Шульгин А.В. Техника психологического портретирования

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский юридический институт МВД РФ

Кафедра криминологии, психологии и педагогики

Экз.1

«Утверждаю»

начальник кафедры криминологии, психологии и педагогики

полковник милиции

А.В. Тиканов

" «___________2009г.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Фондовая лекция по теме:

Техника психологического портретирования,

визуальной и акустической диагностики

личности в деятельности юриста

Тюмень — 2009 год

Юридическая психология. Фондовая лекция по теме: «Техника психологического портретирования, визуальной и акустической диагностики личности в деятельности юриста». — Тюмень: кафедра криминологии, психологии и педагогики Тюменского юридического института МВД России, 2009 г. — 27 с.

В фондовой лекции рассматриваются психологическая характеристика профессионального наблюдения, структура, содержание и техника психологического портретирования, акустическая психодиагностика, составление психологического портрета личности преступника по материализованным следам преступления.

Подготовил: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики Петрова Алла Станиславовна.

По специальности: 30 501.65 — Юриспруденция

Рецензенты:

Коткова Ю.С. — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Тюменского филиала Академии права и управления.

Шелепова М.А. — кандидат педагогических наук, помощник начальника ТЮИ МВД России по правовой работе.

Обсуждена на заседании предметно-методической секции по психологии и педагогике и утверждена на заседании кафедры от «24» сентября 2009 г. Протокол № 2.

План

Содержание лекции

Введение…

1. Понятие и структура психологического портретирования…

2. Техника составления психологического портрета лица и преступной группы, интересующих правоохранительные органы…

3. Психологический портрет неизвестного преступника…

4. Акустическая психодиагностика личности…

5. Психодиагностика личности по телесным сигналам…

6. Психологические основы техник наблюдения в различных видах юридической деятельности…

Выводы…


Список использованных источников

Основная литература

1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. Учеб. пособие для образовательных учреждений МВД РФ. — М.: ЦОКР МВД России, 2006. — 480 с.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб, 2005. — 650 с.

3. Копылова К.Г., Прозоров А.В. Психология в деятельности органов внутренних дел: курс лекций. — М.: ЦОКР МВД России, 2006. — 236 с.

4. Лебедев И.Б. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие / Лебедев И.Б., Родин В.Ф.Цветков В.Л. — М., 2005. — 442 с.

5. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. — 463 с.

Дополнительная литература

1. Анфиногенов А.И. Психологическое портретирование неустановленного преступника. — Академия Управления МВД России, 2002.

2.Аллан Пиз Язык телодвижений. — Нижний Новгород, 1992.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология — СПб.: Питер, 2004. — 480 с.

4. Красько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. — СПб.: Питер, 2006. — 320с.

5. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов: Учеб. Пособие. — М., Изд. «ЩИТ-М», 2005.

6. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учеб. пособие / Шевцов В.В., Петрова А.С., Тюнис Л.Ю., Неустроев В.И. Тюмень, 2003. — 127 с.

7. Романов В.В. Юридическая психология. — М., 2003. — 488 с.

8. Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М., 2004. — 423 с.

9. Цветков В.Л. Юридическая психология в схемах и комментариях. — М.: Изд. «ЩИТ-М», 2006.


Введение

Действующее уголовно-процессуальное законодательство, существующие нормативные документы непосредственно не регламентируют деятельность по составлению психологических портретов и их использованию в правоохранительной деятельности. Однако юридическая практика все больше и чаще стала пользоваться этим действием в трудных случаях раскрытия и расследования преступлений. За последние 20 лет имелся ряд случаев, когда с помощью психологического портрета удавалось раскрыть ряд «висячих» уголовных дел, получивших широкий резонанс. Психологический портрет и его использование не являются доказательствами по делу, но могут успешно применяться при поиске доказательств, а также осуществлении оперативных и следственных действий по изобличению виновных. В условиях неочевидности с его помощью можно уточнить, сузить круг подозреваемых, выдвинуть и осуществить проверку версий, которые возникают только при его использовании. Оправдывает себя использование психологического портрета и при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач профилактики, исполнения наказания, борьбы с террористами и др.

Было бы ошибкой отказываться от разработки и использования психологического портрета, обосновывая это сложностью и недостаточной подготовленностью сотрудника. Конечно, это требует определенных психологических знаний, умений и навыков. Опытные сотрудники овладевают ими за долгие годы юридической практики и составляют представление о психологии представляющих для них интерес лиц, не называя это психологическим портретом. Но сегодня этими действиями необходимо владеть всем, усвоив психологические знания и овладев приемами составления психологического портрета, воплощающими весь богатый практический опыт и результаты научных разработок, что намного ускоряет овладение этим действием.


1. Понятие и структура

психологического портретирования

Психологическое портретирование - это описание основных психологических свойств и особенностей человека, группы лиц.

Теоретической основой построения такого портрета является отражение многих психических, физических свойств и состояний человека в его поведении, эмоциях, в акустических характеристиках его речи и голоса.

Структуру психологического механизма портретирования личностных свойств человека можно представить в виде шести основных блоков:

1-й блок - объективные (реальные) анатомо-физические свойства человека;

2-й блок - объективные (реальные) характеристики поведения (активности);

3-й блок - объективные (реальные) проявления эмоциональной сферы человека;

4-й блок - объективные (реальные) смысловые и акустические характеристики речи, и голоса человека.

5-й блок - объективные (реальные) проявления кинесики, т. е. выразительных движений, мимики, жестов, пантомимики.

6-й блок - это субъективный образ человека, т. е. совокупность его индивидуально-личностных и типологических свойств.

Этот 6-й блок и есть психологический портрет человека составленный по особенностям его анатомо-физических свойств, характеристикам поведения, эмоций, акустическим характеристикам речи; проявлениям кинесики.

Психологический портрет человека носит не абсолютно адекватный (как фотопортрет), а вероятностный характер (как и психологический портрет, построенный по традиционным тестам-опросникам).

Психологический портрет человека (группы лиц), т. е. психофизический образ, возникающий у наблюдателя имеет большое значение в отношении, и формировании личностных отношений людей, в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

Структура психологического портрета человека адекватна социально-психологической структуре личности и включает в себе следующие основные подструктуры (характеристики):

подструктура направленности (мировоззрение, идейные убеждения, нравственные принципы ценностные ориентации, интересы, идеалы, ведущие мотивы; отношение к труду, к людям, к себе);

подструктура опыта (профессиональные и другие знания, умения,
навыки, привычки, способности);

подструктура психических форм отражения (ощущения, восприятия, память, мышление и речь, интеллект, эмоции и чувства; волевые качества);

подструктура темперамента и характера;

5) медико-биологическая подструктура.

Все эти вышеперечисленные подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.


2. Техника составления психологического

портрета лица и преступной группы,

интересующих правоохранительные органы

Техника составления психологического портрета лица,

представляющего интерес для правоохранительных органов

Психологическая характеристика

личности

Способы получения

психологической информации

I. Первичные (основополагающие) данные о личности

— Биографическая справка: сведения о месте и времени рождения, особенности семьи, краткая история жизни, как перечень значительных событий-особенностей детства, обучения в школе, сфера интересов, образ жизни.



Анализ:

автобиографии,

служебной, трудовой и др. характеристик;

информации ОК, непосредственных начальников, соседей, членов группы, коллектива.

II.Общая характеристика личности.

1. Направленность личности:

— жизненные цели;

— ценностные ориентации;

— преобладающие потребности;

— внутриличностные конфликты;

2. Характерологические особенности

личности:

— отношение к людям (гуманистический и коммуникативный аспекты);

— отношение к труду;

— отношение к вещам и собственности,

— отношение к себе — самосознание, уровень самооценок, притязаний, самоуважение;

— особенности саморегуляции;

— интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты;

— тип самоконтроля (внешний, внутренний).

3. Темперамент и его свойства:

— чувствительность;

— эмоциональная стабильность;

— активность — реактивность;

— пластичность — ригидность;

— экстраверсия — интроверсия.


4. Жизненный опыт и способности:

— уровень культуры;

— профессиональная подготовленность;

— индивидуальные особенности (память, внимание, мышление);

— специальные способности (присущие его виду деятельности).






5. Позиционная характеристика личности.

— статусы в различных группах и коллективах;

— ролевые функции в группах;

— лидерские качества (функциональные и стилевые особенности);

— конформность;

— отношение к значимой информации.


Анализ референтных групп.

Анализ значимых поступков, ситуаций, характеризующих изменение образа жизни (смена работы, учебы, изменение места жительства, круга общения, увлечений).

Анализ типичных поступков и поведения в обычных и проблемных ситуациях.













Хорошо проявляется в неопределенных ситуациях.

Анализ мимики, жестикуляции, двигательной активности, особенностей речи (темп, интонация), непроизвольность реакций.


Анализ соответствия полученного образования и квалификации — должности, функциональным обязанностям.

Уровень освоения своей профессии, должностных обязанностей, специальности.

Анализ особенностей речи (лексики), ориентировки человека в различных сферах человеческой деятельности.

Признание способностей и авторитет у людей.


Метод анализа и обобщения независимых характеристик. Статус и роль в преступной среде определяется через жаргон, татуировки, жестикуляцию, походку, манеру ношения одежды, интонации голоса.

Важно выявить остаточные статусы и роли (хвосты).

III.Личностные особенности, определяемые ситуацией

I. Мотивация поведения (в представляющих интерес обстоятельствах):

— цели, намерения, установки;

— социальная маскировка;

— неосознаваемые психологические защиты.

2. Психические состояния:

— спокойствие;

— беспокойство;

— уверенность;

— тревога;

— стресс;

— усталость;

— фрустрация;

— аффект.

Анализ:

— активности, настойчивости, повторяемости действий (жизненно важные мотивы не скрываются);

— критерий демонстративности.




Главный источник - анализ двигательной активности, осознанность и импульсивность движений, гармония, уравновешенность в поведении и речи; смена ритма движений, вегетативные реакции.

IV. Личностные особенности преступной деятельности.

1. Виды преступной деятельности.

2. Способы совершения преступлений:

— планы, сценарии;

— индивидуальный стиль действий.

З. Результаты преступной деятельности:

— продукты;

— последствия;

— следы на месте преступления;

— личностные изменения после совершения преступления.

4. Степень включенности в преступную деятельность.

5. Личностный смысл преступной деятельности.

Анализ следов на месте преступления, показаний свидетелей, потерпевших, соучастников; выявление типичности, стереотипов действий; анализ использования продуктов преступной деятельности.

V. Характерные особенности поведения.

1. Стиль общения:

— открытость — защита;

— доверчивость — подозрительность;

— доминантность — подчинение;

— доброжелательность — агрессивность;

— откровенность — игра.

2. Привычки.

З. Типичные позы.

4. Типичная жестикуляция.

5. Характерные особенности мимики.

6. Особенности походки.

7. Темп и интонации речи, акценты.

Алфавит движений:

— степень напряжения;

— уместность или адекватность (по силе и содержанию),

— быстрота и темп;

— направленность;

— ширина и величина;

— дистанция во взаимоотношениях между людьми (доверительность);

— ритмичность и последовательность;

— форма движений (округлая, угловатая);

— количество и частота проявлений;

— вегетативные проявления (изменения дыхания, цвета кожи, усиление потоотделения и т. д.).

Техника составления психологического портрета преступной группы

Данная методика имеет целью получение детальной социально-психологической характеристики преступной группы на основе следующих критериев:

1. Количество членов, профессиональный состав, возрастная структура группы.

2. Объективные характеристики конкретных актов преступной деятельности группы:

- виды преступлений, повторяемость и интенсивность;

- степень активности и организованности группы в совершаемых преступлениях;

- социально-психологическая характеристика способов и методов совершения преступлений данной группой.

3. Направленность преступной группы и степень ее криминальной опасности.

4. Особенности возникновения и формирования преступной группы.

5. Характеристика преступной стадии в развитии группы.

6. Социально-психологическая характеристика личности членов группы (потребности, мотивы, смысловые установки, жизненные цели, преступный опыт, самооценка и самосознание).

7. Объективная и смысловая (личностное значение) характеристика включенности членов группы в преступную деятельность.

8. Роли и позиции членов группы, деловые и межличностные связи в группе.

9. Социально-психологическая характеристика процессов лидерства в группе. «Ядро» в преступной группе. Способы вовлечения и преступную группу.

10. Интеграция и сплоченность группы, система взаимосвязи и взаимозависимости. Конформизм в группе.

11. Социально-психологическая характеристика групповых мнений и настроений, традиции и обычаи преступной группы.

12. Возможные пути и средства разобщения данной группы, ликвидации причин и условий ее появления.


3. Психологический портрет

неизвестного преступника

Создание психологического портрета неизвестного преступника (ППНП) всегда предполагает решение задач, имеющих прикладное назначение в рамках деятельности правоохранительных органов. Поэтому его содержание, как перечень качеств и признаков личности, должно носить не абстрактный, а конкретный характер. «Набор» информации о виновном предопределяется задачами служебной деятельности по отношению к разрабатываемому в портрете лицу. В соответствии с этим требованием (по основанию его предназначения) в юридической психологии определяются следующие основные виды психологического портрета преступника:

розыскной (собственно ППНП) - для использования в расследовании преступлений (а) поисковый, б) идентификационный);

прогностический - для прогнозирования поведения преступника
(при задержании преступника или освобождении заложников);

следственный - для построения эффективной тактики проведения
следственных действий с подозреваемым, обвиняемым (может использоваться также в судебном разбирательстве для более полной характеристики
обвиняемого);

пенитенциарный - для организации исправительного воздействия и
решения других задач, возникающих в процессе исполнения уголовного наказания в ИТУ;

постпенитенциарный - для оценки эффективности тех или иных мер
воздействия, применявшихся к конкретному лицу, и прогнозирования степени криминальной готовности к, продолжению преступной карьеры после освобождения из мест лишения свободы.

В зависимости от содержания и определенности исходной информации о виновном можно выделить два типа портретов:

а) психологический портрет известного преступника;

6) психологический портрет неустановленного (неизвестного) преступника.

Для них существенно различен характер и качество источников информации (осмотр места происшествия, показания свидетелей, потерпевших, заключения экспертов, фактическая информация об известном преступнике), что в свою очередь предопределяет приоритетность того или иного методического подхода к разработке портрета.

Кроме того, по-видимому, имеет смысл подразделять психологические портреты по количественному признаку объекта отображения:

а) психологический портрет преступной группы;

б) психологический портрет преступника.

Сотрудники правоохранительных органов считают, что составление ППНП предусматривает пять последовательных этапов анализа по уголовному делу:

1. Обстоятельное изучение (анализ) природы и сущности преступления и типов лиц (психолого-психиатрическая типология лиц), совершивших подобные деяния в прошлом.

Исчерпывающий анализ места расследуемого преступления.

Углубленное изучение окружения, занятий и увлечений жертвы и
подозреваемого (подозреваемых).

Формирование возможных мотивирующих факторов всех задействованных в расследовании лиц.

Описание преступника (на основе внешних поведенческих проявлений его вероятной психологической сущности).

При составлении ППНП используются для последующего анализа следующие материалы.

1. Фотодокументирование места преступления и его окрестностей, привязанное к картам, планам, схемам местности. Максимум внимания уделяется каждой видимой на фотографии детали, каждому зафиксированному на снимке предмету и положению, в котором было найдено тело. Поэтому особое значение придается созданию обширной и подробной фотодокументации с использованием цветной фотопленки. Так, например, при совершении убийства внутри здания интерес представляет не только помещение, где было найдено тело, но и снимки всех остальных помещений дома и его окрестностей, как близких, так и удаленных от места происшествия. Подробно фотографируются все предметы и их детали, найденные непосредственно на месте преступления и вокруг него. Фотографирование жертвы обязательно предполагает увеличенные снимки имеющихся на ее теле ран. Фотографирование производится с разных позиций и под разными углами. Так как от качества и полноты фотодокументирования места преступления во многом зависят выводы о механизме преступления, чрезвычайно важно сохранить его в неприкосновенности. В случае, если внесены какие либо изменения, они тщательно протоколируются,

2. Немаловажное значение имеют материалы судебно-медицинской экспертизы, поэтому врач, который будет производить вскрытие, должен обладать знаниями патолога и судебного медика, причем его присутствие на месте преступления часто необходимо, чтобы исключить возможные упущения и ошибки в выводах экспертизы. Различные стадии, вскрытия и исследования трупа должны обязательно фиксироваться на фотопленке. Анализ результатов вскрытия ориентирован на получение ответов на следующие вопросы: каким орудием, где, в какой последовательности и с какой силой были нанесены повреждения, явившиеся причиной смерти. Точная локализация повреждений на теле жертвы позволяет сделать предположение о том, была ли жертва застигнута убийцей врасплох или убийству предшествовала борьба. Интерес представляют также сведения о количестве повреждений, о том, были ли и какие повреждения нанесены посмертно, были ли ранения нанесены сквозь одежду или в открытые части тела. Уже по общей картине повреждений специалисты пытаются сделать вывод о душевном состоянии убийцы в момент преступления и о том, существовали ли между ним и жертвой какие-либо отношения.

3. План перемещения жертвы до смерти: место работы, местожительства, где последний раз видели жертву перед тем, как она была обнаружена на месте преступления.

