Психология юмора

  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Эмоциональные состояния и высшие чувства
  • Глава 2. Чувство юмора как одно из интеллектуальных чувств
  • Глава 3. Психология юмора
  • Заключение
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие — огорчают или вызывают отвращение, третьи — оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями и чувствами, т.е. другими словами эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.

Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют приспособительную функцию. Так, одной из положительных функции аффекта является то, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т. п. К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм. Чувство юмора — способность человека понимать юмор. Оно придаёт человеку уверенности в себе и оптимизм. В крайних случаях вызывает чувство превосходства и власти над объектом унижения. Инструмент юмора — это шутка. Обычно удачно придуманная шутка снимает напряжение, уныние или страх. Однако, если шутка сказана в адрес какого-либо человека, то она может нести не только радость, но и являться актом агрессии, так как человек может увидеть в ней злонамеренное оскорбление и унижение. Поэтому шутки обычно допускаются только по отношению к хорошо знакомым людям, которые воспринимают её как проявление доверия к ним самим, дающую возможность взглянуть на себя со стороны в критическом свете.

27 стр., 13453 слов

Роль чувства юмора личности в процессе делового общения

... юмор способствует…________________ 9. Неудачная шутка с коллегами может привести к…_______________ 10. Мне нравится работать с людьми, чувство юмора ... несерьезную, игривую и смешную; - эмоциональный аспект юмора - эмоция положительной модальности, реакция радости, которую вызывает ... достаточно. В этой главе мы обратимся к исследованиям и юмора, и чувства юмора личности, учитывая вышеобозначенное ...

В этом случае отношения людей укрепляются ещё больше. В противном же случае шутка, особенно сказанная на публике, воспринимается как личная обида и способствует возникновению неприязненных отношений между людьми. Не все, значение чего принижается — кажется смешным, так как чувство юмора может вступать в противоречие с другими чувствами. Например, у каждого человека или народа есть дорогие и святые для него вещи, шутки над которыми воспринимаются враждебно в принципе, так как составляют предмет их гордости и обожания. В таком случае удовольствие от смеха перевешивается неприятным чувством уязвлённой гордости. Другой пример — когда шутка слишком жестока и направлена против заведомо слабого и беззащитного существа, которое не представляют никому угрозы. Такая шутка вызывает у большинства людей лишь жалость к объекту унижения, а также неприязнь к самому шутнику.

Целью курсовой работы является изучение психологии юмора.

Объект исследования — чувство юмора.

Предмет исследования — психология юмора.

Задачи:

1. изучить эмоциональные состояния и высшие чувства

2. рассмотреть чувство юмора как одно из интеллектуальных чувств

3. изучить теоретические аспекты психологии юмора;

ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ВЫСШИЕ ЧУВСТВА

Тема эмоциональных состояний в общей психологии по праву занимает значимое место. Эмоции, как и ощущения, восприятия или мышление, являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости для его потребностей и мотивов деятельности. Таким образом, эмоции обусловлены, с одной стороны, внутренними потребностями и мотивацией, а с другой — особенностями внешней ситуации. Они как бы устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируя субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях. Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение — эмоцией огорчения или парализующего страха. Эмоция веселого любопытства стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность и является наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных мотивов и интересов и т.д. Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии: 1) Радость (удовлетворение, веселье) 2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление), 4) Страх (тревога, испуг), 5) Удивление (любопытство), 6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Ильин Е.П. Эмоции и чувства, СПб.: Питер, 2001. — 752 с.

Чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к реальным или воображаемым объектам. Их часто обозначают как вторичные эмоции, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых (первичных) эмоций к объекту чувства.

Таблица 1. Сравнительная характеристика эмоций и чувств

Эмоции

Чувства

Возникли в процессе эволюции

Возникли в процессе эволюции

раньше.

Позже.

Присущи животным и человеку.

В основном присущи человеку.

Привязаны к ситуациям и событиям.

Привязаны к объектам.

Ситуативны и кратковременны.

Устойчивы и длительны.

Выделяют явления, имеющие значение «здесь и сейчас».

Выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Одна и та же эмоция проявляется в разных чувствах.

Одно и то же чувство проявляется в разных эмоциях.

Выражаются чувства также через эмоции, но не постоянно, а временами, в соответствии с ситуацией. Причем конкретные эмоции как формы переживания определенного чувства могут быть самыми разнообразными. Например, любящая мать может испытывать ситуативную эмоцию гнева, столкнувшись с возмутившим ее поступком сына, однако по истечении времени любовь к сыну возьмет свое, и этот поступок забудется. Потребовалось бы множество его проступков, чтобы отрицательные эмоции накопились и сделали возможным перерождение чувства любви к сыну, а тем более переход его в противоположное чувство.

Вторичные эмоции значительно разнообразнее, чем первичные. Поэтому при попытке их классификации у человека, единственного существа, которое осознает большинство своих чувств, создаются почти непреодолимые трудности из-за субъективного разнообразия их трактовок в словесном выражении. Однако чувства человека всегда предметны. Поэтому чаще всего их классифицируют в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Отсюда можно выделить чувства моральные, интеллектуальные и праксические. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб.: Питер, 2001. — 567 с.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются.

Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б.Л. Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя».

Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, У него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно — отрицательные.

К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.

С.Л. Рубинштейн писал: «Моральное отношение к человеку — это любовное отношение к нему… Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек». Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

Интеллектуальные чувства — это переживания, сопровождающие умственную деятельность. К неспецифическим интеллектуальным чувствам относятся переживания, которые бывают не только при умственной деятельности: любопытство, удивление, уверенность, сомнение, чувство нового, чувство иронии и юмора. Специфические интеллектуальные чувства порождаются исключительно процессом интеллектуальной деятельности (чувство первооткрывателя истины — «эврика», чувство ясности, отчетливости, стройности и логичности формулировок решения).

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

ГЛАВА 2. ЧУВСТВО ЮМОРА КАК ОДНО ИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЧУВСТВ В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Например, из сочинений Козьмы Пруткова: «Некоторые образцом непостоянства выставляют мужчину, другие женщину; но всякий умный и наблюдательный петербуржец никогда не согласится ни с теми, ни с другими; ибо всего более переменчивее петербургская атмосфера!» В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. С.Л. Рубинштейн отмечал, что юмор относится к миру, как к любимому существу, над смешными сторонами и милыми маленькими слабостями которого приятно посмеяться, чтобы почувствовать особенно остро его бесспорные достоинства. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с. Чувством юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости. Чувство иронии — это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ее цель — совершенствование действительности. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружающую действительность. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. Например, в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: «Ты все пела? Это — дело» — иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем.

Праксические чувства — это чувства, сопровождающие все сферы практической деятельности людей: труд, учение, спорт или игры.

Чувство юмора

Изучением этого до конца не разгаданного феномена занимаются давно и серьезно (Спенсер, 1881; Bergson, 1910; Koestler, 1964; Лук, 1968, и др.).

С. Л. Рубинштейн писал, что суть юмора не в том, чтобы видеть и понимать комическое (смешное, забавное) там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с. А. И. Розов (1979) полагает, что юмор и сопутствующий ему смех вызываются очень резким отклонением реальных событий от ожидавшихся в данной ситуации при наличии сознания превосходства, безопасности и защищенности от этой ситуации смеющихся (их, мол, данная ситуация не задевает, и, вообще, они в ней не могут оказаться).

Если с первой половиной данного утверждения можно согласиться, то со второй нет. О каком чувстве превосходства (о нем говорят и А.Н. Лук, и индийский теософ Бхагаван Дас — Das, 1921) может идти речь, когда мать смеется над упавшим ребенком, хотя ей его жалко, потому что он ушибся? И как можно испытывать защищенность от ситуации, если я в ней уже оказался и, совершив что-то нелепое, смеюсь сам над собой? Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., Искусство, 2002

А.И. Розов правильно подчеркивает, что одно только резкое отклонение реальных событий от ожидавшихся не может вызвать комический эффект; на это могут последовать и такие эмоциональные реакции, как удивление, досада, возмущение, гнев. Но вторым условием, вызывающим комический эффект, будет, с моей точки зрения, не чувство превосходства вследствие обесценивания норм и условностей, а отношение человека к происходящему. Именно здесь и скрывается тот механизм, вследствие которого одна и та же ситуация одним кажется комической, а другим — неприятной, неловкой. Поэтому незапланированное появление животного на сцене у зрителей будет вызывать смех, а у артистов — раздражение. Понимание нелепости происходящего, с моей точки зрения, должно сочетаться с восприятием ситуации как безопасной (либо в физическом, либо в моральном плане) для объекта смеха, а не для того, кто смеется, как полагает Розов. Если же ситуация воспринимается как опасная, то вместо веселости, смеха у наблюдающего ее возникнет страх. Психология юмора. Материалы.

Способность к пониманию смешного зависит и от интеллектуального развития личности, ее культурного уровня. Культурному человеку не бывает смешно, когда кто-нибудь, идя зимой по улице, поскользнувшись, падает. У англичан, например, есть пословица: «Нельзя жениться на девушке, которая не смеется над тем, что вам смешно». Но эту пословицу можно было бы изложить и по-другому: «Нельзя выходить замуж за парня, который смеется над тем, что вам не смешно», т. е. имеет низкий уровень культурного развития. Способность к пониманию смешного может быть врожденной, и тогда говорят о наличии или отсутствии у человека чувства юмора. В словаре-справочнике «Человек — производство — управление» (1982) чувство юмора определяется как способность человека придавать воспринимаемому явлению комическую окраску, способность воспринимать чужой юмор и адекватно на него реагировать. Это особое ультрапарадоксальное видение (восприятие и осмысление) происходящего или воображаемого. По существу, речь идет об особом стиле восприятия происходящего и об эмоциональном типе человека (смешливым, хохотуне), которого легко рассмешить, склонного часто смеяться по самым малейшим поводам, а не о чувстве. Юмор ситуативен, смех крат-ковременен, чувство же, как будет показано ниже, это устойчивое отношение личности к кому- или чему-нибудь.

Выражение юмора имеет много оттенков, что замечательно изобразил Илья Репин на картине «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану». Но, как полагает К. К. Платонов, юмор за шуткой скрывает серьезное отношение к предмету, а ирония шутку скрывает за серьезной формулой. И шутка, и ирония носят обвиняющий, обличительный, но не злобный характер, в отличие от насмешки, и лишены горького смысла, присущего сарказму. Недаром Н. В. Гоголь характеризовал юмор как «видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы».

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЯ ЮМОРА Существуют разные классификации теорий юмора. Патриция Кейт-Шпигель выделяет такие теории как биологические, инстинктивные, эволюционистские, теории превосходства, неконгруэнтности, неожиданности, амбивалентности, разрядки и т.п. Другую классификацию теорий юмора предложили Виктор Раскин (Victor Raskin, 1985) и Лефкурт и Мартин (Lefcourt, Martin, 1986).

Они выделяют 3 категории теорий юмора: теории несовместимости (incongruity theories), теории враждебности (hosility theories), теории высвобождения (release theories).

Психология юмора. Материалы. Теории несовместимости Эти теории предполагают, что юмор возникает вследствие понимания несовместимости между ожиданием слушателя и тем, что произошло, результатом. К этой категории теорий юмора можно также отнести следующие, предложенные Патрицией Кейт-Шпигель. Теории неконгруэнтности. Юмор возникает из столкновения разнородных и плохо согласующихся друг с другом идей или ситуаций, выходящих за рамки привычных форм поведения. Теории амбивалентности. Человеку бывает смешно, когда он испытывает двойственные чувства. В отличие от теории неконгруэнтности, где на первом плане стоят идеи и восприятие, данная теория делает акцент на чувствах. Речь идет о смене друг другом удовольствия и страдания. Конфигурационные теории. Юмор возникает, когда элементы, вначале казавшиеся не связанными между собой, вдруг складываются в некую единую картину. К наиболее известным приверженцам подобных идей относятся И. Кант (1966) и А. Шопенгауэр (1993).

И. Кант писал: «смех является эмоцией, возникающей из неожиданного превращения напряженного ожидания в ничто» (т.е. при произнесении ключевого слова, «соли» анекдота, наше предчувствие об ожидаемом продолжении не исполняется).

Остроумная шутка должна содержать в себе нечто такое, что мы сперва принимаем за истину, ввести нас в заблуждение, а в следующий момент обратиться в ничто (механизм, включающий реакцию смеха).

Психология юмора. Материалы. А. Шопенгауэр предложил “Теорию абсурда”. Смех возникает из распознавания несоответствия между физическим ожиданием и абстрактным представлением некоторых вещей, людей или действий; это концепция, восходящая к Аристотелю. Успех в распознавании абсурда, осознание несовпадения между понятием и реальным объектом есть, по Шопенгауэру, причина смеха. Но абсурд не всегда смешон. (Шопенгауэр А., 1993) Г. Гегель подошёл к анализу остроумия как формы мышления. Остроумие, по его мнению, «схватывает противоречие, высказывает его», приводит вещи в отношения друг к другу, заставляет понятие «светиться» через противоречие, но не выражает понятия вещей и их отношений (в отличие от обычного представления, которое схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому).

Таким образом, «светящееся противоречие» между сущностью и явлением есть то общее, что присуще всему остроумному. Однако суть природы «светящегося противоречия» так и осталась неразгаданной (Гегель Г., 1929).

Психология юмора. Классификации теорий юмора. Материалы. Теории враждебности Эти теории говорят о том, что смешное заключается в нахождении чувства превосходства над чем-либо, или в преодолении препятствия, или агрессии, нападения на какой-то объект. Патриция Кейт-Шпигель выделила аналогичную группу теорий юмора: Теории превосходства. Смех возникает тогда, когда мы чувствуем себя не столь глупыми, уродливыми, несчастными или слабыми, как окружающие Подобные теории восходят к Платону (1990), частично Аристотелю (2000) и М.Т. Цицерону (1994) и нашли поддержку в трудах А. Шопенгауэра (1993) и Т. Гоббса (1964).

Платон считал юмор негативным явлением, потому что чувство это основано на злобе и зависти, в особенности смех, вызванный несчастьем или неудачей других, или насмешки над стоящими ниже по положению. (Платон, 1990) Аристотель признавал, что в смехе присутствует оттенок злобности, считал его этически нежелательным. Но тех, кто сам никогда не шутит и кому неприятны шутки других, он считал дикарями. «Смешное — это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда, как, например, комическая маска. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания». Т. Гоббс развил взгляды Платона и Аристотеля о том, что смех имеет самое непосредственное отношение к достижению превосходства над окружающими. Так как человек находится в постоянной борьбе за власть с себе подобными, и современные нормы поведения людей не позволяют физически уничтожать своих соперников, то превосходство можно выражать с помощью других чувств, например, с помощью юмора и остроумия. По его мнению, смех является выражением внезапного триумфа, происходящего от внезапного же чувства превосходства над окружающими или над своим прошлым. «Все действия и речи, проистекающие или кажущиеся проистекающими из богатого опыта, знания, рассудительности или остроумия, суть предметы почитания. Ибо все эти вещи являются силой». Теории высвобождения. Эти теории учат, что смешное является результатом высвобождения психической энергии, высвобождая человека от некоторого ограничения. Патриция Кейт-Шпигель назвала аналогичную группу теорий юмора как теории разрядки, т.е. функция юмора в этом случае рассматривается как снятие стресса и напряжения. Наиболее известная из этих теорий принадлежит З. Фрейду (1997), объявившему, что юмор позволяет экономить психическую энергию. Фрейд связывал удовольствие от остроты с экономией «затраты энергии, расходуемой на задержки или подавление» некоторого содержания. Фрейд различал 3 типа юмористических ситуаций и соответствующих им энергий, которые могут быть разряжены в смехе: Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М.: Азбука. — 2007, 288 с. 1. разрядка энергии вытеснения связана с остроумием 2. разрядка мыслительной энергии осуществляется с помощью комического 3. разрядка эмоциональной энергии соответствует собственно юмору. Остроумие — выражение бессознательной агрессии и сексуальных импульсов, которые обычно подавляются. Такие шутки являются выражением либидо. Комическое — невербальное веселье, например, выступление клоунов. Мобилизация ментальной энергии в ожидании того, что произойдет не оправдывается и происходит разрядка. Юмор — испытывание негативных эмоций, а восприятие смешных элементов позволяет выразить их. Юмор, как один из способов разрядки, преобразует отрицательные чувства в нечто прямо противоположное — в источник смеха. Роль юмора в этом случае сводится к защите человеческого Я, поскольку позволяет сохранить самообладание, достоинство и самоконтроль в исключительных (экстремальных) условиях. Достигается защита Я, по мнения А.Н. Лук, за счет обесценивания смехом объекта, на который направлен юмор (Лук А.Н., 1977).

Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., Искусство, 2002 Такое понимание юмора в психологии ведет свое начало З. Фрейда, для которого юмор выступал «средством получения удовольствия, несмотря на предшествующие ему мучительные аффекты». Юмор «подавляет развитие этого аффекта, занимает его место» (1997).

Причем удовольствие от юмора возникает в этих случаях из «экономии аффективной затраты» (Фрейд З., 1997).

Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М.: Азбука. — 2007, 288 с. «Юмор может быть понят как высшая из этих защитных функций», — писал З.Фрейд, так как юмор не прячет от сознания те содержания представлений, которые связаны с мучительным аффектом. Идеи Фрейда нашли последователей. Д. Флагел: освобождение энергии, связанное с юмором и смехом, связано с разрушением социальных запретов. М. Чойси: смех — защитная реакция против страха запрета. Человек, по его мнению, при помощи смеха преодолевает страх перед отцом, матерью, властями, сексуальностью, агрессией и так далее. Смех, таким образом, приравнивается по своему социальному значению к искусству, неврозам, алкоголизму. Е. Крис полагал комизм не просто средством освобождения энергии, но также возвращением к детскому опыту. (Дмитриев А., 1996) Психология юмора. Материалы. Таким образом, каждая из этих концепций подчёркивает какой-нибудь один аспект или один вид комического, оставляя другие в тени. Другие теории юмора. Рассмотренная классификация основана на выделении одного аспекта комического, но при создании теорий ученые редко ограничиваются использованием лишь одного критерия. В том числе и В. Раскин предлагает свою, семантическую, теорию юмора (которая будет рассмотрена ниже), замечая, что все три группы теорий (теории несовместимости, враждебности и высвобождения) хорошо описываются семантической теорией юмора. Г. Спенсер писал, что сильные эмоциональные встряски приводят к накоплению избытка нервной энергии. Волна энергии ищет выхода и в первую очередь освобождается через те мышцы, которые из-за малой массы обладают малой инертностью: мышцы рта, мимические мышцы, речевой аппарат, дыхательную мускулатуру. Если этих каналов оказывается недостаточно для разрядки нервной энергии, то используются и другие двигательные каналы, и все тело начинает подергиваться в судорогах. Таков механизм смеха, вызываемого простыми чувствами. Смех при восприятии комического Спенсер объясняет по-другому. Комическое непременно означает какую-то несовместимость, но эта несовместимость должна носить нисходящий характер. Иными словами, в комической ситуации мы ждем чего-то большого, а обнаруживаем маленькое. Это и есть нисходящая несовместимость. В противном случае, если вместо ожидаемого маленького обнаруживается неожиданно большое, то возникает чувство удивления от восходящей несовместимости. (Спенсер Г., 1905) Психология юмора. Материалы. Т. Липпс выводит «закон психического затора», являющегося основой всякого удивления и интереса. Суть его в следующем: мы ожидаем одной ценности, но внезапно возникает другая, не соответствующая данной ситуации; эта подмена пробуждает интерес в силу своей необычности, способствует концентрации «психической энергии» или, говоря иначе, создает «психический затор», освобождением от которого является, как правило, смех. Этот подход можно отнести и к теориям несовместимости, и к теориям высвобождения. (Дземидок Б., 1974) Психология юмора. Материалы. Помимо теорий указанных выше, Патриция Кейт-Шпигель выделяет также теории неожиданности. В них говорится о том, что необходимым, но не достаточным, элементом юмористической ситуации является внезапность или неожиданность. Д. Локк писал о том, что остроумие лежит в сближении идей и в их объединении, быстром и разнообразном, которое дает ощущение удовольствия. Дж. Эдисон, уточняя позднее взгляды Локка, отметил, что не всякое объединение идей может быть остроумным, а только неожиданное. Кроме того, в основе остроты может лежать не только сходство идей, но и их противоположность. (Локк Д., 1986) Г. Гефдинг основой всех форм комического считал контраст, возникающий «оттого, что внезапно сталкиваются две мысли и два впечатления, из которых каждое само по себе вызывает чувствование, но так, что одно разрушает, что построило другое». Семантическая теория юмора Эта теория была предложена Виктором Раскиным (Raskin V., 1985) и развита вслед за ним Сальваторе Аттардо (Attardo S., 1994).

