Ситуативно-личностное общение ребенка с матерью как условие развития речи ребенка

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГ О ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

СИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА С МАТЕРЬЮ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Студент:

Специальность 44.02.01

«Дошкольная педагогика»

Группа № 602

Руководитель:

преподаватель высшей категории

2015

?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ 8

1.1. Психолого-педагогические подходы к понятию ситуативно — личностного общения ребенка-младенца 8

1.2. Развитие речи ребенка-младенца в условиях ситуативно-личностного общения 16

1.3. Особенности развития речи ребенка в период ситуативно-личностного общения 24

1.4. Методика развития речи детей раннего возраста в условии ситуативно — личностного общения 29

ГЛАВА ПРАКТИЧЕСКАЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДЕНЦА В УСЛОВИЯХ СИТУАТИВНО — ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ С МАТЕРЬЮ» 34

2.1. Психолого — педагогическая характеристика ребенка первого года жизни 34

2.2. Анализ уровня сформированности речевых навыков ребенка первого года жизни 43

2.3. Анализ проведенных занятий по развитию речи ребенка в условиях ситуативно-личностного общения с матерью 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 87

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 88

?

ВВЕДЕНИЕ

Население Земли быстро растет и большую его половину составляют дети. «Детство — этап подготовки к будущей жизни ребёнка», который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.

Период детства является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Именно поэтому, воспитание и обучение детей это важнейшая и старейшая задача человечества.

12 стр., 5746 слов

Особенности развития коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи

... отметить, что процесс первоначального обучения детей речи, моделирует принципиально важные, сущностные параметры общения:". личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения, взаимоотношения и взаимодействие речевых партнеров ... речевых и когнитивных нарушений; преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4-5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме. ...

«Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года напоминает, что дети имеют право на особую заботу и помощь, а так же признает, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания [3].

В «Декларации прав ребенка» от 20 ноября 1959 года говорится, что ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен быть разлучаем со своей матерью. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит, прежде всего, на его родителях [1].

Глава 4, статья 44 Закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ говорит о том, что родители несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [2]. О том, что «родители являются главными учителями своего ребенка» говорится и в Семейном кодексе Российской Федерации в ст. 63 [6]. Задача родителей и государства: раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотического человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире, об этом говориться в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Воспитание ребенка начинается с самого его рождения [4]. Педагоги дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 31.01.2008 № 03−133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения», должны оказывать методическую и практическую помощью родителям детей не посещающих ДОУ [5].

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

... В классе учится 27 человек. Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом ... Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон ...

Воспитание ребенка младенческого возраста, некий период «домашнего воспитания», подготовка к поступлению в детский сад. Однако исследования ученых обнаружили, что многие современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребенка. Младенец зачастую воспринимается не как личность, а как неразумное беспомощное существо. Поэтому деятельность матери сводится, в лучшем случае, к физическому уходу и удовлетворению органических потребностей ребенка. При этом игнорируются психологические условия, необходимые для личностного развития малыша. «Дефицит общения» (термин Н. М. Щелованова) создается по целому ряду причин. Во-первых, взрослые, не реагируя на плач ребенка, не беря на руки, не укачивая его перед сном, не разговаривая с ним, сокращают количество общения по времени. Во-вторых, не удовлетворяя насущные потребности младенца, о которых он сигнализирует плачем, не проявляя сочувствия, жалости, ласки в момент, когда малышу плохо, они лишаются возможности своевременно выразить ребенку свою любовь и нежность, и тем затрудняют формирование у него уверенности в родительской любви, защищенности, в своей «нужности» окружающим. И в-третьих, взаимодействуя с младенцем лишь по своей инициативе, действуя исходя не из интересов и потребностей ребенка, а по абстрактным правилам, взрослые лишают малыша возможности развивать собственную инициативу, так как не дают ему почувствовать себя причиной происходящего.

Эти моменты как раз и составляют суть общения ребенка со взрослым в первые месяцы жизни. Эмоциональное общение выступает на этом этапе основным условием полноценного психического развития ребенка. Не всякое взаимодействие взрослого с ребенком является общением [15]. Общение представляет собой такое взаимодействие, когда партнеры поочередно адресуются друг к другу как к субъекту, личности, выражая свое отношение и учитывая воздействие партнера, причем инициативны оба партера. В свою очередь «дефицит общения» в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка уже в первые месяцы его жизни. Недостаточное по количеству и обыденное по содержанию общение детей раннего возраста с взрослыми приводит к тяжелым последствиям, получившим название «госпитализма» [19]. Для «госпитализма» характерны: отсутствие ярких разнообразных эмоций, отсутствие любознательности, слабо выраженная инициативность, длительная задержка в развитии речи.

10 стр., 4867 слов

Развитие

... эмбриональный орган выделения низших -1.67 2) стадия эмбрионального развития у низших позвоночных 2.50 3) выделительная система позвоночных ... орган выделения низших 0.00 2) стадия эмбрионального развития у низших позвоночных 0.00 3) выделительная система позвоночных ... канала 1.25 4) дифференцировкой зубов 1.25 5) развитием пищеварительных желез # @ 0.00 1) мезодермального и эктодермального ...

В связи с вышеизложенным возникает проблема: недостаток знаний матери об организации общения, который мешает успешному развитию речи ребенка.

Таким образом, актуальность проекта заключается, в том, что при правильно организованном ситуативно-личностном общении младенца с матерью, можно избежать речевой задержки ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Объектом исследования является ситуативно-личностное общение матери и ребенка.

Предмет исследования: особенности развития речи детей младенческого возраста.

Цель: теоретически обосновать возможности ситуативно — личностного общения с младенцем и апробировать приемы взаимодействия, развивающие речь ребенка.

Задачи:

— Раскрыть сущность и особенности развития речи в младенческом возрасте;

— Охарактеризовать этапы становления общения ребенка с взрослым в первом полугодии жизни;

— Разработать комплекс приемов ситуативно-личностного общения «Учимся говорить вместе с мамой».

Важным компонентом работы является гипотеза: если ситуативно-личностное общение матери с ребенком младенческого возраста целенаправленно и содержательно, то это будет условием для развития речи младенца.

Таким образом, роль общения является решающей в психическом развитии ребенка. Но если общение вызывает к жизни речь, то следует, что сроки появления и темпы ее развития зависят от того, как сложилась у детей деятельность раннее, на довербальных уровнях.

6 стр., 2765 слов

Предпосылки нормального развития речи ребенка

... правильного развития речи детей. Привести примеры неправильного речевого воспитания детей. 1. Особенности предречевого общения. Ни для кого уже не новость, что с самого рождения младенец способен ... значение для речевого развития младенца. И напротив, если ребёнку постоянно включать радио взамен живого человеческого общения, то происходит угасание интереса к речи. Психологи установили, как ...

В работе применялись следующие методы исследования: анализ нормативной, психолого — педагогической литературы, метод обобщения и сравнения, метод диагностики, проектирование.

Методологическими основами представленной работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых и психологов: Венгер Л.А., Выготского Л.С., Лисина М.И., Мухина В.С., Рузская А.С., Смирнова Е. О., Ляминой Г. М., Петровой В. А., Карпинской Н.С., Тихеевой Е. М.

Практической значимостью работы является возможность помочь родителям найти правильный баланс между умением наблюдать за своим малышом и действовать, откликаясь на его желания; их умение размышлять и обдумывать поведение крохи и способность побуждать его к общению и играм. Ведь именно от родительской заботы зависит, реализуются ли потенциальные возможности развития малыша.

?

ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

1.1. Психолого-педагогические подходы к понятию ситуативно — личностного общения ребенка-младенца

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми опыта человечества.

Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение — важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение — это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

По мнению М.И.Лисиной, общение — это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [12, c. 45].

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

... . К нему же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов ... освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка - это особый процесс. Процесс онтогенетического развития - процесс ни на что ...

В исследованиях ведущих отечественных психологов Венгер Л.А., Выготского Л.С., Лисина М.И., Мухина В.С., Рузская А.С. доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза [12, с. 45]. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка. «Дефицит общения» взрослого с ребенком, по мнению Н.М. Щелованова, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других — к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях — даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза, в младенческом и раннем возрасте. Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии. Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей. Например, явление «госпитализма», возникающее в закрытых детских учреждениях: из — за дефицита общения с взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживым, лишь внешне, анатомо — физиологически напоминающим человека [25, с. 89].

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию…

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ребенок рождается, и с первым кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает впитывать эмоции и чувства родных ему людей — будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мама, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним — так начинается их общение.

5 стр., 2096 слов

формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.

... общения [текст] / И.К. Верба. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с. 8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [текст ... Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [текст] : методическое пособие для ... общения в обучении [текст] / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с. 40. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения ...

Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально — личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально — личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни.

К моменту рождения мозг и особенно кора головного мозга ребенка представляет картину глубокой незрелости. Развитие речи ребенка связанно с органическим развитием его мозга, но, тем не менее, в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте происходит очень интенсивно. Однако не следует думать, что органическое развитие мозга является достаточным условием для психического развития ребенка, в частности для развития его речи.

Младенца с первых минут жизни окружает множество вещей — пеленки, бутылочки, ложечки, игрушки и т. д. Но как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, не видит, несмотря на вполне нормальное зрение. А чтобы он увидел предмет, захотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого.

Изучение первых этапов развития общения младенца с окружающими людьми помогло проследить переход младенца от пассивных реакций на воздействия взрослых к формированию у них активных действий — социальных актов, направленных на установление и осуществление взаимодействия со взрослыми.

Результат исследований детской речи и полученные данные, показали, что основной формой воспитательного воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является общение, т. е. взаимоотношение взрослого с ребенком, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. Общение с ребенком должно лечь в основу всех форм воспитательного воздействия на него, начиная с первого месяца жизни.

Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т. е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому и что он от него хочет. За тем или иным высказыванием, действием, обращенным к собеседнику, стоит особая потребность в общении.

В основе возникновения потребности в общении лежит и потребность в новых впечатлениях, ведь взрослый для младенца самый богатый информационный объект. Но решающее значение для появления коммуникативной потребности имеет поведение и позиция взрослого по отношению к ребенку — он относится к малышу как к субъекту, полноправному партнеру по общению.

В это время возникают и быстро обогащаются выразительные средства общения, с помощью которых ребенок выражает свое отношение к взрослым, свои желания и состояния. Таким образом, происходит становление ситуативно-личностного общения, которое длится с 2-х месяцев от момента рождения ребенка до конца первого полугодия жизни.

Эмоциональное общение влияет на развитие познавательной активности ребенка в отношении предметного мира. В процессе общения с взрослыми развиваются зрительное сосредоточение, слух, движения рук. Так же было установлено, что во время общения активно происходит предречевое развитие ребенка. Поэтому речь взрослого и должна быть обращена к младенцу с ярко выраженной адресованностью.

На этапе возникновения первого слова малыша, складываются многие важные предпосылки: способность к голосовому общению, эмоциональный контакт с окружающими взрослыми, активное восприятие речи. Эти достижения не появляются сами собой, они — результат правильно организованного общения с младенцем.

Поэтому целью работы было показать, что если ситуативно-личностное общение матери с ребенком младенческого возраста целенаправленно и содержательно, то это будет условием для развития речи младенца.

Ведь только при благоприятных условиях общения в конце первого полугодия жизни происходит важное событие: ребенок впервые получает возможность самостоятельно достать, потрогать и захватить рукой заинтересовавший его предмет. Общение качественно изменяется, появляется новая его форма. Теперь ребенок стремится к практическому взаимодействию с окружающими по поводу предметов.

Своевременное появление у малыша потребности в сотрудничестве с взрослым зависит оттого, насколько в достаточной мере ребенок в первом полугодии освоил эмоциональное общение. Следовательно, если у ребенка не сложилась первая форма общения, то он не может перейти к следующей, что приводит к задержке психического развития и в частности развития речи.

Практической значимостью работы является возможность помочь родителям найти правильный баланс между умением наблюдать за своим малышом и действовать, откликаясь на его желания; их умение размышлять и обдумывать поведение крохи и способность побуждать его к общению и играм. Ведь именно от родительской заботы зависит, реализуются ли потенциальные возможности развития малыша.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Декларация прав ребенка: принята резолюцией 1386 (ХIV) [Текст]: принята Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. — Режим доступа: ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

2. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Текст] - Режим доступа: zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/44/

3. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 [Текст]: принята Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. — Режим доступа: ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текс]: — принята 04.02.2010 приказ № 271 — Режим доступа: dok/akt/6591/

5. Письмо Минобрнауки РФ от 31.01.2008 n 03−133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения») [Текст]: — Режим доступа: expertlaw/66 776

6. Семейный кодекс РФ (с изменениями от 2015 года) [Текст]: — Режим доступа: >7. Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем [Текст]: Пособие для родителей/ Е. Р. Баенская И. А. Выродова, Ю. А. Ращенкова. — М.: Просвещение, 2008. — 129 с.

8. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников [Текст]/ А. В. Запорожец, М. И. Лисина, 1974. — 76с. -4

9. Кроха [Текст]: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет/Г. Г. Григорьева [и др.]. — М., Просвещение, 2001. — 253 с.

10. Кузин М. В. Развивающие игры для детей от 0 до года [Текст]/ М.В. Кузин — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 252 с.

11. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте [Текс]/ В. В. Лебединский. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991.

12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. ЛИсина. М., Педагогика, 1986. с. 45.

13. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст]: Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет/ А. И. Максаков. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.-150 с.

14. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко [и др] - М.: 1984. — 240с. — Режим допуска: books/metodika_razvitia_rechi/mrr21.html

15. Мещерякова С. Ю. Путь к материнству начинается с младенчества: кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии. — Издательство: ISBN. — Режим доступа: library. php?part=article&id=1923. -12

16. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и младенец [Текст] / С. Ю. Мещерякова, Н. Н. Авдеева. — М., 1991. С.21

17. Развитие общения у дошкольников [Текст] // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. — М., 1964, с. 78−80.

18. Печора К. Л. Развиваем детей раннего возраста [Текст] / К. Л. Печора — Москва, Творческий центр «Сфера» 2012 г. — 112 с.

19. Развитие общения у дошкольников/Под редакцией А. В. Запорожца, М.И.Лисиной. — М., 1974. — Режим доступа: mgppu/ZRo-1974/ZRo-288.htm#n4.

20. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с — Точка допуска: Books/1/0265/1_0265−29.shtml#book_page_top

21. Разенкова, Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Разенкова; худож. И. Тугайбей. — 2-е изд. — М.: Школьная пресса, 2009. — 155 с.

22. Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст]/ Г. Л. Розенгарт-Пупко. — М., Академия педагогических наук РСФСР, 1963.

23. Теплюк С. Н. Ребёнок от рождения до года / С. Н. Теплюк. — М.:

24. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. [Текст]:Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ С. Н. Теплюк. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д. Б. Эльконин. — М., Просвещение, 1999. с. 89.

26. Эриксон Э. Детство и общество [Текст]/ Э. Эльконин -. Спб., Ленато АСТ, 1996. — 15с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector