Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития

Оглавление

Введение ________________________________________________________4

ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы изучения предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития _________________________________________________________7

1.1. Научно-теоретические основы изучения предикативного словаря _____7

1.2. Развитие предикативного словаря в онтогенезе ____________________13

1.3. Нарушение предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи_______________________________________________18

1.4. Нарушение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития_________________________________________________________22

ГЛАВА 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития ______ 27

2.1. Цель, задачи исследования _____________________________________27

2.2. Методика констатирующего эксперимента _______________________ 27

2.3. Организация исследования ____________________________________ 31

ГЛАВА 3. Особенности предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития ____________32

3.1. Состояние предикативного словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием_______________________________________________32

3.2. Особенности предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи_______________________________________________38

3.3. Особенности предикативного словаря у школьников с задержкой психического развития ____________________________________________44

3.4. Сравнительный анализ особенностей предикативного словаря у детей с нормальным речевым развитием, с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития ____________________________________________51

ГЛАВА 4. Методические рекомендации по развитию предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи и школьников с задержкой психического развития ____________________________________________68

18 стр., 8840 слов

Словарь ребенка как основа развития речи

... структурных компонентов речи и гармоничному психическому развитию личности. Задачам развития речи детей уделяется большое внимание как в психологической так и педагогической литературе. В основе ее развития находится формирование словаря ребенка, так ...

Заключение _____________________________________________________78

Литература ______________________________________________________82

Приложение_____________________________________________________86

Введение

Актуальность темы исследования. Предикативный (глагольный) словарь — вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке. Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом. Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли [19]. Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью. Л. С. Выготский [3] подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.

Таким образом, в процессе развития речи ребенок овладевает знаковыми (языковыми) средствами мышления. Такое овладение знаковыми средствами мышления происходит в процессе общения ребенка с окружающими его взрослыми [22].

Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи. Именно в общении с взрослым, в ознакомлении с окружающей средой, в деятельности формируется словарь ребёнка, в том числе и предикативный. Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Уфимцевой А.А. [34], Леонтьевым А.Н. [24] и др. изучается «внутренний лексикон человека», рассматриваемый как ассоциативно-вербальная сеть. При исследовании внутреннего лексикона обнаружилась тесная связь между ассоциируемым материалом и предшествующим опытом человека [25]. Внутренний лексикон иерархически организован в зависимости от опыта человека и сложившейся у него «картины мира» [8]. Ядро лексикона составляют наиболее частотные слова, а периферию — редко употребляемые слова. Таким образом, количественный анализ предикативного словаря у детей позволит определить наиболее частотные предикаты, составляющие ядро внутреннего лексикона данной группы детей. Качественный анализ позволит судить о «картине мира» детей, о наиболее актуальных лексико-тематических группах, что будет способствовать осуществлению планирования работы педагога по развитию предикативного словаря у старших дошкольников и младших школьников.

Проблема изучения предикативного словаря детей с общим недоразвитием речи отражена в работах Р.И. Лалаевой [27] Н.В.Серебряковой [27], Т.Б.Филичевой [36], Г.В.Чиркиной [37].

Данные о специфике глагольной лексики детей с задержкой психического развития представлены в исследованиях А.Г.Зикеева[15], Шевченко С.Г.[44], Лалаевой Р.И.[28] , Зориной C.B. [28], Серебряковой Н.В. [28].

Таким образом, с учетом важности овладения предикативным словарем для формирования связного высказывания детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития, речевой коммуникации и социальной адаптации в целом тема исследования представляется значимой и актуальной.

………….

Литература

24 стр., 11590 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях ...

... словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Проблема развития речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, ... о том, что "речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, ...

1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия М.: АСТ: Астрель, 2007. – 320c.

2. Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола — М.: 1974.-256 c.

3.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. -307с.-332c.

4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. – 42с.

5. Вардзелашвили Ж. Компонентный анализ слова в теории вторичной но

минации.//Русский язык и литература в Азербайджане. № 4, 2000.- 8с. c13.

6. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография//Вопросы языкознания. 1953. №5, 16с. – 189с.

7. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи.- М.: Сфера, 2008.- 223c.

8. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студен тов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. —262 с. -316с.

9. Гак В.Г. К проблеме семантической синтагматики // Проблемы струк- турной лингвистики. М., 1972.-395с.

10. Горский Д. П. Мышление и язык. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – 251 с.-360с.

11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Санкт-Петербург, Детство — Пресс, 2007.- 472с.

12. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М.: Просвещение.-178с.-207с.

13. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного за-паса в повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ, 1970. — 44-47с.

14. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. МиМ, Респекс.- 1999 г.- 224 с.

15. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. — М.: Просвещение, 2002. – 176 с.-171 с.

16. Зиндер Л. Р., Маслов Ю. С. Л. В. Щерба — лингвист-теоретик и педагог. Л., 1982. -34с.- 100 c.

17.Зимняя И.А Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1984.-27с.-432 с.

18..Захарова А. В. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис…. канд.филол.наук. — М., 1972. — С.23.

19. Кацнельсон С.В. Типология языка и языкового мышления — Л.:1972.-220с.

20. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации / В.В.Красных.– М.: Гнозис , 2001. – 270 с.

21.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: Изд-во «Сфера». 2007г.-464 с.

22. Караулов Ю.Н. Язык и личность // Русская языковая личность и задачи её изучения М.,1989. – 3с. — 264с.

23. Лурия А. Р. Язык и сознание/ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-175с.-320 с.

24. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия /Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994.-228 с.

25. Леонтьев А.Н. Опыт структурного анализа цепных ассоциативных рядов: Экспериментальное исследование //А.Н.Леонтьев. Избранные психологические труды. Т 2. М., 1983.-51с.-320 с.

8 стр., 3707 слов

Леонтьев, Теплов и т.д

... понятий, относящихся к проблеме одаренности, и значительно продвинул вперед разработку общей теории способностей. Весь смысл его исследований по этой проблеме состоял в том, ... свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира и его свойств. Личностный смысл – это третья составляющая индивидуального сознания. Этим понятием Леонтьев субъективность, пристрастность человеческого ...

26. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 312 с.

27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб., 2001. — 160 с.

28. Лалаева Р.И., Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004 г. -304с.

29. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. –М., 1992г.- 95 с.

30. Норман Б.Ю. Теория языка. М., Наука, 2003 г. -296 с.

31.Прист С. Теории сознания / Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. — М. Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000. — 220 с. -228 с.

32. Плотникова А. М. Широкозначные глаголы в современном русском языке // Известия Уральского государственного университета. — № 1/2. Екатеринбург, 2009. — 24-31с. — 63с.

33.Сидорова М.У. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г. — 64

34.Уфимцева А.А. Семантика слова.// Аспекты семантических исследований. М.,1980 — 352 с.

35. Фадина Г