Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни Диагностика развития общения ребенка со взрослым

Параметры и показатели общения

При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.

Инициативность ребенка в общении характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в том, что ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение.

Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого характеризует готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.).

Показателями чувствительности к воздействиям взрослого являются:

§   внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);

§   положительное отношение (ответные положительные эмоциональные проявления — улыбки, двигательное оживление, вокализации);

§   перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослою (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизации комплекса оживления в период паузы).

Средства общения. Этот параметр характеризует степень овладения младенцем коммуникативными средствами. Показателями данного параметра являются количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения. Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин иногда бывает неполным. Например, у воспитанников Дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если взрослые мало разговаривают с детьми. В отдельных случаях комплекс оживления может быть полным по составу, но при этом все его компоненты выражены слабо. У ребенка с некоторыми органическими нарушениями центральной нервной системы наблюдается отсутствие или слабая выраженность двигательного оживления.

Чувствительность к воздействиям взрослого появляется в онтогенезе первой и нарастает постепенно. Сначала у младенца обнаруживаются внимание и интерес к воздействиям взрослого, затем ответные положительные реакции на них и вскоре отмечаются инициативные проявления. О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков: взгляда в глаза взрослого, ответных и инициативных улыбок, двигательного оживления и вокализаций, стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, ... музыкально-творческих способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ...

Описание диагностических ситуаций

Поведение младенца первого полугодия жизни спонтанно и неустойчиво, его активная и реактивная составляющие трудно различимы, поэтому судить об уровне развития общения у ребенка на этом этапе можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся «коммуникативной задачей», которая возникает перед младенцем. Чем пассивнее взрослый, тем активнее ведет себя младенец, побуждаемый потребностью в общении. Соответственно процедура диагностики включает следующие три ситуации, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого.

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цель: выявление параметров общения при наименьшей коммуникативной активности взрослого.

В ситуации пассивности взрослого основная «коммуникативная задача» ребенка заключается в том, чтобы привлечь к себе его внимание и побудить к общению, поэтому здесь ярче всего проявляется инициативность ребенка.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится в кроватке пли па пеленальном столе. Младенца нужно распеленать или одеть так, чтобы одежда не стесняла его движений. Взрослый становится или садится рядом, повернув лицо к младенцу, но не смотрит ему в лицо, делая вид, что его внимание привлечено к чему-то другому. В течение 20—30 секунд он не вступает в общение с ребенком, не смотрит на него, не улыбается и не разговаривает, выжидая, когда младенец проявит инициативу. Поведение ребенка фиксируется в протоколе. (Форма протокола приводится ниже.) Если ребенок сразу начал проявлять комплекс оживления с нарастающей интенсивностью (все сильнее размахивая ручками, громче вскрикивая и др.), следует отметить этот факт в протоколе и, не дожидаясь истечения 30 секунд, ответить на призыв малыша улыбкой и ласковыми словами, тем самым переходя к следующей диагностической ситуации.

Возможны другие варианты поведения ребенка. Бывает, что ребенок слишком сосредоточился на своих внутренних ощущениях или его внимание привлечено к чему-то другому, и он не замечает взрослого. Тогда нужно попытаться привлечь его внимание движением, голосом, покашливанием (но не адресоваться к малышу лично) и подождать каких-либо действий с его стороны после того, как он обратит внимание на взрослого. Регистрация поведения ребенка производится с этого момента. Малыш может проявить недовольство пассивностью взрослого — хмуриться, отворачиваться, хныкать. Тогда следует зафиксировать эти проявления в примечании, прекратить пробу до истечения 30 секунд и вступить с ребенком в общение, успокоить. В этом случае ситуацию «Пассивный взрослый» можно повторить после ситуации «Чистое общение».

Ситуация 2. «Чистое общение»

Цель: выявление параметров общения при коммуникативной активности взрослого.

