18
План лекции
1. Переход к словесной технике речи.
2. Характеристика начального детского лексикона.
3. Генерализация языковых явлений как основная закономерность речевого развития.
4. Становление механизмов номинации.
Лексика– вся совокупность слов, входящих в состав языка.
Лексикон– словарь, запас слов, которым владеет человек.
Лексикология – раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка.
Лексема – слово.
Аффикс– служебная морфема для образования слов.
Семантика— смысл, значение.
1 Переход к словесной технике речи
Вопросу развития лексики детской речи посвящено большое количество исследований. В работах М.М.Кольцовой, Н.И.Жинкина, Г.Л.Розенгарт-Пупко, Е.В.Винарской и др. рассматривается процесс овладения ребёнком словом.
В этих работах отмечается, что предпосылки развития речи, в том числе и словаря, определяются двумя процессами: неречевой предметной деятельностью самого ребёнка и речевой деятельностью взрослых, их общением с ребёнком. Через неречевую деятельность ребёнок начинает познавать окружающий его мир. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действиями, происходит обогащение его словаря. Общение взрослых с ребёнком вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Постепенно общение взрослых от одностороннего и просто эмоционального переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковых символов. Ребёнок сознательно подключается к речевой деятельности.
В конце первого и начале второго года жизни ребёнка всё большую силу приобретает словесный раздражитель. На начальной стадии реакция ребёнка на него проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда).
Затем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребёнка развивается подражательность, многократное повторение нового слова. Это способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова (лепетные слова), представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова. Такие слова состоят, как правило, из ударных слогов (собака-бака, лопата-пата).
Большинство исследователей называют их словами-предложениями. В таких словах-предложениях отсутствует грамматическое оформление. Выражается в них повеление, указание, называние предмета или действия (дай, там, ляля, бай).
Разрешения конфликтов: дети — взрослые
... подростков. Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как мож ... фликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытое противоборство, развитие открытого противоборства, разрешение конфликта и эмоциональное переживание ... не дружу»), а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией («понял?», «ну» и ...
Далее, в возрасте от 1,5 до 2 лет, происходит расчленение слова-предложения на части. Эти части уже могут вступать между собой в различные комбинации. ( Петя бай. Петя ляля).
В этот период быстро растёт запас слов. К концу 2 года он составляет около 300 единиц.
В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря. Он активно использует вопросы « что это», «как это называется».
В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова расплывчато, аморфно. Слово может иметь несколько значений (полисемантичность ).
Одно слово обозначает и предмет, и признак, и действие с предметом ( кых – кошка, пушистая, гладить).
Слово сопровождается определённой интонацией, жестами для уточнения его значения. Постепенно, по мере развития словаря в процессе общения со взрослыми, дети усваивают всё новые слова, уточняется и как бы сужается значение этих слов.
Обогащение жизненного опыта ребёнка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, т.к. существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.
Е.А.Аркин
1год – 9 слов, 1год 6 мес. – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 мес. – 1110 слов, 4 года – 1926 слов.
А.Штерн
1,5 года – 100 слов, 2 года – 200-400 слов, 3 года – 1000-1100 слов, 4 года – 1600 слов, 5 лет – 2200 слов.
А.Н.Гвоздев
В словаре четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50,2 % существительных, 27,4 % глаголов, 11,8 % прилагательных, 5,8 % наречий, 1,9 % числительных, 2,2 % союзов, 0,9 % предлогов, 0,9 % междометий и частиц.
2 Характеристика начального детского лексикона
Начальный детский лексикон может быть охарактеризован через закономерности его формирования.
1. Наличие лепетных комплексов в составе лексикона
2. Наличие стандартного набора понятий.
3. Преобладание звукоподражательных слов.
4. Наличие протослов.
5. Тесная связь лексикона с практическим действием ребёнка.
6. Диссоциация в развитии активного и пассивного словаря ребёнка.
В начальном детском лексиконе особое место занимают лепетные комплексы. По своему звуковому составу они сходны со словами. Но в отличие от слов они не обладают ещё грамматическими значениями. Лепетный комплекс может служить словесным знаком тогда, когда он связывается с определёнными, повторяющимися ситуациями.
В начальном детском лексиконе существует определённый набор понятий, которыми овладевают все дети, несмотря на индивидуальные различия между детьми. Исследователи установили основные группы слов, появляющиеся в речи детей. К ним относятся:
1. Окружающие ребёнка лица.
2. Птицы и животные.
3. Природные явления.
4. Игрушки.
5. Еда.
6. Сон.
7. Движение.
8. Одежда, обувь.
9. Падение чего-нибудь.
10. Исчезновение чего-нибудь.
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием ...
... [8]. Ядро лексикона составляют наиболее частотные слова, а периферию - редко употребляемые слова. Таким образом, количественный анализ предикативного словаря у детей позволит определить наиболее частотные предикаты, составляющие ядро ... В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М.: Просвещение.-178с.-207с. 13. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного за-паса в повседневной ...
11. Место.
12. Оценка.
13. Транспорт.
14. Купание.
15. Предметы в доме.
16. Естественные потребности.
17. Состояния (больно )
18. Некоторые действия и намерения ( дай, на ).
19. Согласие ( да, неа ).
20. Этикетные фразы ( здравствуй ).
21. Осуждение за проступок ( ай-ай, низя ).
В начальном детском лексиконе преобладают звукоподражательные слова (би-би, ав-ав, му-му ).
Такие слова называются ОНОМАТОПЕЯ. Звукоподражательные слова доступны детям и в произношении, и в осмыслении. Они тесно связаны с конкретными живыми и неживыми предметами, с конкретными действиями детей. Постепенно дети переходят к употреблению нормативных слов. Но ещё определённое время в их речи мирно сосуществуют и звукоподражательные слова, и нормативные слова.
Протослова – это слова, которые дети изобретают сами. В строгом смысле это не слова, а звукокомплексы. Они являются переходными от лепета к словесной речи. Однако постоянство звуковой оболочки и постоянство смысла у таких звукокомплексов позволяет относить их к словесным знакам. КЫХ – открыть, ГРРР – движение. Для обозначения подобных слов в специальную литературу был введён термин « вокабула».
Встречаются в речи детей и такие звукокомплексы, которые по вешнему облику напоминают слова, но в отличие от протослов не имеют постоянного смысла. Они обозначают разные предметы в разных ситуациях. Эти комплексы позволяют ребёнку участвовать в коммуникации при том, что у них в лексиконе недостаточно слов для общения, а поговорить хочется. ПУМПА, ДАКА. Как у Шукшина Пашка Колокольников говорит: «Манжерокен норсульфазол,пирамидон».
Необходимо отметить, что начальный детский лексикон тесно связан с практическими действиями детей. У них возникает необходимость номинации ( называния ) явления, предмета, признака, действия в процессе коммуникации.Не всё из этого списка дети могут показать, указать рукой, определить жестом. Поэтому им приходится пользоваться словами.
Диссоциация (нарушение содружества) в развитии активного словаря ( того, которым ребёнок активно пользуется) и пассивного словаря ( того, который доступен пониманию, но не актуализируется в данный момент) заключается в том, что активный словарь увеличивается скачкообразно, а пассивный словарь пополняется достаточно плавно. В активный лексикон слово попадает, когда ребёнок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и после длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. По объёму пассивный словарь в несколько раз превышает активный словарь. Перевод слова из пассивного лексикона в активный называется актуализацией.
3 Генерализация языковых явлений как основная закономерность речевого развития
Язык как система предполагает наличие нескольких уровней, каждый из которых имеет свои единицы. Фонемный – фонема, морфемный – морфема, лексический – лексема, словообразовательный – универбы, синтаксический – предложение. Мы рассмотрим два из них: лексический и словообразовательный.
Формирование лексики у детей тесно связано с процессами словообразования. По мере развития словообразования детский лексикон обогащается за счёт производных слов. Т.о., лексический уровень языка – это совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия механизмов словообразования. Словообразовательный уровень языка – это обобщённое отражение способов образования новых слов на основе определённых правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели-типы).
Процесс развития связной монологической речи у детей старшего ...
... ляются сущестʙенные различия ʙ уроʙне речи детей. Глаʙной задачей разʙития сʙязной речи ребёнка ʙ данном ʙозрасте яʙляется соʙершенст ... ʙоʙание монологической речи. Эта задача решается через различные ... можно побуждать ребенка слушать, рассматриʙать, ɜапоминать, аналиɜироʙать. Ребёнок этого ʙоɜраста уже хорошо ɜнает осноʙные цʙ ...
Универб – это производное слово, которое реализует в речи сформировавшееся представление о модели-типе словообразования (продуктивные и непродуктивные модели, образование существительных – суффиксы – к-, -ик-, -чик- уменьшительно-ласкательные).
Лексические средства не всегда могут выразить новые представления ребёнка об окружающей действительности, поэтому он использует словообразовательные средства. В процессе речевого развития ребёнок знакомится с языком как системой. Но он не способен сразу усвоить все закономерности языка, не может он усвоить сразу всю сложнейшую языковую систему, которую использует в своей речи взрослый человек. Поэтому язык ребёнка на каждом из этапов развития представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, со своими правилами комбинирования языковых единиц. Постепенно по мере развития речи ребёнка языковая система расширяется и усложняется. Ребёнок усваивает всё большее количество правил и закономерностей языка на лексическом и словообразовательном уровнях.
На основе отражения и закрепления в сознании ребёнка системных связей языка формируются языковые обобщения. В процессе восприятия и использования слов, которые имеют общие элементы, в сознании ребёнка происходит деление слов на единицы ( морфемы).
Т.о., на ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.
Усвоив продуктивную словообразовательную модель, ребёнок «генерализует» эту модель. Он переносит её по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям. Это проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Суть «генерализации» состоит в том, что аналогичные явления могут быть названы аналогичным образом ( заячий–лисячий,свинячий, ежачий, слонячий).
Явление генерализации оказывается возможным потому,что ребёнок, анализируя речь окружающих, вычленяет из слов определённые морфемы и соотносит их с определённым значением. Морфему –ниц— он соотносит со значением посуда, опираясь на это значение в словахмыльница,сахарница,конфетница. И создаёт на этой основе новое словосольница.Синяк – желтяк, покупатель – продаватель, приземлился – прицветочился.
Т.о., на основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребёнка закрепляются модели-типы, в которых определённые значения связываются с определённой звуковой формой.
4 Становление механизмов номинации
Первые 3-5 слов ребёнка по своему звуковому составу очень близки к словам взрослого (мама, папа, баба, дай).
Ребёнок отбирает из обращённой к нему речи взрослых те слова, которые доступны его артикулированию. Эти слова закрепляются в речи ребёнка Они многократно повторяются взрослыми и становятся для ребёнка сильными словесными раздражителями. Первые речевые реакции ребёнка связываются с определённым кругом ситуаций или с предметами и закрепляются за ними.
Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста
... языка. Дыхательный и артикуляционный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь ... Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам ... верхним зубам. Предложите малышу отделить ее языком (делать им движения по внутренней стороне ...
Т.е., слово формируется в его специфической функции – знаковой единицы. Формирование первых детских слов основывается на ведущей роли эхо-феномена, в основе которого лежат эхокинезии, эхомимии и эхообразные повторения доступных звуков из речи взрослого. В ходе дальнейшего развития несовершенство моторной координации органов артикуляции заставляет ребёнка отказаться от пути точной передачи звукового состава слов и перейти к воспроизведению не звуковых, а ритмико-слоговых и интонационных характеристик словесного материала (тититики – кирпичики).
В процессе речевого общения ребёнок не просто заимствует слова из речи окружающих его людей. Он не просто пассивно закрепляет слова и словосочетания в своём сознании. Ребёнок, овладевая речью, проявляет себя активно. Он анализирует речь окружающих, он выделяет морфемы и создаёт новые слова, комбинируя морфемы. В процессе овладения словообразованием ребёнок осуществляет следующие операции: 1вычленение морфемы из слов,2обобщение значения и связи этого значения с определённой формой,3синтез морфем при образовании новых слов.
Исследователи выделяют два основных механизма номинации в детской речи.
1. Ребёнок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, но при словообразовании правильный корневой элемент комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами ( не принятыми в языке).
При этом ребёнок заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы вместо непродуктивных ( сольница, матросята, коровний, обколючилась, отсонилась) .2. Ребёнок заменяет одно звучание слова другим. При этом происходит изменение этимологии слова, переосмысление его значения. В этом проявляется стремление ребёнка установить связь непонятного слова со значением знакомых и понятных. Этот механизм перекликается с принципом «народной этимологии» (копать –лопать, лопатка –копатка,забодаю –зарогаю, вазелин –мазелин, компресс –мокресс, слюнки –плюнки)
Он свидетельствует о функционировании в сознании ребёнка системы межсловесных связей, «вербальной сети», о начале установления словообразовательной парадигмы.
Существуют определённые закономерности начального этапа словообразования.
1.Выравнивание основы, сохранение тождества корня (основы) в производном слове.
2. Замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными.
3. Переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане формально-знакового выражения.
Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Например, прежде всего ребёнок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы.
Т.о., овладение механизмами номинации осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.
Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя ...
... опорной базой для самостоятельного образования ребенком новых грамматических форм слова по аналогии. Период усвоения грамматической структуры предложения (с 1г.10 мес. до 3 лет). Этот ... методику коррекционно-развивающего обучения, способствующую преодолению недоразвития лексико-грамматического строя речи и слухового восприятия у детей данной категории. 6.Экспериментально апробировать и ...
План семинара
1. Процесс овладения знаковой природой слова: формирование денотативного и сигнификативного значений.
2. Характеристика языковых средств детской речи : детерминизм формы языковых знаков, окказиональное словообразование, диффузность употребления лексем.
3. Особенности толкования слов детьми.
4. Разделение слов по объёму обобщения.
5. Усвоение переносных значений слов.
6. Овладение фразеологией.
Литература
1. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить.- СПб., 1998(с.51-58, с.90-94).
2. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. – М., 2000(с.48-66, с.167-203)
ОВЛАДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИМИ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМИ ЯЗЫКА
План лекции
1. Практическая грамматика детской речи, её отличие от грамматики взрослых ( простота, универсальность, наличие активного творческого поиска).
2. Развитие морфологии.
3. Нарушения морфологической нормы.
4. Развитие синтаксиса.
5. Типичные случаи нарушения синтаксической нормы.
Грамматика – строй языка, т.е. система морфологических категорий и норм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Г=М+С
Морфология– часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, законы их существования и формообразования (строй слова).
Синтаксис– раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, а также сами словосочетания и предложения ( строй предложения).
Морфема – минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс).
Флексия – окончание, изменяемая часть слова.
1. Практическая грамматика детской речи.
Грамматика детской речи называется практической, потому что дети усваивают её в процессе речевой практики, не пользуясь теоретическими положениями науки. Она отличается от грамматики взрослых своей простотой и универсальностью, а также наличием активного творческого поиска. Дети активно ищут грамматические формы для выражения содержания, они не могут опираться на известные взрослым языковые закономерности. Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. Прежде чем начать использовать языковую форму, ребёнок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, а использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Процесс овладения грамматическими правилами является доминирующим в создании речевой продукции ребёнка.
Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у ...
... Заключение В нашей работе мы изучили особенности развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста. Проведенные исследования показали, что при низком уровне ... выдвинутую гипотезу. В итоге проведенных исследований можно заключить, что познавательные процессы и речь представляют собой важные компоненты психики дошкольника, развивающиеся взаимосвязанно. Эта взаимосвязь наиболее ...
2. Развитие морфологии.
Раскрыть содержание процесса развития морфологии возможно только с учётом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка. Изменения слов и образования новых слов в речи ребёнка происходит через создание словесных комбинаций, через объединение слов в высказывание.
Первые словосочетания ребёнок либо заимствует из речи окружающих целиком, либо создаются им самим. Вначале ребёнок не способен использовать усвоенные им слова в нескольких грамматических формах. Он использует одну форму в разных конструкциях ( существительное всегда только в именительном падеже, глагол – в инфинитиве).
Ребёнок не переконструирует извлечённые из речи окружающих слова в собственной конструкции. Мама ниска титать – Мама, почитай книжку. Ребёнок вычленяет в воспринимаемом и воспроизводимом языковом материале только план общего содержания. Он сосредотачивается на общем смысле слова, заключённом в его лексической основе. (Изучение иностранного языка. Фразы лепятся из набора слов.) Формальные ( знаковые) средства языка не воспринимаются ребёнком.
В дальнейшем ( после 1 года 10 месяцев до 3 лет ) дети начинают замечать технику связи слов в предложении и в их речи появляются первые случаи словоизменения. Теперь в зависимости от синтаксической конструкции высказывания ребёнок начинает грамматически по- разному оформлять одно и то же слово. Это кис-а. Дай кис-у. У существительных появляются различные падежные окончания. У глаголов начинают употребляться окончания 3лица изъявительного наклонения ( -ит, -ет).
Усвоение грамматической изменяемости слов связано прежде всего с умением употреблять определённый набор флексий при одной общей основе слова. Одновременно с появлением грамматической изменяемости слов дети перестают использовать слова-звукоподражания.
А.Н.Гвоздев выявил следующую последовательность усвоения ребёнком грамматических форм русского языка: число существительных – уменьшительная форма существительных – категория повелительности – падежи – категория времени – лицо глагола. Т.о., очевиден путь от конкретных форм к более абстрактным. Появление первых грамматических форм у ребёнка тесно связано с определённым уровнем его развития. Например, первые формы ед.ч. и мн.ч. появляются тогда, когда ребёнок начинает понимать различие в количестве предметов. Формы глагола наст., буд., прош. Времени появляются при усвоении значения слов «сейчас», «потом».
По мере развития ребёнок овладевает нормативным чувством правила. Он научается определять, является ли высказывание правильным относительно языкового стандарта. Появляется чувство грамматичности, явление самокоррекции. В реке было много рыбов…рыбей…рыбы.
Ситуативно-личностное общение ребенка с матерью как условие развития ...
... большую его половину составляют дети. «Детство — этап подготовки к будущей жизни ребёнка», который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии. Период детства ... исследования является ситуативно-личностное общение матери и ребенка. Предмет исследования: особенности развития речи детей младенческого возраста. Цель: теоретически обосновать возможности ситуативно – личностного общения с ...
3. Нарушения морфологической нормы
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Естественно, что в речи детей будут встречаться и ошибки. Причём, в речи детей существуют ошибки, которые закономерно повторяются у всех правильно развивающихся детей.
Глагол1. Построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребёнка (вставаю, лизаю, жеваю).
2. Употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде.
Существительное1. Изменение по падежам (стулы, стулов , стулами).
2. Образование творительного падежа путём присоединения к корню окончания –ом независимо от рода существительных ( иголком, ложком, кошком).
3. Ошибки в родовых окончаниях существительных (лошадиха, людь, кош-кот, коров-бык).
ПрилагательноеУпотребление сравнительной степени прилагательных от существительных ( хорошее, высокее, короткее, плохее,.
Для полноценного овладения морфологической системой языка ребёнок должен своевременно научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определять их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счёт которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов ( морфемами).
У детей с ОНР происходит нарушение формирования этих грамматических операций. В результате возникают морфологические аграмматизмы в речи таких детей. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, в трудностях соотнесения морфемы с её звуковым образом. Аграмматизмы возникают в процессе овладения практической грамматикой. В специальной литературе их называют окказиональными формами. Основным речевым механизмом окказионализмов является « гипергенерализация», т.е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами. С.Н.Цейтлин выделила 5 видов окказионализмов (с. 107-110).Они присутствуют в речи детей при нормальном и при нарушенном речевом развитии. Однако, существуют и специфические нарушения морфологической нормы, характерные для детей с ОНР. К ним относятся:
1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (пишет ручка, зелёный шары, много стулов); 2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц); 3) неправильное согласование существительных и местоимений с глаголами (дети поёт, она кушал); 4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево росла); 5) неправильное употребление предложно-падежных конструкций (на партом, в столу).
Дети с ОНР по-особому усваивают грамматический строй речи. Они усваивают слова в их нерасчленённом, целостном виде на основе механизмов имитации. Они овладевают процессом расчленения слов на составляющие его морфемы на основе механизмов анализа и синтеза более медленными темпами, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Несоответствие возрастным критериям и качественное своеобразие морфологического строя речи позволяет диагностировать наличие ОНР.
Психографологические особенности письменной речи детей старшего ...
... Специалисты-графологи утверждают, что в мире не существует двух одинаковых почерков. Другими словами, изучение индивидуальных особенностей личности с теми или иными элементами почерка, систематизация полученных ... анализа почерков. Для того, чтобы окрестить новую науку аббат использовал два греческих слова. Так и родилось имя новой науки - графология. Отцом современной графологии принято считать ...
4. Развитие синтаксиса.
Переломным моментом в развитии детской речи становится возникновение способности самостоятельно правильно по смыслу употреблять целый ряд лексических и грамматических элементов.
Начальный период этого процесса характеризуется выраженными ограничениями в количестве слов, включаемых детьми в одно предложение, и в количестве используемых грамматических элементов. Постепенно объём предложения увеличивается. Когда объём достигает трёх слов, появляются первые случаи словоизменения, начинает устанавливаться грамматическая связь между словами, устанавливается согласование между подлежащим и сказуемым, развивается подчинение глаголу. Первые синтаксические конструкции создаются детьми из ограниченного числа элементов. Дети воспринимают из речи взрослых синтаксическую конструкцию «субъект действия + его действие», в которой действие выражено глаголом с элементами –ит, -ет. Затем дети начинают самостоятельно строить грамматически правильные предложения, состоящие из изменяемых слов.
А.Н.Гвоздев выделил несколько периодов формирования грамматического строя речи с учётом тесного взаимодействия синтаксической и морфологической систем языка.
I период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1г. 3мес. до 1г. 10мес.).
Этот период состоит из 2этапов.
1этап – этап однословного предложения ( 1г. 3мес. – 1г. 8мес.).
На этом этапе ребёнок использует отдельные слова в роли предложения. Однословные предложения. Первые слова, которые употребляет ребёнок, не имеют определённой грамматической формы, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц и предметов, звукоподражания, лепетные слова.
2этап – этап предложений из нескольких слов-корней (1г. 8мес. – 1г. 10мес.).
На этом этапе ребёнок объединяет в одном высказывании сначала 2, а потом 3 слова, т.е. в речи ребёнка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребёнок объединяет слова в высказывание, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной, неизменяемой форме. Из речи окружающих дети на этом этапе улавливают только общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Дом, дома, дому, домом = дом.
II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1г. 10мес. – 3года).
Этот период состоит из 3 этапов.
1 этап – этап формирования первых форм слов (1г. 10мес. – 2г.1мес.)
На этом этапе дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. Они начинают использовать в своей речи различные формы одного и того же слова.
Формы существительных – И.п. ед. и мн. ч. с окончаниями –ы, -и; В.п. с окончанием –у; Р,п. с окончанием –ы.
Формы глаголов – повелительное наклонение 2 лица ед. ч. (иди, неси, дай); формы 3 лица ед. ч. настоящего времени(сидит, спит), возвратные и невозвратные глаголы.
К 2 годам появляются прилагательные, чаще всего в форме И.п. мужского или женского рода, но без согласования с существительным.
Структура предложения расширяется до 3-4 слов. Таня играет кука.
2 этап – этап использования системы флексий для выражения связей слов (2 года 1месяц – 2 года 6 месяцев).
На этом этапе дети усваивают наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования. Дети стремятся к унификации основы различных форм слова. Соединяются корень и флексия при отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма (образование форм одного и того же слова от разных корней – я-меня, иду-шёл).
Молотоком, левы, человеки. Усваиваются беспредложные формы В.п., Р.п., Т.п. существительных. Разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени глаголов. Словоизменение прилагательных ещё не усвоено. Личные местоимения усвоены. В устной речи детей появляются простые предлоги в, на, у, с. Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов. Появляются сложные предложения без союзов, а потом и союзами.
3 этап – этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 6 месяцев – 3 года).
На этом этапе ребёнок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов наблюдаются аграмматизмы (из-за, из-под).
Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
Происходит дальнейшее развитие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.
III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (3 года – 7 лет)
В этот период ребёнок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает исключения из правил. Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.
Т.о., к началу школьного обучения ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Это позволяет ему перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Если не овладевает, не позволяет.
5. Типичные случаи нарушения синтаксической нормы.
1. Употребление одинаковой формы слова в различных словосочетаниях.
2. Опускание предлога при правильном использовании флексий (вместо на столе – толе).
3. Замена непродуктивных флексий продуктивными( Р.п. существительных – имеется несколько вариантов окончаний –ов, -ей, нулевое окончание. Продуктивная флексия – ов. Ложков, ножов.
4. Смешение формы мужского, женского, среднего рода в прошедшем времени глагола.
5. Замены предлога.
6. Ошибки при использовании сложных предлогов.
7. Пропуск членов предложения.
8. Нарушение последовательности слов в предложении.
План семинара
1. Понятие о грамматике детской речи. Отличие практической грамматики детской речи от грамматики взрослых.
2. Развитие словообразования в детской речи.
3.Характеристика детского словотворчества.
4. Усвоение морфологии детьми в онтогенезе.
5. Овладение синтаксическими конструкциями в онтогенезе.
6. Характеристика нарушений морфологической и синтаксической нормы с позиций онтогенеза и дизонтогенеза.
Литература
1. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
Страницы 82, 167, 209.
2. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – СПб., 1998.
Страницы 71-122(Глава 3).
Онтогенетическое развитие связной речи
План лекции
1. Связная речь как объект психологического и лингвистического изучения, этапы её становления, изменения форм связности в ходе развития.
2. Феномен эгоцентрической речи, концепция детского эгоцентризма в исследованиях Ж.. Пиаже.
3. Внутренняя речь как элемент сложной психической структуры, обеспечивающей важнейшие психические функции.
** 4. Ситуативный этап развития речи.
** 5. Переход к контекстной форме речи.
Связная речь
Диалогическая речь
Монологическая речь
Эгоцентрическая речь
Внутренняя речь
Ситуативная речь
Контекстная речь
1. Связная речь как объект психологического и лингвистического изучения.
Характеристика связной речи и её особенностей содержится в трудах современной лингвистической, психологической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлечённого из контекста речи), но формы связности в ходе развития меняются. Он писал: «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя».
Несвязной речь может быть по двум причинам: 1) потому что эти связи не осознаны и не представлены в мыслиговорящего, 2) потому что эти связи не выявлены надлежащим образомв речиговорящего.
Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понята на основе её собственного предметного содержания. Для того чтобы понять эту речь, нет необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, всё в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь. А речь маленького ребёнка, подчёркивал Рубинштейн, сначала отличается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого – такого «контекста», на основании которого можно было бы её понять, поэтому и необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находится и говорит ребёнок. Смысловое содержание речи становится понятным в связи с этой ситуацией: это ситуативная речь.
Когда у ребёнка развивается связная контекстная речь, она не вытесняет ситуативную, и ребёнок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого сообщения. Т.о., к контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей или читателей.
Речь ребёнка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функция речи, ребёнок в процессе обучения овладевает формой связной контекстной речи. Поначалу речь ребёнка связана с ближайшей действительностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится, и целиком связана с ней.
Контекстной речью ребёнок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, в новых формах построения – это зависит от содержания речи и характера общения.
Итак, психологи отмечают взаимоотношение речевых умений разной степени сложности в такой последовательности. В ранней детской речи – ситуативнаясвязанность высказываний. Содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой рассказывает ребёнок. Затем речь ребёнкастановится контекстной, т.е. её можно понять в определённом контексте общения. С того момента, когда речь ребёнка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений.
Дальнейшее усложнение детской речи идёт по нескольким путям.
1 путь. Последовательное осознание ребёнком своей речи, а затем вычленение её компонентов. Когда возникает необходимость обучения грамоте, у ребёнка формируются умения произвольного звукового анализа речи. При обучении грамматике родного языка закладываются основы умения свободно оперировать синтаксическими единицами, что обеспечивает возможность сознательного выбора языковых средств.
2 путь. Переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свёрнута, в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками. Диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи. Монологическая речь – это развёрнутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий должен выбрать для передачи содержания адекватную языковую форму. Говорящий программирует каждое отдельное высказывание и весь монолог в целом.
В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными. Диалогическую речь учёные рассматривают как первичную естественную форму языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. В недрах диалогической речи зарождается и развивается речь монологическая.
Речь диалогическая и речь монологическая – на семинар.
2. Феномен эгоцентрической речи, концепция детского эгоцентризма в исследованиях ж. Пиаже
Между речью внешней, которую можно воспринимать в устном и письменном видах, и речью внутренней, воспринять которую может лишь производящий её, находится в онтогенезе речь эгоцентрическая. Эгоцентрическая речь – это речь, направленная не на партнёра по общению, а на себя. Она не рассчитана на ответную реакцию, она не предполагает обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент рядом с говорящим. Эгоцентрическая речь – это речь-размышление, обслуживающая само мышление, а не общение. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Эгоцентрическая речь имеет свои корни во внешней диалогической речи, но, в конечном счёте, она перерастает в речь внутреннюю.
Ж. Пиаже отмечал, что у детей в младшем и среднем дошкольном возрасте наблюдается склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту речь Ж . Пиаже назвал эгоцентрической. По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь обладает рядом свойств.
1) Она не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций. Это речь не для другого, а для себя. Она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли её.
2) Будучи речью для себя, а не для другого, эгоцентрическая речь не учитывает точку зрения другого и не приспосабливается к ней.
3) Эгоцентрическая речь – это есть речь ребёнка о себе.
4) Эгоцентрическая речь просто сопровождает детскую активность.
Ж . Пиаже считал, что эгоцентрическая речь является генетически первичной. Её затем в ходе развития вытесняет речь социализированная, т. е. та, которая направлена на общение. Ж. Пиаже утверждал, что эгоцентрическая речь на пороге школьного возраста просто отмирает, исчезает.
Иного взгляда на судьбу и функции эгоцентрической речи придерживался Л. С. ВЫГОТСКИЙ. Он утверждал, что эгоцентрическая речь ребёнка очень рано начинает выполнять в его деятельности своеобразную роль. Л.С.ВЫГОТСКИЙ в ходе эксперимента выяснил, что у детей проявляется эгоцентрическая речь в тот момент, когда они начинают испытывать затруднения при выполнении заданий. Он сформулировал вывод о том, что затруднения или нарушения гладко текущей деятельности являются одним из главных факторов, вызывающих к жизни эгоцентрическую речь. Эта речь начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.
ВЫГОТСКИЙ, доводя до конца тезис Пиаже о том, что социализированная речь возникает позже эгоцентрической, выдвигает ГИПОТЕЗУ, которая состоит в том, что внутренняя речь предшествует внешней. ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ – ВНУТРЕННЯЯ – ВНЕШНЯЯ (СОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ).
ПИАЖЕ считал, что детская речь эгоцентрична потому, что ребёнок говорит лишь «со своей точки зрения» и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребёнок думает, что другие его понимают (так же как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Для него важен только интерес со стороны собеседника.
ПИАЖЕ позднее пересматривал свою позицию. Он пытался уточнить смысл понятия э. р.
Он утверждал, что Э. Р. не охватывает всю спонтанную речь ребёнка. Коэффициент Э. Р. изменчив и зависит от активности самого ребёнка и от типа социальных отношений, установившихся между ребёнком и взрослым и между детьми-ровесниками. Там, где господствуют авторитет взрослого и отношения принуждения, процент Э. Р. довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент Э. Р. снижается. ПИАЖЕ считал, что в 3 года этот процент самый высокий – 75%, затем постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем.
ПИАЖЕ высоко оценил точку зрения ВЫГОТСКОГО. Но подчеркнул и своеобразие собственной концепции. По мнению Пиаже, Э. Р. характеризуется тем, что субъект недостаточно осознаёт значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления.
3. Внутренняя речь.
В. Р. – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. В. Р. является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. Посредством В. Р. происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определённой системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Всё это делает В. Р. важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека.
Генезис В. Р. недостаточно изучен. По предположению ВЫГОТСКОГО, она возникает из эгоцентрической речи – разговора ребёнка с самим собой вслух во время игры и других занятий. Этот разговор постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится всё более сокращённым и предикативным с преобладанием в нём глагольных форм и в конце концов на пороге школьного возраста превращается во В. Р. – речь «про себя и для себя». БЛОНСКИЙ П.П. утверждал, что В. Р. возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребёнком обращённых к нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце первого года жизни.
В. Р. – один из этапов внутреннего программирования речевого высказывания. Порождение речи состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов: интенции (внимания, стремления, направленности сознания на предмет), мотива, внутреннего программирования и реализации.
В. Р. является необходимым этапом подготовки к внешней, развёрнутой речи. На этом этапе внутренний смысл высказывания переводится в систему развёрнутых синтаксически организованных речевых значений, происходит перекодирование схемы высказывания в организованную структуру будущего развёрнутого синтаксического высказывания. Этот процесс перевода исходного замысла в плавный процесс речевого высказывания совершается не сразу.
Известно, что В. Р. возникает у ребёнка в тот момент, когда он начинает испытывать определённые затруднения, когда возникает необходимость решить интеллектуальную задачу. Эта В. Р. появляется относительно поздно из ранее развёрнутой внешней речи. Формирование В. Р. претерпевает ряд этапов. Она возникает путём перехода внешней речи сначала во фрагментарную внешнюю, затем в шёпотную речь, и лишь после этого она становится речью для себя, приобретая свёрнутый характер.
По своему морфологическому строению В. Р. резко отличается от внешней. Она имеет свёрнутый характер, а по своей функциональной характеристике является предикативным образованием. В. Р. включает в свой состав лишь отдельные слова и их потенциальные связи. Если во В. Р. есть слово «купить», то это означает, что одновременно во В. Р. включены все «валентности» этого слова: «купить что-то», «купить у кого-то» и т. д.. Именно эта сохранность потенциальных связей элементов первичной семантической записи, имеющихся во В. Р., и служит базой развёрнутого речевого высказывания, которое формируется на её основе. Значит, свёрнутая В. Р. сохраняет возможность вновь развёртываться и превращаться во внешнюю речь.
Т. о., В. Р. является существенным звеном в процессе превращения исходного замысла, смысл которого понятен только самому субъекту, в развёрнутую, протекающую во времени, синтагматически* построенную систему значений.
*(последовательно соединённые единицы языка)
Тема внутренней речи возникла в психологии достаточно давно. Сам термин «внутренняя речь» встречается в специальной литературе уже у авторов начала 20 века – А. Бине, А. Леметра, Фр. Полана и др. Обсуждались гипотезы происхождения и природы внутренней речи.
1. АУДИТАТИВНАЯ ГИПОТЕЗА. Внутренняя речь возникает на основе слуховых образов.
2. МОТОРНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА. Внутренняя речь основывается на неполностью заторможенных речедвижениях артикуляторных органов.
3. ИДЕОГРАФИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА. У грамотного человека внутренняя речь опирается на зрительные образы слов.
В отечественной психологии Выготский рассматривал проблему внутренней речи как синтетическую.
4. ПОДХОД ВЫГОТСКОГО опирается на сближение внутренней и эгоцентрической речи. Выготский, наблюдая тенденции развития эгоцентрической речи, вывел ряд характеристик внутренней речи:
— отрывочность, фрагментарность, сокращённость;
— непонятность вне ситуации;
— предикативность с опусканием подлежащего;
— редуцированность фонетической стороны речи;
Вопросы внутренней речи изучали П.П.Блонский, Б.АГ.Ананьев, А.А.Леонтьев и др. исследователи.
5. Оригинальную разработку проблемы представил Н.И.ЖИНКИН. Особенность его подхода – рассмотрение вопроса в широком аспекте формирования и обмена информацией. Рождение, поиск, обработка информации связываются с путями отражения действительности, формирования смысла, с сознанием человека, управлением деятельностью языка. Внутренняя речь – это субъективный язык-посредник, с помощью которого замысел переводится во внешнюю речь. Она функционирует как сжатый отрезок текста , сгусток, которого хранится в долговременной памяти. Понятие внутренней речи неразрывно с понятием универсального предметного кода, что связывает мышление, речь и действительность. Отражение действительности образует смысл речи. Осмысленно то, что соответствует действительности. Такое соответствие устанавливается путём логической проверки, системы обратных связей. Способность контролировать динамику информации путём обратных связей образует, по мнению Жинкина, сознание человека.
План семинара
1. Понятие связной речи.
2. Характеристика диалогической речи.
3. Характеристика монологической речи.
4. Характеристика эгоцентрической речи.
5. Характеристика внутренней речи.
Литература
1. Выготский Л. С. Мышление и речь// Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. – М., 1982.
2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.
3. Лурия А. Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – СПб., 1997.
5. ЛЕКЦИИ.