Согласно идеям этих авторов юмористический эффект возникает при внезапном пересечении двух независимых контекстов в точке бисоциации, когда два контекста, совершенно друг другу чуждые, начинают казаться нам ассоциированными — так возникает когнитивный диссонанс, который компенсируется реакцией смеха. Согласно когнитивным теориям наша память хранит сведения в виде структур, которые В. Раскин и С. Аттардо назвали скриптами. Скрипт — это структурированное описание типичных признаков объекта. Раскин полагает, что в основе юмористического эффекта лежит столкновение контекстов, а не простого языкового смысла. Согласно этой теории юмористический эффект возникает, если имеют место следующие условия: а) текст обладает несовместимостью, частичной или полной; б) две части текста противоположны в определённом смысле. Раскин полагал, что «любой юмористический текст включает в себя элемент несовместимости и элемент разрешения» («Any humorous text will contain an element of incongruity and an element of resolution» ).

Отличие теории Раскина от предшествующих заключается в том, что он придал понятию противоположности универсальный семантический смысл. Аттардо дискутировал с Раскиным и приводил аргументы в пользу того, что эта теория подпадает под категорию теорий несовместимости. Результатом этой дискуссии явилась их совместная работа “General Theory of Verbal Humor” (1991).

Психология юмора. Материалы. Социологический “смех” А.Бергсона Анри Бергсон (1992) внёс существенный вклад в рассмотрение социальной сущности смешного. В отличие от Платона Бергсон определяет главную функцию смеха как исправление общества. Смех, по Бергсону, теряет своё значение вне социальной группы. «Не существует смешного вне человеческого». Смех должен иметь общественное значение, поэтому не существует смеха в одиночестве. Этот взгляд поддерживается почти всеми современными исследователями. Бергсон добавляет, что смешное связано либо с человеческим, либо с чем-то, относящимся или могущим быть отнесённым к человеку. “Чтобы понять смех, его необходимо перенести в его естественную среду, каковой является общество; в особенности же необходимо установить полезную функцию смеха, каковая является функцией общественной… Смех должен отвечать известным требованиям совместной жизни людей. Смех должен иметь общественное значение». Аргументация в данном случае в том, что смешное не может оценить тот, кто чувствует себя одиноким. Смех всегда принадлежит группе. Смех, каким бы он искренним не был, по Бергсону, — это “почти заговор” с другими смеющимися лицами, действительными или мнимыми. «Наш смех всегда остаётся смехом кружка», т. е. ограниченного круга людей. Смех всегда содержит намёк на какое-то соглашение, заговор. Так, например, многие комические вещи совершенно непонятны одним людям и близки другим, поскольку тесно связаны с нравами и представлениями данного общества. Подчеркивая групповой характер смеха, автор тем самым выводит его из категорий чистой эстетики. Жизнь требует от людей гибкости и постоянной адаптации к новым условиям. Общество требует дополнительных усилий по взаимному приспособлению людей друг к другу. Косность и ригидность приводят к обособлению человека, что вредно с точки зрения общества в целом. Поэтому смех нужен обществу как орудие для подавления эксцентричности. Смех преследует «полезную цель общего совершенствования». Косность — наиболее общий фактор комического. Таким образом, полезная цель смеха состоит в совершенствовании общества, а главное назначение смеха — в подавлении всякого стремления к обособлению. При всех разновидностях смеха важным для Бергсона представляется профессиональный комизм (профессиональная черствость, профессиональный язык, профессиональная логика).

Приведя множество примеров из современных ему комедий и фарсов, Бергсон доказывает, на наш взгляд, главное — принадлежность смеха обществу и зависимость его от общества. Многие типы комизма являются образцами оскорбления, бросаемого этому обществу. На это оскорбление общество отвечает смехом. Смех с этой точки зрения не имеет в себе ничего доброжелательного. Он чаще всего есть оплата злом на зло. Смех наказывает за некоторые недостатки примерно так, как болезнь наказывает за определенные излишества, поражая невинных, щадя виновных, но стремясь достигнуть общего результата. Бергсон считал, что, несмотря на то, что “все эти теории заключают, несомненно, известную долю истины; но, прежде всего, они применимы только к некоторым, довольно грубым комическим эффектам, и даже в тех случаях, когда они применимы, они… упускают из виду самый характерный элемент смешного, именно совершенно особый род нелепости, который комическое содержит, когда оно вообще содержит в себе нелепость. Достаточно взять одно из этих определений и составить комические эффекты по его формуле: чаще всего комический эффект не будет заключать в себе ничего смешного. Нелепость, встречаемая иногда в комическом, не есть любая нелепость. Это нелепость вполне определённая. Она не создаёт комическое, она, скорее, происходит от него. Она есть не причина, а следствие — следствие совершенно специальное, в котором отражается специальная природа вызвавшей его причины. Мы знаем эту причину. Нам не будет, следовательно, трудно теперь понять и следствие”. Психология юмора. Материалы. Robert R. Provine (2001) провёл экспериментальное исследование положения Бергсона о социальной природе юмора. Он предложил 72-м студентам вести дневник смеха, то есть, фиксировать случаи, когда они смеются и отмечать, смеялись ли подопытные в компании или пребывая в одиночестве. Оказалось, что студенты смеялись чаще, когда они находилсь в обществе. Намного чаще, примерно в 30 раз. Provine, вслед за Бергсоном, приходит к выводу, что смех в одиночестве, без аудитории, практически не существует. Смех непосредственно связан с отношениями между людьми. «Смех является как бы клеем, связывающих группу людей воедино. Это наследие прошлого — биологический способ объединения людей. Мы не позволяем себе смеяться вместе с другими — мы просто смеемся вместе с ними». Теория юмора Р. Уайр и Дж. Коллинз В рамках этой теории процесс восприятия юмора рассматривается в контексте процессов восприятия социальной информации вообще. Авторы утверждают, что когнитивные механизмы, лежащие в основе восприятия юмора, одни и те же, независимо от вида юмора или использованных приёмов остроумия. (Wyer R. S., Collins J. E., 1992) Психология юмора. Материалы. Восприятие юмора, по Уайру и Коллинзу, обуславлено как объективными, так и субъективными факторами. Объективным условием является «юмористическое событие» (Long, Graesser, 1988), содержащее в себе некоторое противоречие. При восприятии такого события у субъекта актуализируется определенный набор когнитивных схем и концепций, на основе которых происходит интерпретация последующих событий. При восприятии противоречия субъект ищет новые, более подходящие схемы, т.е. переосмысляет полученную раннее информацию. При этом процесс переосмысления (реинтерпретации) может касаться как содержания юмористического события, так и смысла коммуникации, т.е. самой ситуации передачи юмористической информации (Suls, 1983).

