Влияние взаимоотношений ребенка и взрослого на формирование положительных установок у детей

Целью данного теста является понять установки, поведение и методов воспитания родителями детей, как они в подростковом возрасте видят родителей, их отношение к себе.

Я решила провести исследование своей дочери 11 лет, чтобы понять, как она видит родительское отношение к ней. Для этого я использовала опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер)

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер)

Шкалы: оценка матери сыном, отца сыном, матери дочерью, отца дочерью; позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность

Назначение теста

Изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Описание теста

Основой для этого теста служит опросник, который создал Е.Шафер в 1965 г. Базируется эта методика на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: «принятие – эмоциональное отвержение», «психологический контроль – психологическая автономия», «скрытый контроль – открытый контроль». Под принятием здесь подразумевается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. В результате использования опросника на выборке чехословацкой молодежи он был значительно переработан и адаптирован к социокультурным условиям Э.Матейчиком и П.Ржичаном. Модифицированный вариант опросника был предложен авторами в 1983 г. В результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М.Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации, и является весьма полезной для отражения тех факторов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Описание теста

Основой для этого теста служит опросник, который создал Е.Шафер в 1965 г. Базируется эта методика на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: «принятие – эмоциональное отвержение», «психологический контроль – психологическая автономия», «скрытый контроль – открытый контроль».

3 стр., 1269 слов

Тесты экзаменационного контроля

... 3. Что такое социальная опасность? 4 Что способствует распространению социальных опасностей? Тесты экзаменационного контроля 1. Социальной называется опасность, исходящая от: $$ человеческого общества $ окружающей ... пример Задание на СРСП По организации социальные опасности какими могут быть? Контроль выполненного задания состоится на СРСП (по расписанию консультации) Контрольные вопросы ...

Под принятием здесь подразумевается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В результате использования опросника на выборке чехословацкой молодежи он был значительно переработан и адаптирован к социокультурным условиям Э.Матейчиком и П.Ржичаном. Модифицированный вариант опросника был предложен авторами в 1983 г.

В результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М.Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации, и является весьма полезной для отражения тех факторов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей. Инструкция к тесту

Перед началом эксперимента подросток вводится в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция: «Просим вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них.

• Если вы считаете, что утверждение полностью воспроизводит воспитательные принципы вашего отца (или матери), то обведите в кружок цифру «2».

• Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), то обведите цифру » 1″.

• Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), то обведите цифру «0».»

Затем подростку предъявляется регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между ними нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причем заполняются бланки отдельно, то есть вначале, например, по отношению к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается бланк для заполнения, в котором отражаются воспитательные принципы отца.

Тест

Мой отец (моя мать) 1. Очень часто улыбается мне 2. Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет 3. Не хватает терпеливости в отношении ко мне 4. Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться 5. Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает 6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться 7. Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять 8. Постоянно на меня кому-то жалуется 9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо 10. За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает 11. Очень любит делать что-нибудь вместе 12. Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу 13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал 14. Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения 15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел 16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня 17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я , должен быть наказан 18. Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу 19. Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер 20.

22 стр., 10654 слов

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве

... многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом, начиная с первых дней жизни ребенка. У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто ... в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе ... них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто ...

Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет 21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения 22. Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано 23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен 24. Практически позволяет мне делать все, что мне нравится 25. Меняет свои решения так, как ему будет удобно 26. Часто хвалит меня за что-либо 27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь 28. Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился 29. Позволяет мне самому выбирать дело по душе 30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет 31. Старается открыто доказать, что любит меня 32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе 33. Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом 34. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя» 35. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее 36. Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу 37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею 38. Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну 39. Всегда легко меня прощает 40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало 41. Всегда находит время для меня, когда это необходимо 42. Постоянно указывает мне, как себя вести 43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит 44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию 45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным 46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил 47. Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел 48. Чувствую, что он пренебрегает мною 49. Моя комната или уголок – это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается 50. Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту •    POZ – позитивный интерес: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46; •    DIR – директивность: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; •    HOS — враждебность: 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48, ; •    AUT – автономность: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; •    NED – непоследовательность: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50. Обработка результатов теста После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых балов Далее сырые баллы переводятся в стандартизированные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются в диапазоне от 1 до 5 и нормой является среднее значение, то есть 3. Если по параметру получено 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу на специальном бланке. Интерпретация результатов теста Оценка матери сыном Шкала позитивного интереса. Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним.

16 стр., 7643 слов

Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности ...

... разделение, симбиоз, контроль, инфантилизация - измеряются по одноименным шкалам (методика «Опросник родительского отношения» (ОРО), А.Я. Варга, В.В. Столин). - зависимая ... иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально. Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, ...

Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека. Шкала директивности. Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом пресечь неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом».

Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка. Шкала враждебности. Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается прежде всего как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время, могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына. Шкала автономности. Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций.

4 стр., 1978 слов

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ И ОТЦА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА ПОДРОСТКА

... ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия ... вероятно, этими же чертами будет характеризоваться и поведение сына. Презрительное же отношение отца к матери может оказать соответствующее влияние на отношение сына к девочкам. Дети учатся у родителей определенным способам ...

Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу и власти амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономных матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына. Шкала непоследовательности. Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем необходимо отметить, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

Оценка отца сыном Шкала позитивного интереса. Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм. Шкала директивности. Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения. Шкала враждебности. Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляются полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время, по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки своей деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности. Шкала автономности. Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворит, причем даже на разбор случившегося, как правило, не хватает времени. Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно утруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба и школе, он только делает вид, что его это беспокоит. Часто он просто раздражается, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать». Шкала непоследовательности. Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последние видят в невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию – подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится. Такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т. п. При сравнений практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время, у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражены независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей по сравнению с отцами на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от соответствующей характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим. Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов – отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка. Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам поведения с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов – доверчивость и конформизм. Оценка матери дочерью Шкала позитивного интереса. Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может. Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности – с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери. Шкала директивности. Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях, критику выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом». Шкала враждебности. Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности к детям).

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента ... 50 вопросов, составляющих восемь шкал, и диагностирует две базовые стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, ...

21 стр., 10254 слов

Взаимисвязь образа отца и полоролевой идентичности подростков из неполных семей

... нарушается. Отец необходим для успешного формирования не только маскулинности сыновей, но и феминности дочерей. ... ребенка, описываемые значимые объекты - это матери, отцы остаются на заднем плане, они не ... отца в аспекте его доминирующего эмоционального состояния; опросник Сандры Бэм направленный на изучение маскулинности и феминности; статистическая обработка происходила с помощью номинативной шкалы. ...

Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными. Шкала автономности. Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание. Шкала непоследовательности. Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению. Оценка отца дочерью Шкала позитивного интереса . Позитивный интерес отца к дочери последние описывают как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что важна не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, то есть доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви. Шкала директивности. Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали. Шкала враждебности. В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением – с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что, в свою очередь, обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности последней. Шкала автономности. Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующим параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются. Шкала непоследовательности. Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний максимальна.   Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступают доверие и подчиняемость. У отцов же доминируют уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю над поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляются упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что выходит, в отличие от характеристик отца, на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступают жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием – у матерей.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... -для меня эта ситуация будет довольно трудной; 5 - для меня это будет тяжелейшим испытанием. Шкала ответов на вопрос 2 ... А. Я буду прикладывать активные усилия, чтобы изменить ситуацию, проявляя неприязнь и ... поиска социальной поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок (выявляет ...

Целью данного теста является понять установки, поведение и методов воспитания родителями детей, как они в подростковом возрасте видят родителей, их отношение к себе.

Я решила провести исследование своей дочери 11 лет, чтобы понять, как она видит родительское отношение к ней. Для этого я использовала опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер)

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... теоретическому и практическому исследованию проблемы когнитивной оценки трудной жизненной, ситуации мы можем сделать следующие выводы. Трудная жизненная ситуация – это такая жизненная проблема человека, которая с ... ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действия и с его результатом. 2. Контроль – способность господствовать над обстоятельствами. Когнитивно оценивая даже трагические ...

После объяснения техники, она самостоятельно работала с текстом. После чего я, согласно инструкции, подсчитала количество сырых баллов, соотнесла с таблицей и получила такие результаты:

Полученные результаты: отношение к маме

•    POZ – позитивный интерес: 20 •    DIR – директивность: 18 •    HOS — враждебность: 5 •    AUT – автономность: 10

•    NED – непоследовательность:10

Результаты: шкала позитивного отношения выражена очень ярко, на первый план выступают доверие и подчиняемость, директивность матери основа исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю над поведением дочери. Конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих выражена слабо, но все таки присутствует.

Полученные результаты по отношению к отцу:

•    POZ – позитивный интерес: 19 •    DIR – директивность: 16 •    HOS — враждебность: 2 •    AUT – автономность: 10

•    NED – непоследовательность:9

Результаты очень схожи, они практически одинаковы, но шкала враждебности выражена слабо.

Источники

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С.169-178. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. Ред. и сост:. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта – М., 2000.

Личностные ожидания ребенка в общении со взрослым

Шкалы: ожидания ребенка в общении со взрослым

Назначение теста

Диагностика личностных ожиданий ребенка в общении со взрослым.

Тест

Процедура тестирования В ходе исследования ребенку предлагается обсудить несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей. Первая ситуация «Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собирались идти домой. Они надевали шапки, пальто, теплые ботинки, варежки. Первыми оделись дети из старшей группы. Когда они уже собирались выходить на улицу, одна девочка увидела малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и помогла ему». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя? Вторая ситуация «Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал, кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступали через проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно взял про волоку за кончик и отбросил ее в сторону, чтобы она ни кому не мешала». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя? Третья ситуация «Одна девочка сказала Тане: «У тебя такая красивая кукла! Дай мне ее – я поиграю». «На, возьми», -сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня по просила свою куклу. Но девочка не вернула Тане куклу». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул(а) куклу? Четвертая ситуация «Дети рисовали. Маша рисовала цветок, и ей нужен был красный карандаш. Дима рисовал крокодила, и ему нужен был зеленый карандаш. А один мальчик захотел нарисовать лето. Ему нужно было много карандашей. Карандаши, которые дала ему воспитательница, у него поломались, и он стал забирать у других детей». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им все-таки сказали, что это сделал(а) ты?

Тест псих диагностика — Стр 2

Обработка и интерпретация результатов теста

Анализируют, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых – одобрения, порицания и т.д.

После обсуждения с ребенком ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей, были получены следующие результаты:

Первая ситуация

Ребенок ответил, что на его взгляд, мама и папа могли подумать, что это сделала она, ее бы похвалили.

Вторая ситуация

Мама и папа могли бы подумать, что она так сделает и похвалили бы ее.

Третья ситуация

Мама и папа не могли бы подумать, что это сделала она, но вот если бы им сказали, что это она не вернула куклу, то родители бы поверили в это.

Четвертая ситуация

Мама и папа не могли бы подумать, что это она сделала, но если бы им сказали, что это она сломала карандаши и стала забирать у других детей, то они бы поверили в это, а не ей.

Из этого следует, что ребенок в «обычных» ситуациях от родителей ожидает одобрения и поощрения, а вот в не совсем обычных ситуациях, ребенок уверен, что родители его не поймут и не поверят ему, если им скажут, что их ребенок не совсем правильно поступил.