Понятие общения. Виды общения.

Тема 1. Общее понятие об общении.

Понятие общения. Виды общения.

Структура и средства общения

Функции общения

Уровни общения

Приемы повышения эффективности общения

Понятие общения. Виды общения.

Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов, раскрывающих сущность понятия «общение».

Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятель­ность, взаимную связь между людьми.

Общение — сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д. Парыгин отме­тил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживання и взаимного понимания друг друга.

А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью раз­личных средств коммуникации для становления взаимоотношений между людьми». Общение как процесс взаимодействия гораздо шире: общение внутри групп — межгрупповое, в коллективе — межколлективное. И только в процессе взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом реализуется потребность личности в общении. Благодаря общению человек усваивает формы поведения.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главные:

1. общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;

2. общение – атрибут других видов человеческой деятельности;

3. общение – взаимодействие субъектов.

Возникает вопрос о видах общения. Это сложный во­прос, по поводу которого в научных публикациях не существует одно­значного подхода. У различных авторов можно найти неоднозначные трактовки классификации общения и по целям, и по функциям, и по участникам.

9 стр., 4137 слов

Глава 1. Общение как механизм взаимодействия людей……………………6

... в основных моментах профессиональной речи; проанализировать процесс общения как механизм взаимодействия людей. Общение с людьми составляет основу профессиональной деятельности любой специализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общения является непременным условием его высокой ...

В зависимости от содержания, целей и средств, общение можно разделить на несколько видов.

По характеру общение бывает: формальным(деловое) и неформаль­ным(светское, обыденное, бытовое).

По содержанию общение может быть представлено как:

Материальное — обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное — обмен знаниями.

Деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности. Иллюстрацией когнитивного, и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъ­екту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте — оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение кон­кретной проблемы или реализацию определенной цели.

Светское общение – это закрытое беспредметное общение: точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

2 стр., 569 слов

106.Природа и структура общения. общение как обмен информацией

... в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.По своему назначению общение многофункционально. Рассмотрим его основные функции: 1)контактная ...

Формальное общение («Контакт масок») – отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости и т.п., позволяющих скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику.

Примитивное общение, когда другого человека оценивают как нужный или мешающий объект( если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и могут не скрывать этого).

Формально-ролевое общение – и содержание и средства общения регламентированы социальными ролями собеседников.

Личностное общение (Духовное), напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Инструментальное — общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации — это способ передачи её от одного к другому. По средствам общение может быть непосредственным и опосредствован­ным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, го­лова, туловище, голосовые связки и т.п, Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией, Это или природные предметы (палка, брошенный ка­мень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи сим­волов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное вос­приятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные: контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сто­ронами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Прямое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

21 стр., 10167 слов

Характеристика общения. Функции

... Получение дополнительной информации о собеседнике (умение точно воспринимать поведение человека) · Позитивное самопредставление (способность человека производить хорошее впечатление) Характеристика общения. Функции. 1. Содержание общения - ... в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами. Средства общения 1. Лингвистические – речевые. Вербальная коммуникация использует в качестве ...

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невер­бальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсор­ные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

 

Cтpyктypa и средства общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Установление контакта. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.), ко­торая побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях, в ситуации общения и в личности собеседника.

3. Обсуждение вопроса, проблемы.

4. Принятие решения.

5. Выход из контакта.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществля­ется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека прояв­ляется в ясности его речи»).

Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, пра­вильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонаций.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, сред­ний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (рав­номерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плав­ная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специ­фические звуки, возникающие при общении: смех, хмыка­нье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализа­ции — «хм-хм», «э-э-э» и др.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Знак – любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации (например, стол, стул – это знаки).

8 стр., 3814 слов

Общение как деятельность

... взаимоотношениях с партнером в коллективе. 2. ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 2.1 Взаимодействие как организация совместной деятельности Общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных ... отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова как обмен ...

К средствам общения относят:

1. Язык — система слов (знаков), выражений и правил их соеди­нения в осмысленные высказывания, используемые для об­щения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным об­щение при помощи языка; если я говорю «стол», то уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значе­ние слова преломляется для человека через призму его соб­ственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность способны придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительно­сти речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Функции общения

В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения.

Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:

1) контактная функция — установление контакта как состояния обоюд­ной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;

3) побудительная функция — стимуляция активности партнера для на­правления его на выполнение определенных действий;

4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состоя­ний;

6) эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и со­стояний;

7) функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

8) функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

В соответствии с содержанием общения различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

3 стр., 1313 слов

Основные функции управленческой деятельности

... качества руководителя. 1. Основные функции управленческой деятельности. Управленческая деятельность принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим ... сво воплощение в так называемой теории черт харизматическая теория. В соответствии с этой теорией лидером или руководителем не может быть любой ...

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

 

Уровни общения

Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:

социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, ано­нимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;

деловой уровень; целью такого общения являет­ся организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффек­тивности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникаль­ные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно общение является психологиче­ски отстраненным — доминирует «Я-Вы»-контакт;

интимно-личностный уровень; цель — удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне харак­терны психологическая близость, эмпатия, доверительность — доминирует «Я- Ты»-контакт.

Общение может происходить на разных уровнях. Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает: Б. Ломов.

Он выделяет три уровня: макро-, меза- и микроуровни. На макроуровне чело­век общается с другими людьми в соответствии со сложившимися общест­венными отношениями, традициями, обычаями. Он определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни. На мезауровне об­щение происходит в пределах содержательной темы один или много раз. Общение на микроуровне — это акт контакта (вопрос-ответ, мимический, полетомимический акт и др.).

Микроуровень объединяет простейшие элементы, лежащие в основе других уровней общения.