Краткий конспект лекции №3по теме "Психическое развитие младенца"

Краткий конспект лекции №3по теме «Психическое развитие младенца»

ПЛАН

  1. Особенности пренатального развития.
  2. Кризис новорожденного и его значение для развития психики.
  3. «Пусковые механизмы» для развития психики младенца. Социальная ситуация развития.
  4. Взаимодействие матери с младенцем.
  5. Новообразование психики ребенка младенческого возраста.

«Родясь на свет, мы плачем –

грустно нам к комедии дурацкой приступаться».

«Король Лир» В. Шекспир

«Мать близко знает совего ребенка, однако по большей части это знание на данный момент. Если психология вооружает её определенными точками зрения, которые делают ясными основные черты развития, она лучше сумеет следить за своим ребенком».

К.Коффка

Вопрос 1. Пренатальное развитие – это один из примеров процесса созревания. Период беременности у женщин составляет 40 недель от момента зачатия до рождения ребенка. Период пренатального развития делится на три стадии:

стадия зародыша (от зачатия до 10-ого дня развития) (в течение данного периода яйцеклетка делится, многократно копируя саму себя. Эта стадия заканчивается, когда оплодотворенная яйцеклетка имплантируется в стенку матки. Затем клетки начинают дифференцироваться, их функции специализируются);

стадия эмбриона (от 10-ого дня до 7-й недели) (эмбрион обретает форму, органы и клетки начинают выполнять свои функции, происходит формирование конечностей, пальцев и основных органов чувств. К началу 8-ой недели длина эмбриона достигает 25 мм, появляются зачатки конечностей, начинают формироваться глаза и веки);

стадия плода (с 8-й до 38-й недели) (эта стадия совпадает с формированием основ нервной системы. С 12-ой недели плод легко распознать. К 16-ой неделе он достигает в длину 15-16 см, но еще не может существовать вне утробы матери из-за незрелости дыхательной системы. К 23-ей неделе у плода устанавливается цикл сна и бодрствования, синхронизированный с материнским).

При нормальной беременности развитие плода завершается через 40 недель (280 дней).

9 стр., 4343 слов

Методы изучения психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

... сексуального возбуждения. Неврологические нарушения.   Методы изучения психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Методы психологического обследования складываются из методов сбора информации ... умственную отсталость, обусловленную токсоплазмозом, сифилисом, имму­нологической несовместимостью матери и плода, наследственными болез­нями обмена и др. Важное условие дифференциальной ...

Преждевременными считаются роды, которые произошли до достижения 266 дней (38 недель) беременности. Нормальный ребенок, рожденный на 40-ой неделе, в среднем весит от 2,5 до 4, 3 кг, а его рост – от 48 до 56 см. Голова диспропорционально велика по сравнению с телом.

Под влиянием отдельных факторов окружающей среды и их совокупности могут возникнуть различные отклонения, нарушения функций тех или иных органов. К таким факторам можно отнести:

  1. ТЕРАТОГЕН – это специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода, например, вирус или химический препарат (лекарства, наркотики, алкоголь).
  2. МАТЕРИНСКИЙ ФАКТОР. По происхождению тератогены могут быть как внешними, попадающими в организм из окружающей среды, так и внутренними, появляющимися в результате метаболизма в организме матери. Например, если мать страдает от диабета, то плод также может испытывать недостаток инсулина. Самыми важными материнскими факторами являются резус фактор и возраст матери. Резус фактор – это компонент крови. Его присутствие делает кровь резус-положительной, а отсутствие – резус-отрицательной. Если кровь матери резус-отрицательна, а кровь её ребенка резус-положительна, то это опасно. Возраст матери также оказывает влияние на пренатальное развитие. Поэтому первого ребенка женщина должна родить не ранее, чем в 19 лет и не позднее, чем в 35 лет.
  3. ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ: это состояние здоровья и питание матери во время беременности. За время беременности женщина должна прибавить в весе не более 10 кг. За все время беременности нужно придерживаться сбалансированной диеты, богатой протеином и кальцием.

Процесс родов разделяют на три стадии:

  1. Прелиминарная стадия (схватки) – наиболее длительный период, продолжающийся от нескольких минут до 30 часов. При схватках происходят маточные сокращения и раскрытие шейки матки для обеспечения прохождения ребенка по родовому каналу.
  2. Собственно роды. Длятся не более двух часов. Идет полное раскрытие шеечного канала и освобождение ребенка от тела матери.
  3. Изгнание последа. Плацента и пуповина исторгаются из матки. Обычно длится около 20 минут после появления ребенка.

Развитие эмбриона и плода

Первый месяц

Наиболее интенсивный рост в жизни организма. По сравнению с зиготой эмбрион увеличивается в 10 000 раз. К концу месяца его длина достигает 1,3 см. Кровь уже течет по артериям и венам. Сердце по размеру сопоставимо с величиной строчной буквы, частота сердечных сокращений – 65 ударов в минуту. Уже есть зачатки головного мозга, почек, печени и пищеварительного тракта. Начинает функционировать пуповина. Определить пол невозможно.

Второй месяц

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической ... тонкой реактивности в отношении скрытого смысла пластической выразительности всякого движения. Синтетическое развитие художественного таланта как наиболее соответствующее его природе. Художественно-изобразительная одарё ...

К концу второго месяца рост – менее 2,5 см, а вес – 2,1 г. Длина головы равна половине длины всего тела. Появляются зачатки зубов и языка. На руках выделяются кисти и пальцы, на ногах – колени, лодыжки и стопы. Плод покрыт тонкой кожей, можно получить отпечатки пальцев рук и ног. Костные клетки появляются на 8-ой неделе внутриутробного развития. Мозг координирует функционирование органов. Идет развитие половых органов. В желудке вырабатываются пищеварительные соки, в печени идет образование кровяных клеток. В почках кровь очищается от мочевой кислоты. Кожа реагирует на тактильные раздражения.

Третий месяц

К концу третьего месяца вес плода достигает 28 г, рост – 7,5 см. Плод имеет ногти, веки (которые пока закрыты), голосовые связки, губы и выступающий нос. Голова достаточно большая, лоб высокий. Пол легко определяется. Плод может дышать, изредка происходит мочеиспускание. В ребрах и позвоночнике соединительная ткань сменяется хрящевой. Рефлексы разнообразны: он двигает руками, ногами, головой; рот открывается и закрывается, может совершать глотательные движения. Может щуриться и сжимать руку в кулачок.

Четвертый месяц

Тело растет быстрее головы, и пропорция становится 1:4. Рост плода – 20-25 см, вес – около 170 г. Длина пуповины равна примерно длине плода. К этому моменту заканчивается развитие плаценты. Мать начинает чувствовать движения ног плода, так называемые шевеления. Развивается мышечная система.

Пятый месяц

Вес плода колеблется в пределах 340-450 г, длина достигает 31 см. Появляются индивидуальные черты внешности, присущие данному плоду. Стабилизируется смена состояний подобных сну и бодрствованию. Плод занимает особое положение (предлежание).

Возрастает двигательная активность: плод потягивается, толкается, чешется. Начинают работать потовые и сальные железы. Дыхательная система еще не приспособлена к адекватному дыханию вне матки, поэтому дети, родившиеся на этом сроке, как правило, не выживают. Начинают расти волосы: жесткие – брови и ресницы, тонкие – на голове и шелковистые (лануго) – по всему телу.

Шестой месяц

Скорость роста плода несколько снижается, к концу этого месяца плод имеет рост около 35 см, и вес – 560 г. Появляется подкожная жировая клетчатка. Заканчивается развитие глаз: они открываются, закрываются и смотрят во всех направлениях. Плод способен слышать, плакать, сильно сжимать руку в кулачок. Формирование дыхательного аппарата еще не завершено.

Седьмой месяц

Длина плода приближается к 40 см, вес колеблется от 1,4 до 2,3 кг. Рефлексы окончательно сформированы. Плод дышит, глотает, делает движения, похожие на издавание крика, может сосать большой палец руки. Лануго к этому времени могут исчезнуть, а могут сохраниться до самого рождения. Волосы на голове продолжают расти. Если ребенок рождается на этом сроке, то он должен весить минимум 1,5 кг. Тогда его будут доращивать в условиях изоляции от внешней среды (в кювезе) до достижения массы 2,3 кг.

Восьмой месяц

Длина плода – 45-50 см, вес – 2,3-3,2 кг. Двигательная активность снижается, так как мало места. По всему телу идет формирование жировой клетчатки, которая поможет приспособиться к изменению внешней температуры после рождения.

Девятый месяц и новорожденный

Примерно за неделю до рождения плод прекращает расти, достигая в длину 50 см, масса примерно равна 3,4 кг. Мальчики обычно немного длиннее и тяжелее девочек. Повышается частота сердечных сокращений, через пуповину начинает удаляться большее количество продуктов обмена. Цвет кожи, поначалу красноватый, бледнеет.

Вопрос 2. Появление на свет человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Так как новорожденный изначально беспомощен, то ему нужно приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь нового человека зависит от того, как его организм сможет адаптироваться к этим изменившимся условиям среды.

Процесс рождения — это тяжкое физическое испытание (стресс).

Поэтому, оправившись от него, ребенок начинает жить в заданных условиях и в соответствии с врожденным потенциалом. Происходит изменение всех его функций — дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях. После перевязки и перевязки пуповины артерия и вена, соединяющие организм ребенка с матерью, закрываются не сразу. Кожа ребенка (особенно плечи и спина) бывает покрыта пушковыми волосами. Усиленно работают сальные железы. Хорошо развиты ногти; волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет волос в первые 2 месяца может измениться. Кости скелета (многие) состоят только из хрящей, т.к. не хватает солей извести. На голове между костями есть промежутки (швы), а места расширения швов называются родничками. Большой родничок на голове открыт и пульсирует. Головка новорожденного — по окружности 34-36 см, и составляет 1/4 или 1/5 от длины тела. По сравнению с ростом ноги ребенка относительно короткие, а туловище длинное, грудная клетка бочкообразной формы. Длина пищевода 10-11 см, но желудок расположен почти вертикально, поэтому при кормлении молоко часто попадает обратно в пищевод, вызывая рвоту (отрыгивания).

Функция почек абсолютно налаживается к середине 2-ой недели (моча выводится 20-25 раз в сутки).

Рост нормального доношенного ребенка примерно равен 50 см (мальчики несколько крупнее девочек), вес примерно 3200-3400 г. Сформированы наружные половые органы.

Приспособиться ребенку к новым условиям помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Перечислим их:

  1. Сосательный рефлекс (если положить палец в рот ребенка, он начинает его сосать, совершая ритмичные сосательные движения. Эта реакция называется «пищевым сосредоточением»).
  2. Зрачковый рефлекс (зрачки сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются при пробуждении и в темноте).
  3. Защитный рефлекс (зажмуривание глаз при ярком свете, одергивание при сильном раздражении. Они направлены на удаление от раздражителя или ограничении его действия).
  4. Ориентировочные рефлексы (это реакции, направленные на контакт с раздражителем. Доказано, что уже в период с первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки).
  5. Хватательный рефлекс (когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче).
  6. Рефлекс отталкивания (при прикосновении к подошвам ног ребенок пытается оттолкнуться).
  7. Рефлекс шагания (когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу).
  8. Плавательный рефлекс (ребенок пытается совершать координированные плавательные движения, если его поместить в воду животиком вниз).
  9. Рефлекс Бабинского ( если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пяточки к пальчикам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев).
  10. Атавистические рефлексы (наследованы от животных предков; бесполезны для ребенка и пропадают на 2-ом месяце жизни) ( это цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания).

Безусловные рефлексы новорожденного

№ п/п

Раздражители

Рефлексы

1.

Действие яркого света

Глаза закрываются

2.

Шлепок по переносице

Глаза закрываются

3.

Хлопок руками возле головы ребенка

Глаза закрываются

4.

Поворот головы ребенка направо

Поднимается подбородок, правая рука вытягивается, левая сгибается

5.

Разведение локтей в стороны

Руки быстро сгибаются

6.

Нажатие пальцем на ладонь ребенка

Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7.

Нажатие пальцем на подошву ребенка

Сжимаются пальцы ног

8.

Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются

9.

Укол булавкой подошвы

Колено и стопа сгибаются

10.

Поднимание ребенка, лежащего животом вниз

Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

В процессе контакта ребенка со взрослым начинают вырабатываться первые условные рефлексы – на положение во время кормления, условные рефлексы на мокрые пеленки (ворочание, плач).

Мозг маленького ребенка развивается на протяжении всего периода, он не вполне сформирован в новорожденности, поэтому психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами мозга, а также недостаточно зрелой корой.

Новорожденность — единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органический потребностей (в кислороде, пище, тепле).

Эти потребности не являются основой психического развития — они лишь обеспечивают выживание ребенка.

Кризис новорожденности (0-2 мес.) — это особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса — потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация развития новорожденного специфична и определяется двумя моментами:

  • Во-первых, полной биологической беспомощностью ребенка (он не способен удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого); младенец — максимально социальное существо;
  • Во-вторых, при максимальной зависимости от взрослых, ребенок лишен основных средств общения в виде человеческой речи.

Вывод: в противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в период новорожденности и в младенческом возрасте.

Новообразования данного возраста:

  1. Основное новообразование — возникновение индивидуальной психической жизни ребенка (жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Эта жизнь становится психической жизнью, т.к., по мнению Л.С. Выготского, «только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей»).
  2. «Комплекс оживления» — это особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому.

«Комплекс оживления» состоит в том, что ребенок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, двигает ручками и ножками, издает звуки. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым – первой социальной потребности ребенка. Возникновение «комплекса оживления» является границей между периодом новорожденности и младенчеством. «Комплекс оживления» — начало психологической жизни, показатель того, что сложилась социальная ситуация развития, которую Л.С.Выгодский назвал «Ситуацией МЫ» — единством матери и ребенка.

«Комплекс оживления» включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
  • использование крика, плача для привлечения к себе внимания (возникновение инициативы общения);
  • обильные вокализации во время общения с матерью;
  • реакция улыбки.

Вывод: «комплекс оживления» служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка.

Вопрос2. Младенчество – 2 месяца – 1 год

Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Младенец интенсивно растет: рост увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес – примерно в 2 раза. Интенсивно идет физическое развитие (больше двигается), следовательно появляется большие возможности показания окружающего мира.

Физическое развитие младенца

Время появления движений

Развитие моторики

1 месяц

Поднимает подбородок.

2 месяца

Поднимает грудь.

3 месяца

Тянется за предметом, но часто промахивается.

4 месяца

Сидит с поддержкой.

5-6 месяцев

Хватает рукой предметы.

7 месяцев

Сидит без поддержки.

8 месяцев

Садится без посторонней помощи.

9 месяцев

Стоит с поддержкой; ползает на животе.

10 месяцев

Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками.

11 месяцев

Стоит без поддержки.

12 месяцев

Ходит, держась одной рукой.

Совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3-м месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд. Ребенок воспринимает форму предметов, выделяет контур и др. элементы (больше внимания уделяет изогнутым предметам).

Ребенок зрительно различает воспринимаемые объекты по форме, сложности, цвету. Эта реакция вырабатывается по типу условно-рефлекторных связей. Но активный интерес к цвету проявляется с 6 месяцев.

Простейший процесс памяти – узнавание – проявляется в раннем младенчестве. Воспроизведение появляется после 8-ми месяцев. Параллельно с познавательным идет эмоциональное развитие. В 3-4 месяца проявляются следующие эмоциональные состояния:

  • удивление;
  • тревожность;
  • расслабление при удовлетворении потребности;
  • радость;
  • «страх расставания» (между 7 и 11 месяцами).

Также в младенческом возрасте начинается речевое развитие. Прежде всего развивается пассивная речь (ребенок слушает и различает звуки).

Появляется собственная автономная речь детей. Развитие внешней речи идет от слова к предложению, а внутренней – от предложения к слову. Примерно к 4-ем месяцам ребенок может подражать ритму произносимых звуков (например: при укачивании напевают: «А-а-а!», младенец может воспроизвести не обязательно сам звук, но и ритм: «Ы-ы-ы!» или «О-о-о»)

Во втором полугодии первого года жизни ребенок подолгу произносит различные слоги, пытается подражать слогам, произнесенным взрослым. Значение лепета для развития речи младенца огромно, так как совершенствуется употребление губ, языка и дыхания. К концу первого года жизни ребенок может произносить от 4 до 10-15 слов (это активный запас слов).

Более «немыми» оказываются мальчики.

Ведущим познавательным процессом является ощущение. Ребенку нужно разнообразие внешних стимулов, чтобы развивать восприятие.

К 4-ем месяцам формируется рефлекс «что такое?».Движущийся предмет обязательно привлечет внимание ребенка. Реакция на слово, обозначающее предмет, зависит от развития возможностей ребенка: сначала он только смотрит на предмет, затем – стремится к нему, и, наконец – подает требуемый предмет взрослому или указывает на него руками.

Также свою возрастную специфику имеет строение лица младенца. В нем выражены родовые и индивидуальные отличия ребенка. Мозговая часть черепа доминирует над лицевой. Меняется подвижность лица. Первые 3 месяца на лице доминирует мимика неудовольствия, плача и сытого благополучия. На третьем месяце появляется улыбка. В 7-8 месяцев на лице появляется беспокойство при появлении незнакомых людей.

Пусковые механизмы для развития психики младенца:

  1. Импринтинг — запечатлевание.
  2. Тесный тактильный контакт (особенно с 6 до 14 месяцев).

    Если в это время мать вынуждена оставить ребенка, то нежелательно большое количество гостей.

Госпитальный синдром – это отсутствие тактильного и эмоционального контакта со взрослыми.

3. Механизм подражания (идентификация).

Социальная ситуация развития определяется биологическим фактором (проявляется повышенная чувствительность к общему эмоциональному состоянию взрослого, который за ним ухаживает).

Внешним фактором является характер непосредственно эмоционального общения со взрослым. Важным условием воспитания младенца является обеспечение ему независимости.

Вопрос 3. Взаимодействие матери с младенцем

Русская пословица гласит: «Дети – благодать Божья». Главным, определяющим фактором на начальном этапе жизни ребенка является семья. Все родители хотят счастья своему ребенку. Каждый по-своему прав, но никто не прав абсолютно. Добиваясь счастья для своего малыша помните, что в кроватке лежит Человек. Уважайте маленькую личность.

  • Не экспериментируйте на своем ребенке. Доверяйте своему материнскому инстинкту. Все новые теории должны пройти проверку временем.
  • Счастливые дети бывают у счастливых родителей. Со временем вы передадите свое ощущение полноты жизни своему ребенку.

На Руси почти до 14 века существовала традиция: некоторым детям давать не «отчество», а «матерство» (например, Олег Настасьич, Василий Мариныч…).

В то время родство по матери считалось таким же почетным, как и родство по отцу.

В начале жизни ребенка мать является сопутствующим раздражителем — стимулом, эмоционально воспринимаемым в связи с потребностью в пище. Затем эмоциональная реакция сменяется непосредственно процессом общения с матерью. Постепенное общение с матерью становится более значимым, чем получаемая пища. Э. Эриксон писал: «Кормление занимает лишь ограниченное место и фрустрации при кормлении могут с лихвой компенсироваться эмоционально-мимическими способами общения ребенка со взрослым». Благодаря матери ребенок вступает в сложный мир человеческих отношений. Дети очень нуждаются в том, чтобы мама их кормила грудью! Лучше материнского молока для ребенка ничего нет. Мать — это единствеснный человек, который знает о ребенке все. Невнимание матери на первом году жизни может вызвать у ребенка ощущение заброшенности и безнадежности, которая со временем перерастает в беспрерывную жажду внимания или отчужденность. Своим плачем ребенок сигнализирует не только о том, что он голоден, но и о том, что ему одиноко. А одиночество в младенчестве противопоказано.

Женщины с низким уровнем психологической готовности к материнству после рождения ребенка, во время кормления или пеленания мало разговаривают, не используют «детскую речь», редко употребляют ласковые слова. Эти матери не пытаются заинтересовать ребенка игрушками, используют формальные обращения: «наелся?», «не выспалась?»… .

Женщины с высоким уровнем психологической готовности в общении с ребенком активны, комментируют его и свои действия, стремятся поймать взгляд ребенка, из бутылочки кормят всегда на руках, поют колыбельные песни и т. д. Содержание высказываний обычно носит личностную направленность: «Ты, мой дорогой!», «Как ты хорошо разговариваешь!»…

ВЫВОД: младенцы, чьи матери имеют высокий УПГ, обычно более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами общения, у них ярко выражено стремление к сопереживанию с матерью в радостных событиях и т. д. НО: у детей, чьи матери имеют низкий УПГ, в младенческом возрасте стремление к сопереживанию не выражено совсем. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: УПГ сильно влияет на взаимоотношения матери и ребенка, а также на психическое и личностное развитие малыша.

В большинстве случаев основы общения матери и ребенка закладываются во время кормления. Это важно и для матери и для ребенка. В грудном молоке содержатся антитела, защищающие организм ребенка от инфекций. У матери во время кормления сокращается матка, чтобы вернуться к прежней норме; женщина ежедневно теряет от 500 до 1000 калорий, сбрасывая лишний вес.

Самой многодетной матерью считается крестьянка Васильева, жившая в 17 веке. От 27 беременностей она родила 69 детей, 16 раз она рожала близнецов, 7 раз — тройни, 4 раза по 4 ребенка.

Самой многодетной матерью из живущих сегодня считается Альбина Леонтина (Чили).

Она родила 55 детей.

15