Модуль I. Общие основы педагогики 3

Слайд 1

Модуль I. Общие основы педагогики

Слайд 2

ТЕМА 1 Педагогика — отрасль человековедения. Связь педагогики с

другими науками об обществе и человеке.

Слайд 3

Педагогика как наука и сфера практической деятельности. Этапы

развития педагогики как науки.

Задачи, функции, объект, предмет педагогики.

Система основных педагогических категорий.

Система педагогических наук.

Методы научно-педагогических исследований.

Слайд 4

Педагогика как наука и сфера практической деятельности. Этапы

развития педагогики как науки.

Свое название педагогика получила от греческого слова «пай-дагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение».

В Древней Греции педагогами первоначально называли рабов, сопровождавших детей сво­его господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди, которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле и обозначать искусство быть рядом, сопровождать, указывать дорогу и признавать самостоятельность ребенка, вводить в культуру и ожидать творческих открытий.

Со временем накопления знаний в области воспитания и обучения детей «педагогика» становится самостоятельной наукой. Понимание педагогики как науке о воспитании подрастающего поколения сохраняется до середины ХХ столетия. И только в последние десятилетия в обществе и научной среде появляется осознанность того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждается не только дети, но и взрослые.

Поэтому на сегодняшний день самое краткое определение современной педагогики — это наука о воспитании человека, где под воспитанием понимается «обучение», «образование», «развитие».

12 стр., 5879 слов

Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика Государственный экзамен Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.   Педагогика – наука об образовании, под которой понимаются воспитание и обучение человека в его собственных интересах, интересах общества и государства. П. как наука: - «Лишь идея, а не техника и не та­лант, может ...

Самое широкое определение педагогики — отрасль человековедения. Педагогика обращена к человеку, к его личности, направлена на поиск лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств.

Под педагогикой чаще всего понимают систему деятельности, цель которой — передача социального опыта от поколения к поколению. Передача социального опыта, формирование личности, развитие человека осуществляется в образовательной деятельности, в которой одним из участников является педагог, чье мастерство, творческая активность позволяют решать неожиданные, нестандартные задачи. Образовательная деятельность становится успешной лишь тогда, когда педагог точно знает ответы на вопросы — «Для чего учить?», «Чему учить?», «Как учить?».

Ответы на данные вопросы будущий специалист может получить в процессе освоения в вузе педагогической науки. В данном контексте, педагогику можно определять как науку о закономерностях, принципах, формах, и методах образования людей.

Слайд 5

В.Г. Крысько в структуру педагогики включает педагогическую практику, педагогическую теорию и уровни анализа педагогических явлений и процессов, собственные методы педагогики.

Педагогическая практика связывается с решением конкретных педагогических за­дач в создавшейся ситуации. Главная особенность педагогической практики состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек — человек». Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход че­ловека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «по­ниманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.

4 стр., 1963 слов

Темы для самостоятельного изучения. Название дисциплины, МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности

Название дисциплины, МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности Примерные вопросы, ситуации, задания к зачету, дифференцированному зачету, экзамену 1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. 2. Перспективы развития дополнительного образования детей в России. 3. Философские основы ...

Педагогика как система теоретического знания имеет образование как свою практику. Существуют различные точки зрения на образование.

Образование можно понимать как процесс социализации, имеющий целью встраивание нового поколения в уже существующие общество, с целью как сохранения и воспроизводство существующей культуры, так и развития культуры и общества. В этом подходе предметом образования является поколение (новое поколение людей).

В последнее время развивается подход личностно ориентированного образования, в котором образование понимается как развитие индивида (т.е. приобретение молодым человеком определенных знаний, умений, способностей, опыта, компетенций).

В этом случае предметом образования является растущий, развивающийся человек.

Отечественный философ М С. Каган считает, что сущность человека не может быть признана ни чисто биологической, ни чисто социальной, ни даже двусторонней биосоциальной". Он настаивает, что только ее трехмерная, био-социо-культурная теоретическая модель дает адекватное о ней представление, может служить продуктивной концептуальной основой для дальнейших исследований во всем комплексе наук о человеке.

Слайд 6

«…Модель может служить теоретическим основанием для радикальной реорганизации всей педагогической деятельности на основе отчетливого понимания необходимости отношения к каждому входящему в мир „кандидату в человека“ как к целостному существу, жизненная судьба которого зависит от взаимодействия этих трех формирующих его сущностных сил — врожденных ему как дар природы; даруемых ему накопленным на протяжении всей ее истории ценностями культуры; органичным его включением в наличную систему общественных отношений, которую на основе впитанных им ценностей культуры и своих физических возможностей он будет укреплять, или совершенствовать, или разрушать». М.С.Каган о трехмерной био-социо-культурной теоретической модели.

9 стр., 4341 слов

1. Педагогика как наука. Общее понятие

... педагогики как науки, другие - являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической ... учебных предметов; история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи; отраслевая педагогика  (военная ...

Слайд 7

этапы исторического развития научно-педагогического знания, от зарождения педагогических идей, через формирование педагогических взглядов и теорий, до перехода от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Достаточно подробное описание истории развития педагогики можно найти в другом учебнике (Подласый И.П. Педагогика: учеб. в 2 кн. Кн. 1. М.: Владос, 1999.).

Слайд 8

Родоначальником педагогической науки называют Я.А. Коменского, который впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира).

Ф. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические правила — ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.

С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Стимулировало становление педагогической науки и практики то, что психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки, происходило активное развитие математики и естественных наук, таких как биология, химия, физика. Ряд ученых выстраивали педагогику по образцу естественных наук.

9 стр., 4324 слов

Педагогическая наука

16 1.Объект, предмет, цели, задачи педагогики Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории. Предметом педагогики является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны ...

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX века) основан на общенаучной тенденции развития научных теорий, сочетающей саморазвитие науки (процессы интеграции и дифференциации) с

широким взаимодействием с другими науками. Педагогика устанавливает содержательные связи с философией, психологией, социологией, физиологией, политологией, экономикой, логикой.

В процессе дифференциации выделяются различные области педагогики — общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, этнопедагогика, коррекционная, военная, музейная, инженерная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Структура общей педагогики: общие основы педагогики, дидактика, теория воспитания, социальная педагогика, управление образовательными системами, педагогическая инноватика.

Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

Слайд 9

Представление педагогики как науки можно найти во многих источниках: (см., например Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ⎯ СПб: Издательство «Питер», 2000. ⎯ 304 с. -- Серия «Учебник нового века»; В этом учебнике представлены

Слайд 10

Задачи, функции, объект, предмет педагогики

В образовании следует различать научные и практические задачи. В.И. Журавлев предлагает увидеть будущим педагогам свою роль в осуществлении образования и в творческом поиске теоретических закономерностей и разработок моделей образовательно-воспитательных решений, а также в накоплении интеллектуальных педагогических ценностей в области решения теоретических и прикладных задач воспитания и самовоспитания.

Он рассматривает классы постоянных и временных задач, которые решает педагогическая наука.

К постоянным задачам педагогической науки относятся:

23 стр., 11450 слов

Основные этапы развития педагогической психологии

Начало развитию педагогической теории положил фундаментальный труд Я.А. Коменского «Великая дидактика», увидевший свет в 1657 г. Но лишь в конце XIX в. педагогическая психология начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь ее становления может быть представлен тремя длительными этапами.Первый этап – с середины XVII в. (выхода в свет «Великой дидактики» Я.А. Коменского) до ...

  • выявление и изучение закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами;
  • изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;
  • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
  • прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;
  • внедрение результатов исследований в практику: разработка методологических основ инновационных процессов, продуктивных связей теории и практики.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Принимая во внимание это определение, следует отнести к задачам педагогики и задачу проектирования в образовании.

Под проектом в области образования понимается описание будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса (А.В. Бутенко).

Методология педагогической науки становится практикоориентированной. Научный поиск увязывается с практикой управления развитием педагогических систем.

Слайд 11

Функции педагогики:

— научно-теоретическая как познание сущности педагогических явлений, процессов и вскрытие закономерностей их протекания;

— конструктивно-техническая — планирование, методика организации и реализации педагогических действий, совершенствование педагогического процесса,

5 стр., 2044 слов

Психология и педагогика образование как общечеловеческая ценность

Психология и педагогика: образование как общечеловеческая ценность 1.Цели образования Образование является одной из основных категорий педагогики. Конечно, образование изучает не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные ...

— прогностическая — изучение тенденций развития педагогических проблем и явлений, перспективы развития образовательных учреждений.

Слайд 12

Объект науки — образование как область действительности, которой принадлежит разнообразие сложных явлений и процессов, имеющих системный характер.

Слайд 13

Предметом науки выступает целостный педагогический процесс целенаправленного развития личности.

Слайд 14

Система основных педагогических категорий

Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определённый класс близких по сущности явлений, а с другой стороны создают предмет данной науки.

Содержание этих понятий нестабильно.

Слайд 15

Как уже говорилось выше, одно из центральных понятий современной педагогики, понятие «образование». Под образованием понимается процесс (или результат) освоения определённых обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека. Образование осуществляется в процессах обучения и воспитания.

Слайд 16

Обучение — целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путём приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике. Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей (тренеров) и учеников (спортсменов), направленный на усвоение знаний, умений, навыков. В процессе обучение познаются явления окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися. Процесс обучения включает деятельность учителя-преподавание, и деятельность ученика — учение. Обучение определено со времён Я.А. Коменского жёсткими временными рамками, наличием государственного стандарта, требует специальных средств обучения.

Слайд 17

Воспитание — процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание — целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности. Педагогика исходит из того, что социальность включает в себя культуру, воспитанность, образованность человека. Каждый из нас — участник сложного и непрерывного процесса социального воспроизводства поколений. Воспитание как общественное явление передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В отличие от обучения процесс воспитания не задан технологически. И эти два процесса настолько взаимосвязаны, что не случайно существовали в истории образования такие понятия как «воспитывающее обучение», «развивающее обучение».

И обучение, и воспитание направлены на развитие человека. Обучение помогает накопить опыт в научной и предметной сферах, а воспитание — в социальной. А в целом предназначение всего педагогического процесса заключается в содействии и ускорении процесса развития человека. Не определены границы применения в педагогике такого понятия как развитие.

Слайд 18

Развитие — изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата. (Вульфов).

Развитие человека — освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей. (Смирнов С.А.)

Главная функция обучения и воспитания — направленность на ученика, которая позволяет говорить об объектном статусе и педагогической функции формирования желаемых результатов широкого диапазона: от знаний, умений, навыков до личности в целом, её убеждений, позиции, мировоззрения, поведения. Неслучайно в педагогике гуманистической ориентации отсутствует понятие формирование.

Слайд 19

Формирование — это процесс становления человека как социального существа под действием определенных факторов (в т. ч. фактор «воспитание».) Процесс формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости (результат формирования — личность, с определенными заданными свойствами).

Современная педагогика избегает употребления термина воздействие на ученика, заменяя его термином взаимодействие. Целью педагогических систем является превращение человека из объекта управления (обучения, воспитания, образования) в субъект управления, выращивание у него самостоятельности и способности к самоуправлению-самообразованию, самовоспитанию, самообучению.

Слайд 20

Проблема образования личности выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс предполагает субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и растущего человека. Философия образования в настоящее время обращена не к познанию вообще, а к познанию себя в мире, к познанию своего потенциала развития. Педагогика направлена на развитие свободной личности.

Саморазвитие — желание и реализуемое умение человека развивать себя, активность в самовоспитании, поиск оптимальных сфер самореализации и самоутверждения. Сферы эти определяются идеалами и мотивами человека, его духовными потребностями. Если личность лишена «самостоянья» (А.С.Пушкин), не проявляет его в разносторонней активности, неизбежны потери в развитии социальности. Воспитание не может быть эффективным без самовоспитания.

Содержание самовоспитания определяется сознательным движением человека от того, каким он себя осознаёт, к тому, каким хотел бы стать.

Содержание работы над собой определяется идеалами и ценностями человека. Методы педагогического руководства самовоспитанием восходят прежде всего к организации рефлексии — во имя самооценки и программы работы над собой.

Центральным системообразующим понятием, характеризующим процесс полноценного проживания, т. е. самореализация человеком своих сил и способностей, является понятие культуры самоопределения. Центральным компонентом в самоопределении является выработка позиции. Именно в формировании деятельности позиции творца-преобразователя себя состоит специфика образовательного процесса на современном этапе.

Слайд 21

Система педагогических наук

Педагогика — обширнейшая наука. Ее предмет настольно сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив большой опыт, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний, которую правильнее называть системой наук о воспитании.

Фундаментом педагогики является философия, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания.

Поэтому философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической (от латинского «методос» — путь) основой педагогики.

Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Понимая прошлое — заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогает лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегает от повторения ошибок прошлого.

Система педагогики включает:

• общую педагогику,

• возрастную педагогику,

• социальную педагогику,

• специальные педагогики.

Слайд 22

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

1) общие основы,

2) дидактика (теория обучения),

3) теория воспитания,

4) школоведение (педагогический менеджмент).

Этот раздел сегодня все чаще выделяется в самостоятельное научное направление.

Повторяет эту же структуру и педагогика начальной школы, в которой также выделяются названные разделы.

Слайд 23

Возрастная педагогика связывает воспитание с особенностями возраста. Каждому человеку известно, что в детском, юношеском и зрелом возрасте воспитание осуществляется по-разному и приводит к различным результатам. Возрастная педагогика, как она сложилась к настоящему времени, охватывает полный период жизни человека. Люди учатся и развиваются всю жизнь, требуют квалифицированной педагогической помощи и поддержки. Среди составных частей обширной системы возрастной педагогики выделяются: педагогика дошкольного воспитания, педагогики начальной, средней, высшей школы, образования взрослых и др. Завершают оформление самостоятельных педагогических направлений, отражающих специфические особенности воспитания в отдельных возрастных группах, связанных с типами учебно-воспитательных учреждений, педагогика профессионально-технического образования, производственная педагогика, педагогика дистанционного обучения и др.

Дошкольная педагогика исследует особенности воспитания детей дошкольного возраста. Педагогика начальной школы изучает закономерности воспитания подрастающего человека в возрасте от 6−7 до 10−11 лет.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях, в том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Особенности воспитательных процессов в специфических условиях исследует военная педагогика.

Слайд 24

В социальной педагогике выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, превентивная педагогика (защитного, предохранительного или даже принудительного воспитания, перевоспитания правонарушителей), профилактико-охраняющая педагогика и др. В последнее время быстро прогрессируют направления, связанные с оказанием педагогической помощи «группам риска», людям, попавшим в беду, — алкоголикам, наркоманам, осужденным и т. д.

Слайд 25

Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог. Есть и методика преподавания педагогики, согласно требованиям которой составлено данное учебное пособие.

В последние десятилетия все отрасли педагогики пошли по пути создания частных технологий, отличающихся от традиционных методик максимальной кокретизацией путей и способов достижения заданных результатов в имеющихся условиях.

Слайд 26

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки — прежде всего этика, гносеология (науковедение) и др. — помогают педагогике определиться со смыслом и целями воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления. Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с анатомией и физиологией. Они составляют базу для понимания биологической сущности человека — развития его высшей нервной деятельности и типологических ее особенностей, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особое значение для педагогики имеет психология, изучающая закономерности развития психики. С учетом новых психологических знаний педагогика проектирует более эффективные воспитательные системы, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в обучении, например, опираются на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т. д. Интеграция их привела к возникновению педагогической психологии и психопедагогики.

Расширяются связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Даже наука о внеземных цивилизациях помогает пониманию педагогических проблем. Человек, сфера его обитания, влияние космических ритмов на формирование людей сегодня интенсивно исследуются во всем мире.

Новые отрасли возникли на стыке педагогики с точными и техническими науками — кибернетическая, математическая, компьютерная педагогики, суггестология и др. Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке развивается очень интенсивно.

Итак, современная педагогика является разветвленной научной системой, в которой педагогика начальной школы занимает важное место, поскольку процессы воспитания наиболее интенсивно идут в детском возрасте и ими необходимо квалифицированно руководить. Разрабатывая свои проблемы, педагогика опирается на данные целого ряда наук.

Слайд 27

Методы научно-педагогических исследований

Методы педагогических исследований — это пути, способы, с помощью которых педагоги добывают знания о процессах и результатах воспитания, обучения, образования, развития, формирования личности. Существует много методов накопления знаний. Среди них выделим традиционные (эмпирические) и новые (экспериментальные, теоретические).

Традиционными называются методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци, применяются они в науке и поныне. К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.

Лекции 1 — Стр 2

Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия его в том, что: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются, сопоставляются с уже известными, перепроверяются с помощью других методов. Для большей эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.

Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки: он не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, а значит — не может обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. Он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С его помощью анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому данный метод называют еще историческим, он тесно смыкается с методом изучения первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций; учебные и воспитательные программы, уставы, книги, расписания занятий — словом, материалы, помогающие понять сущность, истоки и динамику развития той или иной проблемы. Изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов или отдельных мастеров также имеет место.

Научно-педагогические исследования предполагают анализ документации, отражающей учебно-воспитательный процесс. Источники информации -журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы, конспекты и т. п. В них содержится масса объективных данных, помогающих установить причинно-следственные зависимости между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между количеством заболеваний и результативностью, качеством расписаний и работоспособностью и т. д.

Изучение продуктов ученического творчества. Индивидуальные особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, старательность, прилежание, мотивы деятельности — лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. С их помощью педагог (тренер) выясняют чувства и намерения, оценки и позиции своих учеников. Но беседы очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что неясным осталось при наблюдении или использовании иных методов. Для более высокой надежности результатов беседы необходимы:

• наличие четкого, продуманного с учетом личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

• обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

варьирование вопросов, постановка их в приятной для собеседника форме;

• умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.

К новым методам педагогических исследований относят педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, изучение групповой дифференциации и др.

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике носит созидательный характер. С его помощью пробивают дорогу новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу занимающихся, детско-юношескую школу, несколько школ или регионов. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения необходимо сделать одинаковыми как в экспериментальной, так и в контрольной группе.

Проводимые педагогами эксперименты разнообразны. В зависимости от цели различают: 1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления: 2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется новое предположение (гипотеза); 3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогические эксперименты. Естественный — это научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения хода учебно-воспитательного процесса. Если нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением сложной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное для этого помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным.

Как для научных, так и для практических целей в современной педагогике широко применяется тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры педагогического процесса. От других методов обследования оно отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовые опросы участников данных процесов, проводимые по определенному плану. Они могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование).

Анкетирование — метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. В педагогической практике широко применяются различные их типы: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилию, анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные· и т. д. Одна из разновидностей — так называемая «полярная» анкета с балльной оценкой. По ее принципу составляются опросные листы для самооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности опросные листы содержат пятибалльную шкалу:

Число баллов в таких анкетах может быть разным. Часто применяются 12-балльные шкалы, имеющие по шесть градаций положительного и отрицательного проявления исследуемого признака:

минимальное -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 максимальное

Ученик обводит кружочком соответствующий балл по принципу: 5 — очень организован, 4 — организован, 3 — чаще организован, чем неорганизован, 2 — неорганизован, 1 — очень неорганизован.

Анкеты должны быть составлены очень тщательно: ведь какой и как поставлен вопрос — таков будет ответ. Задавая, например, студенту прямой вопрос: «Сколько времени Вы тратите ежедневно на подготовку к академическим занятиям?», составитель анкеты уже провоцирует определенный тип ответа. Во-первых, кто признается в своей лени? Избавиться от указанного недостатка можно двумя способами: применением непрямых, завуалированных вопросов, чтобы студент не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты, или же предоставлением возможности ему давать расширенные ответы.

Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриклассные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел… (проводить свободное время, выполнять коллективные задания, играть в одной команде и т. п.)». На каждый вопрос дается три выбора: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе; потом напиши фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первым этого не получится, и, наконец, третью фамилию — в соответствии с теми же условиями». В результате у одних студентов — наибольшее число выборов, у других — меньшее. Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого студента в группе.

Таким образом, с помощью различных методов исследования педагоги добывают информацию о том, как протекают процессы воспитания, обучения и образования, анализируют полученные данные, выводы включают в систему научных знаний. Ни один метод, взятый отдельно, не гарантирует надежности выводов. Поэтому все они применяются в сочетании. Существует тесная зависимость между уровнем педагогической теории, практики и применяемыми методами исследования.

Вопросы для самоконтроля

  1. Предмет педагогики.
  2. Задачи и функции педагогики в современном обществе.
  3. Основные периоды развития педагогики как науки.
  4. Выдающиеся педагоги.
  5. Воспитание в социальном и педагогическом смысле.
  6. Понятие обучение.
  7. Базовые принципы обучения и воспитания.
  8. Понятие образование.
  9. Понятия развитие личности и формирование личности.
  10. Характеристика системы педагогических наук.
  11. Теоретические и имперические методы педагогических исследований.

Литература для самостоятельной работы

  1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
  2. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Издательство «Питер», 2000. 304 с.
  3. Вульфов Б. Основы педагогики в лекциях, ситуациях. М., 1997.
  4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.
  5. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. М., 2003.
  6. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  7. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. 640 с.
  8. Подласый И.П. Педагогика: учеб. в 2 кн. Кн. 1. М.: Владос, 1999.
  9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник 6-е изд. М.: 2007. 576 с.
  10. Снегуров А.В. Педагогика от «А» до «Я». М., 2003.

Опорный конспект

Педагогика — наука о воспитании человека.

Выдающиеся педагоги:

Ян Амос Коменский (1592−1670).

Джон Локк (1632−1704).

Жан Жак Руссо (1712−1778).

Иоганн Генрих Песталоцци (1746−1827).

Фридрих Дистервег (1790−1886).

Константин Дмитриевич Ушинский (1824−1871).

Джон Дьюи (1859−1952).

Эдвард Торндайк (1874−1949).

Антон Семенович Макаренко (1888−1939).

Василий Александрович Сухомлинский (1918−1970).

Основные понятия — воспитание, обучение, образование, развитие, формирование.

Воспитание — 1. Передача накопленного опыта от старших поколений младшим. 2. Направленное воздействие на ребенка с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей. 3. Специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. 4. Процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников.

Образование — система знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик в процессе обучения.

Развитие — процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности.

Педагогические течения — авторитарное, гуманистическое.

Методы исследований — традиционные: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы. Новые: педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, изучение групповой дифференциации и др.