Психология
Предметы, задачи, методы.
Наука о душе — психология
1590г психология появилась как термин науки. Основывалась эта наука на наблюдениях.
1870г открытие первой экспериментальной лаборатории.
Объект — носители психических явлений (в подавляющем большинстве- животные)
Предмет – особенности проявления психических явлений (феноменов) (деятельность, сознание)
Психика – свойство головного мозга, обеспечивая возможность отражать воздействия реального мира.
Задачи:
- Изучение формирования явлений
- Физиологические механизмы (что сделать?)
- Внедрение исследований в практику
Система психологии
-наука о человеке
Карл Линней отнес человека к классу обезьян(узконосые)
Дарвин –человек произошел божественными силами. Изучал человека
Психика материальна!
Психология встает в ряд всех естественных наук; гуманитарные науки технические дисциплины базируются на психологии
Мозг и психика
Психика присуща живым материям(несколько уровней)
Психика-функция нервной системы
Головной мозг- материальный носитель психики
Состояние возбуждения; невозбуждения
Социально- биологические компоненты 50/50
Спинной мозг- проводник
Головной-функционирует
Три блока:
- поддерживает тонус нервной системы на необходимом уровне
- отвечает за получение, обработку и хранения информации
- выработка программы проведения, контроль
Функциональная асимметрия мозга- выполнение разных функций
Левое- временные схемы, речь, детали, веселье, оптимизм
Правое- текущее время и пространство, лица, эмоции, образы,пессимизм, мрачность
Ведущее только одно
Нервы от левой руки к правому полушарию и наоборот
Развитие психики
- Панпсихизм- все, что есть на Земле
- Биопсихизм- Тоббс только живое
- Нейропсихизм- психика есть там, где есть нервная система Дарвин
- Антропсихизм- психика есть только у человека Декарт
Раздрожительность- свойство живого реагировать на внешние воздействия
Чувствительность- способность к ощущениям на всё
Дистанционное реагирование
Жизненные проявления
Поведение-реакция в ответ на воздействие внешней среды
Деятельность- осознания целенаправленная активность(только у человека(что?для чего?)2.5г)
Игра, учеба, труд, общение
Стадии развития психики
1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...
... общественными науками: историческая психология, математика, математическая статистика, технические науки, педагогика, биология, физика, химия. 2. Объект и предмет психологии. История развития представлений о предмете психологии. Объект психологии – это субъект, обладающий психикой (чеовек/группа людей ...
1)Стадия элементарной сенсорной психики
-простейшие процессы- низшие (амебы)
-четкие реакции, более сложные- высшие(черви, улитки)
2)Стадия перцептивной психики (восприятие)
-образы предметов, сложные двигательные ответы (рыбы, омары, пчелы)
-элементарное решение задач помехи раздражителя, запрос информации(птицы, мыши)
-орудие труда, перенос решения задачи (собаки, дельфины, обезьяны, человек)
Внутренний мир человека не меняется, он не умеет лгать
Не обрабатывает частицу “не”
Основной инстинкт- рефлекторное действие
Инстинкт воровства врожденный (на подсознании)
Чем выше средства защиты, тем меньше агрессии ;и наоборот(животные)
Стадии развития (этапа) науки
- до 17в ,наука о душе, Аристотель-душа состоит из атомов, Индия, Китай, Египет, много данных с Востока
- 17-19в ,наука о сознании, Исследовалось то, что можно осознать,
Самовосприятие
- Джон Локк- сенсуалистическую материализм (сенсуализм) (Из всего мира чувствуется не многое)
- Ассоциативное направление 18в, Д. Юнг
- Леёбниц упомянул о бессознательности
- начало 20в , наука о поведении, с сознания переключились на поведение
- бихевиоризм- стимул реакции
- поведенческая психология- вся психическая активность это внутренний мир
- гештальтпсихология- психика и психология не пересекается
- психоанализ- влияние на развитие человека оказыают первые годы жизни
— активность человека придает бессознательность
Либидо- стремление к жизни
Мортидо- стремление к смерти, грусти
Фрейд “обесценены” биологическая часть
- трансперсональная психология – исследует работу психики за пределами человеческой практики
- генетическая психология-формирование интеллекта у детей
- косметическая психология – человек не делится на части –самореализация
4) Современность – широкая прикладня и фундаментальная наука (исследоваие)
Методологии и методы
Методология- учение об идейных познаниях к науке
Индивид- человек как одно биологическое существо
Индивидуальность-совокупность особенностей кникальность (все)
Личность- социальное качество человека,связанное с его деятельностью и не повторимое(воспитание)
Принципы методологии
1) мир материален
2) материя первична, сознание вторично
3) материя непрерывного развивается по определенным законам
3-и единства и борьба противоположностей
3-и перехода количественных умений в качественные
4) Весь мир и психика прошли длительный путь эволюции
Принципы специально методологии
- Принципы детерминизма причин обусловленности
- Единство сознания и деятельности сознание или отпечаток того, чем занимались индивидуальной особенности
- Принцип развития человека всегда меняется, развивается
- Принцип индивидуальности уникальность и неповторимаость
Частная методология
Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...
... Психика как особый «функциональный орган» присуща и человеку, и животным. Следовательно, психология не может пониматься только как наука о человеке. Исследуя свой предмет, получая факты, формулирую закономерности, строя ...
Матоды- способ добывания информации Ананьев Б.Г.
1)Организационные методы(сравнительный, лонгитюдный, комплексный)
2)Эмпирические методы (опытное) –абсервационное(наблюдение и самонаблюдение)
3) Методы обработки (количественные(статистика), качественные(классификация))
4) Интерпретация (генетические методы(до и после), метод коррекции(дискуссия), структурный(близость предметов))
Психические явления
- процессы
- состояния
- свойства
Процессы-явления, которые обеспечивают первичное отражение действительности
Процесс средней продолжительности или четкое начало, протекание и окончание
-познавательный процесс обработка информации (память, речь, мышление, ощущение, восприятие)
-эмоциональный процесс
-волевой процесс
Состояния
Самые динамические явления
Внимание
Свойста
Самые устойчивые и постоянно проявляющиеся типичные особенности
-темперамент
-характер
-способности
-направленность (на себе, на дело, на людей)
Познавательные процессы
Не получают сигналы мозг, легкие(не имеют нервных окончаний)
Следствие воздействий на органы чувств раздражителя –ощущения
Функции: отраженных свойств качеств, тел и явлений, воздействия на органы чувств
Все чувства через мозг
Органы чувств- датчик
Физиологическая основа- анализатор
Зрение – затылочная доля
Слух – височная доля
У каждого органа чувств своя энергия ( переводится в энергию нервных импульсов)
Рефлекс- бессознательность
Датчиками являются рецепторы
От работы рецепторов зависит качество полученной информации
-экстерорецепторы (на поверхности, информации из вне)
-интерорецепторы(внутри)
-проприорецепторы(рецепторы мышц)
Иррадиации нервного импульса
Нервный импульс захватывает соседние участки, т.к. импульс сильный
Концентрация
Обратная реакция
Динамический стереотип-экономия времени
Ощущения:-контактные
-дистанционные
Модальность-свойство ощущения или определение качество
-визуалы
-аудиалы
-кинестетики
Свойства ощущений:
- качество
- количество
- время
- пространственная
- адаптация
- сенсебилизация
- синестезия
Патентный период-время мужду получением и ощущением
Самый быстрый-вкус
Медленный-боль
Последовательный образ
+та же модальность
-контрастность
Пороговые значения ощущений
У всех разные
-верхний, нижний (у женщин выше, чем у мужчин)
-разностный-minизменение
-абсолютные, относительные
Воприятие-перцепция
Ощущение не восприяте
Восприятие –целостное отражение предметов и явлений объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств в данный момент
Свойства:
- высокая субъективность(субъективность зависит от жизненного опыта, интересов, способностей
- синтез разных модальностей
м.б. в пределах одной модальности, но чаще как-то
Способность к восприятию есть только у человека
Выделения отдельных признаков для восприятия
Восприятие меняется
Восприятие связано с богатством ощущений
Связано с личностью
изучение воображения как психического познавательного процесса.
... от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно ... незримо объединяет физическую и психическую стороны его жизнедеятельности; воображение невозможно свести воедино к какому-либо научному закону или теории, в нем сходятся, часто - случайно, ...
Безразличные предметы не воспринимаем
Апперцепция – это зависимость восприятия от содержания личности
Интеллектуальный процесс:
- первичное выделение признаков из потока информации
- поиск в памяти близкого комплекса признаков
- отнесение объектов к определенной категории
- поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих версию
- окончательный вывод о том, какой объект воспринимается
Иллюзия восприятия
Свойства(как процесса):
- предметность(объект воспринимается как обособленный в пространстве и времени , тела отличное от окружающего фона
- различие по полу, зрительное восприятие
- целостность(внутренняя взаимосвязь частей, мысленно достраиваемая
- структурность(обобщенность) (способ понимать внутреннюю структуру или составляющие конкретного образа
- константность – относительное постоянство параметров назависимо от условий восприятия перспектива
- осмысленность – понимаем что это и зачем надо, т.е. к картинке принимается функция, история
- избирательность (интерес)-принцип выделения одних объектов относительно других
Интерес- формируется ; механическое действие
Чем больше делаешь, тем больше хочется
Дается тяжело, но получается интересно
Виды восприятия
- по расположению органов чувств (внешненаправленные / внутренаправленные)
- по качеству (истинное / ошибочное)
- по участию в воле (преднамеренное / непреднамеренное)
- по форме сущности материи( пространство / время / движение / форма_
Типы восприятия
-аналитический или синтетический склад ума (структура)
-описательный , объяснительный, слабо выражена сильно осмысленна
-объективный целостность развита слабо, субъективный целостность развита сильно
Память
Связана с ощущениями – можно запомнить узнавать
Связана с восприятием – запоминаются образы
Память- форма психического отражения, заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, делает возможным его повтор применения в деятельности или возвращающая в сферу.
Хранится в бессознательной части психика.
Связь с прошлым , настоящим, будущим
Память не является разделом мозга
Память – путь; последовательность замыкания нейровнов
Память бесконечна
Процессы
1)запоминание – процесс закрепления новой информации за счет сопоставления приобретенной ранее (чем больше связей с прошлым, тем лучше запоминается)
2)сохранение(переработка и удержание информации
3)воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала
А) воспоминания (логически целый образ)
Б) припоминание (частично, детально)
В) реминисценция (то, чего не было)
4) забывание-блокирование несущественной или давно полученной информации
Качество памяти:
-скорость запоминания (измеряется количеством повторений)
-скорость забывания (время хранения информации)
Виды памяти
- по активности (двигательная / эмоциональная / образная / словесная- логическая (знаки, символы, формулы)
- по характеру целей деятельности (механическая / смысловая(логическая) / непроизвольная / произвольная)
- по продолжительности сохранения информации (кратковременная / оперативная / долговременная / иконическая(мгновенная)
Эйдетизм- мгновенная , иконическая память всегда присутствует (феномен)
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...
... речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей ... в овладении системой языка. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и ...
Свойства памяти:
- объем 7+-2 ед (оперативная память)
- скорость воспроизведения
- точность воспроизведения
- длительность удержания
- готовность воспроизведения
Типы памяти(только для образной):
-зрительная
-слуховая
-двигательная(рассказ)
-обонятельная
-вкусовая
-эмоциональная
Амнезия-потеря памяти
Амнезия детства- 1год жизни (из-за слабость сознания)
Мнемический (память)
Мнемоника (искусство запоминания)
Методы мнемоники:
-ассоциация (цепной метод)
-метод мест (м. Цецерона) (известный опыт и новый связываются.
-метод группировки
Искусство забывания- тлетатезника
Законы памяти:
- Закон осмысления (лучше запоминается то, что хорошо понимается)
- Закон интереса (то, что интереса)
- Закон первого впечатления (чем оно ярче , тем лучше запоминается)
- Закон установки (если есть установка на запоминание)
- Закон контекста (если запоминание соотнесено с чем-то значимым)
- Закон объема знаний (чем больше знаешь из данной области, тем больше нового запоминается)
- Закон торможения (последующее запоминание тормозит предыдущее)
- Закон края (запоминается начало и конец)
- Закон повторения (повторение концентрированное (одно и тоже несколько раз))
Воображение
Воображение- познавательный психический процесс, заключается в создании новых образов на основе имеющихся; абстрактное понятие
Воображение связано с ощущением, с мышление
Воображение — не существующие вещи- отличие от восприятия
Воображение связано с эмоциональными воспоминаниями
Воображение-основа мышления
Воображение-планирование
Функции:
- познавательная (можно представить, как что-то работает, как оно устроено)
- прогнозирующая
- побудительная (желаемое будущее, что сейчас для этого сделать)
- регулирующая (меняется эмоционально состояние)
Виды
- по степени активности ( активные (регулярное воображение) / пассивное (медленные процессы)
- по результатам (воссоздающее / творческое )
- по степени волевых усилий (преднамеренные / непреднамеренные)
Отдельный блок воображение –места
Воображение места – направлена на желаемое будущее, не приводи к прямым непосредственным результатам
Приемы воображения:
- склеивание
- типизация
- гиперболизация
- схематизация
Приемы памяти ( повторение/ осмысление / систематизирование)
Результаты воображения – продукт воображения
Результаты памяти- продукт памяти
Формы реализации(знания / изменения / умения / навыки / образы)
Воображение – система образов
Приемы воображения
- склеивание (объединение двух образов в единое)
- типизация (выявление повторяемости, типичного)
- гиперболизация (преувеличение (уменьшение) размеров)
- схематизация (упрощение, выделение сходств, различий)
Творчество не воображение
Влияние воображения на жизнь и творчество человека
... воображение ориентирует человека в процессе деятельности -- создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.[4] Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, ... и активное воображение. В процессах воображения мы можем различать разную степень активности. Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются ...
Творчество связано с интеллектом
Связано с потребностью самовыражения
-боязнь стать глупым или смешным
-боязнь, нежелание критиковать других исходя из мысли, что критика это плохо
Конструктивная критика +
-излишнее самомнение
-критическое мышление
Мышление
Мышление- высший познавательный процесс ; обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее связях и отношениях
Основная функция: продолжение нового знания
Теория мышления:
- мышление- врожденный потенциал; не меняется
- мышление- развивается под влиянием
Мышление всегда индивидуально
С помощью мышления понимаются закономерности
Источник мышления – практика
Мышление неразрывно связано с речью
Интеллект- совокупность способностей
Составляющие интеллекта:
-счетная способность
-словесная гибкость
-восприятие речи
-пространственная ориентация
-память
-способность к рассуждению
-скорость восприятия сходства и различия
Детерминанты интеллекта :
- генетическая обусловленность
- физическое и психическое состояние
- хромосомная аномалия
- экологические условия проживания
- особенности питания ребенка
- социальный статус семьи
Виды мышления:
-теоретическое
-по характеру процесса ( художественное)
-по этапам развития (предметно- действеннее / наглядно- образное / словесно- логическое)
-абстрактное мышление
Мышление всегда носит мотивированный и целенаправленный характер
Мыслительный процесс потребности
Типы мышления:
-Шаблонное(по аналогии (типичное))
-нешаблонное(связано с коэффициентом интеллекта)
Мыслительные операции (способы мышления): -анализ
-синтез
-сравнение
-обобщение
-классификация
-абстрагирование
Анализ- мысленное разделение целой структуры на элементы
Синтез – установление отношений сходства и различия
Обобщение- выделение общих признаков по сути
Классификация-систематизация-распределение предметов на категории
Абстрагирование- выделение такой стороны, которой в действительности самостоятельно не существует
Формы мышления:
- Понятие – система суждений о классе предметов, явлений
- Суждения — высказывание, содержащие конкретные мысли
- Умозаключение – логически связанная последовательность, приводящая к новым знаниям
Стратегия: -построение умозаключения
-дедукция
-индукция
Качества мышления
- самостоятельность
- инициативность
- глубина
- ширина
- быстрота
- оригинальность
- критичность
Внимание
Внимание – направленность и сосредоточенность психики на како-либо объекте восприятия
Внимание всегда связано с каким-то объектом
Функции:
-обнаружение сигналов
-бдительность
-поиск
Внимание избирательно
Каждый обращает внимание на разные вещи
Развитие мотивации к математической деятельности в процессе развивающих ...
... ём проверить эффективность игровой деятельности, влияющей на развитие мотивации старших дошкольников в математической деятельности. Объектом процесс развития мотивации в математической деятельности у детей старшего дошкольного ... требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. У. Макдуголл предложил ...
Виды
-произвольное
-непроизвольное
-послепроизвольное
- Непроизвольное (пассивное, вынжденное, возникает и поддерживается само по себе) Причины: -неожиданность -относительная сила новизна движения предметы -контрастность -внутреннее состояние человека
- Произвольное (управляется сознанием)
- Послепроизвольное (есть цель)
Формы внешнее
Внутреннее
Свойства
- сконцентрированность
- интенсивность
- устойчивость
- объем
- распределение
- переключение
Невнимательность
Невнимательность- рассеянность внимания- неспособность сосредоточить внимание на что-либо
Причины
- истинное невнимание
- мнимое рассеяние (профессорское / поэтическое)
- ученическая рассеянность
- старческая рассеянность
- избирательное невнимание
- мотивированно- обусловленное невнимание
Эмоционально- волевые процессы
Волевые процессы реализуют программу общения, деятельности, образования.
-это механизм активности
Переживание эмоций- ненамеренно
Воля и эмоции – компонент
Эмоции:
-эмоционально состояние
-эмоции
-чувство
Эмоции- непосредственное отражение сложившихся отношений ; переживания связанное с удовольствием или неудовольствием
Чувство- сложное устоявшееся отношение к тому что человек познает и делает
Эмоции регулируют активности
Эмоциональные состояния
- настроение –состояние которое окрашивает поведение человека в течении длительного времени
- страсть- стойкое , сильно, генерализованное состояние
- аффект- сильное кратковременное состояние, связанное с неожиданным изменением важных условий
- воодушевление (вдохновление) (душевный подъем)
- фрустрация (“облом”) негатив, переживания
- депрессия
- тревога
- стресс
Собственные эмоции – врожденная реакция на любые действия
Все состояния эмоций управляемы кроме эффекта
Аффект – (свойственно не всем) –связано со скоростью реакцией головного мозга
Функции эмоций:
- мотивационно- регулирующая (эмоции нас побуждают, направляют)
- коммуникативная – с помощью эмоций сообщи другим о своем состоянии
- сигнальная
- защитная
Виды
-положительные / отрицательные
-астенические / астенические
-фундаментальные (радость, удивление, гнев, страх)
Чувства
Чувства- состоят из гаммы эмоции, они полярны
Виды
-моральные чувства (дружба, долг, любовь, совесть)
-интеллектуальные (любопытство, сомнение, интерес)
-эстетические (чувство меры, гармонии, соразмерность)
-практические (трудолюбие, усталость, удовольствие)
Развитие чувств
-повышение сознательного контроля
-включение новых объектов, людей
-по степени включая во внутренний мир более высоких ценностей и норм
Воля- способность человека самостоятельно регулировать своею деятельность, подчиняя ей сознательном решениям
Воля-регуляция деятельности, активности.
Уровни регулировки поведения
- непроизвольная регуляция, что-то происходит само по себе
- произвольная регуляция- воля отдельными элементами начинает срабатывать
- волевая регуляция- только когда есть препятствие по достижению цели
Функции
Психологическое сопровождение деятельности человека
... Заслуженный учитель школы РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, ректор Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина ... деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ...
-побудительная
-тормозящая
Волевые действия
- связаны с потребностями опосредовано через сознание
- возник, когда человек способен к рефлексии
- воля неразрывно связана с планом действий
Динамические особенности
-воля социально обусловлена
Структура воли
- цель
- уровень притязаний
- волевые усилия
- борьба мотивов
- принятие решений
- выполнение
Условия подключения воли
- необходимости сознательно регуляции деятельности
- при недостаточной мотивации деятельности
- при выборе мотива; при конфликте
Сила воли = сила потребности(мотива) + характер затруднений=способность преодалевать затруднения
Проявляется:
-выдержка, самообладание
-целеустремленность
Способ не навык
Классификация;
-природные
-общественно- исторические
-восприятие
-память
-мышление
-коммуникация
Задатки — особенности строения тела (общие, специальные)
Уровни развития способностей
- способность
- одаренность
- талант
- гениальность
Зависят от задатка- физиологических, анатомических особенностей, т.е. природная основа.
Свойства нервной системы:
-сила нервной системы по отношению к возбуждению
-сила и с по отношению к торможению
-уравновешенность процессов
-подвижность
Задатки не могут быть специфичными
Математические способности;
- активное и положительное к предмет
- особенности характера, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, организованность
- наличие во время занятия математикой благоприятного психического состояния
- фонд знаний, умений, навыков
- особенности сенсорной и умственной сферы
Одарённость-сочетание способностей, дающее возможность успешно выполнить какой-либо деятельности.
Талант- высокий уровень развития специальных возможностей
Талант — не повторим
Гениальность- высший уровень развития способностей
Особенности способностей;
- биологически обусловлен
- не связаны с массой мозга
- череп не повторяет форму коры головного мозга
- совершенствование человеческой природы возможно учетом наследовательности
Развитие способностей:
До смерти
1 пол года, музыка, равновесие до года
2-3 – устная речь
5-7-чтение
Развивающая активность — любая активность на грани возможностей
Окружающая среда
Основные черты:
-внимательность и готовность к напряженной работе
-трудолюбие
-интеллектуальная деятельность
Проф пригодность:
- непригодность к данной профессии -временная -непреодолимая
- относительная годность (нет противопоказаний, но нет и показаний)
- соответствие данной профессии (некоторые качества для профессии)
- призвание (все качества)
Темперамент – устойчивое образование совокупности индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими характеристиками деятельности. Это динамика, скорость. Темперамент – психология.
Эмпирическое исследование влияния предметной деятельности дошкольников ...
... является одной из самых сложных проблем психологии и одной из центральных. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован и описан Л.А. ... восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в ...
Проявляется во всех деятельностях. Наследуется, но не напрямую. Не меняется на протяжении всей жизни.
Холерик(«желчь» ) импульсивный
Меланхолик(«черная желчь») человек воды; пессимист
Флегматик(«лимфа») человек земли; спокойный, медлительный
Сангвиник(«кровь») человек воздуха; подвижный, веселый
Определяющие темперамента
1.общая активность
2.двигательная активность
3.эмоциональная активность и впечатлительность
Павлов выявил темперамент по критериям: сила, уравновешенность, активность.
Слабая н.с. у меланхоликов.
Холерики и меланхолики неуравновешенные. Сангвиники и флегматики уравновешенные. Сангвиники и Холерики – подвижная н.с. Флегматики и меланхолики – стабильная н.с.
Темперамент не определяет поведение человека, немного лишь влияет на него.
Свойства личности, связанные с темпераментом
1.чувствительность (созитивность) – определяется наименьшей силой внешнего воздействия, необходимого для возникновения психических реакций + скорость реакции
2. реактивность – степень непроизвольности на реакции одинаковой силы
3. активность степень энергичности или интенсивности воздействия на мир
4. пластичность и регидность — свойство приспособленности/нерписпособленности
5. экстраверсия, интроверсия — ориентированность на внешний и внутренний мир
6. эмоциональная возбудимость – преобладание возбудимости над торможением.
Типы темперамента
1 .Меланхолик определяется слабостью нервных процессов. Человек впечатлительный, сильно переживает, легко ранимый. Внешне сдержан, слабо реагирующий. Люди с богатым внутренним миром. Переживают все в себе. Успешны в искусстве.
2. Флегматик уравновешенный, стабильный, невозмутимый, устойчивый в своих стремлениях. Устойчивое настроение. Сложно переживают перемены, с богатым внутренним миром. Успешны в масштабных действиях.
3. Сангвиник сильная, уравновешенная и подвижная н.с.. Живут во внутреннем мире. Отзывчивы на внешние события, если им это интересно. Умеют скучать, легко переживают неудачи. Хорошо работают с людьми. Необходимо включать в активность.
4. Холерик сильный, неуравновешенный, подвижный, взрывной. Живут во внешнем мире. Быстро устает, плохо работает с людьми. Быстро приспосабливается к переменам.
Темперамент не равен характеру, но близки.
Характер – совокупность индивидуальных особенностей личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении.
Характер обуславливает типичное поведение. Это то, как делаются дела. Добавляется блок воли, чувств, ума.
Центр характера– отношение к себе и другим, к выполнению чего-либо. Проявление отношений к вещам.
Характер меняется в течении жизни. В первые годы жизни он формируется, 7лет достраивается.
Психология Лекции — Стр 2
Под резким воздействием возможна резкая смена характера.
Характер зависит от физиологии. Зрелый человек – человек с сформированным характером.
Характер индивидуальный; важно самовоспитание.
Характер имеет социальную природу, зависит от мировоззрения, во многом определяет успешность.
Педагогика – наука сущности, закономерностях, принципах, формах и методах обучения и воспитания человека.
Как наука сформировалась в 16 в.
Ян Коменский«Великая дидактика» (1637): Обосновал идею всеобщего обучения; Систему связанных ступеней обучения (обучение может идти блоками); Обосновал и внедрил классно-урочную систему; Разработал принципы обучения; Изложил требования к учебникам (структура, формат); Изложил требования к учителю.
Принципы обучения: 1.сознательность(понимание зачем это надо), 2.наглядность, 3. постепенность, 4. последовательность (логичность), 5. прочность (повторение, перепроверка), 6. посильность.
Предмет педагогики– педагогически процесс — процесс обучения и воспитания; как особая функция общества, реализующая в рамках педагогической системы.
Объект педагогики – учащиеся, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы и иные лица, которые обуславливают развитие индивида в процессе, целенаправленном деятельности общества.
Задачи педагогики
1.нахождение закономерностей обучения, воспитания, образования.
2.изучение практического опыта
3.разработка новых средств, методов, форм и способов воспитания
4.прогнозирование развития образовательной системы
5.внедрение исследований в практику
6.разработка учебных программ, стандартов, учебников.
Основные категории
Обучение– специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс усвоения знаний, умений, навыков формирования мировоззрения, развития ума и дарований.
Воспитание– целенаправленное формирование личности.
Образование– единый процесс физического, духовного, интеллектуального формирования; уровень образованности.
Слои: 1.ценность человека и общества, 2. образовательная система учреждений.
Развитие– объективный процесс последовательного внутреннего изменения; непрерывный процесс.
Самообразование– система внутренней самоорганизации человека, направленная на его собственное развитие.
Педагогический процесс– специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью передачи опыта.
Проблема – инертность системы образования.
Педагогическая система– взаимосвязанная структура компонентов, объединенных образовательной целью, функционирующих в рамках педагогического процесса. Своя в каждой системе.
Педагогическая технология– система последовательных взаимосвязанных действий педагога для решения педагогических задач. (алгоритм)
Педагогическое взаимодействие– прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником с целью изменения отношений, поведения.
Место педагогики в системе наук: Педагогика – прикладная наука. Связана с социологией, философией, медициной, экономикой.
Отрасли педагогики
1.Общаяизучает основные закономерности
2.История– развитие педагогических идей
3.Сравнительная педагогика– исследование систем разных стран
4.Возрастная педагогика– исследует особенности возраста как определяющие образования
5.Специальная педагогика– особые технологии для воспитанников с отклонениями в физическом развитии
6.Прфессиональная педагогика– изучение особенностей образования в конкретной сфере деятельности
7.Социальная педагогика– внешкольное воспитание и образование (развитие внутреннего мира)
8.Исправительно-трудовая– перевоспитание лиц, совершивших преступление
9.Лечебная– технологии работы с больными школьниками и взрослыми
Образование
Социально-культурные функции (культура – источник образования, результат)
1.вхождение человека в мир науки и культуры (знание, понимание различных признаков в той или иной деятельности)
2.социализация человека (вхождение в общество, правила поведения, этикета)
3.приемственность поколений
4.трансляция культурных ценностей
5.сохранение национальных традиций
6.способствование ускорению культурного развития современности
Содержание образования
1.содержание,
2.средства и способы (чему учить и как),
3.формы образовательного процесса,
4.субъекты и объекты образования,
5.среда, в которой все происходит,
6.результаты,
7.система управления.
Содержание:
1.понятия и термины;
2.факты науки и действительности;
3.основные законы науки (связи, явления);
4.теории как предположения (есть недоказанные);
5.способы познания и оценки.
Мировое образование
Тенденции развития
1.переход от элитного образования к общему высококачественному
2.углубление межгосударственного сотрудничества (сведение к единым требованиям – бакалавры, магистры)
3.существенное увеличение гуманитарной составляющей (экономический рост страны)
4.распространение нововведений при сохранении национальных традиций (зависит от грамотности руководителя)
Образовательные модели: немецкая, французская, английская, российская,. американская.
Свойства
1.гуманизация– ориентированность к взаимному уважению (сохранение достоинств)
2.гуманитаризация– приоритет гуманитарных дисциплин; упор на знание языка, правил общения
3.дифференциация– ориентированность образования на учет разнообразных интересов учащихся
4.диверсификация – ориентирование на большое количество учреждений (школа, лицей, гимназия)
5.стандартизация– реализация государством образовательных стандартов
6.многовариантность– создание условий для выбора и ответственности за собственные решения
7.многоуровневость– многоэтапность образования
8.фундаментализация– усилие теоретических и практических знаний
9.информатизация– внедрение вычислительной техники
10.индивидуализация– преодоление индивидуальных различий учащихся при использовании стандартных программ
11.нерперывность– образование не прерывно на протяжении всей жизни
Образовательные учреждения РФ
1.дошкольные (детсад, ясли)
2.общеобразовательные (общее начальное, среднее, полное образование)
3.специальные (оздоровительные, коррекционные, для сирот, для инвалидов, санаторно-лесные)
4.дополнительного образования (спортивные, художественные, музыкальные школы, кружки)
5.профессионального образования (начальное, среднее, высшее профессиональное, послевузовское)