Влияние психологических особенностей женщин на адаптацию к условиям военной службы

Введение

На рубеже второго и третьего тысячелетий произошли серьезные изменения в профессиональной самореализации женщин. Профессии, ранее считающиеся традиционными мужскими (юриспруденция, менеджмент, политическая и издательская деятельность, маркетинг, организация психологического консультированияи др.) стали активно насыщаться «женским ферментом».

К профессиям, бастионы которых были успешно взяты женщинами, относится и военная служба. Как показывает анализ динамики комплектования вооруженных сил ведущих стран мира, женское представительство в них усиливается, армии феминизируются. Численность военнослужащих-женщин в вооруженных силах Израиля на начало 2001 года составляет 20% от общего состава, в США — 14%, во Франции — 9,1%, в Великобритании — 5,6% в вооруженных силах и 15% в английской полиции.

«Мы уже не можем отправляться на войну без женщин», — констатировал в 1991 году американский генерал К. Пауэлл, занимающий ныне в администрации Дж. Буша-младшего пост госсекретаря, перед началом операции «Буря в пустыне» по вторжению в Кувейт. И это не просто слова. В США военнослужащие-женщины получили наибольший доступ к военным специальностям (только в военно-воздушных силах для женщин открыты 99% специальностей рядового и сержантского и 86% офицерского состава).

В 1976 году при 38-м Президенте США Джеральде Форде было принято решение, разрешающее женщинам поступать в военные академии. После первого выпуска женщин в Вэст-Пойнте в 1980 году к началу 2000 года более 2 тысяч женщин-офицеров закончили это элитное военное училище. В результате на сегодня в армии США уже 10 женщин-генералов и более 300 полковников.

С 1997 года в норвежских ВМС торпедной субмариной «Ковбен — С-318» командует капитан третьего ранга Солвейг Крей. В 1998 году, впервые за 400-летнюю историю королевских ВМС Великобритании 28-летняя Сюзан Мур и 31-летняя Мелани Робинсон приняли командование мужскими коллективами на сторожевых кораблях «Эшер» и «Экспресс». Настоящей сенсацией для 55-ти мужчин элитного отряда спецназа британских ВВС стало назначение их командиром 36-летней Джоу Райсли-Причард. Бригадный генерал Сюзи Иогев находится во главе женского корпуса вооруженных сил Израиля («Хейл нашим»), насчитывающего свыше 36 тыс. человек. Одновременно она является помощником министра обороны по вопросам военной службы женщин.

Продолжают феминизироваться и вооруженные силы России. Если до 1985 года численность военнослужащих-женщин в нашей стране не превышала 5%, то за последующие 10 лет она увеличилась в 10 раз и составила в 1996 году 350 тыс. человек. С учетом проведенного сокращения на начало 2001 года во всех российских силовых ведомствах сегодня — более 500 тыс. женщин в погонах, что равно населению таких российских городов как Мурманск, Иванове или Курск. Тенденция выраженного представительства женщин усиливается и в других силовых ведомствах России

11 стр., 5140 слов

Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил ...

... работа в ходе боевой подготовкиБоевая подготовка является важнейшей со ставляющей жизнедеятельности Вооруженных Сил. Изучение личным со ставом оружия и боевой техники, способов ведения во ... -сти воинскому долгу, дисциплинированности, ответствен ности и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Феде рации, а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний ...

Порядок прохождения военной службы военнослужащими-женщинами

Стремление женщин к социальному равноправию с мужчинами, к выполнению более широких социальных функций привело к кардинальным изменениям роли женщины в обществе. Женщины все более активно участвуют в традиционно мужских видах деятельности, таких, как политика, государственное управление, предпринимательство, армия.

Социально-экономическая ситуация в России стала базой для развития новых тенденций. К новым явлениям относится также и приток женщин на военную службу. Это связано с рядом причин: ухудшением демографической ситуации в стране, массовыми увольнениями военнослужащих, некомплектом частей и подразделений. Кроме того, в условиях социальной напряженности поступление на военную службу по контракту помогает женщинам решить многие материальные проблемы. Чувство социальной обеспеченности, постоянный заработок, бесплатное жилье, медицинское обслуживание, обмундирование и ежегодный оплачиваемый отпуск, различные социальные гарантии, компенсации и денежные надбавки — все это привлекает женщин в армию.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации проходят службу на должностях офицеров, прапорщиков и мичманов, военнослужащих рядового состава по контракту более 90 тыс. женщин.

Особенности порядка прохождения военной службы женщинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определяются тем, что, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, женщины-военнослужащие пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства.

Особенности порядка прохождения военной службы военнослужащими женского пола нашли отражение как в Федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. №1237, так и в целом пакете законодательных актов органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и указанным Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих. В настоящей статье рассмотрим отдельные вопросы прохождения военной службы военнослужащими женского пола.

Порядок поступления на военную службу определяется нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон) и Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение).

13 стр., 6245 слов

Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, ...

... Актуальность представленной работы на тему “ Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, методы его выявления ” - это та проблема, которая угрожает не ... Предмет исследования: Адаптационный потенциал военнослужащих склонных к аддиктивному поведению в условиях военной службы. Задачи исследования: · Теоретический анализ литературы по проблеме аддиктивное поведение военнослужащих ...

Федеральным законом определены два вида поступления на военную службу:

добровольный — по контракту;

обязательный — по призыву.

Граждане женского пола призыву на военную службу не подлежат, однако они вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (в случае, если не состоит на воинском учете — в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть.

Пунктом 2 ст. 5 Положения установлено, какие сведения должны содержаться в заявлении. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, а также представляет следующие документы:

а) заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;

б) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;

г) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;

д) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей;

е) дополнительные документы (перечень и содержание дополнительных документов могут устанавливаться Министром обороны Российской Федерации, а в воинских частях — руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчинением этих воинских частей).

Заявления граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, регистрируются и принимаются к рассмотрению. Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту.

Заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено военным комиссаром (командиром воинской части) по основаниям, перечисленным в п. 5 ст. 5 Положения.

Военный комиссар рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания о выполнении следующих действий:

о проведении медицинского освидетельствования кандидата;

о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;

о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

о рассмотрении его кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Граждане, поступающие на военную службу по контракту, должны соответствовать требованиям, установленным ст. 33 Федерального закона.

Действующее законодательство не предусматривает таких ограничений для поступления на военную службу женщин, как семейное положение, наличие детей (в том числе дошкольного возраста).

7 стр., 3069 слов

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

... и собутыльники родителей посягают на жизнь и здоровье детей, дети испытывают жестокое обращение в семье, насилие и т.п.). ... помощи. Главная задача ЦНП — оказание практической помощи детям и подросткам, нуждающимся в социальной и психолого-педагогической ... служб, они же анализируют сложившуюся ситуацию, вносят конкретные предложения по улучшению работы тех или иных структур, обслуживающих детей. ...

Кандидат, признанный комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, получает от военного комиссара соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.

Направление кандидатов в воинские части осуществляется военным комиссаром в соответствии с заключением о наличии вакантных должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора.

Кандидатура гражданина, прибывшего для заключения контракта в воинскую часть, рассматривается командиром воинской части.

Первый контракт о прохождении военной службы может быть заключен с гражданами женского пола в возрасте от 18 до 40 лет, как состоящими, так и не состоящими на воинском учете. Принятие граждан женского пола на военную службу по контракту производится только при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола. Перечень воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, определяется Министром обороны Российской Федерации, руководителями других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Во время прохождения военной службы женщины-военнослужащие могут быть назначены только на воинские должности, предусмотренные соответствующими перечнями.

Беременные женщины-военнослужащие в соответствии с медицинским заключением и с их согласия, а также имеющие детей в возрасте до полутора лет, если они не могут выполнять служебные обязанности (на срок до достижения ребенком возраста полутора лет), могут быть назначены на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Положения военнослужащим женского пола отпуска по беременности и родам предоставляются на основании заключения военно-врачебной комиссии продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов — 86) после родов. При многоплодной беременности отпуск по беременности и родам предоставляется продолжительностью 84 календарных дня до родов, при рождении двух или более детей — 110 календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него военнослужащим женского пола по их желанию предоставляется основной отпуск за текущий год установленной продолжительности, а в год окончания отпуска по уходу за ребенком — отпуск пропорционально времени, оставшемуся до конца календарного года.

Основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребенком исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей со дня окончания отпуска по уходу за ребенком до конца календарного года.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Продолжительность основного отпуска определяется в этом случае путем деления установленной для конкретного военнослужащего полной продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного результата на количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои обязанности. При этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней считается за один полный месяц.

Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность.

Женщинам-военнослужащим для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц.

Не допускается увольнение с военной службы беременных женщин-военнослужащих, а также имеющих детей в возрасте до 3 лет, детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), кроме как по собственному желанию и в случаях, предусмотренных в Федеральном законе:

при достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в связи с признанием военно-врачебной комиссией военнослужащего женского пола не годным к военной службе;

в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

в связи с лишением воинского звания;

в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.

Женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

Довольно распространенной является такая ситуация: во время нахождения военнослужащей в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком истекает срок контракта о прохождении военной службы. В данном случае возможны два варианта:

. Женщина желает продолжить военную службу. Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность. Исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающей ее военнослужащей в отпуске по уходу за ребенком может быть возложено на военнослужащего с его согласия (п. 2 ст. 12 Положения), либо эта воинская должность может быть замещена лицами гражданского персонала соответствующих специальностей. После окончания отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком военнослужащая-женщина заключает новый контракт в течение одного месяца с момента прибытия в воинскую часть. При этом военнослужащей, не достигшей предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда она подлежит досрочному увольнению с военной службы, а также при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом.

. Женщина не желает продолжать военную службу. Женщина-военнослужащая, находящаяся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, не может быть исключена из списков личного состава воинской части. Во время отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком даже при истечении срока контракта она продолжает прохождение военной службы, за ней сохраняется статус военнослужащей. Увольняется в таком случае военнослужащая после прибытия в воинскую часть после окончания указанных отпусков (в соответствии с Положением).

