ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. СВЯЗЬ ПСИХОДИАГНОСТИКИ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ ПСИХОЛОГИИ И С ПРАКТИКОЙ. ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАН

ВОПРОСЫ

1. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 5

2. СВЯЗЬ ПСИХОДИАГНОСТИКИ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ ПСИХОЛОГИИ И С ПРАКТИКОЙ 6

3. ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 7

4. ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ШКОЛЕ 8

5. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ПРОФОТБОРЕ И ПРОФКОНСУЛЬТАЦ 9

6. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ В МЕДИКО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 10

7. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПСИХОДИАГНОСТА, ПОЛУЧИВШЕГО ПРАКТИЧЕСКИЙ ЗАПРОС 12

8. КРИТЕРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ И СТРОГОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ 13

9. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ НАБЛЮДЕНИЯ КАК МЕТОДА ПСИХОДИАГНОСТИКИ 14

10. ПОНЯТИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ШКАЛ 15

11. ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ В ПРАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ 16

12. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ 17

13. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ТЕСТОВ, ОПРОСНИКОВ И ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ 18

14. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК И СПОСОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ИХ 19

15. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИМ МЕТОДИКАМ 20

16. ПОНЯТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕТОДИКИ 22

17. ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРКИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 23

18. СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НОРМЫ 24

19. СТАТИСТИЧЕСКАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ: СХОДСТВО И ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ 25

20. РАСКРОЙТЕ ПОНЯТИЕ «НАДЕЖНОСТЬ МЕТОДИКИ». ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАДЕЖНОСТИ 26

21. ПОНЯТИЕ ВАЛИДНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВАЛИДНОСТИ 27

22. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНЕШНИХ КРИТЕРИЕВ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ ТРЕБОВАНИЯ 28

23. СООТНОШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В РАЗНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 29

24. ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕСТОВОГО ИНТЕЛЛЕКТА 30

25. ПОНЯТИЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. СВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 31

26. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПСИХОЛОГАМИ 32

27. ВЛИЯНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕСТОВ 33

28. РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОРРЕКЦИОННОСТЬ МЕТОДИКИ» 34

29. ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ 35

30. НАЗОВИТЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КОРРЕКЦИЕЙ И РАЗВИТИЕМ 36

31. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ 37

20 стр., 9746 слов

Уровень развития эмоционального интеллекта у мужчин и женщин 2

... развитию эмоционального интеллекта. Объектом исследования является эмоциональный интеллект, гендерный аспект. Предметом - методы и способы развития эмоционального интеллекта. Основная ... использования эмоционального интеллекта [5, c.78]. (см. Приложение А) Методика оценки «эмоционального интеллекта». Методика предложена Н ... и технические способности. Неокортекс усваивает понятия и логику. Это та часть ...

32. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 38

33. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КРЕАТИВНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГ. 39

34. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КРЕАТИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 40

35. СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕСТОВ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ 42

36. ОТЛИЧИЯ ТРАКТОВКИ ФЕНОМЕНА КРЕАТИВНОСТИ И ЕГО ДИАГНОСТИКИ Д. Б. БОГОЯВЛЕНСКОЙ ОТ ПОДХОДОВ ДЖ. ГИЛФОРДА И П. ТОРРЕНСА 43

37. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 44

38. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 45

39. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ТИПЫ ТЕСТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ЗА РУБЕЖОМ, ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 46

40. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 49

41. ОТЛИЧИЕ ТЕСТОВ ДОСТИЖЕНИЙ ОТ ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ 50

42. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВ ДОСТИЖЕНИЙ 51

43. КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТЕСТ. ОТЛИЧИЕ ЕГО ОТ ТРАДИЦИОННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА 52

44. ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ КОРТОВ 53

45. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕСТОВ 54

46. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ. ГЛАВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ЭТИХ МЕТОДОВ 55

47. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКОВ 56

48. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНТРОЛЬНЫХ ШКАЛ, ОСОБЕННОСТИ И ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАЖДОЙ ИЗ НИХ 57

49. ХАРАКТЕРИСТИКА MMPI. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ 58

50. ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ 59

51. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОЕКТИВНЫХ ТЕХНИК, ПРИМЕРЫ МЕТОДИК КАЖДОГО ВИДА 60

52. ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕМУ ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ 61

53. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАТ И CAT, ОБЛАСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ И СПОСОБЫ АНАЛИЗА ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ 62

54. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ С. РОЗЕНЦВЕЙГА 63

55. СПОСОБЫ АНАЛИЗА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МЕТОДИКИ С. РОЗЕНЦВЕЙГА 64

56. ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ Г. РОРШАХА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОТВЕТОВ 65

57. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ РИСУНОЧНЫХ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ 66

58. ОСНОВНЫЕ СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ДОМ — ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК» 68

20 стр., 9953 слов

Тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака

... эмоционального отношения" Metodika_Emocionalnoe_otnoshenie.doc Тест "Способность к обучению в школе" ... деталей. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка ... : 1. Руки являются основными средствами воздействия на мир, ... ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности. Процедура эксперимента следующая: ... посторонних людей. Как правило, это связано с ...

59. АСПЕКТЫ РИСУНКА В МЕТОДИКЕ «КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ», ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 69

60. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» 70

61. ВИДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 71

62. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Л.А. ВЕНГЕРА 72

63. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА 73

64. НОМОТЕТИЧЕСКИЙ И ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 74

65. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕТОДА РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕД МЕТОДАМИ ШКАЛИРОВАНИЯ 75

66. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «СОЦИОМЕТРИЯ». ДВЕ ФОРМЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЫ 76

67. ОСНОВНЫЕ НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ 77

68. ПРЕИМУЩЕСТВО КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПЕРЕД ТЕСТАМИ, ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НА СТАТИСТИЧЕСКУЮ НОРМУ. 78

69. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТЕСТАМИ, ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ, И КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ТЕСТАМИ 79

70. ПРЕИМУЩЕСТВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПЕРЕД ТРАДИЦИОННОЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 80

71. ПРАВО КЛИЕНТА НА ИНФОРМАЦИЮ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ЕЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ 81

72. ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 83

1. Предмет изучения психологической диагностики

Психодагностика — область психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Цель психодиагностики — определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных способностей и т. д.

Предметом ПД является: 1) конструирование и апробация методик, 2) разработка требований, которым они должны удовлетворять, 3) выработка правил поведения обследования, 4) выработка способов обработки и интерпретации результатов, 5) обсуждение возможностей тех или иных методик. Предметная область ПД конкретизирована в ее задачах, включ. изучение: 1) определенных качеств психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых; 2) особенностей психических состояний, понимаемых как целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности; 3) особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей; 4) психологической закономерности формирования личности и профессионально важных качеств; 5) коллектива, класса, группы; 6) разработка проблемы психологической подготовки специалистов; 7) психологии личности и труда специалистов, психологических основ его мастерства и творчества; 8) взаимодействия и общения учителей и детей; 9) адаптации к учебно-воспитательному процессу; 10) состояния раз-витости того или иного качества; 11) изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий; 12) перспективы развития того или иного качества; 13) профпригодности человека к исполнению своих служебных обязанностей; 14) соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы; 15) динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности; 16) одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.

3 стр., 1063 слов

РАЗДЕЛ П. Личность и деятельность

... обучения. Проблемы психического развития личности. Структура личности и ее основные составляющие. Критерии развития личности. Генетический ... . 4ч.   РАЗДЕЛ П. Личность и деятельность   №/№ Темы Теория Практика Личность pi cc структура 4ч.   ... личности. Киев., 1978. 26. Люшер М. Цвет Вашего характера.М.,1996. 27. Методы психологической диагностики. Вып.1, 1993. 28. Общая психодиагностика ...

2. Связь психодиагностики с другими областями психологии и с практикой

ПД как отрасль психологического знания находится на стыке следующих дисциплин: 1) Психология соответствующей предметной области (дифференциальная, возрастная и пр. психологии).

Психологическая диагностика есть воплощение понятий соответствующих психологических дисциплин в конкретных методиках. 2) Дифференциальная психометрика — наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы (процедуры и методики).

3) Практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают диагностические задачи и обосновывают выделение комплексных интегральных переменных, выступающих в качестве объектов психологической диагностики. ПД тесно связана с дифференциальной психологией (наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах), с науками о человеке (с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией).

5 стр., 2354 слов

Модуль 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.

... Психологические особенности современного мира и деятельности в нем. Тема 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем. Психологические особенности современного мира и современной деятельности ... С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. — Даугавпилс, 1994. 7. Бузан ... психического здоровья человека. Самоуправление и психическое здоровье. Оценка и самооценка психического ...

Если физиологов интересует закономерности и механизм работы мозга как на уровне его це-лостной организации, так и на уровне нейронов и молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций по организации обучения и самоуправления поведением детей. Отрасли психодиагностики отражает ее междисциплинарный характер: 1) Образовательная (на стыке с педагогикой) — оценка успешности усвоения учебного материала, оптимизация обучения и воспитания. 2) Клиническая (на стыке с медициной) — изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультирование и психотерапия. 3) Профессиональная (на стыке с экономикой, управлением) — профориентация и профотбор, рас-становка кадров. 4) Судебная психолого-психиатрическая (на стыке с юриспруденцией, психиатрией).

Таким образом, уровень развития психодиагностики определяется: (1) разработанностью теории измеряемого явления; (2) уровнем технического оснащения инструментария, уровнем технологии (качества математико- статистических процедур и пр.); (3) сформированностью практического запроса.

3. Основные области практического использования психодиагностики

Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека:

1. Сфера образования и воспитания. ПД выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, как: а) контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся; б) оценка школьной зрелости; в) выявление причин неуспеваемости; г) отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов; д) решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.); е) профессиональная ориентация и др.

