Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Смоленский государственный университет
Кафедра психологии
» Основы психологии семьи «
Направление подготовки — Специальность «Педагогика и методика дошкольного образования»
Профиль _____________________________________________________
Курс – 4
Семестр – 1
Всего часов – 72/14
Лекции – 16/10 час.
Семинары – 16/4 час.
Практические занятия – 0 час.
Лабораторные – 0 час.
Самостоятельная работа – 40 час.
Форма отчетности: зачет 7 семестр.
Программа составлена на основе стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» — 031100
Программу разработала
канд. мед. наук, доцент Макарова И.Ю.
Программа утверждена на заседании кафедры 12.10.2013г.
Протокол № 02 от « 12 » октября 2013 г.
Завкафедрой _____________ Селиванов В.В.
Смоленск
2013
Пояснительная записка
Курс «Основы психологии семьи» предназначен для студентов, обучающихся по специалдьности «Педагогика и методика дошкольного образования» Психолог в своей практической деятельности сталкивается с семейными проблемами и для успешного выполнения своих профессиональных задач ему необходимы знания и навыки в области психологии семьи.
Задачи курса:
- Овладение основными психологическими понятиями, позволяющими анализировать внутрисемейные проблемы.
- Изучение основных психологических закономерностей функционирования семьи на протяжении жизненного цикла
- Обзор зарубежных и отечественных школ исследования семьи.
- Изучение причин дисфункционального развития семьи
- Понятие семейного диагноза и методы семейной диагностики
- Овладение различными методами, применяемыми в работе с семьями.
3. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста Напомним, что метод - это способ, при ... Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова) Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ... для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, ...
Знать:
— основные течения и школы семейной психологии;
— основные теории семейной психологии;
— основные закономерности нормального развития семьи и формирования семейных дисфункций;
Уметь:
— выделять различные психологические проблемы, возникающие в семье;
—
Владеть:
— понятийным аппаратом современной психологии семьи;
— способами самостоятельной работы с психологической литературой
— отдельными методами диагностики семейной системы.
.
Критерии оценивания уровня освоения дисциплины
— оценка «отлично» выставляется студенту, который систематически успешно осваивал дисциплину, имеет оценки «хорошо» и «отлично» при текущих и промежуточных формах контроля знаний, регулярно отчитывался о выполнении самостоятельной работы, успешно защитил индивидуальное задание, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины, обнаружил на экзамене всестороннее, систематическое и глубокое знание, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
— оценка «хорошо» выставляется студенту, который систематически успешно осваивал дисциплину, имеет положительные оценки при текущих и промежуточных формах контроля знаний, регулярно отчитывался о выполнении самостоятельной работы, успешно защитил индивидуальное задание, на экзамене обнаружил полное знание учебно-программного материала, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному выполнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определенными соответствующей программой курса (перечень основных знаний и умений, которыми должны овладеть студенты, является обязательным элементом рабочей программы курса).
Тематический план
|
Тема |
Лекции |
Семинары |
Самостоятельная работа |
1 |
Семья. Базовые понятия психологии семьи. Законодательство в семейной сфере |
2 |
1 |
6 |
2 |
Брак. Исторические формы брака. |
2 |
1 |
4 |
3 |
Введение в гендерологию |
2 |
2 |
4 |
4 |
Психологические задачи молодого взрослого. Мотивы вступления в брак. Стиль брачных отношений Формирование новой семьи и супружеская адаптация. Проблемы супружества на различных этапах развития семьи. |
2 |
2 |
4 |
5 |
Репродуктивное здоровье. Перинатальная семейная психология |
2 |
2 |
4 |
6 |
Отношения между родителями и детьми. Модели родительского воспитания. Психологическая характеристика семьи в зависимости от возраста ребенка. Проблемы детско-родительских отношений. Диагностика детско-родительских отношений. Дисфункциональные детско-родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка.
|
2 |
2 |
4 |
7 |
Нарушения структуры семьи. Нарушения привязанности. Материнская депривация. Смерть в контексте семейной системы |
2 |
2 |
4 |
8 |
Особенности бездетной семьи. Психологические проблемы усыновления |
2 |
2 |
4 |
9 |
Семейная диагностика
|
— |
2 |
6 |
Итого: 16 16 40
|
Тема |
Лекции |
Семинары |
Самостоятельная работа |
1 |
Семья. Базовые понятия психологии семьи. Законодательство в семейной сфере |
1 |
|
|
2 |
Брак. Исторические формы брака. |
1 |
|
|
3 |
Введение в гендерологию |
1 |
|
|
4 |
Психологические задачи молодого взрослого. Мотивы вступления в брак. Стиль брачных отношений Формирование новой семьи и супружеская адаптация. Проблемы супружества на различных этапах развития семьи. |
1 |
|
|
5 |
Репродуктивное здоровье. Перинатальная семейная психология |
1 |
|
|
6 |
Отношения между родителями и детьми. Модели родительского воспитания. Психологическая характеристика семьи в зависимости от возраста ребенка. Проблемы детско-родительских отношений. Диагностика детско-родительских отношений. Дисфункциональные детско-родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка.
|
2 |
2 |
|
7 |
Нарушения структуры семьи. Нарушения привязанности. Материнская депривация. Смерть в контексте семейной системы |
2 |
|
|
8 |
Особенности бездетной семьи. Психологические проблемы усыновления |
1 |
|
|
9 |
Семейная диагностика
|
— |
2 |
|
Итого: 10 4
Содержание курса
Введение в психологию семьи
Тема 1
Семья. Базовые понятия психологии семьи. Законодательство в семейной сфере
Лекция 1
Введение в психологию семьи
- Понятие о семье. История психологии семьи
- Теоретическая база семейной психологии
- Функции семьи
- Стадии жизненного цикла семьи.
- Понятие о нормативных и ненормативных кризисах семьи
- Стадии жизненного цикла семьи
- Функциональная и дисфункциональная семья
Занятие 1 (ч.1.)
Базовые понятия психологии семьи. Законодательство в семенной сфере
- Определение семьи и ее функции
- Стадии жизненного цикла семьи
- Жизненные и эмоциональные задачи семьи на различных стадиях жизненного цикла
- Функциональная и дисфункциональная семья
- Российское законодательство в семенной сфере.
- Общая характеристика и основные разделы семейного кодекса
Индивидуальные задания
- Подготовить информационное сообщение «Основные разделы семейного кодекса РФ»
Литература:
-
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Н.Н.Посысоева, М., 2004.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие/ Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2004.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. _ СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- 656 с.
Тема 2
Брак. Исторические формы брака. Стиль брачных отношений
Лекция 2
Брак. Исторические формы брака.
- Брак. Определение и функции брака
- Брачные союзы у животных
- Брачные союзы у людей.
- Исторические формы брака. Основной фактор формирования моногамной семьи.
- Брачные союзы в современном обществе.
- Семейный кодекс РФ о браке
- Стиль брачных отношений
- Основные мотивы вступления в брак
- Любовь как один из основных мотивов вступления в брак
- Стадии развития любви. (Л.Бендлер).
Занятие 1 (ч.2)
Вопросы для обсуждения
- Брак. Определение и функции брака
- Брачные союзы у животных
- Брачные союзы у людей.
- Стиль брачных отношений
- Основные мотивы вступления в брак
- Семейный кодекс РФ о браке
- Любовь как один из основных мотивов вступления в брак
- Формы любви по Э.Фрмму
- Стадии развития любви. (Л.Бендлер).
Способы сохранения любви на позитивных стадиях
Индивидуальные задания
- Подготовить информационное сообщение на тему: «Российское законодательство о браке»
- Подготовить реферат на тему: «Э.Фромм о любви» (по книге Э.Фромма «Искусство любви»)
Литература:
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Н.Н.Посысоева, М., 2004.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие/ Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2004.
Тема 3
Введение в гендерологию
Лекция 3
Половое и полоролевое развитие
- Понятие половой идентичности. Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей
- Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
- Сексуальная ориентация. Виды сексуальной ориентации.
- Гендерные различия
- Андрогиния (концепция С.Бэм)
Занятие 2
Половая идентичность и гендерные роли
- Понятие половой идентичности из чего складывается биологическая и психологическая половая идентичность
- Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей
- Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
- Сексуальная ориентация, Виды сексуальной ориентации. Факторы, определяющие сексуальную ориентацию.
- Гендерные различия в воспитании
- Условия формирования нормального полоролевого развития
Литература:
- Б.Шон Гендерная психология М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 318 с.
- Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / РАН, Московский центр гендерных исследований/ Под ред. М.М.Малышевой. М.: АКАДЕМИЯ, 2002. – 519 с.
Тема 4
Психологические задачи молодого взрослого. Мотивы вступления в брак.
Стиль брачных отношений Формирование новой семьи и супружеская адаптация. Стиль брачных отношений. Проблемы супружества на различных этапах развития семьи
Лекция 4
- Понятие о семейном кризисе. Семейные стрессоры. Нормативные и ненормативные кризисы семьи. Коппинг-стратегии и стратегии помощи семье в условиях кризиса.
- Психологические задачи молодого взрослого
- Подготовка к созданию семьи
- Формирование новой семьи и супружеская адаптация
- Отношения с родительскими семьями
- Психологические задачи первых лет супружества
- Нарушения психологической адаптации молодой семьи
Занятие 3
Вопросы для обсуждения
- Психологические проблемы молодой семьи
- Психологическая совместимость в браке
- Удовлетворенность супружескими отношениями
Литература:
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Н.Н.Посысоева, М., 2004.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие/ Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2004.
Тема 5
Репродуктивное здоровье. Перинатальная семейная психология
Лекция 5
План лекции
- Репродуктивное здоровье. Показатели репродуктивного здоровья
- Перинатальная психология. Основные разделы перинатальной психологии
- Понятие гестационной доминанты. Психологический компонент гестационной доминанты
- Психологическая подготовка к родам
- Психологические проблемы молодой матери
- Психологические проблемы отцовства.
Занятие 4
Вопросы для обсуждения
- Стадии жизненного цикла семьи, благоприятные для наступления беременности. Мотивы зачатия.
- Изменение в семье, возникающие в связи с беременностью.
- Диагностика психологического отношения к беременности
- Психологическая помощь семье. Психологическое сопровождение беременности.
Литература:
- Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб, 1995
- Гроф С. За пределами мозга
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов.- СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
Тема 6
Отношения между родителями и детьми. Модели родительского воспитания. Психологическая характеристика семьи в зависимости от возраста ребенка. Проблемы детско-родительских отношений. Диагностика детско-родительских отношений. Дисфункциональные детско-родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Технологии и организация консультирования по проблемам детско-родительских отношений
Лекция 6
- Концепция Ллойда Демоза
- Параметры нормального семейного воспитания (Д.Боумрин)
- Модели родительского воспитания
- Дисгармоничное родительское воспитание (Э.Эйдемиллер)
- Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка
- Типы семей, в зависимости от отношений между родителями и детьми
- Психологические нарушения в семьях, имеющих маленьких детей
- Психологическая характеристика семьи с маленькими детьми
- Изменения отношений в семье с рождением ребенка
- Психологические задачи семьи, имеющей маленького ребенка
- Психологическая характеристика семьи со взрослыми детьми
- Смены стадий жизненного цикла в семье со взрослыми детьми
- Независимость ребенка, увеличение гибкости семейных границ
- Изменения отношений в семье со взрослыми детьми
- Психологические проблемы супругов в семье со взрослыми детьми
- Перестройка семейных отношений с уходом взрослого ребенка из семьи
- Поддержание семейных связей
Занятие 5
Родительско-детские отношения
Вопросы для обсуждения
- Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка
- Семья с детьми на разных стадиях жизненного цикла
- Российское законодательство о правах ребенка
- Классификация и диагностика типов дисгармоничного семейного воспитания
- Влияние различных типов семейного воспитания на развитие личности ребенка
- Психологическая коррекция дизгармоничных типов семенного воспитания
Индивидуальное задание
- Составить таблицу
Типы дисгармоничного семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер)
Характеристика типа
Особенности личности, формирующейся в данных условиях воспитания
- Подготовить информационное сообщение на тему: «Российское законодательство о правах ребенка»
Литература:
- Винникот Д. В. Разговор с родителями. М., 1995
- Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребенка: пер. с англ. – М., 2000 – 196 с.
- Оакландер В. Окна в мир ребенка (руководство по детской психотерапии).
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- 656 с.
Тема 7
Нарушения структуры семьи. Нарушения привязанности. Материнская депривация. Смерть в контексте семейной системы
Лекция 7
Нарушения привязанности
План лекции
- Привязанность и автономность – важнейшие условия развития
- Нарушения привязанности
- Психологические отклонения при разрушенной или несформированной привязанности
- Заболевания вследствие нарушенной привязанности
- Психотерапевтические приемы, направленные на реконструкцию привязанности
Занятие 6
Вопросы для обсуждения
- Нарушения привязанности
- Психологические отклонения при разрушенной или несформированной привязанности.
- Психологическая помощь депревированному ребенку.
В практической части осуществляется отработка приемов восстановления и реконструкции привязанности
Индивидуальные задания
- Самостоятельно выполнить упражнение «Встреча с внутренним ребенком»
Литература:
- Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. -1997. №6. – С.38
- К.Хорни Наши внутренние конфликты
- Ландгмеер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1985
- Смирнов Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. – 1995. №3. – С. 139-150
7
Тема 8
Особенности бездетной семьи. Психологические проблемы усыновления
Лекция 8
- Механизмы регуляции рождаемости
- Бездетность. Виды бездетности. Психологические характеристики бездетных семей
- Бесплодие. Причины бесплодия и диагностика бесплодия
- Правовые аспекты усыновления
- Психологические особенности детей в условиях сепарации
- Критические периоды в жизни приемного ребенка
- Институт приемной семьи
Занятие 7
Вопросы для обсуждения
- Бездетность и бесплодие.
- Характеристика бездетной семьи.
- Психологическая адаптация к установлению факта бесплодия.
- Правовые аспекты усыновления
- Психологические особенности детей в условиях сепарации
- Критические периоды в жизни приемного ребенка
- Институт приемной семьи
Индивидуальные задания:
- Подготовить информационное сообщение на тему: «Правовые аспекты усыновления»
- Подготовить информационное сообщение на тему «Институт приемной семьи»
- Используя опыт работы с детьми-сиротами, подготовьте сообщение «Психологические особенности детей-сирот»
Литература:
- Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты детства: Методические рекомендации. –М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. -56 с.
- Кузнецова И. Как усыновить ребенка. – М., 1997
- Бездетность в браке …
Тема 9
Семейная диагностика.
Занятие 8
1. Семейный диагноз. Параметры семейного диагноза (интегративная модель).
- Семейная гипотеза. Идентифицированный пациент.
- Классификация методов семейной диагностики.
- Семейная генограмма..
- Семейная социограмма
- Методика «Семейно-обусловленное состояние»
- Опросник «Анализ семейной тревоги»
- Рисунок семьи.
- Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»
1. Работа с материалами психологического консультирования (случай 1-5).
Сформулировать семейный диагноз, выявить идентифицированного пациента, симптомы нарушений семьи, составить семейную гипотезу, представить обоснование
Практическая работа в семьях
- Составьте семейную геннограмму знакомой Вам семьи. Проведите беседу по генограмме. Сформулируйте заключение.
- Предложите нескольким членам семьи выполнить методику «Семейная социограмма». Сформулируйте общее заключение.
- Сделайте психологическое заключение по результатам выполнения методики «Рисунок семьи»
Литература:
- Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СП..: СОЮЗ, 2001. 350 с.
- Семья в психологической консультации (под ред. Бодалева А. А., Сотлина В. А.) М., 1989
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- 656 с.
Контрольно-оценочный компонент дисциплины
Предварительный контроль
Опрос или письменное анкетирование с использованием следующих вопросов:
- Определите понятие «семья».
- Какие функции семьи Вы знаете.
- Какими документами регулируются семейные отношения в России.
- Какие понятия психологии семьи и семейного консультирования Вам знакомы (Брак, Гендерная идентичность, Структура семьи, Динамика семьи, Семейный кризис).
- С какими теоретическими подходами семейного консультирования Вы знакомы (Семейная системная теория, Структурный подход, Трансгенерационный подход, Психодинамический подход, Теория коммуникаций).
- С какими методами диагностики семейных отношений Вы знакомы, имеете навыки работы.
- Определите место семьи в Вашей структуре ценностей.
- В получении каких знаний, умений, навыков Вы заинтересованы в процессе работы на цикле «Основы психологии семьи и семейного консультирования».
- С какой литературой по психологии семьи Вы знакомы.
- Назовите специалистов в сфере психологии семьи и семейного консультирования.
- Для решения каких профессиональных и личностных задач педагогу-психологу необходимы знания по семейной психологии и семейному консультированию.
Текущий контроль в форме самостоятельных работ, тестовых заданий, контрольных работ.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант 1
- Перечислите пять основных функций семьи
- Назовите два основных критерия выделения стадий жизненного цикла семьи
- Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от партнерских отношений
- Из каких компонентов складывается биологический пол
- Стадии развития любви (Л.Бендлер)
- Формы полигамии
- Перечислите признаки импринтинга
- Автор теории импринтинга (выбрать правильный ответ)
- К.Хорни
- З.Фрейд
- К.Лоренц
- Д. Боулби
- Назовите последние четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
- Назовите три компонента поведения матери, способствующие формированию нормальной привязанности
Критерии оценки
№ вопроса
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Цена вопроса в баллах |
5 |
1 |
5 |
2 |
5 |
2 |
3 |
1 |
4 |
3 |
Оценка
- 5 — 24 — 30 баллов
- 4 — 18 — 23 балла
- 3 — 12 — 17 баллов
- 2 — 6 -11 баллов
- 1 — менее 6 баллов
Вариант 2
- Назовите пять разделов семейного кодекса
- Выделение стадий жизненного цикла семьи основано на следующих критериях (отметить два правильных ответа)
- Характер партнерских отношений
- Возраст супругов
- Наличие детей и их возраст
- Время от момента вступления в брак
- Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от наличия детей и их возраста
- Из каких компонентов складывается психологическая половая идентичность
- Перечислите пять основных мотивов вступления в брак
- Перечислите формы парного брака в период родового строя
- Формы любви по Э.Фромму (в зависимости от объекта любви)
- Автор буфетной теории (выбрать правильный ответ)
- К.Хорни
- З.Фрейд
- К.Лоренц
- Д. Боулби
- Назовите первые четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
- Выделите три психологических характеристики формирования личности в условиях нарушенной привязанности
Критерии оценки
№ вопроса
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Цена вопроса в баллах |
5 |
1 |
5 |
2 |
5 |
2 |
3 |
1 |
4 |
3 |
Оценка
- 5 — 24 — 30 баллов
- 4 — 18 — 23 балла
- 3 — 12 — 17 баллов
- 2 — 6 -11 баллов
- 1 — менее 6 баллов
Вариант 1
(ответы)
- Перечислите пять основных функций семьи
- Воспитательная
- Хозяйственно-бытовая
- Эмоциональная
- Сексуальная
- Репродуктивная
- Функция первичного социального контроля
- Духовная
- Назовите два основных критерия выделения стадий жизненного цикла семьи
- Характер партнерских отношений
- Наличие детей и их возраст
- Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от партнерских отношений
- Выбор партнера
- Романтизация отношений
- Индивидуализация стиля супружеских отношений
- Стабильность-изменчивость
- Стадия экзистенциальной оценки
- Из каких компонентов складывается биологический пол
- Генетический пол
- Морфологические признаки пола
- Стадии развития любви (Л.Бендлер)
- Фаза привлечения
- Фаза увлеченности
- Фаза привыкания
- Фаза ожидания
- Фаза разочарования
- Фаза достижения порога
- Формы полигамии
Полигиния, полиандрия
- Перечислите признаки импринтинга
- Наличие сензитивного периода, Необратимость, Импринтинг не требует подкрепления
- Автор теории импринтинга (выбрать правильный ответ)
- К.Лоренц
- Перечислите последние четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
- Связь со знанием
- Связь с личностью противоположного пола
- Связь с потомком
- Духовная связь
- Назовите три компонента поведения матери, способствующие формированию нормальной привязанности
Телесный контакт, глазной контакт, улыбка, речь, пение
Вариант 2
(ответы)
- Назовите пять разделов семейного кодекса
- Выделение стадий жизненного цикла семьи основано на следующих критериях (отметить два правильных ответ)
- Характер партнерских отношений
- Наличие детей и их возраст
- Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от наличия детей и их возраста (по Э.Дювалю)
- Супружеские пары без детей,
- Появление в семье детей,
- Семьи с детьми дошкольниками,
- Семьи с детьми младшего школьного возраста,
- Семьи с подростками, Уход молодых людей из семьи,
- Средний возраст родителей,
- Старение членов семьи
- Из каких компонентов складывается психологическая гендерная идентичность
- Гендерное самосознание
- Гендерная роль
- Сексуальная ориентация
- Перечислите пять основных мотивов вступления в брак
Стремление к самостоятельности, расчет, любовь, сексуальное влечение, беременность, желание иметь детей, др.
- Перечислите формы парного брака
Дислокальный, патрилокальный, матрилокальный
- Формы любви по Э.Фромму (в зависимости от объекта любви)
Материнская, братская, эротическая, любовь к себе, любовь к Богу
- Автор буфетной теории (выбрать правильный ответ)
З.Фрейд
- Назовите первые четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
- Связь с матерью,
- Связь с отцом и ближайшими родственниками,
- Связь с Землей,
- Связь с обществом
- Выделите три психологических характеристики формирования личности в условиях нарушенной привязанности
Тревожность, неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, повышенная моральная ответственность (или, наоборот, безответственность), трудности общения, зависимость
Вопросы для самоконтроля (подготовка к тестовому контролю)
- Определение семьи и ее функции
- Стадии жизненного цикла семьи
- Жизненные и эмоциональные задачи семьи на различных стадиях жизненного цикла
- Функциональная и дисфункциональная семья
- Общая характеристика и основные разделы семенного кодекса
- Понятие половой идентичности из чего складывается биологическая и психологическая половая идентичность
- Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей
- Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
- Сексуальная ориентация, Виды сексуальной ориентации. Факторы, определяющие сексуальную ориентацию.
- Брачные союзы у животных
- Брачные союзы у людей. Исторические формы брака. Основной фактор формирования моногамной семьи.
- Брачные союзы в современном обществе. Стиль брачных отношений
- Основные мотивы вступления в брак
- Стадии развития любви. Способы сохранения любви на позитивных стадиях
- Формы любви по Э.Фромму
- Стадии образования связи по Д.Пирсу
- Привязанность. Теории привязанности.
- Факторы поведения, способствующие формированию нормальной привязанности между матерью и ребенком
- Отцовская привязанность
- Нарушения привязанности
- Психологические отклонения при разрушенной или несформированной привязанности
Вопросы к зачету (7 семестр)
- Понятие о семье. Функции семьи
- Стадии жизненного цикла семьи.
- Российское законодательство в семенной сфере. Общая характеристика и основные разделы семейного кодекса
- Брак. Определение и функции брака.
- Основные мотивы вступления в брак
- Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
- Гендерные различия.
- Андрогиния (концепция С.Бэм)
- Понятие о привязанности. Функции привязанности.
- Привязанность и автономность – важнейшие условия развития. Образование связи с окружающим миром (Дж.Пирс)
- Теории привязанности (З.Фрейд, Д.Боулби, К.Лоренц)
- Психологические задачи первых лет супружества
- Нарушения психологической адаптации молодой семьи
- Понятие гестационной доминанты. Психологический компонент гестационной доминанты
- Психологические проблемы молодой матери
- Психологические проблемы отцовства.
- Параметры нормального семейного воспитания (Д.Боумрин)
- Дисгармоничное родительское воспитание (Э.Эйдемиллер)
- Диагностика типов негармоничного воспитания
- Влияние различных типов семейного воспитания на развитие личности ребенка
- Причины и динамика развода.
- Последствия развода.
- Развод в Семейном кодексе РФ
- Влияние развода на детей.
Практические задания:
- Исследование семьи с применением основных диагностических методик («Семейная генограмма», «Семейная социограмма», «Рисунок семьи», и др.).
Основная литература:
Андреева, Татьяна Владимировна Психология семьи: учеб. пособие для студентов вузов по направ. и спец. психологии/ Т. В. Андреева. — 2010, СПб: Речь,. — 384 с.
Карабанова, Ольга Александровна Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов по спец. психологии/ О. А. Карабанова. — , 2007, М.: Гардарики,. — 320 с. — (Psychologia universalis)
Гаранина, Елена Юрьевна Семьеведение: учебное пособие для студентов- психологов вуза/ Е. Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова;, Моск. психолого-социальный ин-т. – 2009, М.: Флинта,. — 384 с. — (Библиотека психолога)
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов ф-тов педагогики, психологии и соц. работы/ авт.: Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. — 5-е изд., стер. — 2008, М.: Академия,. — 192 с.. — (Высшее профессиональное образование : Социальная работа
Лидерс, Александр Георгиевич Психологическое обследование семьи: учебное пособие для студ. вузов по направ. и спец. психологии/ А. Г. Лидерс. — 3-е изд., стер. – 2008, М.: Академия,. — 432 с. — (Высшее профессиональное образование : Писхология)
Дополнительная литература
Дружинин, Владимир Николаевич Психология семьи/ В. Н. Дружинин. — 3-е изд.. – 2011, СПб: Питер,. — 176 с. : ил. + [4] л. цв. вкл. ил.
Олифирович Н. И. Психология семейных кризисов: [пособие для студентов по спец. «Психология»]/ Н. И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – 2008, СПб: Речь,. — 360 с. : ил. — (Современный учебник)
Овчарова, Раиса Викторовна Психология родительства: учеб. пособие для студентов вузов по направ. и спец. психологии/ Р. В. Овчарова. – 2005,М.: Академия,. — 368 с.. — (Высшее профессиональное образование : Психология)
Калинина, Румия Рашидовна Введение в психологию семейных отношений. – 2008, СПб: Речь,. — 351 с. : ил. — (Современный учебник)
Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы: [учеб. пособие для врачей и психологов]/ под ред. Э.Г. Эйдемиллера. — 2-е изд., испр. и доп.. – 2010, СПб: Речь,. — 425 с. : ил.
Методическая литература
Грюнвальд, Бернис Б. Консультирование семьи: практ. руководство=Guiding the Family: Practical Counseling Technigues/ Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби. — 2-е изд., стер. — 2008, М.: Когито-Центр,. — 415 с.. — (Мастер-класс)
Дополнительно:
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001. — 142, [2] с. : ил.. — (Психотерапия на практике)
- Вебер, Гунтхард Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера/ Пер. с нем. И.Беляковой. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 298 с. : ил.. — (Золотой фонд психотерапии)
- Гагай, Валентина Васильевна Семейное консультирование: учебник для студентов вузов / В. В. Гагай. — СПб: Речь, 2010. — 317 с.
- Игровая семейная психотерапия= Family play therapy/ Под ред. Ч.Шефнера и Л. Кэри; Пер. с англ. и общ. ред. А.И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с. : ил.. — (Практикум по психотерапии)
- Малкина-Пых, Ирина Германовна Семейная терапия: справочник практ. психолога/ И. Г. Малкина-Пых. — М.: ЭКСМО, 2005. — 991 с.
- Нейпир, Огастус Семья в кризисе: Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь/ О. Нейпир, К. Витакер ; пер. с англ. Е. В. Кукаркиной и др. ; под общ. науч. ред. А. З. Шапиро. — М.: Когито-центр, 2005. — 344 с.. — (Мастер-класс)
- Никольская, Ирина Михайловна Семейная социограмма в психологическом консультировании: учеб. пособие для врачей и психологов/ И. М. Никольская, В. В. Пушина. — СПб: Речь, 2010. — 221 с. : ил.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика»/ Л.Г.Жедунова, И.А.Можаровская, Н.Н.Посысоев, Е.Н.Юрасова; Под ред. Н.Н.Посысоева. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 328 с. : ил.. — (Учебное пособие для вузов)
- Психология семьи: хрестоматия : учеб. пособие для фак. психологии, социологии, экономики и журналистики/ ред.-сост. Д. Я. Райгородский ; авт. предисл. В. И. Зацепин. — Самара: Бахрах-М, 2007. — 752 с. : ил. — (Психология семейных отношений)
- Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия : в 2 ч.. Ч.2/ сост. Л. Б. Шнейдер ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 712 с. — Библиогр.: с.702.. — (Библиотека психолога)
- Целуйко, Валентина Михайловна Вы и ваши дети: психология семьи. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. — 444 с. : ил.. — (Психологический практикум)
- Шнейдер, Лидия Бернгардовна Основы семейной психологии: учеб. пособие для [студентов, практ. психологов, преподавателей вузов]/ Л. Б. Шнейдер ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2005. — 928 с. : ил.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 498,[3] с. : ил.. — (Кафедра психологии)
- Эйдемиллер, Эдмонд Г. Психология и психотерапия семьи. — 2-е изд.,расшир. и доп.. — СПб.: Питер, 1999. — 652 с.. — (Мастера психологии)
- Эйдемиллер, Эдмонд Георгиевич Психология и психотерапия семьи/ Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. — 3-е изд.. — СПб.: Питер, 2002. — 652 с.. — (Золотой фонд психотерапии)
- Эйдемиллер, Эдмонд Георгиевич Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов/ Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. — СПб.: Речь, 2003. — 333 с. : ил.. — (Мэтры мировой психологии)
Рекомендуется также пользоваться следующими психологическими периодическими изданиями
«Вопросы психологии»
«Психологический журнал»
«Перинатальная психология»
«Семейное воспитание»
«Семейная психология и психотерапия»
Список учебно-методических разработок для студента
«Методический диск»
Информационные технологии и ресурсы
Internet-ресурсы
— www.gnpbu.ru – Государственная научная педагогическая 6и6лиотека им. К.Д. Ушинского Российской академии образования (ГНПБ РАО).
«Чудо-форум»
Приборы, материалы и оборудование
Видео материалы:
«Перинатальное развитие» (фильм ВВС)
«Дилема материнства» (научно-популярный фильм)
«Игры с красками» (учебный фильм изд. «Речь»)
«Семейный тайны» (Франция, 2009, фрагменты художественного фильма, иллюстрирующие основные трансгенерационные феномены)
«У зеркала два лица» (США, 2001, фрагменты художественного фильма, иллюстрирующие динамику объектных отношений)
Программные продукты:
-
Компьютерные версии диагностических методик исследования семьи
Настольно-печатные материалы.
Методики психодиагностического исследования семьи
- Семейная социограмма
- Семейная генограмма
- Семейная скульптура
- Рисунок семьи
- Предпочитаемый тип симпатии
- Сенсорные предпочтения
- Ассоциативный эксперимент
- Опросник удовлетворенности браком (Столин В.В.)
- Ролевые ожидания в браке
- Шкала семейной адаптации и сплоченности
- Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)
- Опросник родительского отношения (ОРО)
- PARI
- Подростки о родителях (ПоРо)
- Диагностика родительского отношения подростком (ДРОП)
- Анализ семейных взаимоотношений для подростков (АСВ – зеркало)
- Методика Рене-Жиля
- Набор для проективной игры
- Набор фигур и доска для расстановок
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА
- Проблемное обучение.
- Методы активного обучения (фокус-групп, «мозгового штурма», коллективной дискуссии и др.).
- Методы драмогерменевтики
- Изучение кейсов по основным проблемным ситуациям
- Методы презентации с записью и обсуждением видео роликов.
- Методы использования мультимедийных технологий.
- Составление портфолио.
- Самостоятельная разработка кейсов
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (практические – упражнения, выработка навыков самоанализа, решения проблемных ситуаций)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
По курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования»
Индивидуальные задания предлагаются для углубленного изучения и имеют практическую направленность. Задания предназначены для самостоятельного выполнения во время изучения дисциплины. Полный отчет о выполнении индивидуальных заданий представляется на зачет (печатный или рукописный формат).
Оформление отельных заданий производится по предложенной форме или произвольно с учетом методических рекомендаций, которые даются в течение учебного года преподавателями дисциплины. Титульный лист оформляется по форме по форме №2.
______________________________________________________________________________
CМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ОТЧЕТ
о выполнении индивидуальных заданий по курсу
«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ »
Студента Ф.И.О.
Группы
Смоленск – 2012
ОТМЕТКИ О ВЫПОЛНЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА КУРСЕ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ»
(для студентов очного отделения)
Форма участия |
Сроки выполнения |
Тематика подготовленного материала |
Оценка |
Реферат
|
В течение учебного года |
|
|
Тематический обзор литературы и других информационных источников либо конспект |
В течение учебного года |
|
|
Помощь в подготовке к лекционному или семинарскому занятию, подготовка тематического материала, другая методическая работа |
В течение учебного года |
|
|
Устное сообщение
|
В течение учебного года |
|
|
Диагностика семьи.
|
8 семестр (представляется к зачету) |
Семейная генограмма; Семейная социограмма; Рисунок семьи; Стандартизированная методика (по выбору автора)
|
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Подготовить информационное сообщение «Основные разделы семейного кодекса РФ»
- Подготовить информационное сообщение на тему: «Российское законодательство о браке»
- Подготовить реферат на тему: «Э.Фромм о любви» (по книге Э.Фромма «Искусство любви»)
- Самостоятельно выполнить упражнение «Встреча с внутренним ребенком»
- Проведите критический анализ «буфетной теории» З.Фрейда и теории привязанности Дж.Боулби.
- Подготовьте сообщение «Материнская любовь» (Э.Фромм «Искусство любить»)
- Подготовить информационное сообщение на тему: «Российское законодательство о правах ребенка»
- Подготовить информационное сообщение на тему: «Правовые аспекты усыновления»
- Подготовить информационное сообщение на тему «Институт приемной семьи»
- Используя опыт работы с детьми-сиротами, подготовьте сообщение «Психологические особенности детей-сирот»
- Подготовить реферат на тему: «Основные формы помощи пожилым»
14. Подготовить сообщение на тему : «Законодательство РФ о разводе»
15. На примере документации психологического консультирования сформулировать проблему, выявить идентифицированного пациента, симптомы семейной дисфункции, установить приспособительное значение симптомов, сформулировать семейную гипотезу.
15. Работа с материалами психологического консультирования (случай 1-5).
Сформулировать семейный диагноз, выявить идентифицированного пациента, симптомы нарушений семьи, составить семейную гипотезу, представить обоснование
- Составьте семейную геннограмму знакомой Вам семьи. Проведите беседу по генограмме. Сформулируйте заключение.
- Предложите нескольким членам семьи выполнить методику «Семейная социограмма». Сформулируйте общее заключение.
- Сделайте психологическое заключение по результатам выполнения методики «Рисунок семьи»
- Проанализируйте примеры 1-4 Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002. С. 359-407).
Выделите этапы психотерапии. Сформулируйте семейный диагноз.
- Используя знакомые ситуации семей, составьте образец супружеского контракта
Литература:
- Составить таблицу
Типы дисгармоничного семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер) |
Характеристика типа |
Особенности личности, формирующейся в данных условиях воспитания |
|
|
|
Вариант 1
- Перечислите пять основных функций семьи
- Назовите два основных критерия выделения стадий жизненного цикла семьи
- Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от партнерских отношений
- Из каких компонентов складывается биологический пол
- Стадии развития любви (Л.Бендлер)
- Формы полигамии
- Перечислите признаки импринтинга
- Автор теории импринтинга (выбрать правильный ответ)
- К.Хорни
- З.Фрейд
- К.Лоренц
- Д. Боулби
- Назовите последние четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
- Назовите три компонента поведения матери, способствующие формированию нормальной привязанности
Критерии оценки
№ вопроса
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Цена вопроса в баллах |
5 |
1 |
5 |
2 |
5 |
2 |
3 |
1 |
4 |
3 |
Оценка
- 5 — 24 — 30 баллов
- 4 — 18 — 23 балла
- 3 — 12 — 17 баллов
- 2 — 6 -11 баллов
- 1 — менее 6 баллов
Вариант 2
- Назовите пять разделов семейного кодекса
- Выделение стадий жизненного цикла семьи основано на следующих критериях (отметить два правильных ответа)
- Характер партнерских отношений
- Возраст супругов
- Наличие детей и их возраст
- Время от момента вступления в брак
- Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от наличия детей и их возраста
- Из каких компонентов складывается психологическая половая идентичность
- Перечислите пять основных мотивов вступления в брак
- Перечислите формы парного брака в период родового строя
- Формы любви по Э.Фромму (в зависимости от объекта любви)
- Автор буфетной теории (выбрать правильный ответ)
- К.Хорни
- З.Фрейд
- К.Лоренц
- Д. Боулби
- Назовите первые четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
- Выделите три психологических характеристики формирования личности в условиях нарушенной привязанности
Критерии оценки
№ вопроса
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Цена вопроса в баллах |
5 |
1 |
5 |
2 |
5 |
2 |
3 |
1 |
4 |
3 |
Оценка
- 5 — 24 — 30 баллов
- 4 — 18 — 23 балла
- 3 — 12 — 17 баллов
- 2 — 6 -11 баллов
- 1 — менее 6 баллов
Вариант 1
(ответы)
- Перечислите пять основных функций семьи
- Воспитательная
- Хозяйственно-бытовая
- Эмоциональная
- Сексуальная
- Репродуктивная
- Функция первичного социального контроля
- Духовная
- Назовите два основных критерия выделения стадий жизненного цикла семьи
- Характер партнерских отношений
- Наличие детей и их возраст
- Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от партнерских отношений
- Выбор партнера
- Романтизация отношений
- Индивидуализация стиля супружеских отношений
- Стабильность-изменчивость
- Стадия экзистенциальной оценки
- Из каких компонентов складывается биологический пол
- Генетический пол
- Морфологические признаки пола
- Стадии развития любви (Л.Бендлер)
- Фаза привлечения
- Фаза увлеченности
- Фаза привыкания
- Фаза ожидания
- Фаза разочарования
- Фаза достижения порога
- Формы полигамии
Полигиния, полиандрия
- Перечислите признаки импринтинга
- Наличие сензитивного периода, Необратимость, Импринтинг не требует подкрепления
- Автор теории импринтинга (выбрать правильный ответ)
- К.Лоренц
- Перечислите последние четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
- Связь со знанием
- Связь с личностью противоположного пола
- Связь с потомком
- Духовная связь
- Назовите три компонента поведения матери, способствующие формированию нормальной привязанности
Телесный контакт, глазной контакт, улыбка, речь, пение
Вариант 2
(ответы)
- Назовите пять разделов семейного кодекса
- Выделение стадий жизненного цикла семьи основано на следующих критериях (отметить два правильных ответ)
- Характер партнерских отношений
- Наличие детей и их возраст
- Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от наличия детей и их возраста (по Э.Дювалю)
- Супружеские пары без детей,
- Появление в семье детей,
- Семьи с детьми дошкольниками,
- Семьи с детьми младшего школьного возраста,
- Семьи с подростками, Уход молодых людей из семьи,
- Средний возраст родителей,
- Старение членов семьи
- Из каких компонентов складывается психологическая гендерная идентичность
- Гендерное самосознание
- Гендерная роль
- Сексуальная ориентация
- Перечислите пять основных мотивов вступления в брак
Стремление к самостоятельности, расчет, любовь, сексуальное влечение, беременность, желание иметь детей, др.
- Перечислите формы парного брака
Дислокальный, патрилокальный, матрилокальный
- Формы любви по Э.Фромму (в зависимости от объекта любви)
Материнская, братская, эротическая, любовь к себе, любовь к Богу
- Автор буфетной теории (выбрать правильный ответ)
З.Фрейд
- Назовите первые четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
- Связь с матерью,
- Связь с отцом и ближайшими родственниками,
- Связь с Землей,
- Связь с обществом
- Выделите три психологических характеристики формирования личности в условиях нарушенной привязанности
Тревожность, неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, повышенная моральная ответственность (или, наоборот, безответственность), трудности общения, зависимость
Вопросы для самоконтроля
- Определение семьи и ее функции
- Стадии жизненного цикла семьи
- Жизненные и эмоциональные задачи семьи на различных стадиях жизненного цикла
- Функциональная и дисфункциональная семья
- Общая характеристика и основные разделы семенного кодекса
- Понятие половой идентичности из чего складывается биологическая и психологическая половая идентичность
- Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей
- Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
- Сексуальная ориентация, Виды сексуальной ориентации. Факторы, определяющие сексуальную ориентацию.
- Брачные союзы у животных
- Брачные союзы у людей. Исторические формы брака. Основной фактор формирования моногамной семьи.
- Брачные союзы в современном обществе. Стиль брачных отношений
- Основные мотивы вступления в брак
- Стадии развития любви. Способы сохранения любви на позитивных стадиях
- Формы любви по Э.Фромму
- Стадии образования связи по Д.Пирсу
- Привязанность. Теории привязанности.
- Факторы поведения, способствующие формированию нормальной привязанности между матерью и ребенком
- Отцовская привязанность
- Нарушения привязанности
- Психологические отклонения при разрушенной или несформированной привязанности