СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Опорный конспект лекции
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
- Большие группы как объект социальной психологии.
- Когнитивные и эмоциональные аспекты существования больших групп.
- Динамика существования больших групп.
- Эмпирический опыт изучения больших групп.
- Основные методы изучения больших групп.
- Межкультуральные исследования.
- Маргинальные группы.
- Психологические различия между большими группами.
- Мужчины и женщины как большие группы.
- Возрастные большие группы.
- Этносы как большие группы.
- Межгрупповое взаимодействие.
- Массовое общество как совокупность больших групп.
5.1. Большие группы как объект социальной психологии
Приступая к рассмотрению основной проблематики данной главы, следует подчеркнуть ее исключительно российский характер. Дело в том, что наши зарубежные коллеги, в подавляющем своем большинстве, категорически против включения больших групп в число объектов социальной психологии. С их точки зрения, большие группы должны изучаться социологией и социальной антропологией. В советский период существования отечественной психологии проблематика больших групп была включена в корпус нашей науки. Эта традиция поддерживается до сих пор. Вместе с тем, надо признать, что и новейшие публикации американских психологов несут в себе попытки рассмотрения влияния больших групп на индивидуальные акты поведения. Видимо, процесс сближения двух разных парадигм начался и будет продолжаться. Однако пока, при обсуждении отдельных вопросов данной темы, все же мы будем больше опираться на отечественные разработки.
5.1.1. Когнитивные и эмоциональные аспекты существования больших групп
Начнем с определения термина «большие группы». Сегодня считается, что большие группы – это такие социальные общности, члены которых, не имея непосредственного общения между собой, опосредованно связаны психологическими механизмами групповой коммуникации. Оптимисты из числа социальных психологов утверждают, что индивид имеет возможность регулировать свою принадлежность к конкретной большой группе через свой образ жизни. Такое регулирование подразумевает следование определенным нравам, обычаям, традициям. В реальности вопрос решается сложнее, поскольку влияния таких факторов как национальный и социальный характер пока никто не отменял. Кроме того, существуют и внешние признаки, классифицирующие нас как членов гендерных, возрастных, этнических групп. Поэтому вопрос интеграции индивида с конкретной большой социальной группой достаточно сложен и требует специального развернутого изучения.
Группы социального риска в современном российском обществе
... этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей "группы риска". В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят ... тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях ...
Когда мы начинаем анализировать психологию членов больших групп, то сначала разговор идет о когнитивных аспектах. Принято выделять теоретический уровень сознания, построенный на тонких рефлексиях, и уровень обыденного сознания, или уровень здравого смысла. Обыденное сознание многослойно и включает в себя три слоя жизненного опыта.
Во-первых, это личный опыт, приобретенный в повседневной практической деятельности.
Во-вторых, это обобщенный опыт, полученный в семье или в ближайшей контактной группе. Например, если ваш отец проходил воинскую службу на Кубе или в Монголии, он расскажет вам мнго такого, о чем не пишут в книгах.
В-третьих, это опыт, приобретенный из искусства и средств массовой коммуникации. На Западе социальные психологи внимательно анализируют и содержание граффити, и тексты популярных песен – они несут в себе непосредственную информацию о настроениях больших групп.
В когнтивном аспекте используется и такое понятие как компонент, он объединяет в себе и теоретический уровень и уровень обыденного сознания. В качестве компонентов психологии больших групп выделяют: мораль, религию, искусство, правосознание, науку, политику, философию.
Когда мы говорим об эмоциональном аспекте психологии больших групп, то тут речь идет о настроениях, о социально-психологическом климате эпохи. Эмоции достаточно динамичны, что создает определенные трудности в их фиксации, особенно методами нашей науки. Принято считать, что ведущим настроением в советском обществе 1920-1940 годов был оптимизм, современную нам эпоху характеризуют больше как эпоху озлобленности и нетерпимости. В целом, эмоциональный настрой большой группы зависит от ряда факторов. Во-первых, это место данной большой группы среди других больших групп. Во-вторых, это репертуар потенциально доступных членам данной большой группы социальных ролей и качества этих ролей. В-третьих, динамика данного репертуара.
5.1.2. Динамика существования больших групп
Современная социальная психология выделяет три этапа развития больших групп. Данная схема отражает процесс формирования большой группы, как говориться, с нуля.
Типологический этап. Члены группы имеют общие психологические признаки, отражающие их положение в обществе, прежде всего типичный набор социальных ролей и ролевых представлений. Члены большой группы могут пока и не осозновать свои общие потребности и интересы.
Идентификационный этап. Индивиды начинают осознавать свою принадлежность к данной большой группе, идентифицировать себя с ее членами. Возникает групповое самосознание.
Этап солидарности. Члены большой группы начинают осознавать факт наличия общих потребностей и интересов. Вырабатываются сходные социальные установки. Появляется готовность действовать во имя общих групповых целей.
