Лекция 5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ № ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.

Формы публичного выступления.

— публичное выступление по частному поводу и в знакомой или полузнакомой аудитории: тост, поздравление, поминовение, отповедь детям.

— публичное выступление в деловой ситуации: отчет, доклад, сообщение, выступление, предложение, возражение, реплика.

-публичное выступление перед большой аудиторией: речь, лекция, доклад.

— Публичное выступление перед виртуальной аудиторией.

Цели публичного выступления.

Подготавливая публичное выступление, Вы должны ответить себе на два вопроса:

1. Что я хочу сказать аудитории?.

2. Как мне донести до нее эту мысль?

Страхи публичного выступления.

Говорят, что боязнь публичного выступления сродни страху смерти. Для того, чтобы победить свой страх перед аудиторией, необходимо сформировать особые защитные психологические установки.

  • Страх 1. “Я не умею говорить”. Защита: Учитесь говорить публично, лучше всего произнося тосты в знакомой компании, постепенно навык появится и страх исчезнет.
  • Страх 2. “ Я боюсь, что им будет неинтересно”. Защита: Убеждайте себя, что вы хорошо подготовились, что Вы знаете предмет лучше многих. Поверьте — то, что Вы говорите, важно и Вы хорошо разобрались в вопросе.
  • Страх 3. “ Им не понравится” Защита: На самом деле, как правило, никто не хочет Вашего провала, и слушатели настроены на то, чтобы сохранить Ваше лицо.
  • Страх 4. “Я опять провалился”. Защита: Это бывает со всеми. В другой раз получится.

Существует несколько способов подготовиться к выступлению:

1) написать текст и читать его,

2) написать, выучить и рассказать,

3) иметь записи ,

4) обдумать и выступать без материалов.

5)выступать экспромтом.

Если Вы готовите отчет, лекцию, доклад, любое информационное сообщение, лучше всего иметь записи основных положений. Речь оратора на митинге или поздравление юбиляра, относятся к убеждающим и побуждающим выступлениям и воспринимается должным образом, если человек выступает “без

бумажки”. Брежнев с бумагой. Путин с блокнотом.

Типы ораторов. Фактор Ореола.

Системщики: тщательная подготовка, отсутствие быстрой реакции и обратной связи с аудиторией.

Мыслители: поток сознания.

Поэты: описательная речь.

Вожди: побуждающая речь.

Критерии оценки публичного выступления.

13 стр., 6299 слов

Технология публичного выступления

... цитата, призыв к действию. Анализ проведённого выступления После публичного выступления речь необходимо проанализировать. Основными критериями критики речи являются следующие: объективность, ясность, наглядность, рациональность ... без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие. Психологические ...

проблемность, аргументированность, новизна, доходчивость, логичность, компетентность, учет аудитории, эмоциональность, красота языка, пунктуальность.

Что зависит от Вас?

Представление и обращение к аудитории.

Риторическое начало.

Способы привлечения внимания слушателей в первый момент:

Речь

  1. Риторический вопрос: “До каких пор мы будем это терпеть!”
  2. Сопоставление точек зрения: “В объяснении этой проблемы существуют два подхода”.
  3. Чтение газетных заголовков, ссылка на Тел. Новости, на новости в Интернете: “Посмотрите сегодняшние “Ведомости”…”.
  4. Драматургия: “Представляете, иду я вечером…”
  5. Внесение элемента неформальности: “Мой муж обычно говорит…”
  6. Цитата известного ученого или писателя: “Академик Ландау писал…”.
  7. “Прямое включение”: “А вот Вы что об этом думаете?”
  8. Исторический эпизод: “Однажды Наполеон…”.

Выступление

При коротком выступлении вводная фраза также необходима. Можно воспользоваться теми же способами, сократив время.

Эти формы могут быть использованы в начале или в конце выступления для придания большей убедительности Вашей речи. Их ценность в том, что при внешней неожиданности подобные “экспромты” могут быть продуманы и работать на общую задачу выступления.

Чего нельзя говорить и делать в начале выступления

Я во всем согласен с предыдущим оратором.

Ничего нового я не скажу.

Я не имел необходимой информации.

Я не оратор или Я не умею говорить.

Что говорить можно, но рискованно.

Я не согласен с предыдущим оратором.

Трудно выступать после…

Содержание выступления.

6 стр., 2922 слов

11. Проведение публичных выступлений

... форме доброжелательного совета. Нельзя «навязывать» что-то аудитории и льстить себе, распространяя торговую информацию о продукции своего предприятия. 1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления ... к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции ... слу­шатели подводятся к необходимым выводам. В ней излагается основной материал, ...

  1. Послание аудитории. Цель? — Информация. Поддержка. Действие. В зависимости от определения цели Ваш доклад будет состоять из описаний, примеров и общих выводов ( 1 вариант), аргументов и предложенного решения ( 2 вариант), из конкретных предложений со списком мероприятий, сроками и ответственными (3 вариант).
  2. Структура выступления: Тема, история вопроса, изложение позиции, доказательство, опровержение противников, воззвание, выводы.
  3. Иллюстративность.
    1. Примеры: нельзя обходиться без примеров, нельзя объяснять слишком многое на одном примере, нельзя использовать один пример несколько раз .
    2. Наглядность-люди запоминают 70 процентов того, что видят и слышат одновременно . Кроме того, любые схемы, диаграммы, таблицы сокращают время выступления и убеждают аудитории в Вашей компетентности. Требования к иллюстративному материалу.Новая проблема – электронная презентация.
  4. Обязательность выводов. Наличие выводов в конце. Оформление их в виде цифровой последовательности. Ограниченность выводов (4 – 5 ) Горбачев и Ельцин.

Форма выступления

  1. Эмоциональность. 1.форма: Апелляция к чувствам— говорят: если хочешь, чтобы слушатель заплакал — заплачь сам. Эмоциональность оратора завораживает аудиторию, поэтому, если эмоции не чужды Вам, не бойтесь их демонстрировать. 2 форма: Подчеркивание личной позиции. 3 форма: Обращение к ценностям, которые у данной аудитории вызовут необходимые эмоции.
  2. Соблюдение регламента: Будьте точны. Не говорите: «Я буду краток», вдруг вы не выдержите регламент, и аудитория воспримет Вас как обманщика. Не говорите, когда напоминают об окончании вашего времени: «А у меня все.» — это звучит смешно. Если Вы не хотите, чтобы Вас прервали, сообщите слушателям: “Я остановлюсь на трех вопросах”, и они будут ждать. Скажите : « И последнее».
  3. Риторика. Выбор речевого стиля (высокий, низкий, влиятельный, невлиятельный).

    Демонстрация профессионализма. Упрощение терминологии и предложений. Интонационный выбор. Уровень категоричности. Обратная связь с аудиторией. Не говорите: «Как всем известно…» (три еще худшие варианты использования данного оборота), «Ничего нового я не скажу.» «Я во всем согласен с предыдущим оратором». «Я не умею говорить».

  4. Внешний вид. Состояние. Когда Вы стоите перед аудиторией, ей мгновенно передается Ваше состояние. Поэтому отрепетируйте дома Ваш “бодрый вид”, стойте прямо, не ходите перед аудиторией, не прячьтесь за кафедрой или за столом, улыбайтесь Одежда. Жестикуляция, поза и движение.

Что не зависит от оратора, но может быть сведено к минимуму?

5 стр., 2039 слов

Аудитория СМК

5 Аудитория СМК Аудитория- социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющим информацией и доводящим ее до этой общности. Аудитория в массовой коммуникации- специфическая динамическая социокультурная общность, члены которой объединены практикой обращения к конкретному медиатексту (напр., книге, статье в газете, кинофильму, телепрограмме, ...

1.Состав аудитории, качественный и количественный, ее квалификация,

2. Состояние и настроение в момент Вашего выступления.

Трудная аудитория – тоже самое, что трудный собеседник – о которой мы ничего не знаем; еще хуже – ничего не хотим знать.

Тяжелая аудитория – некомпетентные в этом вопросе люди, «не в теме».

Тяжелая – настроенная против Вас..

3. Динамика внимания слушающей аудитории.

4. Другие отвлекающие факторы.

Если Вы выступаете первым (на совещании по спорному вопросу, на дискуссии, на научной конференции):

Сначала докажите свой тезис, а потом постарайтесь посеять сомнения в правильности позиции оппонентов, если Вы ее знаете. В этом случае собеседнику придется сначала опровергать Вас. Начинать надо всегда с того, что всех объединяет. С другой стороны, нельзя убедить того, кто не согласен в принципе. Необходимо договориться об общих началах, на которых ведется спор. Постарайтесь построить свое выступление по схеме: идея –действия – средства — результат

Если Вы говорите вторым: Делайте записи по ходу дела, чтобы быть «в теме».

Можно сразу начать излагать свою позицию. Это выигрышно, если Вы сильны.

Если силы примерно равны, то следует начать с контраргументации. Формы расположения доказательств: сначала сильные и важные. Затем послабее, а в конце самые убедительные; или от слабых к сильным.

Не повторяйтесь и не произносите общих фраз, которые уже произнес ведущий или предыдущие выступающие.

Упомяните позиции, с которыми Вы согласны. Поименно назвав их авторов (только правильно).

Ограничьтесь этим, или четко зафиксируйте, что предлагаете Вы лично.

Если Вы чувствуете, что цель достигнута, просите прямой поддержки у аудитории: голосования, аплодисментов. подписей, высказываний.

5 стр., 2436 слов

Подготовка к публичному выступлению

Зиновьева К. Э. Введение Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов. Не вступая в спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда не осуществились, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на других была ...

Участники обсуждения.

Вздорный собеседник – пусть его критикуют другие. Если Вы вдвоем, делайте паузы, снисходительно улыбаясь. Говорите: «ну что Вы так волнуетесь» и т.п.

Позитивно настроенный собеседник – не давите, пусть выскажется в конце.

Демагоги – останавливайте вопросами, уточнениями, указанием на регламент встречи.

Робких людей подбодрите: Вот у Сергея есть предложение…»

Признанный авторитет – комплимент и просьба помочь советом.

Незаинтересованные скептики – мягко кивать, не обращая внимания на их аргументацию

Когда Вы выступаете по частным поводам: с поздравлением, на митинге, на поминках лучше выступать третьим – пятым. Тогда можно надеяться, что Вы скажете то, что еще не сказано. И Вас услышат. Разумеется, если Вы очень боитесь, можно выступать десятым – шестнадцатым, тогда Вас наверняка не запомнят. Только Вы-то будете волноваться одинаково.

Практические задания:

Публичное выступление перед аудиторией.

  1. Самопредставление. (Презентация фирмы).
  2. Поздравительная речь (Юбилей Значимого лица).
  3. Публицистическая или дискуссионная речь (Защита собственной позиции)

Требования: продуцирование текста без записи; литературный язык; регламент; обратная связь с аудиторией.