Вопрос №17 Семейная воспитательная группа как форма социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении.

Вопрос №7. Развитие системы защиты детства на современном этапе.

90 – 2000 г.

Причины:

соц-экон-я ситуация изменилась, перестройка

новые правовые стандарты о защите детей (ООН Конвенция) , новые категории детей, (семьи беженцев), новые соц учреждения( приюты, соц.центры), положения о приемной семье, инновационные формы — детские деревни, общественные организации, политика об улучшении положения детей, в 96г. указ президента о политике семей, поправки в кодексе.

 

Ведущими положениями современной концепции детства являются:

новый образ ребенка, основанный на понимании его как субъекта развития, признания за личностью права на свободное саморазвитие;

— признание самоценности детства как самостоятельного периода в жизни человека;

— признание первостепенного значения общего развития в детском возрасте, заклады-

вающего основы дальнейшего формирования личности;

— утверждение качественного своеобразия и непреходящей ценности отдельных периодов

детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих

психических процессов и качеств;

— выявление способностей и интересов личности в раннем возрасте и своевременное

создание условий для их развития;

— бережноохранительное отношение к душевной жизни ребенка, поддержка детской ин-

дивидуальности;

— понимание воспитательного процесса как процесса становления личностного образа ре-

бенка, поиска им индивидуального пути своего развития, ценностей и смыслов жизни, овладение технологиями саморазвития и жизнетворчества, культурного самостроительства собственной личности.

 

Система социальноправовой защиты детства это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальноправовой защиты российских детей.

Система социальной защиты детства — система осуществляемых обществом и его официальными структурами различных мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, ... лет. Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием орга­нов чувств; отрочество — развитием ... детей как деятельных членов общества, он одновременно подчеркивал необходимость защиты ... ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему ...

 

Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция ООН о правах ребенка (1989г)

ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в РФ (1997г.) ФЗ об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (1991г.)

Вопрос №17 Семейная воспитательная группа как форма социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении.

СВГ создаются на основе действующего международного, федерального и регионального законодательства. Деятельность семейных воспитательных групп регламентируют международные нормативные документы: Конвенция ООН о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей, федеральные: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон от 04.12.1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный Закон от 24.06.1999 года №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

Семейная воспитательная группа – структурное подразделение социально-реабилитационного центра (далее СВГ).

Является одной из перспективных форм воспитания детей, оказавшихся в социально опасном положении или находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 3 до 18 лет.

Семейная воспитательная группа– это реабилитационная семья, отличающаяся от других форм принятия детей на воспитание – временным характером и договорным способом оформления отношений. Ребенок, переданный на воспитание в семью, является воспитанником реабилитационного центра и содержится на полном государственном обеспечении. На период нахождения ребенка в семейной воспитательной группе РЦентр несет ответственность за его жизнь, здоровье, воспитание и развитие. Семья, взявшая на воспитание ребенка, обеспечивает заботу, социальную адаптацию, нормальные жизненные условия, воспитание и развитие. А самое важное: ребенок приобретает жизненно-важный опыт проживания в реальной семье, по образцу которой в будущем он сможет построить свои собственные семейные отношения.

Отличие семейной воспитательной группы от приемной семьи

1) возможность помещения в СВГ не только детей, оставшихся без попечения родителей, но и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей и подростков, не имеющих формальных признаков, позволяющих дать им статус оставшихся без попечения родителей, но фактически являющихся таковыми;

2) ограниченный временный характер нахождения ребенка в семье;

3) более тесное взаимодействие воспитателей СВГ со специалистами учреждения в социальной реабилитации детей и подростков;

4) возможность оказания комплексной (медицинской, психологической, педагогической, социально-правовой) помощи воспитаннику учреждения, проживающему в семье.

Цель технологии:

Социальная реабилитация несовершеннолетнего и приобретение положительного семейного опыта.

Задачи технологии:

1.Оказание социально – педагогической, социально – правовой, социально – медицинской помощи несовершеннолетним – воспитанникам социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.

10 стр., 4819 слов

Социально-психологический портрет несовершеннолетних находящихся ...

... несовершеннолетнего социальный несовершеннолетний опасный тревожность Социально опасное положение несовершеннолетнего (СОП) - обстановка в семье ребёнка, подростка, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию ... мир и индивидуальные качества личности. Современная семья переживает сложный этап - переход от традиционной модели к новой. Сегодня ...

2. Восстановление социального статуса несовершеннолетних в коллективе сверстников.

3. Приобретения позитивного семейного опыта, в том числе семейных традиций, детско-родительских отношений.

4. Расширение социального окружения, развитие творческих способностей и личностного роста ребенка.

Этапы технологии:

1.Подготовительный этап (подбор кандидатов в воспитатели СВГ, подбор воспитанников в СВГ.)

2.Диагностический этап (установление социально – психологического портрета несовершеннолетнего).

3. Процедурный этап включает в себя мероприятия, направленные на налаживание контакта между воспитанником и воспитателем СВГ.

4.Этап обработки информации включает выявление существа проблем воспитанника и причин их возникновения.

5. Этап первичного формулирования целевой установки в работе с воспитанником (первичный социальный консилиум).

6. Этап организационной работы (реализация намеченного плана реабилитации с привлечением необходимых специалистов).

7.Этап мониторинга эффективности проводимых мероприятий (промежуточный социальный консилиум).