Поскольку групповая динамика сопровождается определенными психологическими изменениями, то приходится говорить и о факторах, определяющих уровень развития психологии больших социальных групп.
Группы самопомощи как технология социальной работы
... опытом с людьми, живущими под бременем аналогичных проблем. Члены групп самопомощи находят взаимопонимание на уровне одинаковых проблем, создавая возможности для их конкретного осознания. ... – группы самопомощикак технология социальной работы. Предмет – сущность и особенности групп самопомощи. 1 Сущность и особенности групп самопомощи В общем понимании группы самопомощи – это группы, участники ...
1. Степень идентификации членов группы. Характеризуется эмпиричностью, очевидностью, непосредственным отражением в сознании членов группы признаков, характеризующих ее как «свою» в отличие от «чужих».
2. Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций, сложившиеся общественное мнение. Все это задает критерии оценки большой группой идущих социальных процессов.
3. Социальная мобильность: возможность перехода в более высокостатустные группы.
4. Практика совместных действий членов большой группы, ее общественно-исторический опыт. Социальная память группы.
5.2.Эмпирический опыт изучения больших групп
Для того, чтобы лучше понять различные особенности функционирования больших социальных групп, следует обратиться к эмпирическому опыту их изучения. Мы не будем детально расписывать экспериментальные процедуры. Просто в данном разделе будут затронуты именно те факты, которые наглядно характеризуют психологию как отдельных членов больших групп, так и данные группы в целом, взятые как как коллективный субъект деятельности.
5.2.1. Основные методы изучения больших групп
К числу основных методов изучения психологии членов большой группы относится метод изучения системы взаимоотношений индивида и общества. Характерно, что подобные взаимоотношения изучаются не только в России, но и в США. Подобные исследования очень трудно назвать чисто социально-психологическими, в них присутствует значительная доля социологии и маркетинговых исследований. Собственно говоря, в США очень часто заказчиками подобных разработок являются крупные производительные и торговые фирмы. Результаты отечественных научных поисков неоднородны. В исследовании проведенном под научным руководством академика К. Абульхановой-Славской, говорится о четырех вариантах подобного взаимодействия. В исследовании А. Демидова – о пяти вариантах. Наши американские коллеги также говорят о четырех типах взаимоотношения индивида и общества, но, в отличие от российских специалистов, внутри каждого типа вводят подтипы. Общее число подтипов равно девяти.
Далее следует вспомнить методы, связанные с лингвистикой. О чем идет речь?
Во-первых, фонетический состав речи помогает ученым изучать такие большие группы как этносы. Фонетика отражает в себе характеристики того ландшафта, где этнос сложился. В горах, например, воздух разрежен. Поэтому словарь горных этносов состоит из коротких однозначных слов. Снег, например, в зависимости от состояния, может называться 42 словами! Русский этнос сложился в лесостепи междуречья Оки и Волги. Русский язык, поэтому, насыщен шипящими, состоит из длинных многозначных слов.
Во-вторых, речь идет о письменной основе языка. Установлено, что этносы, имеющие буквенную письменность, более открыты к нововведениям, социальным инновациям, у них легче достигается всеобщая грамотность, легче готовить носителей знаний. Эти этносы скорее рационально смотрят на мир. А вот у этносов, имеющих письменность на основе иероглифов, напротив, социальные изменения вводятся с трудом, грамотность ограничена, больше тайных (оккультных) обществ. Рационального в таких сообществах много меньше.
В-третьих, считается, что у этносов со строгой последовательностью слов во фразе более организованный национальный характер, они более организованы и обладают внутренней самодисциплиной. Например, англичанин имеет право сказать только один вариант фразы, описывающей его действие: «I go to the cinema». У русского вариантов много больше. «Я пошел в кино», и «В кино я пошел», и «Пошел я в кино». Смысловая нагрузка фраз меняется, но неорганизованность и необязательность русского остается. Язык действительно отражает психологию большой группы.
Автои гетеростереотипы русских и чеченцев
... поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы. Например, при изучении русских старожилов в Азербайджане было выявлено, что уменьшение этноцентризма, проявившееся в ... культуры. Так, существуют данные, что представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Но другими авторами было обнаружено, что именно в ...
Можно говорить и о таком методе изучения психологии членов большой группы как анализ циркулирующих в этой группе мифов. Дело в том, что, в норме, миф сплачивает группу, наделяет смыслом само ее существование, в конце концов, просто повышает производительность труда у членов группы. Кроме того, хорошо составленный миф повышает имидж данной группы в глазах членов других групп. Поэтому в практике крупных фирм Запада, США, Японии давно применяется такой прием как составление корпоративного мифа. И, действительно, одно дело сказать, что Иванов, Петров и Сидоров решили обогатиться и начали поставлять на российский рынок шведские пилы. Другое дело рассказать историю о том, что школьники Иванов, Петров и Сидоров пошли в 8-м классе в поход на Карельский перешеек и заблудились. Ночь была холодной, они промерзли, пытались свалить старым топором сухую березу, но у них ничего не вышло. А теперь, повзрослев, они вспомнили о рыбаках, туристах, охотниках, решили им помочь и стали поставлять на российский рынок шведские пилы.