4. Психологический портрет жертвы. Его получение - необходимое условие создания ППНП, поэтому изучению жертвы придается особое значение. Выделяются дополнительные сотрудники, специализирующиеся в области криминальной виктимологии, которые занимаются исключительно жертвой столько времени, сколько необходимо для того, чтобы получить точную «картину жертвы»: возраст, пол, физические особенности, одежда во время инцидента, семейный статус, социальная адаптированность, интеллект, успеваемость и взаимоотношения в школе, стиль жизни, недавние изменения в стиле жизни, особенности личности и темперамента, манера поведения, место жительства (прежнее и настоящее), взаимосвязь местожительства и места преступления, сексуальная адаптированность, род занятий (прежний и настоящий), репутация в доме и на работе, история болезни (физические и психические особенности), личностные привычки (употребление алкоголя, наркотиков), социальные привычки, увлечения, пристрастия, друзья, враги.

5. Реконструкция происшествия производится на основании анализа места преступления, характеристики жертвы, показаний свидетелей, а также результатов экспертиз. На первой стадии реконструкции восстанавливается картина внешнего ряда событий преступления (механизм содеянного), содержащая сведения о месте, времени, дате события, роде оружия, которым было совершено преступление, способе его совершения и т. п., а также данные о поведении преступника в «ситуации после убийства» - на основании обращения его с трупом (известны три варианта: «сваливание»; «сокрытие»; «демонстрация»).

Выявленная на первой стадии реконструкции картина преступления служит для последующего ее анализа с целью нахождения ответа на вопрос, почему преступник выбрал тот или иной способ действий, диагностики психологического состояния преступника в момент совершения преступления, составления представления об уровне «интеллигентности» и образованности и т. п. Таким образом, нахождение ответов на вопросы - что произошло на месте преступления и почему это произошло, подводит к искомому - кто мог совершить такое преступление, т. е. к составлению ППНП, отражающего существенные для характеристики личности и поведения убийцы признаки. На такой логике строится основная посылка метода портретирования ФБР.


Вопрос 4. Акустическая психодиагностика личности

Акустическая психодиагностика является одним из методов психологического портретирования личности. Психологический портрет человека — это описание его основных психических свойств и особенностей. Теоретической основой построения такого портрета является отражение многих психических, физических свойств и состояний человека в акустических характеристиках его речи и голоса.

Основными акустическими средствами передачи различных видов невербальной информации от говорящего к слушателю является:

а) тембр голоса (спектр частот); б) мелодика речи (изменение высоты голоса во времени); в) энергетические характеристики (сила голоса и ее изменение); г) темпоритмические особенности речи; д) атипичные индивидуальные особенности произношения (смех, покашливание, заикание, картавость и т. д.).

Рассмотрим кратко виды невербальной информации, передаваемые особенностями звукопроизношения, т. е. средствами фонации.

Эмоциональная информация. Восприятие эмоциональной информации зависят от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Например, радость приводит к смещению формантных частот в более высокую область, человек говорит как бы «на улыбке», гнев характеризуется усилением высоких обертонов, увеличением звонкости тембра, страх вызывает падение высоких обертонов, что делает голос глухим, «сдавленным».

Для печали характерна слабая, а для гнева - увеличенная сила голоса. Сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника. Существенная роль в кодировании невербальной информации принадлежит темпоритмическим характеристикам речи. Одна и та же фраза («Прости, я сам все расскажу…») имела средний темп произношения (слогов в секунду) при выражении радости - 5,0, печали - 1,7, гнева - 3,0, страха - 1,4.

В целом, информация о разном эмоциональном состоянии говорящего находит выражение в изменении тембра голоса, высоты, силы, темпоритмических показателях, характерных для каждой эмоции.

Эстетическая информация. Определение эстетической информации имеет оценочный характер: нравится - не нравится; приятный - неприятный; нежный - грубый; чистый - хриплый и т. д.

Важным критерием эстетической оценки речи являются: образность, метафоричность, правильность. Эмоционально-эстетическая информация играет особую роль в системе отношений «человек-человек».

Индивидуально-личностная информация принадлежит к числу наиболее специфичных характеристик каждого человека. Высокая специфичность индивидуально-личностной информации речи определяется присущими каждому человеку особенностями тембра голоса, его высоты, интонационных модуляций речи, темпоритмических характеристик, а также атипичных речевых проявлений. Высокая индивидуальная специфичность и неповторимость голоса каждого человека позволяет использовать данное сходство как средство верификации личности.

Биофизическая информация характеризует принадлежность человека к определенной, категории по биофизическим критериям (пол, возраст, вес, рост), т. е. несет типологические, групповые черты.

Например, у женщин и детей высота голоса выше примерно на октаву. Высокие и полные люди имеют более низкие голоса по сравнению с низкорослыми и худыми людьми.

Средние статистические характеристики темпа речи различаются в разных возрастных группах: молодые люди (17−25 лет) - 3,5 слога в секунду в группе среднего возраста (38−45 лет) - 3,4, старшего возраста (50−64 года) -2,8, старческого (75−82 года) - 2,2 слога в секунду.

Это объясняется тем, что с возрастом замедляется активность артикуляционного процесса.

Надежность определения биофизических характеристик говорящего по его голосу достаточно высока от 98% для пола, до 82% для возраста и 60% для веса и роста. Адекватность восприятия биофизической, информации определяется социальным опытом и возрастом аудиторов.

Медицинская информация отражает состояние здоровья говорящего. Определенные термины указывают на специфические виды заболеваний, связанные с нарушением работы голосового аппарата и органов артикуляции (сиплый голос - острый ларингит; гнусавый тембр - острый ринит; слабость голоса - фонастения; заикание, картавость и т. д. - нарушение артикуляционных процессов речеобразования), так и на общее болезненное состояние организма (голос «больной», «болезненный» и т. п.) в результате понижения его общего тонуса, угнетенности психического состояния, затрудненности дыхания и т. д.

