Массовая психология

ГРУППОВАЯ ИЛИ МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Условия и причины возникновения: социальные революции Х1Х века, показавшие превращение народных масс в активный субъект исторического процесса. Возникает потребность в анализе нового социального явления: выявление мотивации поведения больших социальных групп: отсюда и задачи:

выяснить психические и социальные механизмы адаптации индивидов друг к другу, мотивов массового поведения людей, передача социальных норм и верований. Это было время, когда мировым лидером в развитии теории и практики социологии стала Франция, так как именно в ней исследовались психологические факторы социальной жизни.

Пионеры: Г,Лебон и Г.Тард.

“Омассовление общества” — таков был диагноз общественного развития. Одни восприняли этот факт с восторгом, другие — с ужасом, отчаянием, пессимизмом, так как “омассовление общества” связывалось с гибелью творческой индивидуальности, а всякое массовое движение оценивалось как иррацональное, разрушительное (например Хосе Ортега-и-Гассет, Лебон).

Жан Габриэль Тард (1843-1904).

Французский криминолог, социальный психолог и социолог. Один из крупнейших представителей психологического направления.

Родился в семье поместных дворян. Отец – судья. Получил классическое образование в местной иезуитской школе. Изучал право в университетах Тулузы и Парижа. С 1869 по 1894 служил в судах. На досуге занимался своими концепциями. Социологическая доктрина была закончена к 1875 г. Первые монографии «Сравнительная преступность» и «Философия наказания». После смерти матери покидает родной город и становится директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции. Параллельно работает содиректором Архивов криминальной антропологии.

С 1890 г. большинство работ посвящено социологии и философии.

Главные социологические работы: «Законы подражания» (1890), «Социальная логика» (1895) и «Всеобщее противостояние» (1897).

Преподавал в Свободной школе политических наук, Свободном колледже социальных наук, заведовал кафедрой современной философии в коллеж де Франс, избран членом академии моральных и политических наук.

4 стр., 1852 слов

ГРУППА 3 — презентация науки социальной психологии

... хотя и считается отцом политической науки, на самом деле был политическим философом. Если политическая наука отвечает на вопрос о том, как действительно устроена политическая жизнь общества, то политическая философия отвечает на вопрос о ...

Фундамент социологии — психология. Общество — это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний и надо изучать “социальную интеракцию /взаимодействие/ интерментальной деятельности”.

Т.О. социальные процессы – это процессы интериндивидуальные. Поэтому социология тождественна «интерпсихологии», или «интерсубъективной», психологии или «интерментальной» психологии.

В отличие от Конта, Спенсера, Дюркгейма, исходил из элементарного межиндивидуального отношения.

Социология должна ответить на два вопроса:

  1. Что составляет причину изобретений, успешных инициатив, социальных адаптаций?
  2. Почему именно эти, а не другие инициативы вызвали подражание? (найти законы подражания).

Социология возможна потому, что индивидуальная интерментальная психология включает элементы, которые могут быть переданы и сообщены одним сознанием другому. Эти элементы могут соединяться воедино, образуя истинные социальные силы и структуры, течение мнений или массовые импульсы, традиции ли национальные обычаи.

Наиболее фундаментальное, распространенное и элементарное отношение по Тарду – передача верования или желания, которая осуществляется подражанием. «Общество – это подражание, а подражание – род гипнотизма…».

Подражание – это повторение, копирование, внушаемое каким-либо образцом.

Механизмы подражания: обычай и мода.

Социальное развитие происходит таким образом, что подражание в форме обычая периодически сменяется подражанием в форме моды. Обычай – это подражание «своему и древнему». Мода – это подражание «новому и чужому».

Функции подражания:

формирование групповых и общественных норм, ценностей, а также социализация индивида, усваивающего нормы и ценности.

Другие важные факторы социальности – изобретения или нововведения. Всякое нововведение – это продукт индивидуального творчества. Его источник – творческий акт воображения одаренной личности.

Социальная жизнь проходит в отборе и распространении с помощью подражания изобретений. Изобретения распространяются волнами от единого центра. Круг имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока не сталкивается со встречной волной от других изобретений.

Изобретение — это социальная форма адаптации для приспособления к изменяющимся условиям, который апробирован человеком и усвоен, но не все изобретения приживаются и усваиваются для подражания, а только те, которые не противоречат логике существующей культуры. Они не должны быть ни слишком простыми, не слишком продвинутыми.

Существует иерархия престижа инновации — скорее будут подражать изобретениям верхов, чем низов.

Встречные потоки вступают в единоборство. При контакте инициаторов контрастных инноваций возникает их оппозиция или социальный конфликт.

В итоге общество — это сочетание 3-х базовых социальных процессов: изобретения /инновации/, подражания /имитации/, противопоставления /оппозиции, конфликта/.

Конфликты различны по интенсивности. Интенсивность конфликтов возрастает от нравственных социальных явлений через экономические социальные явления до конфликтов максимальной интенсивности политических.

3 стр., 1260 слов

Предмет, задачи, структура социальной психологии.История развития ...

... подражание (Баджот, Тард), внушение (Лебон), привычка (Джеймс), инстинкт (Макдугалл), «коллективное сознание» (Дюрк-гейм). - социальный ... социальной Ψ. Структура социальной Ψ включает такие разделы, как: социальная психология личности, психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), психология малых групп, психология межгруппового взаимодействия, психология больших социальных ...

Он полагал, что изменения в интимной сфере не требует изменения в других областях, а политика затрагивает наибольшее количество людей.

Особое значение в своих исследованиях придавал таким явлениям как толпа и публика. Полагал, что для современной эпохи характерно влияние публик. Публика – это духовная интеллектуальная общность, рассредоточенная в пространстве. Публика – это среда, в котрой происходит формирование общественного мнения. В становлении публики значительную роль играют средства связи и массовой коммуникации (особенно газеты).

Тард предвосхитил программы изучения общественного мнения и теории массовых коммуникаций. Он полагал, что общественное мнение можно изучать с помощью статистики (количество посещающих церковь и т.п.).

Он изучал влияние средств массовой информации на личность. Социальная функция средств массовой информации: агент интеграции и социального контроля, они поднимают людей от уровня узких общин до национальных и даже межнациональных.

Газеты — создатели публик, а публики это группы, имеющие определенный уровень самосознания (экономические, политические, семейные и т.д.).

Эти публики постепенно создают вторичные группы: политические партии, религиозные сообщества и т.д. То есть средства массовой информации адаптируют людей к обстоятельствам. Принцип подражания наиболее эффективен именно здесь.

Место Тарда в истории социологии. Идеи Тарда получили развитие в Чикагской школе в виде теорий “массового общества”, “массовых коммуникаций”, “распространения инноваций”.

Высокая оценка криминологии Тарда: “Портрет убийцы”.

В России М.М.Ковалевский и П.Сорокин признали влияние его выводов на ключевые положения своих концепций.

Методологические изъяны Тарда:

— туманность понятия “подражание”, причины подражания, источники образцов не объяснены;

— социальная практика показала, что культурные стандарты идут и вверх и вниз;

— Дюркгейм, критикуя Тарда, писал, что преклонение перед авторитетом абсолютно отлично от автоматического повторения сделанного другим.

Гюстав Лебон (1841-1931).

Доктор медицины, публицист, социолог, социальный психолог.

Разносторонность интересов: антропология и археология (книга “Памятники Индии” принесла ему известность); естествознание: создал ряд записывающих инструментов, написал трактат о тренинге лошадей, долго изучал природу черного света и внутриатомную энергию. Когда ему было за 50, он профессионально занялся социологией. Основная работа: «Психология толп» (в первом русском переводе “Психология народов и масс”).

1 часть: “Психология народов”. Основная идея: идея расового детерминизма в развитии цивилизации.

Одно из главных понятий в социологии Лебона – концепция «коллективной души».

Наиболее значимым субъектом социального развития он считает народ, нацию, цивилизацию, расу.

9 стр., 4283 слов

Теория ‘толпы’ в работах Г. Тарда и Г. Лебона

... страстями. Лебон, говоря о заразительности, имеющей место в толпе, обращает внимание на подражательность. Тард при характеристике и толпы, и публики особое внимание уделяет именно моменту ... однозначно ориентирует, но и по существу нивелирует человеческую индивидуальность. «В коллективном душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезает; разнородное утопает в ...

Каждый народ обладает душевным строем, столь же устойчивым, как и его анатомические особенности. Это душа народа, т.е. разделенные чувства, разделенные интересы и разделенные способы мышления. Она создается такими нерациональными механизмами, как внушение и наследственность. С исчезновением общности чувств, интересов и верований распадаются и сами народы.

Все метафизические, религиозные, политические и социальные верования укоренены в душе народа. Они управляют социальными институтами, а не наоборот. Юридические законы иллюзорны и неэффективны, если они не основаны на психологии расы. Эти верования ведут к недостатку понимания и терпимости в отношениях между народами и социальными группами. Следствием этого является неизбежность войн, которые, в конечном счете, есть войны между расами.

Поведением индивида руководит душа народа. Она наследие всех предков. Очень незначительное влияние оказывают непосредственные предки — родители, которые могут изменить лишь второстепенные черты. Влияние среды — самое слабое, т.е. раса — это нечто постоянное, неподчиненное действию времени, она управляет областью бессознательного в индивиде, а уж оно определяет ум и характер человека.

Наследственность накапливается очень долгое время и практически неизменна. Основа социальной эволюции — эмоциональная сфера психической жизни, т.е. чувства, верования, но не разум.

Лебон сторонник идеи неизбежности иерархического строения общества.

Начинает он с иерархии рас, выделяя первобытные, низшие, средние и высшие. Он выводил ее из психологических критериев (степень способности к рассуждению, сила внимания, самоконтроль над инстинктивными влечениями).

Первобытные – те, что остановились на эпохе первобытной животности каменного века (аборигены Австралии).

Низшие – негры. Обладают зачатками цивилизации. Средние (китайцы, японцы, семиты) — высокий тип цивилизации. Высшие (индоевропейцы) с наиболее высоким уровнем культурного развития.

Контроль над собственными инстинктами есть формирование национальной воли. Народы начинают понимать важность порядка, необходимость самопожертвования ради национального идеала и вырабатывают стремление к социальному совершенствованию.

Главные черты сильного характера народа – настойчивость, энергия, воля и нравственность. Величие народов зависит главным образом от уровня их нравственности.

Интеллектуальные качества народа могут легко меняться под влиянием воспитания. Открытия ума легко передаются от народа к народу. Душа народа почти не подвержена изменениям и не может передаваться.

Лебон отмечает также иерархию полов: мужчины и женщины никогда не поймут друг друга в силу разности ассоциаций.

Цивилизованные народы тоже представляют собой пирамиду. Ее основание заполнено темными массами, средние ступени – это образованные слои, высшие – очень небольшая группа ученых изобретателей, артистов и писателей. Высшая группа достигает высот в ходе жесткого социального отбора. Она ничтожна в количественном отношении, но определяет уровень страны на шкале цивилизованности. Если она исчезает, то исчезает все, что составляет величие нации. Чем выше цивилизационный уровень страны, тем выше разрыв между слоями. Но высший слой постоянно заимствует свои продуктивные силы из находящихся под ним.

16 стр., 7941 слов

Психология стихийных групп: психология толпы

... -- статистически вероятностная общность. Это означает, что вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный, случайный характер. ... Европы независимо сложились две научные школы: немецкая психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и франко-итальянская ... стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. В социальной психологии XX в. ...

Высшие нации, достигнув высот, начинают гоняться за наслаждениями, и в них растет уровень эгоизма. Они теряют качества, создавшие их величие. Тогда средние, имеющие очень интенсивный идеал совершают нашествие и на развалинах разрушенной цивилизации создают новую.

Цивилизованные народы удерживают в равновесии тенденции устойчивости и перемен: ”История устлана останками тех, кто не был в состоянии равновесия”.

П. Часть: ”Психология масс”. Это важнейшая часть социологии Лебона, она и принесла ему известность. Современное общество вступает в “эру толпы” (=массы).

Сознательная деятельность индивида заменяется бессознательной деятельностью масс. Причины массовых социальных явлений: это идеи, проникшие в область бессознательного. Разум при этом перестает влиять на идеи, таким образом, поведение масс определяется биологическими инстинктами. “Решающий фактор всех общественных дел — это коллективное сознание в форме общественного мнения”.