Иногда применяется и анализ религиозных представлений членов большой группы. В религиозных представлениях заключено отношение человека не только к миру физическому, но и к миру социальному. Например, если православие, равно как ислам и католицизм считают накопление богатств в земной жизни помехой для жизни загробной, то это сказывается на поведении членов данных больших групп. Не случайно, пока не появился протестантизм, считающий богатство знаком избранности субъекта Богом, никакого капитализма и рынка на Западе не было и быть не могло. Только протестанты и иудеи признают возможность ростовщичества и это зримо заметно на поведении членов данных групп. Мало кто знает, что наиболее богатыми купцами в дореволюционное время были старообрядцы: Морозовы, Рябушинские.
5.2.2. Межкультуральные исследования
Межкультуральные исследования сегодня достаточно популярны и разнообразны. Например, в середине 1990-х годов исследовалось содержание и структура моральных категорий у русских, американцев, финнов и японцев. В итоге оказалось, что русские ближе всего стоят к японцам, а финны – к жителям США. Другим примером межкультурального исследования того же периода была работа, сравнивающая отношение к неудачно разработанному закону у американских полицейских и русских милиционеров. Было установлено четкое поведенческое различие у членов данных больших групп. Американские полицейские, «стиснув зубы» выполняли нелепый закон, а в свободное от работы время боролись за его отмену. Отечественные милиционеры сначала оценивали закон, и, если признавали его нелепым, то попросту его игнорировали. Никаких обращений к начальству при этом просто не поступало.
Примером более интересного и развернутого межкультурального исследования явилась совместная работа социальных психологов России и Германии: Л. Анерт, Т. Майшнер, А. Шмидт, В. Доскин. Они удачно воспользовались особенностями исторического момента. СССР распался на ряд государств, включая Россию. Германская Демократическая Республика была поглощена Западной Германией. И в СССР, и в ГДР на официальном уровне господствовали марксистские техники воспитания детей. Вместе с тем, существовали и национальные техники воспитания: русская и немецкая. Соответственно, ученые задались вопросом: что побеждает в реальном взаимодействии с детьми – социально одобряемые техники или национально специфичные?
Были выделены общие черты социально одобренных техник воспитания. Во-первых, коллективистская ориентированность. Во-вторых, идея о неполноценности маленького ребенка: ребенок – неправильный взрослый. В-третьих, преувеличенные представления о пластичности детского развития. Что касается русской культурной модели воспитания детей, то для нее характерно следующее. Во-первых, особое значение придается развитию эмоциональной сферы. Во-вторых, ребенка воспитывают как члена конкретной семьи, с упором на семейные традиции. В-третьих, большое значение придается проблеме искренности человеческих отношений. В немецкой же культуре господствуют другие принципы. Во-первых, преобладают ценности, связанные с послушанием, дисциплиной, авторитетом. Во-вторых, ребенку прививается этика личного успеха. При этом не важно, кем ребенок станет по специальности. Важнее всего, чтобы он стал лучшим в своей специальности. В-третьих, личность воспитывалась в лояльности к верховной власти. Гитлер пришел к власти законным путем, получив 34% голосов на выборах. Остальные немцы просто признали его власть. В-четвертых, у личности воспитывают чувство уверенности в том, что в семье она, личность, будет в полной безопасности. Напомним судьбу первого канцлера ФРГ К. Аденауэра. До прихода Гитлера к власти он был обер-бургомистром Кельна. После победы нацистов Аденауэр покидает пост и живет частной жизнью. Хотя он дважды кратковременно арестовывался гестапо в 1934 и в 1944 годах, развернутого преследования оппозиционера не было. Таковы были предпосылки исследования, а каковы же оказались его результаты? Выяснилось, что и немецкие семьи, и русские семьи воспитывают детей по национально ориентированным моделям, а социально одобряемые способы играют очень незначительную роль.
Более детально было выявлено следующее.
1. Русская семья ориентирована на последнего рожденного ребенка, к интересам которого приспосабливается вся ее деятельность. Последний ребенок получает преимущество. В немецкой семье родившегося ребенка встраивают в сложившуюся систему отношений.
2. Русские матери любое свое обращение к ребенку насыщают воспитательными целями. С ним не общаются, его постоянно воспитывают. Немецкие матери меньше всего озабочены этой проблемой.
3. Русские матери демонстрируют много большую неуверенность в отношении дальнейшего развития ребенка и тех воспитательных мер, которые они применяют. Эта неуверенность приводит к частой смене воспитательных мер. Подобная непоследовательность плохо сказывается на ребенке, он приучается к мысли, что «воспитательный порыв» проще переждать, чем что-то реально менять в своем поведении.