У многих ученых-психологов гуманистического толка существует концепция человека, соответствующего их представлениям о наиболее полно раскрывшейся человеческой природе. У Абрахама Маслоу (с которого и началась традиция поиска и выделения основных личностных черт, присущих таким людям) это «характеристики самоактуализирующихся людей» (Маслоу А.Г., 1999, 2002), у Карла Роджерса это «полноценно функционирующий человек» (Роджерс К.Р., 2001), у Гордона Олпорта это «зрелая личность» (Олпорт Г., 2002), у Эриха Фромма это «автономная личность» (Фромм Э., 1993).

Виктор Франкл (2001) также уделял внимание таким характеристикам, хотя в его работах и нет сведенного воедино представления о таких людях. В дальнейшем мы попробуем показать сходство всех этих представлений о личностных характеристиках самоактуализирующихся людей. Особое внимание следует уделить тому, что немаловажное место среди этих личностных характеристик занимает чувство юмора. Также следует помнить, что выделенные личностные качества присущи не только самоактуализирующимся, но и всем людям, только выражены они с различной степенью интенсивности. Поэтому такие качества можно усматривать и изучать не только среди «избранных», но среди любых людей, которые, будучи людьми, потенциально несут в себе способность к наиболее полной самореализации и раскрытию себя другим и миру. Психология юмора. Материалы. Абрахам Маслоу (1999, 2002), изучая процесс самоактуализации, выделил ряд личностных характеристик, присущих самоактуализирующимся людям, то есть людям, которые живут полной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Исходя из своего исследования биографий, Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди обладают следующими качествами: 1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные взаимоотношения с ней. Самоактуализирующиеся субъекты точно оценивают ситуации и людей. Быть может, по этой причине они «как один не боятся неизведанного и не чувствуют угрозы от него». В отличие от «обычных» людей, они не демонстрируют «катастрофической потребности в уверенности, безопасности, определенности и порядке». 2. Принятие себя, других, природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Эти люди накоротке с природой вообще и с человеческой в частности. Они принимают телесные потребности и естественные процессы без отвращения и стыда, но при этом ценят «высшие» качества, которые украшают человеческую природу. 3. Спонтанность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. 4. Сосредоточенность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Такие люди эффективно и упорно работают над задачами. Они могут погружаться в подлинные проблемы, не будучи озабочены собой. 5. Отстраненность. У самоактуализирующихся людей есть потребность в уединении и самодостаточности. Их дружба и привязанность к семье не носят цепляющегося, вторгающегося и собственнического характера. 6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Ни лесть, ни критика не нарушают фундаментальный ход их развития. 7. Постоянная свежесть оценок. Здесь мы вновь встречаемся со спонтанностью и чувствительностью к новым переживаниям. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. 8. Вершинные, или мистические, переживания. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. 9. Общественный интерес. Этот интерес выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобный отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам. Это базовое чувство «идентификации, симпатии и привязанности», несмотря на периодические случаи гнева или нетерпения. Сострадание к другим смертным оказывается отличительным признаком самоактуализирующихся людей. 10. Глубокие межличностные взаимоотношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними. 11. Демократический характер. Маслоу обнаружил, что исследуемые им люди в основном испытывали и демонстрировали уважение к любому человеку просто потому, что это человек. В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти». 12. Нравственная убежденность. Все исследуемые уверенно отличали хорошее от плохого в повседневной жизни. Иначе говоря, они не путали средства с целями и твердо направляли свои усилия на достижение целей, ощущаемых как правильные. 13. Философское чувство юмора. Злые каламбуры, шутки и остроты обнаруживаются реже, чем «вдумчивый философский юмор, который гораздо чаще вызывает улыбку, чем смех, скорее присущ ситуации, чем добавлен к ней, спонтанен, а не спланирован, и, как правило, повторно не используется». 14. Креативность. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности. Маслоу не утверждает, что эти критерии независимы друг от друга. Ясно, что они не независимы, но все вместе в своей целостности характеризуют самоактуализирующуюся личность. Таковы основные личностные характеристики людей, выделенные Абрахамом Маслоу. Посмотрим теперь, какие черты считал важными для того, чтобы считаться «полноценно функционирующим человеком», Карл Роджерс (2001).

