Анатомия и физиология нервной системы

Лекция 2-3.

1. Общий план строение нервной системы. Значение нервной системы.

2. Структура нейрона, его свойства.

3. Рефлекс как основа нервной деятельности.

4. Основные физиологические процессы – возбуждение и торможение.

5. Возрастные особенности нервных процессов у детей.

6. Возрастные особенности центральной нервной системы.

1.Основными функциями нервной системы являются быстрая, точная передача информации и ее интеграция, обеспечение взаимосвязи между органами и системами органов. Функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой.

Нервная система регулирует, координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

В нервной системе происходит прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы.

С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций: осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь.

Нервная система в структурном и функциональном отношении делится на центральную и периферическую.

Центральная нервная система (ЦНС) – это совокупность нервных образований спинного и головного мозга, обеспечивающих восприятие, обработку, передачу, хранение и воспроизведение информации с целью адекватной реакции организма на изменения окружающей среды, организации оптимального функционирования органов, систем и организма в целом. Она представлена спинным и головным мозгом.

Периферическая частьнервной системы образовананервами– пучками нервных волокон, покрытых сверху общей соединительнотканной оболочкой, которые выходят за пределы головного и спинного мозга и направляются к различным органам тела, а такженервных узлов, илиганглиев– скоплений нервных клеток вне спинного и головного мозга.

Периферическую нервную системув свою очередь делят насоматическую, которая обеспечивает иннервацию поверхности тела (кожа, скелетные мышцы и органы чувств) ивегетативную, которая иннервирует внутренние органы, сосуды, потовые железы, а также трофическую иннервацию скелетных мышц, рецепторов и различных отделов ЦНС. Вегетативная нервная система имеет два отдела:симпатический и парасимпатический.

3 стр., 1170 слов

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

... системы из очень большого количества нейронов. Адекватное взаимодействие человека с окружающей средой и соответствующая ей деятельность могут происходить лишь при условии, что органы чувств снабжают центральную нервную ... 1) эфферентной програм­мы действия (последовательности нервных команд, поступающих к исполнителям: мышцам, внутренним органам) и 2) акцептора результата действия (нейронной ...

С деятельностью вегетативной нервной системы связаны рефлекторные реакции поддержания кровяного давления на относительно постоянном уровне, теплорегуляция, изменение частоты и силы сердечных сокращений при мышечной работе и другое.

Большинство внутренних органов обладает двойной иннервацией: к каждому из них подходят два нерва – симпатический и парасимпатический), эффекты которых, как правило, противоположны. Так, симпатический нерв ускоряет и усиливает работу сердца, а парасимпатический тормозит; симпатический нерв вызывает расширение зрачка, а парасимпатический сужение. Симпатическая нервная система способствует интенсивной деятельности организма, особенно в экстремальных условиях, когда требуется напряжение всех сил. Парасимпатическая часть – система «отбоя», она способствует восстановлению истраченных организмом ресурсов. Все отделы вегетативной нервной системы подчинены высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге.

2. Структура нейрона, его свойства

Нейрон– основная структурная и функциональная единица нервной системы, которая воспринимает раздражения, перерабатывает их и передает информацию к различным органам тела. Нейроны представляют собой клетки, разнообразные по форме, по общему же строению они не отличаются от любой другой клетки тела. Нейрон – это сложноустроенная высокодифференцированная клетка состоит изтела, илисомы, иотростков разного типа –дендритов и аксонов. Особенностью строения нейронов является наличие в цитоплазме специфических образований: тигроидного вещества и нейрофибрилл (тонкие нити, состоящие из белковых молекул, участвующие в проведении импульсов возбуждения по нервной клетке).

Тигроидное вещество содержит РНК, количество которой увеличивается до полового созревания, а затем находится на относительно постоянном уровне, если условия существования организма остаются благоприятными. При экстремальных ситуациях содержание РНК в тигроидном веществе может уменьшиться, а само вещество полностью распадется, что приводит к гибели нейрона.

Длинный отросток – аксон (ось)– проводит возбуждение от тела нервной клетки к другим нейронам и органам (мышцам, железам).

Конец аксона сильно ветвится, образуя контакты со многими сотнями клеток. У нейрона аксон всегда один.

