Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Психологические особенности дошкольного возраста

1.1. Познавательные процессы и их роль в развитии детей дошкольного возраста

1.2. Внимание и память у дошкольников

1.3. Методы диагностики внимания, памяти и речи у дошкольников

Глава 2. Эмпирические исследования познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста

2.1. Цель, гипотеза, задачи исследования

2.2. Методики исследования

2.3. Результаты исследования

2.4. Обсуждение результатов

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Дошкольное детство – период познания человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками, в игре происходит активное развитие речи и познавательных процессов.

Проблема. Период дошкольного детства – важный этап перехода детей к этапу раннего школьного возраста. Новая ситуация, в которой он позже окажется в школе может стать причиной различного рода вариантов дезадаптаций, связанных в первую очередь с отставанием речи и познавательных процессов.

Цель: исследовать уровень развития познавательных процессов и речи дошкольников.

Гипотеза: при низком уровне развития концентрации внимания и объеме кратковременной памяти у детей 5 – 6 летнего возраста плохо развита устная речь.

Предмет исследования: память, внимание, речь.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по теме исследования

2. Подобрать методики исследования памяти, внимания и речи дошкольников

3. Провести исследование и выбрать детей с низким уровнем развития внимания и памяти;

4. Провести проверку выдвинутой гипотезы.

Методы исследования: теоретические: анализ литературы, эмпирические: эксперимент.

Глава 1. Психологические особенности дошкольного возраста

1.1. Познавательные процессы и их роль в развитии детей дошкольного возраста

15 стр., 7334 слов

Исследование развития активной речи детей раннего возраста на ...

... речи детей раннего возраста.. Объект: процесс речевого развития детей раннего возраста. Предмет: педагогические условия развития речи детей раннего возраста посредством игрушки. Задачи: изучение проблемы развития ребенка раннего возраста; анализ теоретических исследований ... речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка ...

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) происходит интенсивное созревание организма. Наряду с общим ростом происходит анатомическое формирование и функциональное развитие тканей и органов. Важное значение имеют окостенение скелета, увеличение массы мышц, развитие органов дыхания и кровообращения. Вес мозга увеличивается от 1110 до 1350 г. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, ее контроль над подкорковыми центрами. Возрастает скорость образования условных рефлексов, особенно интенсивно развивается вторая сигнальная система [7, c. 284].

Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. Место, занимаемое дошкольником среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего детского возраста. У него появляется круг элементарных обязанностей……

Заключение

В нашей работе мы изучили особенности развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста.

Проведенные исследования показали, что при низком уровне концентрации внимания и объеме кратковременной памяти у детей плохо развита устная речь, что подтвердило выдвинутую гипотезу.

В итоге проведенных исследований можно заключить, что познавательные процессы и речь представляют собой важные компоненты психики дошкольника, развивающиеся взаимосвязанно. Эта взаимосвязь наиболее полноценно и продуктивно происходит в игре.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Таким образом, младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Однако следующий этап развития – школьный возраст, поэтому наиболее эффективно развитие ребенка будет происходить не только в игре, но и при подготовке к учебной деятельности.

Библиография

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.

3. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, — 1995. — №8.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.

5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

6. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

8. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1976.

9. Запорожец А.В. Психология. – М.: Просвещение, 1965.

10. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера. – М.: Педагогика, 1975.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...

11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл человека. – М: ТЦ Сфера, 2003.

12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: ВЛАДОС, 1999.

13. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975.

14. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. — М. : ВЛАДОС, 1998.

15. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. — М.: ВЛАДОС, 1998.

16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология . – М.: Педагогическое общество России, 2000.

17. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Педагогика, 1975.

18. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.

19. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. – М.: МПСИ, 1998.

20. Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. Н.И. Непомнящей. – М.: Педагогика, 1975.

21. Пономарев Я.А, Знание, мышление, умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.

22. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. – М.: Педагогика, 1975.

23. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974.

24. Развитие ребенка / Под ред. А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1968.

25. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до 7 лет).

– М.: Учпедгиз, 1960.

26. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.