8. Контрольно – аналитический этап работы (заключительный социальный консилиум).

Деятельность ОСВГ направлена:

— на обеспечение гарантий ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, в жизнеустройстве, защите прав и законных интересов;

— на достойную форму существования в здоровой социальной среде;

— на заботу о его жизни, здоровье, образовании.

Принципиальная идея, которой руководствуются коллектив Центра и воспитатели ОСВГ – помочь маленькому человеку обрести положительный опыт семейной жизни.

Требования к кандидатам в воспитатели СВГ:

— педагогическое образование;

— здоровый образ жизни;

— любовь к детям;

— жилищные условия, необходимые для всестороннего развития ребенка;

— заключение психолога о соответствии личных качеств воспитателя и его психологической совместимости с ребенком;

— медицинское заключение о состоянии здоровья воспитателя СВГ и членов его семьи;

— письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи кандидата в воспитатели СВГ на воспитание несовершеннолетних в их семье;

— справка об отсутствии судимости.

Воспитатель СВГ учит воспитанника:

— организовать быт, труд и отдых в семье;

— жить по режиму дня;

— ухаживать за собой;

— строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми;

— успешно обучаться в школе по месту жительства СВГ;

— вести здоровый образ жизни;

— уважать родителей и старших.

Помещение ребенка в СВГ не требует установления над ним опеки и попечительства, оставляя его в качестве «воспитанника Центра».

3 стр., 1377 слов

Особенности воспитания педагогически запущенных детей

... № 5. – с.30 – 32. 8. Бондоренко Л.И. Вопросы перевоспитания педагогически запущенных детей. Л.,1975.98с. 9. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением: Учеб.- метод. Пособие для студ. / Под ред. М.И.Рожкова. ... сочинения том 2. Москва «Педагогика» 1977. – 402с. 29. Морозова Е.И. Проблемные дети – сироты: советы воспитателям и опекунам. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.- 178с. 30. Мясищев В.Н. ...

17. Семейная воспитательная группа – это реабилитационная семья, отличающаяся от других форм принятия детей на воспитание — временным характером и договорным способом оформления отношений.

Создание СВГ позволяет обеспечить для детей, находящихся в социально-реабилит центрах, условия семейного воспитания, наиболее оптимальные для реабилитации реб. Кроме того, временное устройство детей в СВГ позволяет освободить места для доп приема безнадзорных, бродяжничающих детей в специализир учреждения.

Реб, переданный на воспит в семью, является воспитанником реабилит Центра и содержится на полном гос обеспечении. На период нахождения реб в СВГ Центр несет ответственность за его жизнь, здоровье, воспитание и развитие.

Воспитатель СВГ является сотрудником Центра. Семья, взявшая на воспитание реб, обеспечивает заботу, соц адаптацию, нормальные жизненные условия, воспитание и развитие.Воспитание реб в условиях СВГ дает разносторонний положительный эффект:

положительная динамика в состоянии здоровья развития и соц адаптации отмечается специалистами уже через месяц;

создание благоприятной обстановки для коррекционно-реабилитац работы с детьми, адекватной социализации (проживание различных ролей в семье, наблюдение над образцами детско-родительских, супружеских отношений, чувство «тыла» в самостоятельной жизни); более глубокое изучение положения биологической, кровной семьи воспитанника и оказание ей комплексной помощи, кот реализуется через систему соц, психолого-пед сопровождения;

организация доп рабочих мест женщинам;содержание ребенка в семье обходится государству в 1,5 – 2 раза дешевле, чем в специализир учреждении;позволяет специалистам разного профиля вести комплексную, многоплановую работу по реабилитации несовершеннолетних и их семей.

Задачи СВГ:сохранить для реб родную семью с помощью комплекса реабилитац мероприятий в сочетании с собственной активностью семьи; предоставить ему возможность получить положительный семейный опыт, уроки семейно-ролевого поведения, путем реабилитации через СВГ в случае невозможности проживания реб в биологической семье, содействовать его жизнеустройству в приемную или опекунскую семью.

Кандидатом в воспитатели СВГ могут стать лица, обладающие приемлемыми личными качествами, соц устойчивостью, имеющие нормальные взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. Предпочтение отдается полным семьям. Кандидаты в воспитатели должны быть физически и психически здоровы.При помещении реб в СВГ учитываются его индивидуальные особенности и потенциальные возможности семьи. Передача в СВГ реб, достигшего 10 лет, осущ только с его согласия. Несовершеннолетние, не лишенные родительского попечения, направляются на индивидуальное воспитание по заявлению родителей (или лиц, их замещающих).

Для каждого ребенка воспитатель подбирается индивидуально, он проходит спец подготовку. С кандидатом в воспитатели работают психологи учреждений, кот дают заключение о соответствии личностных качеств к предполагаемой должности и о его психол совместимости с воспитанником.Учреждение обеспечивает несовершеннолетнего, проживающего в СВГ, питанием, медикаментами по нормам, установленным для воспитанников учреждения, либо в форме денежной компенсации.

8 стр., 3553 слов

"Проблемы воспитания глухого ребёнка в семье" консультация

... контакты с родителями таких детей, воспитывать в их лице верных и грамотных помощников в своей работе. Родители, имеющие глухих и слабослышащих детей, не всегда чувствуют себя уверенными в вопросах общения и воспитания ребенка с нарушением слуха и речи. Убедившись в ...