1. Понятие психики, истоки психики животных и человека

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Колледж гостиничного хозяйства

«Царицыно» № 37.

Дисциплина «Психология и этика профессиональной деятельности».

Педагог-психолог Титкова Т.С.

Лекция 2. «Физиологические основы психики человека»

Аннотация

Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Этапы развития психики животных и человека. Функции нервной системы человека. Особенности устройства и функционирования отдельных отделов мозга и их вклада в психические явления.

Алгоритм изложения лекции

Вопросы лекции – содержит 4 вопроса.

Изложение материала – наиболее важные аргументы лекции выделены оранжевым шрифтом, примеры – зеленым, в тексте размещены иллюстрации.

Вопросы для самоконтроля – 6 вопросов для проверки усвоения учебного материала.

Практикум – тесты на слуховую и зрительную память, на переключение внимания.

Литература — рекомендована для самостоятельной работы студентов.

Вопросы лекции:

1. Понятие психики, истоки психики животных и человека

2. Нервная система – материальная основа психики

3. Строение отделов мозга и их вклад в психические явления

4. Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы для психических явлений

Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку.

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

5 стр., 2226 слов

Развитие психики человека и животных

... животное – спрятать инструмент, чтобы достать его при необходимости. Пользование инструментом в процессе труда – явление четвертого уровня психического отражения – сознания.Этот уровень свойственен только психике человека. ... группу проявлений психики представляют психические свойства – наиболее устойчивые характеристики (константы) внутренней психической организации человека, которые сохраняются ...

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и материальным.

Биологические исследования человеческого организма и животных многократно продемонстрировали, что человеческая физиология почти полностью подобна таковой у некоторых видов животных (например, приматов).

Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют «аналогов» ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом.

Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и усложнению их нервной системы. В порядке усложнения реакции организмов на внешние воздействия можно расположить в ряду:

♦ безусловные рефлексы;

♦ инстинкты;

♦ условные рефлексы 1 рода (классические «павловские»);

♦ условные рефлексы 2 рода (инструментальные);

♦ рассудочная деятельность (интеллектуальные действия);

♦ разум, сознание, мышление.

Психологи выделяют две формы психического отражения, одна из них проявляется в чувственных образах, «напрямую» отражающих внешний мир, а другая – в виде отвлеченных абстрактных понятий, фиксирующих только наиболее существенные стороны объекта (рис. 1).

Рис. 1. Формы отражения

Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс можно разбить на несколько основных этапов (табл. 1).

28 стр., 13548 слов

Основные этапы развития психики животных

... развития перцептивной психики 2.1 Развитие нервной системы высших позвоночных. 25 3.2.2 Развитие основных направлений изучения поведения позвоночных. 2.3 Ориентировочно-исследовательская активность животных. 27 Заключение 29 Список литературы 30 Введение. Предмет зоопсихологии - психика животных ...

Таблица 1. Этапы развития психики

2. Нервная система – материальная основа психики

Нервная система человека является важнейшей системой, регулирующей абсолютно все процессы в организме и обеспечивающей его оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Даже там, где процессы регулируются эндокринной системой при помощи гормонов, все равно высший контроль остается за нервной системой. Мозг является своеобразным «центральным процессором», который получается информацию извне, обрабатывает ее и дает приказы исполнительным органам.

Эта система человека выполняет ряд функций. Наиболее важные из них показаны на рис. 2

Рис. 2. Основные функции нервной системы в организме человека

Рис.3. Виды нервных клеток

Большинство нервных клеток имеют многочисленные отростки (рис. 4).

Короткие ветвящиеся отростки называют дендритами. По ним информация поступает к нейрону, и после сложного взаимодействия процессов возбуждения и торможения нейрон выдает серию электрических импульсов. Длинный отросток, по которому электрические сигналы покидают нейрон, называетсяаксон. Посредством особых электрохимических устройств –синапсов– информация переходит от одного нейрона к другому. При передаче информации используются специальные химические вещества –медиаторы. Примером медиатора является адреналин, который выделяют нейроны симпатической нервной системы. Медиаторы вырабатываются в теле нейрона, а затем по аксону перемещаются в область синапса.

Рис. 4. Строение нервной клетки: 1 – дендриты; 2 – аксон; 3 – синапс; 4 – тело нейрона

Существует два основных принципа разделения нервной системы человека: по функциональному и анатомическому принципу. По функциональному принципу ее делят на вегетативную (она управляет внутренними органами и обменом веществ) и соматическую (управляет связью с внешней средой).

По анатомическому принципу нервную систему принято разделять на две части – центральную (центры принятия решений) и периферическую (чувствительные, исполнительные и вспомогательные компоненты) (рис. 5).

Рис.5. Строение нервной системы человека

3. Строение отделов мозга и их вклад в психические явления

Особенности устройства и функционирования отдельных отделов мозга и их вклада в психические явления отражены в табл. 2.

Таблица 2. Отделы центральной нервной системы

В коре больших полушарий находятся как чувствительные, так и двигательные (моторные) зоны. Последние располагаются в лобной доле коры больших полушарий, причем каждый участок коры соответствует определенной группе скелетной мускулатуры. Соответствие между определенными зонами коры и мышцами впервые установил ученый Пенфилд, составивший соответствующую карту мозга. Получившийся при этом образ человека был назван по его имени – «человечком Пенфилда» (рис. 6).

Рис. 6. Карта моторной зоны коры больших полушарий мозга

4. Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы для психических явлений

Роль И. М. Сеченова иИ. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности показана на рис. 7.

6 стр., 2787 слов

Высшая нервная деятельность. Учение об условных рефлексах. Возрастные ...

... и торможения. Учение об условных рефлексах. Отличие условных рефлексов от безусловных. Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. ... нервная деятельность.Она обеспечивает поведение человека и животных. Низшая нервная деятельность – это работа нижних отделов ЦНС – спинного мозга и ствола мозга. Низшая нервная деятельность обеспечивает осуществление безусловных рефлексов ...

Рис.7. Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в понимании психических явлений

И. М. Сеченов выделил три этапа рефлекторно-психической деятельности.

Первым этапом является первичное возбуждение в органах чувств (соответствует психическому процессу ощущения).

Второй этап – возбуждение и торможение в центральной нервной системе (соответствует мыслям и переживаниям человека).

На этом этапе возможно так называемое «центральное торможение», при котором часть рефлексов затормаживаются и ослабляются (рис. 8).

На третьем этапе внутренние психические процессы реализуются в виде движений, в том числе тех, которые принято называть произвольными. Большой заслугой И. М. Сеченова явилось то, что он впервые попытался вскрыть механизмы произвольной деятельности человека, которую до него объясняли исключительно как проявление Божественной души.

Рис. 8. Рефлекторные этапы психической деятельности по И. М. Сеченову

Согласно учению И. П. Павлова любое поведение человека и животных строится на основе безусловных и условных рефлексов. Часть из них носит врожденный характер, и число их ограничено. Другие непрерывно образуются, а затем исчезают в процессе жизни, и число их может быть весьма значительным. При этом существуют разные классификации рефлексов (рис. 9), но в любом случае любой из безусловных рефлексов будет обладать набором специфических свойств (рис. 10).

Рис. 10. Свойства безусловных рефлексов

Эти свойства обусловлены как характером их возникновения (они эволюционно формируются в процессе естественного отбора), так и способом фиксации (на генетическом уровне).

Значение безусловных рефлексов:

♦ поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаза);

♦ сохранение целостности организма (защита от повреждающих факторов внешней среды);

♦ размножение и сохранение вида в целом.

Таблица 3. Виды безусловных рефлексов

Условные рефлексы

Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И. П. Павлов назвал условными рефлексами. Каждый взрослый индивид обладает целым набором условных рефлексов, причем все они обладают рядом общих свойств (рис. 11), обусловленных как прижизненным характером их возникновения, так и способом фиксации в нервной системе.

Рис. 11. Свойства условных рефлексов

Условные рефлексы возникают на базе безусловных в случае периодического сочетания какого-то важного для организма события с другим, безразличным для организма. Для возникновения и закрепления условного рефлекса необходимо выполнение ряда условий (рис. 12).

Рис. 12. Условия возникновения и закрепления условного рефлекса

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Значение условных рефлексов:

♦ помогают приспосабливаться к меняющимся условиям среды;

♦ помогают прогнозировать будущие события.

Функции психики

Функции психики человека представлены в табл. 4.

Таблица 4. Функции психики человека

Примеры возникновения положительных и отрицательных рефлексов в студенческой жизни молодого человека

Условные рефлексы, в динамике которых проявляется активность организма в виде двигательных или секреторных реакций, называются положительными. Условные реакции, не сопровождающиеся внешним двигательным и секреторным эффектами в связи с их угнетением, относят к отрицательным, или тормозным, рефлексам. В процессе приспособления организма к изменяющимся условиям среды оба вида рефлексов имеют большое значение. Они тесно взаимосвязаны, так как проявление одного вида деятельности сочетается с угнетением других видов.

На уроках физической культуры при условном раздражителе в виде команды «Смирно!» вызывается деятельность мышц, обусловливающих стояние в определенном положении и торможение других условных двигательных реакций, которые осуществлялись до этой команды (например, ходьба, бег).

Такое важное качество, как дисциплинированность, всегда связано с одновременным сочетанием положительных и отрицательных (тормозных) условных рефлексов. Например, при выполнении некоторых физических упражнений (прыжки в воду с вышки, гимнастическое сальто и др.) для подавления реакций самосохранения и чувства страха требуется торможение сильнейших отрицательных оборонительных условных рефлексов.

Образование условных рефлексов может происходить при действии не только одиночных, но и комплексных раздражителей, относящихся к одной или разным сенсорным системам. Комплексные раздражители могут действовать одновременно и последовательно. При комплексе одновременно действующих раздражителей поступают сигналы от нескольких раздражителей. Например, условный пищевой рефлекс может вызываться одновременным воздействием запаха, формы и цвета раздражителя. Не случайно, проявление аппетита у студентов проявляется и закрепляется во время отведенного обеденного перерыва.

Одна из проблем научения студента – не только добиться нового, желательного поведения, но и избавиться от проявлений нежелательного. Главная цель наказания – устранить имеющее место поведение, а не заменить его новым. Часто, например, при обучении на уроках, возникает вопрос, что лучше: наказать за проступок или дождаться желательного поведения и поощрить студента. Наибольших результатов удается достичь, когда наказание сопровождает старое поведение, а награда – новое. Хотя это всего лишь общее правило, которое не может использоваться во всех случаях жизни, оно подчеркивает важный принцип: следует обращать внимание не только на само поведение – нежелательное, устраняемое при помощи наказания, и желательное, поощряемое наградой, – но и на наличие альтернативы данному типу поведения. Если требуется отучить учащегося болтать на уроке, ему нужно предложить ему другое занятие (например, решение головоломки или викторины) и наградить его за переключение. Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки (работа на компьютере по созданию презентаций).

6 стр., 2928 слов

Память человека 2

Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает ... поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д. Содержанием словесно-логическойпамяти являются наши ...

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите две формы психического отражения.

2. Основное содержание этапа развития сознания человека.

3. Согласно учению И. П. Павлова любое поведение человека и животных строится на основе безусловных и условных рефлексов. Приведите примеры безусловных и условных рефлексов человека.

4. Дайте название мигательному и чихательному рефлексу.

5. Дайте название глотательному и слюноотделительному рефлексу.

6. Значение высшей формы психики – сознания – в жизни человека.

Практикум

Тест слуховой памяти

В самом начале собеседования зачитайте соискателю список из 30 слов, произносимый с интервалом в 2 секунды (один из возможных вариантов мы приводим ниже).

По окончании собеседования попросите воспроизвести слова, которые он запомнил.

Первая серия:картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парнишка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.

Вторая серия:таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, козел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, берег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.

  • Очень хорошая память — 20–25 слов;
  • Хорошая память — 15–16 слов;
  • Норма — 13–14 слов;
  • Плохая память — меньше 13 слов.

Тест на зрительную память

Проводится также, как и предыдущий, только вместо слов соискателю показывают с интервалом в 2 секунды заранее подготовленные картинки, а по окончании собеседования просят назвать запомнившиеся.

  • Очень хорошая память — 18–20 картинок;
  • Хорошая память — 15–16 картинок;
  • Норма — 13–14 картинок;
  • Плохая память — меньше 12 картинок.

Тест на переключение внимания 1.Предложите соискателю вычитать в уме из 200 поочередно два любых числа: одно меньше десяти, другое больше (например, 8 и 13; 4 и 17; 9 и 11).

200 – 8 = 192 – 13 = 189 – 8 = 181 – 13.

Вы должны заранее знать цифру, которая получится в конце, и контролировать только последовательность вычитания чисел. Это методика позволяет проверить не только переключение внимания собеседника, но и оценить его математические способности.

Тест на переключение внимания 2.Попросите соискателя поочередно называть пары одушевленных и неодушевленных предметов.Например: стол-стул — дерево-цветок; автомобиль-молоток — кот-рыба.

О хорошем переключении внимания можно говорить, если соискатель, не сбиваясь, в нормальном темпе назвал не менее 20 пар слов. Кроме переключения внимания эта проба позволяет оценить качество словарного запаса и скорость реакций соискателя.

Тест на переключение внимания 3.Заранее приготовьте два списка слов — одушевленные и неодушевленные предметы. Попросите соискателя поднимать правую руку, если он услышит название одушевленного предмета и левую, если неодушевленного. Зачитывайте вразброс слова из приготовленных списков и контролируйте выполнение работы соискателем. Чтобы упростить себе задачу, вы можете из двух сделать один список и проставить напротив каждого слова указание, какая рука должна быть поднята.

3 стр., 1263 слов

Тест человек 2

... фиксирует: единичного представителя человеческого рода особенности темперамента человека, его характер трудовую активность человека неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и ... текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам ...

Например: Собака — левая Морж — левая Цветок — левая Дом — правая Радуга — правая Крыса — левая

Эта проба позволяет также оценить уровень развития координации движений.

Литература

1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М: Смысл, 2000.

2. Соколова Е.Е. Общая психология. Изд-во: Академия, 2005.