13 стр., 6128 слов

6.5. Организация психиатрической помощи военнослужащим 40-й армии ...

... в строй в 340-й Окружной военный госпиталь (г. Таш­кент). Особенности организации оказания психиатрической помощи военнослужащим 40-й армии в Афганистане во многом определялись ... становлении психиатрической помощи, формирова­нии ее штатно-организационных структур выполняли начальники медицинской службы Туркестанского военного округа (ТуркВО) – Г.И. Рамодин, в последующем – И.М. Чиж. Оказание ...

На военнослужащих-женщин распространяются также иные социальные гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством.

Не допускается привлечение военнослужащих-женщин к несению гарнизонной и караульной служб, за исключением участия в отдании воинских почестей при погребении военнослужащих и возложения венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за независимость и свободу Отечества, и участия в обеспечении гарнизонных мероприятий (ст. 9 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации).

Запрещается назначение военнослужащих-женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для них нормы (ч. 2 ст. 271 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) и др.

С учетом увеличивающегося числа женщин-военнослужащих необходимость применения законодательства об охране семьи, материнства и детства приобретает все большую актуальность. Незнание законодательства или его произвольное толкование приводит к ущемлению прав военнослужащих-женщин и не отвечает государственным интересам по охране семьи, материнства и детства.

Так, во время проведения Главной военной прокуратурой проверки исполнения законов, направленных на обеспечение социальной защиты, безопасных условий службы и прав женщин в армии, было выявлено около 3000 нарушений прав военнослужащих-женщин. Женщинам необоснованно отказывают в заключении контрактов о прохождении военной службы, в контракт включаются положения, ущемляющие их права, они часто привлекаются к работе, не предусмотренной должностными обязанностями, матери, имеющие малолетних детей, привлекаются к работам в ночное и сверхурочное время, в том числе в составе суточных нарядов. Нарушения особенно распространены в отдаленных гарнизонах. Это связано с тем, что и командиры (начальники), и военнослужащие-женщины плохо знают законодательство, испытывают дефицит информации.

Представляется, что соблюдению прав военнослужащих женского пола при прохождении ими военной службы должны уделять больше внимания должностные лица как органов военного управления, так и различных государственных структур, общественных организаций и объединений.

Личностная самореализация военнослужащих-женщин в военно-социальной среде

военнослужащий женщина адаптация служба

В 1976 г. при 38-м президенте США Джеральде Форде было принято решение, разрешающее женщинам поступать в военные академии. После первого выпуска женщин в Вест-Пойнте в 1980 г. к началу 2000-го более 2 тыс. женщин-офицеров закончили это элитное военное училище. В результате сегодня в армии США уже десять генералов-женщин, а генерал-лейтенант Кэрол Маттер является начальником штаба Корпуса морской пехоты. В 1972 г. для женщин было снято большинство ограничений по боевым специальностям, а 28 апреля 1993 г. Министерство обороны США приняло решение о допуске женщин к участию в боевых вылетах авиации и службе на большинстве боевых кораблей. «Мы уже не можем отправляться на войну без женщин», — был вынужден констатировать американский генерал Коллин Пауэлл в 1991 г. перед началом операции «Буря в пустыне». В 1986 г. в стратегических ядерных силах США произошел невиданный в мире прорыв: после длительных проверок женщины были допущены в святая святых национальной обороны — в состав боевых расчетов пуска межконтинентальных ракет «Минитмен» и MX. Многочисленные проверки их деятельности в экстремальных ситуациях показали, что представительницы прекрасного пола справляются со своими обязанностями не хуже, а в ряде ситуаций даже лучше мужчин. Поэтому большинство американцев приняли как должное назначение командиром космического «Шатлла» очаровательной Элин Коллинз, полковника.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Феминизация иностранных армий продолжается. В тех странах, где женщинам традиционно запрещали служить в армии, в последние годы сняты запреты: например, в 1997 г. это сделано в Италии. Более того, в январе 2000 г. военное ведомство страны объявило, что сразу три военные академии — ВВС, ВМС и Сухопутных войск — будут теперь принимать женщин в свои ряды. Представительницы слабого пола могут составить до трети слушателей этих академий. Для них сняты все ограничения в военной карьере: по окончании академии у выпускниц появится возможность дослужиться до командира военного корабля и воздушной эскадрильи, а при желании — и начальника Генерального штаба.

Надо признать, что точки зрения социологов и исследователей гендерной проблематики по поводу привлечения женщин к военной службе часто прямо противоположны. Одни утверждают, что в армии женщинам не место, аргументируя это тем, что они дезорганизуют выверенный уклад армейской службы, разлагают дисциплину, провоцируют сексуальную активность мужчин. Другие же, наоборот, утверждают, что женщины не хуже, а по некоторым параметрам лучше мужчин выполняют свои обязанности и даже могут способствовать укреплению дисциплины и этических норм межполового общения.

Мнения по поводу нахождения женщин в районе боевых действий также неоднозначны. Так, еще Платон отмечал, что присутствие на поле брани женщин является средством психологической поддержки воинов: на глазах у любимых, утверждал Платон, боец будет неспособен отступить, проявить малодушие и тем более дезертировать. Известный российский психиатр Николай Попов в прошлом веке утверждал обратное: «Армия без женщин — всегда геройская. Женщины в армии допустимы только тогда, когда нет надобности в проявлении геройства». В поддержку этого тезиса высказалась российский психолог Елена Сенявская. Она считает противоестественным само понятие «женщина-солдат». «Женщины дают жизнь, — пишет Сенявская, — тем неестественнее кажется сочетание «женщина, несущая смерть». Сторонников этой позиции немало и за рубежом. Так, в израильской армии с началом боевых действий военное командование выводит женщин из этих районов, считая, что их пленение может повлиять на войска деморализующим образом. Если же части поставлена боевая задача, женщины-военнослужащие временно выводятся из ее состава.

В 1982 г. в США был проведен опрос о возможности участия женщин в зонах ведения боевых действий. Подавляющее число респондентов одобрили эту идею: 94% выступили за участие женщин в качестве медсестер, 73% — в качестве пилотов реактивных транспортных самолетов, 62% — пилотов самолетов-истребителей, 57% — членов экипажей боевых кораблей, 35% — участниц подразделений с возможными рукопашными боями.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...

Югославская исследовательница Жарана Папич, проанализировав действия женщин в районе боевых действий в условиях Балканского кризиса в 1999 г., пришла к выводу, что «в экстремальных ситуациях и условиях боевых действий активность женщин должна быть направлена на поддержку героических усилий мужчин». Мировой же опыт показывает, что участие женщин в боевых действиях регламентируется спецификой выполняемых ими боевых задач, и здесь не может быть однозначных рекомендаций.

В настоящее время наблюдается феминизация Вооруженных сил России. Если до 1985 г. численность военнослужащих-женщин в нашей стране не превышала 5%, то за последующие 10 лет она увеличилась в 10 раз и составила в 1996 г. 350 тыс. человек. С учетом тенденции сокращения Вооруженных сил на начало 2000 г. в Министерстве обороны РФ проходили службу 115 тыс. женщин (9,5% от общей численности военнослужащих).

В звании полковника сегодня служат 14 женщин, 75 — в звании подполковника, более 300 — майоры, остальные — младшие офицеры. В Федеральной пограничной службе России военнослужащих-женщин более 12 тыс. Из них 625 офицеров (5,2%) и 5480 прапорщиков (45,7% общей численности).

Однако в отличие от зарубежных армий в Вооруженных силах России по-прежнему нет ни одной женщины в генеральских погонах. Правда, несколько россиянок все же дослужились до генеральского звания, но две из них уже несколько лет в отставке (первая женщина-космонавт Валентина Николаева-Терешкова и Галина Смирнова — бывший начальник 12-го отдела КГБ СССР), две служат в системе МВД (Татьяна Москалькова — начальник правового управления МВД России и Светлана Перова — заместитель начальника ГУВД Москвы), а одна в ФСБ (Наталья Климова — 1-й заместитель начальника Военно-медицинского управления ФСБ России).

В Министерстве обороны РФ генеральская должность женщины по-прежнему «вакантна». Неужели нет достойных?

Анализ социальных процессов в современном обществе показывает, что место и роль женщин в социальных институтах радикально меняется в сторону расширения сфер их самореализации. Это касается и Вооруженных Сил России, в составе которых служат уже более 500 тыс. женщин, что равно населению таких крупных областных городов как Курск, Мурманск или Иваново. Процесс феминизации армии усиливается и в связи с тем, что в молодежной среде среди подростков еще достаточно сильно ощущаются следы 10-летия «демократизации» нашей страны, когда такое проявление патриотических чувств как служба в армии считалось «слабостью» и «неумением решить проблемы». Место молодых уклонистов сейчас занимают женщины. Что же заставляет женщин идти в армию? Каковы мотивы их военно-профессиональной ориентации? Проведенный анализ поступления на военную службу женщин показал, что основными элементами их мотивации являются следующие (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Мотивы поступления на военную службу женщин

1 — возможность получить жилье — 3%

2 — более ранний выход на пенсию в 45 лет — 7%

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...

... 18). Таблица 18 Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций   Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной подготовки Образовательные концепции Модель X ... при выполнении многообразных видов учебно-познавательных и со­циально-профессиональных деятельностей. К ним следует отнес­ти познавательные, регуляторные и ...

3 — возможность устройства личной жизни (замужество) — 12%

4 — бесплатное медицинское обеспечение — 7%

5 — относительно высокое денежное содержание и льготы — 13%

6 — чувство долга перед Отечеством — 4%

7 — возможность самореализации себя как личности — 27%

8 — возможность трудоустройства — 19%

9 — возможность служебной карьеры — 8%

Целенаправленное исследование ценностно-мотивационной сферы военнослужащих-женщин по возрастному признаку показало ее выраженную динамику. Для большинства представительниц старшего поколения работа и семья являются главными ценностями жизни. Для женщин 25-30 лет приоритетными жизненными ценностями являются друзья и деньги. При этом, 37% военнослужащих-женщин до 30 лет с достаточно высоким уровнем образования выразили большую по сравнению с женщинами 30-45 лет (12%) неудовлетворенность малосодержательным характером их профессиональной деятельности, не позволяющей развиваться личностно и профессионально.

Кроме того, выявлено, что ценностные ориентации у военнослужащих-женщин более динамичны, чем у их коллег-мужчин, и они подвержены влиянию «волнового закона ценностных идеалов»: в различные периоды жизни и при различных условиях деятельности эти ориентации более активно детерминируются фазами «вызревания», «актуализации», «кульминации», «затухания» и «нейтрализации».

Проблемы службы женщин-военнослужащих

С другой стороны, процесс феминизации армии создает для представительниц прекрасного пола и определенные гендерные проблемы. В американской армии нарушение уставных взаимоотношений в отношении военнослужащих-женщин выражается в различных формах психологического и физического (в том числе сексуального) насилия. В 1991 г., после окончания ежегодной конференции ВМС США, подвыпившие военнослужащие-мужчины создали условия, когда их коллеги-женщины были вынуждены проходить буквально «сквозь строй» около 200 мужчин, тискавших их и пытавшихся сорвать элементы одежды. В ходе судебного разбирательства жертвами сексуального насилия себя признали 26 военнослужащих-женщин, из которых половина — офицеры.

После недавнего скандала по поводу сексуальных домогательств сержантов к женщинам-подчиненным на полигоне в городе Абердин (шт. Мэриленд) армейское командование полно решимости не допустить подобного впредь. Двум сержантам-инструкторам и командиру учебной роты предъявлены обвинения в изнасиловании двух девушек-курсантов. Все трое получили различные сроки тюремного заключения.

Как показали исследования американских психологов, проведенные в 1994 г., 73,3% женщин, проходящих службу в армии CШA, подверглись различным формам надругательств. Причем в большинстве случаев (54,5%) — от своих непосредственных начальников или равных по должности. При этом 5% опрошенных сообщили, что подверглись изнасилованию или его попытке; 16% заявили, что являются объектом постоянного психологического давления по половому признаку; 58,3% признали, что вынуждены терпеть непристойные шутки со стороны военнослужащих-мужчин. В официальном докладе Миниcтерства обороны США за 1997 г. «О положении военнослужащих-женщин» уже отмечалось, что «сексуальное насилие превращается в одну из наиболее серьезных проблем для Вооруженных сил».

Вместе с тем целенаправленная работа по ликвидации дискриминации женщин в американской армии привела к конкретным результатам реализации эгалитарной стратегии равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Среди наиболее значительных достижений в области преодоления дискриминации женщин в Вооруженных силах США можно назвать следующие: право женщин занимать командные должности в смешанных (состоящих из мужчин и женщин) подразделениях и частях; право поступать в высшие военно-учебные заведения; право получать летную подготовку в ВВС; разрешение выходить замуж в период службы; разрешение продолжать службу беременным женщинам и женщинам с малолетними детьми; введение равного с мужчинами денежного довольствия для офицерского состава; выравнивание норм денежного и вещевого довольствия для мужчин и женщин-военнослужащих, состоящих в браке; расширение возможностей для получения специальностей и занятия должностей, ранее закрытых для женщин; выравнивание требований при поступлении на военную службу (исключая морскую пехоту).

Анализу гендерных проблем в Вооруженных силах России посвящен открытый приказ министра обороны РФ #235 от 15 мая 1998 г. «О фактах нарушения прав военнослужащих женского пола». В нем обращено внимание на необходимость создания для военнослужащих-женщин социальных, профессиональных, медицинских и жилищных условий, определенных соответствующими российскими законами и международными конвенциями. В 1998 г., по данным Главной военной прокуратуры РФ, права военнослужащих-женщин нарушались более 2 тыс. раз. Учитывая имеющийся профессиональный опыт военнослужащих-женщин, предельный возраст их нахождения на военной службе увеличен в соответствии со ст. 5. п. 9 «Положения о порядке прохождения военной службы» до 45 лет.

По данным главного военного прокурора России Юрия Демина, факты сексуального насилия в отношении военнослужащих-женщин зафиксированы в 1997 г. в Уральском и Ленинградском военных округах, на Тихоокеанском флоте. Причем сам Демин допускает, что это лишь те факты, которые стали известны с согласия самих потерпевших. На самом деле их значительно больше, в основном насилие распространяется на женщин рядового и сержантского состава. Так, по данным анонимного опроса военнослужащих-женщин, проведенного комиссией ГШ ВМФ в 1997 г. на Северном флоте, факты различных форм сексуальных притязаний со стороны коллег по работе подтвердили 21% женщин.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость привлечения женщин на военную службу в качестве полноправных субъектов воинской деятельности. Женщины умеют служить и вполне могут составить конкуренцию многим мужчинам по таким специальностям, как врач, психолог, юрист, офицер воспитательных органов, оператор АСУ и др. Поэтому «прорыв» женщин к воинским специальностям вызывает определенную тревогу у их коллег по службе. Думается, назначение на эти специальности должно осуществляться не по половому признаку, а по общим критериям профессионального отбора.

Женщины-военнослужащие как объект воспитательной деятельности

Исходным положением социально-педагогического анализа статуса и направленности профессиональной деятельности военнослужащих-женщин в военно-социальной среде выступает понимание личности женщины как индивида, включенного в общую систему общественных связей и отношений, регулирующую социальный опыт, нормы и формы гендерного взаимодействия, и вырабатывающего на этой основе свой внутренний мир, систему жизненных приоритетов, направленность ценностно-мотивационной сферы профессионального сознания и модели социополового взаимодействия.

По данным В.Г. Горчаковой, факторами благополучного личностного роста женщин как субъектов профессиональной деятельности являются: а) физиологическое и репродуктивное здоровье; б) психологический комфорт межличностного общения; в) положительная рефлексивность; г) самоактуализация профессионального самосовершенствования; д) независимое мышление; е) личностная одаренность.

Изучение практики гендерного общения показало, что характеристики самореализации военнослужащих-женщин сложны и противоречивы. В них выделяются как положительные, так и негативные факторы детерминации. Характерными положительными психологическими особенностями женщин, которые необходимо использовать для повышения эффективности их военно-профессиональной деятельности, являются: внимание, взвешенность личностных оценок в профессиональном общении, доверительность, отходчивость, умение идти на компромиссы и прощать мужчинам допущенные ошибки, эмоциональность в общении, открытость, способность интегрировать в себе лучшие черты ближайшего окружения (женщины, много лет живущие в браке, перенимают лучшие черты мужского характера), умение быстро адаптироваться к условиям военной службы, не теряться в трудных жизненных и профессиональных ситуациях, собранность, стойкость, способность в случае необходимости быть решительными и бескомпромиссными, стремление к справедливости. Опыт войск свидетельствует о том, что присутствие женщин в военно-социальной среде в определенной мере социокультурно облагораживает взаимоотношения в воинском коллективе, часто стимулирует социальную и служебную активность мужчин в нужного направлении.

Однако, как показывает практика, особенности женской психики накладывают серьезный отпечаток на взаимоотношения в коллективах с выраженной феминизированностью. Повышенная эмоциональная чувствительность женщин, стремление к справедливости распределения служебной нагрузки, борьба с фаворитизмом в таких подразделениях (узлы связи, тыловые структуры, медицинские учреждения и т.п.) часто становятся причиной неоправданных конфликтов на почве выяснения «женских» проблем. Семейные проблемы у военнослужащих-женщин также, как правило, отражаются на эффективности служебной деятельности больше, чем у мужчин.

Как показывали результаты целенаправленного включенного наблюдения за практической деятельностью различных категорий военнослужащих женского пола в экспериментальных частях, женщина достаточно автономна в своем поведении. Позиция непредсказуемости поведения и мышления женщины отражена в искренних ответах самих женщин в ходе многочисленных бесед с ними: «Мы сами часто не знаем, как поведем себя в следующую минуту, — говорили многие женщины. — Многое зависит от ситуации, нашего настроения и самочувствия». Подчеркивая эту мысль, известная французская феминистка Симона де Бовуар, отбросив ложные предрассудки всеобщего эгалитаризма, отмечала: «Женщине неизмеримо труднее, чем мужчине, подчиняться организованному порядку. Мужчина подчиняется ему самостоятельно как центральному правилу жизни. Женщине же в этом процессе необходимо посредничество мужчины». Огюст Конт в этом же контексте подчеркивал, что «величайшая проблема женщины состоит в преодолении трудности повиноваться». Это обстоятельство, не имеющее серьезного влияния на профессиональную самореализацию женщин в условиях гражданской жизни, приобретает исключительно важное (порой — решающее) значение в военно-социальной среде, где беспрекословное повиновение начальнику (каким бы он ни был) является незыблемым постулатом и основой всей воинской деятельности.

При организации профессионального воспитания военнослужащих-женщин необходимо учитывать антропологические и физиологосоматические различия мужчин и женщин. По данным науки, средний мужчина на 7% выше и на 8% крупнее средней женщины. Средний вес мозга женщины составляет 1220 г. (20% от общей массы мышечных тканей), а мозг мужчины — 1360 г. (соответственно — 23% его массы).

Рост женщины составляет в среднем 93% от роста мужчины. Длина женского тела в среднем на 10 см меньше мужского. Общий центр тяжести расположен на 0,5-2,0% ниже, чем у мужчины. Мышечная ткань женщины составляет 32-35% от общей массы тела (у мужчин — 40% и более).

Это объясняется наличием в женском организме эстрогена — женского полового гормона. Масса сердца женщины на 10-15% меньше мужского сердца. Объем крови у женщин на 1 кг массы тела составляет 60-70% см3 (у мужчин — 70-80 см3).

Кровь женщин содержит больше воды (80,11%), чем кровь мужчин (78,15%).

Все это сказывается на динамике работоспособности и выносливости женщин в различных условиях воинской деятельности.

Проведенный гендерный анализ профессионализации военнослужащих-женщин Вооруженных Сил РФ позволил выявить типологию их основных групп.

Первая группа — военнослужащие-женщины «инновационного» типа» (по типологии Г.В. Турецкой), основная часть которых самореализовала свой личностный потенциал одновременно в профессиональной сфере и семейно-бытовой. Эта группа, как показало проведенное исследование, самая малочисленная среди военнослужащих-женщин (1,2%).

К ней относится большинство женщин-офицеров в воинском звании «майора» или «полковника», а также женщины, проходящие военную службу на самых высокооплачиваемых должностях в гендерной нише воинской профессионализации. Военнослужащим-женщинам «инновационного» типа свойственны высокая степень удовлетворенности своими деловыми качествами, высокая военно-профессиональная самооценка, оптимальная согласованность воинских и семейных обязанностей и выраженная половая идентификация как брачного (сексуального) партнера.

Вторая группа — профессионально ориентированные военнослужащие-женщины. Основной движущий мотив представителей этой группы — признание в профессиональной среде своих достижений и творческая самореализация (иногда в ущерб семейно-бытовым отношениям).

Результаты проведенного опроса показали, что численность таких женщин также относительно невелика — всего 6%. Военнослужащие-женщины этой группы отличаются тем, что в структуре направленности личности содержательная сторона их профессиональной деятельности превалирует над вещественно-материальной (важен не результат, а сам процесс работы, межличностные контакты в профессиональной среде как фактор личностной самореализации).

Наиболее полно они реализуют свой личностный потенциал именно в работе. В основном профессионально ориентированные военнослужащие-женщины представлены в феминизированных сферах воинской деятельности: подразделениях связи, штабной, медицинской и тыловой служб. Среди них около трети замужних и более половины незамужних женщин.

У профессионально ориентированных женщин существует ярко выраженное противоречиемежду целями профессиональной деятельности и реализацией репродуктивно-семейной функции. «Если женщина целиком поглощена каким-либо делом, — замечает далее Симона де Бовуар, — ей становится страшно, что она не состоится как женщина. Это чувство постоянно живет в ней, ослабляя волю и ограничивая максимально эффективную деятельность».

Третью группу составляют военнослужащие-женщины, работающие по необходимости. Как правило, это матери-одиночки, разведенные и женщины материально неблагополучных мужей. Как показал проведенный анализ, это самая большая группа военнослужащих-женщин — около 67%. Эти женщины работают не ради самореализации, а по принципу: выбирать не приходится. Если мужчина, как правило, «слит с профессиональной деятельностью воедино», то женщина очень часто отвлекается на работе в связи с семейными заботами. Эффективность работы этой группы военнослужащих-женщин в плане инициативы достаточно низка, так как материальное стимулирование практически отсутствует, а зарплата не зависит от объема выполненной работы. Личностная ориентация направлена в основном на межличностное общение в женской профессиональной среде.

Четвертая группа — семейно ориентированные военнослужащие-женщины. К этой группе относится треть замужних и менее половины незамужних женщин, предпочитающих основное время своей жизни посвящать семье. Незамужние женщины этой группы не отличаются высокими результатами профессиональной деятельности, так как один из главных мотивов их жизни — создание благополучной семьи. В отличие от них замужние женщины со стажем работы 10 лет и более, как правило, стремятся к повышению своей профессиональной квалификации и своего профессионального статуса. Даже если заработка мужа не хватает для достойной жизни, их девиз: «Пусть думает муж, на то он и глава семьи». Как правило, они трудно адаптируются к новым условиям работы и находятся в уязвимом положении в семье.

 

Формы и методы адаптации военнослужащих-женщин

При определении технологий педагогического влияния на профессиональное сознание военнослужащих-женщин учитывалась специфика их мышления, направленность ценностных ориентаций, особенность самопрезентационных моделей в межличностном общении с мужчинами.

Учитывая, что военно-профессиональное адаптация женщин имеет выраженную прикладную направленность в отношении воинской деятельности, технологии педагогического влияния, с одной стороны, определяются общими задачами военной службы, а с другой — спецификой воинской специализации конкретной типологической группы военнослужащих-женщин. В организации процесса адаптации в ходе профессионального воспитания военнослужащих-женщин предпочтение отдается технологиям педагогического взаимодействия в системе субъект-субъектных отношений офицеров-руководителей и подчиненных, а не методам прямого воздействия на них.

Изучение практики работы с военнослужащими-женщинами показало, что взаимодействие с ними характеризуется следующими особенностями:

·   использование преимущественно методов военно-профессиональной ориентации в военной среде и метода убеждения при формировании профессионального сознания;

·   учет негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов военно-профессиональной среды (неудобный для одиноких и многодетных матерей режим работы, низкий уровень профессиональной мобильности и т.д.);

·   оптимальное сочетание методов поддержки военнослужащих-женщин из «группы риска» (одинокие матери, разведенные женщины, многодетные семьи, семьи с больными детьми, профессионально проблемные женщины и т.д.) с методами педагогической коррекции и педагогической ориентации.

