Лекция 3. Учитель как субъект педагогической деятельности

3.1. Профессиограмма педагога

Как мы уже отмечали, учитель в процессе педагогической деятельности выполняет множество функций. Успешность выполнения этих функций определяется личностью учителя, его профессиональными качествами. Сама специфика педагогического труда предъявляет к нему, к его личности ряд требований, они называются профессионально значимыми личностными качествами.

Попытка разработать перечень личностных и профессиональных качеств учителя имеет давнюю историю. По мнению русского просветителя, писателя, журналиста и книгоиздателя Н.И. Новикова, воспитатель должен соответствовать следующим требованиям; обладать способностью правильно и чисто рассуждать; уметь подходить к детям; быть добронравным; знать русский и иностранный языки; иметь хорошее произношение; доброе поведение и приличный внешний вид.

К.Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что «в каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения…».

В советской школе профессиографическое учение труда и личности учителя наиболее активно проводилось еще в 20-30-е годы, когда закладывались основы советской школы. Личность учителя рассматривается как субъект, активно формирующий нормативное и предметное оснащение своей деятельности.

Интерес к разработке этих вопросов возродился с 60-х годов благодаря исследованиям двух ленинградских школ, возглавляемых Н.В. Кузьминой и А.И. Щербаковым. Позднее к этим исследованиям присоединилась московская школа под руководством В.А. Сластенина.

Идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены во-первых, основные качества личности, которыми должен обладать учитель; во-вторых, знания, умения, навыки для выполнения функций учителя называется профессиограммой.

Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно говорить и о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Не трудно представить, что такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.

Вместе с тем профессиограмма учителя — документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

3 стр., 1261 слов

Психология личности педагога профессионального обучения. Психологические ...

... к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. ПРОФЕССИОГРАММА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - идеальная абстрактная модель личности учителя, в комплексе обобщающая (интегрирующая) ее ... формируются и развиваются в общей структуре психологических свойств, отношений и действий педагога. Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание ...

Необходимость создания профессиограммы современного педагога продиктована рядом причин:

— важностью социального заказа школе, педагогической профессии;

— возрастанием требований общества к личности учителя;

— изменением критериев его профессиональной компетентности в связи с социальными и научно-техническими преобразованиями;

— необходимостью повышения качества профессионально-педагогической подготовки.

Такое представление о профессиограмме складывалось в течение предшествующих десятилетий. 

3.2. Профессиональные и личностные качества педагога

Какими же свойствами, качествами должен обладать педагог? В общем виде их можно представить в виде следующей схемы.

Свойства учителя

Специальные Личностные

Объективные (научная Субъективные (личный (нравственно-волевые

подготовка учителя) учительский талант) качества)

Рис. 1. Профессиональные и личностные качества педагога

Проблема субъективных свойств педагога стала предметом теоретического и экспериментального изучения учеными Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, С.В.Кондратьевой, Л.М.Митиной и др.

Выделяют следующие свойства субьективности педагога:

1. Психо-физиологические свойства субъекта (задатки), являющиеся предпосылками осуществления ими своей профессиональной роли (тип темперамента, эмоциональная возбудимость, тип восприятия, гибкость мышления и др.).

Наиболее значимы для профессионально-педагогической деятельности особенности типа высшей нервной деятельности (ВНД), которые можно рассматривать как психофизическую основу индивидуальных качеств учителя, необходимых ему для осуществления своей работы. Известно, что в основе ВНД лежат два основных нервных процесса: возбуждение и торможение. Они характеризуются силой, подвижностью и уравновешенностью, различные сочетания которых и определяют индивидуально-психологические особенности человека — его тип темперамента, особенности восприятия и мышления, внимания, трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость и т.д. Педагогическая деятельность и индивидуально-психологические качества педагога должны быть в определенном соответствии. Такое соответствие далеко не всегда возникает само по себе (хотя бывают счастливые случаи совпадения, тогда говорят о природном призвании, о прирожденном учителе).

23 стр., 11058 слов

Организационно-педагогические условия формирования эмпатии как ...

... в педагогическом колледже. Предмет: организационно-педагогические условия образовательного процесса, способствующие формированию у студентов эмпатии как профессионально значимого качества ... педагог увидит в ученике, имеющем те или иные отклонения от общепринятой нормы развития, прежде всего личность, соавтора образовательного процесса. Эмпатия определяет уровень профессиональной деятельности учителя ...

Его нужно достигать. Предпочтительны для педагогической профессии следующие индивидуально-психологическими свойства и качества:

1) сильный тип ВНД, определяющий сочетание тех качеств темперамента, которые лежат в основе развитой тенденции к лидерству, работоспособности, выносливости, решительности, активности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, уверенности в себе и т.д.

2) сформированность произвольного внимания, высокий уровень мыслительной деятельности, памяти.

3) эмоциональная уравновешенность (умения владеть собой даже в эмоциогенных ситуациях).

4) социальная чувствительность, рефлексивность (способность человека к самоотчету, самоанализу собственных психических состояний; способность видеть себя как бы со стороны, иногда глазами других).

2. Педагогические способности – индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется какая-либо деятельность, при меньших затратах труда достигаются большие результаты.

В психолого-педагогической литературе выделяют различные группы способностей. Так, Ф.М. Гоноболин относит к важным индивидуальным свойствам учителя способности “понимать детей, видеть в них хорошее и плохое, чувствовать, как они воспринимают учебный материал, объективно оценивать их знания и способности, работать творчески, успешно транслировать знания учащимся, владеть языком, умело организовывать школьников в детский коллектив, проявлять педагогический такт, заражать детей своим энтузиазмом, любовью к делу, хорошо владеть собой, управлять своими чувствами и поведением”

Шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности выделяют И.А. Зязюн, М.С. Бургин и др., к ним относятся следующие способности:

— коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

— перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

— динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

— эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

— оптимистическое прогнозирование;

— креативность – способность к творчеству.

Как видно из приведенного выше списка педагогических способностей, они включают в себя многие личностные качества и раскрываются через определенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей.

3. Направленность личности, ее составляют ценностные ориентации человека. В нашем случае будем говорить о профессионально-педагогической направленности учителя. Под профессионально-педагогической направленности личности учителя (ППН) понимают устойчивую, доминирующую (преобладающую) систему потребностей, мотивов (интересов, убеждений, склонностей и т.д.), определяющую поведение учителя, его отношение к профессии и к своему труду.

17 стр., 8458 слов

Влияние личности учителя на формирование личностных качеств

... в понимании и осознании важного аспекта педагогического взаимодействия: личность учителя младших классов имеет большое влияние на формирование личностных качеств детей младшего школьного возраста, на формирование ... тесно переплетен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу. Исследования ...

Применительно к педагогической деятельности Н.В. Кузьмина (профессор, доктор психологических наук) включает в профессионально-педагогическую направленность личности учителя следующие компоненты:

1. Интерес и любовь к детям, к профессии, творчеству, связанному с воспитанием в них человеческих качеств;

2. Осознание трудностей и проблем в учительской работе;

3. Потребность в педагогической деятельности;

4. Осознание собственных возможностей и способностей как соответствующих требованиям избранной профессии;

5. Потребность в постоянном самосовершенствовании и стремление овладеть основами педагогического мастерства уже в вузе.

Н.В. Кузьминой определены также три типа направленности личности учителя:

— истинно педагогическая (она состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог. В педагогическую направленность включается призвание к педагогической деятельности. На этой высшей ступени педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников);

— формально педагогическая (мотивация к педагогической деятельности смещена в сторону увлеченности преподаванием конкретного предмета, однако учитель в некоторой степени добивается результативности своей педагогической деятельности, так как заряжает учеников своей личной увлеченностью процессом познания и преподавания, творческим отношением к своему делу);

— ложнопедагогическая (основным мотивом педагогической деятельности учителя является самовыражение, карьерный рост. В силу наличия ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств, например, ума, силы воли и т.д., такой учитель может в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов его профессиональной активности, как правило, приводит к низкому результату в педагогической деятельности)

В.А. Сластенин (профессор, доктор педагогический наук) также относит ППН к важнейшим свойствам личности учителя. Считает, что она представляет из себя избирательное отношение к действительности, направленность личности, пробуждает и мобилизует скрытые силы человека, содействует формированию у него соответственных способностей, профессионально важных особенностей мышления, воли, эмоций, характера. Иначе В.А. Сластенин считает, что ППН — это каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя.

Педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Она может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение; на ученика или ученический коллектив; на средства педагогического воздействия; на цели педагогической деятельности. Что является ведущей направленностью? Конечно, направленность на цель педагогической деятельности, которая заключается в создание условий для гармоничного развития личности учащегося. Такую направленность можно считать гуманистической. Почему? (Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей).

17 стр., 8458 слов

Влияние личности учителя на формирование личностных качеств

... в понимании и осознании важного аспекта педагогического взаимодействия: личность учителя младших классов имеет большое влияние на формирование личностных качеств детей младшего школьного возраста, на формирование ... тесно переплетен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу. Исследования ...

4. Профессинально-педагогические и предметные знания и умения. Ядро профессионально-педагогических знаний составляют фундаментальные знания в области педагогики и психологии, мировоззренческие и методологические знания, технологические знания. Качество знаний определяется тем, насколько они широко включаются в различные виды деятельности. Знания не существуют сами по себе: они приобретаются индивидом и обогащаются, реализуются в деятельности.

Специфика педагогических знаний в том, что они обогащены личностным отношением к ним учителя, пропущены через его мировосприятие, его опыт, специфику его мышления.

Знания закладывают прочные основы для развития и формирования педагогических умений и навыков, без которых невозможна динамика и эффективность педагогической деятельности.

Умения и навыки — это способы применения знаний на практике, их представленность в модуле объективно-необходимых качеств педагога очевидна. Учитель настолько профессионален, насколько эффективно может применить общенаучные, предметные, психолого-педагогические и общекультурные знания в своей практической деятельности. Спектр профессионально-педагогических умений и навыков многообразен. Так, в профессионально-педагогической деятельности актуализируются более двух тысяч умений. В основе всех многообразных умений лежат общетрудовые умения: умения осознавать цели деятельности, планировать предстоящую деятельность, осуществлять самоконтроль ее протекания. К познавательным умениям, необходимым в любом виде деятельности относят умение запоминать, сравнивать, анализировать, прогнозировать, предвидеть.

В блок базовых педагогических умений учителя входят следующие типы умений: диагностические, конструктивные, коммуникативные, аналитические.

Другим фактором, влияющим на педагогическую деятельность, являются личностные качества учителя. Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Проблеме профессионально значимых качеств личности учителя посвящены работы Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухарева, В.А. Сластенина и др. Несмотря на разные подходы, относительно набора ПЗЛК и их классификации, у этих ученых наблюдается сходная точка зрения на значимость ПЗЛК. Они считают профессионально значимые личностные качества наряду с профессионально-педагогической направленностью фундаментальным компонентом личности учителя, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия профессионально значимых качеств личности учителя.

Профессионально значимые качества личности учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль.

10 стр., 4746 слов

Результативно-оценочный этап в структуре обучающей деятельности учителя

... виды деятельности учителя, как планирование индивидуальных стратегий образования учащихся, мотивирование и оценочная деятельность. Именно оценочные умения учителя ... Щукина) работах. Различные аспекты оценочной деятельности педагога освещены в трудах педагогов и психологов: содержание и функции ... не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, ...

Существуют различные классификации качеств личности учителя, например, вариант классификации профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК), разработанный В.П. Симоновым. В этой классификации содержатся конкретные оптимальные характеристики качеств личности педагога:

1. Психологические черты личности как индивидуальности: сильный, уравновешенный тип нервной системы; тенденция к лидерству; уверенность в себе; добросердечие и отзывчивость; гипертимность (активность, подвижность).

2. Педагог в структуре межличностных отношений: преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; адекватная, нормальная самооценка; стремление к сотрудничеству с учениками и коллегами; уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать индивидуальные психофизические возможности учащихся;

в) хорошая техника речи (поставленный голос, четкая дикция, оптимальный темп речи), общая и специальная ее грамотность;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика, общий артистизм;

д) направленность на учащихся (обращение к ним по именам, знание не только личностных особенностей, но и жизненных обстоятельств воспитанников, стремление помочь делом и советом);

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение четко сформулировать конкретные цели;

з) умение организовывать всех учащихся в целом и каждого в отдельности;

и) наличие обратной связи с учениками и оценочных суждений, сопровождающих выставление отметок, систематический контроль за успеваемостью школьников.

Как видим, в этом варианте профессионально значимых личностных находят отражение самые важные профессиографические аспекты модели современного учителя.

Интересна классификация ПЗЛК, предложенная Т.А. Юзефавичус. Для данной классификации она берет 1) доминантные без которых невозможна эффективно осуществлять педагогическую деятельность; 2) периферийные, они не оказывают решающего влияния, но способствуют успешности; 3) негативные – ведут к снижению эффективности труда; 4) профессионально недопустимые.

К доминантным профессионально-значимым качествам личности учителя относятся следующие качества:

— гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

— любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

13 стр., 6239 слов

1. Психологические требования к личности педагога

... подрастающего поколения. Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы ... чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, ...

— оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);

— справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);

— общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

— требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);

— альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);

— волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

— толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

— педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

— эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость;

— интеллигентность (обаяние, духовность);

— современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);

— доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);

— креативность (творчество).

К периферийным профессионально-значимым качествам личности учителя относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность.

К негативным профессиональным качествам личности учителя относятся: неуравновешенность, пристрастность, мстительность, высокомерие, рассеянность.

И еще одна группа — это профессионально недопустимые качества: наличие вредных привычек, нравственная нечистоплотность, рукоприкладство, безответственность, грубость, некомпетентность.

В жизни, в педагогической действительности мы не увидим учителя, который воплощает в себе только доминантные и периферийные качества и наоборот. Они комбинируются в личности педагога до бесконечности разнообразно. Эта комбинация и определяет индивидуальный стиль его деятельности, неповторимость профессионально значимых личностных качеств у каждого отдельно взятого педагога. В этом плане тоже возможны типизации личностей и деятельности, но об этом посмотрите самостоятельно.

3.3. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога

В наши дни широкое применение имеет понятие «компетентность» — способность человека (его личные и квалификационные возможности) решать какие-либо вопросы. Педагогическая компетентность – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Содержание теоретической готовности проявляется в наличии аналитических, прогностических, проектировочных и рефлексивных умений.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Так аналитические умения представлены такими частными умениями, как:

• анализировать педагогические явления, т. е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.);

• осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействии с другими элементами и др.

Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. В их состав входят: формулировка диагностируемых образовательных целей и задач; отбор методов их достижения; предвидение возможных отклонений при достижении результата и выбор способов их преодоления; конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса и др.

Проективные умения реализуются при разработке проекта образовательного процесса. Они включают такие умения как: планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей, интересов, средств, опыта и собственных качеств личности; определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них и др.  

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя.   Рефлексия понимается как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий. Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности.

Содержание практической готовности проявляется в наличии 2-х групп умений — организаторских и коммуникативных. Организационная (организаторская) деятельность педагога связана с включением учащихся в различные виды деятельности и организацией деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъекта образования. К группе организаторских умений относятся мобилизационные, дидактические, развивающие и ориентационные умения.

К группе коммуникативных умений относятся перцептивные умения, это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей), а также собственно умения педагогического (вербального) общения и умения и навыки педагогической техники (умение выбирать правильный стиль и тон, управлять вниманием, чувство темпа, развитие культуры речи, управление своим телом, регулирование своего психического состояния и пр.).

На основе сплава личностных качеств и профессиональной компетентности учителя рождается педагогическое мастерство — высший уровень профессионализма. В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. 

Быть мастером педагогического труда — значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого.

3.4. Общая и профессиональная культура педагога

Как известно, культура это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики.

3 стр., 1002 слов

Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции ...

... деятельность, направленную на поиск путей совершенствования среды, в которой формируется личность. Этот весьма важный гуманистический аспект образования мы встречаем в работах Е.В.Бондаревской по проблемам педагогической культуры, гуманизации педагогического процесса, ... уважение к другим. Сформировала у многих студентов умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций собственными силами.Список ...

Выделяют следующие компоненты культуры:

1. Объективные результаты деятельности (машины, сооружения, книги и пр.), они отражаются в формах общественного сознания – язык, мораль, наука, искусство, право, философия, религия, политическая идеология;

2. Субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (ощущения, знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение и пр.).

Сам человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Т.е. человек – продукт культуры, ее представитель и носитель.

Общая культура педагога есть результат его личностного развития, степень освоения им культурного опыта человечества, это развитие его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения. Встает вопрос: может ли учитель быть человеком с ограниченным кругозором, бедностью эмоционального опыта, догматическим мышлением, вредными привычками? Отрицательный ответ очевиден. Ибо в сфере педагогического общения именно человеческие качества учителя, воспитателя выступают на первый план, становятся источником духовного становления или предметом подражания дурному примеру.

В содержание общей культуры педагога входят его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей — Истины, Добра, Свободы и т.д. Культурным называется человек с широким спектром потребностей, как в духовной, так и физической сфере; обладающий достаточным кругозором в различных областях жизнедеятельности; соблюдающий общепринятые нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке.

Как видим, ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их единстве. Если основу образованности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, то сущность воспитанности заключается в гуманном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.

Показателем общего развития педагога является также уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения.

Профессионально-педагогическая культура является частью общей культуры, она на ней базируется. Профессиональная культура – это системное образование в сфере профессиональной деятельности.

Системные компоненты и показатели уровня сформированности профессиональной культуры являются:

1) уровень интеллектуального развития (развитие педагогического мышления: способность к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств как: критичность, самостоятельность, гибкость, активность мышления, наблюдательность, память, творческое воображение);

2) уровень организации деятельности педагога (развитие педагогических способностей);

3) уровень овладения основами профессионально-педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры;

4) культура общения (умение слушать и слышать, задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, готовность и желание общаться и др.);

5) культура речи;

6) культура внешнего вида.

Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и «дисциплиной» чувств, т. е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Человеку, обладающему эмоциональной культурой, присущи душевная чуткость, эмпатия, что часто бывает необходимо в различных учебно-воспитательных ситуациях. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Напротив, апатия, замкнутость, склонность к негативному восприятию жизни — предпосылки профнепригодности педагогического работника.

Таким образом, педагогическая культура личности не рождается в вакууме, вне общего развития субъекта деятельности, а вырастает из общей культуры, являясь ее своеобразным продолжением и надстройкой.

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика.

3.5. Педагогическая этика – это часть общей этики, которая изучает нравственные проблемы жизни человека, вопросы межчеловеческих отношений, формирует их нормы и правила.  Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Она отражает специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса. Ее цель — формирование нравственной культуры личности учителя.

В гуманистической педагогике в качестве исходной этической нормы называется любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному в разные исторические эпохи, разными учеными.

Требование гуманного, т. е. чуткого, заботливого, бережного отношения к детям актуально и сегодня, когда в условиях экономической нестабильности, экспансии антикультуры, неустойчивого мира подрастающее поколение нуждается в особой защите.

Быть гуманным к воспитаннику детского учреждения — значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития с учетом особенностей пола, возраста, индивидуальности, соблюдать его права и свободы. Недопустимость любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний, ограничения свободы и пр.

К основным категориям педагогической этики относятся: педагогическая справедливость, педагогический долг, профессиональная честь. Кратко охарактеризуем их. Так, педагогическая справедливость включает соотношение между достоинством всех участников педагогического процесса, их правами и обязанностями.

Профессиональный долг это ориентация на уважение человеческого достоинства всех участников процесса, утверждение гуманности, единства уважения и требовательности к личности воспитанника.

Профессиональная честь предписывает требования к поведению и ту меру уважения, которую человек заслужил со стороны всех участников процесса.

Профессиональная совесть это субъективное осознание долга и ответственности перед учениками и обществом за результаты своей деятельности.

Важным регулятором сложных ситуаций, создающих опасность нарушения нормальных контактов между учителем и учеником является педагогический такт. Т.е. педагогический такт – это форма реализации педагогической морали.