В этой ситуации основная «коммуникативная задача» ребенка заключается в том, чтобы выразить отношение к воздействиям взрослого, побудить его к выражению отношения к себе и тем самым продлить общение. Поэтому здесь выявляется в основном чувствительность ребенка к воздействиям взрослого, умение чередовать инициативное и ответное поведение.

Процедура проведения диагностической пробы. Проба «Чистое общение» представляет собой чередование периодов активных воздействии взрослого и пауз. В период активных воздействий взрослый обращается к ребенку с улыбкой, глядя в глаза, ласково называет его по имени, произносит нежные слова, побуждает улыбнуться, сказать «агу»и т. д.. Во время паузы взрослый воспринимает ответ ребенка и ожидает воздействий с его стороны.

Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столе. Взрослый склоняется над ним, пытается встретиться взглядом и в течение примерно 15 секунд с улыбкой ласково разговаривает с ним, хвалит, побуждает к общению. (Например: «Мишенька, агу! Скажи, Мишенька, „агу»! Молодец, Мишенька, умница, вот какой хороший малыш!» Затем: «Это Мишенька у нас такой красивый, веселый, румяный? Какие у Мишеньки замечательные глазки, какие ручки, а какие ножки! Вот как ты хорошо умеешь ручками размахивать, а как хорошо ножками „бегать»! Вот так, вот так, какой молодец!» и т. п.) Речь взрослого должна быть негромкой, отчетливой, неторопливой, с паузами. Поведение ребенка фиксируется в протоколе. Это период активных воздействий взрослого.

Затем взрослый делает паузу: слегка отстранясь, с улыбкой смотрит на ребенка. В период паузы также регистрируется выраженность компонентов комплекса оживления. Чередование активных воздействий и пауз следует осуществить несколько раз в течение 1—2 минут, фиксируя в протоколе поведение младенца в каждый период. Временные интервалы жестко не задаются, так как темп общения у разных детей может существенно отличаться.

Как правило, для диагностики уровня развития общения у младенцев старше 2 месяцев этих двух ситуаций бывает достаточно. Для более маленьких детей или в тех случаях, когда ребенок не реагирует на воздействия взрослого, необходимо организовать ситуацию «Общение на руках у взрослого».

Ситуация 3. «Общение на руках у взрослого»

Цель: выявление параметров общения при максимальной коммуникативной активности взрослого.

В этой ситуации основная «коммуникативная задача» ребенка достигнута, его потребность во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется, он спокойно выражает свое удовольствие от общения. Здесь, в основном, выявляется чувствительность ребенка к воздействиям взрослого.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится на коленях у взрослого или на руках в позе «под грудью». Взрослый смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым голосом обращается к нему, слегка приближая и удаляя свое лицо. Если ребенок остается пассивным, следует усилить воздействия, стараясь вызвать у малыша сосредоточение и улыбку: слегка потормошить, пощекотать щечку или подбородок, погладить. Проба длится в течение 1 минуты. Поведение ребенка фиксируется в протоколе так же, как в ситуации «Чистое общение».

В процессе проведения каждой диагностической пробы психолог отмечает в соответствующих графах протокола баллами выраженность наблюдаемых компонентов комплекса оживления .

Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления

Компоненты комплекса оживления

Критерии оценки компонентов

Баллы

Сосредоточение

Отсутствует:рассеянный, блуждающий взгляд.

0

Слабое:кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого.

1

Среднее:неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого.

2

Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого.

3

Улыбка

Отсутствует.

0

Слабая:кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой.

1

Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики.

2

Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех.

3

Двигательное оживление

Отсутствует.

0

Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками.

1

Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок.

2

Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса.

3

Вокализации

Отсутствуют.

0

Тихий однократный голосовой звук.

1

Эпизодические голосовые звуки.

2

Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики.

3

Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни

Параметры общения

Критерии оценки параметров

Баллы

Инициативность (определяется в ситуации «Пассивный взрослый»)

Отсутствует: ребенок не проявляет интереса ко взрослому или пассивно выжидает обращения.

0

Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

1

Средняя: ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках отвлекается.

2

Высокая: младенец многократно или непрерывно проявляет КО, отвлечения отсутствуют.

3

Чувствительность к воздействиям взрослого (определяется в ситуациях «Чистое общение» и «Общение на руках у взрослого», а также при сопоставлении комплекса оживления во всех 3 ситуациях)

Отсутствует: ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО в ответ на воздействия взрослого.

0

Слабая: ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

1

Средняя: ребенок изредка проявляет КО в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания.

2

Высокая: ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого; интенсивность КО у младенца выше при пассивности взрослого, чем в период воздействия взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы); состав КО у ребенка различен в разных ситуациях общения.

3

Средства общения (определяются по характеристикам компонентов КО во всех ситуациях)

Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО.

0

Обедненный репертуар коммуникативных средств: в составе КО у ребенка стабильно отсутствует 1 и более компонентов во всех 3 пробах.

1

Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, по при этом максимальное значение выраженности 1 или более компонентов равно 1 баллу.

2

Достаточный уровень владения средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов.

3

Анализ результатов и составление заключения

На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров общения, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка.

Инициативность. Отсутствие или низкий уровень инициативности в возрасте до 3 месяцев считается нормой, но после 3 месяцев рассматривается как задержка в развитии общения. Обычно такая задержка наблюдается при дефиците общения, когда взрослые не проявляют чувствительности к воздействиям ребенка, не общаются с ним или вступают в общение редко и лишь по собственной инициативе.

Средний уровень инициативности у младенца в возрасте старше 3 месяцев может свидетельствовать о недостатках в общении с близкими, прежде всего о невысокой чувствительности к проявлениям ребенка.

Высокий уровень инициативности характерен для ребенка старше 3 месяцев с благоприятным опытом общения.

Чувствительность. У здорового ребенка при благоприятных условиях воспитания уже на втором месяце жизни может отмечаться высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Однако в период становления общения — до 2,5—3 месяцев — у ребенка могут отмечаться низкий и средний уровни чувствительности. Отсутствие чувствительности к воздействиям взрослого у ребенка старше 1,5 месяцев может свидетельствовать как о дефиците общения, так и о патологии ЦНС, следовательно, является показанием для обращения к невропатологу.

Низкий уровень чувствительности к воздействиям взрослого в этом возрасте свидетельствует о задержке в развитии общения.

Для ребенка старше 3 месяцев нормальным является высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого.

Средний уровень чувствительности может свидетельствовать о том, что взрослые недостаточно эмоционально общаются с ребенком, не всегда сопровождают общением разнообразные ситуации взаимодействия с ним.

Средства общения. 15 период становления общения — до 2,5 месяцев состав комплекса оживления может быть неполным, а интенсивность его компонентов — слабой. К 3 месяцам ребенок овладевает достаточным репертуаром средств общения, т. е. в комплексе оживления присутствуют все четыре компонента, и их выраженность достигает высоких значений. Недостаточный репертуар коммуникативных действии у ребенка от 3 до 5 месяцев может свидетельствовать о задержке в развитии общения, в том числе связанной с нарушением работы какого-либо анализатора.

После 5 месяцев интенсивность компонентов комплекса оживления может снижаться, двигательное оживление сменяться более целенаправленными координированными движениями (протягивание рук хватание, повороты туловища и т.д.).

Сохранение комплекса оживления в полном составе после 6 месяцев свидетельствует о задержке развития общения в его ситуативно-личностной форме.

Заключение об уровне развития коммуникативной деятельности состоит из трех частей. В первой части дается качественное описание параметров общения. Во второй — соотносится оценка параметров развития общения с возрастом ребенка и делается общее заключение об уровне развития общения. До 1,5 месяцев отсутствие или низкий уровень показателей параметров общения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяцев нормальными являются низкие и средние показатели После 2,5 месяцев отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3-3,5 месяцев для здорового ребенка, воспитывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех параметров общения. Сроки появления и уровень развития общения зависят от разных причин, связанных как со здоровьем ребенка, так и с условиями его воспитания. Поэтому в третьей части заключения психолог должен проанализировать причину задержки в развитии общения и дать родителям и воспитателям соответствующие рекомендации. Прогнозируя при выработке рекомендаций ход дальнейшего развития ребенка, следует учитывать соотношение различных параметров общения. Так, при наличии высокого уровня инициативности, как правило, оправдывается положительный прогноз в отношении психического развития младенца, даже если отмечается обедненный репертуар коммуникативных средств. Например, слабое двигательное оживление может быть вызвано нарушением мышечного тонуса, лечение которого находится в компетенции невропатолога. Напротив, низкий уровень инициативности при нормальных показателях остальных параметров — явное свидетельство неадекватного общения взрослых с ребенком.

Диагностика развития познавательной активности

Параметры и показатели познавательной активности

Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зрительными, оральными — с помощью рта, мануальными — с помощью рук), а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним.

В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и наблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве. С помощью рта младенец также получает много информации: дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску, кулачки, пеленку. При благоприятных условиях воспитания (полноценном общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном со взрослыми их восприятии) в 2—3 месяца к обследованию предметов подключаются руки. Сначала это неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пеленке и другим попавшим под руку предметам, но постепенно ребенок научается координировать движения глаз и рук, дотягиваться до видимого предмета, хватать его. К 4 месяцам ребенок может удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие которых неуклонно возрастает.

Эмоциональная окраска познавательной деятельности становится все более яркой и выразительной. В эмоциональных проявлениях постепенно начинают дифференцироваться радость, сосредоточенность, интерес, удивление. При благоприятных условиях воспитания для нормально развивающегося ребенка характерным является поиск новых впечатлений. Во время бодрствования он постоянно что-то рассматривает, оглядывает помещение, пристально наблюдает за людьми и их действиями, интересуется игрушками, узором на одеяльце, выбирает «любимый» объект для рассматривания, замечает малейшие изменения в окружающем (зашевелились ветки от ветра, солнечный луч упал на стену, мама надела другую кофту, сделала новую прическу и пр.).

Отсутствие или слабая выраженность у младенца интереса к окружающему, стремления обследовать доступные предметы являются признаками задержки в развитии.

Таким образом, в качестве основных параметров при диагностике познавательной активности выступают:

§   внимание и интерес к предметам (показателями данного параметра являются степень сосредоточенности ребенка на предмете, выраженность внимания, интереса или удивления, наличие или отсутствие отвлечений в процессе восприятия предметов);

§   положительные эмоциональные проявления, сопровождающие познавательную деятельность (показателями данного параметра выступают выраженность улыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровождающих восприятие ребенком предметов и действий с ними);

§   познавательные действия, отражающие стремление ребенка к обследованию предметов (показателями этого параметра являются характеристики зрительных, оральных и мануальных действий, совершаемых ребенком при визуальном восприятии и тактильном обследовании предметов).

Все перечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных ситуациях предъявления предметов.

Описание диагностических ситуаций

Ситуация 1. «Разные игрушки»

Цель: выявление параметров познавательной активности младенца в ситуации свободного поиска ребенком внешних впечатлений.

В этой ситуации ребенок может выбрать любой объект для ознакомления и продолжить поиск впечатлений, переключаясь на другие предметы. При этом проявляются наличные возможности ребенка актуализировать познавательную активность.

Организация предметной среды. Подбираются четыре игрушки, различающиеся по форме, цвету, фактуре, среди которых имеется игрушка с изображением человеческого лица, например, кукла, пирамидка с верхушкой в виде клоуна, машинка, мягкая игрушка-животное, волчок, мяч с узорами. Игрушки не должны быть чересчур большими, так как дети могут испугаться, но и не очень маленькими, чтобы младенец при желании мог взять предмет, похлопать по нему или толкнуть. Главное, чтобы они были красочными, интересными для рассматривания. Игрушки должны быть чисто вымытыми перед проведением диагностики, не иметь острых краев и зазубрин.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Психолог садится на стул справа от младенца, стараясь находиться вне поля его зрения, наблюдает за поведением ребенка и регистрирует данные в протоколе. Рядом с ребенком в поле его зрения размещаются четыре разных игрушки, по две с каждой стороны. В течение 5 минут ведется наблюдение за поведением ребенка. В протоколе регистрируются компоненты комплекса оживления и действия руки, глаза, рта, направленные на обследование каждой игрушки.

Ситуация 2. «Одна игрушка»

Цель: выявление параметров познавательной активности младенца в ситуации предъявления игрушек, организованной взрослым.

Эта ситуация позволяет актуализировать потенциальные возможности ребенка реализовать познавательную активность.

Организация предметной среды. Для совсем маленького ребенка (до 2 месяцев) лучше всего использовать блестящий металлический колокольчик с нежным звоном высотой и диаметром примерно 3—5 см. Более старшим детям можно предложить куклу-неваляшку примерно 25 см высотой, погремушку или резиновую игрушку-пищалку. Желательно, чтобы игрушку предъявляла мать или другой знакомый ребенку взрослый. Если такой возможности нет, психолог сам показывает малышу игрушки.

Процедура проведения диагностических проб. Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Взрослый стоит рядом с ребенком и показывает ему игрушку. Игрушка демонстрируется путем проведения последовательных 5 проб, в которых варьируется способ предъявления. Между пробами делается перерыв в 2 минуты.

Проба 1. Взрослый фиксирует игрушку на расстоянии 30—40 см от груди ребенка по линии взгляда в течение 1 минуты.

Проба 2. Взрослый медленно (со скоростью примерно 50 см за 5 секунд) перемещает игрушку в горизонтальной плоскости справа налево от линии взгляда перед собой ребенка и обратно в течение 1 минуты.

Проба 3 . В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.

Проба 4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает,пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1—2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.

Проба 5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе. (Форма протокола приводится в прил. 1.)

Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»).

В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется максимальный балл из зафиксированных во всех пробах.

Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни

Параметры познавательной активности

Критерии оценки параметров

Баллы

Интерес ребенка к предметам

Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом.

0

Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается.

1

Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса.

2

Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается

3

Положительные эмоциональные проявления

Улыбка: Отсутствует.

0

Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой.

1

Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики.

2

Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех.

3

Двигательное оживление: Отсутствует.

0

Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками.

1

Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок.

2

Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса.

3

Вокализации: Отсутствуют.

0

Тихий однократный голосовой звук.

1

Эпизодические голосовые звуки.

2

Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики.

3

Познавательные действия

Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете).

0

Ребенок фиксирует взгляд на предмете.

1

Ребенок прослеживает взглядом движение предмета.

2

Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением.

3

Оральные действия: Отсутствуют.

0

Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком.

1

Мануальные действия: Отсутствие мануальных действий.

0

Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает.

1

Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке.

2

Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой.

3

Анализ результатов и составление заключения

Интерес ребенка к предметам. Отсутствие интереса к предметам констатируется, если ребенок не проявил внимания к предметам ни в одной из проб. Низкая степень интереса определяется, если интерес ребенка к предметам ни в одной пробе не превышает 1 балла. Средняя степень интереса отмечается, если его максимальная оценка во всех пробах равна 2 баллам. Высокая степень интереса — если оценка достигает 3 баллов хотя бы в одной пробе.

До 2,5 месяцев низкая степень интереса является нормальной. После 2,5 месяцев отсутствие или низкая степень интереса ребенка к предметам может настораживать как симптом задержки в развитии познавательной активности. До 3,5 месяцев средняя степень интереса является нормальной. После 3,5 месяцев это может означать, что взрослые уделяют ребенку недостаточно внимания: мало общаются с ним, не пытаются привлечь его внимание к предметам, не организуют адекватную предметную среду. Высокая степень интереса свидетельствует о нормальном ходе развития познавательной активности ребенка.

Положительные эмоциональные проявления. Отсутствие положительных эмоциональных проявлений констатируется, если они не отмечены ни в одной из проб. Слабая выраженность положительных эмоциональных проявлений констатируется, если во всех пробах оценка улыбки, двигательного оживления или вокализаций не превышает 1 балла. До 2,5 месяцев отсутствие или слабая выраженность положительных эмоций при восприятии предметов считается нормой, однако после 3 месяцев может расцениваться как один из симптомов задержки в развитии познавательной активности, особенно в совокупности с другими признаками. В этом случае необходимо проанализировать, какие именно компоненты комплекса оживления представлены слабо, и сопоставить характеристики комплекса оживления, проявляющиеся ситуации восприятия предметов с его характеристиками при общении со взрослыми. Средняя степень выраженности положительных эмоций отмечается, когда их максимальная оценка во всех пробах равна 2 баллам, высокая степень, если хотя бы в одной из проб значения улыбки, двигательного оживления и вокализаций достигают 3 баллов. Средняя и высокая степени выраженности положительных эмоциональных проявлений при восприятии предметов свидетельствуют об общем эмоциональном благополучии ребенка и нормальном ходе развития его познавательной активности.

Познавательные действия. Отсутствие познавательных действий младенца констатируется, если ни одно из них не наблюдается ни в одной и) проб. Это чрезвычайно тревожный признак, так как уже в конце первого месяца может свидетельствовать о неврологической патологии, а в более позднем возрасте — о серьезной педагогической запущенности. В этом случае следует немедленно обратиться за консультацией к соответствующим специалистам (невропатологу, окулисту, отоларингологу и др.).

Уровень владения познавательными действиями анализируется для каждого вида действий отдельно. Например, у ребенка могут быть хорошо развиты зрительные действия, но развитие мануальных действий в силу тех или иных причин задерживается. Необходимо выявить, какие действия отсутствуют, и в соответствии с этим рекомендовать консультации других специалистов.

Зрительные действия. Отсутствие фиксации взгляда ребенка на предмете может отмечаться в первые недели жизни, до 3 месяцев нормальными оценками являются 1—2 балла, после 3 месяцев — 3 балла.

Оральные действия присутствуют в поведении ребенка с первых дней жизни.

Мануальные действия. До 1,5—2 месяцев пальцы младенца обычно сжаты в кулачки, поэтому мануальные действия могут отсутствовать, хотя, если удастся вложить предмет в ручку, малыш рефлекторно схватит его. После 2 месяцев нормальными оценками являются 1—2 балла, после 4 месяцев — 3 балла. Мануальные действия могут быть недостаточно развиты по разным причинам, например вследствие педагогической запущенности (дефицит общения или спеленывание ручек), органического поражения центральной или периферической нервной системы либо другого заболевания.

Заключение об уровне развития познавательной активности делается на основании обобщения показателей выраженности отдельных параметров.

Высокий уровень познавательной активности отмечается, если все показатели ее параметров имеют оценку 3 балла.

Средний уровень развития познавательной активности определяется, когда показатели параметров измеряются средними баллами или одни из них имеют высокие баллы, а другие — более низкие. Психолог должен проанализировать, по каким параметрам и показателям выявилось отставание, соотнести их с возрастом ребенка и сопоставить данные диагностики познавательной активности с данными диагностики развития общения.

Отсутствие и низкий уровень развития познавательной активности констатируются, если все или большинство ее параметров получили нулевую оценку, что свидетельствует о серьезной задержке в психическом развитии ребенка.

После анализа результатов диагностики психолог составляет заключение.

Начало формы