Приоритетными направлениями адаптации военнослужащих-женщин к условиям службы являются:

·   четкое разъяснение нормативно-правового положения женщин в военно-профессиональной среде, их прав и должностных обязанностей;

·   активное включение военнослужащих-женщин с первых дней службы во все виды профессиональной подготовки в целях быстрейшего освоения воинской специальности как условия завоевания профессионального авторитета;

·   тактичное предъявление высоких требований к выполнению служебных обязанностей в сочетании с заботой об удовлетворении их материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей;

·   разумный учёт психофизиологических особенностей женского организма при оптимальном определении служебных нагрузок;

·   продуманная и педагогически взвешенная дисциплинарная практика в оценке качества выполнения служебных обязанностей;

·   организация регулярных встреч военнослужащих-женщин с руководством части по вопросам их службы, бытового и медицинского обеспечения, семейно-бытовых проблем;

·   формирование здоровых гендерных взаимоотношений и нравственной атмосферы в служебном и неформальном общении военнослужащих-женщин и мужчин в части (подразделении), где определяющее значение принадлежит личному примеру командира.

Исходя из направлений, определяются и методы адаптации военнослужащих-женщин. К основным из них относятся следующие:

метод убеждения как важнейший метод военнослужащих-женщин, определяющий стратегию гендерных отношений в воинских коллективах;

метод «контрастной беседы», основывающийся на смене субъектов воспитательной деятельности, применяющих различные формы и средства воспитания;

метод положительных примеров в профессиональной деятельности женщин и определении их статусно-ролевых позиций в воинском коллективе;

метод «сдерживания отрицательных эмоций», предполагающий отвлечение женщин от переживаний путем активизации актуальных положительных эмоций, предварительное предупреждение о «серьезном разговоре», поручение заданий, позволяющих отвлечься от нежелательных негативных чувств;

метод материального и морального стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих-женщин, направленный на решение актуальных социальных проблем и удовлетворение эмоциональных ожиданий военнослужащих-женщин;

метод поощрения как средство активизации служебной мобильности женщин и актуализации их природных способностей, как правило, профессиональные заслуги и взятые служебные рубежи военнослужащих-женщин необходимо широко популяризировать в коллективе, среди членов семьи и профессиональных авторитетов;

метод дифференцированного подхода к личностным и профессиональным проблемам женщин, принятие обоснованных решений при рассмотрении всех вопросов, связанных с коллективом, где проходит службу военнослужащая-женщина, и с проблемной ситуацией, в которой она оказалась.

Практика воспитательной работы с военнослужащими-женщинами свидетельствует о том, что, осуществляя их воспитание, необходимо вместе с тем стремиться избегать излишнего, неоправданного всепрощенчества. Это, как правило, ведет в тому, что женщины начинают выделять себя как особую привилегированную группу и считать, что командованию изначально необходимо предъявлять к ним заниженные требования по службе. Задача офицера-руководителя — быть справедливым ко всем подчиненным независимо от половой принадлежности, при этом быть подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам. Нельзя забывать также, что именно на офицере-руководителе лежит ответственность за создание для военнослужащих-женщин необходимых бытовых условий, учитывающих специфику их организма, при выполнении служебных обязанностей. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и обеспечению социальной поддержки военнослужащих-женщин в трудных ситуациях личной жизни и военно-профессиональной деятельности.

 

 

Заключение

Эти слова актуальны и сегодня. Гендерный анализ проблем воинской деятельности и выработанные на его основе рекомендации помогут обрести женщинам полноценную жизнь в условиях военной службы. Тем более что многие из них доказали право на это своей многолетней добросовестной службой, профессиональными способностями и качествами высококлассных специалистов.

Список используемой литературы

1. Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. — М.: Свободный путь, 1913.-113 с.

2.      Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. 299 с.

.        Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности/ Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-С. 153-161

.        Адамъянц Т.В. В поисках имиджа (как стать телезвездой), М., Добрая книга, 1995. 219 с.

.        Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. — С. 37-74

.        Ананьев Б.Г. О методах современной психологии: Психодиагностические методы. Л., 1976. — 401 с.

.        Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 399 с.

.        Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с анг.: В 2-х кн. — М.: Педагогика, 1982.-318 с.

.        Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд. М.: МГУ, 2004. 367 с.

.        Ю. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н., Пошивалкин О.А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций — XX век. М.: Современный Гуманитарный Институт, 2000. — 527 с.

.        Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 115-129

.        Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. -1973. — №4. С. 173-180.

.        Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 34-49

.        Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984. -208 с. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 1999. — 125 с.

.        Симона де Бовуар. Второй пол: Пер. с франц.: В 2 т. — М.: Прогресс, 1997. — Т.1. — С. 408.

.        Турецкая Г.В. Социально-психологическая типология деловой активности женщин: Дис. … канд. психол. наук. — М.: Ин-т психологии РАН, 1999. — С. 34; Она же. Женщина и работа: Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин // Социологические исследования. — 2001. — №1. — С. 24-27.

.        Игуменова Т.В. Оптимизация индивидуальной деятельности женского лидера в условиях военной службы: Дис. …канд. пед. наук. — М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 1996.