Тема 5. Распад семейных отношений.

Темы семинарских занятий к курсу «Психология семьи и семейное консультирование»

Тема 1. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества.

  1. История развития представлений о семье и браке (исторический, культурный аспекты).
  2. Развитие российской семьи.
  3. Развитие европейской семьи.
  4. Развитие американской семьи.
  5. Психологические особенности современной семьи.

Литература:

  • Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005.
  • Джеймс М. Брак и любовь. М.1985.
  • Дружинин В. Семья в советской и постсоветской россии и ее соотношение с православной моделью семьи. / Психология семьи. М. 1996. (Электронный текст)
  • Зацепин В.И. Брак и семья
  • Зидер Р. «Золотой век» и кризис семьи в Европе с 1960 г. до наших дней. / Социальная история семьи. М.1997. (Электронный текст)
  • Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1992.
  • Смелзер Н. Семья. / Социология. М. 1994. (Электронный текст)
  • Попеное Д. Упадок американской семьи (1960—1990): обзор и оценка

Дополнительно (подготовить презентации)

Эволюция представлений о браке и семье: анализ древних текстов, затрагивающих проблемы семьи (Библия, Коран и др.)

Ценности семейной жизни в языке, в пословицах и поговорках (сборник Владимира Ивановича Даля (1801-1872)

Домострой ‑ одно из важнейших произведений древнерусской литературы, литературно-педагогический памятник начала XVIII в.

«Юности честное зерцало» (1717), созданный по поручению Петра I его сподвижниками.

Тема 2. Любовь как основа построения семейных отношений.

  1. Определение феномена:

Виды любви И.С. Кона, классификация Т. Кемпера.

Теория любви Дж.Ли. Теория любви А.Афанасьева. Теория любви В.И.Мустейна.

Теория любви Р.Дж.Стенберга. Теория любви Р.Мея.

Теория любовных переживаний в гуманистической психологии Э.Фромма, А.Маслоу.

  1. Развитие любви как чувства (Стендаль).
  2. Искажение и нарушение чувства любви (болезненные привязанности, ревность).

Литература:

8 стр., 3906 слов

Теория развития в гештальт-подходе

Игорь Погодин В статье предпринята попытка построения модели развития, опираясь на методологические принципы гештальт-подхода. Выделены критерии развития, которые можно рассматривать в качестве возможных ресурсов теории развития в гештальт-подходе. Одной из наиболее сложных и наименее разработанных в гештальт-подходе является проблема развития. После провозглашения знаменитого принципа «здесь и ...

  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М. ГАРДАРИКИ 2004г., стр. 60-76
  • Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пособие / Под ред. Посысоева Н.Н. М. «ВЛАДОС» 2004г., стр. 112-126.
  • Основы психологии семьи и семейного консультирования: Хрестоматия. Автор-сост. Жолудева С.В. – Изд. 2-е доп.и перераб. Часть 1. – Рн\Д, 2005. – стр.62-81.
  • Стендаль Трактат о любви. Философия любви. Сборник. Ч. 2. — М., 1990, с. 290-300. (Электронный текст)
  • Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М. 2000 г., стр. 193-202.

Дополнительно (подготовить презентации)

Тема любви в искусстве (литература, живопись, театр, кинематограф и т.д.).

Тема любви в представлениях философов (Н.А. Бердяев, К.С.Льюис, З.Фрейд и мн. др.) Философия любви. Сборник. Ч. 2. М., 1990.

Воспользуйтесь полезной ссылкой!

Http://www.Aquarun.Ru/psih/psex/ps2.Html Все тексты о любви

Тема 3. Теории психологической совместимости супругов

  1. Подходы к исследованию психологической совместимости (Обозова Н.Н., Обозова А.Н.)
  2. Исследования совместимости и удовлетворенности супругов браком (Ильин Е.П., М. Аргайл).
  3. Виды совместимости (Гребенников И.В.)
  4. Структурный подход к исследованию совместимости супругов (Ковалев С.В.).
  5. Темперамент и характер как факторы семейной совместимости.
  6. Исследование уровней совместимости в молодой семье (Олейник Ю.Н).
  7. Методы диагностики межличностных отношений в семье.

Литература:

9 стр., 4397 слов

Рабочая программа учебной дисциплины возрастная психология и психология семьи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Декан факультета социологии _________________ Колесникова О.Н. М.П. «5» мая 2011 г. Cпециальность032401.65 – «Реклама» Форма обучения очная Барнаул 2011 Составитель: канд.психол.наук, доцент, Ю.В. Трофимова Ю.В. При ...

  • М. Аргайл Влияние взаимоотношений на счастье и удовлетворенность / Психология семьи. Учебное пособие под ред. Д.Я. Райгородского. Издательский Дом «БАХРАХ -М», 2007. с. 132- 152. (Электронный вариант)
  • Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М. «Просвещение» 1991г., стр. 71-75.
  • Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчин и женщин. — С\П 2002г., стр.261-265.
  • Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., «Просвещение», 1988 г., стр. 147-167.
  • Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье\\ Психологический журнал Том 7 №2 1986г.
  • Обозова Н.Н., Обозова А.Н. «Три подхода к исследованию психологической совместимости»/ ж. «Вопросы психологии» 1984 г., 2, стр. 98-101. (Элктронный вариант)
  • Шилов И.Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи).

    — СПб., 2000 г., стр. 97-99.

  • Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. стр. 303-313.

Тема 4. Семейные конфликты

  1. Понятие конфликта.

Виды семейных конфликтов: супружеский, детско-родительский. (Карабанова О.А.).

  1. Причины супружеских конфликтов (С.В.Ковалев, В.Сысенко).
  2. Причины нарушения межличностного общения в семье (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис; Кратохвил С.).
  3. Способы разрешения (конструктивный, деструктивный;) и предупреждения и конфликтов в семье.
  4. Феномен «прощения» в супружеских отношениях.

Литература:

  • Гасин Э.А. Психология прощения. // «Вопросы психологии», 1999, №4.
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М. ГАРДАРИКИ 2006. с.98
  • Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М. Просвещение.1988.
  • Кратохвил С.Основные типы семейных проблем и их решение/ Психология семьи. Учебное пособие под ред. Д.Я. Райгородского. Издательский Дом «БАХРАХ -М», 2007. с. (Электронный вариант)
  • Кутсар Д.О характерах супругов в связи с некоторыми показателями атмосферы общения в конфликтной семье/ Психология семьи. Учебное пособие под ред. Д.Я. Райгородского. Издательский Дом «БАХРАХ -М», 2007. с. Error: Reference source not found (Электронный вариант)
  • Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов / Психология семьи. Учебное пособие под ред. Д.Я. Райгородского. Издательский Дом «БАХРАХ -М», 2007. с. Error: Reference source not found (Электронный вариант)
  • Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — Москва-Воронеж, 1999.
  • Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1989.
  • Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999.

Тема 5. Распад семейных отношений.

  1. Причины дестабилизации семейных систем.
  2. Фазы распада и дестабилизации эмоциональных отношений.
  3. Стадии развода.
  4. Психологическая работа с семьей на разных этапах развода Постразводная ситуация.
  5. Методы коррекции семейных отношений.

Литература:

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное пособие — 2004

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет военного обучения А.С. Калюжный ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО Учебное пособие Н.Новгород 2004 ББК 88.4 В 633 В учебном пособии рассматриваются основные положения отечественной и зарубежной психологии и педагогики по проблеме формирования и функционирования личности. Автором изложена психологическая структура личности, ...

  • Ильин Е.Л. Дифференциальная психология мужчин и женщин.- С\П 2002г., стр 289-291
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М. ГАРДАРИКИ 2004г., стр. 246-263
  • Основы психологии семьи и семейного консультирования: Хрестоматия. Автор-сост. Жолудева С.В. – Изд. 2-е доп.и перераб. Часть 1. – Рн\Д, 2005. – стр. 131-153.
  • Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Под. ред. проф. Л.И.Савинова. – М. 2005. стр. 194 -203.
  • Сысенко В.А. Чувство собственного достоинства и устойчивость брака / Психология семьи. Учебное пособие под ред. Д.Я. Райгородского. Издательский Дом «БАХРАХ -М», 2007. с. 442 (Электронный вариант)
  • Тийт Э. Факторы риска. вызывающие расторжение брака / Психология семьи. Учебное пособие под ред. Д.Я. Райгородского. Издательский Дом «БАХРАХ -М», 2007. с. 556 (Электронный вариант)
  • Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М. 2000 г., стр.472-483
  • Шнейдер Л.Б.

    11 стр., 5042 слов

    Современные подходы к семейному консультированию

    ... Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. - Москва. 1993 г. – 145с. 7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для ... 2. Современные подходы к семейному консультированию Существует множество концепций семейного консультирования: от модификаций фрейдовской психоаналитической модели до позитивной семейной терапии Н. Пезешкиана. Однако ...

    Семейная психология: Учебное пособие для вузов- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. стр. 615-644.

Тема 6. Основные направления современной семейной терапии

  1. Структурная модель работы с семьей (С. Минухин, Б. Монтальво, Б. Герни, Б. Розман, Г. Апонте, М. Вальтере, С. Гринштейн).
  2. Модель психологического консультирования семьи, основанная на теории семейных систем М. Боуэна (психодинамическая модель).
  3. Коммуникационная модель работы с семьей (Г. Бэйт-сон, П. Вацлавик, В. Сатир, Д. Гриндер, Р. Бэндлер).
  4. Основанная на опыте модель работы с семьей (К. Вита-кер, Р.И. Беквар, С. Кох).
  5. Стратегическая модель работы с семьей (Д. Хейли, К. Маданес, М. Сельвини Палаззоли, П. Пэпп).
  6. Поведенческая модель работы с семьей (С. Гордон, Н. Давидсон, С. Кратохвил, Р. Дрейкурс, Е. А. Блешмен и др.).
  7. Трансакционная модель психологического консультирования семьи (Э. Берн, Т. Харрис).

Литература:

  • Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования Издательство «Ось-8», 2002.
  • Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М.: «Класс», 1999.
  • Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. М.: «Независимая фирма «Класс», 1998.
  • Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
  • Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотера­пии. Тексты. / Ред. и сост. У.С. Сахакиан / Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
  • Семейная психотерапия: Хрестоматия. Сост.: Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис СПб.: Питер, 2000.
  • Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии / Пер. с англ. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001.
  • Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. М.: «Независимая фирма «Класс»», 1997.
  • Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
  • Эйдемиллер Э.Г., Юстпицкис В. Психология и психотера­пия семьи. СПб.: Питер, 1999.

В конце занятий возможно проведение контрольной работы по основным вопросам темы и проведение тестирования

7 стр., 3303 слов

Проект ‘Эффективные программы семьи и семейной жизни. Способы организации’

Проект "Эффективные программы семьи и семейной жизни. Способы организации" Содержание Введение 1. Трактат об организации семейных отношений . Проект "Счастливая семья" . План реализации проекта 4. Ожидаемые результаты Заключение Введение Одной из по-настоящему острых и волнующих людей была и остается вечная проблема семьи, семейных отношений. Получив право самостоятельно регулировать семейные ...

Вопросы к экзамену по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

  1. Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии. Системный подход в описании семьи.
  2. Понятия «семья» и «брак».
  3. Развитие представлений о семье в историческом аспекте.
  4. Типология семейных структур.
  5. Основные функции семьи и их характеристика. Психотерапевтическая функция семьи.
  6. Динамика семейных отношений и понятие «цикла» семейной жизни.
  7. Теории выбора брачного партнера.
  8. Мотивы вступления в брак.
  9. Психологическая готовность к вступлению в брак
  10. Специфика и функции предбрачного периода.
  11. Любовь как основа построения семейных отношений (определение, характеристики, теории любви).
  12. Теории супружеской совместимости.
  13. Первичная и вторичная адаптация в семье.
  14. Психологические проблемы молодой семьи.
  15. Понятие семейных отношений. Виды, формы семейных отношений (правила, соглашения, мифы).
  16. Факторы удовлетворенности браком.
  17. Особенности развития семьи в разных культурах.
  18. Факторы, повышающие риск разводов.
  19. Фазы распада эмоциональных отношений.
  20. Стадии развода.

    2 стр., 931 слов

    5. Психология предбрачного ухаживания

    ... описанный в художественной литературе, выступает наименее изученной областью психологии семьи; 2. свойственное юношам и девушкам нетерпение любви и ... отношений, а их неопределенность губит семьи. Почему-то чем дальше, тем больше сопровождающий регистрацию брака торжественный обряд стал истолковываться как своеобразный пик семейного ... 5. Психология предбрачного ухаживания. Период предбрачного ухаживания ...

    Постразводная ситуация.

  21. Ролевая структура семьи (основные подходы, основные семейные роли).
  22. Семейное самосознание.
  23. Семейный климат. Нарушение общения в семье.
  24. Классификация супружеских конфликтов: особенности и основания анализа. Поведение участников конфликта.
  25. Способы предупреждения и разрешения конфликтов в семье.
  26. Психолого-педагогические особенности родительства.
  27. Психологическая готовность к материнству и отцовству.
  28. Семья как источник психического здоровья ребенка.
  29. Родительские установки и позиции. Методы воспитания.
  30. «Психоаналитическая» модель семейного воспитания.
  31. «Бихевиористская» модель семейного воспитания.
  32. «Гуманистическая» модель семейного воспитания.
  33. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания.
  34. Типология неблагополучных семей.
  35. Формирование личности ребенка в неполной семье.
  36. Психологическое консультирование родителей по проблемам семейного воспитания.
  37. Понятие техники семейного консультирования.
  38. Структурная модель психологического консультирования семьи.
  39. Психодинамическая модель консультирования семьи.
  40. Социометрические техники работы с семьей.
  41. Коммуникационная модель консультирования семьи.
  42. Основанная на опыте модель консультирования семьи.
  43. Стратегическая модель работы с семьей.
  44. Методы исследования семейных отношений.

Список литературы по курсу Основная литература:

  1. Алешина Ю.Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.
  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.
  3. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005.
  4. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: «Академия», 2002.
  5. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие. М.: Просвещение, 1991.
  6. Дружинин В.И. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.
  7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М. ГАРДАРИКИ 2004.
  8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.
  9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999.

Дополнительная литература:

  1. Андреева Т.В. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии 1991г., №2, стр.87-96.
  2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989 г., 1, стр. 92-101.
  3. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейно психотерапии. – СПб.: «Питер», 2001. – 352 с.
  4. Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социс 2003, №7, стр. 100-104.
  5. Брутман Л.Б., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии 1997, №6, стр.38-47.
  6. Гасин Э.А. Психология прощения // «Вопросы психологии», 1999, 4.
  7. Гергишанов Т. Семейные будни или нежность на каждый день. -‑ М. Республика 1992.
  8. Голод С.И. Семья и брак, историко-социологический анализ. — СПб. 1998.
  9. Гребенников И.В. «Основы семейной жизни» М. «Просвещение» 1991г.
  10. Давидов Ю.Н. Семья и страсть // Социологические исследования № 3, 1985.
  11. Дороно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. — М. Педагогика 1990.
  12. Ильин Е.Л. Дифференциальная психология мужчин и женщин. — С/П 2002.
  13. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет семейной жизни // Вопросы психологии №3, 1983.
  14. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М. Просвещение.1988.
  15. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология значимых отношений. М., 1989.
  16. Мещерякова С.Ю Психологическая готовность к материнству» // Вопросы психологии 2000 №5.
  17. Минюрова С. А. Представления об отношениях полов у женщин разного социального статуса. // Вопросы психологии 2005, №5, стр. 57.
  18. Обозов Н.Н., Обозов А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 1984 г., 2, стр. 98-101.
  19. Овчарова Р.В.Психология родительства. М. «Академия», 2005.
  20. Олейник Ю.Н. Исследования уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. 1986 г., 2.
  21. Петрова В.П. Супружеские сексуальные дисгармонии: новейшие технологии // Психологическая газете 2003., №11/98, стр. 23-25.
  22. Разумихина Г. Мир семьи. — М 1986.
  23. Сатир В. Психотерапия семьи. — С/П. 1999.
  24. Семья в психологической консультации. Под. ред. А.А. Бодалева; — М., 1989.
  25. Семья в современном мире (социология и психология семейной жизни), Р/Д, в двух частях, 2000.
  26. Сизаков А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. — Минск «Народная Асвета».1989. №2, 07.
  27. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007, №2. стр. 24.
  28. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1989.
  29. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М.: Просвещение, 1979. – 196 с.
  30. Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Полкунова Е.В. Семейные факторы депрессии. // Вопросы психологии 2005, №6, с.63.
  31. Швец А.М., Могилёвкин Е.А., Каргаполова Е.Ю. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи. // Вопросы психологии 2006, №2, с.89.
  32. Шмелев Острые углы семейной жизни. — М «Знание» 1986.
  33. Янк К. Опасность ранних сексуальных отношений для психического развития и будущей жизни в браке. // Вопросы психологии 2006, №4, с.160.

Список источников литературы по курсу:

  1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.
  2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1996.
  3. Волкова А.Н. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости/ кн. Психология общения и познания людьми друг друга. — Краснодар 1989 г.
  4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987 г.
  5. Голод С.И. Стабильность семьи: социальные и демографические аспекты. Л.,1984.
  6. Земская М. Семья и личность. М., 1992.
  7. Кент М. Стратегия развода: о чем вам не расскажет ваш адвокат. — СПб., 1993.
  8. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.
  9. Комплексный подход в социальной работе. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2.
  10. Кочарян А.С., Кочарян Г.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994.
  11. Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо/ Пер. с англ. М. Папуша. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 320 с.
  12. Леви В. Семейные войны. – М.: Метефора, 2002. – 224 с.
  13. Леви В. Травматология любви. – М.: Метефора, 2003. – 192 с.
  14. Маргарет Мид. Отцовство у человека ‑ социальное изобретение// Мид М.Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004.
  15. Мясищев В.Н. Психология отношений. – 2004.
  16. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. ‑ Москва-Воронеж, 1999.
  17. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М. Изв-во Институт Психотерапии, 2003.
  18. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений / Под общ. ред. Н.Н.Посысоева М. «ВЛАДОС» 2004г. – 328с.
  19. Пезешкина Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.
  20. Подросток и семья. – Редактор-составитель Д.Я. Райгородского. Хрестоматия Изд.Дом «БахраХ-М» Самара 2002. – 656 с.
  21. Психология и психоанализ беременности: под ред. Д.Я. Райгородского. Хрестоматия Изд.Дом «БахраХ-М» Самара 2003. – 784 с.
  22. Психология и психоанализ любви. – Редактор-составитель Д.Я. Райгородского. Хрестоматия Изд.Дом «БахраХ-М» Самара 2002. – 688 с.
  23. Психология и психоанализ сексуальности: под ред. Д.Я. Райгородского. Хрестоматия Изд.Дом «БахраХ-М» Самара 2002г.
  24. Психология и психотерапия семейных конфликтов: под ред. Д.Я. Райгородского. Хрестоматия Изд.Дом «БахраХ-М» Самара 2003. – 784 с.
  25. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие /Под ред. Е.Г.Силяевой. – 2-е изд., М. 2004. – 192 с.
  26. Психология семьи: Изд.Дом «БахраХ-М» под ред. Д.Я.Райгородского 2002. – 752 с.
  27. Психотерапия семейных отношений. – Редактор-составитель Д.Я. Райгородского. Хрестоматия Изд.Дом «БахраХ-М» Самара 2004. – 704 с.
  28. Разумихина Г. Семейные тайны любви для подростков. — РнД Феникс 2004.
  29. Ребенок и семья. – Редактор-составитель Д.Я. Райгородского. Хрестоматия Изд.Дом «БахраХ-М» Самара 2003. – 736 с.
  30. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. — ВЛАДОС 2003.
  31. Роджерс К. Психология супружеских отношений / Пер. с англ. В. Гаврилова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 288 с.
  32. Родители и дети. – Редактор-составитель Д.Я. Райгородского. Хрестоматия Изд.Дом «БахраХ-М» Самара 2002. – 688 с.
  33. Рыбалка Е.А. Проблема адюльтера в современной культуре. — Р н/Д 2001.
  34. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Под. ред. проф. Л.И.Савинова. – М. 2005.
  35. Самоукина Н. Женское одиночество. — Москва АСТ 2003 г.
  36. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.
  37. Сведенборг Э. Супружеская любовь. — М. АСТ 2002.
  38. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей. ‑ составитель Л.Б. Шнейдер. Хрестоматия в 2-х частях. Москва-Воронеж 2004.
  39. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1995.
  40. Сысенко В.А. Устойчивость брака. М., 1981.
  41. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения долголетие // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 3. С. 36 ‑ 44.
  42. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М. Изд-во Институт Психотерапии, 2002.
  43. Франк Р. Супружеская неверность. ‑ Минск 1999 г.
  44. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 224 с.
  45. Целуйко В.М. Психология современной семьи: М. ВЛАДОС 2003.
  46. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М. ВЛАДОС 2003.
  47. Шилов И.Ю. Фамилистика.(Психология и педагогика семьи), СПб., 2000.
  48. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект.

Список литературы по курсу в библиотеке факультета:

Голод С.И. Семья и брак, историко-социологический анализ. — СПб. 1998.

Гребенников И.В. «Основы семейной жизни» М. «Просвещение» 1991г.

Дружинин В.И. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М. ГАРДАРИКИ 2004.

Мясищев В.Н. Психология отношений. – 2004.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М. Изв-во Институт Психотерапии, 2003.

Основы психологии семьи и семейного консультирования: Хрестоматия. автор-сост. Жолудева С.В. – Изд. 2-е доп.и перераб. Часть 1 и 2. – Рн/Д, 2005.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.

Темы рефератов

  1. Психология эмоциональных отношений как основа семейной жизни(Карабанова, 2004, с. 60 — 79; Шнейдер, 2000, с. 179 — 207; Маданес, 1999; Роджерс, 2002; Хейли, Эриксон, 2001).
  2. Психологические особенности супружеских отношений(Карабанова, 2004, с. 59 — 116; Шнейдер, 2000, с. 208 — 258; Варга, Драбкина, 2001; Маданес, 1999).
  3. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений(Карабанова, 2004, с. 246 — 279; Елизаров, 2004, с. 368 — 383; Шнейдер, 2000, с. 472 — 484; Варга, Драбкина, 2001; Маданес, 1999; Витакер, 1998; Бретт, 1996).
  4. Нарушения представлений членов семьи о семье и личности друг друга(Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 80 — 128; Варга, Драбкина, 2001; Роджерс, 2002; Елизаров, 2004; Бретт, 1996).
  5. Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье(Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 129 — 160).
  6. Нарушения межличностной коммуникации в семье(Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 160 — 180; Елизаров, 2003, с. 180 — 181, 183 — 186; Карабанова, 2004, с. 93 — 98; Елизаров, 2004).
  7. Нарушения механизмов интеграции семьи(Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 180 — 237; Карабанова, 2004, с. 106 — 109; Елизаров, 2003, 172 — 194).
  8. Нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи(Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 238 — 278; Карабанова, 2004, с. 79 — 88; Елизаров, 2003, с. 203 — 204; Елизаров, 2004).
  9. Семья с психически больным человеком и формы помощи этой семье(Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 469 — 547).
  10. Трансгенерационная модель работы с семейными проблемами(Браун, Кристенсен, 2000, с. 130 — 153; Варга, Драбкина, 2001; Елизаров, 2003, с. 194 — 209).
  11. Постмодернистские теоретические модели работы с семейными проблемами(Браун, Кристенсен, 2000, с. 248 — 273).
  12. Интегративная модель работы с семьей Джозефа Брауна и Даны Кристенсен(Браун, Кристенсен, 2000, с. 277 — 298).
  13. Практика оказания помощи семье в социокультурном контексте(Браун, Кристенсен, 2000, с. 300 — 321).
  14. Методы работы с семьей в рамках структурной модели(Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 354 — 378; Шерман, Фредман, 1997, с. 138 — 160; Браун, Кристенсен, 2001, с. 66 — 96; Минухин, Фишман, 1998; Елизаров, 2003, с. 183 — 194).
  15. Основанная на опыте модель работы с семьей(Елизаров, 2003, с. 245 — 247; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 425 — 443; Браун, Кристенсен, 2001, с. 155 — 170; Витакер, 1998; Витакер, 1997).
  16. Стратегическая модель работы с семьей(Браун, Кристенсен, 2001, с. 98 — 127; Маданес, 1999; Хейли, Эриксон, 2001; Елизаров, 2003, с. 247 — 249).
  17. Поведенческая модель работы с семьей(Браун, Кристенсен, 2001, с. 172 — 214; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с.449 — 465).
  18. Работа с семьей при наркомании и алкоголизме(Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 537 — 547; Елизаров, 2004, с. 226 — 238; Маданес, 1999).
  19. Работа с семьей в рамках системного подхода Берта Хеллингера(расстановки по Хеллингеру) (Хеллингер, 2001; Вебер, 2002).
  20. Интегративная модель диагностики семьи А.В. Черникова(Черников, 2001).

Словарь основных терминов курса

Адаптивность человека– (от лат.adaptare‑ приспособлять) – врожденная и приобретенная способность к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Уровень адаптивности может повышаться или понижаться в течение жизни.

Акселерация– ускорение соматического и психического развития; ускоренное изменение размеров тела в процессе взросления; более позднее наступление климакса, увеличение длительности жизни и другие явления того же порядка по сравнению с предыдущими поколениями.

Анамнез –история жизни и развития ребенка.

Бисексуальность(предрасположение бисексуальное) «двойная сексуальность» — понятие, отражающее двойственную природу сексуальности, обусловленную наличием в каждом индивиде мужских и женских элементов, в зависимости от развития и соотношения коих формируется соответственный тип сексуальных предпочтений и поведения.

Биологические родители – лица, связанные с детьми род­ственными связями, происхождение детей от которых зареги­стрировано в установленном законом порядке.

Брак ‑ легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.

Генограмма – графическое изображение с помощью условных знаков характера родственных отношений между членами семьи в одном или нескольких поколениях.

Гиперсоциализирующее воспитание – один из стилей неправильного воспитания, когда родители не учитывают реальные возможности ребенка и предъявляют к нему завышенные требования.

Виктимное поведение – поведение, связанное с повышенным риском стать жертвой насилия; виктимное поведение может быть одним из отдаленных психологических последствий жестокого обращения с ребенком или перенесенного им насилия.

Воспитание– целенаправленный и планомерный вид формирования личности опирающийся на обучение и особенности личности.

Гендерные особенности – особенности, связанные с признаками половой принадлежности.

Дисфункциональная семья – семья, в которой грубо нарушены взаимоотношения между ее членами и которая не может выполнять своих функций по воспитанию ребенка и защите его прав.

Замещающая семья – не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание.

Замещающие родители – не закрепленный законодательно термин, обозначающий лиц, которые берут детей и создали замещающую семью.

Зависимость психологическая человека– черта характера, проявляющаяся в несамостоятельности человека, в его неспособности принимать самостоятельные решения, в сильном влиянии, которое на его психологию и поведение оказывают окружающие люди.

Жизненный путь человека– это история формирования и развития личности в конкретном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Кровные родители – часто встречающийся синоним термина «биологические родители».

Кровная семья – семья, где родители и дети связаны между собой родственными связями.

Комплекс психологический– ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей, переживаниями из-за этих недостатков.

Комплекс вины – необоснованное, слишком сильно выраженное у человека чувство вины, которое он переживает за себя и за других людей без должного на то основания.

Комплекс враждебности – психологическое состояние, установка человека, при которой он необоснованно считает, что имеет право на враждебное отношение к другим людям.

Комплекс защиты– психологическая установка, настрой человека на то, что окружающие люди представляют для него угрозу, враждебно относятся к нему, и поэтому он вынужден постоянно защищаться от их нападок.

Перцептивный– относящийся к области восприятия.

Полоролевое поведение– поведение, свойственное человеку определенного пола в той его социальной роли, которая соответствует половой принадлежности данного человека.

Психокорркеция – исправление недостатков в психике и поведении здорового человека при помощи специальных методов.

Пубертат – период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма.

Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т.п. Самоактуализация занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей.

Семья‑ это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья ‑ это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества ‑ родителъства ‑ родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.

Семейные отношениярегулируются нормами морали и права. Их основу составляетбрак. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация ‑ жилище, дом, собственность как экономи­ческая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства.

Семья в социально опасном положении – семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их повеление либо жестоко обращаются с ними.

Симбиоз психологический ‑ изначально возникающее эмоционално-смысловое единство матери и младенца, служащее исходным пунктом дальнейшего развития его сознания и личности. Появление симбиоза психологического обусловлено физиологической общностью матери и плода в развитии пренатальном. Развитию симбиоза психологического способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Социальная реабилитация – комплекс мероприятий, направленных на устранение обстоятельств, снижающих воспитательную функцию семьи, создающих угрозу благополучию ребенка.

Социальная установка– определенное, устойчивое отношение человека к кому-либо или к чему-либо.

Стресс– стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его, жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.Стрессовые ситуации жизненные ситуации, вызывающие у человека большое психологическое напряжение и порождающие состояние стресса.

Усыновление/удочерение – принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Вопросы к коллоквиуму по дисциплине

  1. Соотношение понятий «семья» и «брак».
  2. Основные функции семьи и их характеристика.
  3. Типология семейных структур.
  4. Кризисы в жизненном цикле семьи (нормативные/не нормативные).
  5. Теории выбора брачного партнера.
  6. Понятие семейного благополучия.
  7. Типология неблагополучных семей.

Вопросы для письменного опроса

  1. История развития представлений о семье и браке (исторический, культурный аспекты).
  2. Развитие российской семьи.
  3. Развитие европейской семьи.
  4. Развитие американской семьи.
  5. Психологические особенности современной семьи.
  6. Эволюция представлений о браке и семье: анализ древних текстов, затрагивающих проблемы семьи (Библия, Коран и др.)
  7. Определение феномена: Виды любви И.С. Кона, классификация Т. Кемпера.
  8. Теория любви Дж.Ли. Теория любви А.Афанасьева. Теория любви В.И.Мустейна.
  9. Теория любви Р.Дж.Стенберга. Теория любви Р.Мея.
  10. Теория любовных переживаний в гуманистической психологии Э.Фромма, А.Маслоу.
  11. Развитие любви как чувства (Стендаль).
  12. Искажение и нарушение чувства любви (болезненные привязанности, ревность).
  13. Подходы к исследованию психологической совместимости (Обозова Н.Н., Обозова А.Н.)
  14. Исследования совместимости и удовлетворенности супругов браком (Ильин Е.П., М. Аргайл).
  15. Виды совместимости (Гребенников И.В.)
  16. Структурный подход к исследованию совместимости супругов (Ковалев С.В.).
  17. Темперамент и характер как факторы семейной совместимости.
  18. Исследование уровней совместимости в молодой семье (Олейник Ю.Н).
  19. Методы диагностики межличностных отношений в семье.
  20. Понятие конфликта в психологии семьи. Виды семейных конфликтов: супружеский, детско-родительский. (Карабанова О.А.).
  21. Причины супружеских конфликтов (С.В.Ковалев, В.Сысенко).
  22. Причины нарушения межличностного общения в семье (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис; Кратохвил С.).
  23. Способы разрешения (конструктивный, деструктивный) и предупреждения и конфликтов в семье. Феномен «прощения» в супружеских отношениях.
  24. Структурная модель работы с семьей (С. Минухин, Б. Монтальво, Б. Герни, Б. Розман, Г. Апонте, М. Вальтере, С. Гринштейн).
  25. Модель психологического консультирования семьи, основанная на теории семейных систем М. Боуэна (психодинамическая модель).
  26. Коммуникационная модель работы с семьей (Г. Бэйт-сон, П. Вацлавик, В. Сатир, Д. Гриндер, Р. Бэндлер).
  27. Основанная на опыте модель работы с семьей (К. Вита-кер, Р.И. Беквар, С. Кох).
  28. Стратегическая модель работы с семьей (Д. Хейли, К. Маданес, М. Сельвини Палаззоли, П. Пэпп).
  29. Поведенческая модель работы с семьей (С. Гордон, Н. Давидсон, С. Кратохвил, Р. Дрейкурс, Е. А. Блешмен и др.).
  30. Трансакционная модель психологического консультирования семьи (Э. Берн, Т. Харрис).