Дендриты(дерево) – многочисленные короткие ветвящиеся отростки. На дендритах есть выросты (шипики).

Ветвистость дендритов и наличие шипиков значительно увеличивают поверхность дендрита в сравнении с телом клетки и создают условия для размещения на них большого числа контактов с другими нервными клетками –синапсов.Количество синапсов на теле одного нейрона достигает 100 и более, а на дендритах одного нейрона – нескольких тысяч.

Нервная ткань помимо нейронов включает клетки нейроглии, которые, окружают со всех сторон нейроны и выполняют для них опорную, питательную и электроизолирующую функции.

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

... покоя Нервная система состоит из нейронов – нервных клеток. Помимо нейронов в состав нервной системы входят клетки глии. Совокупность нейронов и глиальных клеток составляет нервную ткань. Клетки глии, окружая со всех сторон нейроны, ... щую деятельность нервной системы.   Физиологические свойства нервной ткани Одно из самых общих свойств всего жи­вого — раздражимость. Раздражитель - изменения в ...

Нейроны, как и все живые клетки, обладают раздражимостью,т.е. способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды, так называемыхраздражителей, переходить из состояния покоя в состояние активности. Изменения в окружающей среде или организме называют раздражителями, процесс действия раздражителя – раздражением. Выделяюттри группы раздражителей: физические (электричество, ионизирующее излучение укол, удар, температура, давление, свет), физико-химические (изменения осмотического давления в клетках, содержания в клетках ионов водорода) и химические (лекарственные препараты, биологически активные вещества, гормоны, ферменты, яды).

Физиологические раздражители делят на адекватные и неадекватные. К адекватным относят раздражители, к восприятию которых клетки и ткани организма приспособились в процессе эволюции. Например, для глаз – свет, для кожи – давление и температура. К неадекватным раздражителям относят те, к восприятию которых клетки и ткани специально не приспособлены. Например, ощущение светового блика возникают в глазах не только при воздействии света, а также при механических воздействиях, в частности, при надавливании на глазное яблоко.

Основными свойствами нервной ткани являются возбудимость, проводимость и лабильность, которые характеризуют функциональное состояние нервной системы человека и определяют его психические процессы.

Клетки нервной ткани в процессе эволюции приспособились к быстрой ответной реакции на действие раздражителя, поэтому нервную ткань называют возбудимой,а ее способность быстро реагировать на раздражение –возбудимостью. Количественной мерой возбудимости являетсяпорог раздражения– минимальная величина раздражителя, способная вызвать ответную реакцию ткани. В этой связи раздражитель меньшей силы называют подроговым, а большей – надпороговым.

Возбудимостьпроявляется в процессахвозбуждения, которые представляют собой изменения процессов обмена веществ в клетках нервной ткани. Изменение обмена веществ сопровождается передвижением через клеточную мембрану отрицательно и положительно заряженных ионов, что вызывает изменение активности клетки. Это изменение обмена веществ сопровождается появлением электрических потенциалов – электрических, илинервных импульсов.

Проводимость– способность живой ткани проводить возбуждение. Проводимость нервной ткани связана с распространением по ней процессов возбуждения. Возникнув в одной клетке, электрический (нервный) импульс легко переходит на соседние клетки и может передаваться в любой участок нервной системы.

Возникший в месте возбуждения потенциал действия (изменение электрического заряда мембраны) вызывает изменения электрических зарядов в соседнем участке, а те в свою очередь – в следующем, и так по всей цепи нейронов распространяется волна возбуждения, вызывая новые потенциалы действия.

13 стр., 6156 слов

Центральная нервная система 2

... неспецифический процесс нервного возбуждения, нервный импульс, который по отростку распространяется по направлению к телу нервной клетки. Во-вторых, на всех частях нейрона имеются многочисленные ... высшей нервной деятельности. нейрон ткань трансплантация НЕЙРОН НЕЙРОН (от греческого neuron -- жила, нерв), нервная клетка, нейроцит, основная структурная и функциональная единица нервной системы, ...

Лабильность– характеризует способность возбудимой ткани воспроизводить определенное количество потенциалов действия в единицу времени. Нервная ткань обладает наибольшей лабильностью, у мышечной она значительно ниже. Функциональное состояние ткани влияет на ее лабильность. Патологические процессы и утомление приводят к снижению лабильности нервной ткани, а систематические тренировки – к ее повышению. Изучением лабильности возбудимых тканей занимался русский физиолог Н.Е.Введенский.

Связь между отдельными нейронами осуществляется с помощью специального приспособления – синапса.

Синапспредставлен двумя мембранами –пресинаптическойипостсинаптической,между которыми имеетсясинаптическая щельразмером не более 20 нм. Пресинаптическая мембрана находится на нервных окончаниях (окончаниях аксона), которые в ЦНС имеют вид пуговок, колечек, бляшек. Постсинаптическая мембрана находится на теле или дендритах нейрона, к которому передается нервный импульс.

Закодированная в нервных импульсах информация передается с одного нейрона на другой с помощью медиаторов (от лат.mediator– посредник) – химических веществ, способных вызывать возбуждение постсинаптической мембраны. Медиатор располагается в синаптических пузырьках в пресинаптической мембране. Пи возбуждении нейрона медиатор выходит в синаптическую щель, диффундирует к постсинаптической мембране, изменяет ее проницаемость к ионам натрия и вызывает возбуждение второго нейрона. Передача возбуждения происходит только в одном направлении – от пресинаптической мембраны к постсинаптической. К возбуждающим медиаторам относят ацетилхолин, адреналин или норадреналин. Существуют также особые нейроны, синаптические окончания которых выделяют тормозные медиаторы, вызывающие торможение соседнего нейрона. К ним относятся гамма-аминомасляная кислота и глицин.

Каждая нервная клетка имеет множество возбуждающих и тормозных синапсов, в результате чего происходит суммация сигналов и в конечном счете формируется окончательный ответ на пришедший импульс.

Число и размеры синапсов в процессе постнатального развития человека значительно увеличиваются. У взрослого на одном нейроне может быть до 10 тыс. синапсов. Число межнейронных связей находится в прямой зависимости от процессов обучения: чем интенсивнее идет обучение, тем больше синапсов образуется.

Отростки нервных клеток, покрытые оболочками, называются нервными волокнами.Тела нейронов и большая часть их дендритов сосредоточены в спинном и головном мозге. Часть дендритов и аксоны, длина которых у человека может достигать 1-1,5 м, выходят далеко за пределы ЦНС. Нервные волокна образуютнервы.Они связывают все участки тела с ЦНС.

Основная функция нервных волокон и нервов – проведение нервных импульсов. Различают чувствительные нервы (афферентные, центростремительные) проводят нервные импульсы в ЦНС и двигательные (эфферентные, центробежные), которые проводят импульсы от ЦНС к периферическим органам. Смешанные нервы состоят из чувствительных и двигательных волокон. Некоторые нервные волокна покрыты оболочкой, состоящей из жироподобного вещества – миелина, выполняющего трофические, защитные и электроизолирующие функции. Такие волокна называют мякотными, а не имеющие миелина – безмякотными. Скорость проведения возбуждения в безмякотных волокнах – 1-3 м/с, а в мякотных достигает 120 м/с.

22 стр., 10578 слов

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

... термины и понятия, связанные с работой нервной системы; значение возбуждения и торможения в нервной системе, виды их взаимодействия; законы проведения возбуждения, механизмы и значение синаптической передачи сигналов; ... состояния 8 1 – 7 13. Латерализация и межполушарная асимметрия. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Пластичность мозга как основа компенсации функций 7 1 – 6 ИТОГО: 78 12 4 ...

Развитие миелиновой оболочки происходит в основном в первые 2-3 года и в значительной степени зависит от условий жизни ребенка. В неблагоприятных условиях процесс миелинизации может замедляться на несколько лет, что затрудняет управляющую и регулирующую деятельность нервной системы.

3. Рефлекс как основа нервной деятельности

В основе всей деятельности нервной системы лежат рефлекторные акты. Рефлекс– это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая с обязательным участием ЦНС.

Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе, называется рефлекторной дугой, а время, в течение которого возбуждение проходит по рефлекторной дуге, —временем рефлекса.

В рефлекторной дуге различают следующие элементы:

1. рецепторы, воспринимающие раздражения;

2. афферентный путь от рецепторов к ЦН;

3. нервный центр, расположенный в ЦНС;

4. эфферентный путь от ЦНС к эффектору (рабочему органу).

5. эффектор (мышца, железа).

Исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса, называют эффектором.

В простейшем случае рефлекторная дуга состоит из двух нейронов и одного синапса, т.е. является двухнейронной (моносинаптической).

Может быть трехнейронная рефлекторная дуга или если много нейронов принимают участие в образовании дуги – многонейронной, или полисинаптической. Говоря о рефлекторной дуге, необходимо помнить, что любой рефлекторный акт осуществляется при участии большого количества нейронов. Двух- или трехнейронная дуга рефлекса всего лишь схема. В действительности рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной области тела.

По месту расположения рецепторы делят на экстерорецепторы,интерорецепторы и проприорецепторы.Экстерорецепторывоспринимают раздражения внешней среды. К ним относят сетчатку глаза, рецепторы уха, кожи, органов обоняния и вкуса.Интерорецепторырасположены в тканях внутренних органов (сердца. печени, почек, кровеносных сосудов) и воспринимают изменения внутренней среды организма.Проприорецепторынаходятся в мышцах, сухожилиях и воспринимают сокращения и растяжения мускулатуры, т.е. сигнализируют о положении и движении тела.

Рецепторы способны отвечать на действие раздражителей определенной силы в течение определенного времени и вызывать процесс возбуждения, которое по чувствительным нервным волокнам передается в ЦНС. Здесь за счет вставочных нейронов информация распространяется в различные отделы, обеспечивая целостный ответ нервной системы. В ЦНС происходит обработка поступивших сигналов (анализ и синтез) и передача импульсов на двигательные нервные волокна.

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... нейронов. В состав мозга входят также глиальные клетки, их примерно в 10 раз больше, чем нейронов. Глия заполняет пространство между нейронами, образуя несущий каркас нервной ... глиальные клетки. Многие аксоны покрыты миелиновой оболочкой, которая образована многократно закрученной ... полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу ...

Рефлекторный акт не заканчивается деятельностью исполнительного органа. Каждый эффектор имеет свои чувствительные рецепторы, которые в свою очередь сигнализируют в ЦНС об осуществленной работе. Это вторичные афферентные импульсыпостоянно сигнализируют в ЦНС о состоянии двигательного аппарата, и в ответ на эти сигналы из ЦНС к мышцам поступают новые импульсы, включающие следующую фазу движения или изменяющие движение в соответствии с условиями деятельности. Связь чувствительных рецепторов рабочего органа с ЦНС называется «обратной связью». Поэтому правильнее говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце.

Учение о рефлекторной деятельности ЦНС привело к представлению о нервном центре. Нервным центромназывают совокупность нейронов центральной нервной системы, участвующих в осуществлении определенного рефлекторного акта или регуляции той или иной функции.

Нервный центр представляет собой сложные функциональные объединения нейронов, расположенных в различных отделах ЦНС, согласованно участвующие в регуляции функций и рефлекторных реакциях.

В ЦНС постоянно происходит взаимодействие двух процессов – возбуждения и торможения.

Возбуждение – это специфический физиологический процесс, возникающий и распространяющийся в возбудимых тканях, сопровождающийся физико-химическими и биоэлектрическими изменениями в этих тканях. Квозбудимым тканям относят нервную, мышечную и железистую, так как в ответ на раздражение в них возникает процесс возбуждения. В нервной ткани возбуждение распространяется от одного нейрона к другому в виде нервных импульсов (волн возбуждения).

Торможение– это второй специфический физиологический процесс, возникающий в возбудимых тканях и сопровождающийся физико-химическими биоэлектрическими изменениями в этих тканях. Торможение местный процесс, т. е не распространяется по ткани. В том месте, где возникло торможение не может возникнуть возбуждение.

5. Возрастные особенности нервных процессов у детей

У ребенка координация рефлекторных реакций далеко не совершенна. Ответная реакция у него связана с обилием ненужных движений и неэкономичными вегетативными сдвигами.

Высокая степень иррадиациинервных процессов во многом связана с плохой «изоляцией» нервных волокон. К моменту рождения ребенка многиепериферические и центральные нервные волокна не имеют миелиновой оболочки, которая обеспечивала бы изолированное проведение нервных импульсов. В результате возбуждение с одного нерва легко переходит на соседние. Миелинизация большинства нервных волокон заканчивается к 3 годам, а иногда продолжается до 5-10 лет.

Высокая степень иррадиации нервных процессов у детей определяется также тем, что на первых этапах постнатального развитие ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга.

По сравнению со взрослыми у детей выше возбудимость нервной ткани, меньше специализация нервных центров, более распространены явленияконвергенции и положительной индукции. Конвергенция состоит в проведении нервных импульсов к одному нейрону из различных участков нервной системы. Н/р, на один и тот же нейрон могут конвергировать импульсы от слуховых, зрительных и кожных рецепторов. У них отмечается неустойчивость внимания.

12 стр., 5569 слов

За аксоном-пионером устремляются другие нейроны, формируя тракты в ЦНС и ПНС.

... и ПНС. Дендриты - ветвящиеся отростки, заканчивающиеся вблизи от тела нейрона. В плазмолемму встроены постсинаптические рецепторы, ... деятельности. 3.Отделы: Анатомически: · Центральная нервная система- головной и спинной мозг. · Периферическая нервная система- периферические нервные узлы, ... тельце Барра (в основном в клетках коры полушарий и симпатических узлах). Комплекс Гольджи расположен между ...

Координация рефлекторных реакций у детей совершенствуется в ходе онтогенеза и завершается к 18-20 годам.

6. Строение цнс и ее возрастные особенности.

Спинной мозгвзрослого человека размешается в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж длиной 40-45 см и общей массой 34-38 г.

Несмотря на то что спинной мозг новорожденного является наиболее зрелой частью ЦНС, его окончательное развитие заканчивается только к 20 годам. За этот период масса мозга увеличивается в 8 раз.

В спинном мозге выделяют шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый сегменты, от которых отходит 31 пара спинно-мозговых нервов, иннервирующих скелетную мускулатуру и кожу. Каждый сегмент стоит из серого и белого вещества.Серое веществорасположено в центре сегмента и в нем различают задние, боковые и передние рога. Серое вещество – это тела нервных клеток, абелое вещество– это аксоны нервных клеток покрытые миелиновой оболочкой, имеющей белый цвет.

Спинной мозг выполняет две основные функции рефлекторную ипроводниковую.Рефлекторная функциязаключается в осуществлении спинномозговых рефлексов, а проводниковая в проведении нервных импульсов от рецепторов нашего тела в головной мозг и от головного мозга к сегментам спинного мозга.Проводниковая функцияспинного мозга осуществляется за счет проводящих путей, образующих белое вещество спинного мозга. Различают восходящие и нисходящие проводящие пути.

Среди нисходящих путей есть один пирамидный и 4 экстрапирамидных. Пирамидный путь является прямым однонейронным путем и через него осуществляются наши произвольные движения. Экстрапирамидные пути являются многонейронными и через них осуществляется регуляция тонуса мышц и общие двигательные акты (поворот головы, движение всей конечностью).

Спинной мозг содержит два утолщения: шейное и поясничное, которые начинают формироваться в первые годы жизни ребенка. Шейное утолщение связано с регуляцией движений верхних конечностей, поясничное – нижних.

Головной мозгсостоит из ствола мозга и конечного мозга, включающего большие полушария.

От основания головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, которые связывают головной мозг со многими внутренними органами, мышцами лица, шеи, языка, глаз, а также обеспечивают поступление в головной мозг сенсорной информации от зрительных, вкусовых, слуховых и обонятельных рецепторов, вестибулярного аппарата, тактильных рецепторов кожи лица.

Основные части головного мозга выделяются уже к 3-му месяцу эмбрионального развития, а к 5 месяцу эмбриогенеза уже хорошо заметны основные борозды больших полушарий.

8 стр., 3506 слов

Базальная поверхность мозга — поверхность мозга, прилегающая ...

... кожно –кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности- ВКЛЮЧАЕТ МОТОРНЫЕ, ... на выделении в ней клеточных слоев. В различных областях коры полушарий головного мозга количество клеточных слоев  различно и зависит от ее филогенетического происхождения ...

К моменту рождения общая масса головного мозга составляет около 400 г. Наиболее интенсивно головной мозг человека развивается в первые два года жизни. Затем темпы его развития немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет, к этому моменту масса мозга достигает уже 4/5 массы взрослого человека.

Развитие головного мозга идет гетерохронно. Прежде всего, созревают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности достигают, прежде всего, стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже к 2-4 годам постнатального развития.

К стволовой частиотносят продолговатый мозг, задний мозг (варолиев мост и мозжечок), средний мозг и промежуточный. В филогенетическом отношении это наиболее древние нервные структуры, и поэтому их функции тесно связаны с регуляцией примитивных функциональных процессов.

Отделы ствола мозга выполняют проводящие и рефлекторные функции. Впродолговатом мозгенаходятся центры жизненно важных рефлексов: дыхательных и сердечных, а также здесь есть центры многих защитных рефлексов: чихания, кашля, мигания, закрытия век.Средний мозгсодержит первичные зрительные центры и принимает участие в осуществлении зрачкового рефлекса, аккомодации, конвергенции и зрительного ориентировочного рефлекса, а также здесь есть первичные слуховые центры, принимающие участие в осуществлении слухового ориентировочного рефлекса, в регуляции сложных двигательных рефлексов, в ориентации тела в пространстве.В промежуточноммозгевыделяют подбугровую область (гипоталамус) и зрительные бугры (таламус).

Гипоталамусявляется высшим вегетативным центром. Он регулирует обмен веществ, температуру тела, чувство голода и жажды, деятельность всех внутренних органов.Таламусявляется своего рода воротами, через которые все сенсорные сигналы, кроме обонятельных, поступают в кору больших полушарий большого мозга.Основная функция мозжечказаключается в координации всех двигательных актов путем согласования скорости сокращения различных мышц, участвующих в данном конкретном двигательном акте. Кроме того,мозжечок обеспечивает двигательный акт вегетативным компонентом, т.е. приспосабливает дыхание, работу сердца к данному конкретному двигательному акту.

Ретикулярная формация, или сетчатаясостоит из нейронов различной формы и размеров и расположена в центральной части ствола мозга. Ретикулярная формация оказывает влияние на спинной мозг, большие полушария и мозжечок. На спинной мозг ретикулярная формация оказывает как активирующее, так и тормозящее влияние. На большие полушария и мозжечок оказывает активирующее влияние, которое называют неспецифической активацией. При уменьшении неспецифической активации большие полушария переходят в состояние пониженной возбудимости и человек засыпает.

Конечный мозгсостоит из больших полушарий и расположенных внутри них подкорковых, или базальных ганглиев.

9 стр., 4498 слов

Этапы исследования методом наблюдения

... изменений при каких-либо болезненных нару­шениях психической деятельности (например, при повреждениях головного мозга или психических заболеваниях) и вскрывают фак­торы, «отвечающие» за возникновение ... согласно гипотезе Л.С.Вы­готского, подтвердившейся в данном экспериментальном иссле­довании, у взрослых имеются уже внутренние «карточки», т.е. определенные внутренние средства запоминания). Таким ...

Конечный мозг человека является наиболее молодым в филогенетическом отношении образованием. Подкорковые ганглиипринимают участие в регуляции сложных половых и поведенческих реакций, имеют важное значение в организации оптимальной двигательной деятельности.

Большие полушария головного мозга– парные образования. Это основная часть конечного мозга. У человека они достигают наибольшего развития и составляют почти 80 % от общей массы мозга. В функциональном отношении большие полушария являются высшим отделом ЦНС, регулирующим все нижележащие отделы. Кроме того, большие полушария являются основой нашего мышления и сознания. Поверхность больших полушарий покрыта извилинами, которые представляют собой складки поверхностного слоя.

I этап.У новорожденного весспинного мозга10 г., а отношение спинного мозга к головному 1:100 (у взрослых 1:50).

В это время спинной мозг растет быстро, а дифференцировка его нейронов выражена слабо. Проводящие пути и спинномозговые нервы не покрыты миелиновой оболочкой. Отсюда широкая иррадиация возбуждения по сегментам спинного мозга, генерализация спинномозговых рефлексов.

У новорожденного вес головного мозгаоколо 400 г. В течение первого года вес увеличивается в 2,5 раза и к концу года достигает 1000 г. Однако формообразование на этом этапе идет медленными темпами и большие полушария по своей форме значительно отличаются от взрослого человека. Так, у детей первого года жизни слабо развит лобный отдел больших полушарий, борозды и извилины малы, мелки. В связи с незрелостью коры больших полушарий, функция ее несовершенна, контроль над корковыми образованиями слабый. Отсутствие корковых влияний на сегменты спинного мозга в первые месяцы жизни приводит к хаотичности движений.

Продолговатый мозг и варолиев мострастут быстро и все основные их центры сформированы. Однако их функция еще несовершенна, так как их регуляция осуществляется в основном за счет безусловных рефлексов, т. е. по принципу отклонения.

Средний мозгпо отношению к взрослым составляет 40 %. Нейроны не дифференцированы. Функции среднего мозга не совершенны, движения не точны из-за несогласованности двигательного и тонического компонентов. Конвергенция и аккомодация глазных яблок не совершенны и не координированы. У новорожденного глазные яблоки могут даже двигаться одновременно в разные стороны. Отсутствует координация сокращений и перераспределения тонуса мышц пальцев рук.

Ретикулярная формацияствола мозга занимает относительно меньший объем, чем у взрослых. Нейроны расположены тесно, их аксоны не покрыты миелиновой оболочкой. Активация больших полушарий слабая и их возбудимость понижена (новорожденный спит до 22 часов в сутки).

Мозжечок у новорожденного весит 20 г, а к концу года – 90 г. Дифференцировка слоев начинается уже с первых месяцев после рождения, но к концу года все еще остается много недифференцированных нейронов. Функции мозжечка несовершенны, движения не координированы, так как нет согласования скорости сокращения различных мышц и обеспечения движения тоническим и вегетативным компонентом.

Промежуточный мозграстет относительно медленно. В гипоталамусе не закончена дифференцировка ядер, нейроны различных ядер почти не отличаются по форме, нет миелинизации их аксонов. Отсюда несовершенство функций. Нет четкости в передаче информации в кору больших полушарий, отсутствует контроль со стороны высших вегетативных центров, имеется несовершенство терморегуляции.

Подкорковые ядрасоставляют 20% по отношению к взрослым. Дифференцировка нейронов слабая, миелинизация проводящих путей неполная. Несовершенство функций проявляется в генерализации и неловкости движений.

II этап.На втором этапе развития ребенка продолжается рост и дифференцировка всех отделов ЦНС. Весспинного мозгадостигает 14 г. На этом этапе заканчивается миелинизация всех спинномозговых нервов и афферентных (восходящих) проводящих путей спинного мозга. Нисходящие проводящие пути еще не полностью покрыты миелиновой оболочкой. Следствием этого является неточность координации спинномозговых рефлексов. Так, в 2 года нет еще дифференцировки ходьбы и бега. Ребенок быстро перебирает ногами, шаги у него короткие. Только к концу этапа наступает дифференцировка ходьбы и бега.

Продолговатый мозг и варолиев мостпродолжают дифференцировку. К концу этапа их нейроны приобретают форму взрослого человека, отличаясь только размерами. Все черепномозговые нервы к концу этапа покрываются миелиновой оболочкой и их функция почти такая же, как у взрослых.

Средний мозгпо отношению к взрослому составляет 50%. Заканчивается дифференцировкаIIIиIVпары черепно-мозговых нервов и нейронов четверохолмия. Однако нисходящие пути среднего мозга еще не полностью покрыты миелиновой оболочкой и поэтому функции еще несовершенны.

Нейроны ретикулярной формацииствола мозга к концу этапа заканчивают дифференцировку, но миелинизация нисходящего пути формации еще не закончена. В связи с этим остается неточность облегчающих и тормозящих влияний ретикулярной формации на спинномозговые рефлексы. В то же время восходящие активирующие влияния на этом этапе уже достаточно интенсивны и качественно не отличаются от взрослых.

Мозжечокрастет равномерно, его клетки заканчивают дифференцировку. Однако по размерам нейроны мозжечка еще меньше, чем у взрослых. Чувствительные пути мозжечка уже покрыты миелиновой оболочкой, а двигательные еще нет, поэтому имеется не тосчная координация тонуса мышц.

В зрительных буграх происходит дифференцировка нейронов на две группы ядер: переключающие и ассоциативные. Миелиновая оболочка нейронов еще не полностью сформирована. Отсюда несовершенен еще корковый анализ и синтез. У детей этого этапа развития активное внимание практически отсутствует. Функции гипоталамуса также несовершенны. Слабый контроль над вегетативной нервной системой, недостаточная терморегуляция.

Подкорковые ядрапо отношению к взрослым составляют 40%, нейроны их еще не закончили дифференцировку, а аксоны не покрыты миелиновой оболочкой. В связи с этим сохраняется неловкость движений.

К концу 3-го года жизни вес головного мозгаувеличивается до 1200 г. Формообразование больших полушарий и дифференцировка на этом этапе идет значительно большими темпами в сравнении с предыдущим. Поверхность больших полушарий становится похожей на таковую у взрослых, хотя борозды и извилины все еще остаются более мелкими. Относительно мало развит лобный отдел больших полушарий.

В связи с большим морфологическим и функциональным созреванием нейронов больших полушарий значительно совершенствуется и функция коры головного мозга. Так, благодаря корковому контролю над спинным мозгом более совершенными становятся произвольные движения. (ребенок ходит, бегает, прыгает).

Однако кора больших полушарий ребенка все еще остается функционально незрелой, контроль ее над нижележащими отделами ЦНС несовершенен. Особенно это касается эмоциональной сферы ребенка. Нет контроля над эмоциями.

III этап.На этом этапе развития полностью заканчивает свое развитиеспинной мозгс его проводящими путями. К концу этапа заканчивается развитие такжепродолговатого мозга и варолиева моста.

Средний мозгсотавляет 90% от взрослого. К концу этапа заканчивается дифференцировка почти всех отделов среднего мозга. Однако еще имеет место несовершенство в координации движений пальцев рук и ребенку с большим трудом даются такие двигательные навыки как рисование, письмо.

На IIIэтапе заканчивается дифференцировкаретикулярной формацииствола мозга и заканчивает свое развитиемозжечок.

В промежуточном мозгедифференцировка еще не закончена. Подкорковые ядра составляют 80% от взрослых и в них также не закончена дифференцировка нейронов и миелинизация аксонов.

Вес головного мозгадостигает 1250 г. По своей формебольшие полушарияпочти такие же, как у взрослых. Отличие заключается в том, что лобные доли еще относительно меньше развиты. На этом этапе заканчивается дифференцировка тел и дендритов корковых нейронов. Однако их аксоны еще не полностью покрыты миелиновой оболочкой. Функциональная незрелость коры больших полушарий проявляется в относительной слабости процессов торможения и в относительной легкости иррадиации процессов возбуждения (ребенок быстро перевозбуждается во время игры, плохо засыпает, спит беспокойно).

Нет еще контроля коры над эмоциями.

IV этап. На протяженииIVэтапа развития ребенка заканчивается дифференцировка и миелинизация всех отделов ЦНС и проводящих путей, которые еще не закончили своего развития на предыдущем этапе. К концу этапа все отделы ЦНС морфологически такие же, как у взрослых людей.

К 9-10 годам все головного мозга достигает 1350 г (у взрослых 1400-1600 г).

На этом этапе еще имеется относительная недоразвитость лобных долей больших полушарий. В этом возрасте мышление у детей все еще остается конкретным, хотя они уже начинают пользоваться абстрактными понятиями. Поэтому преподавание должно строиться не только на словесном логическом объяснении, но обязательно с использованием наглядностей (таблицы. рисунки, опыты), с обязательным знакомством ребенка с конкретными явлениями и предметами. Несмотря на морфологическую и функциональную незрелость больших полушарий, данный этап характеризуется довольно совершенной функцией коры головного мозга. Кора больших полушарий берет под контроль эмоции.

V этап.В 12-13 лет вес головного мозга достигает 1400 г. Отмечается усиленный рост лобных долей. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Только к 13-16 годам заканчивается рост лобных долей, вес головного мозга достигает массы взрослого. Усиливаются процессы торможения. К 17-18 годам морфологическое развитие больших полушарий заканчивается, но функциональное совершенствование продолжается и у взрослых людей.