Информация о помехах, сопровождающих процесс речи (шумы в помещении, гул голосов на вечеринке, музыка на дискотеке, шумы транспорта на улице и т. п.).

Этот вид информации может иметь особое значение в криминалистике для выяснения обстоятельств дела, связанных с личностью данного человека и т. п.

Пространственная информация - это информация о пространственном расположении говорящего по отношению к слушателю: азимут, расстояние, движение. Большое значение имеет «эффект пространственной психологической избирательности». Он состоит в избирательном восприятии речи интересующего нас человека, при одновременном игнорировании речи других говорящих людей. При этом обострение слуха может составить свыше 10 дБ, что способствует улучшению восприятия речи до 10−15%.

Социально-типологическая информация характеризует, в частности, национальность говорящего, что отражается в акценте, т. е. особенностях произношения фонетических элементов чужой речи, в манере характерной для родного языка говорящего (Зиндер, 1979), а также в интонации речи, диалекте (местном выговоре) говорящего.

В речи человека отражается его социально-иерархический статус по отношению к слушателю («начальник-подчиненный», «учитель-ученик», «независимый-зависимый» и т. д.), степень ее выраженности определяется диапазоном ранговых различий, выраженностью чувства собственного достоинства и т. д.

Психологическая информация охватывает комплекс личностных характеристик человека (темперамент, эстраверсия-интроверсия, отношение к себе, отношение к людям, интеллект и т. д.).

Для подвижного типа характерны громкая, быстрая, стремительная речь, почти без пауз; для инертного — замедленная, негромкая с длительными паузами. В состоянии депрессии — медленная, тихая, еле слышная речь через едва шевелящиеся губы. Замедленная, примитивная речь с длинными паузами, отражающими затруднение в формулировании самых элементарных фраз, свойственна лицам с низким интеллектуальным развитием.

Проблема невербальной коммуникации, акустическая психодиагностика личности имеет большое значение в системе отношении «человек-человек», в частности, в правоохранительной деятельности (автоматическое распознавание речи, идентификация и верификация личности, контроль эмоционального состояние человека, в том числе находящегося в стрессовых условиях).

Анализ содержания речевой продукции (направление психолингвистики).

Возможность психологической интерпретации представляют:

1 - ошибки, оговорки, спонтанные трансформации языкового материала;

2 - контент-анализ - анализ текста, с целью выявления, обобщения и количественной оценки слов и других языковых элементов.

3 - интент-анализ - анализ текста по его целостной ориентации, или интенциональному (направленности сознания, мышления на какой-либо предмет, намерение, цель) содержания.

По совокупности подобных интерпретаций возможно построение своего рода субъективной «картины мира» говорящего, которую он выражает в своем дискурсе.

В своей речи человек обнаруживает свободу воли: по своему желанию он может сказать нечто или воздержаться, сделать выбор между одним или другим высказыванием. Здесь уместно признать заслугу В. Гумбольдта, четко утверждающего связь языка - речи с проявлением человеческого духа. В самом общем смысле - в речи, при говорении мы имеем переход от нематериальной мысли к материальному слову, а при слушании и понимании - от материально выраженного слова к нематериальной мысли, пониманию.


5. Психодиагностика личности по телесным сигналам

Мимика, жесты, пантомимика, позы и походка имеют свои индивидуальные особенности и несут информацию о психике человека.

Но только соединенные в единую картину различные жесты, мимические движения, поза и походка, включенные при этом в контекст конкретной ситуации поведения, позволяют в целом дать ту или иную оценку психическому состоянию человека, его темперамента, характера.

Рассмотрим некоторые сигналы тела, несущие определенную информацию о психических качествах, свойствах и психических состояниях личности.

Экстраверсия - широкие движения, широкие шаги, малая дистанция в разговоре.

Интроверсия - малая амплитуда движений, короткие шаги, склонность к большой дистанции в разговоре.

Агрессивно-жесткий человек - крепкое рукопожатие, смотрит прямо в глаза, широко открыв свои, губы твердо сжаты, брови нахмурены, разговаривает сквозь зубы, почти не двигая губами.

Мягкий, уступчивый человек - вялое рукопожатие, смотрит из-под прикрытых век, не выдерживает взгляда в упор, говорит не громко, жесты плавные с большой амплитудой.

Уверенность в себе - непринужденная осанка, выпрямленная голова, направление движений вверх, спокойный широкие движения, твердый взгляд, ритмичная речь, стойка с широко расставленными ногами.

Неуверенный в себе - высоко поднятые плечи, слегка сгорбленная спина, закрытая посадка, преобладание движений вниз и к себе, маленькие, быстрые шаги, «складки нужды», частное моргание, уклоняющийся взгляд, неясное произношение.

Высокомерие, переоценка себя - откинутые назад плечи, слишком высокая посадка головы, при ходьбе и стоя покачивание вверх, полузакрытые глаза, горизонтальные складки на лбу, оценивающий прямой взгляд, кривая односторонняя улыбка.

Внешнее изображение твердости - руки в бока, голова откинута назад, стойка «широко расставив ноги», посадка нога на ногу при некоторой напряженности, подчеркнуто большие шаги, заметное увеличение громкости голоса, форсированное произношение.

Хитрость - суженный взгляд сбоку и одновременно излишне фиксированный.

Депрессивное состояние - сгорбленная спина, опущенная голова, застывшая мимика, грустное выражение лица, заторможенность, безразличный взгляд, опущенные углы рта, походка вялая «волоча ноги». Неясное произношение.

Низкое интеллектуальное развитие - бедная стереотипная мимика, полуоткрытый рот, непонимающий взгляд, бессмысленная улыбка, дурашливый смех, бессодержательная речь.

Галлюцинаторное восприятие - взгляд устремлен в одном направлении, поза прислушивания, бормотание и др.

Защитная поза - скрещенные на груди руки, кисти напряжены или пальцы сжаты в кулак, пожатие кончиков пальцев при рукопожатии, перекрещивание ног, туловище и голова откинута назад, взгляд исподлобья.

Открытая поза, интерес - расслабленная поза, наклон туловища в сторону собеседника, легкий наклон головы, взгляд устремлен на собеседника, непринужденная осанка.

Мыслительный тип - сильное напряжение, прямолинейность движений, остро врезанный рот, малые изменения громкости речи, походка часто очень медленная в медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной, задумчивое выражение лица.

Художественный тип - выраженное расслабление, округло-текучие движения, свободная и расслабленная манера двигаться, сильное изменение громкости речи, мягкий рот, неясное произношение, грудной голос, богатая мимика.

Знание «языка тела» позволяет вам правильно «читать» и понимать разнообразные телесные сигналы, получать необходимую информацию о психологических качествах, свойствах и состояниях собеседника, что способствует улучшению взаимоотношения и взаимодействия между людьми в обыденной и профессиональной деятельности.


Вопрос 6. Психологические основы техник наблюдения в различных видах юридической деятельности

Учитывая многозначность связей внешних признаков и субъективной психической реальности, индивидуальную специфичность поведенческих и вегетативных реакций, возможность симуляции и диссимуляции (поведение противоположное симуляции, связанное с установкой на сокрытие тех или иных признаков мимики) и установочного поведения человека, следует придерживаться следующих правил наблюдения:

1. При наблюдении какой-либо значимой особенности поведения в той или иной ситуации попытаться зафиксировать эту особенность при повторении ситуации, и также в других ситуациях отличающихся от первоначальной.

Позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

2. Не спешить с выводами. Любое предположение относительно психической реальности, вызывавшей то или иное поведение, требует проверки, сопоставления с альтернативными гипотезами.

3. Рассматривать частные условия появления наблюдаемого поведения в сопоставлении с общей ситуацией, что позволяет более точно понять смысл наблюдаемого.

4. Регистрацию данных наблюдения желательно производить постфактум, чтобы не внести дополнительные искажения в наблюдаемое поведение.

5. Запись должна быть фактологичной, содержать не только выводы, но также описание ситуации и зафиксированное явление.

6. Результаты наблюдения учитывать в оперативно-розыскной деятельности, в комплексе со всеми другими имеющимися данными.

Психологические основы техники профессионального наблюдения в деятельности сотрудников ОВД

1. Психологическая характеристика профессионального наблюдения

Наблюдение - это деятельность, основанная на целеустремленном, преднамеренном, специально организованном восприятии различных сторон поведения и деятельности человека или группы людей.

Характерные особенности наблюдения: отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс (поведение, деятельность); планомерность и конкретность объекта наблюдения; наличие специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов; последующая проверка результатов наблюдения.

Достоинства наблюдения:

только наблюдение представляет возможность судить о многих деталях поведения, действий, деятельности человека в их динамике;

оно позволяет фиксировать события в момент их протекания;

в результате наблюдения наблюдающий получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях.

Негативные стороны наблюдения:

наличие элементов субъективизма в анализе и оценке имевших место фактов со стороны наблюдателя;

недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности и поведения;

относительная пассивность наблюдателя, не позволяющая ему вмешиваться в изучаемое явление.

Наблюдение рекомендуется применять в следующих случаях:

когда требуется получить сведения о том или ином явлении, факте, без привнесения в него несвойственных ему элементов;

когда необходимо собрать первичную информацию; когда следует дать оценку фактам, полученным с помощью других методов;

когда требуется провести «разведку» с целью уточнения гипотезы, версии;

4) когда требуется проверить правильность выдвинутой гипотезы, версии.

Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт. Для объективизации наблюдений они могут проводиться несколькими наблюдающими с последующей оценкой интересующего их факта, или с использованием специальных технических средств.

Выбор объекта наблюдения полностью зависит от задач исследования того или иного явления.

Виды наблюдений:

- проблемное (за несколькими взаимосвязанными явлениями);

- тематическое (характеризуется узкими рамками наблюдения);

- разведывательное (предварительное, без четкой программы);

- основное, стандартизированное (с четко разработанной программой наблюдения и техникой фиксации результатов);

- опосредованное (проводится с помощником, регистрирующим четко видимые факты);

- включенное или наблюдение «изнутри» (наблюдающий находится в наблюдаемой группе людей);

- невключенное (исследователь наблюдает со стороны, он является лишь свидетелем происходящего);

- открытое наблюдение (объект знает, что за ним ведется наблюдение);

- скрытое наблюдение (объект не знает, что за ним ведется наблюдение);

- непрерывное наблюдение (характеризуется непрерывностью наблюдения во времени);

- прерывистое, дискретное наблюдение (изучается не весь процесс, явление в целом, о лишь его главные этапы).

Подготовка к наблюдению:

определить задачи наблюдения;

наметить объекты наблюдения, т. е. лиц, стороны их поведения и деятельности, эмоционального состояния и т. д.;

определить способ проведения наблюдения; подобрать приемы фиксации полученных данных;

установить методы анализа собранного материала;

разработать в целом технологию (схему) наблюдений.

Большим преимуществом будут обладать данные таких наблюдений, в которых изучаемый объект наблюдался многократно.

Способы наблюдения.

визуальное наблюдение с последующим протоколированием (словесное описание, графическая фиксация, стенографирование);

фотографирование и киносъемка;

звукозапись.

Требования к организации наблюдения:

Однозначность замысла (целевая установка).

Чтобы увидеть, нужно знать, что же ты хочешь увидеть.

Систематичность и плановость (должен быть исключен элемент случайности)

Достоверность, объективность, возможность делать правильные выводы.

Содержательность. Она определяется двумя факторами: внешним и внутренним. Внешний - определяет возможность продолжительности наблюдения, условия, в которых оно осуществляется. Внутренний - установки наблюдения, эмоциональные факторы.

