Короткая лекция № 1. Формирование экзистенциальной и социальной компетентностей.
Что такое компетентностный подход? Чего ждут от Вас при освоении ФГОС 3, когда говорят о необходимости формирования экзистенциальной, социальной и социокультурной компетентностей? Чем, собственно компетенция отличается от компетентности?
Компетенция – это знание, а компетентность – это умение эффективно и с удовольствием применять эти знания. Т.е. наша задача научиться понимать и принимать самих себя, знать и реализовывать свои таланты и способности таким образом, чтобы получая от них удовлетворение,Вы, становясь взрослыми, вписывались в социум. Были не только законопослушными, но и законотворческими, креативными, прогрессивными, инициативными членами общества. По сути – это значит, что Вы должны стать самореализующимися, толерантными людьми! Являемся ли мы, преподаватели, такими сами, чтобы было чему учить? Если нет, то обладаем ли мы компетентностью? Если нет, то как ей начать обладать?
НАЧНЁМ С САМОГО НАЧАЛА!
ПРАКТИЧЕСКОЕ понимание строение своего тела, изучение и развитие его задатков ведёт к ВАШЕМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ, так и ПРАКТИЧЕСКОЕ понимание строения ВАШЕЙ души, изучение и развитие её задатков, ведёт к формированию ВАШЕЙ ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕННТНОСТИ. А реализация её в вашей деятельности приведёт к проявлению вашей СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, что, в свою очередь, послужит базовым примером для формирования компетентности у окружающих.
Кто Я? Я- это моя душа. А как она устроена? В ХVII веке, на очередном этапе формирования научного мышления было предложено две основные модели строения души. Рене Декарт предполагал, что наша душа – это разум (я мыслю, следовательно, я существую).
Душа =разум =мысли полностью осознаваемы, если следовать правильному способу мышления, то полученные результаты размышлений, а значит и действия, будут правильными. Правильным методом познания является индукция – это разделение в процессе мышления целого на возможно большее количество частей, познавай части. Иди от простого к сложному. Применение РАЦИОНАЛИЗМА на практике привело к созданию мануфактур, конвейеров, развитию НТП, созданию классной системы образования, специализации, развитию науки, а также к нигилизму, революциям и нашим крикам когда Вы ругаете кого-то за неправильный поступок, Вы говорите ему: «О чём ты думал, ты нормальный человек?» Отметьте это для себя.
Оппонентом Декарта был Джон Локк, он говорил, что нет ничего в разуме того, что прежде не было бы в чувствах. Действительно, мы думаем только о том, что нас волнует, пугает, радует… Следовательно, наша душа – это наши чувства, их не просто осознать и почти невозможно ими управлять, мы просто чувствуем, что это — нравится, а это — нет. Душа =чувства =бессознательна. Предлагается способ мышления дедукция, от общего к частному. Мелодия разбивается на ноты, ведь из одинаковых нот складываются разные мелодии. Но применение АССОЦИАНИЗМА в жизни гораздо сложнее и даёт меньший «экономический эффект». Ведь мы только сейчас начинаем задумываться КАКОЙ ГРАЖДАНИН НУЖЕН и как его воспитать, а не пытаемся сказать, что человек, знающем математику, физику, языки…обладает экзистенциональной и социальной компетентностью .
Воспитание социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста
... посредством решения следующих задач: - рассмотреть теоретические основы формирования социальной компетентности у старших дошкольников; - проанализировать социальную компетентность старшего дошкольника; - исследовать содержание, формы и методы формирования социальной компетентности у старших дошкольников; - предложить методику организации ...
Таким образом, до начала ХХ века цивилизованное человечество стремится жить в рациональном мире. Лишь в конце ХIХ, начале ХХ века основатель ПСИХОАНАЛИЗА Зигмунд Фрейд предлагает такую модель строения психики, в которой бессознательная, чувственно – эмоциональная составляющая часть нашей души =психики является большей, зачастую определяющей наше поведение. Фрейд говорит о том, что ДУША состоит из трёх частей.
- ОНО – бессознательно, появляется при рождении, является источником жизненной энергии. Эта энергия биполярна, в ней два стремления : к любви и созиданию и к смерти и разрушению, эти стремления в нас неразделимы (как ИНЬ и ЯНЬ ).
В ОНО заключены наши желания. В ОНО же содержится наша СОВЕСТЬ как врождённое ощущение баланса между стремлением быть желанным, хотеть нравиться и чувством самосохранения.
- Я – осознанно, стремиться реализовать в реальном мире желания ОНО.
- Сверх – Я — формируется у нас в процессе социализации, т.е. это результат воспитательного воздействия. Частично осознанно, частично бессознательно. Крайне неоднородно по содержанию, включает в себя правила, нормы и ограничения поведения, предписания и смыслы как отдельных людей, так и семьи и общества в целом.
Как видно из этой модели, на Я оказывается одновременно давление со стороны ОНО и СВЕРХ – Я. Если вы хотите получить или сделать то, что «социум» одобряет, то Вы делаете это и чувствуете себя прекрасно. Но! Если Вы хотите то, что социум НЕ одобряет, то Вы это НЕ делаете или , делая, испытываете чувство вины (стыд), и получаете от этого меньшее удовольствие, вплоть до его отсутствия.
Пример: вы хотите и любите читать, в детстве ваше желание читать всячески поощряется и одобряется, но вот вы выросли, вышли замуж, родили детей, вы всё также любите читать, но читая, вы стыдитесь неубранной квартиры, невыглаженного белья… , а не читая вы чувствуете себя несчастным! Единственно, что вы можете читать, не испытывая вины – это специальную литературу, ведь ЭТО нужно для работы, значит, социально одобряется, но если вашу работу близкие считают ерундой… короче, вы страдаете и будите страдать, не получая той, забытой радости от жизни (от чтения), пока не решитесь спросить саму себя : « А почему КТО-ТО меня контролирует, и КТО этот кто-то». Как говориться, «а судьи кто?» Но, с вами может произойти ещё более СТРАННАЯ история. Вы ответственны, честны, работящи, порядочны, добры, отзывчивы.., но чем больше вы стараетесь сделать, тем тяжелее и тоскливее вам живётся. И на вопрос, чего вы хотите, вы отвечаете, что ничего или затрудняетесь с ответом. Вы всё меньше денег и времени тратите на себя, и всё больше на других, при этом всё больнее ранит вас их невнимание, их тон и поведение. Если картина вам знакома, то это значит только одно : ваше гигантское СВЕРХ — Я сравнялось или задавило ваше ОНО (принцип сложения векторов).
III. Я и Сверх-Я (Идеальное Я)
... и гомосексуальность (защитные механизмы Я)? 92. Индифферентная энергия? 93. Индифферентная энергия и перенос? 94. О чем метафорически говорит ... и вспоминания слов, предметов? 28. «Каким образом мы делаем вытесненное (пред)сознательным?» 29. Ощущения удовольствия – неудовольствия и ... бессознательных самокритике, совести, вине? III. Я и Сверх-Я (Идеальное Я). 47. Дифференциация внутри Я? ...
Силы на нуле, следующим действием вы начнёте болеть.
Итак, СВЕРХ-Я и ОНО давят на Я, а ведь ему нужно действовать! Как быть? Я начинает использовать «защитные механизмы». Это такие средства избегания конфликта как
- Рационализация – « разумное, логичное» объяснение своего поведения. Например, у меня сегодня был слишком тяжёлый день, поэтому я съем сейчас пирожное, а худеть начну завтра, с понедельника или когда всё наладится.
- Вытеснение – забывание всего неприятного с точки зрения самооценки
- Регрессия – временный переход на более ранний уровень развития. Например, крики и хлопанье дверями взрослым человеком.
- Проекция – приписывание другим своих скрытых свойств и недостатков и борьба с ними в других.
- Идентификация (отождествление) — надевание на себя образа другого, более успешного человека, который справляется с жизненными проблемами.
- Перенос энергии с желаемого на реально достижимый объект.
- Сублимация – перенос энергии в социально одобряемое русло.
В конечном итоге, вытеснение и регрессия по сути являются победой ОНО над СВЕРХ-Я , остальные – это победа СВЕРХ-Я над ОНО. Использование защитных механизмов всегда негативно сказывается на развитии вашей личности, вы увязаете во внутреннем диалоге, спорите сами с собой, ругаете себя, осуждаете других (как это они посмели пренебречь такими-то нормами).
Вас затягивает рутина «реальной» жизни, изматывает кажущаяся невозможность выбора… В действительности, вы просто перестали жить по совести, нарушили баланс, отказавшись от реализации своих желаний.
Можно ли жить, не используя защитные механизмы? Конечно, можно и это достаточно просто, если вы поняли принцип. Суть принципа состоит в том, что Вам нужно ОСОЗНАННО делать то, что Вы считаете нужным, важным, правильным и НЕ делать то, что таковым для Вас не является. Начните жить, руководствуясь собственной СОВЕСТЬЮ. В этом случае НЕ наступит никакой анархии, которой так боятся сторонники СВЕРХ-Я, ведь совесть не позволит Вам принять аморальное решение. А так как совесть находится в ОНО, то есть в источнике Вашей жизненной энергии, то действуя, Вы будете полны сил.
Как КОНКРЕТНО научиться так делать? Методы укрепления Взрослого Я.
- Постоянно помните, что Вы хотите измениться!
- Прекратите себя ругать!
- Хвалите, подбадривайте себя, создавайте внутри себя комфортную, благожелательную атмосферу.
- Обращайте внимание на своё ДЫХАНИЕ, дышите медленно, глубоко, вдох «животом». Принимайте решения только после нескольких глубоких вдохов. Чем сложнее и ответственнее решение, тем лучше надо продышаться. Например, забыли что-то дома и вернуться уже нет возможности, несколько раз вдохните и примите ситуацию, а не пускайтесь во внутренний диалог «маминым голосом» на тему «вот , всегда так» и «тебе ничего нельзя поручить».
- Остановите в своей голове изматывающий диалог между ОНО и СВЕРХ-Я, хватит обвинять или оправдываться, рационализировать и проецировать, начните …ПЕТЬ. Пойте про себя или вслух, как удобно, но пойте что-то весёлое, жизнеутверждающее и обязательно со словами, а не ля-ля-ля. Почему петь? Потому, что наш мозг может одновременно поддерживать только одну речевую линию, или «как они могли так со мной поступить…» или «птица счастья завтрашнего дня, прилетела…». Собственно, все конфессии мира дают Вам аналогичный совет. Молитва, мантра, хорошая песня вместо гнева, осуждения и боли. ВЫБОР ВСЕГДА ЗА ВАМИ.
- Бывает так, что сил и желания ни петь, ни молиться нет! Тогда … просто прикусите кончик языка или плотно прижмите его к верхнему нёбу за зубами. Наша физиология устроена так, что речевое мышление связано с подрагиванием кончика языка. Если он зафиксирован, то Вы не можете говорить внутри себя. Прикусите и дышите! В Вашем распоряжении осталось только образное мышление, вот и смотрите вокруг, слушайте, чувствуйте.
Теперь прошу Вас обратить внимание на такое явление как смертные грехи. Как известно, их 7.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых. Они имеют наихудший прогноз развития. 2. Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды. ... степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По ...
- Гордыня. Я – самый лучший, я никогда не сделаю то-то, я всегда делаю то-то. Никто не смеет обращаться со мной так-то. По сути, гордыня является рационализацией или идентификацией себя если не с Богом, то уж точно с кем-то очень могучим и непогрешимым.
- Зависть. Та же гордыня, но вид с боку. Почему мне, такой умнице, красавице и труженице всё достаётся так тяжело, а ИМ, неслухам и олухам, всё на блюдечке?! Это тоже рационализация и проекция.
- Жадность. С какой стати я, такая умница, красавица и труженица должна делиться с этими неслухами и олухами тем, что мне принадлежит по праву, что заработано мной изнурительным трудом?! Это и проекция, и рационализация , и идентификация.
- Гнев. Как они посмели сделать так-то, не послушать меня, это безобразие, наказать, покарать! Это опять и проекция, и рационализация , и идентификация!
- Чревоугодие. Это попытка с помощью вкусной или обильной и разнообразной еды вернуть себе энергию, радость ЖИЗНИ, которая была утеряна в процессе противоборства между ОНО и СВЕРХ-Я. Это попытка укрепить ОНО с помощью детских воспоминаний о защищённости и умиротворяющей сытости. Значит – это регрессия и перенос.
- Прелюбодеяние. По сути – это половое чревоугодие, неготовность любить, вкладывать чувства и силы, желание насытиться сексуальной энергией. Это регрессия и перенос.
- Уныние. Полное обессиливание, энергетическое обнуление при сложении векторов ОНО и СВЕРХ-Я. Происходит вытеснение из памяти всех радостей и смыслов жизни, всего прекрасного, что было, и того, что будет.
Как Вы видите, использование защитных механизмов и есть смертный грех. Может быть, НЕ СТОИТ ими пользоваться, на всякий случай?
ЧТО ЕЩЕ ПОЛЕЗНОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ СЕБЯ ? Сократите содержание своего СВЕРХ-Я и подпитайте, наполните и укрепите ОНО!
Содержание СВЕРХ-Я являются у -беж — дения многих воспитывавших Вас людей. Вспомните однокоренные слова со словом убеждения, это бежать , бедность, беженец, убежище, беды! Зачем Вам чужие беды? Содержанием СВЕРХ-Я зрелого, ответственного человека являются ЕГО СОБСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, проверенные СОВЕСТЬЮ. Их совсем немного.
Счастливые дети разведённых родителей
... как взрослые интеллигентные люди и не могут хладнокровно общаться — лучше, если ребенок живет у одного родителя и со вторым не видится вообще. А первый вариант общения — бинуклеарная ... Как будет общаться с ребенком второй родитель? И что при этом будет ощущать ребенок? Как наилучшим образом организовать такое общение, не будет ли это для ребенка ...
Укрепляйте своё ОНО: гуляйте, наслаждайтесь природой, музыкой, искусством! Смейтесь, занимайтесь спортом, готовьте, вышивайте, пишите картины. Делайте всё то, что наполняет Вас радостью и благодарностью, благодатью и вдохновением! Это жизненно важно делать СЕЙЧАС.
Таким образом, Ваша жизнь будет всё больше наполняться радостью и смыслом, и Вы всё быстрее будете приближаться к собственной ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Хочу представить Вашему вниманию ещё одну модель строения психики, предложенную основателем трансактного анализа, Эриком Берном (3).
Эта модель приближает нас не только к ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ, НО И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Трансактный анализ является практическим направлением психологии 60-х годов ХХ века. Он создан как пособие для людей, имеющих проблемы в общении, самовыражении и построении близких отношений, т.е. направлен на повышение социальной компетентности.
Итак, наблюдая за поведением людей, Берн обращает внимание на тот факт, что один и тот же человек в разных ситуациях ведёт себя как Родитель (заботливый или критический), Ребёнок (свободный, бунтарский или приспосабливающийся) или как Взрослый благоразумный, уравновешенный человек. При этом у человека меняются жесты, мимика, темп и тембр речи, даже словарный запас. Самая быстрая часть психики – это Ребёнок. Находясь в нём, человек бурно радуется, грустит, творит, бунтует, плачет, делает открытия. Второе по «расторопности» состояние – Родитель. Родитель является носителем норм, правил поведения, проверенных временем решений, ограничений и наставлений, высказываемых в более заботливой или более критичной форме. Самая медленная по времени проявления и по способу выражения, самая спокойная и здравомыслящая составляющая нашей психики – это Взрослый.
Следует отметить, что все три составляющие психики схожи с ОНО, Я и СВЕРХ-Я и имеют своё место расположения в Вашем теле. Так Ребёнок расположен выше плечевого пояса. Поднимите обе руки вверх, потрясите кистями и заметьте, что улыбаться в таком положении более физиологично и приятно, чем делать хмурое или серьёзное лицо! Все болезни, возникающие в районе верхушек лёгких, пищевода, гортани, глаз, ушей, носа, рта – это заболевания Ребёнка в Вас. Заболевания сердечно-сосудистой системы, проблемы с давлением – это болезни Заботливого родителя. Заболевания органов пищеварения – это болезни Критического Родителя, уж слишком многое Вы не перевариваете. Так что теперь Вы можете сами себя продиагностировать и понять причины собственного нездоровья. Где же тогда находится этот безэмоциональный, уравновешенный и рассудительный Взрослый? В солнечном сплетении! Помните, как там что-то сжимается, когда Вы делаете, думаете или говорите глупости? И наоборот, как разливается тепло в солнечном сплетении, когда принято правильное решение! Кстати, когда Вы наслаждаетесь видами природы, вдыхаете приятные ароматы или просто глубоко дышите животом, Вы чувствуете себя прекрасно, а Взрослый в Вас расправляет плечи.
В психике каждого человека есть Родитель, Взрослый и Ребёнок. Конфликты в процессе общения возникают так: пришли Вы поговорить со своим начальником как Взрослый со Взрослым, спокойно, взвешенно, по существу, а начальник накричал на Вас как Критический Родитель на
Психологические особенности отношений детей к родителям в полных ...
... родителей и детей в данном конкретном обществе? Родительская любовь - совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития ребёнка. ... подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. ________ 23 Петровский ... отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются ...
Приспосабливающегося Ребёнка. Или Вы как Заботливый Родитель обратились к ученику, надеясь услышать в ответ Свободного Ребёнка, а получили ответ из Бунтарского Ребёнка, направленный в Вашего Приспосабливающегося Ребёнка. Произошло пересечение трансакций, Ваши ожидания были обмануты, это и приводит к конфликту.
Прошу обратить Ваше внимание на то, что, по сути, конфликты возникают из «обманутых ожиданий». Больше всего ожиданий у Родителя (заботливого и критического), потому, что так надо, а так не надо себя вести, это можно, а это нельзя! Много ожиданий у Бунтарского Ребёнка: дайте, я хочу это! Приспосабливающийся Ребёнок чаще ожидает «плохого», поэтому капризен, конфликтен. Меньше всего ожиданий у Взрослого и Свободного Ребёнка, они оба открыты опыту, происходящим событиям.
Чем же особенно привлекателен Трансактный анализ? Тем, что всегда ВИДНО в каком состоянии (Родителя, Взрослого или Ребёнка) находится человек, стоящий перед Вами. Это видно по темпу речи, тембру голоса, жестам. И всегда МОЖНО ПОНЯТЬ СВОЁ СОСТОЯНИЕ. И, сделав глубокий вдох, пробудив Взрослого, спокойно уйти от пересекающихся трансакций, не вступать в конфликт, оставаться толерантным. Под толерантностью часто ошибочно понимают способность терпеть, сдерживаться. Но Вы сами прекрасно знаете, как это вредно, или «разорвёт» или переродится во что-то вовсе неудобоваримое. Толерантность – это устойчивость к внешнему воздействию, способность оставаться самим собой и действовать в соответствии со своей совестью. Делай, что должен, и будь, что будет. Собака лает, а караван идёт!
Ещё больше развитию в Вас социальной компетентности будет способствовать осознанное использование семи уровней общения.
В психологии, исходящей из теории деятельности ( работы А Добровича), принято деление, которое достаточно плодотворно. Итак, существует семь уровней общения, на которых общаются все люди. Три из этих уровней (примитивный, манипулятивный и стандартизованный уровень масок) являются деструктивными, длительное пребывание на них требует больших энергетических затрат, качество общения низкое, отношения разлаживаются. Четвёртый уровень, конвенциональный, является нейтральным. Три последующих уровня – игровой, деловой и духовный — являются конструктивными, приносящими не только удовлетворение, но и прилив энергии.
Примитивный уровень. Собеседник не партнер, а предмет, если нужный , тогда им надо овладеть. если мешающий, тогда его надо оттолкнуть. Основной принцип общения: ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак. Форма общения – приказы и распоряжения. Что делать, если вам предлагается такой уровень общения? Два варианта: — выйти из контакта (уйти, не опускаясь до примитивизма партнера) — продолжать контакт не из той позиции, которую вам навязывают. Пример: А сидит на скамейке и читает газету, Б с маху садится рядом, теснит А (пришёл начальник).
Варианты: 1. А отсаживается и при продолжении давления со стороны Б уходит; 2. А миролюбиво спрашивает “Устали? Скамья у нас с вами неплохая, жаль, тени маловато. Впрочем, не буду вам мешать” и вновь возвращается к своей газете. Как правило, примитивный уровень общения предлагается в крайних для человека ситуациях — если он пьян, озлоблен, находится в состоянии конфликта и т.д. Главное для победы над примитивным партнером ( в том числе главное в конфликте) — сохранять хладнокровие, что крайне трудно. Следует отметить, что использование данного уровня общения бывает эффективным в экстремальной ситуации, когда реально есть необходимость в жёстком контроле. Помните, что и командуя, и подчиняясь вы тратите очень много энергии. И ещё! Задайтесь вопросом: Какая часть психики готова командовать, и на какую часть психики партнёра направлены эти команды, как выглядит трансакция? Ответ прост: Заботливый или Критический Родитель желает командовать Приспосабливающимся Ребёнком, Бунтарский Ребёнок желает командовать Заботливым Родителем. Взрослый и Свободный Ребёнок на этом уровне отсутствуют! Манипулятивный уровень. Здесь партнер — соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш — выгода (материальная, житейская или психологическая) состоит в том, чтобы надежно пристроиться к партнеру и «поживиться» за счёт его ресурсов. Для этого манипулятор улавливает Ваши слабые места, которые находятся в Вашем «раздутом» СВЕРХ-Я. Пример: девочка на первой парте восторженно смотрит на новое платье учительницы и не успокаивается, пока не поймает ответный взгляд с выражением признательности. Эта назойливость и выдает манипуляцию (не подготовилась к уроку, не хочет, чтобы ее спросили).
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей ...
Когда Вы закрыты маской стандартизованной вежливости, манипулятор “пускает пробные шары”, меняет своё поведение, пытаясь вынудить Вас обнаружить свои слабости — льстивая фраза, рискованная шутка на грани насмешки, жалобный тон в расчете на Ваше человеческое участие и т.д. И опять задайтесь вопросом: Какая часть психики готова манипулировать, и на какую часть психики партнёра направлена эта манипуляция, как выглядит трансакция? Ответ прост: Заботливый или Критический Родитель желает манипулировать Приспосабливающимся и Бунтарским Ребёнком, Бунтарский Ребёнок и Приспосабливающийся Ребёнок желает командовать Заботливым и Критическим Родителем. Взрослый и Свободный Ребёнок на этом уровне отсутствуют! Как противостоять манипуляции? Требуется, прежде всего, хладнокровие, большая личностная зрелость и выдержка, т.е. наличие зрелого Взрослого. Если вы хотите ввязаться в контригру, оцените вначале свои силы; помните, что переиграть опытного манипулятора очень трудно. В действительности главное — умение не подыгрывать, выходить из его игры, как говориться «чистые руки, горячее сердце и холодная голова», а это и есть Взрослый!
Стандартизованный уровень — контакт масок: общение не предполагает взаимной симпатии, а полностью основано на стандартах. Так бывает, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись. Примеры: — в городском транспорте мы все надеваем маски безучастности / вежливости / любезности — “Я вас не трогаю, и вы меня не трогайте” . Все люди с другой маской — раздраженный, пьяный, не в меру веселый или общительный — непременно вызывают неудовольствие других.
29. Психология общения
... восприятия взаимодействия и реакции на реальный или ожидаемый контакт; 5) стили общения, которые отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили ... точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта; б) возраст; в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают; ...
— Вы оставили ученика в классе для разговора; он надевает маску безучастности и одновременно вызывающей неприступности. Как, в этом случае, снять с ребёнка маску? Создайте у ученика определенные ролевые ожидания и не подтвердите их. Например, спокойно и холодно перечисляйте факты нарушений дисциплины этим учеником, и, кажется, идете к какому-то крутому выводу; маска на его лице все более каменеет; неожиданно спросите его о чём угодно, где его носовой платок, и вытрите на его лбу несуществующую кляксу, где ему покупают обувь, что мама готовит на завтрак…; маска внезапно дрогнула или даже на миг спала; и дальше “Ну ладно, вернемся к твоему поведению: что ты об этом думаешь?” При этом ситуация формального общения отчасти преодолена. Все это, конечно, со стороны учительницы может выглядеть манипуляцией, но без корыстной цели, то есть должно рассматриваться как игровое общение. Маски, надеваемые Бунтарским Ребёнком и Критическим Родителем, эффективно снимает Свободный Ребёнок.
Основная причина, по которой люди НЕ ПЕРЕХОДЯТ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ УРОВНИ ОБЩЕНИЯ состоит в том, что почти все мы склонны надевать ТРОЙНУЮ Маску: Жертва. Преследователь. Избавитель. Выглядит это так: Вы хотите проявить свою доброту и отзывчивость из самых благих намерений. Одеваете маску Избавителя, далее прикладываете массу усилий, которые никто не оценит и спасибо не скажет, а ещё и наорут, Вы начинаете чувствовать себя Жертвой, потом хотите наказать неблагодарных и становитесь Преследователем, затем Вам становится их жалко и Вы опять готовы проявлять свою доброту и отзывчивость…
Конвенциональный уровень — уровень полноценного человеческого общения в рамках принятых поколениями правил поведения. Конвенция (согласие) в психологии — свод правил поведения, наиболее приемлемых для субъекта и для общества согласно коллективному опыту. От начала до конца контакта оба партнера равны. Иначе говоря, предполагается равноправие партнеров и их обостренное внимание друг к другу. Например, ситуация случайного знакомства А и Б в парке позволяет им разговориться на любые темы и обменяться телефонами для дальнейших встреч. Но она еще не позволяет одному из них попросить у другого помощи в семейных трудностях или денег взаймы. Контакт на конвенциональном уровне требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Конвенциональный уровень общения — оптимальный для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах. И самое приятное состоит в том, что не обязательно тратить годы на освоение этого уровня! ВЫ, как преподаватели иностранного языка знаете, что можно прислушиваться к иностранной речи, пытаясь понять смысл слов, а можно ВЫУЧИТЬ СЛОВА, наиболее часто применяемые в данной ситуации. Предлагаю Вам список этих слов! Это права Взрослого человека, Ваши права и права партнёра, даже если это ученик!
Человек имеет право:
- Иметь права
- Сказать нет и не чувствовать себя виноватым.
- Делать ошибки и быть ответственным за них.
- Просить то, что хочу.
- Судить своё собственное поведение и брать на себя ответственность за него.
- Не давать никаких объяснений, извинений за своё поведение.
- Судить, отвечаю Я за проблемы других или нет.
- Изменять своё мнение.
- Сказать: я не знаю.
- Быть независимым от доброй воли других.
- Казаться нелогичным в принятии своих личных решений.
- Сказать: меня это не беспокоит.
- Чтобы ко мне относились с уважением.
- Иметь и выражать свои чувства и мнения.
- Быть выслушанным и принятым всерьёз.
- Устанавливать свои собственные приоритеты.
- На одиночество.
- На успех.
- Не быть инициативным.
Прав, как Вы видите, много, но, по сути, они все вытекают из первых трёх. Конечно, нужно обладать совестью и мужеством, чтобы позволить эти права иметь другим, и смелостью, чтобы позволить себе ими воспользоваться. Совесть, мужество, здравомыслие и смелость – это и есть основные черты Взрослого. Повторю, что людям трудно перейти на конвенциональный уровень общения ещё и потому, что мы почти не видим такого общения, очень мало примеров для подражания. Повторять действие за кем-то конечно же легче! Так вдохните, выдохните и сами станьте примером для подражания !
Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2
... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан ... е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или ...
Игровой уровень аналогичен конвенциональному, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему. В этом случае мы демонстрируем по отношению к партнеру доброжелательность. Мы не используем масок, не пользуемся защитными механизмами. Мы предстаём перед партнёром в своём душевном естестве. При этом не обязательно сразу понравиться партнеру; главное — заинтриговать, заинтересовать его, а для этого надо обостренно улавливать его реакции в беседе, чтобы не испортить общение — игру бестактностью, поспешностью, неповоротливостью или излишним напором. Ценность возникшей человеческой связи здесь выходит на первый план по сравнению с информативной компонентой общения. Пример: — девушка разговаривает с молодым человеком, который ей нравится — это совсем разные выражения лица, это шоу, театр, игра как ведущая деятельность в детстве. Здесь уместны и пародирование, и меткая насмешка, и высказывания, ставящие другого в тупик — все то, что на более низком уровне общения привело бы просто к ссоре. Владение игровым уровнем контакта требует немалого артистизма, душевной чуткости. В этом, может быть, заключена загадка того, что называют обаянием человека. Это жизнь и игра Свободного Ребёнка. Игровой уровень общения идеален для преподавательской деятельности. Так, вся система интенсивного обучения Г. Лозанова строится на выведении учащихся на игровой уровень взаимодействия; преподаватель при этом раскрывает свои возможности не только как знаток своего предмета, но и как актер и режиссер. В этом случае урок строится и воспринимается как мини-спектакль со своим сценарием и режиссурой, и его, увы, нельзя освоить по учебникам, как нельзя заменить спектакль его описанием. Некоторые элементы такого построения занятий мы с вами пытались реализовать на практических занятиях — как это получалось, судить не мне… Также следует обговорить правила техники безопасности: на этот уровень можно выходить только с людьми, которым Вы доверяете или если Вы хорошо освоили конвенциональный уровень общения! За плечами Свободного Ребёнка всегда должен стоять сильный Взрослый.
Короткая лекция — Стр 2
Этим правилам есть простое объяснение. Мы ВСЕ имеем опыт общения, после которого осталось чувство, что «наплевали в душу». Вы чувствуете себя жертвой, «плевальщиков» очень хочется наказать… Короче, Вы надеваете тройную маску «Жертва. Преследователь. Избавитель». Значит, что Вы спустились на деструктивный стандартизованный уровень общения, проскочили конвенциональный. А если бы Вы на нём «притормозили», то смогли бы сказать примерно следующее: « ТЫ, конечно, имеешь право на свои чувства и мнения, но Я заслуживаю уважения и буду вынуждена прервать наше общения, пока не изменится … » и выскажите СПОКОЙНО, УВАЖИТЕЛЬНО, БЕЗОЦЕНОЧНО, но ТВЁРДО то, что Вас конкретно не устраивает.
Собственно говоря, «Техника Я — высказывания », часто предлагаемая для разрешения конфликтных ситуаций, это и есть конвенциональный уровень общения. Более подробно об этой технике можно почитать в работах Фишера и Юрии, Корнелиус и Фейр.
Деловой уровень — аналогичен конвенциональному, но предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. В контакте делового уровня наше внимание привлекает степень умственной и деловой активности партнёра, его включенность в общую задачу. Пример — общение в хорошо слаженной деловой команде или при совместном творчестве. Партнеры со стороны могут выглядеть комично или обмениваться отрывистыми словами; кто именно прав, неважно; на первом месте — совместный поиск истины или совместное дело. Это общение Свободных Детей по форме, и Взрослых по содержанию. Фазы вхождения в контакт и взаимоотключения предельно коротки, не предполагают какого-либо ритуала и хорошо описываются строкой известной песни: «Уходишь — “Счастливо”, приходишь — “Привет” «. Деловой уровень общения, если он принят всеми участниками, идеально подходит для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т.д. На этом уровне впервые возникает диалог – форма общения при которой двое и более людей, обладающие разными мнениями, достигают консенсуса. При этом люди выносят из контактов не только определенные плоды совместной деятельности, но также исключительно стойкое чувство взаимной привязанности, доверия и теплоты (или, напротив, почти неустранимые антипатии друг к другу).
Именно деловым уровнем общения характеризуется истинный коллектив как высшая форма развития группы, ориентированной на совместную деятельность.
Духовный уровень — высший уровень человеческого общения. Здесь характерно то, что партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению. Пример — общение с гуру, наставником, духовником. Партнером по духовному общению может стать любой человек, если в нем хотя бы на время вспыхивает “искра божья”. Примеры: — контакт с маленьким ребенком, если его занимают не проблемы конфет и игрушек, а проблемы добра и зла, тайны языка и т.д.; — контакты между подростками на темы мироздания, если они действительно так воспринимаются обоими участниками контакта; — духовное общение между любящими; — высокая дружба и т.д. Духовный уровень общения характеризуется взаиморастворением в партнере, высокой спонтанностью мысли и чувства, предельной свободой самовыражения. В этом случае очень затруднена фаза выхода из контакта (“Теперь я вас провожу”, “А теперь я вас провожу”).
Как правило, контакт здесь прерывается либо под напором неотложных обстоятельств, либо из-за обоюдной усталости партнеров.
Полифоничность реального общения. Реальный диалог почти всегда протекает более чем на одном уровне общения или перескакивает с одного уровня на другой. Пример: супруги вышли из театра, на высоко духовном уровне обсуждают потрясающую игру актеров и т.д. Однако жене кажется, что муж, хваля игру конкретного актера, втайне пытается оправдать какой-то свой прежний поступок; в ответ она высказывает ему ироничное замечание, а он отвечает вспышкой гнева — оба перескочили на манипулятивный или, еще хуже, на примитивный уровень. Однако, дорожа захватывающим и необыденным разговором, оба могут за счет юмора, великодушия и взаимной душевной теплоты перевести общение на игровой уровень, а затем вернуться на духовный.
Какой же вывод можно сделать из всего сказанного? Культура общения, социальная компетентность, состоит не в том, чтобы постоянно вести диалог с оглядкой (не скатиться бы на уровень ниже конвенционального), а в том, чтобы на любом уровне, возникшем в реальном разговоре, у обоих собеседников сохранялась возможность подняться на конвенциональный и вышележащие уровни, вплоть до духовного. Поэтому культура общения, в том числе педагогического, не может быть сведена к списку правил (подобно правилам хорошего тона).
Она обеспечивается интеллектуальной, эмоциональной и нравственной развитостью личностей, вступающих в контакт. Такие личности способны к коммуникативной импровизации и следуют лишь ограниченному числу правил, которые, впрочем, ими усвоены до автоматизма, а их общение — всегда творчество.