Психология юмора. Материалы. 1. Открытость переживанию. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. Фактически все переживания точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь. 2. Экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное. То, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Такой человек гибок, адаптивен, терпим и непосредственен. Он открывает структуру своего опыта в процессе его переживания. 3. Организмическое доверие. Оно означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Полноценно функционирующие люди рассматривают организмические переживания как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать. 4. Эмпирическая свобода. Это чувство личной власти, способность делать выбор и самостоятельно руководить собой. Эмпирическая свобода относится к внутреннему чувству: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия — это я сам». 5. Креативность. Полноценно функционирующие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Они являются членами общества и его продуктами, но не пленниками. Как видно из перечисленных характеристик, полноценно функционирующий человек Роджерса и самоактуализирующийся человек Маслоу обладают очень схожими чертами. А вот какими качествами наделял зрелую личность Гордон Олпорт (2002): Психология юмора. Материалы. 1. Расширение чувства Я. Это предполагает способность зрелого человека иметь сильные интересы «вне его», идентифицировать себя с другим человеком, истинно участвовать в жизни, сознавая смысл происходящего. «Зрелость растет соразмерно тому, как центр жизни смещается с шумной и требовательной непосредственности тела и эгоизма». Себялюбие — важный и неизбежный фактор в каждой жизни, но оно не должно доминировать. У каждого есть себялюбие, но только расширение Я является признаком зрелой личности. 2. Теплота в отношении к другим. Зрелый человек способен на значительную интимность в любви, независимо от того, идет ли речь о привязанности в семейной жизни или о глубокой дружбе. С другой стороны, он избегает праздной, навязчивой, собственнической вовлеченности в отношения с другими людьми. Благодаря определенной отстраненности он может уважать и признавать человечность всех людей. Этот тип теплоты можно назвать состраданием. 3. Эмоциональная безопасность (принятие себя).

Эта черта зрелости включает способность принимать свои влечения, огорчения, раздражения, способность справляться со своими эмоциональными состояниями так, что те не толкают его к импульсивным действиям и не вмешиваются в благополучие других. Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других, и не чувствует угрозы вследствие выражения эмоций — собой или другими. 4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелость не искажает реальность, чтобы приладить ее к потребностям и фантазиям человека. Зрелый человек умеет эффективно решать проблемы, обладает целенаправленными умениями. Зрелый человек видит людей и ситуации такими, какие они есть, и у него есть дело, которое ему важно делать. 5. Самообъективация: понимание и юмор. Зрелый человек обладает самопониманием, он осознает и умеет видеть свои достоинства и недостатки. Интересно, что самопонимание оказывается крепко связанным с чувством юмора: одно неопубликованное исследование, в котором испытуемые оценивали друг друга по большому количеству черт, показало, что корреляция между оценками по пониманию себя и по юмору оказалась равной 0.88. Это означает либо то, что личности с хорошим пониманием себя имеют также большое чувство юмора, либо то, что лица, производившие оценку, не смогли различить эти два качества. Возможная причина того, почему самопонимание и юмор идут рука об руку, состоит в том, что оба они связаны с общей основой, каковой является самореализация. Человек с наиболее полным чувством пропорции между собственными качествами и лелеемыми ценностями способен воспринимать их несоответствие и абсурдность в определенных условиях. 6. Единая философия жизни. Для зрелости необходима некоторая форма объединяющей философии жизни. Она заключается в направленности, т.е. в наличии какой-либо более или менее определенной жизненной цели. Второй ее чертой является наличие осознаваемых и разделяемых ценностных ориентаций. Таким образом, становится ясно, что все выделенные характеристики Маслоу, Роджерсом и Олпортом перекликаются друг с другом, некоторые по-разному называются, но по сути являются тем же самым. Названия характеристик «Принятие себя, других и природы», «эмоциональная безопасность (принятие себя)», «Организмическое доверие» — один из примеров схожести представлений разных ученых о самоактуализирующихся людях. «Теплота в отношениях с другими» и «общественный интерес» — еще один пример такой схожести. «Реалистическое восприятие», «более эффективное восприятие реальности», «открытость переживанию» — сходство этих понятий самоочевидно. Примеры можно продолжать, но главный вывод заключается в том, что если разные ученые пришли к одному и тому же, то это значит, что предложенные ими характеристики являются важными и сущностными для человеческой природы. Хотя выделенные черты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, можно предположить, что чувство юмора среди них имеет особое положение, поскольку позволяет через себя более полно реализовывать все остальные черты. Неслучайно Гордон Олпорт такое внимание уделил взаимосвязи чувства юмора и самопонимания. Можно добавить, что благодаря юмору становится возможным и спокойное самопринятие — увидев свои не самые лучшие стороны и смеясь над ними, человек преодолевает их, становится над ними, и значит, может принять в себе то, что пока не соответствует его представлениям о себе идеальном. Свежесть оценок и спонтанность также находят свое выражение в продуктах чувства юмора. Во многом чувство юмора и является свежим взглядом на привычные вещи, а также спонтанным выражением этого свежего взгляда, что позволяет говорить о взаимодействии чувства юмора с вышеперечисленными характеристиками. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Психологические определения чувства юмора подчёркивают его сложную организацию, комплексность. В целом под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов. Однако разные учение по-разному оценивают вклад этих компонентов в процесс возникновения юмора. Некоторые связывают юмор с мышлением, например, Г. Гегель (1929), некоторые рассматривают юмор как один из аффектов, например Р. Декарт (1950).

А.Н. Лук (1968) различает «остроумие», в котором психическое действие лежит в интеллектуальной сфере, а эмоции играют фоновую роль, и «чувство юмора», где на первый план выходят эмоции. Принципиально такое разделение задачу не решает. Понятно, что и интеллект, и эмоции важны для восприятия смешного, но, тем не менее, чувство юмора представляет собой самостоятельную психическую функцию, не сводимую только к этим двум. Интересное рассуждение предложил В. Рух (Ruch W., 1993).

Он считает, что определить специфику чувства юмора можно только через анализ специфического переживания, которое он назвал чувством смешного (exhilaration).

Чувство смешного — это «эмоциональный конструкт, обозначающий временное усиление жизнерадостного состояния, которое наблюдается на уровне поведения, физиологии и эмоционального переживания, и которое возникает в ответ на юмор, а также и на другие стимулы». Другими словами, это то качество эмоции радости, которое наиболее тесно связано со смехом. Описанную эмоцию Рух считает единственным предметом собственно психологического изучения в юморе. Тем не менее, при анализе юмора как стимула для возникновения чувства смешного он вынужден обратиться к когнитивным механизмам: восприятию противоречия. Здесь он возвращается к широко известным теориям, идущим ещё от классической философии: это теории возбуждения, превосходства и противоречия (см. обзоры: Борев, 1969; 1970; Дземидок, 1974; Lefcourt, Martin, 1986).

Таким образом, когнитивный аспект чувства юмора с необходимостью включается в психологический анализ этого феномена. Изучение интеллектуальных механизмов восприятия юмора в современной психологии помещается в контекст изучения творческого мышления и креативности в целом (А.Н. Лук, 1977; Иванова, 2002; Мусийчук, 2003).

Связь между юмором и креативностью была впервые четко сформулирована Коустлером (Koestler, 1962), который предложил концепцию бисоциализации для объяснения роли общего фактора в развитии чувства юмора и способности к обнаружению нового. Эта связь была эмпирически подтверждена в нескольких исследованиях (Ziv, 1976; 1983).

(Иванова Т.В., 2002) А. Н. Лук выделил этапы творчества, сближающие его с процессом создания остроты: предварительное накопление материала, период подсознательно-интуитивного поиска нужных ассоциативных связей и критическая оценка результата (Лук, 1968).

Остроумие, по мнению Лука, — всегда выход за пределы формальной логики. Остроумная мысль связана с нарушением логики на одном смысловом уровне и установлением логических связей на более высоком уровне абстракции (Лук, 1977).

В этом суть остроумия и в этом его сходство с научным (творческим) мышлением. Таким образом, в процессе восприятия юмора можно выделить когнитивный и эмоциональный компоненты, причём они не всегда находятся в прямой зависимости друг от друга. Чисто когнитивное понимание шутки не всегда вызывает чувство смешного. Но чувство смешного, в свою очередь, может быть вызвано не только юмором, но и другими стимулами. Рассмотренные факторы являются относительно объективными, то есть обусловлены характеристиками юмористического события. Однако восприятие этих характеристик становится возможным только при наличии определённых субъективных условий. Центральным здесь становится мотив восприятия юмора, в зависимости от которого возникают соответствующие цели восприятия. М. Эптер указал на то, что чувство смешного возникает скорее, если субъект настроен именно на восприятие юмора, т. е. просто хочет повеселиться (Apter M. J., 1982).

Особое влияние мотивация имеет на этапе смысловой переработки шутки, т.к. этот компонент восприятия юмора наиболее зависим от индивидуальных особенностей. Уайр и Коллинз указали, что помимо чисто интеллектуального понимания содержания шутки (процессов интерпретации-реинтерпретации), восприятие юмора определяется также контекстуальными переменными, т.е. спонтанно возникающими ассоциациями, мыслями о прошлых или будущих событиях, связанных с полученной информацией; представления о человеке, рассказывающем шутку, и т.п. (Wyer R. S., Collins J.E., 1992).

Все эти побочные ассоциации, существенным образом влияют на восприятие юмора. эмоция чувство юмор СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.-С. 141-142

2. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2001. — 378 с.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, СПб.: Питер, 2001. — 752 с.

4. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., Искусство, 2002.

5. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб.: Питер, 2001. — 567 с.

6. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000.

7. Психология эмоций. Тексты. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер./ М: Издательство МГУ, 2000.- 520 с.

8. Психология юмора. Материалы.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

10. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций//М: Наука, 1970. — с.3

11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1953.-Т.1.-С. 389

12. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М.: Азбука. — 2007, 288 с.

Размещено на