1. Введение в предмет психологии детей с ИН

Лекция № 1. Введение в предмет «Психология лиц с умственной отсталостью»

1. Психология детей с интеллектуальными нарушениями как отрасль специальной психологии, ее предмет и задачи.

2. Умственная отсталость и задержка психического развития как виды дизонтогенеза.

1. Психология детей с интеллектуальными нарушениями как отрасль специальной психологии, ее предмет и задачи.

Психология детей с интеллектуальными нарушениями — это отрасль специальной психология, которая изучает особенности, закономерности и механизмы психического развития детей с интеллектуальными нарушениями.

Задачи психологии детей с интеллектуальными нарушениями:

1) выявление общих и специфических закономерностей психического развития детей с интеллектуальными нарушениями;

2) изучение возрастных особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями;

3) разработка методов психологической коррекции нарушений развития детей с интеллектуальными нарушениями;

4) описание закономерностей психического развития при осложненных формах интеллектуальных нарушений (дети с ЗПР, осложненной расстройствами аутистического спектра, дети с умственной отсталостью осложненной сенсорными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.);

5) разработка методов дифференциальной диагностики умственной отсталости и ЗПР и других сходных состояний;

6) разработка способов ранней диагностики интеллектуальных нарушений и организации помощи детям с интеллектуальными нарушениями.

2. Умственная отсталость и задержка психического развития как виды дизонтогенеза.

Умственная отсталость— это вариант психического дизонтогенеза, характеризующийся тотальным недоразвитием всех психических функций вследствие диффузного органического поражения коры больших полушарий мозга. Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте недоразвитие психики, проявляющееся нарушением интеллекта, ведущая к социальной дезадаптации. Умственную отсталость как врожденный психический дефект — олигофрению (олиго- мало, френ — ум) — отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + лат. mens — ум, разум).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своём развитии так и не достигает нормального уровня, и она является непрогредиентым процессом.

Детей с ЗПР относят к категории детей с пограничной формой интеллектуальных нарушений, поскольку они находятся на границе между нормой и патологией: не имеют выраженных нарушений психофизического развития, но и не могут считаться полностью здоровыми, поскольку их дефект, как правило, не позволяет им самостоятельно адаптироваться в социальную среду. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Задержка психического развития — это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

ЗПР квалифицируют как временное отставание психического развития, связанное с более поздним, чем в онтогенезе периодом созревания психических функций. По ряду параметров интеллектуаль­ной сферы детей с ЗПР, их эмоционально-волевых особенностей (недостаточности об­щего запаса знаний об окружающем, ограниченности представлений, не­обходимых для усвоения школьных предметов, незрелости мышления, несформированности учебных инте­ресов и преобладании игровых) они находятся на более ранней возрас­тной ступени развития. При этом до­статочная сообразительность в преде­лах имеющихся знаний и способность к принятию помощи не позволяют отнести их к детям с умственной отсталостью.

Наиболее часто ЗПР обнаруживается при поступлении в школу и в первые годы обучения в начальной школе, поскольку учебная нагрузка, предъявляемая к ученику, является непосильной для ребенка с ЗПР. Такие дети характеризуются нарушениями познава­тельной деятельности в связи с незре­лостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недо­статочностью отдельных психических функций и процессов и др., что обуславливает трудности их обучения в школе. Следует отметить, однако, что в последние годы интенсивно развивается система раннего выявления ЗПР и раннего оказания психолого-педагогической помощи детям с тем, чтобы к началу обучения в массовой школе они не испытывали трудностей и не попали в категорию неуспевающих школьников. Для тех же детей, дефект которых не был выявлен своевременно, и тех, психолого-педагогическая коррекция которых не завершилась к началу систематического обучения, созданы специальные (коррекционные) классы и школы.

Классификация дизонтогенеза по В.В. Лебединскому

Вариант

дизонтогенеза

Виды

дизонтогенеза

Характер

дизотогенеза

Типичный пример

дизонтогенеза

Этиология

нарушения

Ведущая координата развития ребенка

I. Отклонения, вызванные отставанием в развитии (явления ретардации)

1. Недоразвитие

Раннее время поражения, выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных с длительным периодом развития, инертность психических процессов с их фиксацией на примитивных ассоцитивных связях, с трудностью их перестройки

Олигофрения

Диффузное поражение ЦНС в пренатальный, натальный и ранний постнатальный период (генетические пороки развития, хромосомные аномалии, врожденные нарушения обмена веществ, отягощенная наследственность и др.)

«Сверху вниз» — в наибольшей степени страдают ВПФ (логическое мышление, опосредованное запоминание и др.), в меньшей степени — базальные функции (непроизвольное внимание, механическая память и др.).

2. Задержанное развитие

Замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их фиксацией на более ранних этапах онтогенеза, различные варианты инфантилизма — конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического характера.

Задержка психического развития

Генетические факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, церебрально-органическая недостаточность вследствие интоксикаций, травм головного мозга во внутриутробном, натальном и раннем постнатальном периоде.

«Снизу-вверх» — первичный дефект нарушает развитие отдельных базальных функций, ВПФ страдают вторично. Первичный дефект связан с мозаичным повреждением базальных систем и нейродинамическими расстройствами, а вторичный — с комплексом культурных образований, обуславливающий замедление темпа общего психического развития.

II. Отклонения, вызванные поломкой, выпадением отдельных функций

3. Поврежденное развитие

выпадение отдельных корковых функций, расстройства эмоциональной сферы, нарушение целенаправленности деятельности и нарушения личности в целом

Органическая деменция

Наследственные заболевания, внутриутробная, натальная и постнатальная инфекция, интоксикации, травмы ЦНС с более поздним (после 2−3 лет) воздействием на мозг

Основные координаты развития направлены преимущественно «снизу вверх»: от поврежденной частной функции к регуляторной, от поврежденных корковых образований — к коре.

4. Дефицитарное развитие

Грубое недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем — зрения, слуха, речи, опрно-двигательного аппарата

Слабовидение, тугоухость, детский церебральный паралич и др.

Координатой основного нарушения развития является направление «снизу вверх», однако в условиях усугубления первичного дефекта и отсутствия коррекции вторичных дефектов может меть место и координата «сверху вниз».

III. Отклонения с ведущим признаком диспропорциональности развития (асинхрония)

5. Искаженное развитие

Сложное сочетание недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований

Синдром раннего детского аутизма (РДА)

Этиология и патогенез не ясны, имеет место органическое поражение мозга

Психологический анализ структуры дизонтогенеза представляет сложности и требует дальнейшего изучения.

6. Дисгармоничное развитие

Стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере, нарушение поведения, трудности социальной адаптации

Психопатия

Наследственные факторы, органические поражения мозга

«Снизу вверх»

2