Толпа — это любое собрание индивидов, независимо от национальности, профессии и причин, вызвавших это собрание.

Общая характеристика толпы.

Толпа – это временный организм, соединившиеся в нем индивиды обладают совершенно новыми свойствами, как клетки живого организма.

Изолированный индивид отличается от индивида в толпе: действия человека определяются бессознательным (это наследственность, душа народа, раса).

Это бессознательное в толпе соединяется, индивидуальное исчезает, разнородное (интеллект, характер) утопает в однородном, т.е. в наследственности. В толпе может происходить только накопление глупости, а не ума.

Психологические особенности толпы:

а) общность чувств и идей, образуется коллективная душа, а сознательная личность исчезает.

б) индивид в толпе чувствует небывалую силу, у него исчезают одни способности (рациональность), появляются другие (агрессивность).

в) индивид анонимен, у него исчезает чувство персональной ответственности.

Механизмы взаимодействия людей в толпе.

  1. Заражение, почти гипноз.
  2. Внушение или суггестия.
  3. Отключение самоконтроля.

Толпа в интеллектуальном плане ниже индивида, но с точки зрения чувства она может быть и лучше и хуже, так как толпа может быть как преступной, так и героической. «Историю делает бессознательный героизм, хладнокровно обдумываемых дел было бы мало».

Характеристики толпы.

Импульсивность, изменчивость, раздражительность.

Импульсы могут быть великодушными/свирепыми, героическими/трусливыми. Изолированный индивид может подавить свои рефлексы, толпа – никогда. Толпа не может допустить, чтобы кто-то стал между ее желаниями и их реализацией, поэтому ярость – нормальное состояние толпы.

4 стр., 1902 слов

Серж Московичи Наука о массах Индивид и масса

... философов, делает вывод, что группы и массы живут под влиянием сильных эмоций, чрезвычайно аффективных порывов. Одиночный индивид, присутствующий в толпе становится другим, не всегда это ... существа, подверженные внушению со стороны первого встречного. Ле Бон писал: «Неосознанное поведение толпы, подменяющее сознательную деятельность личности, представляет собой одну из характеристик нынешнего века». ...

Толпа податлива к внушению и легковерна. Чувства в ней преувеличены и односторонни. Толпа консервативна и нетерпима. Масса признает силу. Толпа может выказать и высокую нравственность.

Типология толпы.

Преступная, избирательная, фанаты, хадж, паника и т.д.

Скептично характеризовал парламентскую деятельность. Видел в ней ту же толпу. Бесконтрольная и нерациональная растрата финансов.

Место Лебона в истории социологии.

  • Лебон один из первых изучал закономерности поведения больших социальных групп.
  • Сформулировал и описал область стихийного поведения.
  • Выявлял и описывал социальные и психические механизмы поведения людей.
  • Связывал закономерности поведения людей с практикой в политике, культуре и т.п., т.е. анализировал конкретные социальные явления.

Слабости и противоречия Лебона.

  • Осуждал всякие массовые движения, указывая на их разрушительность, особенно социалистического.
  • Идеализировал рациональность индивида. Получалось, что всякий индивид рационален, а всякая толпа – иррациональна.

Эти идеи разделял и развивал Михайловский Н.К. (1842-1904) – народник, публицист, социолог.

Основной фактор жизни (социальной) – заражение. Он также дал классификацию толпы.

Бехтерев В.М. (1857-1927) – он руководил социологическим факультетом в Психоневрологическом институте. Основной фактор социальной жизни – внушение.

Современная социология о толпе и массе. Толпа характеризуется общностью интересов, основанных на страхе. Она подчинена эмоциональным импульсам, главное в ней – подсознание.

Причины образования толп: стихийные бедствия, слухи, фанатизм.

Массы: характерна общность у ее членов взглядов, установок, позиций, ценностей. Поведение ценностно-ориентированное (завоевание достойного положения в обществе, борьба за сохранение природы и т.п.) Постепенно из организованных масс образуются новые общности, которые встраиваются в социальную структуру (т.е. легализуются), признаются их права и интересы.