами, социальная индивидуальность предполагает «реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которые соответствуют представлению личности о себе, её самооценке» (Р. Бёрнс).
Если рассматривать психологию самосознания, то мы увидим, что И. Кон опирается на модель, предложенную М. Розенбергом и включающую в себя целый ряд аспектов. По его словам, измерения, характеризующие отдельные компоненты, подразумевают: устойчивость; уверенность в себе; самоуважение; кристаллизацию.
Исходя из этого, можно определить следующие критерии социальной индивидуальности подростков: когнитивный — осознание подростком себя в системе межличностных отношений и в системе его личностного развития; мотивационный — понимание подростком причин, определяющих выбор направленности его поведения; поведенческий — адекватность поступков собственным нравственным установкам подростка.
При каких педагогических условиях юмор выступает как средство формирования социальности подростков? Нам кажется, что это возможно в том случае, если педагогическое общение будет направлено на решение данной задачи и обусловлено:
адекватной реакцией педагогов на юмор учащихся, где юмор выступает как средство взаимоотношений педагога и ученика;
педагогическим влиянием на ученика с учётом индивидуальных особенностей последнего в период его коммуникативного контакта, основанного на использовании юмора;
специальной подготовки педагогов и учащихся к использованию юмора в системе своих отношений с людьми.
В результате проведённого нами опроса было установлено, что можно выделить 3 уровня социальной индивидуальности подростков: высокий, средний, низкий. Важно отметить, что степень сформированности социальной индивидуальности учащихся находится в прямой зависимости от возраста школьника. Так, например, в 8-м классе уровень социальной индивидуальности выше, чем в 7-м. Как показали результаты анкет, юмор способствует развитию личности подростка. В решении конфликтных ситуаций 60% опрошенных стараются свести все к шутке.
Таким образом, юмор может выступать в качестве средства развития социальной индивидуальности подростка при определённых педагогических условиях. Вместе с тем он способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе, реализует внутренний потенциал учащихся, повышая уверенность в себе. Тем самым смех помогает подростку ощутить себя личностью в социальной среде.
В нашей работе мы попытались рассмотреть значение юмора в воспитании и обучении молодежи, выборочно опросив учащихся старших классов общеобразовательных школ и студентов II курса различных специальностей высших учебных заведений.
Самооценка в структуре личности делинквентного подростка
... Методики исследования 2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования самооценки личности делинквентных подростков 2.3. Коррекционная работа 2.4 Анализ результатов вторичной диагностики Заключение Список ... со взрослыми и сверстниками подросток все больше осознает себя личностью. Он усваивает права личности на самостоятельность и уважение. Перед подростком встает вопрос: «Что я ...
Насколько важен юмор в образовательном процессе можно судить по ответам студентов и учащихся. На вопрос: «Необходимо ли применять юмор на занятиях?», из 60 опрашиваемых студентов положительно ответили 70%, отрицательно — 10%, «не знаю» — 20%. Из такого же числа учащихся положительно ответили 34%, отрицательно — 25%, «не знаю» — 41%.
Если провести соотношение между значениями, полученными при опросе учащихся и студентов то хорошо видно, что юмор студенты ценят гораздо больше, нежели учащиеся. Это связано с тем, что студенты воспринимают происходящие явления более осознано и способны дать оценку юмору. Школьники же воспринимают все на более эмоциональном уровне, зачастую не задумываясь о значении тех или иных явлений.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что юмор — это стержневой компонент развития личности подростка, способствующийпоследнему в снятии психологического напряжения, создании творческого самочувствия и, в конечном итоге, повышению эффективности педагогической деятельности, однако он недостаточно проявляется в педагогической практике. То, что уже применяется педагогами в процессе обучение мало результативно: учащиеся средней школы все равно остаются замкнутыми в себе и не проявляют эмоциональную реакцию на попытки педагога вводить юмор как педагогическое средство. Мы понимаем, что юмор и его прямое выражение — смех, должны носить практически и даже физически выраженный характер. Но вместе с тем эти явления имеют и внутреннюю, нематериальную выраженность: оптимистичность, веселость духа. Все эти проявления эмоций и чувств необычно емки и многоаспектны. Как подчеркивал выдающийся педагог античности Квинтилиан, обучение должно быть радостным. Именно этот девиз был взят нами за основу в работе с подростками и разработке внеклассного школьного мероприятия, в качестве активного компонента введения юмора в образовательный процесс.
Это мероприятие мы назвали «Юмор в жизни литературных героев». Оно представляет собой соревнование двух команд, набранных из представителей классов средней школы. Игра проводится в три действия, первое из которых — музыкально-поэтическая разминка, на которой две команды представляют себя в музыкально-поэтическом аспекте. Результаты оценивает жюри.
Во втором действии, которое происходит в зрительном зале, команды (8 — 10 человек) проверяют друг друга на литературную образованность, задавая поочередно вопросы по истории литературы XVIII — XIX веков, по определению различных стилей, угадывают литературных героев и т.д. Предполагается также демонстрация миниатюры, связанной с тематикой конкурса. На всех этапах необходимым условием игры является юмористическая направленность выполняемых заданий. Задачи, поставленные участникам соревнования, создают очень сильную заинтересованность у членов команд и болельщиков, а это приводит к тому, что знания, сообщаемые друг другу командами, усваиваются на фоне очень высокой эмоциональной реакции. Благодаря этому они лучше запоминаются. Опрос подростков после проведения подобных мероприятий показывает, что такие форумы оцениваются в целом гораздо выше, чем обычные уроки литературы или походы в музеи. Команда, в которой собираются знатоки литературы, с психологической точки зрения может рассматриваться как своеобразная референтная группа, с которой присутствующие на соревновании болельщики сравнивают и оценивают свои собственные знания и интересы. Капитаны команд, таким образом, становятся лидерами общественного мнения.
Юмор в структуре психологической защиты личности
... двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1 Психологические защиты личности 1.1 Концепция психологической защиты личности Ведущую роль в человеческом поведении, в ... и их использование. Объект исследования – характеристики механизмов психологических защит личности. Предмет исследования – юмор как форма зрелой психологической защиты. Теоретической основой данной работы послужили ...
Способность видеть с улыбкой удивления и восхищения окружающий мир- это цель, к которой надо стремиться в интеллектуальном развитии обучающихся, формировать качества, необходимые для поддержания дружественных отношений и творческого развития личности. А.Н. Лук указывал на то, что одной из способностей одаренного человека является наличие чувства юмора. Такой человек ценит юмор и восприимчив к смешному. Чувство юмора сочетается с такими существенно важными свойствами личности как раскованность мышления, легкость ассоциаций, безбоязненная «игра идеями».
Педагогическая действительность порой наполнена совершенно неординарными и непредсказуемыми ситуациями. Нередко ситуации оказываются сложными: в отношения между участниками возникают напряженность, причиной которыми могут стать непонимание друг друга, неприятие позиций партнера, групповой эгоизм, неблагоприятные условия или фон общения, проявление бестактности, невнимания. Обращение же к юмору в подобных ситуациях помогает остроумно разрешить многие сложные проблемы, смягчить межличностные коллизии между педагогом и учащимися, не ущемляя при этом достоинства обоих. Поэтому юмор так необходим в педагогической профессии [3, с. 517].
Итак, воспитание и образование подростка является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. При этом образование рассматривается, прежде всего, как процесс развития и саморазвития его личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру, составляющему сферу чувств и эмоций. Это то, что наполняет жизнь подростка особым трепетом, обогащает духовный мир, позволяет воспринимать окружающее через призму своих переживаний, наслаждаться и радоваться, огорчаться и страдать, т.е. жить полноценной жизнью.
Ибо юмор и смех — это оборотная сторона мышления. Развивать в ребенке способность смеяться, утверждать чувство юмора — значит укреплять его умственные силы и способность, учить тонко думать и мудро видеть мир.
юмор смех педагогический воспитание
Список литературы:
1.Бергсон А. Смех [Текст] / А. Берегсон. — М.: Искусство, 1992. — 127с.
2.Борев Ю.Б. Эстетика: учебник [Текст] / Ю.Б. Борев. — М.: Высшая школа, 2002. — 511с.
3.Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: учеб. пособие. — изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. — М.: Изд-во УРАО; 1999.-616с.
4.Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.-536с.
5.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия [Текст] / В.И. Даль. — М.: Эксмо, 2000.-736с.
6.Лук А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. — М.: Наука, 1978
7.Лук А.Н. Эмоции и личность [Текст] / А.Н. Лук. — М.: Знание, 1982.- 176с.
8.Основы общей психологии [Текст] / Сост. С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003.-713с.: ил.
Типы темперамента. Специальные способности личности
... в текстах художественной литературы четыре отрывка, первый из которых будет свидетельствовать о проявлениях одной из специальных способностей личности ( ... до современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д. Специальные способности личности - математические. Отрывок из повести Тамары Крюковой "Герой ... горелки не играла, Ей скучен был и звонкий смех, И шум их ветреных утех. Она любила ...
9.Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха [Текст] / В.Я. Пропп. — М.: Искусство, 1976. — 182с.
10.Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич -Мн.: «Современное слово», 2001.-928с.
11.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.3. [Текст] / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1981.-640с., ил.
12.Энциклопедия мысли: Сборник мыслей, изречений, афоризмов. — М.: ТЕРРА; «Книжная лавка — РТР», 1996.-496с.
13.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 3-е изд. [Текст] / С.Д. Якушева. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 256с.
Размещено на