Ситуативно-личностное общение ребенка с матерью как условие развития речи ребенка

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГ О ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

СИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА С МАТЕРЬЮ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Студент:

Специальность 44.02.01

«Дошкольная педагогика»

Группа № 602

Руководитель:

преподаватель высшей категории

2015

?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ 8

1.1. Психолого-педагогические подходы к понятию ситуативно — личностного общения ребенка-младенца 8

1.2. Развитие речи ребенка-младенца в условиях ситуативно-личностного общения 16

1.3. Особенности развития речи ребенка в период ситуативно-личностного общения 24

1.4. Методика развития речи детей раннего возраста в условии ситуативно – личностного общения 29

ГЛАВА ПРАКТИЧЕСКАЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДЕНЦА В УСЛОВИЯХ СИТУАТИВНО – ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ С МАТЕРЬЮ» 34

2.1. Психолого – педагогическая характеристика ребенка первого года жизни 34

2.2. Анализ уровня сформированности речевых навыков ребенка первого года жизни 43

2.3. Анализ проведенных занятий по развитию речи ребенка в условиях ситуативно-личностного общения с матерью 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 87

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 88

?

ВВЕДЕНИЕ

Население Земли быстро растет и большую его половину составляют дети. «Детство — этап подготовки к будущей жизни ребёнка», который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.

Период детства является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Именно поэтому, воспитание и обучение детей это важнейшая и старейшая задача человечества.

12 стр., 5746 слов

Особенности развития коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.Н.Г. Чернышевского Кафедра коррекционной педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Особенности развития коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (ОНР) Выполнила: студентка 3 курса группы 635 СДПП ...

«Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года напоминает, что дети имеют право на особую заботу и помощь, а так же признает, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания [3].

В «Декларации прав ребенка» от 20 ноября 1959 года говорится, что ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен быть разлучаем со своей матерью. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит, прежде всего, на его родителях [1].

Глава 4, статья 44 Закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ говорит о том, что родители несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [2]. О том, что «родители являются главными учителями своего ребенка» говорится и в Семейном кодексе Российской Федерации в ст. 63 [6]. Задача родителей и государства: раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотического человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире, об этом говориться в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Воспитание ребенка начинается с самого его рождения [4]. Педагоги дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 31.01.2008 № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения», должны оказывать методическую и практическую помощью родителям детей не посещающих ДОУ [5].

2 стр., 764 слов

34. генотип и среда в развитии темперамента и личности

6.5. Генотип и среда в развитии темперамента и личности К темпераменту традиционно относят формально-динамические характеристики поведения человека. Широко известнвш представления о темпераменте, основанные на понятии типа (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), не могут выступать в роли предмета психогенетики, поскольку эти понятия не операционализированы, т. е. не представлены в виде ...

Воспитание ребенка младенческого возраста, некий период «домашнего воспитания», подготовка к поступлению в детский сад. Однако исследования ученых обнаружили, что многие современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребенка. Младенец зачастую воспринимается не как личность, а как неразумное беспомощное существо. Поэтому деятельность матери сводится, в лучшем случае, к физическому уходу и удовлетворению органических потребностей ребенка. При этом игнорируются психологические условия, необходимые для личностного развития малыша. «Дефицит общения» (термин Н. М. Щелованова) создается по целому ряду причин. Во-первых, взрослые, не реагируя на плач ребенка, не беря на руки, не укачивая его перед сном, не разговаривая с ним, сокращают количество общения по времени. Во-вторых, не удовлетворяя насущные потребности младенца, о которых он сигнализирует плачем, не проявляя сочувствия, жалости, ласки в момент, когда малышу плохо, они лишаются возможности своевременно выразить ребенку свою любовь и нежность, и тем затрудняют формирование у него уверенности в родительской любви, защищенности, в своей «нужности» окружающим. И в-третьих, взаимодействуя с младенцем лишь по своей инициативе, действуя исходя не из интересов и потребностей ребенка, а по абстрактным правилам, взрослые лишают малыша возможности развивать собственную инициативу, так как не дают ему почувствовать себя причиной происходящего.

Эти моменты как раз и составляют суть общения ребенка со взрослым в первые месяцы жизни. Эмоциональное общение выступает на этом этапе основным условием полноценного психического развития ребенка. Не всякое взаимодействие взрослого с ребенком является общением [15]. Общение представляет собой такое взаимодействие, когда партнеры поочередно адресуются друг к другу как к субъекту, личности, выражая свое отношение и учитывая воздействие партнера, причем инициативны оба партера. В свою очередь «дефицит общения» в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка уже в первые месяцы его жизни. Недостаточное по количеству и обыденное по содержанию общение детей раннего возраста с взрослыми приводит к тяжелым последствиям, получившим название «госпитализма» [19]. Для «госпитализма» характерны: отсутствие ярких разнообразных эмоций, отсутствие любознательности, слабо выраженная инициативность, длительная задержка в развитии речи.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон Качество певческого голоса Личностные особенности Светлова Виктория 6 В 5 Пассивный абсолютный слух 5 Справилась со всеми заданиями 5 Эмоциональна, музыкальна, чутко чувствует музыку a - g² Уверенный, звонкий Открытая, идет на контакт, но слегка застенчивая. ...

В связи с вышеизложенным возникает проблема: недостаток знаний матери об организации общения, который мешает успешному развитию речи ребенка.

Таким образом, актуальность проекта заключается, в том, что при правильно организованном ситуативно-личностном общении младенца с матерью, можно избежать речевой задержки ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Объектом исследования является ситуативно-личностное общение матери и ребенка.

Предмет исследования: особенности развития речи детей младенческого возраста.

Цель: теоретически обосновать возможности ситуативно – личностного общения с младенцем и апробировать приемы взаимодействия, развивающие речь ребенка.

Задачи:

— Раскрыть сущность и особенности развития речи в младенческом возрасте;

— Охарактеризовать этапы становления общения ребенка с взрослым в первом полугодии жизни;

— Разработать комплекс приемов ситуативно-личностного общения «Учимся говорить вместе с мамой».

Важным компонентом работы является гипотеза: если ситуативно-личностное общение матери с ребенком младенческого возраста целенаправленно и содержательно, то это будет условием для развития речи младенца.

Таким образом, роль общения является решающей в психическом развитии ребенка. Но если общение вызывает к жизни речь, то следует, что сроки появления и темпы ее развития зависят от того, как сложилась у детей деятельность раннее, на довербальных уровнях.

В работе применялись следующие методы исследования: анализ нормативной, психолого — педагогической литературы, метод обобщения и сравнения, метод диагностики, проектирование.

Методологическими основами представленной работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых и психологов: Венгер Л.А., Выготского Л.С., Лисина М.И., Мухина В.С., Рузская А.С., Смирнова Е. О. , Ляминой Г. М., Петровой В. А., Карпинской Н.С., Тихеевой Е. М.

Практической значимостью работы является возможность помочь родителям найти правильный баланс между умением наблюдать за своим малышом и действовать, откликаясь на его желания; их умение размышлять и обдумывать поведение крохи и способность побуждать его к общению и играм. Ведь именно от родительской заботы зависит, реализуются ли потенциальные возможности развития малыша.

6 стр., 2620 слов

Методика работы по развитию связной речи детей в процессе конструирования

Интегрированные занятия по развитию связной речи через конструирование у детей с ортопедо-неврологической патологией и тяжелыми нарушениями речи Содержание Ведение…………………………………………………………………… 2 1 Из истории интеграции………………………………………………….. 3 2 Организация работы по развитию связной речи у детей с ортопедо-неврологической патологией и тяжелыми нарушениями речи в ходе интегрированных занятий ...

?

ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

1.1. Психолого-педагогические подходы к понятию ситуативно — личностного общения ребенка-младенца

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми опыта человечества.

Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение — важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение — это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

По мнению М.И.Лисиной, общение — это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [12, c. 45].

В исследованиях ведущих отечественных психологов Венгер Л.А., Выготского Л.С., Лисина М.И., Мухина В.С., Рузская А.С. доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза [12, с. 45]. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка. «Дефицит общения» взрослого с ребенком, по мнению Н.М. Щелованова, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других — к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях — даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза, в младенческом и раннем возрасте. Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии. Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей. Например, явление «госпитализма», возникающее в закрытых детских учреждениях: из — за дефицита общения с взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживым, лишь внешне, анатомо — физиологически напоминающим человека [25, с. 89].

5 стр., 2096 слов

формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.

... общения [текст] / И.К. Верба. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с. 8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [текст ... Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [текст] : методическое пособие для ... общения в обучении [текст] / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с. 40. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения ...

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию….

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ребенок рождается, и с первым кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает впитывать эмоции и чувства родных ему людей — будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мама, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним — так начинается их общение.

Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально – личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально – личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни.

К моменту рождения мозг и особенно кора головного мозга ребенка представляет картину глубокой незрелости. Развитие речи ребенка связанно с органическим развитием его мозга, но, тем не менее, в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте происходит очень интенсивно. Однако не следует думать, что органическое развитие мозга является достаточным условием для психического развития ребенка, в частности для развития его речи.

10 стр., 4883 слов

Деловое общение: беседы, публичные речи

Введение Деловое (профессиональное) общение - самый массовый и сложный вид общения людей в социуме, без него невозможно взаимодействие в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры ...

Младенца с первых минут жизни окружает множество вещей — пеленки, бутылочки, ложечки, игрушки и т. д. Но как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, не видит, несмотря на вполне нормальное зрение. А чтобы он увидел предмет, захотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого.

Изучение первых этапов развития общения младенца с окружающими людьми помогло проследить переход младенца от пассивных реакций на воздействия взрослых к формированию у них активных действий — социальных актов, направленных на установление и осуществление взаимодействия со взрослыми.

Результат исследований детской речи и полученные данные, показали, что основной формой воспитательного воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является общение, т. е. взаимоотношение взрослого с ребенком, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. Общение с ребенком должно лечь в основу всех форм воспитательного воздействия на него, начиная с первого месяца жизни.

Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т. е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому и что он от него хочет. За тем или иным высказыванием, действием, обращенным к собеседнику, стоит особая потребность в общении.

В основе возникновения потребности в общении лежит и потребность в новых впечатлениях, ведь взрослый для младенца самый богатый информационный объект. Но решающее значение для появления коммуникативной потребности имеет поведение и позиция взрослого по отношению к ребенку — он относится к малышу как к субъекту, полноправному партнеру по общению.

В это время возникают и быстро обогащаются выразительные средства общения, с помощью которых ребенок выражает свое отношение к взрослым, свои желания и состояния. Таким образом, происходит становление ситуативно-личностного общения, которое длится с 2-х месяцев от момента рождения ребенка до конца первого полугодия жизни.

Эмоциональное общение влияет на развитие познавательной активности ребенка в отношении предметного мира. В процессе общения с взрослыми развиваются зрительное сосредоточение, слух, движения рук. Так же было установлено, что во время общения активно происходит предречевое развитие ребенка. Поэтому речь взрослого и должна быть обращена к младенцу с ярко выраженной адресованностью.

На этапе возникновения первого слова малыша, складываются многие важные предпосылки: способность к голосовому общению, эмоциональный контакт с окружающими взрослыми, активное восприятие речи. Эти достижения не появляются сами собой, они — результат правильно организованного общения с младенцем.

Поэтому целью работы было показать, что если ситуативно-личностное общение матери с ребенком младенческого возраста целенаправленно и содержательно, то это будет условием для развития речи младенца.

Ведь только при благоприятных условиях общения в конце первого полугодия жизни происходит важное событие: ребенок впервые получает возможность самостоятельно достать, потрогать и захватить рукой заинтересовавший его предмет. Общение качественно изменяется, появляется новая его форма. Теперь ребенок стремится к практическому взаимодействию с окружающими по поводу предметов.

Своевременное появление у малыша потребности в сотрудничестве с взрослым зависит оттого, насколько в достаточной мере ребенок в первом полугодии освоил эмоциональное общение. Следовательно, если у ребенка не сложилась первая форма общения, то он не может перейти к следующей, что приводит к задержке психического развития и в частности развития речи.

Практической значимостью работы является возможность помочь родителям найти правильный баланс между умением наблюдать за своим малышом и действовать, откликаясь на его желания; их умение размышлять и обдумывать поведение крохи и способность побуждать его к общению и играм. Ведь именно от родительской заботы зависит, реализуются ли потенциальные возможности развития малыша.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Декларация прав ребенка: принята резолюцией 1386 ( ХIV) [Текст]: принята Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. – Режим доступа: ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

2. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Текст] – Режим доступа: zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/44/

3. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 [Текст]: принята Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. – Режим доступа: ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текс]: – принята 04.02.2010 приказ № 271 – Режим доступа: dok/akt/6591/

5. Письмо Минобрнауки РФ от 31.01.2008 n 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения») [Текст]: – Режим доступа: expertlaw/66776

6. Семейный кодекс РФ (с изменениями от 2015 года ) [Текст]: – Режим доступа: >7. Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем [Текст]: Пособие для родителей/ Е. Р. Баенская И. А. Выродова, Ю. А. Ращенкова. – М.: Просвещение, 2008. — 129 с.

8. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников [Текст]/ А. В. Запорожец, М. И. Лисина, 1974. – 76с. -4

9. Кроха [Текст]: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет/Г. Г. Григорьева [и др.]. – М., Просвещение, 2001. – 253 с.

10. Кузин М. В. Развивающие игры для детей от 0 до года [Текст]/ М.В. Кузин – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 252 с.

11. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте [Текс]/ В. В. Лебединский. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991.

12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. ЛИсина. М., Педагогика, 1986. с. 45.

13. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст]: Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет/ А. И. Максаков. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.-150 с.

14. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко [и др] — М.: 1984. — 240с. – Режим допуска: books/metodika_razvitia_rechi/mrr21.html

15. Мещерякова С. Ю. Путь к материнству начинается с младенчества: кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии. — Издательство: ISBN. – Режим доступа: library.php?part=article&id=1923. -12

16. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и младенец [Текст] / С. Ю. Мещерякова, Н. Н. Авдеева. — М.,1991. С.21

17. Развитие общения у дошкольников [Текст] // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. — М., 1964, с. 78-80.

18. Печора К. Л. Развиваем детей раннего возраста [Текст] / К. Л. Печора — Москва, Творческий центр «Сфера» 2012 г. – 112 с.

19. Развитие общения у дошкольников/Под редакцией А. В. Запорожца, М.И.Лисиной. – М., 1974. – Режим доступа: mgppu/ZRo-1974/ZRo-288.htm#n4.

20. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с – Точка допуска: Books/1/0265/1_0265-29.shtml#book_page_top

21. Разенкова, Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Разенкова; худож. И. Тугайбей. — 2-е изд. — М.: Школьная пресса, 2009. — 155 с.

22. Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст]/ Г. Л. Розенгарт-Пупко. – М., Академия педагогических наук РСФСР, 1963.

23. Теплюк С. Н. Ребёнок от рождения до года / С. Н. Теплюк. — М.:

24. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. [Текст]:Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ С. Н. Теплюк. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д. Б. Эльконин. — М., Просвещение, 1999. с. 89.

26. Эриксон Э. Детство и общество [Текст]/ Э. Эльконин -. Спб., Ленато АСТ, 1996. – 15с.