Концепции научного статуса педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики

Объект и предмет педагогики

Объектом педагогики является одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает развитие, совершенствование человека.

Объектом педагогикивыступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Педагогическая, образовательная деятельность — это специфический социальный процесс, в результате которого происходит формирование, по сути дела, созданиенового человека, еговторое рождение.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

Предметом педагогики также являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теории и технологии воспитательной деятельности.

Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые формы, методы и приемы педагогической деятельности педагогов и воспитанников.

Основные функции и задачи педагогики

Основными задачами педагогической науки являются:

 

v вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

v изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

v прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;

v внедрение результатов исследования к практику.

 

Педагогика как наука выполняет три основные функции: общетеоретическую, прогностическую и практическую.

v Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса, изучении педагогического наследия, определении состояния педагогических явлений.

 

v Прогностическая функция педагогики заключается в обосновании предвидения развития педагогической реальности.

3 стр., 1440 слов

Педагогического процесса ДОУв группах раннего возраста

... которые болели. Индивидуальная информация о ребенке, вплоть до детских работ по изобразительной деятельности, желательно представлять родителям в отдельных папках. В группе, особенно в «приемной», для ... для обыгрывания. Книжный уголок должен быть рядом с театром; - в уголке изобразительной деятельности – доска, мел, карандаши (в свободное пользование не даются).

 

v Технологическая функция педагогики состоит в том, чтобы на основе новых знаний совершенствовать педагогическую практику, разрабатывать методический материал, внедрять новые методы, формы, средства обучения и воспитания.

 

 

Концепции научного статуса педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики.

Слово «педагогика» употребляется в двух значениях: первое – это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Это отражает проблему: является ли педагогика самостоятельной полноценной наукой или это обобщенный опыт людей в воспитании, на основе которого каждый педагог строит свою практику, свое искусство?

Педагогическая наука находится в тесной связи с практикой, с педагогическим опытом. Живой педагогический опыт, практическая работа учителей является источником научно-теоретического знания. Стремясь получить фундаментальные знания о воспитании, обучении, ученые изучают опыт учителей, педагогов. В свою очередь наука оказывает влияние на педагогическую практику, помогает её совершенствовать, разрабатывая новые методики, технологии, учебные пособия.

В определении сущности и статуса педагогики как науки нет, однако, единства среди ученых, что объясняется сложностью педагогических явлений.

В отечественной науке считается, что педагогика – это относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект, предмет, раскрывающая закономерности воспитательного процесса (В.В.Краевский и др.).

Педагогика исследует воспитание как в широком плане, философском, социальном, культурном, так и конкретные вопросы обучения, воспитания, практическую работу, стиль, методы работы с учащимися, взаимоотношения участников педагогического процесса и пр.
4. Вопросы, на которые отвечает педагогика. Этапы развития педагогики.

Педагогика как наука отвечает на вопросы

v что такое педагогический процесс

v каковы закономерности формирования личности и коллектива

v как организовать учебно-воспитательный процесс в целях успешного формирования и развития личности

 

I. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших времен человечество, накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений.
На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные и городские школы, системы иезуитского и христианско-като-лического обучения.
II. Этап формирования педагогики как науки.В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы — например, Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др.,создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.
Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670).

10 стр., 4541 слов

Методика обучения и воспитания

... организации педагогического процесса в начальной школе, обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ ... социализации в отечественной и зарубежной социальной педагогике. Понятие о социализации. Факторы, агенты, средства ... школы» htpp:www.iro.yar.ru Сайт Министерства образования и науки РФ htpp:www.ed.gov.ru Российская государственная библиотека htpp:www.rsl.ru ...

Впоследствии основное внимание уделялось разработке теорий элементарного и воспитывающего обучения (И. Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф. Дистерверг), экспериментальной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи).
В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально Министерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания.
III. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев.

Таблица 1- Основные исторические этапы развития педагогической науки

 

Возникновение педагогической теории и краткая история ее становления

ДОДЕЛАТЬ

Педагогика в системе антропологических наук. Формы взаимосвязи педагогики с другими науками.

Связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования.

Связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности.

Биологияизучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.

15 стр., 7492 слов

на тему: Психологические основы формирования личности посредством ...

... физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности........................................................................................................10 1 4. Методы и формы воспитания личности в спорте……………….……..22 5. Заключение………………………………………………………………. ... проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и психология, и педагогика, и ...

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Далее: история, эстетика, этика, кибернетика (изучает закономерности оптимального управления сложными динамическими процессами).
7. Структура педагогической науки

Развитие связей педагогикис другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

· общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

· возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

· коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

· частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

· история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

· отраслевая педагогика(общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Многообразие видов педагогики

V дошкольная

V школьная

V профессиональная

v семейная(формирование личности в семье)

v этно(народное воспитание, традиции)

v военная(образование военнослужащих)

v исправительная(люди в местах лишения свободы)

9. Сущность основных категорий педагогики: образование, воспитание обучение.
Обучение -это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Образование — процесс развития и саморазвития личности, ее познавательных и созидательных способностей, гражданской ответственности и правового самосознания, творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, духовности и культуры на основе усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, воплощенных в социально значимом опыте человечества.
Воспитание —целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

2 стр., 959 слов

разностороннее развитие личности как ключевую цель образования.

... объективных закономерностей развития личности процесса образования, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Все это приводит к тому, что основной целью, идеалом современного воспитания и обучения ... системы, технологии [текст] / Под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 2006. 12. Педагогика [текст] / под редакцией П.И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – ...

Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности. Биологическое и социальное развитие личности

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Под развитием понимается – объективный процесс последовательных внутренних количественных и качественных изменений во всех сферах личности; ее взросление. Педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют мотивы, интересы, цели, являющиеся результатами социальной жизни. Они определяют облик личности. Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе социальные свойства и качества.

 

Факторы:

Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.

v Наследственность. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности. Наследственной основой (генотипом) организма является сложная система относительно независимых элементов – генов.В основе действия гена лежит его способность определять синтез белков. Данное свойство генов оказывает существенное влияние на типологические свойства нервной системы, составляющие основу индивидуально-психологических различий.

 

v Среда.Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.

Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная. Источником развития для человека служит не все то, что его окружает, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждого человека складывается сугубо индивидуальная ситуация развития, и в качестве источников выступают не сами по себе средовые факторы, а его отношение к ним.

v Воспитание. Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.

Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек – творец самого себя. Притом, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Биологическое и социальное развитие личности:

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

13 стр., 6368 слов

Личность человека в компьютеризированном мире

... породнились с ними. И хотя компьютер нуждается в человеке, но и человек сейчас напрямую “связан” с компьютером. Компьютерная ... люди которые сами не сталкивались с данной проблемой только по наслышке (по фильмам, книгам и таким же статьям), как бы описывают “личность ... нынешнем понятии “хакер” - это как раз такой человек! Реально же хакер это высокообразованный, квалифицированный программист, способный ...

Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, объясняют поведение человека действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов.

Представители социологизаторского направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. д.

 

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

14. Аспекты в рассмотрении феномена «образование». Образование как ценность (государственная, общественная, личностная); как общественное явление, как система; как процесс; как результат.

Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три «слоя» ценностей:

· это ценности образования как ценности государственной,

· как ценности общественной,

· как ценности личностной.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена.

Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Рассматривая личностную ценность образования, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

v –особый способ вывода текста

v -развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

v – формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

v – обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

v – овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

v – создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

ДОДЕЛАТЬ

15. Целостный педагогический процесс: сущность, структура, основные характеристики.

Основными характеристиками педагогического процесса являются:

v целенаправленность

v двусторонность

v целостность

Ø Целенаправленность. Все, что окружает человека, с чем он взаимодействует, с чем входит в определенные отношения, влияет на то, каким он станет, какие качества, и свойства личности будут в нем развиваться, формироваться. Все эти влияния могут быть хаотичными и целенаправленными. (Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека).

18 стр., 8643 слов

Гармоническое формирование личности в процессе обучения

... профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования. Закономерности гуманизации образования. Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, сформулируем закономерности гуманизации образования. . Образование как процесс становления ...

 

Ø Двусторонность. С одной стороны, педагог – человек, обладающий определенной системой научных знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности.

С другой стороны – обучаемый (воспитанник), деятельность которого направлена на принятие или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса, тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог.

Выделяя из педагогического процесса две стороны, следует подчеркнуть, что они находятся в постоянной взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обуславливают друг друга.

 

Ø Целостность педагогического процесса предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, поведение.

Целостность педагогического процесса рассматривается и внутри подсистемы, например в образовательном учреждении, где все его компоненты проникнуты единством, цельностью.