Исследования малых групп в зарубежной социальной психологии

Исследования малых групп в зарубежной социальной психологии О. О. Тулина Первые собственно экспериментальные исследования малых групп за рубежом были проведены в США американским психологом Н. Трипплетом (1887 г.), который предпринял попытку сопоставить эффективность индивидуального действия человека, выполненного в одиночку и в условиях группы.Ему принадлежит открытие эффекта социальной фасилитации, который он определил как усиление доминантных реакций в присутствии других [3, с. 98]. Серию соответствующих экспериментов позднее, уже в 20-е гг. XX века осуществили в Германии В. Меде и в США Ф. Оллпорт.

Дальнейшие результаты этих экспериментов показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, заданий на моторику.Ф. Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как «совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Отказ рассматривать группу как определенную реальность Ф. Оллпорт объяснял отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его позитивистскими установками [4, с. 245]. В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.

Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 30-х — начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения.

Так, например, американский психолог М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм. В своей книге «Основы социальной психологии» он различает два типа групп: актуальная группа членства и референтная группа, к которой человек причисляет себя психологически.Референтная группа, по его мнению, это реальная или воображаемая общность, на нормы, мнения и ценности которой человек ориентируется в своем поведении.

Сам феномен «референтной группы» был введен Г. Хайменом. В его экспериментах было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами.

19 стр., 9415 слов

Психологические характеристики малых групп как объекта социальной психологии

... социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; ... методов и методик исследования, разработанных социально-психологической наукой. Частная методология социальной психологии нацелена на всестороннее исследование изучаемых явлений ...

Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях. Он выделяет позитивные и негативные референтные группы.Позитивные — это группы, нормы и ценностные ориентации которых принимаются человеком и вызывают у него стремление быть принятым в них. Негативные — группы, которые вызывают у человека стремление выступить против них, и членом которых он не хотел бы быть ни в коем случае [3, с. 95 — 96]. В. Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу «живых» групп в трущобах большого города.

В этот же период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной организации Ч. Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания внутреннего равновесия и сплочения); складывается «теория черт» лидерства и т. п. Серию знаменитых Хоторнских экспериментов, которые осуществлялись в течение 13 лет (1924 — 1936 гг.), провел американский социолог и психолог Э. Мейо. В ходе экспериментов было сделано ряд важных открытий.

Первое — наличие у людей особого чувства — «социобильности», т. е. потребности в принадлежности к группе. Второе — существование формальных и неформальных групп. Третье — значение неформальных групп.Четвертое — обнаружение внутригрупповой морали и внутригрупповых норм взаимоотношений и поведения [3, с. 24 — 25]. Мораль и нормы, формируемые внутри неформальной группы, диктуют человеку определенные стереотипы поведения в процессе трудовой деятельности.

Каждый работник, по его мнению, являясь членом группы, ориентируется в своем поведении на те моральные ценности и нормы, которые сформировались в его группе. В целом, благодаря исследованиям Э. Мейо, в США оформляется теория «человеческих отношений», главный постулат которой: человек — это «социобильное существо», ориентированное на принадлежность к определенной группе и включенное в контекст группового поведения.Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К. Левину, который явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Ему принадлежит так называемая «теория поля», центральная идея которой в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих.

Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и другими группами, каковы условия их успешного функционирования? Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерство в группах [1, с. 201 — 202]. Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. У альта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. К. Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.

7 стр., 3070 слов

Проблема поведения в психологии

... смежных областях (биологии, анатомии, физиологии) способствовало развитию психологии. В частности, что касается проблемы поведения, то теория Дарвина оказала огромное влияние на ее рассмотрение. ... проявлений. Павлов называет высшую нервную деятельность животных поведением. Однако обратимся собственно к психологии. Как проблема поведения рассматривается различными психологическими школами? От Декарта ...

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом.

В этот период возникает объективная потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами.К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов, определявших развитие психологии групп, таких, как: теория поля, интеракционистская концепция, теория систем, социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход, эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теория подкрепления [2, с. 13 — 21]. Безусловно, вклад западных ученых в изучение малых групп огромен. Нет сомнения в том, что в рамках этих исследований были высказаны чрезвычайно важные идеи относительно понимания малой группы, ее характеристик, групповых норм и ценностей.

Однако, ни одно из них не рассматривало малую группу с позиций содержания групповой деятельности, не акцентировало внимание на изучении динамики группы, нигде не была подчеркнута специфика малых групп как элементов общественной структуры.

Эти и другие вопросы были подняты отечественными учеными. Список литературы 1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений М.: Аспект Пресс, 2001 376 с. 2. Кричевский Р. Л Дубовская Е. М. Психология малой группы: теорретические и прикладные аспекты М.: Изд-во МГУ, 1991 205 с. 3. Почебут Л. Г Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие СПб.: Речь, 2002 298 с. 4. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие.

Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: ВЛАДОС, 1995 544 с. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта .