Контрольная работа — Психология несовершеннолетних преступников

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра правовой психологии и судебных экспертиз

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология несовершеннолетних преступников

Екатеринбург, 2012

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………3

Понятие, сущность и причины преступности несовершеннолетних……4

Особенности психологии несовершеннолетних преступников…………..9

Заключение………………………………………………………………….…12

Список использованной литературы…………………………………………13

Введение

Для современной России, характерно качественное ухудшение структуры преступности несовершеннолетних. За последние десять лет существенно выросло число умышленных убийств, разбойных нападений, фактов нанесения тяжких телесных повреждений, грабежей, совершенных несовершеннолетними. Подростки все чаще занимаются бандитизмом, рэкетом, вымогательством. Нередко их действия отличаются исключительной жестокостью, глумлением над потерпевшими, идет процесс вовлечения подростков в занятия криминальным бизнесом и проституцией. Привычными становятся злоупотребления алкоголем и наркотиками. Появляется все больше бездомных детей.

16 стр., 7760 слов

Психология преступника

... другие характеристики личности). Необходимость изучения личности преступника дик­туется, прежде всего, потребностями практики борьбы с преступностью. Психология исследует механизм имму­нитета личности в ... индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной психологии исследуются психо­логические особенности личности не только насильст­венных, но и корыстных преступников, структура и ...

Цель контрольной работы проанализировать психологические аспекты преступности несовершеннолетних.

Исходя из этого, задачами контрольной работы являются:

Подбор и анализ специальной  литературы по проблеме преступности несовершеннолетних.

Охарактеризовать понятие и сущность и выявить причины преступности несовершеннолетних.

Сформулировать особенности психологии несовершеннолетних преступников.

Необходимость в теоретическом и практическом аспектах детальном осмыслении преступности несовершеннолетних одна из основных задач современной криминологии, так как несовершеннолетние преступники это потенциальные взрослые преступники в недалеком будущем.

Понятие, сущность и причины преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних за последние годы выросла в семь раз по сравнению с предыдущими периодами.[1]

Доля групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в несколько раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и составляет от 20 до 80% в структуре преступности в зависимости от различных видов преступлений, их территориального происхождения и т.д.

Можно утверждать, что несовершеннолетние — одна из наиболее криминально пораженных категорий населения.

Анализ динамики преступности несовершеннолетних в России позволяет выявить ряд важных факторов.

Россия имеет высокий уровень преступности несовершеннолетних и отличается интенсивными темпами её роста – в среднем на 14–17% каждые пять лет.

Рост преступности несовершеннолетних происходит на фоне сокращения или крайне незначительного в отдельные годы увеличения общей численности этой возрастной группы.

Преступность несовершеннолетних росла, несмотря на то обстоятельство, что в отдельные периоды в России карательная практика в отношении этой категории населения была достаточно суровой.

Определенную поправку в картину состояния преступности следует внести в связи с существованием такого явления, как латентность. Латентность обусловлена дефектами регистрации и реального выявления преступлений несовершеннолетних. По оценкам специалистов-экспертов, преступность несовершеннолетних реально в 3-4 раза выше, чем официально отражаемая уголовной статистикой.[2] 

К основным причинам роста преступности несовершеннолетних можно отнести:

3 стр., 1472 слов

Предупреждение процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска

... делать карьеру и самосовершенствоваться. 2. Предупреждение процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска 2.1 Общая характеристика семей группы риска. На развитие человека оказывает влияние множество ... права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно ...

неудовлетворительные условия воспитания детей во многих семьях;

слабую помощь родителям в деле педагогического воспитания детей и подростков;

неудовлетворительные условия воспитания во многих школах и других детских учреждениях;

слабую подготовку кадров, ведущих воспитательную работу в этих учреждениях;

неудовлетворительные условия воспитания во внешкольных учреждениях;

неудовлетворительную работу комиссий по делам несовершеннолетних;

формализм в деятельности общественных организаций, призванных содействовать семье, школе, детским учреждениям, культурным и другим учреждениям в воспитании детей и подростков, а также милиции, прокуратуре и суду в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних;

недостатки в работе правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Таким образом, преступность несовершеннолетних – это совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. По действующему закону (ч. 1 ст. 20 УК РФ) уголовной ответственности подлежит лицо. достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего, а за совершение перечисленных в законе 20 преступлений (ч. 2 ст. 20 УК РФ) — достигшее 14-летнего возраста

Преступность несовершеннолетних характеризуется в основном двумя показателями:

а) коэффициентом криминальной поражённости – то есть общим (число выявленных несовершеннолетних преступников в расчете на численность населения в возрасте от 14 до 18 лет) и детализированным (число выявленных несовершеннолетних определенной социально-демографической или иной группы, совершивших преступления, в расчете на численность несовершеннолетних этой группы);

б) коэффициентом интенсивности — общим (число зарегистрированных преступлений несовершеннолетних в расчете на определенную численность несовершеннолетних) и детализированным (число зарегистрированных преступлений конкретной группы, например преступлений против личности, или конкретного вида, например убийств, в расчете на определенную численность несовершеннолетних).

Структуру основного статистического массива преступности несовершеннолетних образуют три группы преступлений:

а) преступления против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, изнасилование) — 2,5- 3,5%;

б) преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества) — 85- 87,5%;

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше термина воспитание. Сегодня воспитание понимают как: передачу соц. опыта и мировой культуры; воспитательное ... перевоспитания является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических ...

в) преступления против общественной безопасности и здоровья населения (хулиганство, незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) — 10,5-12,5%.

За пределами основного статистического массива — преступления, не получившие распространения среди несовершеннолетних, однако сам факт их совершения вызывает тревогу (бандитизм, убийство матерью новорожденного ребенка, хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, взяточничество и др.).

Преступность несовершеннолетних стабильна: во-первых, стабилен состав статистического массива, во-вторых, соотношение его элементов. В структуру преступности несовершеннолетних входят все выделенные по признаку (характер и степень общественной опасности) категории преступлений:

а) преступления небольшой тяжести — 5-6%:

б) преступления средней тяжести — 13-14%;

в) тяжкие преступления- 72-74%;

г) особо тяжкие преступления-3,5-4,5%.

Среди выявленных несовершеннолетних преступников каждый седьмой, а среди осужденных — каждый пятый ранее совершали преступления. Установлена закономерность: чем опаснее преступление, тем выше вероятность совершения его рецидивистом. Устойчивости преступного поведения несовершеннолетних способствует процесс «омоложения» антисоциального поведения; эмпирически он подтверждается более высокими темпами роста криминальной активности подростков в возрасте от 14 до 15 лет по сравнению с криминальной активностью 16-17-летних.

Криминологическая значимость и социальная опасность такой тенденции заключается в том, что каждое новое поколение молодежи пополняется количественно нарастающей группой лиц с выраженным криминальным опытом.

Преступность несовершеннолетних характеризуется сплоченностью преступной деятельности. Согласованная преступная деятельность получила наибольшее распространение при угонах автомобилей и других транспортных средств, разбое, умышленном уничтожении или повреждении имущества, краже, изнасиловании.

В групповой преступности несовершеннолетних выделяются два вида. Первый вид образуют преступления, которые чаще совершаются группой подростков (кража, грабеж, вымогательство, умышленное уничтожение или повреждение имущества, хулиганство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения).

Второй вид составляют преступления, которые чаще совершаются подростками совместно со взрослыми: бандитизм, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. изнасилование, разбой, мошенничество, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ. В последние годы выявлено несколько неблагоприятных тенденций развития групповой преступности несовершеннолетних. Одна из них – это повышение организованной преступной деятельности. Несмотря на рост «вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность», их преступность остается относительно автономной.

18 стр., 8942 слов

Психологические особенности несовершеннолетних с саморазрушающим поведением

Связан с изучением уголовно-правовых характеристик несовершеннолетних. Миньковский: -17 (ранняя юность, несовершеннолетние) -21 (юность) -25 (молодые взрослые, начало периода) -29 ( ... порождающиеся главным образом противоположностью гендерных ролей, разнонаправленностью формирования стереотипов полоролевого поведения. От юношей ожидается демонстрация силы, независимости, уверенности в себе, а ...

В последние годы при соучастии взрослых подростки совершили менее 30% всех расследованных преступлений. Особенности отдельных элементов структуры преступности несовершеннолетних заключаются в сложном характере её динамики, неравномерности и устойчивости территориального распределения.

Особенности психологии несовершеннолетних преступников.

По общему правилу уголовная ответственность наступает в возрасте 16 лет, так как считается, что именно к этому времени подросток в полной мере способен осознавать фактическую сторону и общественную опасность своего преступного поведения.

Однако, действующий УК РФ устанавливает уголовную ответственность в отношении несовершеннолетних в возрасте 14 лет за ряд преступлений, при совершении которых в этом возрасте несовершеннолетние могут контролировать свою волю и своё криминальное поведение уже на первых стадиях совершения общественно – опасного деяния.

Отсюда, определяя рамки и критерии уголовной ответственности, необходимо учитывать наравне с биологическими и психологическими особенностями несовершеннолетних преступников и их интеллектуальный, а также образовательный уровень на разных этапах жизненного пути в связи с совершением ими различных преступлений.

Несовершеннолетние, а это в основном подростковый возраст характеризуется достаточно быстрым развитием интеллекта и воли, а также самой личности, которые позволяют соотносить свои мотивы с социальными нормами поведения.

Прежде всего, необходимо отметить деформацию правосознания у несовершеннолетних преступников. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам коррелирует у несовершеннолетних с установкой на их нарушение.

Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой –  демонстрируют гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.д. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов. Проведение досуга несовершеннолетними правонарушителями связано с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и т.п.

У несовершеннолетних правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная «тупость», нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. ... отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания. ...

Среди несовершеннолетних преступников в последнее время наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Выборочное изучение нервно-психического здоровья подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, показало, что у 12% присутствует психопатия, у 50% – акцентуации характера. У 60% испытуемых диагностирована акцентуация по неустойчивому типу, характеризующаяся расторможенностью, у 20% – по гипертимному типу, которая близка по своим поведенческим характеристикам к неустойчивому типу. Главное, что отличает этих подростков, – затруднение в самоконтроле, «бестормозность», чрезмерная подвижность, поведенческая неустойчивость.[3] 

Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники – это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения.

Для них характерны:

 постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т.д.);

 следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм;

 бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;

 ранние половые связи, половая распущенность;

 частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия;

 умышленное создание конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

 культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся социально приемлемым поведением, дисциплинированностью, успехами в учебе;

 привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека.

Педагогическая коррекция поведения акцентуированных подростков требует строго индивидуального подхода, в основе которого лежат особенности конкретной акцентуации. Так, гипертимный, расторможенный подросток требует особых мер коррекции, ориентированных на социально организованный выход энергии, шумливости, подвижности путем переключения его на занятия спортом, активные виды деятельности, требующие повышенного расхода энергии. Наоборот, шизоидный тип акцентуации, характеризующийся склонностью к углубленным размышлениям и страдающий коммуникативными расстройствами, нуждается в расширении взаимоотношений со сверстниками на основе излюбленных занятий. Если в воспитательной работе игнорировать особенности акцентуированных подростков и вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы, то неизбежны нервные срывы и антисоциальные проявления.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Заключение

Подростковая преступность объясняется избранием несовершеннолетним антисоциального образа поведения в связи с неадекватной оценкой обстоятельств и отсутствием жизненного опыта в целях самоутверждения.

Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеет свою специфику.

Чаще всего подростки решаются на групповые преступления — более половины краж, две трети грабежей и 90% разбоев среди несовершеннолетних совершается группой. Если было обнаружено, что преступление было совершено группой, изучается роль каждого участника группы, наличие связи группы с организованной преступностью. При расследовании обязательному выяснению подлежит выяснение наличия взрослых в группе несовершеннолетних. Взрослые в таких случаях чаще всего являются подстрекателями.

Список использованной литературы

Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 30.12.2006);

Ермаков В.Д. Преступность несовершеннолетних // Криминология: Учебник для юридических вузов. — М.: Норма-М-Инфра, 2005.

Криминология / Под рея. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е Эминова. – М., 1995. – 276 с.

Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. / Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень, 2005.

Миньковский Г.М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи // Криминология: Учебник. — М.: Изд-во БЕК, 2008.

Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов / под ред. И.Я. Козаченко и др. М., 2001.

Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник. — М.: Юристь, 1999.

Чучаев А.И. Уголовная ответственность несовершеннолетних // Уголовное право России. Общая часть: Учебник. — Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада», ЛТД, 1997.

12 стр., 5568 слов

Особенности личности несовершеннолетних преступников

... и обстоятельства преступности несовершеннолетних. Как правило, эти проблемы исследуются в комплексе. 1.2 Нравственно-психологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника По ... Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического ...

Шляпочников А.С. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних // Советская криминология: Учебник. — М.: Юридическая литература, 2006.


[1] Ермаков В.Д. Преступность несовершеннолетних // Криминология: Учебник для юридических вузов. — М.: Норма-М-Инфра, 2005.

[2] Миньковский Г.М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи // Криминология: Учебник. — М.: Изд-во БЕК, 2008.

[3] Миньковский Г.М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи // Криминология: Учебник. — М.: Изд-во БЕК, 2008.