ССР: Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений

Лекция 5. Психологические особенности дошкольного возраста.

Дошкольное детство (3 –7 лет).

Особенности ССР в дошкольном возрасте – возникшая у ребенка потребность быть взрослым реализуется в особом виде деятельности – игровой (сюжетно-ролевая игра), ее особенности зависят от окружающей ребенка среды. В связи с этим особое значение для развития ребенка приобретает образ идеального взрослого. Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций: водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.

ССР: Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный).

Познание мира человеческих отношений.

Потребность быть взрослым с раннего возраста – предпосылки, мотив игры. Но нужны еще операционально-технические предпосылки игры – способность замещать, овладение функцией замещения: брать роль, создавать воображаемые ситуации, замещать предметы.

Игра – особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности (в.П. Зинченко: содержит в себе «культурный код» детского развития).

Сущностью игровой деятельности как ведущей деятельности дошкольного возраста является то, что в ней отражаются особенности жизни и деятельности взрослого, естественного мира и общества, в котором живет ребенок – игры с сюжетом отражают микросоциум, игра – зеркало нашей жизни (Игра – образование историческое, возникает тогда, когда ребенок не может участвовать в общественном труде, возникает «пустой» промежуток, когда надо подождать чтобы ребенок подрос, кроме того исторически содержание игр менялось: «Крестьяне и барин», Гражданская война, новые русские).

Меняется содержание игры и на протяжении дошкольного возраста. Взаимодействия с куклой будут меняться четко – это образ не конкретного взрослого, а собирательный образ взрослого человека, может быть носителя каких-либо функций. Образ является мотивом игровой деятельности (знания о профессии врача воплощает в своей деятельности).

Этот образ в сознании ребенка – совокупность сведений о взрослом.

3 стр., 1493 слов

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР в начальной школе

... признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за ... Выявлены значительные различия в результатах самостоятельной работы детей с ЗПР и работы с помощью взрослых. Дети с ЗПР способны принимать помощь, усваивать принцип ...

Изменения игровой деятельности от возраста к возрасту (младший, средний, старший дошкольный возраст) описан Д.Б. Элькониным в «Психологии игры»:

1. Закон развития игр выражает генетическую связь между играми детства. Развитие игры идет от игр, в которых основное содержание предметная деятельность людей к играм, отражающим отношение между людьми, затем к играм, в которых главным содержание является подчинение правилам общественного поведения. Самое высокое содержание – правила общественно-нормативных отношений между людьми.

2. В структуре игры выделяют ядро – роль, игровые действия, перенос значений (не все может быть всем – замещать может только предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия) и игровые правила.

Игры с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами характерны для младших дошкольников (подражательно-процессуальные).

Игры со свернутой системой действий, ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами характерны для средних дошкольников (сюжетно-ролевая игра).

Игры с ясно выраженными открытыми, четкими правилами и скрытыми за ними ролями характерны для старшего дошкольного возраста (игры с правилами).

3. Изменение игровых действий: на ранних этапах они носят развернутый характер, не бывают сокращенными, не заменяются словесным обозначением – «действие ради действий». В старшем дошкольном возрасте – игровые действия сокращаются, приобретают обобщенный характер, часто не требуют материальной основы и заменяются словами. На этом этапе игровые действия совершаются ради того, чтобы через них передать какое-либо отношение в соответствии с взятой ролью.

4. Мотив игровой деятельности лежит не в результате, а в процессе этой деятельности, следовательно и мотивация также будет меняться.

В младшем дошкольном возрасте преобладающими мотивами будут: интерес к миру взрослого, интерес к процессу игры, стремление к установлению позитивных взаимоотношений с окружающими людьми (особенно значим для дошкольников из-за специфики игровой деятельности, хотя характерен для всех возрастов), самоутверждение. Мотивы развиваются по мере развития игры: имея представления о себе как о взрослом, поиграв, понял, что мало знает, есть чему поучиться, что обуславливает появление новых: познавательного, нравственного и соревновательного мотивов. Интерес к процессу игры уступает место результату игры (строительство, обустройство квартир), направленность на результат, что обуславливает следующую ведущую деятельность. Познавательный мотив (Хочу быть умным) – мы его настраиваем, что надо обогатить себя знаниями. Общаясь со взрослыми и детьми, понимает, что умным необходимо быть, их любят взрослые и дети (по социометрии, он умный с ним интересно).

Нравственный мотив (Хочу жить по нормам закона): усвоение норм, правил, все 4 предыдущих мотива младшего дошкольного возраста способствуют возникновению нравственного мотива как стремление жить с общепринятыми нормами и правилами.Соревновательный мотив(хочу сравнить себя со сверстниками)– утвердился со взрослыми, что хороший, на новом витке спирали самоутверждение со сверстниками (ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая формы общения со сверстниками): в чем я преуспеваю, в чем отстаю?

13 стр., 6423 слов

Психическое развитие в раннем возрасте. Действие и интеллект

... раннем детстве, рассмотреть с чего начинается умственная деятельность. Объект исследования Дети раннего возраста Предмет исследования Интеллект и действие Задачи 1. Провести анализ научной литературы по ... развития у ребенка Гипотеза В раннем возрасте ребенок становится в большинстве своих действий независимым от родителей, значит, предметные действия развиваются путем самостоятельных проб и ошибок. ...

Следовательно, только учебная деятельность может удовлетворить все потребности, поэтому появляются следующие новообразования (личностная сфера):

· Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности (потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции) игра символична, реальной деятельности нет) – учебной – ключевое, фундаментальное образование

· Усвоение нравственных норм (лучше усвоение норм жизни окружающего ребенка общества – не нравственных)

· Формирование иерархии (соподчиненности) мотивов – выделение главных и второстепенных – появление волевого поведения. В игре выстраивает мотивы от имени не себя, а роли, которую взял, от потребностей детей (а иначе не возьмут).

Забыл, что труслив, замкнут, преодолевает смертельный испуг – по роли демонстрирует смелость, решительность, открытость. Осеева «Честное слово». Произвольность поведения (по воле с целью) играя в игры по правилам, требованиям, в свою очередь учатся подчиняться

· Развивается вся познавательная сфера, но в первую очередь воображение(развивается из раннего возраста – предметы-заместители: блин-платок, чехол от кассеты – варежка. Что первично: воображение или игра? Сначала замысел, потом действие – исходя из основного принципа единства сознания и деятельности: воображение развивается под влиянием игровой деятельности. (стремясь к образу идеального взрослого), наглядно-образное мышление (воображаемые образы интериоризируются), а отсюда и память. В мышлении феномен децентрации– в начале дошкольного возраста ребенок рассматривал все явления только от себя, со своей позиции (эгоцентризм – особая интеллектуальная позиция ребенка – не может представить, что кукла видит макет гор по-другому), вследствие игровых действий (планирование, действия всех) позволяет взглянуть на происходящее с точки зрения других, в конце дошкольного возраста – нормальное видение ситуации. Это необходимо для дальнейшей организации взаимоотношений – начинает формироваться рефлексия – способность взглянуть на себя со стороны другого человека. Ведь действия в игре должны быть соблюдены – партнер по игре видит, то ли я делаю, как пограничник. Очень острое желание занять новую позицию.

Кризис 7 лет (мировоззренческий): Потеря детской непосредственности (манерничание, кривляние– выполняет защитную функцию от травмирующих переживаний – ребенок ориентируется в чувствах и переживаниях и относится к самому себе на основе обобщения переживаний).

Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции

Возникновение паузы между обращением и его ответной реакцией, оспаривание родительских просьб, непослушание, хитрость как нарушение сложившихся правил, демонстративно-карикатурная взрослость, обостренное внимание к внешнему облику, не как маленький. Позитив: заинтересованность в общении со взрослым и новые темы, самостоятельность в занятиях – хобби и отдельных самостоятельных обязанностях, взятых на себя по собственному решению, рассудительность. Психологический смысл этих особенностей поведения – осознание правил, повышение внутренней ценности самостоятельно организованных ребенком действий.

8 стр., 3528 слов

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

... ДороноваТ.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., ... с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, ...

Общение с родным взрослым – 3-5 лет внеситуативно-познавательное,

Лет внеситуативно-личностное

Общениесо сверстниками4-6 лет ситуативно-деловое (игровое сотрудничество), к концу дошкольного возраста внеситуатино-деловое (сопереживание, общение без действий)

Эмоционально-волевая сфера:Характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам, но из этого же следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.

Новообразования:

— механизм эмоционального предвосхищения (эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты для ребенка в удовлетворении его желаний), лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка;

— изменения содержания аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку, появляются эмоциональное сочувствие, сопереживание, содействие, без этих эмоций невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей –> социализация эмоций, вербальное обозначение эмоциональных состояний

Меняет эгоцентрическую позицию ребенка, дает возможность попробовать себя в новых ролях, оказывает влияние на развитие личности, игровая мотивация является показателем зрелости психического развития.

Мотивационно-потребностная сфера:Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов («Я-рождение личности» — Л.И. Божович), мотивы приобретают разную силу и значимость.

Новообразования:

появление смыслообразующей функции мотива, ребенок осмысленно подходит к тому или иному действию;

— сознательное поведение, поступки свидетельствуют о возникновении индивидуальной мотивационной системы ребенка, основанной на личностных диспозициях, а не только на ситуации, в которой находится ребенок, поведение ребенка детерминировано личностью.

Мотивы, порождающие игровую деятельность: интерес к миру взрослых, к процессу игры, стремление к установлению положительных отношений со сверстниками и взрослыми, потребность в самоутверждении меняет эгоцентрическую позицию ребенка, дает возможность попробовать себя в новых ролях, оказывает влияние на развитие личности, игровая мотивация является показателем зрелости психического развития.

Новые мотивы: связаны с формирующейся самооценкой самолюбия (мотивация достижения успеха, соперничества, соревнования), связаны с устанавливающимися моральными нормами –> реализуется потребность во взаимоуважении, внимании.

5 стр., 2290 слов

Виды мотивов трудовой деятельности

... психологического явления, называемого мотивом. Другими словами, для инициации деятельности необходимо соотнесение потребности с предметом, который способен данную потребность удовлетворить. Мотив «опредмечивает» потребность, находит для ... карьеру, быть признанным, потребности в успехе, уважении, привязанности, любви, власти и пр.). Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию ...

наличие разнообразных потребностей, мотивов: физиологических (сон, еда), социальные (взаимодействие со взрослыми).

К концу первого года жизни – потребность в активности, впечатлениях становится ярко выраженными.

Самосознание: возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; оценивание сверстника помогает ребенку оценить самого себя; дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы; к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность; развивается способность мотивировать самооценку; появляется осознание себя во времени. Личное сознание.

Восприятие: Выделяется структура предметов, пространственные особенности и соотношение его частей.

Внимание: вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным пока есть интерес.

Память: непроизвольная зрительная, эмоциональная. К 5 годам появляются признаки непосредственной механической памяти. К концу периода – произвольность запоминания.

Мышление: наглядно-образное, начало формирования словесно-логического.

Воображение:репродуктивное, слово становится заместителем предмета.

Речь:является средством постановки и решения интеллектуальных задач. Эгоцентрическая (внутренняя речь).

Первая форма диалогической речи.

 

 

Психологическая готовность ребенка к школе

Школьная зрелость —(не есть умение читать и считать), достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также владение ЗУН, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

1. Физиологическая готовность

· уровень физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки )

· уровень биологического развития (зубы – 6-11 прорезавшихся постоянных), достижение определенных пропорций — отношение окружности головы к длине тела, увеличивается длина рук и ног.

· состояние здоровья – в схеме комплексной оценки выделяют 5 групп:

1. дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим

развитием, редко болеющие (20-25 %)

2. дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, еще не являющиеся хроническими (пограничные состояния – при неблагоприятных условиях – стойкие отклонения здоровья) (30-35 %)

3. дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также с плохим физическим развитием (30-35 %)

4. дети с хроническими заболеваниями, требующие длительного лечения, диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста (рекомендуется обучать на дому, в санаториях, учебных заведениях санаторного типа либо временная отсрочка от поступления в школу)

5. существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

Кроме того, выделяют следующие критерии физиологической говности:

· темперамент,

· австралийская проба,

2 стр., 691 слов

Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды ...

... Готовность к школе - состояние, при котором ребёнок созрел для школьного обучения. Готовность к школе бывает: -физической Физическая готовность к школе — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные ... удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией ...

· работоспособность,

· выносливость,

· двигательная готовность (развитие мелкой моторики, крупных движений рук, ног, всего тела),

· координация в системе «глаз-рука»,

· фонематический слух,

· овладение гигиеническими навыками,

· эмоциональная устойчивость, значительная часть детей страдают неврозами (логоневроз, тик, энурез, энкопрез)

· функциональные и органические отклонения в развитии НС — наличие ММД в 40-60 % случаев – причины: тяжелое протекание беременности, осложненные роды, некоторые заболевания в ранних возрастах, травмы г/мозга, стрессовые ситуации, неблагоприятные условия в семье. Свойственны: снижение функций памяти и внимания, гиперактивность или медлительность, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в принятии учебной задачи и снижениесамоконтроля. При благоприятных условиях с возрастом компенсируются, имея нормальный уровень готовности в сложных программах появляются специфические трудности, успешность усвоения знаний ниже.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большой коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника. Существует опасность развития дидактогенных заболеваний (гиподинамия, повышенная тревожность, чрезмерные умственные нагрузки).

2. Личностная (социальная) готовность (у некоторых авторов – социально-личностные) готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Психологическая литература описывает широко и по-разному.

А).

мотивационная (аффективно-потребностная сфера) готовность

· сформированность потребности в учебной деятельности, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности – быть школьником,

· «внутренняя позиция школьника» Л.И. Божович: «совокупность той системы внутренних факторов, которые преломляясь и опосредуя влияние среды становятся непосредственной движущей силой развития у ребенка психических качеств. Сначала это интерес к новому: внешним атрибутам: ранцу и проч., чего нет у дошкольника, новым друзьям, обязанностям, знаниям. Принятие взрослыми дошкольника как личность со своими правами. Формируется отношение ребенка к школе, учителю, учению как к деятельности. Сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.

· наличие познавательных интересов,

· мотивы, определяющие отношение к учению (собственно учебный мотив как осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей — формируется в процессе школьного обучения. Учебная деятельность дошкольников управляется целой системой разнообразных мотивов:

1. социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника (Я хочу в школу, потому, что все дети должны учиться, это нужно и важно) – ответственное отношение к учебе

2. учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому – высокая учебная активность

19 стр., 9144 слов

1. Обзор литературы и конкретизация понятия «психологическая ...

... подготовки учителя математики…»4встречаеться следующие определение психологической готовности: «Психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется личностно-педагогической направленностью, которая проявляется в понимании ... – ключевой, определяющий всю направленность образовательного процесса в учебном заведении. Чтобы реально решать задачу по ориентации образования ...

3. оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение (Я хочу в школу, потому, что там я буду получать только пятерки) – потребность в признании и одобрении взрослого формирует ориентацию на оценку взрослого и низкий уровень самостоятельности при выполнении задания и неумение оценить правильность своих действий,

4. позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника (Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель) – только интерес к новой ситуации и новой роли не позволяют сформироваться мотивам учения, интерес к школе угасает достаточно быстро.

5. внешние по отношению к школе и учению мотивы (Я пойду в школу, потому что мама так сказала) – также формируется негативное отношение к школе и учению

6. игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность (Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями) – неадекватен учебной деятельности, исключает принятие учебной задачи, отрицательно сказывается на формировании учебной деятельности и усвоении учебного материала

Б).

волевая готовность (иерархия мотивов, произвольное поведение – развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению)

В) нравственная готовность (знание нравственных норм и умение жить в коллективе сверстников)

Г) коммуникативная готовность (формирование форм личностного общения: наличие потребности в общении, развитие эмпатии, умение определять состояние и потребности партнера по общению, наличие коммуникативных умений)

3. Интеллектуальная готовность (определенный уровень развития психических процессов и сформированность определенных знаний, умений и навыков).

Предполагает определенный уровень умственного развития – сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной сфере субъекта (под влиянием социализации, учебной деятельности в т.ч.): 1. фонд действенных знаний – те ЗУН, которыми пользуемся в обычной жизни; 2. обучаемость — способность и восприимчивость к обучению. Динамична: чем больше знаний, тем больше обучаемость (способности, темперамент, характер, направленность, личностные особенности).

Следовательно, познавательные процессы, срез не прогнозирует успешность, только на момент поступления в школу.

Должны быть сформированы ситуативно-деловое (стремится научиться чему-либо), внеситуативно-познавательное (узнавание нового), очень важно для психологической готовности внеситуативно-личностное (обсуждение тем, связанных с человеком (нравственные нормы, переживания, о друзьях, родителях), где взрослый – носитель ценного социального опыта, взрослый открывает перспективу дальнейшей жизни, становится авторитетом, ребенок учится рефлексии.