изучение воображения как психического познавательного процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты развития воображения в дошкольном возрасте…………5

1.1 Понятие о воображении в трудах отечественных и зарубежных

психологов………………………………………………………………………..5

1.2 Виды воображения………………………………………………………………11

1.3 Физиологические основы, функции, механизмы воображения и её

развитие…………………………………………………………………………17

1.4 Развитие воображения в онтогенезе………………………………………….19

1.4.1 Развитие воображения в раннем возрасте………….……………………22

1.4.2 Развитие воображения детей дошкольного возраста…………………..25

1.5 Влияние взрослого на развитие воображения……………………………..…28

2. Практическое изучение творческого воображения детей

дошкольного возраста………………………………………………………………31

2.1 Диагностические средства исследования………………………………….…31

2.2 Игры и упражнения для развития творческого воображения

детей дошкольного возраста…………………………………………………34

Заключение………………………………………………………………………….…37

Список использованных источников…………………………………………………38

Приложение……………………………………………………………………………40

Введение

Воображение — особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире [9, с.206].

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать он представляет, что нужно делать и как он будет делать. Таким образом, человек уже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности» Югорск ХМАО 2004 Оглавление Введение ……………………………………………………………………………3 1. Усвоение и использование познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте…………………………………………………………7 1.1. Задачи и средства выполнения познавательных действий……………...7 1.2. Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте ...

Д.И. Писарев писал: « Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперёд, и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,- тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» [3, с. 256].

Повседневная деятельность ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создаёт новое сочетание имеющихся сведений. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно[7, с.116].

Таким образом, актуальность темы заключается в том, что в последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождении путей его оптимизации. Традиционно в качестве одного из важнейших процессов, включающихся в любой творческий акт, рассматривалось воображение.

Цель исследования: изучение воображения как психического познавательного процесса.

Исходя из цели исследования определяем следующие задачи:

1) изучить психологическую литературу по проблеме воображения;

2) охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития;

3) подобрать психологические методики для диагностики уровня развития воображения ( на примере дошкольного возраста);

4) описать игры и упражнения, для развития воображения детей дошкольного возраста.

6 стр., 2647 слов

Задатки и способности человека

... деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во ... наконец высокоразвитая образная память. К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится ...

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение литературы по данной теме, изучение и анализ методик, с помощью которых определяется уровень развития воображения, подбор игр и упражнений по развитию воображения детей дошкольного возраста.

1. Теоретические аспекты развития воображения в дошкольном возрасте

1.1 Понятие о воображении в трудах отечественных и зарубежных психологов

Истоком изучения теории воображения является философия. Само слово «воображение» — переведенное с imagination — произошло от латинского imaginari — «изображать мысленно» [10, с. 422].

Воображение — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение — одна из фундаментальных характеристик человека. В нём наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Филосов Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве…Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком…Воображение — это способность вызвать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей» [4, с. 158].

Как известно, единого мнения о понятии воображения в современной зарубежной и отечественной науке нет. Сходства рассуждений по поводу воображения заключаются в следующем: природа именно сущности воображения свойственна, в большей степени, человеку; незримо объединяет физическую и психическую стороны его жизнедеятельности; воображение невозможно свести воедино к какому-либо научному закону или теории, в нем сходятся, часто — случайно, изученные и проверенные факты; воображение, в итоге, есть творец нового, будущего [13].

Воображение изучали и изучают с точки зрения биологии">точки зрения явления, процесса, способности и специфической деятельности функций психофизиологической системы объекта.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

... показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса ... по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык ... предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. Таким образом, последовательность, с которой осуществляется овладение типами предложений ...

Воображение есть способность нашего сознания создавать, моделировать в пространстве и времени свои представления, идеи, образы, проекты и умение манипулировать ими [16].

В психологии воображение также определяют как творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга.

Изучением проблемы воображения занимались Леонардо да Винчи, М. Монтень, П.А. Флоренский, Т. Рибо, Ф. Бэкон, В. Вундт, Ж. Пиаже, К. Маркс, К. Коффка, А. Валлон, В.И. Ульянов (Ленин), И. Кант, Гегель, П.П. Блонский, А. Бине, Г. Айзенк, А.В. Петровский, Р. Штайнер, Дж. Гилфорд, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Бехтерев, Г.И. Россолимо, М. Г. Ярошевский, М. Хайдеггер, Я.Э. Голосовкер, А.И. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.В. Запарожец, А.Г. Маклаков, А.Р. Лурия, Л.Д. Столяренко, В. А. Крутецкий, П.Я. Гальперин, В.М. Козубовский, М.И. Лисина, О.М. Дьяченко и многие другие [13].

П. А. Флоренский, в своих поздних работах, приходит к выводу, что «мышление», «память», «творчество», «фантазия», «воображение» являются именами одной и той же способности человека. Так, память — это «…творчество мыслительное и … единственное творчество, присущее мысли, ибо фантазия, как известно, есть только вид памяти, а предвидение будущего — тоже не более, как память… память — это и есть, по преимуществу, сама мысль в ее чистейшем и коренном значении», способность продуктивного воображения.

Память, воспроизводящая прежде воспринятые образы, является, по словам учёных А. Селли и Ф. Кейра, «лишь одним из видов воображения». В данном случае образная память отождествляется с репродуктивным воображением, имея различные с ним функции. В данном случае мы имеем дело с аналитико-синтетическим направлением процесса [7, с. 117].

Французский психолог и педагог Т. Рибо, основатель французской экспериментальной психологии, считал существенными чертами воображения внезапность и безличность, метафизичность (вытекает из одной потребности с научным), обилие образов, их яркость и устойчивость с полной и прочной систематизацией жизни в мире фантазий. В своих трудах Рибо пишет: «В порядке практическом, техническом, научном, социальном, чем больше дело подвигается вперед, тем больше нужно и знать, чтоб создавать новое, а без этого люди повторяют старое, полагая, что изобретают новое…». Рассматривая связь воображения с интеллектуальной стороной познания, Т. Рибо открывает диссоциацию (подобие абстракции; дробление рядов состояний сознания) как отрицательную и подготовительную, и ассоциацию как положительную и учредительную — способности воображения; и что реинтеграция (восстановление целого; целостности воспринятого образа) «…по своей природе является препятствием для творчества» [13].

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН

ПЕДАГОГИКА Рабочая программа дисциплины   по направлению подготовки   072500.62 Дизайн тип ООП академический бакалавриат   Владивосток Издательство ВГУЭС ББК 74.я7   Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена на базе ФГОС ВПО в соответствии с требованиями ООП 072500.62 «Дизайн».     Составитель: Олешкевич Н.А., доцент кафедры философии и юридической ...

Другой точки зрения придерживается И. Кант, сторонник гносеологической системы, который считал, что воображение выступает как одна из многих способностей души; как основа познания и осознания мира. По мнению Канта, воображение «…есть способность созерцания без присутствия предмета; а творческий характер оно приобретает в случае первоначального изображения объекта, не данного ранее в опыте…». В данном случае имеет место критерий продуктивной деятельности воображения: создание новых, оригинальных идей и проектов без повторения, без дублирования, без воспроизведения шаблонов.

Один из основателей и сторонник гештальтпсихологии К. Коффка изучал воображение через призму восприятия целостности структур — гештальтов (целостных образов).

По мнению Коффки, М. Вертгеймера, В. Кёлера, предметы, окружающие нас, воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных, расчлененных теоретически и визуально, объектов, а в виде организованных, завершенных, целостных структур, с четко ограниченными контурами, которые обусловлены степенью резкости и замкнутостью /незамкнутостью очертаний, являющимися основой гештальтов [13].

Гилфорд считал воображение «дивергентным мышлением» и его критериями оценки воображения стали гибкость, оригинальность, беглость, точность. Именно гибкость, пластика воображающе-мыслительного процесса позволяет легко и быстро «переключать» внимание сознания с одного образа на необходимый, нужный другой, минуя при этом единицы физического пространства и времени. Оригинальность позволяет проявиться яркости, образности, креативности, необычности, нестандартности воображения в образах. Беглость воображения дает возможность продуцировать большое число идей, образов, предложений. Возможность и способность воображения наиболее точно, детально создавать интересующий объект, приводит к более быстрому и точному воплощению результата в реальности.

12 стр., 5711 слов

Психология заочная форма

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Карельский филиал РАНХиГС УТВЕРЖДЕНО на заседании ученого совета Карельского филиала РАНХиГС «_____»_______________20___г. Протокол №__________________ Председатель ученого совета ...

С.Л. Рубинштейн утверждает: «Воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Воображение это преобразование данного, осуществляемое в образной форме». В ребёнке естественным образом сочетаются как минимум два направления, два течения процесса воображения: воспроизведение и преобразование, репродукция и свободное творчество [13].

«Оперирование образами, — писал П.П. Блонский, — начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования, и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением».

По Л.С. Выготскому, воображение есть мыслительный процесс (оно неразрывно связано с мышлением); вполне допустимо единство этих двух процессов: оба возникают в ситуации необходимости решения проблемы, задачи; обусловливаются мотивом потребности субъекта [2, с. 27].

В данном случае, воображение «предоставляет» образы, целостность картины результата, а мышление — понимание ситуации, задачи.

Сторонники теории персервации (тенденция представлений удерживаться; доминирование в сознании ограниченного числа мыслей и представлений; своего рода ограниченность) считали критерием оценки воображения патологическое состояние, возникающее в результате нарушений деятельности головного мозга, предполагая локализацию психофизиологических патологий в каком-либо из его отделов. Здесь воображение было ориентировано на неадекватную фантазию. Коррегирование стойких результатов не дало [13].

В.Н. Дружинин (по факту проведения тестов на дивергентное мышление) также, как и Х. Айзенк, пришел к выводу, что на критерии оценки воображения влияет уровень психотизма.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т.п. Психология (psyche - душа, logos ... , необходимый для активации неосознаваемых творческих ресурсов личности, являющихся причиной внезапного озарения, ... состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на  ... людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко ...

Е.И. Игнатьев, сторонник взглядов Г. Гегеля, отмечает: «Основной признак процесса воображения, в той или иной конкретной практической деятельности, заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

С точки зрения Р.С. Немова, воображение есть: психический процесс, который «…заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта…, образов, манипулируя ими; основа наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий…», когда последние «…невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны)» [16].

По поводу «схождения» воображения и фантазии, сходятся точки зрения Г. Гегеля и Л. Выготского, имея различные концепции. Теория Гегеля основана на диалектическом методе (единстве противоположностей) понимания единства воображения и фантазии: «Воображение диалектично: вся работа воображения совершается путями диалектической, спонтанно движущейся логики, язык образный, иногда символический (ибо смыслы диалектической логики двойственны и, с точки зрения формальной логики, противоречивы)», то есть воображение, оперируя логикой, развивает посредством фантазии «свои созерцания, то есть создаваемый смысл».

По мнению Выготского, воображение, питаемое эмоциональной яркостью фантазий, «…позволяет человеку получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения» [2, с. 28].

Таким образом, каждый ребёнок, фантазируя, имеет возможность в действии (в игре, труде, общении, творчестве) проживать переизбыток эмоционального напряжения, компенсировать свои неудовлетворенные потребности.

Воображение по И.П. Фарман является мыслительным актом (ходом, действием), «в процессе которого становится возможным образно представить себе (с разной степенью ясности, отчетливости) практически любой предмет, любую ситуацию, в которых в данный момент возникает потребность». По предположению Фарман, критериями оценки воображения являются как неосознанность, спонтанность, так и разумная сознательность, элементы эстетики (так называемый «инстинкт культуры»); радость и инсайд; опыт человека; отбор (анализ), обобщение (синтез); мышление образами, символы, образное видение, адекватно-образное воспроизведение действительности [……..

Список используемых источников

1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч — щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учереждениях». — М.: Просвещение, 1988. — 336 с.

2. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. — 3- е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93с.: ил. — ISBN 5-09-003428-1.

3. Григорович Л.А., Марциновская Т.Д., Педагогика и психология : Учебное пособие . М .: Гардарики , 2003. 480 с.

4. Дубровина И. В., Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений/ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова., А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной.- М., Издательский центр «Академия», 1999.-464 с.

5. Маклаков А. Г., Общая психология.- СПб.: Питер, 2000. — 592 с.

6. Мухина В. С., Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин — тов/ Под ред. Л. А. Венгера. — 2- е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с., ил.

7. Немов Р. С., Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений средн. проф. образования. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 400 с.

8. Немов Р. С., Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 576 с.

9. Немов Р.С., Психология . В 3 кн. Книга 1. М.: ВЛАДОС, 2008. 260с.

10. Ратанова Т. А., Домашенко И. А., Психология общая: Экспериментальная психология: Учебник/ Т. А. Ратанова, И. А. Домашенко — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Московский психолого социальный институт: Флинта, 2004. — 464 с.

11. Урунтаева Г. А., Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Г. А. Урунтаева. — 6- е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

12. Урунтаева Г. А., Дошкольная психология: Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений. — 4- е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 336 с.

13. Понятие о воображение в трудах отечественных и зарубежных психологов. — [Электронный ресурс].- Режим доступа: < referats/>

14. Виды воображения.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: view-voobragenie.html?id=vidi-voobrageniya

15. Развитие воображения в раннем детстве.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: < razvitie-voobrazheniya-2>

16. Воображение.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: < better/article-203890.htm>

17. Воображение как психический познавательный процесс. — [Электронный ресурс].- Режим доступа: < ?cm=63579>

18. Развитие воображения.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: < >

19. Игры и упражнения для развития творческого воображения.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: < site/>