Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития

Оглавление

Введение ________________________________________________________4

ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы изучения предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития _________________________________________________________7

1.1. Научно-теоретические основы изучения предикативного словаря _____7

1.2. Развитие предикативного словаря в онтогенезе ____________________13

1.3. Нарушение предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи_______________________________________________18

1.4. Нарушение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития_________________________________________________________22

ГЛАВА 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития ______ 27

2.1. Цель, задачи исследования _____________________________________27

2.2. Методика констатирующего эксперимента _______________________ 27

2.3. Организация исследования ____________________________________ 31

ГЛАВА 3. Особенности предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития ____________32

3.1. Состояние предикативного словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием_______________________________________________32

3.2. Особенности предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи_______________________________________________38

3.3. Особенности предикативного словаря у школьников с задержкой психического развития ____________________________________________44

3.4. Сравнительный анализ особенностей предикативного словаря у детей с нормальным речевым развитием, с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития ____________________________________________51

ГЛАВА 4. Методические рекомендации по развитию предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи и школьников с задержкой психического развития ____________________________________________68

18 стр., 8840 слов

Словарь ребенка как основа развития речи

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Речь человека имеет огромное значение в его жизни. Речь сопровождает нас повсюду. Именно речь обеспечивает нам возможность общения, обучения и развития. Речь позволяет нам излагать собственные мысли и понимать мысли и чувства других людей. Речь является средством обеспечения всех уровней коммуникаций человеческого общества, она объединяет и разделяет, ...

Заключение _____________________________________________________78

Литература ______________________________________________________82

Приложение_____________________________________________________86

Введение

Актуальность темы исследования. Предикативный (глагольный) словарь — вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке. Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом. Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли [19]. Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью. Л. С. Выготский [3] подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.

Таким образом, в процессе развития речи ребенок овладевает знаковыми (языковыми) средствами мышления. Такое овладение знаковыми средствами мышления происходит в процессе общения ребенка с окружающими его взрослыми [22].

Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи. Именно в общении с взрослым, в ознакомлении с окружающей средой, в деятельности формируется словарь ребёнка, в том числе и предикативный. Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Уфимцевой А.А. [34], Леонтьевым А.Н. [24] и др. изучается «внутренний лексикон человека», рассматриваемый как ассоциативно-вербальная сеть. При исследовании внутреннего лексикона обнаружилась тесная связь между ассоциируемым материалом и предшествующим опытом человека [25]. Внутренний лексикон иерархически организован в зависимости от опыта человека и сложившейся у него «картины мира» [8]. Ядро лексикона составляют наиболее частотные слова, а периферию — редко употребляемые слова. Таким образом, количественный анализ предикативного словаря у детей позволит определить наиболее частотные предикаты, составляющие ядро внутреннего лексикона данной группы детей. Качественный анализ позволит судить о «картине мира» детей, о наиболее актуальных лексико-тематических группах, что будет способствовать осуществлению планирования работы педагога по развитию предикативного словаря у старших дошкольников и младших школьников.

11 стр., 5477 слов

Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина» Институт психологии, педагогики и социальной работы Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики «Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи» ...

Проблема изучения предикативного словаря детей с общим недоразвитием речи отражена в работах Р.И. Лалаевой [27] Н.В.Серебряковой [27], Т.Б.Филичевой [36], Г.В.Чиркиной [37].

Данные о специфике глагольной лексики детей с задержкой психического развития представлены в исследованиях А.Г.Зикеева[15], Шевченко С.Г.[44], Лалаевой Р.И.[28] , Зориной C.B. [28], Серебряковой Н.В. [28].

Таким образом, с учетом важности овладения предикативным словарем для формирования связного высказывания детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития, речевой коммуникации и социальной адаптации в целом тема исследования представляется значимой и актуальной.

………….

Литература

1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия М.: АСТ: Астрель, 2007. – 320c.

2. Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола — М.: 1974.-256 c.

3.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. -307с.-332c.

4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. – 42с.

5. Вардзелашвили Ж. Компонентный анализ слова в теории вторичной но

минации.//Русский язык и литература в Азербайджане. № 4, 2000.- 8с. c13.

6. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография//Вопросы языкознания. 1953. №5, 16с. – 189с.

7. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи.- М.: Сфера, 2008.- 223c.

8. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студен тов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. —262 с. -316с.

9. Гак В.Г. К проблеме семантической синтагматики // Проблемы струк- турной лингвистики. М., 1972.-395с.

11 стр., 5395 слов

Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи

... связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи несколько ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Дети с ОНР ... М., 1969. 16) Леонтьев АА. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. - С. 241- ... языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует научению ребенка ...

10. Горский Д. П. Мышление и язык. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – 251 с.-360с.

11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Санкт-Петербург, Детство — Пресс, 2007.- 472с.

12. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М.: Просвещение.-178с.-207с.

13. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного за-паса в повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ, 1970. — 44-47с.

14. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. МиМ, Респекс.- 1999 г.- 224 с.

15. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. — М.: Просвещение, 2002. – 176 с.-171 с.

16. Зиндер Л. Р., Маслов Ю. С. Л. В. Щерба — лингвист-теоретик и педагог. Л., 1982. -34с.- 100 c.

17.Зимняя И.А Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1984.-27с.-432 с.

18..Захарова А. В. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис…. канд.филол.наук. — М., 1972. — С.23.

19. Кацнельсон С.В. Типология языка и языкового мышления — Л.:1972.-220с.

20. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации / В.В.Красных.– М.: Гнозис , 2001. – 270 с.

21.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: Изд-во «Сфера». 2007г.-464 с.

22. Караулов Ю.Н. Язык и личность // Русская языковая личность и задачи её изучения М.,1989. – 3с. — 264с.

23. Лурия А. Р. Язык и сознание/ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-175с.-320 с.

24. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия /Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994.-228 с.

14 стр., 6719 слов

Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

... -во "Педагогика". 1976. 15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников - Ростов н/Дону: ... дошкольников в детском саду. - М., 1987. 17. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Наука, 1974. 18 ... развитие речи у слабослышащих детей. Объект: речь детей с нарушением слуха. Предметом является особенности развития речи у слабослышащих детей старшего ...

25. Леонтьев А.Н. Опыт структурного анализа цепных ассоциативных рядов: Экспериментальное исследование //А.Н.Леонтьев. Избранные психологические труды. Т 2. М., 1983.-51с.-320 с.

26. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 312 с.

27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб., 2001. — 160 с.

28. Лалаева Р.И., Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004 г. -304с.

29. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. –М., 1992г.- 95 с.

30. Норман Б.Ю. Теория языка. М., Наука, 2003 г. -296 с.

31.Прист С. Теории сознания / Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. — М. Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000. — 220 с. -228 с.

32. Плотникова А. М. Широкозначные глаголы в современном русском языке // Известия Уральского государственного университета. — № 1/2. Екатеринбург, 2009. — 24-31с. — 63с.

33.Сидорова М.У. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г. — 64

34.Уфимцева А.А. Семантика слова.// Аспекты семантических исследований. М.,1980 — 352 с.

35. Фадина Г