Методика преподавания психологии и тренинги

Тренинг «Общение как достижение цели»

Чаще всего под тренингом понимается обучение навыкам в какой-либо области деятельности – подготовка без отрыва от работы и на рабочем месте. Тренинг подразумевает наличие общей цели и конкретных задач, систематизированного материала и механизма оценки исполнения или конечного результата. Это техника, цель которой – снабдить участников упрощенной репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование) либо структурированной системой соревновательной игры, которая включает в себя изучаемый материал. Участники могут проигрывать роли воображаемых людей, реальных лиц или самих себя.

Они могут обнаружить, что играют совместно с одним или несколькими людьми, которые точно так же разыгрывают разнообразные роли – в том числе играя себя или даже играющего. Здесь имеем дело с достаточно нетрадиционным (неформальным) способом проведения тренинга (деловой игры): тренеры-наблюдатели, применяющие

крайне мало оформленных приемов при общении с группой, предлагается минимум информации и при этом опираются на собственный опыт и стремится поощрять выработку идей внутри самой группы, взяв на себя роль «ведущего викторины», поскольку их интересует результат, полученный самостоятельно. В конце тренинга (ролевой игры) может оказаться достаточным удостовериться, что занятие приведено к разумному завершению; с другой стороны, может оказаться, что психологу следует потратить время на разъяснение группе смысла происходившего, или же возникнет необходимость повторить игру, чтобы поупражняться в каком-либо модифицируемом поведении.

Для тренинга, описываемого в данной работе, была выбрана тема «Общение как достижение цели». Слово «общение» очень обыденно, и если кому-то предложить обучаться искусству общения, то никто этого не поймет; некоторые подумают зачем, я и так понимаю, что мне говорят. А если предложить обучаться иностранному языку, то люди задумаются. Исходя из этого, важно объяснить, что общаться это навык, который нужно тренировать, упражнять, причем постоянно.

Когда люди узнают тайны, правила общения, многое может разрешиться в личностном плане, например, когда общаются в семье, что-то один не досказал, другой – додумал и получается конфликтная ситуация.

Для этой темы тренинг – очень удобная форма занятий, так как в этом случае участники отрабатывают какие-то навыки в упражнениях, в форме игры, и следовательно легче увидеть сильные и слабые стороны как у других, так и у себя. И если люди хотят что-то изменить по отношению к себе, они начинают работу над собой. Ведь учиться искусству общения – это и есть первый1 шаг работы над собой. Цель тренинга – показать, что на общении построены не только профессиональные отношения, но и личные (семья, коллектив, друзья и т.д.), и в зависимости от нашей манеры общаться у нас появляется определенное поведение. Задача – отработка навыков ведения беседы, развитие потребностей в самоанализе.

6 стр., 2964 слов

Социально-психологический тренинг межличностного общения

... лице. Базовыми методами социально-психологического тренинга общения являются: ролевые игры, психотехнические упражнения и групповые дискуссии ... личностный. Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга, т.е. какие установки, умения формируются. Личностный ... доминировать, толерантность, демократизм, желание помочь людям; - ведущему тренинга следует действовать в теплой, ...

Правила организации тренинга:

Тренинг проводится в помещении

Стулья расставлены кругом

Количество участников 12-16 человек

Тренинг рассчитан на 8 академических часов

Занятия проводятся в активном режиме. Концентрированный теоретический материал закрепляется и отрабатывается во время выполнения различных упражнений. Основные формы работы: ролевые, деловые и ситуационные игры, анализ реальных практических ситуаций членов группы, работа с раздаточным материалом.

Основные методы работы:

мини-лекции;

групповое обсуждение;

выполнение практических заданий;

анализ случаев из практики, проигрывание реальных ситуаций с получением обратной связи;

игры, упражнения, разминки для поддержания динамики и рабочей активности группы;

работа с методическими материалами.

Каждый участник тренинга выступает как часть социального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут апробировать собственный поведенческий опыт или изучить взаимозависимое поведение группы.

Первое занятие – это подготовка участников к продуктивной, творческой работе. Сама форма тренинга состоит как из традиционных, так и не из традиционных методов. На первом занятии даются основные понятия: общение, «шумы» в общении, барьеры.

На этом занятии необходимо определить уровень знаний и общения участников.

Занятие начинается с разминки. Здесь используется устная подача информации (традиционный метод), а именно изложение тренером нового материала, и рассказ самих участников, что они знают о рассказываемом материале. Ведущий следит за тем, как люди идут на контакт (активно, неохотно).

На первом занятии необходимо, чтобы все участники высказались, для этого тренер обращается к каждому участнику и дает понять, что мнение каждого участника играет роль.

Затем в процессе задаются вопросы, участники высказывают свое мнение, обсуждают. Трудность ведения тренинга состоит в том, чтобы не произошло каких-либо недопониманий. Например, когда высказывалась одна женщина, другая, ее перебивает и продолжает эмоционально рассказывать о затронутой ситуации. Для обсуждения каких-либо вопросов применяется следующая

методика.

Методика «Два в одном», когда участники составляют два круга — малый (одна половина участников) и большой (вторая половина участников).

Причем участники могут меняться местами, работать совместно и эмоционально поддерживать тех, кто в данный момент проходит испытание. Подкупала также позиция ведущего — демократичная, гибкая. Ведущий может в любой момент превратиться из руководителя в участника. Все происходящее пробуждало у собравшихся желание попробовать себя в выполнении заданий, выйти за пределы своей личности, совершить некий поступок.

7 стр., 3164 слов

Тренинг для подростков Занятие 1

... с методами и правилами работы группы, объединение участников, создание общего эмоционального подъёма Установка на цель занятий, пояснение задач тренинга и установка правил работы в группе ... Например, «В лесу родилась елочка…» Диалог в парах: «Расскажи, снегурочка, где была?..» Необходимо проиграть разные эмоции: радость – печаль, удивление – страх, осуждение – злорадство, любопытство – безразличие. ...

Здесь главное понять, что люди все разные, незнакомые. Необходимо на этом этапе еще раз напомнить правила тренинга, что мы не перебиваем друг друга, а даем высказаться каждому, а затем можно продолжить идею говорящего.

Далее применяем метод – ролевая игра (традиционный с элементами не традиционности).

Сама игра как метод давно известен. Но когда взрослым предлагается поиграть, для них это звучит диковато.

Поэтому этот метод в условии проведения со взрослыми людьми, выглядит нетрадиционным.

Проводится упражнение «Испорченный телефон», «Слепое слушание». Ведущий отслеживает как участники понимают задание, как проявляются эмоции. Эти ролевые игры включают в себя методику частичного воспроизведения.

Т.е. участники воспроизводят часть информации, предъявленная на короткое время. Занятие заканчивается подведением итогов. Обязательно нужно услышать от участников обратную связь. Участники научаются различать «шумы» и барьеры в общении, видеть причину их возникновения. Самое главное их научение, это то, что каждый участник должен осознавать себя ответственным за ту или иную ситуацию. А также приобретают навыки устанавливать контакт и выявлять потребности другого человека

На втором занятии уделяется внимание языку жестам. Ведущий проверяет, что усвоили участники на первом занятии, успели ли они что-либо применить в своей личной жизни. Также говорится о личной пространственной территории. Методика «Зеркало»-уверенность в себе. Например, отстаивание своей позиции, несмотря на давление и критику со стороны других, добивающихся уступки или компромисса. Не прибегая к обороне или объяснениям, участники могут повторять свои требования или отстаивать свою точку зрения.

Более противоречивой является методика «наведения тумана». Применяется она в ситуациях, когда рекомендуется дать пассивный ответ на настойчивую критику или придирки. Участник, играющий роль «наводящего туман», признает, что высказанные ему претензии могут иметь какой-то резон, но в то же время прямо не касается вопроса и не соглашается полностью с критикующим. Например, когда мать говорит: «Ты никогда не знаешь, как одеться со вкусом», участник может ответить: «Может быть, ты права, мама, я не очень знаю, как одеваться модно». Дальше мать продолжает: «Когда ребята видят тебя, держу пари, они думают, что ты бродяга» — участник отвечает: «Может быть, ты и права». Сложность этой методики заключается в том, что, хотя она может предотвратить конфликт, это в основном манипулирующая и неискренняя коммуникация, ничего не дающая для улучшения дальнейших взаимоотношений между людьми. Это тоже необходимо обсудить с участниками.

Эти методики могут использоваться в группах тренинга уверенности в себе в качестве упражнений для овладения соответствующим умением или для решений конкретных проблем.

Второе занятие является заключительным. Обязательно узнать какие изменения произошли за то время, когда шел тренинг, изменились ли отношения с другими людьми, в какую сторону. Что узнали нового и полезного для себя?

7 стр., 3122 слов

Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического ...

... учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); * формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские ...

Проводя этот тренинг, сам психолог должен убедиться в том, что для достижения результатов в жизни нужно работать над собой, видеть ситуацию, анализировать.

Тренер (психолог) в процессе этих занятий должен предвидеть ситуации, которые могут осложнять проведение тренинга или наоборот помогать. Необходимо людей подготовить к этой работе. По возможности продиагностировать перед тренингом. Это даст лучшее ознакомление с участниками, их реальные трудности, сильные стороны и слабые.

В результате обучения на тренинге участники приобретут умения:

устанавливать контакт и выявлять потребности другого человека

работать с сомнениями и возражениями людей

использовать техники разрешения конфликтных ситуаций

добиваться успеха в межличностном общении

Групповые методы обсуждения («Мозговой штурм», «Метод дикой идеи» и т.д.) позволяют активизировать резервы и скрытый потенциал участников.

Многие виды моделирования включают в себя процесс принятия решений участниками, вовлекают их в общение и переговоры друг с другом.

Эти участники привносят в изучаемую систему человеческий фактор, и от них требуется отреагировать

на ситуацию способом, который будет определяться тем, как понимают они и другие участники свои позиции, мотивы и установки – иными словами, их видением своей роли внутри системы.

Ситуации могут быть простыми или сложными, знакомыми или незнакомыми. Их можно описать в деталях или предоставить фантазии играющего роль. Действие может разыгрываться в полном объеме; оно может быть предоставлено отдельным фрагментом и длиться несколько минут.

Конечной целью обучения может быть развитие навыка или умения, или это может в большей степени носить характер сенсибилизации или смены установки.

Список литературы

Бадмаев Б.Ц. «Методика преподавания психологии», Москва 2001г., 304с.

Ляудис В.Я. «Методика преподавания психологии», Москва 2000г., 128с.

Петрова Н.П. «Тренинг для победителя», Санкт – Петербург 2002г., 216с.

Торн К., Маккей Д. «Полное руководство по тренингу», Москва 2002г., 244с.

Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Сарычев С.В., Корнев А.В., Дымов Е.И. «Технологии в изучении психологии», Москва 2003г, 256с.

2 4