4. Русские матери демонстрируют более выраженные чувства озабоченности и вины, и более эмоционально неуравновешенны, чем немецкие матери.
5. Русские семьи более многочисленны, поэтому ребенок быстро привыкает жить под постоянным контролем. Так возникает чувство выученной социальной беспомощности и безответственность.
6. Инициатива в общении в русских семьях принадлежит матерям, а в немецких семьях – распределена между партнерами по общению.
7. Русские матери в своем взаимодействии с ребенком чаще выходят за пределы актуальной ситуации. Ребенок не просто разбил вазу, из него растет бездельник и лодырь, который не уважает труд матери. Немецкие матери остаются в пределах реально совершенного действия.
8. Немецкие матери более скупы на слова, их высказывания носят более конкретный характер, нацелены на практическое содержание и повторяются в одной и той же словесной форме.
5.2.3. Маргинальные группы
Отдельной темой в изучении психологии больших групп является проблема маргинальных групп. Впервые в социальной психологии ее поднимает чикагский исследователь Р. Парк в работе «Город» (с соавторами), опубликованной в 1926 году. Парк первым предложил делить маргиналов на национальных и социальных. Считал, что маргинальные группы всегда в своем существовании деградируют до уровня примитивных сообществ. Одновременно, по Парку, маргиналы – люди творческие, хотя сегодня это утверждение встречается с известной долей настороженности. Заявленная учеными Чикагского университета проблема долго обсуждалась и по-разному интерпретировалась. Сегодня считается, что маргинал – это индивид, ориентирующийся на систему ценностей двух больших групп, но обладающий низким уровнем компетентности в обеих системах ценностей. В работах Парка описаны психологические черты маргинала. Он наделял таких индивидов такими особенностями. Во-первых, серъезные сомнения в своей личной ценности. Во-вторых, неопределенность связей с другими. В-третьих, постоянная боязнь быть отвергнутым. В-четвертых, тенденция избегать неопределенных ситуаций, чтобы не быть отвергнутым. В-пятых, болезненная застенчивость в присутствии других людей. В-шестых, одиночество. В-седьмых, чрезмерная мечтательность. В-восьмых, излишнее беспокойство о будущем. В-девятых, боязнь любых рискованных предприятий. В-десятых, неспособность наслаждаться. В-одиннадцатых, уверенность в том, что все окружающие несправедливо с ним обходятся. Сегодня считается, что выделенные Парком черты присущи далеко не всем маргиналам, а только тем из них, которые стремятся занять высокие социальные позиции. Последователь чикагской школы Э. Стоунквист больше работал с этническими маргиналами. В соих трудах он описал три стадии формирования маргинальности.
1. Подготовительная стадия. Обычно она охватывает период детства. Человек еще не осознает, что национальный или расовый конфликт затрагивает его жизнь.
2. Фаза становления маргинальности. Это этап кризиса. Межгрупповой конфликт отныне переживается как личная проблема. Начинают развиваться характерные черты личности. Обычно переход к этой фазе связан с расширением социальных контактов.
3. Фаза адаптации. Человек пытается приспособиться к ситуации. Существует три основных способа разрешения имеющихся противоречий. Во-первых, ассимиляция, когда индивид мирно растворяется в доминирующем этносе. Во-вторых, национализм, когда маргинал присваивает себе функцию основного защитника ценностей одной из этнических групп. В-третьих, посредничество. Последний вариант более характерен для США. Ведь мулат, одновременно, не является совсем белым для черных, и не совсем черным для белых. При получении соответствующего юридического и психологического образования мулат может успешно выполнять функцию посредника.
Отечественные исследователи тоже внесли свой вклад в изучение проблемы маргинальности. Во многом это связано со спецификой СССР, где 40% браков были межэтническими – самый высокий показатель в мире. При этом распадали такие семьи крайне редко, всего 2% разводов – самый низкий показатель в мире. Кроме того, в бывшем Советском Союзе было много и социальных маргиналов. Две мировые войны, гражданская война, комсомольские стройки, репрессии – все это привело к значительному социальному смешению. Исследованиями академика Ю. Бромлея установлено, что состояние маргинальности окончательно изживается только к третьему – четвертому поколению. К этому моменту индивиду приходится делать окончательный выбор в пользу одной из больших групп. Работами казахского ученого А. Мулдашевой, начатыми еще в СССР, но завершенными после его распада, установлено, что многие лидеры националистических движений на территории бывшего Советского Союза были этническими маргиналами по своему статусу. Кроме того, она предложила отделять объективную этническую маргинальность у людей смешанного происхождения, от этнопсихологической двойственности. В последнем случае индивид может иметь «чистое этническое происхождение», но в своем культурном выборе ориентироваться на ценности чужой культуры. Мулдашева подтвердила вывод Парка о высоком значении индивидуального отношения к факту своей маргинальности. Те члены больших групп, которые озабочены своим «нечистым» статусом, склонны усложнять и мир физический, и мир социальный. Они же тяготеют к творческим профессиям. Маргиналы равнодушные к проблеме своего происхождения и статуса имеют меньше стрессов и выбирают «простые» профессии. В целом, конечно, нельзя сказать, что все проблемы маргиналов, особенно в России, исследованы до конца. Думается, тут еще много чего можно найти.
5.3. Психологические различия между большими группами
Завершая разговор о проблемах психологии членов больших групп, следует рассмотреть некоторые сравнительные исследования, позволяющие лучше понять специфику темы. Любого человека всегда можно отнести к некоторым большим группам одновременно. Вопрос в том, какое членство для него сейчас более актуальна. Бесконечность человека провоцирует бесконечность научного исследования. Тематика подобных работ бесконечна, число вариантов ответов может уточняться, но, пока существует Человечество, поиск будет продолжен.
5.3.1. Мужчины и женщины как большие группы
В качестве больших групп выделим для начала гендерные группы. Мужчины и женщины – это те две большие группы, членство в которых предписано нам самим фактом нашего рождения. Прежде чем перечислять психологические различия между ними, мы хотим внести одно уточнение. Психология вообще, и социальная психология, в частности, отнюдь не математика. Уровень вариативности у нас много выше. Кроме того, мы говорим о типичных представителях групп, но многое зависит и от условий воспитания – мужчина должен воспитываться как мужчина. Факта самоотношения тоже пока никто не отменял – мужчина должен относиться к себе как к мужчине.
Мужское мышление преимущественно стратегическое, а женское – тактическое.
Существуют также различия в словесных формулировках, когда партнеру предлагается какое-то действие. Мужчина скажет: «Дорогая! Давай зайдем в кафе!». Женский же вариант будет звучать иначе: «Дорогой! Ты не хочешь зайти в кафе?!». Кроме того, существуют различия по способу вхождения в группу. Мужчина приходит с установкой делать дело. И, соответственно, дружит с тем количеством людей, которые делают это дело, разделяют данную идею. Женщины приходят в группу с установкой дружить. Поэтому женские дружеские группы состоят из двух – трех человек. Далее, у мужчин выше показатели к доминированию, они более выносливы в достижении цели, более агрессивны. У мужчин выше привязанность к однажды заданному алгоритму. Женщины же более вариативны и всегда готовы сменить предписанную последовательность действий. У мужчин выше показатели работы в условиях конкуренции. Более того, многих мужчин подстегивает на выполнение задачи именно конкуренция. Также у мужчин лучше развито умение организовать достижение собственных целей. В свою очередь, у женщин выше уровень терпимости к другим. Женщины, как правило, с готовностью принимают опеку или предоставляют ее. У них более развито чувство вины, выше терпимость к нововведениям. Женщины более вариативны в общении, и более успешны в нем. Вместе с тем, у многих женщин существует тенденция к избеганию успеха. Это различие между полами, безусловно, формируется культурой. В нашем обществе успех женщины объясняется либо родственными связями, либо сексуальной доступностью. Поэтому женщина просто боится быть успешной.
Если мы обратимся к работам Л. Столяренко, то можем найти дополнительные психологические характеристики таких больших групп как мужчины и женщины.
Мужчины |
Женщины |
Больше стремления к независимости, обретают индивидуальность через отделение от социальной микросреды |
Обретение индивидуальности в социальных связях |
Легче декодируют невербальные сигналы |
|
Проблемно-ориентированный стиль руководства |
Лучше объясняют эмоции окружающих |
Более вариативны в своих эмоциях |
|
Сконцентрированы на задачах и результатах совместных действий |
Сконцентрированы на отношениях |
Агрессия – инструмент получения социального или материального вознаграждения |
Агрессия – средство выражения экспрессии, средство выражения гнева, способ снятия стресса. |
Склонны к внешней демонстрации своей статустной позиции |
Более жестко требуют единства командных действий |
Занижают вклад каждого участника в совместную деятельность |
|
С возрастом становятся более чувствительными, эмпатичными, менее доминантными |
С возрастом становятся более напористыми и уверенными в себе |
В заключение, следует вспомнить работы В.Геодакяна, объяснившего различия между полами разными эволюционными задачами. Мужчины являются оперативной частью популяции и именно они отрабатывают возможные варианты нововведений. Женщины же несут консервативную функцию и должны сохранять то, что уже прошло эволюционный отбор и признано полезным.
5.3.2. Возрастные большие группы
Проблематика психологии членов наких больших как представители разных возрастов совсем недавно вошла в число социально-психологических. Наиболее развернутое ее описание дается в работах Л. Столяренко. Этот автор выделяет пять больших социальных групп, сформированных по возрастному принципу.
Первая группа: подростки (10 – 15 лет).