11 стр., 5425 слов

Особенности обучения учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий

... особенностей функциональной асимметрии полушарий у учащихся седьмого класса Наиболее точным приемом для определения ... М.: Мысль, 1981. .Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов.- Ростов н/Д: Феникс ... быстро растут. [7] Анализируя деятельность учащихся, можно отметить, что правополушарные люди ... , поскольку соотносится с определенными особенностями психического развития детей в дошкольном, ...

2. Медицина (психиатрия, неврология, психосоматическая медицина): для решения задач клиники (в т.ч. 1) для уточнения или постановки диагноза заболевания; 2) для оценки эффективности терапии; 3) для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз) проводят пато- и нейропсихологическое исследование, изучение особенностей личности и психических состояний паци-ентов, симуляции и диссимуляции, нарушений познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы и пр.

3. Психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность обеспечивается анализом диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.

4. Сфера трудовой деятельности: проблемы профотбора, профессионального консультирования, организации профессионального обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявления причин брака, производственного травматизма и пр.

5. Раскрытие преступлений и судопроизводство (судебно-психологическая экс-пертиза для оценки вменяемости, состояний аффекта, псих. портрет преступника…).

6. Помимо перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционно нуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находят применение в армии, спорте, в коммерческих структурах, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т. д.

4. Цели использования психодиагностики в школе

1. измерение определенных качеств психических процессов учащихся: познава-тельных, эмоциональных, волевых;

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

2. определение у учащихся особенностей психических состояний, понимаемых как целостные, временные и динамические характеристики психическ. деятельности

3. выявление психологической закономерности формирования личности учащихся и определение особенностей психических свойств личности учащихся: социальной направленности, характера, темперамента, способностей;

4. определение особенностей психических свойств личности педагогов и их про-фессионально важных качеств и установление профпригодности;

5. изучение социально-психологических феноменов (сплоченность, лидерство, конформность, конфликты и пр.) и социально-психологического климата кол-лектива класса, групп учащихся (кружки, секции, клубы по интересам, общественные организации при школе), педагогического коллектива;

6. разработка проблемы психологической подготовки педагогов;

7. изучение психологии труда педагога, психологических основ его мастерства и творчества;

8. психологический анализ взаимодействия и общения учителей и детей, учителей и родителей, родителей и учащихся;

9. анализ адаптации учащегося к учебно-воспитательному процессу;

10. определение состояния развитости того или иного качества и определение перспективы его развития;

11. установление изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий;

12. определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы;

13. изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и меж-личностного развития личности.

14. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способно-стей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;

5. Особенности применения психодиагностики в профотборе и профконсультац

Применение ПД в профотборе, организации профессионального обучения и профконсультировании решает задачи определения психологической пригод-ности к профессии. Психологическая профпригодность — это соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии, которое формируется в процессе профессиональной деятельности и определяется наличием комплекса профессионально важных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности. Гуревич выделил два типа профессий: I тип — профессии с абсолютной профессиональной пригодностью, требующие важных индивидуальных черт, имеющих природное происхождение = задатков (это профессии в области искусства и такие, где нужна специальная выраженность свойств нервной системы).

Профессионально важные качества в такой работе носят некомпенсируемый характер, поэтому для них необходим профотбор кандидатов, которые обладают нужными природными свойствами (т.е. в этом случае основное назначение психодиагностики — профотбор).

II тип — профессии с относительной профпригодностью (нет непреодолимых преград в виде особых природных качеств).

Пригодность к профессиям второго типа может быть сформирована у любого человека на базе разнообразных индивидуальных черт. Психодиагностика по отношению к работающим в этих профессиях (или кандидатам на работу в них) нужна для выявления и оценки степени сформированности профессионально важных качеств, требующихся для эффективной работы в данной сфере деятельности. Диагностическое обследование проводится в этом случае для того, чтобы помочь индивиду сформировать свою профессиональную пригодность, а также свой индивидуальный стиль деятельности, который помог бы ему овладеть профессией, преодолеть те функциональные ограничения, которые обнаружились в результате такой работы психолога.

Профориентация и профконсулътирование проводятся в тех случаях, когда пе-ред человеком стоит проблема выбора профессии, а он не знает, на чем остановиться, что ему больше подходит. При проведении такой работы следует помнить о двух типах профессий. Психодиагностика здесь в первую очередь направлена на оценку и выявление склонностей, профессиональной мотивации клиентов.

6. Особенности психодиагностического обследования в медико- психологиче-ской консультации

Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках. Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии — патопсихологии и нейропсихологии.

Цели применения методов психодиагностического обследования в клинике:

1. Уточнение медицинского диагноза (в ряде случаев психодиагностические методы позволяют уточнить медицинский диагноз).

2. Оценка эффективности терапии.

3. Проведение трудовой, воинской и судебной экспертизы.

Главной чертой психодиагностического обследования пациентов клиники является значительная роль, которую играют малоформализованные методы диагностики — наблюдение и беседа. Психолог-клиницист должен в совершенстве владеть данными методами, искусством беседы с больными, точного наблюдения за ними и тонкого описания их психических состояний. В беседе устанавливается контакт с больными, выявляются различные отте…

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector