Тема 5 Выступление в деловом общении

Тема 5 Выступление в деловом общении

Публичное выступление (лекция, доклад и т. д.) представляет собой социально ориентированное, когда общественные отношения выражены наиболее ярко, либо групповое предметно ориентированное, когда четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, общение. В качестве средств его используются различные знаковые системы и подсистемы, подробно рассмотренные нами в первой главе, в первую очередь вербальные.

Оно предполагает, прежде всего, использование внешней устной монологической речи со следующими, характерными для нее признаками:

  • протекание в меняющихся условиях;
  • сокращенное количество слов;
  • относительная простота грамматической конструкции;
  • развернутость и связность;
  • тщательность отбора слов и оборотов;
  • предъявление высоких требований к выступающему.

Публичная речь в деловом общении всегда сугубо прагматична и, как всякая коммуникация в общении, воздействует на слушателей не только вербальными средствами — словами, но и невербальными. К их числу относятся средства, принадлежащие к нескольким невербальным подсистемам, а именно: проксемические, визуалистические, пара- и экстралингвистические, то есть расположение, поза, визуальный контакт, интонации, паузы, темп, ритм, динамика, громкость и т. д. Все это требует от выступающего выбора адекватных средств влияния и владения соответствующими техниками, использующимися во всех видах коммуникации, о которых мы подробно говорили выше, в теоретической части. Поэтому здесь мы остановимся лишь на специфике публичного выступления в рамках деловой коммуникации.

Итак, публичная речь требует в своем произнесении и подготовке соблюдения конкретных правил и следования определенной технологии, включая при этом, согласно риторическому канону, несколько этапов:

  • нахождение — сбор и систематизация материала, определение направленности влияния в процессе выступления;
  • расположение — обдумывание, структурирование и комментирование материала, подбор средств влияния, способствующих повышению продуктивности воздействия речи;
  • оформление — первая редакция, стилистическое оформление, формулирование выступления и заключение, выбор конкретных техник и приемов влияния;
  • запоминание — освоение написанного текста, в том числе и риторически, выделение мест пауз, модуляций, интонаций, определение ритма и темпа, мимики и жестикуляции;
  • произнесение.

При этом существуют различные виды речи в публичном выступлении в формате делового общения, которые могут сочетаться в рамках одного выступления.

12 стр., 5725 слов

Характеристика невербальных средств общения как инструмента создания имиджа педагога

... важными составляющими имиджа педагога являются вербальные и невербальные средства общения. Речь, жесты, мимика учителя, его положение в пространстве ... данного образования, рассматривая имидж исключительно как средство социального влияния и пропаганды. Признанный специалист в области ... формальное общение. Например, начальник и подчиненный публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении перед аудиторией ...

Однако при решении современных практических задач выявляется недостаточность старых подходов риторики, уделявших внимание логической выстроенности речи, убедительности аргументации и направленности на публичные выступления ораторов. Исходя из современных представлений, ситуация речевого общения выступает как сложное системное образование с многочисленными компонентами. Особенностью этого подхода следует считать принципиально важный поворот к коммуникативной стороне речи, когда именно взаимодействию коммуникаторов в процессе разговора и общения уделяется основное внимание. Основные используемые в процессе публичного выступления манипулятивные техники и виды психологического влияния — это: техника увещевания и внушения; техника введения в заблуждение и манипулирования; техника приманивания и расположения; техника лести и поощрения; техника эмоционализации и заражения; техника запугивания и понуждения.

Далее мы попробуем привести имеющиеся сведения о видах и структуре выступления в деловом общении и приемах психологического влияния, адекватных для каждого из видов публичной речи.

  1. Информационная — направленная на обогащение слушателей новыми знаниями и представлениями. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Условия — актуальность темы. Цели и задачи — пробуждение интереса, удовлетворение запросов. Формы — повествование, описание, объяснение.
  2. Убеждающая — направленная на доказательство или опровержение утверждения, возбуждение у слушателей новых чувств, формирование определенного отношения. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Условия — актуальность темы и наличие интереса аудитории. Цели и задачи — удовлетворение интереса, об суждение проблемы, демонстрация возможных путей решения, обозначение разных вариантов действий. Формы — объяснение, аргументация.
  3. Призывающая — направленная на побуждение слушателей к новому действию или прекращению прежнего. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, увещевание, понуждение, заражение, манипулирование.

    9 стр., 4176 слов

    27. Основные виды внушения

    ... лечения внушением, которое врачи большею частью применяют в виде внушения наяву; ... для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении руководителя и ...  помощью упражнений, направленных на вызывание ... слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у слушателя ... используется для оказания корректирующего влияния на людей, легко берущихся ...

    Условия — актуальность темы и быстрота ее изменения вслед за событиями. Цели и задачи — отождествление представлений оратора и слушателей, актуализация мотивов и потребностей слушателей, пробуждение активности. Характеристики — краткость, эмоциональность, экспрессивность, конкретность.

  4. Протокольная — направленная на представление, приветствие, выражение благодарности, признательности. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение. Цели и задачи — представление, приветствие, выражение благодарности. Характеристики — формальность, краткость, лаконичность
  1. Торжественная — направленная на создание психоэмоционального подъема, повышение настроения. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Характеристики — формальность, краткость, лаконичность.
  2. Траурная — направленная на побуждение слушателя к переживанию чувства скорби, возникновение ощущения утраты. Виды используемого психологического влияния — внушение, заражение. Характеристики — формальность, краткость, эмоциональность.
  3. Неформальная — направленная на объединение слушателей на неформальной основе, повышение групповой сплоченности. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение, манипулирование. Характеристики — эмоциональность, оригинальность, экспрессивность, конкретность, благожелательность.

Таким образом, основными правилами публичного выступления считаются следующие:

14 стр., 6955 слов

Влияние активного социально-психологического обучения на стиль управления руководителя

... Не перестает быть актуальной тема влияние активного социально-психологического обучения на личностный стиль управления руководителя ... Выделяют три стиля управления, наиболее часто использующиеся для характеристики управленческой деятельности: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), ... медленно раскачиваться. При этом руководитель делает внушение путем создания образа шара в области ...

  • ориентация на слушателей с учетом их личностных или групповых особенностей;
  • наблюдение и контроль за невербальными сигналами слушателей, дающих обратную связь;
  • использование в выступлении широкого спектра средств влияния, вербальных, невербальных, экстра- и паралингвистических;
  • использование в выступлении широкого спектра видов психологического влияния, техник и приемов;
  • конструирование речи, создание оптимальной структуры, содержащей вступление (почему выступаю), основную часть (что было, есть, будет, должно быть, как добиться) и заключение (побуждение к действию и изменению ситуации).

Надо заметить, что выступление перед большой аудиторией имеет свою специфику. Особенностями восприятия большой группы являются:

  • безразличие к противоречию, связанное с «автоматичностью» мышления, наполненного стереотипами и клише;
  • чувствительность к актуальности предлагаемых идей, проявляющаяся в реакции лишь на то, что вызывает ее непосредственный интерес;
  • необходимость многократного воспроизведения, превращающего идею-понятие в идею-действие, когда люди не в состоянии рассуждать, а лишь подвергаются внушающим воздействиям.

Понятно, что деловое межличностное общение не сводится только к взаимодействиям массового характера, а представлено и межперсональным общением, в рамках которого рассматриваются факты и приводится логическая аргументация.

11 стр., 5457 слов

Влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ № 10 г. Новоалтайска

... технологий. Цель данной работы было изучение влияния использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в ... осмысление - дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями ... - решают проблемы; контролируют себя; открыты для других идей; слушают собеседника; устанавливают множественные связи между явлениями; терпимо ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector