Рабочая программа дисциплины 31

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Смоленский государственный университет

Кафедра психологии

» Основы психологии семьи «

Направление подготовки — Специальность «Педагогика и методика дошкольного образования»

Профиль _____________________________________________________

Курс – 4

Семестр – 1

Всего часов – 72/14

Лекции – 16/10 час.

Семинары – 16/4 час.

Практические занятия – 0 час.

Лабораторные – ­­­­­0 час.

Самостоятельная работа – 40 час.

Форма отчетности: зачет 7 семестр.

Программа составлена на основе стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» — 031100

Программу разработала

канд. мед. наук, доцент Макарова И.Ю.

Программа утверждена на заседании кафедры 12.10.2013г.

Протокол № 02 от « 12 » октября 2013 г.

Завкафедрой _____________ Селиванов В.В.

Смоленск

2013

Пояснительная записка

Курс «Основы психологии семьи» предназначен для студентов, обучающихся по специалдьности «Педагогика и методика дошкольного образования» Психолог в своей практической деятельности сталкивается с семейными проблемами и для успешного выполнения своих профессиональных задач ему необходимы знания и навыки в области психологии семьи.

Задачи курса:

  1. Овладение основными психологическими понятиями, позволяющими анализировать внутрисемейные проблемы.
  2. Изучение основных психологических закономерностей функционирования семьи на протяжении жизненного цикла
  3. Обзор зарубежных и отечественных школ исследования семьи.
  4. Изучение причин дисфункционального развития семьи
  5. Понятие семейного диагноза и методы семейной диагностики
  6. Овладение различными методами, применяемыми в работе с семьями.

3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста Напомним, что метод - это способ, ... Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова) Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, ... для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, ...

Знать:

— основные течения и школы семейной психологии;

— основные теории семейной психологии;

— основные закономерности нормального развития семьи и формирования семейных дисфункций;

Уметь:

— выделять различные психологические проблемы, возникающие в семье;

Владеть:

— понятийным аппаратом современной психологии семьи;

— способами самостоятельной работы с психологической литературой

— отдельными методами диагностики семейной системы.

.

Критерии оценивания уровня освоения дисциплины

— оценка «отлично» выставляется студенту, который систематически успешно осваивал дисциплину, имеет оценки «хорошо» и «отлично» при текущих и промежуточных формах контроля знаний, регулярно отчитывался о выполнении самостоятельной работы, успешно защитил индивидуальное задание, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины, обнаружил на экзамене всестороннее, систематическое и глубокое знание, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

— оценка «хорошо» выставляется студенту, который систематически успешно осваивал дисциплину, имеет положительные оценки при текущих и промежуточных формах контроля знаний, регулярно отчитывался о выполнении самостоятельной работы, успешно защитил индивидуальное задание, на экзамене обнаружил полное знание учебно-программного материала, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному выполнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;

— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;

29 стр., 14052 слов

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ (1935 г.)

... 286 Б. Г. Ананьев Психология педагогической оценки 287 материала вызывает утомление, колебания внимания, насыщение ра­ботой и соответственное изменение скорости и точности работы, вос­приятия, мышления и ... т. е. контролем знаний, стимулирующим всю возможную от­ветственность школьника перед педагогом, семьей и школой и ориен­тирующим школьника в качестве усвоения им школьных знаний. ...

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определенными соответствующей программой курса (перечень основных знаний и умений, которыми должны овладеть студенты, является обязательным элементом рабочей программы курса).

Тематический план

Тема

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Семья. Базовые понятия психологии семьи. Законодательство в семейной сфере

2

1

6

2

Брак. Исторические формы брака.

2

1

4

3

Введение в гендерологию

2

2

4

4

Психологические задачи молодого взрослого. Мотивы вступления в брак.

Стиль брачных отношений Формирование новой семьи и супружеская адаптация. Проблемы супружества на различных этапах развития семьи.

2

2

4

5

Репродуктивное здоровье. Перинатальная семейная психология

2

2

4

6

Отношения между родителями и детьми. Модели родительского воспитания. Психологическая характеристика семьи в зависимости от возраста ребенка. Проблемы детско-родительских отношений. Диагностика детско-родительских отношений. Дисфункциональные детско-родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка.

2

2

4

7

Нарушения структуры семьи. Нарушения привязанности. Материнская депривация. Смерть в контексте семейной системы

2

2

4

8

Особенности бездетной семьи. Психологические проблемы усыновления

2

2

4

9

Семейная диагностика

2

6

Итого: 16 16 40

Тема

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Семья. Базовые понятия психологии семьи. Законодательство в семейной сфере

1

2

Брак. Исторические формы брака.

1

3

Введение в гендерологию

1

4

Психологические задачи молодого взрослого. Мотивы вступления в брак.

Стиль брачных отношений Формирование новой семьи и супружеская адаптация. Проблемы супружества на различных этапах развития семьи.

1

5

Репродуктивное здоровье. Перинатальная семейная психология

1

6

Отношения между родителями и детьми. Модели родительского воспитания. Психологическая характеристика семьи в зависимости от возраста ребенка. Проблемы детско-родительских отношений. Диагностика детско-родительских отношений. Дисфункциональные детско-родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка.

2

2

7

Нарушения структуры семьи. Нарушения привязанности. Материнская депривация. Смерть в контексте семейной системы

2

8

Особенности бездетной семьи. Психологические проблемы усыновления

1

9

Семейная диагностика

2

Итого: 10 4

Содержание курса

Введение в психологию семьи

Тема 1

Семья. Базовые понятия психологии семьи. Законодательство в семейной сфере

Лекция 1

Введение в психологию семьи

  1. Понятие о семье. История психологии семьи
  2. Теоретическая база семейной психологии
  3. Функции семьи
  4. Стадии жизненного цикла семьи.
  5. Понятие о нормативных и ненормативных кризисах семьи
  6. Стадии жизненного цикла семьи
  7. Функциональная и дисфункциональная семья

Занятие 1 (ч.1.)

Базовые понятия психологии семьи. Законодательство в семенной сфере

  1. Определение семьи и ее функции
  2. Стадии жизненного цикла семьи
  3. Жизненные и эмоциональные задачи семьи на различных стадиях жизненного цикла
  4. Функциональная и дисфункциональная семья
  5. Российское законодательство в семенной сфере.
  6. Общая характеристика и основные разделы семейного кодекса

Индивидуальные задания

  1. Подготовить информационное сообщение «Основные разделы семейного кодекса РФ»

Литература:

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.

  2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Н.Н.Посысоева, М., 2004.
  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие/ Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2004.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. _ СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
  5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- 656 с.

Тема 2

Брак. Исторические формы брака. Стиль брачных отношений

Лекция 2

Брак. Исторические формы брака.

  1. Брак. Определение и функции брака
  2. Брачные союзы у животных
  3. Брачные союзы у людей.
  4. Исторические формы брака. Основной фактор формирования моногамной семьи.
  5. Брачные союзы в современном обществе.
  6. Семейный кодекс РФ о браке
  7. Стиль брачных отношений
  8. Основные мотивы вступления в брак
  9. Любовь как один из основных мотивов вступления в брак
  10. Стадии развития любви. (Л.Бендлер).

Занятие 1 (ч.2)

Вопросы для обсуждения

  1. Брак. Определение и функции брака
  2. Брачные союзы у животных
  3. Брачные союзы у людей.
  4. Стиль брачных отношений
  5. Основные мотивы вступления в брак
  6. Семейный кодекс РФ о браке
  7. Любовь как один из основных мотивов вступления в брак
  8. Формы любви по Э.Фрмму
  9. Стадии развития любви. (Л.Бендлер).

    Способы сохранения любви на позитивных стадиях

Индивидуальные задания

  1. Подготовить информационное сообщение на тему: «Российское законодательство о браке»
  2. Подготовить реферат на тему: «Э.Фромм о любви» (по книге Э.Фромма «Искусство любви»)

Литература:

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.
  2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Н.Н.Посысоева, М., 2004.
  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие/ Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2004.

Тема 3

Введение в гендерологию

Лекция 3

Половое и полоролевое развитие

  1. Понятие половой идентичности. Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей
  2. Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
  3. Сексуальная ориентация. Виды сексуальной ориентации.
  4. Гендерные различия
  5. Андрогиния (концепция С.Бэм)

Занятие 2

Половая идентичность и гендерные роли

  1. Понятие половой идентичности из чего складывается биологическая и психологическая половая идентичность
  2. Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей
  3. Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
  4. Сексуальная ориентация, Виды сексуальной ориентации. Факторы, определяющие сексуальную ориентацию.
  5. Гендерные различия в воспитании
  6. Условия формирования нормального полоролевого развития

Литература:

  1. Б.Шон Гендерная психология М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 318 с.
  2. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / РАН, Московский центр гендерных исследований/ Под ред. М.М.Малышевой. М.: АКАДЕМИЯ, 2002. – 519 с.

Тема 4

Психологические задачи молодого взрослого. Мотивы вступления в брак.

Стиль брачных отношений Формирование новой семьи и супружеская адаптация. Стиль брачных отношений. Проблемы супружества на различных этапах развития семьи

Лекция 4

  1. Понятие о семейном кризисе. Семейные стрессоры. Нормативные и ненормативные кризисы семьи. Коппинг-стратегии и стратегии помощи семье в условиях кризиса.
  2. Психологические задачи молодого взрослого
  3. Подготовка к созданию семьи
  4. Формирование новой семьи и супружеская адаптация
  5. Отношения с родительскими семьями
  6. Психологические задачи первых лет супружества
  7. Нарушения психологической адаптации молодой семьи

Занятие 3

Вопросы для обсуждения

  1. Психологические проблемы молодой семьи
  2. Психологическая совместимость в браке
  3. Удовлетворенность супружескими отношениями

Литература:

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.
  2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Н.Н.Посысоева, М., 2004.
  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие/ Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2004.

Тема 5

Репродуктивное здоровье. Перинатальная семейная психология

Лекция 5

План лекции

  1. Репродуктивное здоровье. Показатели репродуктивного здоровья
  2. Перинатальная психология. Основные разделы перинатальной психологии
  3. Понятие гестационной доминанты. Психологический компонент гестационной доминанты
  4. Психологическая подготовка к родам
  5. Психологические проблемы молодой матери
  6. Психологические проблемы отцовства.

Занятие 4

Вопросы для обсуждения

  1. Стадии жизненного цикла семьи, благоприятные для наступления беременности. Мотивы зачатия.
  2. Изменение в семье, возникающие в связи с беременностью.
  3. Диагностика психологического отношения к беременности
  4. Психологическая помощь семье. Психологическое сопровождение беременности.

Литература:

  1. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб, 1995
  2. Гроф С. За пределами мозга
  3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов.- СПб.: Речь, 2003. – 336 с.

Тема 6

Отношения между родителями и детьми. Модели родительского воспитания. Психологическая характеристика семьи в зависимости от возраста ребенка. Проблемы детско-родительских отношений. Диагностика детско-родительских отношений. Дисфункциональные детско-родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Технологии и организация консультирования по проблемам детско-родительских отношений

Лекция 6

  1. Концепция Ллойда Демоза
  2. Параметры нормального семейного воспитания (Д.Боумрин)
  3. Модели родительского воспитания
  4. Дисгармоничное родительское воспитание (Э.Эйдемиллер)
  5. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка
  6. Типы семей, в зависимости от отношений между родителями и детьми
  7. Психологические нарушения в семьях, имеющих маленьких детей
  8. Психологическая характеристика семьи с маленькими детьми
  9. Изменения отношений в семье с рождением ребенка
  10. Психологические задачи семьи, имеющей маленького ребенка
  11. Психологическая характеристика семьи со взрослыми детьми
  12. Смены стадий жизненного цикла в семье со взрослыми детьми
  13. Независимость ребенка, увеличение гибкости семейных границ
  14. Изменения отношений в семье со взрослыми детьми
  15. Психологические проблемы супругов в семье со взрослыми детьми
  16. Перестройка семейных отношений с уходом взрослого ребенка из семьи
  17. Поддержание семейных связей

Занятие 5

Родительско-детские отношения

Вопросы для обсуждения

  1. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка
  2. Семья с детьми на разных стадиях жизненного цикла
  3. Российское законодательство о правах ребенка
  4. Классификация и диагностика типов дисгармоничного семейного воспитания
  5. Влияние различных типов семейного воспитания на развитие личности ребенка
  6. Психологическая коррекция дизгармоничных типов семенного воспитания

Индивидуальное задание

  1. Составить таблицу

    Типы дисгармоничного семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер)

    Характеристика типа

    Особенности личности, формирующейся в данных условиях воспитания

  2. Подготовить информационное сообщение на тему: «Российское законодательство о правах ребенка»

Литература:

  1. Винникот Д. В. Разговор с родителями. М., 1995
  2. Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребенка: пер. с англ. – М., 2000 – 196 с.
  3. Оакландер В. Окна в мир ребенка (руководство по детской психотерапии).
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.
  5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- 656 с.

Тема 7

Нарушения структуры семьи. Нарушения привязанности. Материнская депривация. Смерть в контексте семейной системы

Лекция 7

Нарушения привязанности

План лекции

  1. Привязанность и автономность – важнейшие условия развития
  2. Нарушения привязанности
  3. Психологические отклонения при разрушенной или несформированной привязанности
  4. Заболевания вследствие нарушенной привязанности
  5. Психотерапевтические приемы, направленные на реконструкцию привязанности

Занятие 6

Вопросы для обсуждения

  1. Нарушения привязанности
  2. Психологические отклонения при разрушенной или несформированной привязанности.
  3. Психологическая помощь депревированному ребенку.

В практической части осуществляется отработка приемов восстановления и реконструкции привязанности

Индивидуальные задания

  1. Самостоятельно выполнить упражнение «Встреча с внутренним ребенком»

Литература:

  1. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. -1997. №6. – С.38
  2. К.Хорни Наши внутренние конфликты
  3. Ландгмеер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1985
  4. Смирнов Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. – 1995. №3. – С. 139-150

7

Тема 8

Особенности бездетной семьи. Психологические проблемы усыновления

Лекция 8

  1. Механизмы регуляции рождаемости
  2. Бездетность. Виды бездетности. Психологические характеристики бездетных семей
  3. Бесплодие. Причины бесплодия и диагностика бесплодия
  4. Правовые аспекты усыновления
  5. Психологические особенности детей в условиях сепарации
  6. Критические периоды в жизни приемного ребенка
  7. Институт приемной семьи

Занятие 7

Вопросы для обсуждения

  1. Бездетность и бесплодие.
  2. Характеристика бездетной семьи.
  3. Психологическая адаптация к установлению факта бесплодия.
  4. Правовые аспекты усыновления
  5. Психологические особенности детей в условиях сепарации
  6. Критические периоды в жизни приемного ребенка
  7. Институт приемной семьи

Индивидуальные задания:

  1. Подготовить информационное сообщение на тему: «Правовые аспекты усыновления»
  2. Подготовить информационное сообщение на тему «Институт приемной семьи»
  3. Используя опыт работы с детьми-сиротами, подготовьте сообщение «Психологические особенности детей-сирот»

Литература:

  1. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты детства: Методические рекомендации. –М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. -56 с.
  2. Кузнецова И. Как усыновить ребенка. – М., 1997
  3. Бездетность в браке …

Тема 9

Семейная диагностика.

Занятие 8

1. Семейный диагноз. Параметры семейного диагноза (интегративная модель).

  1. Семейная гипотеза. Идентифицированный пациент.
  2. Классификация методов семейной диагностики.
  • Семейная генограмма..
  • Семейная социограмма
  • Методика «Семейно-обусловленное состояние»
  • Опросник «Анализ семейной тревоги»
  • Рисунок семьи.
  • Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»

1. Работа с материалами психологического консультирования (случай 1-5).

Сформулировать семейный диагноз, выявить идентифицированного пациента, симптомы нарушений семьи, составить семейную гипотезу, представить обоснование

Практическая работа в семьях

  1. Составьте семейную геннограмму знакомой Вам семьи. Проведите беседу по генограмме. Сформулируйте заключение.
  2. Предложите нескольким членам семьи выполнить методику «Семейная социограмма». Сформулируйте общее заключение.
  3. Сделайте психологическое заключение по результатам выполнения методики «Рисунок семьи»

Литература:

  1. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СП..: СОЮЗ, 2001. 350 с.
  2. Семья в психологической консультации (под ред. Бодалева А. А., Сотлина В. А.) М., 1989
  3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- 656 с.

Контрольно-оценочный компонент дисциплины

Предварительный контроль

Опрос или письменное анкетирование с использованием следующих вопросов:

  1. Определите понятие «семья».
  2. Какие функции семьи Вы знаете.
  3. Какими документами регулируются семейные отношения в России.
  4. Какие понятия психологии семьи и семейного консультирования Вам знакомы (Брак, Гендерная идентичность, Структура семьи, Динамика семьи, Семейный кризис).
  5. С какими теоретическими подходами семейного консультирования Вы знакомы (Семейная системная теория, Структурный подход, Трансгенерационный подход, Психодинамический подход, Теория коммуникаций).
  6. С какими методами диагностики семейных отношений Вы знакомы, имеете навыки работы.
  7. Определите место семьи в Вашей структуре ценностей.
  8. В получении каких знаний, умений, навыков Вы заинтересованы в процессе работы на цикле «Основы психологии семьи и семейного консультирования».
  9. С какой литературой по психологии семьи Вы знакомы.
  10. Назовите специалистов в сфере психологии семьи и семейного консультирования.
  11. Для решения каких профессиональных и личностных задач педагогу-психологу необходимы знания по семейной психологии и семейному консультированию.

Текущий контроль в форме самостоятельных работ, тестовых заданий, контрольных работ.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

  1. Перечислите пять основных функций семьи
  2. Назовите два основных критерия выделения стадий жизненного цикла семьи
  3. Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от партнерских отношений
  4. Из каких компонентов складывается биологический пол
  5. Стадии развития любви (Л.Бендлер)

  1. Формы полигамии

  1. Перечислите признаки импринтинга

  1. Автор теории импринтинга (выбрать правильный ответ)
  • К.Хорни
  • З.Фрейд
  • К.Лоренц
  • Д. Боулби
  1. Назовите последние четыре стадии образования связи по Д.Пирсу

  1. Назовите три компонента поведения матери, способствующие формированию нормальной привязанности

Критерии оценки

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цена вопроса в баллах

5

1

5

2

5

2

3

1

4

3

Оценка

  • 5 — 24 — 30 баллов
  • 4 — 18 — 23 балла
  • 3 — 12 — 17 баллов
  • 2 — 6 -11 баллов
  • 1 — менее 6 баллов

Вариант 2

  1. Назовите пять разделов семейного кодекса
  2. Выделение стадий жизненного цикла семьи основано на следующих критериях (отметить два правильных ответа)
  • Характер партнерских отношений
  • Возраст супругов
  • Наличие детей и их возраст
  • Время от момента вступления в брак

  1. Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от наличия детей и их возраста
  2. Из каких компонентов складывается психологическая половая идентичность
  3. Перечислите пять основных мотивов вступления в брак
  4. Перечислите формы парного брака в период родового строя
  5. Формы любви по Э.Фромму (в зависимости от объекта любви)
  6. Автор буфетной теории (выбрать правильный ответ)
  • К.Хорни
  • З.Фрейд
  • К.Лоренц
  • Д. Боулби
  1. Назовите первые четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
  2. Выделите три психологических характеристики формирования личности в условиях нарушенной привязанности

Критерии оценки

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цена вопроса в баллах

5

1

5

2

5

2

3

1

4

3

Оценка

  • 5 — 24 — 30 баллов
  • 4 — 18 — 23 балла
  • 3 — 12 — 17 баллов
  • 2 — 6 -11 баллов
  • 1 — менее 6 баллов

Вариант 1

(ответы)

  1. Перечислите пять основных функций семьи
  • Воспитательная
  • Хозяйственно-бытовая
  • Эмоциональная
  • Сексуальная
  • Репродуктивная
  • Функция первичного социального контроля
  • Духовная
  1. Назовите два основных критерия выделения стадий жизненного цикла семьи
  • Характер партнерских отношений
  • Наличие детей и их возраст
  1. Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от партнерских отношений
    1. Выбор партнера
    2. Романтизация отношений
    3. Индивидуализация стиля супружеских отношений
    4. Стабильность-изменчивость
    5. Стадия экзистенциальной оценки
  2. Из каких компонентов складывается биологический пол
  • Генетический пол
  • Морфологические признаки пола
  1. Стадии развития любви (Л.Бендлер)
  • Фаза привлечения
  • Фаза увлеченности
  • Фаза привыкания
  • Фаза ожидания
  • Фаза разочарования
  • Фаза достижения порога
  1. Формы полигамии

Полигиния, полиандрия

  1. Перечислите признаки импринтинга
  • Наличие сензитивного периода, Необратимость, Импринтинг не требует подкрепления
  1. Автор теории импринтинга (выбрать правильный ответ)
  • К.Лоренц
  1. Перечислите последние четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
  • Связь со знанием
  • Связь с личностью противоположного пола
  • Связь с потомком
  • Духовная связь
  1. Назовите три компонента поведения матери, способствующие формированию нормальной привязанности

Телесный контакт, глазной контакт, улыбка, речь, пение

Вариант 2

(ответы)

  1. Назовите пять разделов семейного кодекса

  1. Выделение стадий жизненного цикла семьи основано на следующих критериях (отметить два правильных ответ)
  1. Характер партнерских отношений
  2. Наличие детей и их возраст

  1. Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от наличия детей и их возраста (по Э.Дювалю)
  • Супружеские пары без детей,
  • Появление в семье детей,
  • Семьи с детьми дошкольниками,
  • Семьи с детьми младшего школьного возраста,
  • Семьи с подростками, Уход молодых людей из семьи,
  • Средний возраст родителей,
  • Старение членов семьи

  1. Из каких компонентов складывается психологическая гендерная идентичность
  • Гендерное самосознание
  • Гендерная роль
  • Сексуальная ориентация
  1. Перечислите пять основных мотивов вступления в брак

Стремление к самостоятельности, расчет, любовь, сексуальное влечение, беременность, желание иметь детей, др.

  1. Перечислите формы парного брака

Дислокальный, патрилокальный, матрилокальный

  1. Формы любви по Э.Фромму (в зависимости от объекта любви)

Материнская, братская, эротическая, любовь к себе, любовь к Богу

  1. Автор буфетной теории (выбрать правильный ответ)

З.Фрейд

  1. Назовите первые четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
  • Связь с матерью,
  • Связь с отцом и ближайшими родственниками,
  • Связь с Землей,
  • Связь с обществом
  • Выделите три психологических характеристики формирования личности в условиях нарушенной привязанности

Тревожность, неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, повышенная моральная ответственность (или, наоборот, безответственность), трудности общения, зависимость

Вопросы для самоконтроля (подготовка к тестовому контролю)

  1. Определение семьи и ее функции
  2. Стадии жизненного цикла семьи
  3. Жизненные и эмоциональные задачи семьи на различных стадиях жизненного цикла
  4. Функциональная и дисфункциональная семья
  5. Общая характеристика и основные разделы семенного кодекса

  1. Понятие половой идентичности из чего складывается биологическая и психологическая половая идентичность
  2. Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей
  3. Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
  4. Сексуальная ориентация, Виды сексуальной ориентации. Факторы, определяющие сексуальную ориентацию.
  5. Брачные союзы у животных
  6. Брачные союзы у людей. Исторические формы брака. Основной фактор формирования моногамной семьи.
  7. Брачные союзы в современном обществе. Стиль брачных отношений
  8. Основные мотивы вступления в брак
  9. Стадии развития любви. Способы сохранения любви на позитивных стадиях
  10. Формы любви по Э.Фромму
  11. Стадии образования связи по Д.Пирсу
  12. Привязанность. Теории привязанности.
  13. Факторы поведения, способствующие формированию нормальной привязанности между матерью и ребенком
  14. Отцовская привязанность
  15. Нарушения привязанности
  16. Психологические отклонения при разрушенной или несформированной привязанности

Вопросы к зачету (7 семестр)

  1. Понятие о семье. Функции семьи
  2. Стадии жизненного цикла семьи.
  3. Российское законодательство в семенной сфере. Общая характеристика и основные разделы семейного кодекса
  4. Брак. Определение и функции брака.
  5. Основные мотивы вступления в брак
  6. Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
  7. Гендерные различия.
  8. Андрогиния (концепция С.Бэм)
  9. Понятие о привязанности. Функции привязанности.
  10. Привязанность и автономность – важнейшие условия развития. Образование связи с окружающим миром (Дж.Пирс)
  11. Теории привязанности (З.Фрейд, Д.Боулби, К.Лоренц)
  12. Психологические задачи первых лет супружества
  13. Нарушения психологической адаптации молодой семьи
  14. Понятие гестационной доминанты. Психологический компонент гестационной доминанты
  15. Психологические проблемы молодой матери
  16. Психологические проблемы отцовства.
  17. Параметры нормального семейного воспитания (Д.Боумрин)
  18. Дисгармоничное родительское воспитание (Э.Эйдемиллер)
  19. Диагностика типов негармоничного воспитания
  20. Влияние различных типов семейного воспитания на развитие личности ребенка
  21. Причины и динамика развода.
  22. Последствия развода.
  23. Развод в Семейном кодексе РФ
  24. Влияние развода на детей.

Практические задания:

  1. Исследование семьи с применением основных диагностических методик («Семейная генограмма», «Семейная социограмма», «Рисунок семьи», и др.).

Основная литература:

Андреева, Татьяна Владимировна Психология семьи: учеб. пособие для студентов вузов по направ. и спец. психологии/ Т. В. Андреева. — 2010, СПб: Речь,. — 384 с.

Карабанова, Ольга Александровна Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов по спец. психологии/ О. А. Карабанова. — , 2007, М.: Гардарики,. — 320 с. — (Psychologia universalis)

Гаранина, Елена Юрьевна Семьеведение: учебное пособие для студентов- психологов вуза/ Е. Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова;, Моск. психолого-социальный ин-т. – 2009, М.: Флинта,. — 384 с. — (Библиотека психолога)

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов ф-тов педагогики, психологии и соц. работы/ авт.: Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. — 5-е изд., стер. — 2008, М.: Академия,. — 192 с.. — (Высшее профессиональное образование : Социальная работа

Лидерс, Александр Георгиевич Психологическое обследование семьи: учебное пособие для студ. вузов по направ. и спец. психологии/ А. Г. Лидерс. — 3-е изд., стер. – 2008, М.: Академия,. — 432 с. — (Высшее профессиональное образование : Писхология)

Дополнительная литература

Дружинин, Владимир Николаевич Психология семьи/ В. Н. Дружинин. — 3-е изд.. – 2011, СПб: Питер,. — 176 с. : ил. + [4] л. цв. вкл. ил.

Олифирович Н. И. Психология семейных кризисов: [пособие для студентов по спец. «Психология»]/ Н. И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – 2008, СПб: Речь,. — 360 с. : ил. — (Современный учебник)

Овчарова, Раиса Викторовна Психология родительства: учеб. пособие для студентов вузов по направ. и спец. психологии/ Р. В. Овчарова. – 2005,М.: Академия,. — 368 с.. — (Высшее профессиональное образование : Психология)

Калинина, Румия Рашидовна Введение в психологию семейных отношений. – 2008, СПб: Речь,. — 351 с. : ил. — (Современный учебник)

Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы: [учеб. пособие для врачей и психологов]/ под ред. Э.Г. Эйдемиллера. — 2-е изд., испр. и доп.. – 2010, СПб: Речь,. — 425 с. : ил.

Методическая литература

Грюнвальд, Бернис Б. Консультирование семьи: практ. руководство=Guiding the Family: Practical Counseling Technigues/ Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби. — 2-е изд., стер. — 2008, М.: Когито-Центр,. — 415 с.. — (Мастер-класс)

Дополнительно:

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001. — 142, [2] с. : ил.. — (Психотерапия на практике)

  1. Вебер, Гунтхард Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера/ Пер. с нем. И.Беляковой. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 298 с. : ил.. — (Золотой фонд психотерапии)

  1. Гагай, Валентина Васильевна Семейное консультирование: учебник для студентов вузов / В. В. Гагай. — СПб: Речь, 2010. — 317 с.

  1. Игровая семейная психотерапия= Family play therapy/ Под ред. Ч.Шефнера и Л. Кэри; Пер. с англ. и общ. ред. А.И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с. : ил.. — (Практикум по психотерапии)
  2. Малкина-Пых, Ирина Германовна Семейная терапия: справочник практ. психолога/ И. Г. Малкина-Пых. — М.: ЭКСМО, 2005. — 991 с.
  3. Нейпир, Огастус Семья в кризисе: Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь/ О. Нейпир, К. Витакер ; пер. с англ. Е. В. Кукаркиной и др. ; под общ. науч. ред. А. З. Шапиро. — М.: Когито-центр, 2005. — 344 с.. — (Мастер-класс)
  4. Никольская, Ирина Михайловна Семейная социограмма в психологическом консультировании: учеб. пособие для врачей и психологов/ И. М. Никольская, В. В. Пушина. — СПб: Речь, 2010. — 221 с. : ил.
  5. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика»/ Л.Г.Жедунова, И.А.Можаровская, Н.Н.Посысоев, Е.Н.Юрасова; Под ред. Н.Н.Посысоева. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 328 с. : ил.. — (Учебное пособие для вузов)

  1. Психология семьи: хрестоматия : учеб. пособие для фак. психологии, социологии, экономики и журналистики/ ред.-сост. Д. Я. Райгородский ; авт. предисл. В. И. Зацепин. — Самара: Бахрах-М, 2007. — 752 с. : ил. — (Психология семейных отношений)
  2. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия : в 2 ч.. Ч.2/ сост. Л. Б. Шнейдер ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 712 с. — Библиогр.: с.702.. — (Библиотека психолога)
  3. Целуйко, Валентина Михайловна Вы и ваши дети: психология семьи. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. — 444 с. : ил.. — (Психологический практикум)
  4. Шнейдер, Лидия Бернгардовна Основы семейной психологии: учеб. пособие для [студентов, практ. психологов, преподавателей вузов]/ Л. Б. Шнейдер ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2005. — 928 с. : ил.
  5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 498,[3] с. : ил.. — (Кафедра психологии)
  6. Эйдемиллер, Эдмонд Г. Психология и психотерапия семьи. — 2-е изд.,расшир. и доп.. — СПб.: Питер, 1999. — 652 с.. — (Мастера психологии)
  7. Эйдемиллер, Эдмонд Георгиевич Психология и психотерапия семьи/ Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. — 3-е изд.. — СПб.: Питер, 2002. — 652 с.. — (Золотой фонд психотерапии)

  1. Эйдемиллер, Эдмонд Георгиевич Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов/ Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. — СПб.: Речь, 2003. — 333 с. : ил.. — (Мэтры мировой психологии)

Рекомендуется также пользоваться следующими психологическими периодическими изданиями

«Вопросы психологии»

«Психологический журнал»

«Перинатальная психология»

«Семейное воспитание»

«Семейная психология и психотерапия»

Список учебно-методических разработок для студента

«Методический диск»

Информационные технологии и ресурсы

Internet-ресурсы

www.gnpbu.ru – Государственная научная педагогическая 6и6лиотека им. К.Д. Ушинского Российской академии образования (ГНПБ РАО).

«Чудо-форум»

Приборы, материалы и оборудование

Видео материалы:

«Перинатальное развитие» (фильм ВВС)

«Дилема материнства» (научно-популярный фильм)

«Игры с красками» (учебный фильм изд. «Речь»)

«Семейный тайны» (Франция, 2009, фрагменты художественного фильма, иллюстрирующие основные трансгенерационные феномены)

«У зеркала два лица» (США, 2001, фрагменты художественного фильма, иллюстрирующие динамику объектных отношений)

Программные продукты:

  1. Компьютерные версии диагностических методик исследования семьи

Настольно-печатные материалы.

Методики психодиагностического исследования семьи

  1. Семейная социограмма
  2. Семейная генограмма
  3. Семейная скульптура
  4. Рисунок семьи
  5. Предпочитаемый тип симпатии
  6. Сенсорные предпочтения
  7. Ассоциативный эксперимент
  8. Опросник удовлетворенности браком (Столин В.В.)
  9. Ролевые ожидания в браке
  10. Шкала семейной адаптации и сплоченности
  11. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)
  12. Опросник родительского отношения (ОРО)
  13. PARI
  14. Подростки о родителях (ПоРо)
  15. Диагностика родительского отношения подростком (ДРОП)
  16. Анализ семейных взаимоотношений для подростков (АСВ – зеркало)
  17. Методика Рене-Жиля
  18. Набор для проективной игры
  19. Набор фигур и доска для расстановок

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА

  1. Проблемное обучение.
  2. Методы активного обучения (фокус-групп, «мозгового штурма», коллективной дискуссии и др.).
  3. Методы драмогерменевтики
  4. Изучение кейсов по основным проблемным ситуациям
  5. Методы презентации с записью и обсуждением видео роликов.
  6. Методы использования мультимедийных технологий.
  7. Составление портфолио.
  8. Самостоятельная разработка кейсов
  9. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (практические – упражнения, выработка навыков самоанализа, решения проблемных ситуаций)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

По курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования»

Индивидуальные задания предлагаются для углубленного изучения и имеют практическую направленность. Задания предназначены для самостоятельного выполнения во время изучения дисциплины. Полный отчет о выполнении индивидуальных заданий представляется на зачет (печатный или рукописный формат).

Оформление отельных заданий производится по предложенной форме или произвольно с учетом методических рекомендаций, которые даются в течение учебного года преподавателями дисциплины. Титульный лист оформляется по форме по форме №2.

______________________________________________________________________________

CМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ОТЧЕТ

о выполнении индивидуальных заданий по курсу

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ »

Студента Ф.И.О.

Группы

Смоленск – 2012

ОТМЕТКИ О ВЫПОЛНЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА КУРСЕ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ»

(для студентов очного отделения)

Форма участия

Сроки выполнения

Тематика подготовленного материала

Оценка

Реферат

В течение учебного года

Тематический обзор литературы и других информационных источников либо конспект

В течение учебного года

Помощь в подготовке к лекционному или семинарскому занятию, подготовка тематического материала, другая методическая работа

В течение учебного года

Устное сообщение

В течение учебного года

Диагностика семьи.

8 семестр (представляется к зачету)

Семейная генограмма;

Семейная социограмма;

Рисунок семьи;

Стандартизированная методика (по выбору автора)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Подготовить информационное сообщение «Основные разделы семейного кодекса РФ»
  2. Подготовить информационное сообщение на тему: «Российское законодательство о браке»
  3. Подготовить реферат на тему: «Э.Фромм о любви» (по книге Э.Фромма «Искусство любви»)

  1. Самостоятельно выполнить упражнение «Встреча с внутренним ребенком»
  2. Проведите критический анализ «буфетной теории» З.Фрейда и теории привязанности Дж.Боулби.
  3. Подготовьте сообщение «Материнская любовь» (Э.Фромм «Искусство любить»)

  1. Подготовить информационное сообщение на тему: «Российское законодательство о правах ребенка»

  1. Подготовить информационное сообщение на тему: «Правовые аспекты усыновления»
  2. Подготовить информационное сообщение на тему «Институт приемной семьи»
  3. Используя опыт работы с детьми-сиротами, подготовьте сообщение «Психологические особенности детей-сирот»
  4. Подготовить реферат на тему: «Основные формы помощи пожилым»

14. Подготовить сообщение на тему : «Законодательство РФ о разводе»

15. На примере документации психологического консультирования сформулировать проблему, выявить идентифицированного пациента, симптомы семейной дисфункции, установить приспособительное значение симптомов, сформулировать семейную гипотезу.

15. Работа с материалами психологического консультирования (случай 1-5).

Сформулировать семейный диагноз, выявить идентифицированного пациента, симптомы нарушений семьи, составить семейную гипотезу, представить обоснование

  1. Составьте семейную геннограмму знакомой Вам семьи. Проведите беседу по генограмме. Сформулируйте заключение.
  2. Предложите нескольким членам семьи выполнить методику «Семейная социограмма». Сформулируйте общее заключение.
  3. Сделайте психологическое заключение по результатам выполнения методики «Рисунок семьи»

  1. Проанализируйте примеры 1-4 Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002. С. 359-407).

    Выделите этапы психотерапии. Сформулируйте семейный диагноз.

  2. Используя знакомые ситуации семей, составьте образец супружеского контракта

Литература:

  1. Составить таблицу

Типы дисгармоничного семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер)

Характеристика типа

Особенности личности, формирующейся в данных условиях воспитания

Вариант 1

  1. Перечислите пять основных функций семьи
  2. Назовите два основных критерия выделения стадий жизненного цикла семьи
  3. Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от партнерских отношений
  4. Из каких компонентов складывается биологический пол
  5. Стадии развития любви (Л.Бендлер)

  1. Формы полигамии

  1. Перечислите признаки импринтинга

  1. Автор теории импринтинга (выбрать правильный ответ)
  • К.Хорни
  • З.Фрейд
  • К.Лоренц
  • Д. Боулби
  1. Назовите последние четыре стадии образования связи по Д.Пирсу

  1. Назовите три компонента поведения матери, способствующие формированию нормальной привязанности

Критерии оценки

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цена вопроса в баллах

5

1

5

2

5

2

3

1

4

3

Оценка

  • 5 — 24 — 30 баллов
  • 4 — 18 — 23 балла
  • 3 — 12 — 17 баллов
  • 2 — 6 -11 баллов
  • 1 — менее 6 баллов

Вариант 2

  1. Назовите пять разделов семейного кодекса
  2. Выделение стадий жизненного цикла семьи основано на следующих критериях (отметить два правильных ответа)
  • Характер партнерских отношений
  • Возраст супругов
  • Наличие детей и их возраст
  • Время от момента вступления в брак

  1. Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от наличия детей и их возраста
  2. Из каких компонентов складывается психологическая половая идентичность
  3. Перечислите пять основных мотивов вступления в брак
  4. Перечислите формы парного брака в период родового строя
  5. Формы любви по Э.Фромму (в зависимости от объекта любви)
  6. Автор буфетной теории (выбрать правильный ответ)
  • К.Хорни
  • З.Фрейд
  • К.Лоренц
  • Д. Боулби
  1. Назовите первые четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
  2. Выделите три психологических характеристики формирования личности в условиях нарушенной привязанности

Критерии оценки

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цена вопроса в баллах

5

1

5

2

5

2

3

1

4

3

Оценка

  • 5 — 24 — 30 баллов
  • 4 — 18 — 23 балла
  • 3 — 12 — 17 баллов
  • 2 — 6 -11 баллов
  • 1 — менее 6 баллов

Вариант 1

(ответы)

  1. Перечислите пять основных функций семьи
  • Воспитательная
  • Хозяйственно-бытовая
  • Эмоциональная
  • Сексуальная
  • Репродуктивная
  • Функция первичного социального контроля
  • Духовная
  1. Назовите два основных критерия выделения стадий жизненного цикла семьи
  • Характер партнерских отношений
  • Наличие детей и их возраст
  1. Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от партнерских отношений
    1. Выбор партнера
    2. Романтизация отношений
    3. Индивидуализация стиля супружеских отношений
    4. Стабильность-изменчивость
    5. Стадия экзистенциальной оценки
  2. Из каких компонентов складывается биологический пол
  • Генетический пол
  • Морфологические признаки пола
  1. Стадии развития любви (Л.Бендлер)
  • Фаза привлечения
  • Фаза увлеченности
  • Фаза привыкания
  • Фаза ожидания
  • Фаза разочарования
  • Фаза достижения порога
  1. Формы полигамии

Полигиния, полиандрия

  1. Перечислите признаки импринтинга
  • Наличие сензитивного периода, Необратимость, Импринтинг не требует подкрепления
  1. Автор теории импринтинга (выбрать правильный ответ)
  • К.Лоренц
  1. Перечислите последние четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
  • Связь со знанием
  • Связь с личностью противоположного пола
  • Связь с потомком
  • Духовная связь
  1. Назовите три компонента поведения матери, способствующие формированию нормальной привязанности

Телесный контакт, глазной контакт, улыбка, речь, пение

Вариант 2

(ответы)

  1. Назовите пять разделов семейного кодекса

  1. Выделение стадий жизненного цикла семьи основано на следующих критериях (отметить два правильных ответ)
  1. Характер партнерских отношений
  2. Наличие детей и их возраст

  1. Перечислите стадии жизненного цикла семьи в зависимости от наличия детей и их возраста (по Э.Дювалю)
  • Супружеские пары без детей,
  • Появление в семье детей,
  • Семьи с детьми дошкольниками,
  • Семьи с детьми младшего школьного возраста,
  • Семьи с подростками, Уход молодых людей из семьи,
  • Средний возраст родителей,
  • Старение членов семьи

  1. Из каких компонентов складывается психологическая гендерная идентичность
  • Гендерное самосознание
  • Гендерная роль
  • Сексуальная ориентация
  1. Перечислите пять основных мотивов вступления в брак

Стремление к самостоятельности, расчет, любовь, сексуальное влечение, беременность, желание иметь детей, др.

  1. Перечислите формы парного брака

Дислокальный, патрилокальный, матрилокальный

  1. Формы любви по Э.Фромму (в зависимости от объекта любви)

Материнская, братская, эротическая, любовь к себе, любовь к Богу

  1. Автор буфетной теории (выбрать правильный ответ)

З.Фрейд

  1. Назовите первые четыре стадии образования связи по Д.Пирсу
  • Связь с матерью,
  • Связь с отцом и ближайшими родственниками,
  • Связь с Землей,
  • Связь с обществом
  • Выделите три психологических характеристики формирования личности в условиях нарушенной привязанности

Тревожность, неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, повышенная моральная ответственность (или, наоборот, безответственность), трудности общения, зависимость

Вопросы для самоконтроля

  1. Определение семьи и ее функции
  2. Стадии жизненного цикла семьи
  3. Жизненные и эмоциональные задачи семьи на различных стадиях жизненного цикла
  4. Функциональная и дисфункциональная семья
  5. Общая характеристика и основные разделы семенного кодекса

  1. Понятие половой идентичности из чего складывается биологическая и психологическая половая идентичность
  2. Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей
  3. Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
  4. Сексуальная ориентация, Виды сексуальной ориентации. Факторы, определяющие сексуальную ориентацию.
  5. Брачные союзы у животных
  6. Брачные союзы у людей. Исторические формы брака. Основной фактор формирования моногамной семьи.
  7. Брачные союзы в современном обществе. Стиль брачных отношений
  8. Основные мотивы вступления в брак
  9. Стадии развития любви. Способы сохранения любви на позитивных стадиях
  10. Формы любви по Э.Фромму
  11. Стадии образования связи по Д.Пирсу
  12. Привязанность. Теории привязанности.
  13. Факторы поведения, способствующие формированию нормальной привязанности между матерью и ребенком
  14. Отцовская привязанность
  15. Нарушения привязанности
  16. Психологические отклонения при разрушенной или несформированной привязанности