Установки наблюдения: исследовательская (конкретная цель исследования); выжидательная (наблюдать вообще, кого-то выжидать); вынужденная (житейское наблюдение).

Правила наблюдения:

1) до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом объекте;

расчленить объект наблюдения и в каждый момент наблюдать одну из частей, не забывая и о наблюдении целого;

неоднократно исследовать объект с разных сторон, в разные моменты и в разных ситуациях;

сравнивать объекты наблюдения, искать их сходство, различие;

привлекать к наблюдению различных специалистов, обсуждать и сравнивать результаты наблюдения;

помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения.

Необходимо различать наблюдение как длительное, планомерное восприятие с целью решения познавательной задачи (изучение психики человека) и наблюдательность, как свойство личности.

Наблюдательность - умение, способность подмечать малозаметные детали, которые могут иметь значение для эффективного решения познавательной задачи.

Наблюдательность выражается также в умении подмечать внешние проявления внутреннего мира человека, распознавать психические свойства личности, мотивы и цели каждого поступка.

Психологические основы техники наблюдения в различных видах деятельности сотрудников ОВД.

Психологическая техника наблюдения при обыске.

Ведущим психическим процессом при обыске является наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачами поиска, а мыслительной операцией - сравнение.

Ценную для поиска информацию следователь может получить в ходе обыска, наблюдая за поведением, психофизиологическими непроизвольными реакциями обыскиваемого. Испытывая состояние сильного эмоционального напряжения, страха перед обнаружением изобличающих предметов и документов, обыскиваемый особенно остро реагирует на все то, что может привести к их выявлению. Поэтому на приближение следователя к тайникам и другим местам сокрытия искомых объектов (по принципу детской игры в «холодно-горячо») обыскиваемый может реагировать беспокойством, внезапной потливостью, бледностью, нервозностью, суетливостью, а на удаление от таких мест - эмоциональным «облегчением».

О приближении обыскивающего к месту сокрытия могут сигнализировать дрожание и хрипота голоса (с этой целью с обыскиваемым ведется речевой контакт), аритмия дыхания, покраснение или побледнение лица, появление пота, непроизвольные движения.

Особого внимания заслуживает само поведение обыскиваемого (поведенческая доминанта - особая фиксированность определенных действий).

В качестве примера можно привести факт, когда тщательное вытирание ног о подстилку ориентировало следователя на поиск предмета в этой подстилке.

Следует учитывать и отвлекающие действия обыскиваемого, направленные на отвлечение следователя от поисков в определенных местах. С целью проверки их целенаправленности следователь может неоднократно приближаться к тем объектам, около которых возникли отвлекающие действия обыскиваемого. Чтобы такая информация не ускользнула от следователя, обыск целесообразно проводить не менее, чем двум работникам прокуратуры, один из которых занят собственно поиском, а другой в это время наблюдает за обыскиваемым.

Наблюдение за поведением и эмоциональными реакциями (мимикой, жестами, голосом, глазами и т. д.) лиц, находящихся в обыскиваемом помещении, следует вести постоянно, но достаточно скрыто, «ненавязчиво».

Наблюдение за допрашиваемым.

Установление психического состояния является обязательным условием применения методов психологического воздействия на допрашиваемого.

В процессе допроса поведение следователя постоянно корректируется в зависимости от динамики психического состояния допрашиваемого лица. При этом важно фиксировать, в связи с чем происходит смена его настроений (радость, разочарование, неудовлетворение, опасливость), изменения в способах коммуникации (дерзость, грубость, резкость, угодливость, предупредительность и т. п.).

Кроме того, необходимо учитывать как вербальную, так и невербальную информацию, в том числе динамику психических состояний допрашиваемых, для корректировки тактики допроса.

«Бесспорно, что тонкий наблюдатель способен подмечать и правильно понять признаки, указывающие на некоторые чувства и побуждения допрашиваемого… значение имеет не общее состояние обвиняемого, а изменение в его состоянии по ходу допроса, особое беспокойство или замешательство, вызванное определенным вопросом, стремление уклониться от освещения тех или иных обстоятельств и т. д. Такие признаки служат для допрашивающего своеобразными сигналами, которые имеют тактическое значение».

Дезадаптивные формы поведения допрашиваемых лиц, пытающихся ввести в заблуждение, обмануть следователя, могут оцениваться последним не только в чисто информационном отношении (сказал - не сказал, не совсем то, что точно установлено по делу, и т. д.), но и с точки зрения невербальных проявлений на уровне психофизиологических реакций, сопровождающих речь лжесвидетеля, которые наблюдаются в его мимике, жестах, интонации голоса и т. д.

Как замечает А. Пиз в своей широко известной книге, посвященной невербальному общению, проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Поэтому «язык телодвижений», выявляющий скрытые связи между нашим скрытым внутренним состоянием с внешне наблюдаемыми телесными проявлениями обычно «выдает нас с головой». В тот момент, когда субъект начинает лгать, его жестово-мимические реакции начинают вызывать у нас ощущение того, что нам лгут. Этими реакциями могут быть: сокращения лицевых мышц, расширение или сужение зрачков глаз, испарина на лбу, румянец на щеках, учащенное моргание и множество других мелких жестов, сигнализирующих об обмане, которые проявляются на какие-то доли секунды. Только благодаря соответствующему тренингу, высокому уровню самоконтроля некоторым людям иногда все же удается привести в соответствие невербальные проявления со своими лживыми высказываниями.

Если свою речь, отдельные фразы, свои высказывания люди, находящиеся в обычном состоянии, более или менее контролируют, то с невербальными (жестовыми, мимическими, интонационными и др.) проявлениями обычно происходит иначе, поскольку они часто оказываются вне контроля, они постоянны и неизменны на протяжении всей жизни человека, Соответствие этих чаще всего подсознательно управляемых проявлений поведения человека, его речи, каким-то объективно установленным обстоятельствам обычно свидетельствует о том, что субъект ведет себя искренне. И наоборот, рассогласованность (неконгруэнтность) описанных выше проявлений, о чем мы уже говорили, может свидетельствовать об установке свидетеля обмануть следователя. Значение всех этих проявлений состоит в том, что они сигнализируют о намерениях допрашиваемого. Поэтому они должны прежде всего побудить следователя обратить более пристальное внимание на такого субъекта, попытаться найти ответ, почему он ведет себя так, пытается лгать, какие мотивы побуждают его к этому.

Каковы же эти наиболее распространенные психофизиологические проявления (реакции), сопровождающие речь лжесвидетеля и выдающие его неискреннее поведение? Прежде всего, следует сказать о глазах и взгляде. Мы уже говорили о роли визуального контакта в процессе общения. Взгляд свидетельствует не только о взаимном расположении сторон друг к другу, но и косвенно может сигнализировать о нежелании человека говорить правду. Подмечено, что если субъект пытается что-то скрывать, то его глаза встречаются с глазами партнера по общению менее одной трети всего времени их разговора. Такое поведение может сопровождаться направлением взгляда в сторону или вниз, внутрь себя или в пространство (отрешенный взгляд), непроизвольным потиранием пальцем века, ушной раковины и т. п.

О стремлении субъекта отгородиться от своего партнера по общению, скрыть от него свои подлинные намерения косвенно могут свидетельствовать и его различные так называемые закрытые позы в виде скрещенных на груди рук, закидывания ноги на ногу, сцепленных пальцев рук (А.Пиз).

Состояния волнения, тревоги, нервозности, возможно, обусловленные стремлением субъекта скрыть истину от органов правосудия, его колебаниями - давать правдивые показания или продолжать лгать, могут выражаться в виде различных ритмичных движений пальцев, рук, ступней, периодически повторяющегося во время допроса ерзания на стуле, в виде так называемых жестов-самоадаптеров (вращения всевозможного рода мелких предметов, случайно оказавшихся под рукой и т. п.), приоткрытый рот либо, напротив, прикушивание губ, замедленный темп речи, почесывание подбородка и т. д.

Безусловно, ко всем вышеперечисленным вербальным и невербальным проявлениям в поведении допрашиваемых лиц следует относиться достаточно критически, непременно оценивая их в совокупности, в сопоставлении их друг с другом, а также с различными доказательствами по делу. Далеко не всегда следует малейшую мимическую реакцию обязательно принимать за показатель лжесвидетельства, например, обычные опасения и даже страх, обусловленные всего лишь самим фактом вызова человека на допрос, боязнь, что его могут подозревать в чем-либо предосудительном.

Наблюдение на очной ставке.

Очная ставка является дополнительным методом воздействия на дающего ложные показания. При проведении очной ставки максимально используется социально-психологический эффект присутствия других лиц, в первую очередь дающих правдивые показания. В этих условиях поведение недобросовестного участника модифицируется - он ориентируется на взаимодействие присутствующих, его поведение становится ситуативно-реактивным, при этом возможны различные поговорки, просчеты, прорывы в защитной позиции. Вопросы, задаваемые лицу, занимающему позицию содействия следствию, и предполагаемые ответы на них должны оказывать психическое воздействие на запирающееся лицо.

В ходе очной ставки следователь должен постоянно контролировать реакцию каждого из ее участников на задаваемые вопросы, на ответы другого участника, постоянно осуществлять наблюдение за каждым из находящихся на очной ставке, подмечать колебания, возникающие у одного или другого участника, и своими действиями или усиливать эти колебания (в том случае, если это может привести к изменению ложных показаний), или принять меры к ликвидации подобных колебаний (когда они могут привести к усилению воздействия со стороны обвиняемого).

В ходе очной ставки следователь должен не только наблюдать ее процесс, но и постоянно регулировать, направлять психические отношения, развивать их для достижения поставленной цели - изобличения лица, противодействующего следствию.


Выводы

Таким образом, составление психологического портрета — не простой набор слов, содержащих некоторые психологические характеристики. Психологический портрет составлен профессионально, когда сотрудник изначально ориентируется на то, чтобы придать ему определенные характеристики, свойства. Для этого можно выделить некоторые правила.

Правило избирательности ориентирует на необходимость выбора определенных психологических характеристик лица, представляющего тот или иной профессиональный интерес для работника правоохранительного органа. Необходимо определить для самого себя, что надо выявить в психологии человека, чтобы понять, как с ним работать и общаться в связи со стоящей профессиональной задачей.

Правило достаточности исходит из того, что перечень психологических особенностей вообще практически беспределен. В русском языке имеется около 27 000 слов, обозначающих разные оттенки одного только характера. Поэтому сразу надо исходить из определенного минимума и тех возможностей, которыми реально располагает рядовой работник правоохранительного органа. Вместе с тем этот минимум оправдает надежды, если он все же будет достаточен для нужной оценки психологии лица, заслуживающей доверия.

Правило достоверности, развивая предыдущее, рекомендует не ограничиваться количественными соображениями, а заботиться о засуживающей доверия информации. Таковая может быть получена лишь при достаточной психологической подготовленности самого сотрудника, следовании им рекомендациям юридической психологии. Особенно высокая психологическая подготовленность нужна при составлении психологического портрета скрывшегося преступника по следам, оставленным им на месте преступления.

Правило целостности подтверждает то, что уже сказано выше о изучении личности: ее психология может быть понята при составлении общего представления о том, что же это за психология, и проверке, как она укладывается в общую картину преступления, деяния, поведения данного лица. Можно придумать красивую и многообещающую версию, а потом появляется человек, знакомство с которым приводит к выводу, что ни по своим внешним, а тем более по внутренним свойствам этот человек в разработанную версию «не влезает». Бывает и наоборот.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector