Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы средствами музыки.

ВВЕДЕНИЕ. …3−5

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования творческих способностей.

1.1.Особенности развития творческих способностей у младших школьников…6−18

1.2.Специфика изучения музыки в начальной школе…19−21

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…22−25

ГЛАВА 2. Программно -методическое обеспечение процесса музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста.

2.1.Методы и приемы развития творческих способностей средствами музыки…26−34

2.2.Реализация творческих способностей в инсценировках и утренниках…35−37

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…39−43

ЛИТЕРАТУРА…44−46

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы развития творческих способностей школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их творческих способностей выступает как актуальный.

Цель нашей работы: теоретически обосновать и практически проверить условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей у младших школьников средствами музыки.

Объект исследования — процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования — развитие творческих способностей.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки будет эффективно, если: — обеспечивается включение учащихся в деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;

— осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей.

Согласно поставленной цели, предмету и гипотезе определены следующие задачи:

1. Осуществить анализ разработанности проблемы развития творческих способностей у младших школьников в педагогике и психологии.

2. Определить сущность понятия «творческие способности».

3. Рассмотреть особенности развития творческих способностей у младших школьников

4. Определить критерии и уровни развития творческих способностей у младших школьников.

5. Выявить эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки.

8 стр., 3831 слов

Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Особенности детской художественно-творческой деятельности 1.1Формирование детской художественно-творческой деятельности .2Проблемы развития творческих способностей у детей Глава 2. Экспериментальное исследование художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста 2.1 Методы исследования .2 Результаты исследования Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ ...

Методы исследования: теоретический анализ зарубежной и отечественной педагогической, психологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования; обобщение экспериментальных данных; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседы; психолого-педагогический эксперимент.

Методологической основой нашего исследования явились:

— основы возрастной педагогики и психологии (В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин);

— научные труды, связанные с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, таких выдающихся исследователей как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс;

— исследования, непосредственно связанные с проблемой творческих способностей, таких ученых как Г. В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик;

а также труды исследователей в области музыкального воспитания и образования, анализировавших широкий круг вопросов, связанных с развитием и активизацией творчества детей (Э.Б. Абдуллин, А.А. Мелик-Пашаев и др.).

Опытной базой нашего эксперимента явились вторые классы «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов»

Курсовая работа состоит из 2 глав.

Первая глава — «Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников» В ней освещается сущность понятия «творческие способности».

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на уроке музыки» раскрываются критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников на начальном этапе эксперимента, организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей и оценка эффективности реализации условий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников на уроке музыки.

11 стр., 5353 слов

Исследование формирования творческих способностей у младших школьников методами арт-терапии

... Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности младших школьников, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению умений для ... сопровождение, позволяющее усилить лечебно-тренировочный эффект процедуры. Акушеры применяют музыку на определенных этапах родовспоможения. Терапия искусством по своей природе радикальна ...

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования творческих способностей.

1.1.Особенности развития творческих способностей у младших школьников

Творческие способности — это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности. Основными видами деятельности в которой дошкольник проявляет творчество являются музыкальная и художественная, поэтому большое значение имеет выявление и развитие специальных способностей .

Специальные способности — это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности.

Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности. Они проявляются прежде всего в высокой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликаться на музыку), так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности).

Музыкальные способности ребенка выражаются и в способности к слуховому представлению. Музыкально-репродуктивная способ-ность в сочетании с ладовым чувством и лежит, по мнению Б. М. Теплова, в основе гармонического чувства. Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Музыкальная одаренность не исчерпывается музыкальностью. В нее могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и др.[21, с. 90].

Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в дошкольном возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлуги-на, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.).

22 стр., 10823 слов

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

... способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и музыке.В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность.Музыкальный ...

Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста Особое же внимание исследователи обращают на способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку. Эта спо-собность, по данным профессора Н. А. Ветлугинон, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошкольников, выражается: 1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой; 2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; 3) в произвольности движений (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); 4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, акцентов, сильных долей метра; 5) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов музыкальной игры[23, с. 12].

Хорошие возможности для развития музыкальных способностей дошкольников созданы в детских садах. Это и регулярно проводимые музыкальные занятия (их проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем), включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми и т. д. Музыкальные способности, музыкальнее творчество дошкольников развиваются и в процессе широкого использования музыки в игровой деятельности, бытовой.

Любимейшим занятием дошкольников является рисование. Способности к изобразительной деятельности, так же как и к музыкальной, проявляются рано. Даже если они ярко не выражены, нужно развивать их у всех детей, ибо рисование — такая деятельность, без которой немыслимо полноценное развитие личности. Умение рисовать в будущем поможет каждому из наших воспитанников, какую бы профессию он ни избрал. Изобразительная деятельность помогает глубже, полнее узнать окружающий мир, красоту его.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности» Югорск ХМАО 2004 Оглавление Введение ……………………………………………………………………………3 1. Усвоение и использование познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте…………………………………………………………7 1.1. Задачи и средства выполнения познавательных действий……………...7 1.2. Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте ...

По мнению психологов (В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьев и др.).

изобразительные способности представляют собой сложное комплексное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способностей. Среди них в первую очередь отмечают «остроту видения», целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук. В своем рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Вот почему когда речь идет о развитии изобразительных способностей, предполагается активное развитие не только глаза и руки, но и эмоциональной отзывчивости ребенка.

У наиболее способных детей уже в дошкольные годы относительно быстро развиваются острота и точность наблюдения, умение анализировать воспринимаемый предмет. Развитию способностей к изобразительной деятель-ности в значительной степени способствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства. Восприятие художественных картин, рисунков талантливых художников содействует формированию у детей понятия «красивый рисунок», которым ребенок начинает пользоваться как мерилом, идеалом в своей дальнейшей изобразительной деятельности.

Специальные исследования (В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева и др.), передовой педагогический опыт убеждают в эффективном влиянии на создание в рисунке ярких образов наблюдения природы, рассматривания картин, со-провождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. От того, насколько глубоким, индивидуальным будет эмоционально-эстетическое восприятие ребенком предмета, в значительной степени зависит и развитие его способности к рисованию.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

27 Введение Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Наиболее важные признаки развития это – дифференциация, расчленение раннее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, ...

Велика роль в развитии изобразительных способностей собственной художественной деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для нее. Специалисты (художники, педагоги) обращают внимание взрослых на не-обходимость давать детям материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу.

Особо важное значение в развитии изобразительных способностей дошкольника советские психологи и педагоги придают обучению, усвоению ребенком с помощью взрослого социального опыта[22, 24].

Среди специальных способностей выделяют и литературные способности. Литературные способности, как известно, являются сложным видом способностей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в ли-тературной деятельности, особо значимую роль имеют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный зозраст).

Однако первые проявления их можно наблюдать уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в словесном творчестве детей. Иногда элементы словесного творчества встречаются и в более ранний период. Связь с движениями, играми, плясками — характерная особенность этих первых элементов словесного творчества в ранний период. «Вообще стихотворения детей в возрасте от двух до пяти всегда возникают во время прыжков и подскакиваний, — отмечает К. И. Чуковский.- Если ты пускаешь мыльные пузыри, тебе естественно прыгать с соломинкой возле каждого пузыря и кричать: „Как высоко! Ай, ай, ай!“ А если играешь в пятнашки, тебе нельзя не выкрикивать: „Как могу, так и бью! Как могу, так и бью!“…»

2 стр., 586 слов

Психология творчества 3

План курса "Психология творчества" УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА» автор: Шевченко Екатерина Михайловна 1. Определение понятий «психика», «психология», «творчество». Устная форма творчества – как ступенька к литературному творчеству, предтворчество. Опыт работы сознания в режиме измененного сознания. На примере отрывка из рассказа Бориса Пастернака «Письма из Тулы ...

В среднем и старшем дошкольном возрасте эта связь с действием становится не обязательна; дети начинают специально сочинять сказки, рассказы, стихи.

Детские дразнилки, считалки — своеобразная сатирическая лирика — являются наиболее распространенным видом детского поэтического творчества («А я больше тебя, а ты меньше комара»).

В них стремление ребенка к самоутверждению, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее путем подчеркивания недостатков других.

Другим видом детского словесного творчества являются сочиненные ими сказки, продолжающиеся истории, рассказы. Первые детские рассказы, сказки, стихи как по форме, так и по содержанию в большей части примитивны, подражательны, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целом.

Развитие словесного творчества предполагает совершенствование всех компонентов литературных способностей. В первые же годы жизни — в раннем и дошкольном детстве — особое значение, по мнению специалистов, имеет развитие у ребенка способности подлинного восприятия стиха, умения наслаждаться художественной литературой. Это способствует развитию поэтического слуха, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и богатство речи. А это важная предпосылка для развития художественных способностей (Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон и др.).

К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, увлекательным, насыщенным динамизмом, нередко — драматичностью, появляются новые, эмоционально окрашенные образы, хотя и в них нетрудно обнаружить влияние знакомых детям литературных произведений.

Зарождается в дошкольном периоде и способность к театральной деятельности. Дети, проявляющие способность к этой деятельности, обладают относительно высокой художественно-образной выразительностью, живым воображением, высокой эмоциональной чувствительностью, эмоциональной памятью. Театральные способности дошкольников развиваются в разных видах те…

ЛИТЕРАТУРА

1. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе, Москва, 1999;

2. Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений. Москва, 1991-(309 стр.);

3.Бахтин, М. М. Эстетическая активность школьников / М. М. Бахтин. — М.: Просвещение, 1986.- 235 с.

4.Белобородова В. К. Музыкальное восприятие к теории вопроса. Музыкальное восприятие школьников. Москва, 2000;

5. Бембель, Т. О. Ваш ребенок хочет рисовать / Т. О. Бембель — Мн.: Беларусь, 2000. — 145 с.

6. Валахович, С. А. Преображение творчеством / С. А. Валахович. — Мн.: Беларуская навука. 2003. — 90 с.

7. Венгер, Л. А., Мухина В. С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л. А Венгер. — М.: Просвещение. 1988. -336 с.

8. Гомеза, М. В. и другие. Возрастная педагогическая психология / М. В. Гомеза. — М., 2004. — 278 с.

9. Гомозова, Г. Л., К. Б. Гомозова, К. Б. Изобразительная деятельность и игра / Г. Л. Гомозова, К. Б. Гомозова — Мозырь: Белый ветер, 2002. — 78 с.

10. Дарвиш, О. Б. Педагогика и психология/ О. Б. Дарвиш. — М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. — 264 с.

11.Дмитриева Л. Г. Черноиваненко, Методика музыкального воспитания в школе. Москва, 2000;

12. Доронова, Т. Н. Обучаем детей изодеятельности: планы занятий и бесед / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2005. — 124 с.

13. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 2-е изд. — М., 1981. — 265 с.

14.Куберский И. Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт-Петербург, 1997-(576 стр.);

15.Кленов А. С. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва, 1999-(864 стр.);

16. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2000. — 456 с.

17. Мухина, В. С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-272 с.

18.Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития, 2003;

19. Панько, Е. А. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей, обеспеч. получение дошкольного образования с русским языком обучения / Е. А. Панько. — Мн.: НИО, Аверсэв, 2007. — 304 с.

20. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е. С. Рапацевич. — Мн.: Современное слово, 2005. — 720 с.

21. Пралеска: Программа дошкольного образования / Под ред. Е. А. Панько. — Мн.: НИО, 2007. — 320 с.

22. Работаем по программе «Пралеска» пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Под ред. Е. А. Панько. — Мн.: НИО, 2006. — 304 с.

23. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Н. П. Сакулина. -М.: Просвещение, 1998. — 208 с.

24. Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.О. Смирнова. — М.: Гуманит, изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — 368 с.

25. Столяренко, Л. Д., Столяренко, В. Е. Психология / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 448 с.

26. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 808 с.

27.Холопова В. Н. Проблемы музыкального ритма. Москва, 2003.

28. Ходонович, Л. С. Развитие музыкального творчества дошкольников / Л. С. Ходонович.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. — 143 с.

29. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи / Р. М. Чумичева. — М.: Аверсэв, 1992. — 87 с.

30.Царенко Л. «От потешек к Пушкинскому балу», М., Линка-пресс, 1999 г.