Лекция 5. Психологические особенности дошкольного возраста.
Дошкольное детство (3 –7 лет).
Особенности ССР в дошкольном возрасте – возникшая у ребенка потребность быть взрослым реализуется в особом виде деятельности – игровой (сюжетно-ролевая игра), ее особенности зависят от окружающей ребенка среды. В связи с этим особое значение для развития ребенка приобретает образ идеального взрослого. Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций: водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.
ССР: Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный).
Познание мира человеческих отношений.
Потребность быть взрослым с раннего возраста – предпосылки, мотив игры. Но нужны еще операционально-технические предпосылки игры – способность замещать, овладение функцией замещения: брать роль, создавать воображаемые ситуации, замещать предметы.
Игра – особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности (в.П. Зинченко: содержит в себе «культурный код» детского развития).
Сущностью игровой деятельности как ведущей деятельности дошкольного возраста является то, что в ней отражаются особенности жизни и деятельности взрослого, естественного мира и общества, в котором живет ребенок – игры с сюжетом отражают микросоциум, игра – зеркало нашей жизни (Игра – образование историческое, возникает тогда, когда ребенок не может участвовать в общественном труде, возникает «пустой» промежуток, когда надо подождать чтобы ребенок подрос, кроме того исторически содержание игр менялось: «Крестьяне и барин», Гражданская война, новые русские).
Меняется содержание игры и на протяжении дошкольного возраста. Взаимодействия с куклой будут меняться четко – это образ не конкретного взрослого, а собирательный образ взрослого человека, может быть носителя каких-либо функций. Образ является мотивом игровой деятельности (знания о профессии врача воплощает в своей деятельности).
Этот образ в сознании ребенка – совокупность сведений о взрослом.
Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР в начальной школе
... и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; - генетическая обусловленность.... Заключение Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде ... речи. Выявлены значительные различия в результатах самостоятельной работы детей с ЗПР и работы с помощью взрослых. Дети с ЗПР способны принимать помощь, усваивать принцип действия ...
Изменения игровой деятельности от возраста к возрасту (младший, средний, старший дошкольный возраст) описан Д.Б. Элькониным в «Психологии игры»:
1. Закон развития игр выражает генетическую связь между играми детства. Развитие игры идет от игр, в которых основное содержание предметная деятельность людей к играм, отражающим отношение между людьми, затем к играм, в которых главным содержание является подчинение правилам общественного поведения. Самое высокое содержание – правила общественно-нормативных отношений между людьми.
2. В структуре игры выделяют ядро – роль, игровые действия, перенос значений (не все может быть всем – замещать может только предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия) и игровые правила.
Игры с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами характерны для младших дошкольников (подражательно-процессуальные).
Игры со свернутой системой действий, ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами характерны для средних дошкольников (сюжетно-ролевая игра).
Игры с ясно выраженными открытыми, четкими правилами и скрытыми за ними ролями характерны для старшего дошкольного возраста (игры с правилами).
3. Изменение игровых действий: на ранних этапах они носят развернутый характер, не бывают сокращенными, не заменяются словесным обозначением – «действие ради действий». В старшем дошкольном возрасте – игровые действия сокращаются, приобретают обобщенный характер, часто не требуют материальной основы и заменяются словами. На этом этапе игровые действия совершаются ради того, чтобы через них передать какое-либо отношение в соответствии с взятой ролью.
4. Мотив игровой деятельности лежит не в результате, а в процессе этой деятельности, следовательно и мотивация также будет меняться.
В младшем дошкольном возрасте преобладающими мотивами будут: интерес к миру взрослого, интерес к процессу игры, стремление к установлению позитивных взаимоотношений с окружающими людьми (особенно значим для дошкольников из-за специфики игровой деятельности, хотя характерен для всех возрастов), самоутверждение. Мотивы развиваются по мере развития игры: имея представления о себе как о взрослом, поиграв, понял, что мало знает, есть чему поучиться, что обуславливает появление новых: познавательного, нравственного и соревновательного мотивов. Интерес к процессу игры уступает место результату игры (строительство, обустройство квартир), направленность на результат, что обуславливает следующую ведущую деятельность. Познавательный мотив (Хочу быть умным) – мы его настраиваем, что надо обогатить себя знаниями. Общаясь со взрослыми и детьми, понимает, что умным необходимо быть, их любят взрослые и дети (по социометрии, он умный с ним интересно).
Нравственный мотив (Хочу жить по нормам закона): усвоение норм, правил, все 4 предыдущих мотива младшего дошкольного возраста способствуют возникновению нравственного мотива как стремление жить с общепринятыми нормами и правилами.Соревновательный мотив(хочу сравнить себя со сверстниками)– утвердился со взрослыми, что хороший, на новом витке спирали самоутверждение со сверстниками (ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая формы общения со сверстниками): в чем я преуспеваю, в чем отстаю?
Психическое развитие в раннем возрасте. Действие и интеллект
... раннем детстве, рассмотреть с чего начинается умственная деятельность. Объект исследования Дети раннего возраста Предмет исследования Интеллект и действие Задачи 1. Провести анализ научной литературы по ... развития у ребенка Гипотеза В раннем возрасте ребенок становится в большинстве своих действий независимым от родителей, значит, предметные действия развиваются путем самостоятельных проб и ошибок. ...
Следовательно, только учебная деятельность может удовлетворить все потребности, поэтому появляются следующие новообразования (личностная сфера):
· Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности (потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции) игра символична, реальной деятельности нет) – учебной – ключевое, фундаментальное образование
· Усвоение нравственных норм (лучше усвоение норм жизни окружающего ребенка общества – не нравственных)
· Формирование иерархии (соподчиненности) мотивов – выделение главных и второстепенных – появление волевого поведения. В игре выстраивает мотивы от имени не себя, а роли, которую взял, от потребностей детей (а иначе не возьмут).
Забыл, что труслив, замкнут, преодолевает смертельный испуг – по роли демонстрирует смелость, решительность, открытость. Осеева «Честное слово». Произвольность поведения (по воле с целью) играя в игры по правилам, требованиям, в свою очередь учатся подчиняться
· Развивается вся познавательная сфера, но в первую очередь воображение(развивается из раннего возраста – предметы-заместители: блин-платок, чехол от кассеты – варежка. Что первично: воображение или игра? Сначала замысел, потом действие – исходя из основного принципа единства сознания и деятельности: воображение развивается под влиянием игровой деятельности. (стремясь к образу идеального взрослого), наглядно-образное мышление (воображаемые образы интериоризируются), а отсюда и память. В мышлении феномен децентрации– в начале дошкольного возраста ребенок рассматривал все явления только от себя, со своей позиции (эгоцентризм – особая интеллектуальная позиция ребенка – не может представить, что кукла видит макет гор по-другому), вследствие игровых действий (планирование, действия всех) позволяет взглянуть на происходящее с точки зрения других, в конце дошкольного возраста – нормальное видение ситуации. Это необходимо для дальнейшей организации взаимоотношений – начинает формироваться рефлексия – способность взглянуть на себя со стороны другого человека. Ведь действия в игре должны быть соблюдены – партнер по игре видит, то ли я делаю, как пограничник. Очень острое желание занять новую позицию.
Кризис 7 лет (мировоззренческий): Потеря детской непосредственности (манерничание, кривляние– выполняет защитную функцию от травмирующих переживаний – ребенок ориентируется в чувствах и переживаниях и относится к самому себе на основе обобщения переживаний).
Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции
Возникновение паузы между обращением и его ответной реакцией, оспаривание родительских просьб, непослушание, хитрость как нарушение сложившихся правил, демонстративно-карикатурная взрослость, обостренное внимание к внешнему облику, не как маленький. Позитив: заинтересованность в общении со взрослым и новые темы, самостоятельность в занятиях – хобби и отдельных самостоятельных обязанностях, взятых на себя по собственному решению, рассудительность. Психологический смысл этих особенностей поведения – осознание правил, повышение внутренней ценности самостоятельно организованных ребенком действий.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в ... процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ...
Общение с родным взрослым – 3-5 лет внеситуативно-познавательное,
Лет внеситуативно-личностное
Общениесо сверстниками4-6 лет ситуативно-деловое (игровое сотрудничество), к концу дошкольного возраста внеситуатино-деловое (сопереживание, общение без действий)
Эмоционально-волевая сфера:Характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам, но из этого же следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.
Новообразования:
— механизм эмоционального предвосхищения (эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты для ребенка в удовлетворении его желаний), лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка;
— изменения содержания аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку, появляются эмоциональное сочувствие, сопереживание, содействие, без этих эмоций невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей –> социализация эмоций, вербальное обозначение эмоциональных состояний
Меняет эгоцентрическую позицию ребенка, дает возможность попробовать себя в новых ролях, оказывает влияние на развитие личности, игровая мотивация является показателем зрелости психического развития.
Мотивационно-потребностная сфера:Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов («Я-рождение личности» — Л.И. Божович), мотивы приобретают разную силу и значимость.
Новообразования:
— появление смыслообразующей функции мотива, ребенок осмысленно подходит к тому или иному действию;
— сознательное поведение, поступки свидетельствуют о возникновении индивидуальной мотивационной системы ребенка, основанной на личностных диспозициях, а не только на ситуации, в которой находится ребенок, поведение ребенка детерминировано личностью.
Мотивы, порождающие игровую деятельность: интерес к миру взрослых, к процессу игры, стремление к установлению положительных отношений со сверстниками и взрослыми, потребность в самоутверждении меняет эгоцентрическую позицию ребенка, дает возможность попробовать себя в новых ролях, оказывает влияние на развитие личности, игровая мотивация является показателем зрелости психического развития.
Новые мотивы: связаны с формирующейся самооценкой самолюбия (мотивация достижения успеха, соперничества, соревнования), связаны с устанавливающимися моральными нормами –> реализуется потребность во взаимоуважении, внимании.
Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами ...
... 44 5. Составить программу деятельности социального педагога по работе с детьми с отклонениями в развитии. 46 6. На примере одного из этапов социализации показать, какие ... Составление социально-педагогических паспортов классов; Социально-педагогические характеристики Составление социально-педагогического паспорта школы Январь Февраль март классные руководители. соц. педагог 10 Изучение и анализ ...
наличие разнообразных потребностей, мотивов: физиологических (сон, еда), социальные (взаимодействие со взрослыми).
К концу первого года жизни – потребность в активности, впечатлениях становится ярко выраженными.
Самосознание: возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; оценивание сверстника помогает ребенку оценить самого себя; дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы; к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность; развивается способность мотивировать самооценку; появляется осознание себя во времени. Личное сознание.
Восприятие: Выделяется структура предметов, пространственные особенности и соотношение его частей.
Внимание: вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным пока есть интерес.
Память: непроизвольная зрительная, эмоциональная. К 5 годам появляются признаки непосредственной механической памяти. К концу периода – произвольность запоминания.
Мышление: наглядно-образное, начало формирования словесно-логического.
Воображение:репродуктивное, слово становится заместителем предмета.
Речь:является средством постановки и решения интеллектуальных задач. Эгоцентрическая (внутренняя речь).
Первая форма диалогической речи.
Психологическая готовность ребенка к школе
Школьная зрелость —(не есть умение читать и считать), достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также владение ЗУН, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
1. Физиологическая готовность
· уровень физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки )
· уровень биологического развития (зубы – 6-11 прорезавшихся постоянных), достижение определенных пропорций — отношение окружности головы к длине тела, увеличивается длина рук и ног.
· состояние здоровья – в схеме комплексной оценки выделяют 5 групп:
1. дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим
развитием, редко болеющие (20-25 %)
2. дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, еще не являющиеся хроническими (пограничные состояния – при неблагоприятных условиях – стойкие отклонения здоровья) (30-35 %)
3. дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также с плохим физическим развитием (30-35 %)
4. дети с хроническими заболеваниями, требующие длительного лечения, диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста (рекомендуется обучать на дому, в санаториях, учебных заведениях санаторного типа либо временная отсрочка от поступления в школу)
5. существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.
Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды ...
... школьного обучения. Готовность к школе бывает: -физической Физическая готовность к школе — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают ... не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». ...
Кроме того, выделяют следующие критерии физиологической говности:
· темперамент,
· австралийская проба,
· работоспособность,
· выносливость,
· двигательная готовность (развитие мелкой моторики, крупных движений рук, ног, всего тела),
· координация в системе «глаз-рука»,
· фонематический слух,
· овладение гигиеническими навыками,
· эмоциональная устойчивость, значительная часть детей страдают неврозами (логоневроз, тик, энурез, энкопрез)
· функциональные и органические отклонения в развитии НС — наличие ММД в 40-60 % случаев – причины: тяжелое протекание беременности, осложненные роды, некоторые заболевания в ранних возрастах, травмы г/мозга, стрессовые ситуации, неблагоприятные условия в семье. Свойственны: снижение функций памяти и внимания, гиперактивность или медлительность, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в принятии учебной задачи и снижениесамоконтроля. При благоприятных условиях с возрастом компенсируются, имея нормальный уровень готовности в сложных программах появляются специфические трудности, успешность усвоения знаний ниже.
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большой коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника. Существует опасность развития дидактогенных заболеваний (гиподинамия, повышенная тревожность, чрезмерные умственные нагрузки).
2. Личностная (социальная) готовность (у некоторых авторов – социально-личностные) готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Психологическая литература описывает широко и по-разному.
А).
мотивационная (аффективно-потребностная сфера) готовность
· сформированность потребности в учебной деятельности, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности – быть школьником,
· «внутренняя позиция школьника» Л.И. Божович: «совокупность той системы внутренних факторов, которые преломляясь и опосредуя влияние среды становятся непосредственной движущей силой развития у ребенка психических качеств. Сначала это интерес к новому: внешним атрибутам: ранцу и проч., чего нет у дошкольника, новым друзьям, обязанностям, знаниям. Принятие взрослыми дошкольника как личность со своими правами. Формируется отношение ребенка к школе, учителю, учению как к деятельности. Сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.
· наличие познавательных интересов,
· мотивы, определяющие отношение к учению (собственно учебный мотив как осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей — формируется в процессе школьного обучения. Учебная деятельность дошкольников управляется целой системой разнообразных мотивов:
1. социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника (Я хочу в школу, потому, что все дети должны учиться, это нужно и важно) – ответственное отношение к учебе
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
... взрослых способов взаимодействия; - организуется наблюдение за деятельностью ребенка в урочное и ' внеурочное время; - ... медико-педагогического консилиума; проводятся занятия в «Школе для родителей»; - осуществляется методическая и информационная ... детей с выраженными нарушениями в развитии/Шодходы к реабилитации детей с особенностями в развитии средствами образования.-М.:ИПНРАО, 1996. 3. Готовность ...
2. учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому – высокая учебная активность
3. оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение (Я хочу в школу, потому, что там я буду получать только пятерки) – потребность в признании и одобрении взрослого формирует ориентацию на оценку взрослого и низкий уровень самостоятельности при выполнении задания и неумение оценить правильность своих действий,
4. позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника (Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель) – только интерес к новой ситуации и новой роли не позволяют сформироваться мотивам учения, интерес к школе угасает достаточно быстро.
5. внешние по отношению к школе и учению мотивы (Я пойду в школу, потому что мама так сказала) – также формируется негативное отношение к школе и учению
6. игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность (Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями) – неадекватен учебной деятельности, исключает принятие учебной задачи, отрицательно сказывается на формировании учебной деятельности и усвоении учебного материала
Б).
волевая готовность (иерархия мотивов, произвольное поведение – развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению)
В) нравственная готовность (знание нравственных норм и умение жить в коллективе сверстников)
Г) коммуникативная готовность (формирование форм личностного общения: наличие потребности в общении, развитие эмпатии, умение определять состояние и потребности партнера по общению, наличие коммуникативных умений)
3. Интеллектуальная готовность (определенный уровень развития психических процессов и сформированность определенных знаний, умений и навыков).
Предполагает определенный уровень умственного развития – сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной сфере субъекта (под влиянием социализации, учебной деятельности в т.ч.): 1. фонд действенных знаний – те ЗУН, которыми пользуемся в обычной жизни; 2. обучаемость — способность и восприимчивость к обучению. Динамична: чем больше знаний, тем больше обучаемость (способности, темперамент, характер, направленность, личностные особенности).
Следовательно, познавательные процессы, срез не прогнозирует успешность, только на момент поступления в школу.
Должны быть сформированы ситуативно-деловое (стремится научиться чему-либо), внеситуативно-познавательное (узнавание нового), очень важно для психологической готовности внеситуативно-личностное (обсуждение тем, связанных с человеком (нравственные нормы, переживания, о друзьях, родителях), где взрослый – носитель ценного социального опыта, взрослый открывает перспективу дальнейшей жизни, становится авторитетом, ребенок учится рефлексии.