Тема 5 Выступление в деловом общении

Тема 5 Выступление в деловом общении

Публичное выступление (лекция, доклад и т. д.) представляет собой социально ориентированное, когда общественные отношения выражены наиболее ярко, либо групповое предметно ориентированное, когда четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, общение. В качестве средств его используются различные знаковые системы и подсистемы, подробно рассмотренные нами в первой главе, в первую очередь вербальные.

Оно предполагает, прежде всего, использование внешней устной монологической речи со следующими, характерными для нее признаками:

  • протекание в меняющихся условиях;
  • сокращенное количество слов;
  • относительная простота грамматической конструкции;
  • развернутость и связность;
  • тщательность отбора слов и оборотов;
  • предъявление высоких требований к выступающему.

Публичная речь в деловом общении всегда сугубо прагматична и, как всякая коммуникация в общении, воздействует на слушателей не только вербальными средствами — словами, но и невербальными. К их числу относятся средства, принадлежащие к нескольким невербальным подсистемам, а именно: проксемические, визуалистические, пара- и экстралингвистические, то есть расположение, поза, визуальный контакт, интонации, паузы, темп, ритм, динамика, громкость и т. д. Все это требует от выступающего выбора адекватных средств влияния и владения соответствующими техниками, использующимися во всех видах коммуникации, о которых мы подробно говорили выше, в теоретической части. Поэтому здесь мы остановимся лишь на специфике публичного выступления в рамках деловой коммуникации.

Итак, публичная речь требует в своем произнесении и подготовке соблюдения конкретных правил и следования определенной технологии, включая при этом, согласно риторическому канону, несколько этапов:

  • нахождение — сбор и систематизация материала, определение направленности влияния в процессе выступления;
  • расположение — обдумывание, структурирование и комментирование материала, подбор средств влияния, способствующих повышению продуктивности воздействия речи;
  • оформление — первая редакция, стилистическое оформление, формулирование выступления и заключение, выбор конкретных техник и приемов влияния;
  • запоминание — освоение написанного текста, в том числе и риторически, выделение мест пауз, модуляций, интонаций, определение ритма и темпа, мимики и жестикуляции;
  • произнесение.

При этом существуют различные виды речи в публичном выступлении в формате делового общения, которые могут сочетаться в рамках одного выступления.

12 стр., 5725 слов

Характеристика невербальных средств общения как инструмента создания имиджа педагога

Содержание Введение . Сущность и особенности имиджа педагога .1 Понятие имиджа .2 Имиджевые характеристики педагога . Характеристика невербальных средств общения как инструмента создания имиджа педагога .1 Невербальное общение как компонент эффективного имиджа в педагогическом общении .2 Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации Заключение Список использованных источников Введение ...

Однако при решении современных практических задач выявляется недостаточность старых подходов риторики, уделявших внимание логической выстроенности речи, убедительности аргументации и направленности на публичные выступления ораторов. Исходя из современных представлений, ситуация речевого общения выступает как сложное системное образование с многочисленными компонентами. Особенностью этого подхода следует считать принципиально важный поворот к коммуникативной стороне речи, когда именно взаимодействию коммуникаторов в процессе разговора и общения уделяется основное внимание. Основные используемые в процессе публичного выступления манипулятивные техники и виды психологического влияния — это: техника увещевания и внушения; техника введения в заблуждение и манипулирования; техника приманивания и расположения; техника лести и поощрения; техника эмоционализации и заражения; техника запугивания и понуждения.

Далее мы попробуем привести имеющиеся сведения о видах и структуре выступления в деловом общении и приемах психологического влияния, адекватных для каждого из видов публичной речи.

  1. Информационная — направленная на обогащение слушателей новыми знаниями и представлениями. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Условия — актуальность темы. Цели и задачи — пробуждение интереса, удовлетворение запросов. Формы — повествование, описание, объяснение.
  2. Убеждающая — направленная на доказательство или опровержение утверждения, возбуждение у слушателей новых чувств, формирование определенного отношения. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Условия — актуальность темы и наличие интереса аудитории. Цели и задачи — удовлетворение интереса, об суждение проблемы, демонстрация возможных путей решения, обозначение разных вариантов действий. Формы — объяснение, аргументация.
  3. Призывающая — направленная на побуждение слушателей к новому действию или прекращению прежнего. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, увещевание, понуждение, заражение, манипулирование.

    9 стр., 4176 слов

    27. Основные виды внушения

    ... лечения внушением, которое врачи большею частью применяют в виде внушения наяву; ... для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении руководителя и ...  помощью упражнений, направленных на вызывание ... слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у слушателя ... используется для оказания корректирующего влияния на людей, легко берущихся ...

    Условия — актуальность темы и быстрота ее изменения вслед за событиями. Цели и задачи — отождествление представлений оратора и слушателей, актуализация мотивов и потребностей слушателей, пробуждение активности. Характеристики — краткость, эмоциональность, экспрессивность, конкретность.

  4. Протокольная — направленная на представление, приветствие, выражение благодарности, признательности. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение. Цели и задачи — представление, приветствие, выражение благодарности. Характеристики — формальность, краткость, лаконичность
  1. Торжественная — направленная на создание психоэмоционального подъема, повышение настроения. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Характеристики — формальность, краткость, лаконичность.
  2. Траурная — направленная на побуждение слушателя к переживанию чувства скорби, возникновение ощущения утраты. Виды используемого психологического влияния — внушение, заражение. Характеристики — формальность, краткость, эмоциональность.
  3. Неформальная — направленная на объединение слушателей на неформальной основе, повышение групповой сплоченности. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение, манипулирование. Характеристики — эмоциональность, оригинальность, экспрессивность, конкретность, благожелательность.

Таким образом, основными правилами публичного выступления считаются следующие:

14 стр., 6955 слов

Влияние активного социально-психологического обучения на стиль управления руководителя

Содержание Введение 1. Личностные стили управления в отечественных и зарубежных исследованиях 1.1 Личностные стили управления в отечественных исследованиях 1.2 Личностные стили управления в зарубежных исследованиях 1.3 Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения 1.4 Социально-психологический тренинг и его виды Глава 2. Эмпирическое исследование влияния социально- ...

  • ориентация на слушателей с учетом их личностных или групповых особенностей;
  • наблюдение и контроль за невербальными сигналами слушателей, дающих обратную связь;
  • использование в выступлении широкого спектра средств влияния, вербальных, невербальных, экстра- и паралингвистических;
  • использование в выступлении широкого спектра видов психологического влияния, техник и приемов;
  • конструирование речи, создание оптимальной структуры, содержащей вступление (почему выступаю), основную часть (что было, есть, будет, должно быть, как добиться) и заключение (побуждение к действию и изменению ситуации).

Надо заметить, что выступление перед большой аудиторией имеет свою специфику. Особенностями восприятия большой группы являются:

  • безразличие к противоречию, связанное с «автоматичностью» мышления, наполненного стереотипами и клише;
  • чувствительность к актуальности предлагаемых идей, проявляющаяся в реакции лишь на то, что вызывает ее непосредственный интерес;
  • необходимость многократного воспроизведения, превращающего идею-понятие в идею-действие, когда люди не в состоянии рассуждать, а лишь подвергаются внушающим воздействиям.

Понятно, что деловое межличностное общение не сводится только к взаимодействиям массового характера, а представлено и межперсональным общением, в рамках которого рассматриваются факты и приводится логическая аргументация.

11 стр., 5457 слов

Влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ № 10 г. Новоалтайска

Содержание Введение Глава 1. Научно-теоретические основы воспитательных технологий .1 Понятие и классификация воспитательных технологий .2 Основные воспитательные технологии Глава 2. Использование современных воспитательных технологий в средней школе .1 Краткая характеристика МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска .2 Влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в ...