Основная задача – подготовка к самостоятельному труду. Процесс социализации личности в это время характеризуется двумя противоречивыми тенденциями. Во-первых, войти в некую группу, установить тесные межиндивидуальные контакты. Во-вторых, стремление к самостоятельности и выделение из группы. Сильно выражен скрытый страх быть отвергнутым значимой группой. Болезненное самолюбие и сверхобидчивость.
Вторая группа: юность (16 лет – 21 год).
Переход в самостоятельную жизнь. Складываются общие для поколения интересы, ценности, нормы. Активизируется поиск смысла жизни, формируется самооценка. Обострено чувство социальной справедливости. Происходит становление личностного и социального самоопределения, формируется идентичность.
Третья группа: молодость (22 года – 30 лет).
Окончательное преодоление внутрипсихологических баръеров и решение личностных проблем. Оканчательный выбор социального самоопределения. Завершение формирования всех видов идентичности. Формирование собственной семьи. Стабилизация группы «Мы».
Четвертая группа: зрелость (30 – 60 лет).
Освоение социальных и профессиональных ролей, рост социальной активности. Рост социальных достижений. Появляется способность изменять социальную среду под себя.
Пятая группа: пожилой возраст (старше 60-ти лет).
Уход во внутренний мир, в личностные переживания, в осмысление прожитой жизни.
К числу других психологических проблем, относящихся к возрастным большим группам – это проблема кризиса середины жизни. Хотя в художественной литературе его проявления обсуждаются давно, но в социальной психологии данный кризис становится объектом изучения только в начале 1970-х годов. Во многом это связано с самим характером явления, относящегося скорее к психотерапевтической и психиатрической практике. Для нашей науки важно подчеркнуть, что кризис середины жизни присущ исключительно представителям европейской культуры, как культуры «почемучек». Только европейцев интересует «что это такое?» и «почему оно существует?». Дети других культур ищут ответы на другие вопросы: «где это найти?» и «как это употребить?». В основе различий между культурами лежат природные условия. В Европе более холодно, чем в Африке и на юге Азии, это затрудняет земледелие. Но холод помогает сохранять продукты питания долго. К тому же европейцы освоили и другие способы сохранения продуктов питания: квашение, маринование, засолку, варку варенья. В итоге жители Европы получили определенную свободу от природы и возможности для развития своего «излишнего» любопытства. Жители других частей света были вынуждены считаться с жарким климатом, не позволяющим долго хранить продукты. Это сузило их исследовательские возможности, придало им сугубо прагматический интерес. Именно поэтому кризис середины жизни нехарактерен для представителей африканской и азиатской культур.
5.3.3. Этносы как большие группы
Как мы уже указывали ранее, этносы как большие группы начались рассматриваться в системе психологического знания задолго до того, как появилась социальная психология. Не смотря на столь давний срок обсуждения проблемы, один из сущностных ее вопросов до конца так и не решен: на основании какого критерия мы выделяем этнос. Большинство ученых склоняются к социально-психологическому критерию, считая, что индивид вправе сам выбирать свою этническую принадлежность. В большинстве случаев речь идет, прежде всего, о культуре и ее основном элементе – языке. Хотя есть и подходы, привязывающие этническую принадлежность к типу питания, к общей истории, к уровню образования.
Вместе с тем, ряд ученых обоснованно указывают на существование биологических факторов, оказывающих свое несомненное влияние на психологический склад членов этноса. Например, у представителей белой расы быстрее созревают участки мозга, отвечающие за интеллектуальную активность, а у негроидов – за моторную активность. Этим объясняются успехи негроидов в легкой атлетике, баскетболе, боксе.
У жителей Юго-Восточной Азии в детстве не наблюдается комплекс оживления, что сказывается на протекании процесса социализации. В конце концов, давно признан факт преобладания носителей тех или иных групп крови среди членов этнических групп. В ряде стран, например, в Японии, привязка психологического портрета индивида к его группе крови считается настолько очевидной, что используется даже при найме персонала.
Наконец, существует и вариант, пытающийся объединить два предыдущих критерия. В этом случае считается, что этническая принадлежность хотя и задается биологически, но окончательный выбор этноса осуществляется в процессе социализации – этнизации в течение первых 13 – 15 лет жизни. Также следует уточнить, что сторонники биологического предопределения этнической принадлежности так и не решили до конца: кто же из родителей отвечает за этот признак. Л.Н. Гумилев, например, считал, что этническая принадлежность задается матерью ребенка, но уточняется и развивается в процессе взаимодействия с ближайшим окружением ребенка. При этом основу этнической принадлежности Гумилев видел в «ритме этнического поля», задающем чувство этнической общности на основе стереотипа «свой – чужой». Взгляды этого выдающегося ученого интересны, полемичны, а его ответы на острые вопросы современности подчас раздражали обывателей во власти, в науке, и в жизни
Что касается ряда частных вопросов, связанных с проблематикой психологии члена этносов, то часть мы уже обсудили ранее и будем еще вспоминать. Кроме того, ныне действующая программа подготовки специалистов в области психологии предусматривает изучение курса «Этнопсихология», непосредственно сосредоточенного на указанной проблематике.
5.3.4. Межгрупповое взаимодействие
Проблема взаимодействия членов больших групп давно обсуждается в социальной психологии. Хотя развернутый разговор об агрессии как социально-психологическом феномене нам предстоит еще в восьмой главе, некоторые вопросы мы рассмотрим сейчас. В 1973 году в Париже организация ЮНЕСКО провела представительный и фундаментально подготовленный семинар, посвященный межгрупповой агрессии. На нем обсуждался ряд вопросов.
Во-первых, было установлено, что оптимальный способ профилактики межгруппового противостояния был разработан в СССР А. Макаренко. Напомним основные положения его подхода. В колонии существовала система постоянных отрядов, построенных на строго иерархических принципах. По итогам еженедельного соревнования определялись иерархические статусы и самих отрядов. Колония находилась на самоокупаемости и для решения хозяйственных задач создавались «сводные отряды». Макаренко включал в эти временные объединения колонистов из разных отрядов и специально перемешивал сложившиеся иерархические статусы. Командиром сводного отряда назначался представитель низкостатустного отряда, часто, сам с низким статусом. В подчинение ему назначались члены более высоких по иерархии отрядов, иногда – их командиры. И Макаренко очень строго следил за соблюдением этих временных иерархий. Но, только во время работы. После возвращения в колонию все временные статусы отменялись. При всей простоте метода он расширяет социальный опыт, как руководителей, так и подчиненных. И те, и другие научаются видеть ситуацию со стороны.
Во-вторых, ученые пришли к выводу, что тяжелее всего переживается индивидом ситуация его дискриминации по признаку групповой принадлежности. Когда индивида подвергают наказанию за его действия или бездействие, личные качества, знания, это воспринимается субъектом с меньшей обидой. Агрессию индивида провоцируют случаи дискриминации по расовому или этническому признаку, по полу, по возрасту, по уровню доходов, по качеству образования.
В-третьих, межгрупповую агрессию провоцируют также случаи угроз членам ближайшей контактной группы индивида, а также членам той большой общности, к которой он себя относит.
Кроме материалов парижского семинара, следует вспомнить работы английского социального психолога Г. Тэжфела. В данном случае мы поговорим о ситуации взаимодействия групп-лидеров и групп-аутсайдеров. Что было установлено? Во-первых, сам факт социального аутсайдерства обостряют социальную сензитивность индивида. Он начинает лучше читать социальные отношения как внутри своей группы, так и внутри лидирующей группы. Во-вторых, доказано существование как групповых, так и индивидуальных реакций на социальное аутсайдерство. На индивидуальном уровне описаны следующие реакции.
1. Начинается поиск «козлов отпущения» внутри собственной группы. Работы российских социальных психологов доказывают, что именно такая реакция является преобладающей у членов отечественных групп.
2. Индивид пытается оставить группы физически, покинуть ее. Например, дискриминируемый по этническому признаку русский, живущий в Эстонии, попытается сменить страну проживания.
3. Индивид попытается размежеваться с группой членства психологически, найти более широкую социальную категорию, объединяющую обе группы. Тот же дискриминируемый эстонцами русский, может попытаться использовать в качестве ведущей не этническую принадлежность, а гражданство Эстонской республики.
4. Индивид может начать предпринимать действия, направленные на преодоление того состояния аутсайдерства, в котором находится его группа.
Что касается согласованных реакций членов большой социальной группы-аутсайдера, то они, как правило, бывают следующими.
1. Поиск другой социальной группы, которой можно присвоить еще более низкий статус. Основания для такого негативного оценивания чаще бывают надуманными, чем реальными. Например, в иерархии американского общества одну из низших позиций занимают представители негроидной расы, выходцы из Пуэрто-Рико. Однако именно среди них отмечается наиболее высокий уровень антисемитизма, неприязни к евреям.
2. Смена критериев оценки. Тот критерий, на основании которого присвоен низкий статус отбрасывается, и на первые позиции выходят те признаки, которые дают дискриминируемой группе основания для выравнивания статуса. В качестве примера можно вспомнить популярную среди «старых русских» фразу: «Мы бедные, но честные».
3. Рационализация. В этом случае низкий статус объясняется не теми причинами, которые выдвинуты официально. Напротив, ищутся другие признаки, которые говорят о злонамеренности группы-лидера, о попытке ее членов блокировать для группы-аутсайдера доступ к каким-либо жизненным ресурсам или благам. При этом считается, что выдвигаемая причина аутсайдерства – всего лишь фасад, призванный скрыть подлинную причину. В качестве последней часто называются плохо оцениваемые в обществе личностные черты. Например, падение качества жизни в СССР в конце 1980-х годов объяснялось не объективной причиной – резким падением цен на нефть, а использовалось для антикоммунистической пропаганды.
5.3.5. Массовое общество как совокупность больших групп
Американский социальный психолог японского происхождения Т. Шибутани первым в психологии поставил вопрос о том, что совокупность больших групп в структурах современных государств образует так называемое «массовое общество». Последнее характеризуется рядом особенностей, отражающихся в психике индивидов.
- Резко возрос контроль над материальной средой, но адекватного понимания сущности человека и особенностей его поведения до сих пор нет. Психология так и не научилась предсказывать поведение человека, в нашей науке существует множество теорий, часто противоречащих друг другу. Это провоцирует рост мистики, сектанства, оккультизма.
- Общество в такой ситуации с надеждой смотрит на интеллигенцию, ожидая получить от нее ответы на животрепещущие вопросы. Но интелектуалы увлечены ненормальным, уродливым, подлым. До интересов большинства им нет никакого дела. В итоге разрыв между обществом и элитой только растет, превращая интелектуалов в объект преследования для обывателей.
- Этот интерес интелектуалов к патологии приводит к нарастанию в обществе деструктивного потенциала.
- В массовом обществе растет число безличных контактов, не нужных человеку, но увеличивающих нагрузку на психику. Например, житель Санкт-Петербурга, пользующийся метро, имеет в сутки около 4 тысяч таких безличных контактов.
- Это изобилие безличных контактов, концентрация людей в городах приводит в высоким нагрузкам на психику человека. Далеко не все индивиды ее выдерживают. Считается, что в мегаполисе 3 – 4% населения имеют проблемы «большой психиатрии», 8 – 10% — «малой психиатрии», до 20% — акцентуации. Возможно, многие из них были бы здоровы, если бы жили в меньших по размеру населенных пунктах.
- Современный работник, в том числе и представитель профессий «человек – человек», излишне специализирован. Рабочий выполняет 1 – 2 операции, учитель читает 2 -3 предмета, но никто не отвечает за конечный продукт. Работник становится стандартным винтиком в гигантской безличной машине.
- В массовом обществе основой человеческих связей становятся деньги. Это травмирует и богатых и бедных. Исследования показывают, что богатым управленцам все труднее вступить в брак. В отношениях царит неискренность и рассчетливость. Люди начинают подходить друг к другу с осторожностью, полагая, что партнер стремится только осуществить свои эгоистические интересы. Спасаясь от этого, индивиды начинают полагаться на исключительно формальные социальные санкции.
- Особую роль в массовом обществе играют средства массовой коммуникации. Люди воспринимают новости, персонифицируя себя с участниками описываемых событий; читая в газете историю, замещающе участвуют в описываемом сюжете. Актеров часто останавливают на улице, называют их по именам их героев и общаются с ними как со старыми друзьями. Фильмы отражают и усиливают принятые в жизни ценности. Постоянное соучастие в таких вымыслах подтверждает и кристаллизует склонности, которые в другом случае оставались бы смутными.
- В массовом обществе сокращено влияние локальных групп как исключительных агентов социального влияния и контроля. Каждый человек может в известной мере обособиться от тех, с кем он состоит в непосредственном контакте, а то и вовсе их игнорировать.
- В массовых обществах люди часто оказываются невольными участниками гигантских взаимодействий, где их личный выбор сведен к минимуму. Когда объявлена война, не имеет значения, считает ли гражданин дело своей страны справедливым: он должен выполнять свой долг. Даже в более спокойное время служащий крупной корпорации может считать, что ряд принятых в фирме процедур являются «идиотскими», но он обязан их исполнять.
- В массовых обществах существует мода на все, начиная с одежды и заканчивая мировоззрением.
- Массовые общества не могут существовать без жесткого социального контроля. Речь не идет о прямом грубом насилии, просто существуют самые разнообразные формы наблюдения за индивидами. Так, в Великобритании даже сельские проселочные дороги оборудованы видеокамерами. Современные IT-технологии имеют много преимуществ, но один недостаток очевиден – совершая любое действие: покупку, заказ книги, посещая врача или психотерапевта, человек всегда оставляет электронный след.
- В массовом обществе аудитория, перед которой человек добивается статуса, все более и более обезличена. Многие не хотят, чтобы «люди» смеялись над ними. Но кто эти «люди»? Чаще всего – абсолютно посторонние лица. Человек освободился от контроля своей группы, но он по-прежнему считается с групповыми экспектациями.
- Люди в массовых обществах все более и более становятся объектами манипуляций.
Литература
- Андреева Г.М. Социальная психология, М., Асток-Пресс, 2006
- Столяренко Л.Д. Социальная психология, Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
- Лабунская В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах, М., Гадарики, 2000
- Парыгин Б.Д. Социальная психология, СПб, СПбГУП, 2003
- Шибутани Т. Социальная психология, Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
16